Научная статья на тему 'Развитие внутреннего автомобильного туризма в Российской Федерации в современных условиях'

Развитие внутреннего автомобильного туризма в Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
364
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ROADS / OBJECTS OF ROAD SERVICE / MULTI-ZONE / COWORKING / CLUSTER / INVESTMENTS / AUTOMOBILE TOURISM / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ОБЪЕКТЫ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / КОВОРКИНГ / КЛАСТЕР / ИНВЕСТИЦИИ / ВНУТРЕННИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Собянина С.В., Марченко Е.В., Степуренко О.А.

Проведен анализ современной российской государственной концепции развития объектов дорожного сервиса. Рассматривается международный и российский опыт создания таких объектов, обсуждаются основные современные российские проблемы их формирования. Предложены инновационные формы формирования и инвестирования объектов дорожного сервиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the domestic automobile tourism in the Russian Federation in modern conditions

This article contains analysis of the current state of the Russian concept of development of road service. We consider the international and Russian experience of creating such objects, discusses the main current Russian problems of their formation. We propose innovative forms of formation and investment of road service.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего автомобильного туризма в Российской Федерации в современных условиях»

УДК 338.48-5

С. В. СОБЯНИНА, Е. В. МАРЧЕНКО, О. А. СТЕПУРЕНКО

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проведен анализ современной российской государственной концепции развития объектов дорожного сервиса. Рассматривается международный и российский опыт создания таких объектов, обсуждаются основные современные российские проблемы их формирования. Предложены инновационные формы формирования и инвестирования объектов дорожного сервиса.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны, коворкинг, кластер, инвестиции, внутренний автомобильный туризм.

This article contains analysis of the current state of the Russian concept of development of road service. We consider the international and Russian experience of creating such objects, discusses the main current Russian problems of their formation. We propose innovative forms offormation and investment of road service.

Keywords: transport infrastructure, roads, objects of road service, multi-zone, coworking, cluster, investments, automobile tourism.

В современных экономических условиях при наличии экономических санкций со стороны США, стран Западной Европы и их союзников по отношению к России для развития российского туризма наступили трудные времена. Особенно эти трудности касаются внешнего туризма, что связано с резким падением курса рубля и его медленным восстановлением. Благосостояние россиян за последние 7 лет в долларовом эквиваленте сократилось на 17 %, 10 % домохозяйств владеют 85 % всего благосостояния страны [5]. Помимо этого, часть граждан не имеет возможности выезда за границы Российской Федерации. В сложившихся экономических условиях неизбежно

© Собянина С. В., Марченко Е. В., Степурен-ко О. А., 2017

происходит переориентация спроса на туристские услуги и развитие внутреннего туризма. Указанные изменения касаются как организованного туризма, так и неорганизованного.

Одним из значительных видов внутреннего туризма в России становится внутренний автомобильный туризм. Важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются автомобильные дороги. В современных условиях автомобильные дороги становятся «кровеносной системой» экономики страны, обеспечивающей развитие всех без исключения отраслей. До недавнего времени развитие внутреннего автомобильного туризма существенно сдерживалось как состоянием автодорог, автотранспортных средств, так и отсутствием дорожного сервиса.

В настоящее время ситуация начала существенно меняться [4].

Если общая протяженность автодорог общего пользования в Российской Федерации в 2010 г. составляла 837,7 тыс. км, в том числе федеральных -50,6 тыс. км, то к 2030 г. она должна составить 1370,2 тыс. км, в том числе 82,8 тыс. км - автодороги федерального значения [3]. Сценарий «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» предусматривает ежегодное строительство 600-700 км автодорог в год до 2019 г., а с 2019 по 2030 г. темпы строительства должны стать прогрессивно возрастающими и составить от 3000 до 7000 тыс. км в год. Существенная проблема - развитие автодорог регионального значения, протяженность которых в 2010 г. составила 493,9 тыс. км, т.е. занимающих наибольший удельный вес в системе автодорог страны. Главная проблема заключается в недостатке источников финансирования их строительства - региональные дорожные фонды предусматривают в среднем по стране только 30 % от нормативной потребности дорожного комплекса субъектов Российской Федерации. Очевидно, что нужен инновационный сценарий формирования единого транспортного пространства России на базе опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Современная транспортная инфраструктура - это не только дороги, но целый комплекс тесно связанных отраслей и сфер, обеспечивающих транспортное пространство. Для развития экономики России нужен инновационный сценарий формирования единого транспортного пространства страны на базе опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. В связи с этим остро встает вопрос о комплексном подходе в дорожном

