Научная статья на тему 'Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания'

Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / AN INNOVATIVE PROCESS TECHNOLOGY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна

Рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса, технологии создания воспитательной системы в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM AS A CHANGE OF STRUCTURAL COMPONENTS OF EDUCATION

The questions of the organization of the educational process, the creation of educational technology systems in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания»

С.В. Власенко, Н.И. Пустовалова ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

научном познании. - М.: Мысль, 1969. - 212 с.

7. Заславская О.В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1997. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertariya-pшtsess-obucheniya-i-ego-funktsii-v-razvitii-vospitatelnoy-sistemy-shkoly#ixzz2j83P4xKh

8. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998. - 325 с.

9. Убоженко Т.Н. Проектная деятельность как средство развития базовых компетентностей старших дошкольников// Современные Тенденции развития дошкольного и начального образования в дальневосточном регионе // Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре, 2013. - №1. - С. 226-230.

10. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 46-50.

11. Левашева И.И. Особенности учебно-познаватель-

ки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2011. № 2. С. 133-135.

12. Никитина Е.А. Компетентностный подход к формированию учебной деятельности младших школьников. //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2013. № 3. С. 197-199.

13. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников. //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 4850.

14. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349.

15. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.

ной компетенции старших дошкольников //Вектор нау-

DESIGN OF PRESCHOOL EDUCATION BASED ON VARIANT-MODEL APPROACH

© 2013

S.V. Vlassenko, Associate Professor of Pedagogics N.I. Pustovalova, Professor, Department of Psychology

North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: The under-representation in the studies variably-model approach to the design of educational activities preschoolers and objective demand in the organization of project activities, determines the relevance of the study of this problem. The article discusses features of variably-model approach in the development of cognitive competence preschoolers.

Keywords: preschool education, cognitive competence, project method, the project activity.

УДК 370.179

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

© 2013

С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация: Рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса, технологии создания воспитательной системы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, педагогическая технология, инновационный процесс, технологический подход.

Образование сегодня признано одним из стратегических приоритетов государства. Качественное образование - основа благополучия гражданина и общества в целом, поэтому данный вопрос актуален во все времена.

Во-первых, качество образования - это внедрение педагогических инноваций. Инновация - это содержание и организация нового.

Во-вторых, становление новой парадигмы воспитательно-образовательного процесса.

В-третьих, значительным фактором повышения качества образования является творческий потенциал педагогического коллектива.

Современная образовательная система Казахстана направлена на поиск своей модели образования. На первое место выдвигается личность ребенка, ее развитие в образовании. Современная педагогическая наука характеризуется стремлением к созданию новых образовательных технологий. Перемены, происходящие в современной школе, ознаменованы появлением учреждений нового типа (лицеи, гимназии, колледжи). Это определяет необходимость пересмотра целей деятельности школы, реконструирование содержания, освоение новых педагогических технологий.

К инновационным процессам относятся все изменения, связанные с передовым опытом, различные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс можно рассматривать

как инновационный в том случае, если он направлен не только на передачу учащимся новых для них знаний, но, в первую очередь, на формировании новых свойств личности, усвоение способов деятельности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Изменения структурных составляющих системы воспитания обусловлены социально-экономическими преобразованиями в обществе. Цели, нормативы, критерии, организационные формы, информационное обеспечение, мотивационно-стимулирующие аспекты подверглись существенному преобразованию. Постепенный переход системы воспитания в режим инновационного развития осуществляется во всех ее компонентах с целью обретения нового качества. Поэтому педагогический коллектив образовательного учреждения должен создавать условия обновления образа жизни школы, обеспечивающие:

-сотрудничество с ребенком, способным к саморазвитию и самоизменению;

-сотворчество с педагогом, обеспечивающим помощь и поддержку в индивидуальном самоопределении ребенка;

-диалог и сотрудничество участников педагогического процесса в достижении цели саморазвития; -созидание школы.

С.В. Власенко

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ИЗМЕНЕНИЕ ..

