Научная статья на тему 'Развитие выразительности и исполнительского мастерства в рамках курса "Создание мюзикла": возможности рубрикативной системы оценки'

Развитие выразительности и исполнительского мастерства в рамках курса "Создание мюзикла": возможности рубрикативной системы оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ / MUSICAL PRODUCTION / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПО РУБРИКАМ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RUBRIC EVALUATION / GRADE EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацуи Аки

В данной статье рассматривается разработанная автором система оценки но рубрикам, введенная в курс «Создание мюзикла» в рамках подготовки музыкальных педагогов. Существующая система оценки была недостаточно объективна и прозрачна, что побудило автора задуматься над ее улучшением. В ходе исследования система оценки по рубрикам, заимствованная из американской высшей школы, была усовершенствована и адаптиро вана применительно к курсу «Создание мюзикла». Благодаря введенной системе оценки студенты смогли глубже понять суть исполнительского мастерства и умения быть выразительным, важность работы в команде и сотрудничества в процессе творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of expressiveness and performing skills by the “Musical production” course: the possibilities of rubric evaluation system

Development of expressiveness and performing skills by the “Musical production” course: the possibilities of rubric evaluation system In this article the author representatives a new evaluation system the rubric evaluation, introduced into the “Musical production” study course for the Department of the Early Music Education. The previous evaluation system was not sufficiently objective and transparent, so this fact has prompted the author to improve it. As a part of the study, the evaluation system, which borrowed from the American higher education institutions, was improved and adapted by the author in relation to the “Musical production” study course. Owing to the introduced evaluation system, students became able to understand the essence of the performing skills and the ability to be expressive, the importance of the teamwork and cooperation in the creativity process deeper.

Текст научной работы на тему «Развитие выразительности и исполнительского мастерства в рамках курса "Создание мюзикла": возможности рубрикативной системы оценки»

УДК 378.978

Аки Мацуи

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В КУРСЕ «СОЗДАНИЕ МЮЗИКЛА»: ВОЗМОЖНОСТИ РУБРИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

Введение. История Университета Ота-ни началась в 1906 г. с основания женской гимназии - первого частного коллед-жэ. на Хоккайдо - японской школы буддизма Дзёдо Синею. И сейчас Университет стремится выполнить все условия, чтобы студенты приобрели необходимые для будущих педагогов знания, навыки и качества характера, и выросли духовно богатыми личностями. Курс «Создание мюзикла», о котором мы расскажем в данной статье, включен в программу 2-го года обучения и подразумевает реализацию самими студентами творческой работы - музыкального спектакля для детей. Студенты учатся различным приемам музыкального выражения, благодаря совместной работе над проектом, приобретают навыки работы в команде и распределения обязанностей, осознают целостность процесса творчества. Они самостоятельно изготавливают декорации, реквизит, костюмы, пишут музыку и песни к спектаклю, ставят свет.

В настоящее время в японской системе высшего образования растет число университетов, где реализуется так называемый подход «активного обучения», который подразумевает не чтение лекций преподавателем (т. е. однонаправленное обучение), а активное участие самих студентов в процессе обучения. В августе 2012 г. в качестве ответа на вызовы современности, в связи с важностью воспитания сбалансированной «жизнеспособности» в контексте глобализации и информатизации Центральный Совет по образованию Министерства просвещения и науки Японии анонсировал этот подход. В документе также

© Аки Мацуи, 2017

указывалась необходимость применения ясных и публично открытых систем оценки студентов.

Задачи для будущих студентов. Согласно данным опроса, представленным в мае 2010 г. [4, р. 12], проведенного по заказу IPSOS (компании по изучению глобального рынка) компанией Томпсон Ройтер Нью Сервис, в современной Японии наблюдаются черты «общества одиноких людей». Среди респондентов старше 18 лет, испытывающих тревогу за будущее, доля жителей Японии - самая высокая (рис. 1).

Кроме того, по данным OECD, Society at a Glance [4, p. 71], 15,3% респондентов-японцев ответили, что «совершенно» или «почти» ни с кем не общаются, кроме членов своей семьи. Это самый высокий показатель среди 20 высокоразвитых стран (рис. 2).

Далее приведем результаты сравнительного исследования Института Гэлла-па (США) стран мира, в котором сопоставлялись ответы 1000 респондентов из каждой страны в возрасте старше 15 лет [4, р. 73]. На вопрос «Вы помогли бы человеку, нуждающемуся в помощи, которого Вы не знаете?», положительно ответивших жителей Японии было меньше всего (рис. 3).

