Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / дети / дыхательные упражнения / гимнастика / выносливость / physical culture / children / breathing exercises / gymnastics / endurance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

Раскрыты актуальные вопросы развития выносливости у детей дошкольного возраста посредством использования в процессе физкультурных занятий упражнений дыхательной гимнастики. Представлено обоснование эффективности экспериментальных комплексов упражнений дыхательной гимнастики в создании условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF RESPIRATORY GYMNASTICS

The topical issues of developing endurance in preschool children are revealed through the use of breathing exercises during physical education classes. A substantiation of the effectiveness of experimental sets of breathing exercises in creating conditions for a constant increase in general aerobic endurance based on various types of motor activity is presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ »

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-7-3-10

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

В.В. Борисова, С.А. Архипова

Раскрыты актуальные вопросы развития выносливости у детей дошкольного возраста посредством использования в процессе физкультурных занятий упражнений дыхательной гимнастики. Представлено обоснование эффективности экспериментальных комплексов упражнений дыхательной гимнастики в создании условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, дети, дыхательные упражнения, гимнастика, выносливость.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF RESPIRATORY GYMNASTICS

Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@ramb-ler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Arkhipova S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professort, directorof institute, head of chair, Arkhipov777@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University

The topical issues of developing endurance in preschool children are revealed through the use of breathing exercises during physical education classes. A substantiation of the effectiveness of experimental sets of breathing exercises in creating conditions for a constant increase in general aerobic endurance based on various types of motor activity is presented.

Key words: physical culture, children, breathing exercises, gymnastics, endurance.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., директор института, зав. кафедрой, Arkhipov 777@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Ухудшение здоровья населения страны, в том числе и детей, становится государственной проблемой и особенно в контексте подготовки их к процессу обучения в образовательных учреждениях. Готовность к обучению в общеобразовательном учреждении зависит от наличия у дошкольника терпения, усидчивости, упорства. Во многом данные личностные качества обусловлены уровнем развития выносливости [2, 6, 10].

Проявление выносливости зави-

сит от способности нервной системы противостоять утомлению, от преобладания в нервной системе процессов торможения над возбуждением и от сформированности опорно-двигательного аппарата [1, 7].

В дошкольном возрасте для нервной системы характерно преобладание процесса возбуждения, в то время как костно-мышечная система находится в процессе формирования [3-5, 8]. В связи с этим возникает противоречие между уровнем психофизиологического развития дошкольника и требованиями готовности к обучению в образовательном учрежде -нии.

Данное противоречие указывает на проблему развития выносливо -сти у детей дошкольного возраста и подтверждает, что поиск средств развития выносливости у старших дошкольников является достаточно актуальным.

Целью исследования является изучение влияния дыхательных упражнений на развитие выносливости у старших дошкольников.

Задачи исследования:

- раскрыть актуальные вопросы развития выносливости у детей дошкольного возраста посредством использования в процессе физкультурных занятий упражнений дыхательной гимнастики;

- обосновать эффективность экспериментальных комплексов упражнений дыхательной гимнастики в создании условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что дыхательные упражнения являются достаточно эффективным средством развития выносливости у старших дошкольников.

Методика и организация исследования. В соответствии с целью и учетом специфики задач работы одним из методов исследования являлся педагогический эксперимент. Он состоял их двух этапов:

1) констатирующего эксперимента: определялся уровень развития выносливости у старших дошкольников;

2) формирующего эксперимента: осуществлялось внедрение в педагогическую практику экспериментальных комплексов упражнений дыха -тельной гимнастики, направленных на развитие выносливости у старших дошкольников.

Сбор и анализ ретроспективной и текущей информации, результатов ранее проведенных исследований позволили отобрать наиболее информативные методики исследования выносливости у детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня развития выносливости у стар -ших дошкольников были использованы стандартные показатели, характе -ризующие различные стороны ее проявления [3].

Исследование проводилось на базе Центра образования № 42 г. Тулы. В нем приняли участие дошкольники 5-6 лет в количестве 36 человек, которые составили контрольную и экспериментальную группы по 18 человек в каждой. Группы формировались методом случайной выборки.

