Научная статья на тему 'Развитие внутришкольных систем оценки качества образования'

Развитие внутришкольных систем оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА / QUALITY OF EDUCATION / INTRASCHOOL SYSTEM OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / STARTING DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивина Юлия Сергеевна

В статье представлена характеристика существующей общероссийской системы оценки качества образования, в том числе независимой оценки качества образования (НОКО), рассмотрен вклад, который вносит НОКО во внутришкольную оценку качества образования на примере независимой стартовой диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTRASCHOOL SYSTEMS OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION

The characteristic of the existing all-Russian system of assessment of quality of education, including the independent assessment of quality of education (IAQE) is presented in article, the contribution which is made by IAQE in intraschool assessment of quality of education on the example of independent starting diagnostics is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие внутришкольных систем оценки качества образования»

Ивина Юлия Сергеевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, iulia_ivina@mail.ru

РАЗВИТИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ*

Аннотация

В статье представлена характеристика существующей общероссийской системы оценки качества образования, в том числе независимой оценки качества образования (НОКО), рассмотрен вклад, который вносит НОКО во внутришкольную оценку качества образования на примере независимой стартовой диагностики. Ключевые слова:

качество образования; внутришкольная система оценки качества образования; независимая оценка качества образования; учебно-методический комплекс; стартовая диагностика.

В современной действительности среди представителей научно-педагогического сообщества, органов управления образованием и общественных организаций наблюдается возрастающий интерес к проблеме оценки качества общего образования. Актуальность вопроса подтверждается активным наращиванием нормативно-законодательной базы, а также обобщением и продвижением знаний данной области.

Целью подпрограммы 5 «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является «обеспечение качества образования и оценка образовательных результатов обучающихся, совершенствование управления системой образования» [5].

В соответствии со статьей 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].

Работа по оценке качества образования в настоящее время ведется на федеральном и региональном уровне, но, в первую очередь, на уровне

*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования»

образовательной организации. Согласно проекту Концепции общероссийской системы оценки качества общего образования [1], на сегодняшний день существуют следующие виды оценочных процедур:

1) государственные (национальные) экзамены;

2) национальные исследования;

3) внутришкольная система оценки качества образования;

4) международные (PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, TALIS).

Государственные экзамены представлены государственной итоговой

аттестацией (9 класс) и единым государственным экзаменом (11 класс).

Национальные исследования качества образования оценивают:

• готовность детей к начальной школе;

• образовательные достижения 1, 4, 6 и 8 классов;

• готовность девятиклассников к выбору профессии и образовательной траектории;

• уровень социализации учащихся 16-ти лет.

Одним из наиболее интересных видов оценивания являются международные исследования, в которых сегодня Россия принимает активное участие. Однако данные исследования не способны измерить прогресс учащихся. В то время как именно прогресс может наглядно отразить связь результатов с инструментами обучения.

Внутришкольная система оценки качества образования (ВШСОКО) ориентирует организационно-структурную и нормативно-правовую стороны образовательных отношений на создание и реализацию диагностических и оценочных процедур учета: образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности организации в целом, образовательных программ, разработанных с соответствии с государственными требованиями и запросами основных пользователей. Обязательность проведения ВШСОКО регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации».

Основные направления развития ВШСОКО определяются государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [5]. Так, одной из первостепенной задач программы является «совершенствование процедур проведения и методик оценки уровня освоения обучающимися образовательных программ общего образования» [5].

Организация и проведение ВШСОКО также регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, такими как устав школы, положение о ВШСОКО, положение о рабочих программах и др.

Проведение ВШСОКО обеспечивается:

1) системой внутришкольного контроля (организаторы -административный персонал образовательных организаций);

2) общественной экспертизой качества образования (организаторы -общественные организации и объединения, независимые гражданские объединения, родители обучающихся школы);

3) профессиональной экспертизой качества образования по заявке школы (организаторы - внешние научные образовательные организации и учреждения).

Остановимся более детально на каждом элементе ВШСОКО.

Внутришкольный контроль бывает двух видов: тематический и фронтальный. Первый вид позволяет контролировать состояние конкретного элемента образовательного процесса (оценка освоения учащимися знаний, умений и навыков; работа учителя или классного руководителя; работа кружков и факультативов), второй предполагает рассмотрение всех аспектов деятельности объекта образовательных отношений [2]. Данный элемент ВШСОКО классифицируется по периодичности (входной, предварительный, текущий, промежуточный и итоговый) и способу организации (персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий,

тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий и обзорный).