В контексте этих тенденций подчеркнем, что еще в 1996 г. Центральный совет по образованию Министерства просвещения и науки Японии в докладе «О перспективах развития образования Японии в 21-м веке» отмечал, что будущим студентам необходимо уметь самостоятельно определить насущные задачи, их изучить и обдумать, принять решение и его реализовать. Иными словами, быть

т

60% -40% 20% 0%

^•¿Лй^ г^ о^

О"

■ "Очень тревожусь", "тревожусь"

"Очень спокоен", "спокоен"

Рис. 1. Степень тревоги/спокойствия за будущее

20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

■ ■ 1111111111 11 II II

>~ О) —

I Е

Е М Л ? .0- -2 о

13 =>

сю —

нет , почти нет

и 0) го

Рис. 2. Общение помимо членов семьи

■ Да, я помогал / помог бы незнакомому человеку

Рис. 3. Опыт помощи незнакомым людям

способными самым наилучшим способом решать проблемы в условиях быстроменяющегося общества. Кроме того, необходимо вырастить развитую личность, способную успешно работать в сотрудничестве с другими людьми, понимать и сопереживать другим.

Цели курса, учебная программа, оценка результатов. В нашем университете студентам в начале учебного года выдается учебная программа курса, в которой прописано основное содержание курса, темы лекций, имена преподавателей, количество баллов за курс, количе-

ство часов в семестре, учебная литература, цели лекций, для каких студентов курс читается, задачи, на достижение которых направлен курс, система оценки, внеаудиторная работа и т. д. Иными словами, приведена вся информация о курсе, необходимая для обучения и получения оценки. Ознакомившись с программой, студенты лучше понимают процесс обучения в рамках данного курса и более осознанно воспринимают занятия, а преподаватели лучше управляют курсом.

Согласно учебной программе, цели курса «Создание мюзикла» заключаются в следующем:

1) понять творческий процесс работы над музыкальным спектаклем (мюзиклом);

2) научиться передавать чувства персонажей, развитие сюжета детям, умело использовать средства художественной выразительности такие, как песни, инструментальное исполнительство, игра актеров, реплики и т. п.;

3) достичь художественной выразительности понятной и доступной для детского возраста;

4) объективно представлять, какие средства выразительности понятны детям, и что может поддерживать их интерес на протяжении спектакля;

5) самостоятельно выполнять работу, понимая важность обмена мнениями и разделения обязанностей в процессе совместного творчества;

6) понимать свои обязанности и успешно их выполнять в процессе совместной работы.

Оценка по данному предмету формируется так: 40% - степень участия в проекте, 30% - успешность показа спектакля, 30% - содержание реферата. Преподаватель, ведущий данный курс, оценивает «исполнительское мастерство и умение быть выразительным», т. е. конечные результаты. Важным критерием является «заинтересованность, мотивированность, степень участия» в проекте, т. е. деятельность студента во всем процессе. Сложность подобной оценки состоит в том, что преподаватель не может по-

стоянно наблюдать за студентами во время репетиций. Кроме того, каждый год мы слышим мнение студентов о том, что, несмотря на удовлетворение от завершенности проекта, которое дает показ спектакля, им сложно понять какие приобретенные знания и навыки и по какой шкале были оценены.

Рубрикативная система оценки. Размышляя над системой оценки, мы обратились к рубрикативной системе оценки, широко применяемой в вузах США. Она предназначена для качественной оценки репрезентативной деятельности (творческие работы, практическая деятельность и т. п.), которую в отличие от теста, оценить сложно. В настоящее время она набирает популярность в вузах как одна из возможных систем оценивания. Рубрикативная оценка проводится по матрице, где по шкале оценки расписана степень достижения того или иного показателя. При участии нескольких преподавателей оценка выводится более объективно. Система применима к оценке рефератов, творческих работ, презентаций.

В табл. 1 приведена система оценки Университета Тоё. В ней четко обозначены критерии оценки усвоения программы. Представленные горизонтальные и вертикальные соотношения позволяют более точно оценить усвоение программы студентом и понять, почему поставлена именно такая оценка.

Применение подобной рубрикативной оценки дает возможность более четко прописать предполагаемые цели курса, выбрать наиболее подходящую оценку путем сравнения с другими показателями степени достижения этих целей. Это позволяет лучше осознавать прозрачность и справедливость оценки, стимулирует степень участия в процессе обучения, и обеспечивает лучшее достижение целей. Кроме того, преподаватель может оценить вовлеченность студентов в обучение и более качественно проанализировать свою педагогическую деятельность.