В обеих группах физическое воспитание детей осуществлялось по одной и той же программе физического воспитания и обучения в детском саду.

В контрольной группе для развития выносливости использовались элементы гимнастики, легкой атлетики и спортивных игр. В экспериментальной группе, помимо этих средств, в конце занятия проводилась дыхательная гимнастика.

Результаты исследования и их обсуждение. Используя разнообразные дыхательные упражнения специальной направленности, старались развивать и совершенствовать выносливость у старших дошкольников во всех ее проявлениях и разновидностях.

Функции дыхательной гимнастики можно описать как последова -тельно осуществляемые циклы дыхания, выполняемые с помощью определенных способов и сочетающиеся при этом с дополнительными двигательными действиями, которые способствуют оптимизации деятельности дыхательного аппарата.

В процессе дыхательной практики применялись разнообразные техники, такие как изменение ритма и частоты вдохов и выдохов, использование различных типов дыхания (через рот или нос, грудное или брюшное), длительные задержки вдоха и выдоха. Кроме того, проводились спе -циальные упражнения для глубокой гипервентиляции легких и синхронизации дыхания с фазами дыхательных циклов.

У старших дошкольников опытной группы на физкультурных занятиях были проведены упражнения для развития выносливости в конце каждого урока, что являлось важной организационной составляющей педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач до начала экспериментального исследования (в сентябре 2022 года) проведено тестирование старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп согласно разрабо -танной программе тестирования. Результаты тестирования представлены в табл. 1.

Полученные результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что показатели развития выносливости у дошкольников кон -трольной и экспериментальной групп не имеют достоверных различий. Это говорит о практически равных исходных возможностях старших дошкольников обеих групп.

Сравнительный анализ полученных данных с результатами ранее проведенных исследований выявил, что по всем исследуемым параметрам старшими дошкольниками контрольной и экспериментальной групп показан средний уровень развития выносливости. Полученные результаты соответствуют среднестатистическим данным по вышеуказанной возрастной группе.

Таблица 1

Средние показатели выносливости у старших дошкольников в констатирующем эксперименте, М±ш

№ Тесты Группа t

п/п К Э

1 Бег без учета времени, м 221±3,1 219±2,8 0,5

2 Бег на продолжительность, с 176±2,8 170±2,1 1,7

3 Бег на 300 м, с 111,3±2,9 113,8±4,6 0,46

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 40,1±1,9 43±2,2 1

5 Коэффициент выносливости 279,5±5,6 279,4±5,6 0,018

Примечание: К - контрольная группа, Э - экспериментальная группа, при t=1,99

(Р<0,05), 1=2,85 (Р<0,01), 1=3,85 (Р<0,001).

С сентября 2022 года по май 2023 года осуществлялось внедрение экспериментальных комплексов дыхательных упражнений, направленных на развитие выносливости у старших дошкольников.

Для выявления эффективности экспериментальной программы по окончании эксперимента проведено итоговое тестирование показателей выносливости. Результаты тестирования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние показатели выносливости у младших школьников в формирующем эксперименте, М±ш

№ п/п Тесты Группа t

К Э К-Э К Э

1 Бег без учета времени, м 246±3,2 250±4,4 0,7 5,5 5,9

2 Бег на продолжительность, с 189±3,1 205±4,5 2,9 3,09 7,0

3 Бег на 300 м, с 105,2±4,2 95,4±2,5 2,01 1,2 3,51

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз 42,8±1,8 50,1±2,8 2,19 1,03 1,99

5 Коэффициент выносливости 267,8±3,8 275,4±3,8 1,96 1,7 0,6

Примечание: К - контрольная группа, Э - экспериментальная группа, при t=1,99

(Р<0,05), 1=2,85 (Р<0,01), 1=3,85 (Р<0,001).