Основной задачей общественной экспертизы является проверка соответствия качества образования социальным ожиданиям и интересам.

Выделяются следующие объекты общественной экспертизы качества образования [7]:

1) внеучебные достижения обучающихся;

2) общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;

3) условия, созданные в образовательной организации в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников;

4) эффективность управления школой, в том числе в финансово-экономической сфере».

Профессиональная экспертиза качества образования - это внешний аудит образовательной организации, проводимый в форме независимой оценки качества образования (НОКО). НОКО инициируется участниками образовательного процесса с целью получения информации о качестве образования в конкретной образовательной организации. При проведении НОКО оценивается качество подготовки обучающихся и качество образовательной деятельности организации. Профессиональная экспертиза качества образования предполагает оценку образовательных программ, психологических особенностей учащихся, общего состояния школьников по медицинским показателям, условий реализации программ основного и дополнительного образования.

Проведение НОКО может также осуществляться в рамках проведения международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций. [3].

В настоящее время образовательная политика направлена на распространение НОКО среди регионов. Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы относительно НОКО вводит следующий целевой показатель (индикатор): «число субъектов Российской Федерации, в которых реализуются инструменты независимой оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего

общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, единиц». Вследствие этого, условиями программы определен ожидаемый результат - «обеспечение реализации охвата механизмами независимой оценки качества образования программ дошкольного, общего и дополнительного образования, профессионального и высшего образования» [5].

Все чаще наблюдается разрыв в результатах внутришкольного контроля и независимой оценки качества образования (как общественной, так и профессиональной). Поэтому проведение НОКО в рамках внутришкольной оценки качества становиться все более актуальным. Рассмотрим, какой вклад вносит НОКО во внутришкольную оценку качества образования на примере независимой стартовой диагностики.

Сегодня независимая стартовая диагностика первоклассников - это первый элемент внешней оценки в региональной системе оценки качества образования, необходимый всем субъектам образовательных отношений.

Педагогам она необходима для построения и корректировки дальнейшей образовательной траектории. Родителям диагностика помогает обратить внимание на проблемные места в учебной деятельности их ребенка на входе в школу и оказать ему поддержку по адаптации к переходу в новую социальную категорию - ученик. Администрация школы и органы управления образованием учитывают независимую диагностику для выявления разрыва между результатами внутришкольной и внешней оценки качества образования.

Основная задача диагностики - выявить индивидуальные особенности и потенциал детей. Основываясь на полученных данных, по итогам диагностики происходит оценка уровня образовательных достижений, построение профиля адаптации ребенка к школе, планируются индивидуальные программы поддержки, а также формулируются рекомендации для родителей.

На данный момент проведением независимой стартовой диагностики в Москве занимаются такие организации и учреждения, как: Московский центр качества образования, Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и др.

В круг интересов данного исследования вошел инструмент независимой стартовой диагностики iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) - исследование готовности ребенка к школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения.

Решение использовать результаты данного исследования объясняются рядом причин:

• уникальность (отсутствие в РФ подобных инструментов, измеряющих индивидуальный прогресс обучения ребенка в первом классе);

• международный уровень;

• подтвержденность психометрических свойств;

• валидность;

• мягкая игровая форма тестирования.

Один цикл исследования организуется в два этапа: измеряется уровень образовательных достижений детей на начало учебного года (конец сентября - начало октября) и на конец (май). Предметная область инструмента: математика, чтение и фонологическая грамотность.

Структура инструмента независимой диагностики отражена следующими компонентами [6]:

• компьютерное адаптивное тестирование учащихся (проводится специально обученными интервьюерами в игровой форме);

• анкета для родителей (заполняется родителями первоклассников, чьи образовательные достижения исследуются);

• опросники для учителя (заполняются педагогами диагностируемых первоклассников);

• анкета социального и эмоционального развития ребенка (заполняется педагогами на основе ежедневного наблюдения за учащимися в классе).

В целом, на сегодняшний день, данное исследование ставит перед собой цель осуществить независимую стартовую диагностику на входе в систему образования и оценить прогресс в течение первого года обучения индивидуально по каждому ребенку.

Наряду с многочисленными возможностями использования результатов 1Р1Р8, этот инструмент стартовой диагностики позволяет сравнить образовательные результаты детей относительно учебно-методического комплекса (УМК).