Рубрикативная оценка, разработанная преподавателем. Данный рубрикатор оценки по трехступенчатой шкале был разработан нами для оценки испол-

Таблица 1. Рубрикативная оценка Университета Тоё

Показатель 3 2 1 0

Ответы на занятиях Излагает аргументированно собственное мнение, основываясь на источниках Указывает на новые исследования Излагает желания За или против мнения других участников Нравится/не нравится Высказывает только свое отношение Не отвечает

Выбор цели реферата Объяснение связи поставленных задач с личным видением Объяснение поставленных задач с обществом Выражение простой заинтересованности Как-то просматриваются Цель не прописана

Степень понимания цитируемых исследований Объективное описание в соответствии со структурой реферата, Объективное описание в соответствии с оглавлением литературы Частичное объяснение содержания Произвольное цитирование и объяснения Цитирование не соответствует содержанию, ошибки Смешение цитат и своего мнения Неправильное цитирование

Собственное мнение в реферате Собственное, логично изложенное мнение по содержанию цитируемых исследований, основанное на изучении источников Мнение не имеет отношения к цитируемой литературе Приводит мнения третьих лиц Нравится/не нравится Высказывает только свое отношение Неправильное цитирование

нительского мастерства по вокалу во время репетиций к спектаклю (табл. 2). Считается, что оценка по рубрикам наиболее эффективна, когда студенты тоже принимают участие в ее разработке. Студенты могут по-новому взглянуть на себя в процессе обучения, повысить мотивацию к участию в занятиях. Иными словами, это как раз то, что в системе высшего образования Японии называют «активным обучением».

Рубрикативная оценка, разработанная студентами. Ниже приведен рубрикатор, разработанный студентами (табл. 3).

Для разработки таблицы-рубрикатора нами были использованы два занятия по 90 мин, посвященные подведению итогов работы после показа спектакля. Отметим, что студенты высказывали разные мнения по поводу проводимой оценки. Некоторым было сложно оценивать собственную работу, поскольку предыдущий учебный опыт состоял только из пассивного «прослушивания» лекций. Подобное прояснение системы оценивания творческой работы позволило многим отчетливо понять их дальнейшие действия.

Из 106 участников проекта в анкетировании участвовали 98 человек (92,5%). Больше всего в оценке студенты обращали внимание на «активность, вовлеченность в проект». Этот критерий назвали 63,4% студентов. Активная работа в проекте в целом, в той области, которая поручена (декорации, изготовление костюмов и т. п.), умение самостоятельно определять, что нужно делать дальше, по мнению студентов, заслуживает высокой оценки.

Второе место занял критерий «выразительность и актерское мастерство». Студенты предлагали высокую оценку за стремления амбициозно проявить себя в сценической игре, музыкальных, танцевальных номерах, актерской речи.

На третьем месте критерий «отношение в коллективе» (8,3% ответов). Студенты высоко оценили помощь коллегам в трудных ситуациях, умение решить проблему или спор с нейтральной позиции. 3,2% студентов высказались за оценку поведения по окончании спектакля. По их мнению, умение подвести итоги и активное участие в уборке Т8.КЖ6 заслуживает высокой оценки.

Таблица 2. Оценка вокального мастерства

Показатель Отлично Хорошо Удовлетворительно

Умение петь выразительно Поет в головном регистре с фонацией, хорошо звучащим голосом, правильные тон и ритм Поет звучным голосом, в головном регистре с фонацией, но тоны и ритм нестабильны Старается петь в головном регистре с фонацией, но голос слабый, а тоны и ритм нестабильны

Звучание Светлое звучание в соответствии с содержанием песни. Голос уходит вдаль, звучит красиво и чисто Звучание светлое, голос уходит вдаль, звучание можно назвать чистым Звучание светлое, но голос не идет вдаль

Произношение Поет, работая над произношением и интонированием фраз так, чтобы слушателям передался смысл песни. Используются выражения, понятные детям Слова звучат ясно, основной смысл улавливается Сложно различать слова

Мелодия Может петь, осознавая и слушая мелодию. Баланс между мелодией и вторым голосом хороший Может петь, осознавая и слушая мелодию Плохой баланс основной мелодии и второго голоса

Резонанс, выразительность Носовая полость и мягкое нёбо раскрыты, звучат вместе. Уголки рта приподняты, звучит светло и выразительно Рот достаточно открыт, но поет только с опущенным подбородком. Гортань не открыта Рот зажат, выразительность бедна

Дыхание, поза Взгляд направлен вдаль, положение головы сбалансировано. Принята идеальная поза, свободная для движения, грудь раскрыта, диафрагма выпрямлена Спина ровная, осанка правильная, но грудь не раскрыта, не может глубоко дышать Взгляд немного опущен, осанка плохая, немного сутулится, нет глубокого дыхания