Современные инновации находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения. Е. В. Тонков считает, что необходимы определенные условия в процессе управления образовательно-воспитательными системами [1].

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: -проблема изучения педагогического опыта; -проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

-объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

-субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность [2].

Критерии обоснованности инноваций: -оптимальность (достижение ожидаемых результатов с оптимальной затратой сил и средств педагогов и учащихся);

-результативность (достижение устойчивых положительных результатов в деятельности учителей);

-возможность применения инноваций в образовательных учреждениях.

Педагогические технологии обеспечивают создание совокупных условий для развития учащихся за счет внедрения системы методик, объединенных приоритетными образовательными целями, задачами, содержанием, формой и методами организации учебно-воспитательного процесса.

Эффективность технологического подхода к обучению доказана рядом исследований, проводимых в Казахстане, России, Бельгии, Англии, США и других странах. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, технологизация позволяет гарантировать достижение некоторого нижнего порога качества образования при очень неоднородном и в среднем невысоком уровне профессиональной подготовки учителей. Этим, по мнению В. Гузеева, и обусловлена актуальность технологической подготовки работников образования [3, с.139].

Понятие «технология» применимо к любой сфере человеческой деятельности. Технология обеспечивает возможность эффективного и рационального достижения

результата. Наука о законах функционирования любой сложной системы можно принять в широком смысле как трактовку понятия «технология». Понятие воспитательной технологии, рассматриваемое нами, представлено в научной сфере (исследует рациональные пути воспитания); в операциональной (системе способов, принципов и регуляторов воспитания); в деятельности (личностное, инструментальное, методологическое освоение действительности).

Сегодня очевидно, что технологический подход к образованию значительно эффективнее традиционного. Многие ученые и педагоги разделяют мнение, что так называемая эффективность рассматривается в качестве важнейшего инструмента общего повышения эффективности деятельности школы. В.А. Сластенин и Н.Г. Руденко называют причины, порождающие возникновение и практическое использование педагогических технологий в образовательном процессе:

- потребность в осуществлении личностно-ориенти-рованного обучения во всех звеньях образовательной системы, замены малоэффективного способа передачи знаний;

- возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя [4].

Технологический подход к воспитанию включает следующие компоненты: постановку целей и их максимальное уточнение; стройную ориентацию воспитательной системы на воспитательные цели; ориентацию целей, а вместе с ними и всего хода воспитания, на гарантированное достижение результатов, коррекцию воспитания, направленную на достижение поставленных целей; заключительную оценку результатов [5, С.14].

Исходя из иерархических уровней педагогической технологии, определяемых Г.К. Селевко, воспитательные технологии можно отнести к локальным технологиям (технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса) [6].

«В современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции, поэтому современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину [7, с.54].

Проблемы внедрения воспитательных технологий рассмотрены в науке недостаточно, что требует определенного внимания к определению сущности и классификаций воспитательных технологий. Направление, обозначенное этим термином, не имеет четкого определения. В основном авторы дают свое понимание этого феномена сточки зрения практики. На наш взгляд, такой подход не совсем правомерен, так как в этой проблеме, несомненно, имеет место и теоретический аспект. Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных воспитательных технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения воспитательной технологии как системы, системного метода или воспитательной системы.

Значение общего среднего образования находит свое отражение в «Долгосрочной программе развития образования до 2020 года» в Республике Казахстан. В ней отмечено, что «в 2020 году приоритетным направлением деятельности системы образования будет создание условий для предоставления образования, адекватного запросам казахстанцев и позволяющего в полной мере реализовать творческий и интеллектуальный потенциал каждой личности. На каждом из уровней образования, начиная с дошкольного, процесс обучения будет сфоку-

С.В. Власенко

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ИЗМЕНЕНИЕ ...

сирован на развитии аналитических навыков, творческого потенциала, индивидуальных способностей каждого человека. Таким образом, система образования будет способствовать развитию новой модели личности - образованной, креативной, умеющей самостоятельно принимать решения, самодостаточной» [8].