Как видно из табл. 2, в контрольной группе выявлены достоверные (Р<0,01) положительные изменения в показателях общей выносливости: в беге без учета времени (1=5,5) и беге на продолжительность (1=3,09). Положительная динамика показателей скоростной ^=1,2) и силовой (1=1,03) выносливости не носит достоверного характера. Кроме того, недостоверным оказался и прирост коэффициента выносливости (1=1,7).

В экспериментальной группе зафиксировано достоверное улучше -ние практически по всем показателям выносливости: общей (=5,9 и 7,0, Р<0,001), скоростной (=3,51, Р<0,01) и силовой (1=1,99, Р<0,05). Также наблюдался прирост коэффициента выносливости, хотя и не на достовер -ном уровне (1=0,6).

Отсутствие достоверных изменений в контрольной группе и их наличие в экспериментальной, особенно в показателях общей выносливости, указывает на то, что экспериментальная программа развития этих видов выносливости более эффективна, чем используемая в контрольной группе.

Хорошая выносливость у ребенка способствует улучшению его способности адаптироваться к новым условиям, что полезно в учебном процессе. Высокие показатели выносливости помогают детям не уставать при выполнении физических упражнений, преодолевать большие расстоя -ния, формируют силу воли, терпение, настойчивость, эффективно мобилизуют организм в стрессовых ситуациях при физической, умственной и эмоциональной нагрузке.

Положительная достоверная динамика некоторых показателей выносливости в обеих группах свидетельствует о том, что хотя все приме -няемые средства являются достаточно эффективными, но больший прирост показателей в экспериментальной группе характеризует дыхательную гимнастику как более эффективное средство.

Анализ результатов тестирования старших дошкольников показал, что в контрольной группе выявлено достоверное улучшение по двум параметрам, а в экспериментальной - по четырем из пяти.

При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп по окончании эксперимента оказалось, что достоверных (1=0,6) различий не выявлено только по показателю «коэффициент выносливости», который раскрывает взаимосвязь пульсового давления и частоты сердечных сокращений. По всей видимости, отсутствие достоверных изменений данного показателя свидетельствует о невысоком темпе его прироста в этом возрасте у дошкольников и, возможно, требует наблюдения в более продолжительном эксперименте.

Показатели скоростной (1=2,01), силовой (1=2,19) и общей (1=2,9) выносливости у детей опытной группы выше на достоверно значимом уровне (Р<0,05) по сравнению с дошкольниками контрольной группы.

Заключение. Анализ полученных результатов позволяет считать, что предложенные экспериментальные комплексы упражнений дыхатель -ной гимнастики являются достаточно эффективным средством в создании условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду.

Экспериментальные комплексы упражнений дыхательной гимнастики для старших дошкольников доказали свою эффективность и преимущество по сравнению с традиционными методиками, используемыми в детских дошкольных учреждениях, а также позволили повысить уровень развития их скоростной (1=2,01), силовой (1=2,19) и общей (1=2,9) выносли -вости.

По результатам экспериментального исследования у старших дошкольников установлено, что в контрольной группе произошло достоверное улучшение результатов тестирования по двум параметрам, а в экспериментальной группе - по четырем параметрам из пяти. Это характеризует дыхательную гимнастику как достаточно эффективное средство развития выносливости в старшем дошкольном возрасте.

Список литературы

1. Аверьянова В.В., Яковлева Л.А. Развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх // Студенческий научный форум - 2017: сб. материалов IX Междунар. студ. науч. конф. М., 2017. С. 12-27.

2. Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спор -тивных игр // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 5758.

3. Ветошкина Е.А. Повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 25 с.

4. Егоров В.Н., Миронов Д.Л. Анатомо-физиологические особенности как фактор определения содержания процесса физического воспитания детей 6-7 лет // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи: проблемы и перспективы развития: сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 236-240.

5. Ильина Л.Л. Современные подходы к организации двигательной активности детей дошкольного возраста // Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 71-74.

6. Кустова И.А., Старостина А.В. Программное обеспечение занятий по физической культуре в детском саду детей 6-7 лет // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа: монография / Г.В. Акименко [и др.]. Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 132-155.