Отношение Имеет четкое представление о том, что хочет выразить в песне. Удается выразить все особенности текста и музыки Концентрируется на репетициях, но пока не удается самостоятельно активно выразиться в исполнении Участвует в репетициях, но не может сконцентрироваться, иногда болтает

Отметим, что 47,7% респондентов в развернутых ответах указали параметры «слушать мнение других», «вместе с коллегами», «видеть происходящее как целостную работу», что свидетельствует о повышенном внимании к другим коллегам во время совместной работы. Таким образом, опрос показал, что почти половина участников признала не только собственно исполнительское мастерство, но и важность слаженной совместной работы.

Положительным моментом стало то, что некоторые студенты приводили много конкретных имен и ситуаций, заслуживающих высокой оценки. Многие вы-

соко оценили чувства благодарности зрителям, пришедшим на спектакль, и театру, оказавшему содействие. Мы считаем, что опыт введения такой системы оценки стал удачным инструментом для достижения главной образовательной цели курса «воспитания личности, обладающей широким видением, способной с заботой думать о других и осознающей себя частью общества».

Заключение. Внедрение рубрикатив-ной системы оценки имеет важное значение, поскольку оно позволяет студентам пересмотреть свою деятельность, обратить внимание не только на результаты,

Таблица 3. Рубрикатор оценок, разработанный студентами

Показатель Отлично Хорошо Удовлетворительно

Отношение к работе, степень участия Сам находит задачу и высказывает ее Обращает внимание на других участников и старается активно помочь им, помимо выполнения своих обязанностей Старается высказать мнение и по вопросам, его не касающимся, занимает активную позицию в работе Выполняет порученное дело до конца Если сделал ошибку, старается не делать ее в дальнейшем Если что-то поручили, может взять инициативу и сделать Может работать над порученным делом, прислушиваясь к мнениям окружающих Забывает, что должен сделать и уточнить Делает одни и те же ошибки Не обращает внимание на происходящее, не знает как лучше поступить

Выразительность, актерское мастерство Любит свою роль, испытывает гордость и любовь по отношению к ней. Не только следует указаниям режиссера и сценариста, но и сам предлагает На протяжении всего проекта прилагает усилия, имеет амбиции Играет так, чтобы де-тям-зрителям было интересно Любит свою роль, обсуждает с друзьями замечания и способен сам исправить По мере репетиций сам замечает места, которые можно улучшить, и овладевает выразительностью В конечном итоге развивает свои скрытые способности Не выучил сценарий Делает, после того, как скажут Только указывает другим, но сам не играет Старается улучшить что-либо, если ему на это указали Стесняется до последнего и не может быть выразительным

Отношения в коллективе Поддерживает и заботится о других, учитывая все нюансы Может обдумать проблемный момент с нейтральной позиции Высказывается или действует с учетом позиции партнера Поддерживает всех в напряженные моменты или когда все устали Поддерживает других, обращая внимание на нюансы, но не охватывает события в целом Иногда думает предвзято, но старается помочь урегулировать проблему Может посоветовать что-либо, но глубоко в суть проблемы не вникает Думает только о себе Если случилось, что-то непредвиденное, делает вид, что его это не касается Не обращает внимание на окружающих, высказывается, думая только о себе

По окончании спектакля Объективно анализирует прошедший спектакль, делает выводы на будущее Благодарит всех задействованных людей Принимает активное участие в уборке, пока все не будет убрано Может проанализировать проделанную работу Убирает реквизит и арендованные вещи, но не может сам контролировать процесс уборки Не замечает, что нужно убрать в театре, делает после того, как ему скажут Спектакль его тронул, но реферат не сдает Не убирает свои вещи Не собирает мусор Теряет вещи, которые одолжили другие

но и на сам процесс обучения. Благодаря этой оценке, преподавателю удалось увидеть студентов с новой стороны. Например, студенты, обычно ведущие себя тихо, смогли активно раскрыться в творческой деятельности. Данный опыт показал, что студенты придают важное значе-

ние умению помогать в трудной ситуации, работать в команде, а эти критерии до сих пор ускользали из поля зрения преподавателя, что еще раз подчеркивает значимость внедренной системы.

Мы считаем, что для обеспечения качества высшего образования разработка

критериев оценки совместно со студентами имеет важное значение. Кроме того, она позволяет наладить отношения малообщительных студентов с остальными, понять настроение и мысли друг друга, познать светлое чувство в отно-

шении будущего каждому участнику. Этот опыт обеспечивает активную позицию студентов в процессе овладения знаниями и заслуживает дальнейшего применения в методике и содержании обучения.