В связи с этим общество выдвигает ряд совершенно новых требований к выпускникам школ: они должны быть развиты как личность и субъект деятельности, воспитаны в духе уважения к национальной культуре и другим культурным истокам; у них должны быть сформированы ценностные жизненные ориентиры. Изменение требований повлекло за собой переосмысление целей общего среднего образования, поиска его нового содержания, новых форм и методов. Следствием этого явилось появление школ «нового» типа. Главное отличие «школы нового типа» от традиционной заключается в специфической атмосфере, психолого-педагогической среде, уровневой дифференциации учащихся, преподавании по индивидуальному учебному плану и авторским программам. По мнению многих исследователей С. Гершунского, Е.С. Полат в инновационных школах наряду с изменением организации учебного процесса необходимо применять личностно-ориентированные технологии [9; 10].

Законом «Об образовании» РК утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения и воспитания, позволяющий учителю использовать наиболее оптимальный вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели [11].

Школа сегодня является обязательным, а для многих - единственным институтом социализации, поэтому самим временем и обществом на нее возложена особая историческая ответственность за формирование воспитанности у подрастающего поколения. Результативность образования в современных условиях связана с осознанием настоятельной необходимости дополнения традиционных представлений о воспитании, как о процессе целенаправленного, систематического формирования личности, в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной, культурной и политической жизни, новым принципиально важным положением о диалогичности воспитания, поэтому перестройка учебно-воспитательного процесса, его совершенствование в новых условиях может быть определена как переход от монолога к диалогу, как важнейшему условию перехода к педагогике сотрудничества, к применению инновационных воспитательных технологий.

Важнейшим критерием технологичности исследователи считают наличие операциональной (конкретной и достижимой) цели [12-14]. Поэтому воспитательная система лицея формируется целенаправленно, реализуя следующие задачи:

-обеспечение благоприятных условий для проявления, развития и дальнейшего направленного саморазвития индивидуально-личностных склонностей, способностей и одаренности каждого ученика;

-развитие духовной и нравственной культуры, познание мировых и общечеловеческих ценностей, создание условий для овладения школьниками законов взаимодействия человека с миром, через включение его в си-

стему общественных и межличностных отношений;

-формирование умений позитивного воздействия на социум и общественные отношения;

-воспитание высокоразвитой, духовно богатой личности, носителя национальных и общечеловеческих ценностей;

-ориентация школы на развитие потребностей, мотивов, ценностных отношений, творческой индивидуальности личности, оказание помощи в профессиональном самоопределении, создание условий саморазвития;

-создание эффективных форм оценивания для определения уровня и динамики в развитии каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тонков Е. В. Управление образовательно-воспитательными системами. - Белгород: изд-во БелГУ, 2007. - Ы1р://еИЬгагу.ги/йет.а5р?Ы=20017944

2.Днепров Э. Общественно-педагогическое и инновационное образовательное движение // Инновационное движение в Российском школьном образовании. - М.: Парсифаль, 1997. - С.9-35.

3. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М., 2001.- С.139.

4. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагогика, 1997. - №3 -С. 39-41.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

6. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: // Народное образование. Школьные технологии, 2002. - №3. - С.13.

7. Власенко С.В. Методологические основы мониторинга качества образовательных услуг // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1. С.51-55.

8.Долгосрочная программа развития образования до 2020 года. - Астана, 2010.

9. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. - М.: Знание, 1986. - С. 3-36.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2002.

11. Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. - Астана, 2008. - 352 с.

12. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349.

13. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.

14. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С.

© 2013

155-160.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM AS A CHANGE OF STRUCTURAL

COMPONENTS OF EDUCATION

S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical science, associate professor of pedagogics

North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: The questions of the organization of the educational process, the creation of educational technology systems in an educational institution.

Keywords: education, educational system, educational technology, an innovative process technology approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.