Современное начальное образование в Российской Федерации существует в рамках двух систем обучения: традиционной и развивающей. Каждая из них содержит ряд УМК, создаваемых для возможности осуществления своей обучающей деятельности образовательными организациями. Следует отметить, что сведения о выбранных школами УМК должны находиться в открытом доступе.

Наибольшей востребованностью среди российских школ обладают такие УМК для начального образования, как «Школа России», «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Система развивающего обучения Л.В. Занкова». Данные УМК представляют принципиально различающиеся системы обучения, одной из которых в большей степени присуща передача конкретной совокупности знаний, умений и навыков, а другой - развитие потенциала к самообразованию и самосовершенствованию.

В связи с этим возникает проблема выбора УМК, что актуально не только среди научно-педагогического сообщества, но и среди родителей будущих первоклассников. Выбор траектории обучения ребенка волнует многих родителей. В действительности, от их предпочтений зависит выбор школы, класса, учителя, и, в конечном счете, образовательные результаты их ребенка и формирование его дальнейшего отношения к обучению в школе.

Чтобы приблизиться к ответу на вопрос связанный с выбором УМК, были проанализированы результаты исследования 1Р1РБ 2015-2016 гг., проводимого в городе Москва, относительно двух рассматриваемых УМК: «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» и «Школа России».

Следует отметить, что были исключены данные о первоклассниках, учащихся в 2015 году в школах повышенного статуса (гимназия, лицей), поскольку было принято решение рассматривать только общеобразовательные школы г. Москва. Таким образом, выборка составила 1019 первоклассников 16 московских школ, что является достаточным количеством для наблюдений и осуществления высококачественного статистического анализа.

Исследование проводилось эмпирическим методом, основываясь на применении корреляционного, дисперсионного и регрессионного анализа данных. Анализ осуществлялся в статистическом пакете SPSS (Statistical Package for the Social Sciences - статистический пакет для социальных наук).

Цель данного исследования была достигнута, что подтверждается наличием главного результата исследования - выявленной и доказанной связью прогресса в обучении первоклассников и УМК. При этом, базируясь на выводах относительно дополнительных гипотез, была принята основная гипотеза: в школах, использующих учебно-методический комплекс «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова», прогресс в обучении учеников выше, чем в школах, применяющих УМК традиционной системы «Школа России» (при контроле переменных, характеризующих семью ребенка, и его личностных особенностей).

Таким образом, можно сделать вывод, что независимая оценка качества образования способна восполнить пробелы внутришкольной оценки, тем самым бесспорно способствуя ее развитию.

Литература

1. Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014-2016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013 [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/data/2014/03/06/1332989959/%D0%9A%D0%BE%D0 %BD%D1 %86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E% D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%9E%D0%9E_%D0%BF%D1%80%D0%BE% D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D 1%8F%202.2_05.04.2014.pdf (дата обращения: 24.03.2017).

2. Макарова Т.Н. Внутришкольный контроль: структура, виды, формы, методы, объекты, содержание // Управление современной школой. Завуч. 2009. №7. С. 22-32.

3. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] // Гарант.ру: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70899132/#ixzz4q6SQxCP9 (дата обращения: 11.04.2017).

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899/ (дата обращения: 11.04.2017).

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 [Электронный ресурс] // Консультант: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения: 09.02.2017).

6. Оценивание готовности ребенка к обучению в школе и его прогресса в течение первого года обучения (на основе инструмента iPIPS) [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ [сайт]. URL: http://ioe.hse.ru/data/2014/02/12/1328297129/iPIPS.pdf

7. Сысоева В.С. Нормативно-правовая основа школьной системы оценка качества образования // Сборник методических материалов «Формирование школьной системы оценки качества образования». Старый Оскол: МБУ «СЦОКО», 2011. С. 6-16.

Ivina Yuliya Sergeevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Scientific researcher,

iulia_ivina@mail.ru

DEVELOPMENT OF INTRASCHOOL SYSTEMS OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION

Annotation

The characteristic of the existing all-Russian system of assessment of quality of education, including the independent assessment of quality of education (IAQE) is presented in article, the contribution which is made by IAQE in intraschool assessment of quality of education on the example of independent starting diagnostics is considered. Keywords:

quality of education; intraschool system of assessment of quality of education; independent assessment of quality of education; educational and methodical complex; starting diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.