Литература

1. Barbara Е. Walvoord Daigaku kyo:iku asesumento nyu:mon. Tokyo, 2013. - 140 p.

2. Dannelle D. Stevens, Antonia J. Levi Daigaku kyouin no tame no ruburikku hyouka nyurmon. Tamagawa daigaku, 2014. - 180 p.

3.1shigami Hiromi, Nakajima Yuka Kyaria Puraningu - daigaku sho:nen kara no kyaria wa:kubukku. Nakanishiya, 2016. - 143 p.

4.Naikakufu "Hitori hitori wo horsetsusuru shakai" no ko:chiku ni muketa kadai, Tokyo, 2011. - 74 p.

5. Oda Reiko Daigaku sakubun po:toforio - jibun no kangae wo tsukuru. Akademia puresu, 2012. - 95 p.

6. Oki Hirotaka Daigaku ni okeru ruburikku hyouka do:nyu: no jissai- ko:hyo:de kannkyakuteki katsu genkakuna seiseki hyo:ka wo mezashite. Ritsumeikan ko:to:kyo:ikukenkyu: #14, 2012. - 20 p.

7. Сайт Университета Тоё. - URL: http:// www.toyo.ac.jp/uploaded/attachment/1077.pd

References

1. Barbara E. Walvoord Daigaku kyo:iku asesumento nyu:mon[Introduction to University Educational Assessment], 2013. 140 p.

2. Dannelle D. Stevens, Antonia J. Levi Daigaku kyouin no tame no ruburikku hyouka nyu:mon [Introduction in rubric evaluation for University's teachers]. Tamagawa daigaku, 2014. 180 p.

3.1shigami Hiromi, Nakajima Yuka Kyaria Puraningu - daigaku sho:nen kara no kyaria wa:kubukku [Career planning - Career workbook from the first year of university]. Nakanishiya, 2016. 143 p.

4.Naikakufu "Hitori hitori wo ho:setsusuru shakai" no ko:chiku ni muketa kadai [Issues

towards the construction of a society that subsumes every person]. Tokyo, 2011. 74 p.

5. Oda Reiko Daigaku sakubun po:toforio - jibun no kangae wo tsukuru. Akademia puresu [University writing composition portfolio -Creating your own ideas], 2012. 95 p.

6. Oki Hirotaka Daigaku ni okeru ruburikku hyouka do:nyu: no jissai- ko:hyo:de kannkyakuteki katsu genkakuna seiseki hyo:ka wo mezashite [Practice of introducing rubric evaluation at university]. Ritsumeikan ko:to:kyo:ikukenkyu: #14, 2012. 20 p.

7. Homepage of Toyo University. Available at: http: / /www. toyo. ac.jp/uploaded/attachment / 1077.pd

Развитие выразительности и исполнительского мастерства в курсе «Создание мюзикла»: возможности рубрикативной системы оценки

В данной статье рассматривается разработанная автором система оценки по рубрикам, введенная в курс «Создание мюзикла» в рамках подготовки музыкальных педагогов. Существующая система оценки была недостаточно объективна и прозрачна, что побудило автора задуматься над ее улучшением. В ходе исследования система оценки по рубрикам, заимствованная из американской высшей школы, была усовершенствована и адаптиро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of expressiveness and performing skills by the "Musical production" course: the possibilities of rubric evaluation system In this article the author representatives a new evaluation system - the rubric evaluation, introduced into the "Musical production" study course for the Department of the Early Music Education. The previous evaluation system was not sufficiently objective and transparent, so this fact has prompted the author to improve it. As a part of the study, the evaluation system, which borrowed from the American higher education institutions, was

вана применительно к курсу «Создание мюзикла». Благодаря введенной системе оценки студенты смогли глубже понять суть исполнительского мастерства и умения быть выразительным, важность работы в команде и сотрудничества в процессе творчества.

Ключевые слова: создание музыкального спектакля, система оценки по рубрикам, оценка деятельности.

improved and adapted by the author in relation to the "Musical production" study course. Owing to the introduced evaluation system, students became able to understand the essence of the performing skills and the ability to be expressive, the importance of the teamwork and cooperation in the creativity process deeper.

Keywords: musical production, rubric evaluation, grade evaluation.

Мацуи Аки, доцент отделения воспитания Matsui Aki, Associate Professor of Early

и раннего образования колледжа Университе- Education at the College of Sapporo Otani

та Саппоро Отани University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Получено 06.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.