7. Лелекова А.С. Развитие выносливости у старших дошкольников // Наука, образование, инновации: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 3-4.

8. Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Дорохина Т.И. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в области физической культуры // Физическая культура в школе. 2023. № 2. С. 2-7.

9. Нугуманова А.М., Зольникова О.В. Эффективное использование инновационных технологий с детьми среднего дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1(1). С. 29-30.

10. Семенова Т.А. Планирование физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. 2022. № 2. С. 31-37.

11. Токарева С.В., Котова О.В., Уколова Г.Б. Современные физкультурно-оздоровительные практики и их характеристика // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 9(211). С. 453-457.

References

1. Aver'yanova V.V., Yakovleva L.A. Razvitie vynoslivosti u detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta v podvizhnyh igrah [Development of endurance in children of senior preschool age in outdoor games] // Student Scientific Forum - 2017: Sat. materials of the IX International. stud. scientific conf. M., 2017. P. 12-27.

2. Vershinin M.A., Finogenova N.V., Saburkina O.A. Fizicheskoe vospitanie starshih doshkol'nikov na osnove ispol'zovaniya sredstv sportivnyh igr [Physical education of older preschoolers based on the use of sports games] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 6. P. 57-58.

3. Vetoshkina E.A. Povyshenie urovnya fizicheskogo sostoyaniya detej 5-7 let v us-loviyah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove preimushchestvennogo raz-vitiya vynoslivosti [Increasing the level of physical condition of children 5-7 years old in a preschool educational institution based on the primary development of endurance]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. Khabarovsk, 2006. 25 p.

4. Egorov V.N., Mironov D.L. Anatomo-fiziologicheskie osobennosti kak faktor opredeleniya soderzhaniya processa fizicheskogo vospitaniya detej 6-7 let [Anatomical and physiological features as a factor in determining the content of the process of physical education of children 6-7 years old] // Physical culture, sport and health of student youth: problems and development prospects: collection. materials of the XIV International. scientific-practical conf. Tula: Publishing House of Tula State University, 2019. P. 236-240.

5. Il'ina L.L. Sovremennye podhody k organizacii dvigatel'noj aktivnosti detej dosh-kol'nogo vozrasta [Modern approaches to the organization of motor activity of preschool children] // Cultural genesis functions of preschool and special education: development of innovative models: collection of articles. materials II Int. scientific-practical conf. Cheboksary: Publishing house of ChSPU named after I.Ya. Yakovleva, 2019. P. 71-74.

6. Kustova I.A., Starostina A.V. Programmnoe obespechenie zanyatij po fizicheskoj kul'ture v detskom sadu detej 6-7 let [Software for physical education classes in kindergarten for children aged 6-7 years] // Development of modern education: experience of theoretical and empirical analysis: monograph / G.V. Akimenko [et al.]. Petrozavodsk: New Science, 2021. P. 132-155.

7. Lelekova A.S. Razvitie vynoslivosti u starshih doshkol'nikov [Development of endurance in older preschoolers] // Science, education, innovations: collection of articles. articles International scientific-practical conf. Ufa: Publishing house "OMEGA SCIENCE", 2016. P. 3-4.

8. Luk'yanenko V.P., Luk'yanenko N.V., Dorohina T.I. Obespechenie preemstven-nosti doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury [Ensuring the continuity of preschool and primary school education in the field of physical culture] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school]. 2023. No. 2. P. 2-7.

9. Nugumanova A.M., Zol'nikova O.V. Effektivnoe ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij s det'mi srednego doshkol'nogo vozrasta [Effective use of innovative technologies with children of middle preschool age] // Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii [Traditions and innovations in preschool education]. 2018. No. 1(1). P. 29-30.

10. Semenova T.A. Planirovanie fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty [Planning physical education and health work] // Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 2022. No. 2. P. 31-37.

11. Tokareva S.V., Kotova O.V., Ukolova G.B. Sovremennye fizkul'turno-ozdoro-vitel'nye praktiki i ih harakteristika [Modern physical culture and health practices and their characteristics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2022. No. 9(211). P. 453-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.