строительстве и о развитии как самих дорог, так и объектов дорожного сервиса.

На сегодняшний день в развитии российского дорожного сервиса преобладают хаотичность, отсутствие единой системы, единых стандартов мест размещения объектов дорожного сервиса, требований к объему, составу и качеству предоставляемых ими услуг. Главными причинами такого состояния являются:

• отсутствие единой государственной концепции развития дорожного сервиса;

• слабость нормативно-правовой базы, системной практики предоставления земельных участков в придорожных полосах для отвода под размещение объектов дорожного сервиса;

• слабость системы доступа предпринимателей к этим земельным участкам и инженерным коммуникациям;

• недостаточность инвестиционного механизма строительства и обеспечения эффективного функционирования объектов дорожного сервиса;

• отсутствие разработанной системы госконтроля за объектами дорожного сервиса;

• отсутствие комплексной подготовки управленческих кадров в сфере развития объектов дорожного сервиса и автомобильного туризма.

В настоящее время для стимулирования развития автомобильного туризма в России сложилась насущная потребность в решении указанных проблем.

Для развития внутреннего автотуризма и создания целостной системы российского дорожного сервиса важен анализ российских инноваций в создании объектов дорожного сервиса. Интересен и успешен опыт организации многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ), созданных государственной компанией «Автодор», в ве-

дении которой находятся федеральные автодороги. Безусловно, федеральные автотрассы имеют особое значение, темпы их развития выше, чем у дорог общего пользования. Только за 2013 г. на федеральных автодорогах были введены в эксплуатацию по завершении строительства и реконструкции 485,6 км новых участков, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 г. Транспортной стратегией на период до 2030 г. [3] предусмотрено строительство автодорог федерального значения в 2016-2018 гг. - ежегодно по 0,3 тыс. км, в 2019-2020 гг. - по 0,35 тыс. км в год, в 2021-2024 гг. - по 1,05 тыс. км в год, а в 2025-2030 гг. - по 2,63 тыс. км в год.

Инновационное развитие объектов дорожного сервиса в форме многофункциональных зон дорожного сервиса на федеральных трассах может стать основой для дальнейшего распространения моделей многофункциональных зон в целом на все регионы для всех типов дорог. Многофункциональные зоны -это зоны комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, обеспечивающие предоставление полного пакета услуг для пользователей автомобильных дорог, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, питанию, отдыху и прочие услуги, в том числе бизнес-консалтинг и экскурсии для знакомства с достопримечательностями и историей мест пребывания автотуристов [1]. Положительным в опыте создания многофункциональных зон дорожного сервиса в «Автодоре» является то, что компания анализирует и систематизирует этот опыт. Так, был разработан «Регламент на размещение МФЗ». Согласно разработанному в ГК «Регламенту» [2] многофункциональная зона дорожного сервиса должна включать: отдельные места для

стоянки легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов; многотопливную заправочную станцию; туалеты; зону отдыха водителей и пассажиров со специально отведенными местами для курения; объекты общественного питания; магазин; мотель; автомойку; СТО; душевые; прачечную; пункт медицинской помощи; мусоросборники; телефон. Эта регламентация структуры многофункциональных зон очень важна, так как позволяет существенно повысить комплексность и качество предоставляемых услуг в объектах дорожного сервиса. В компании «Автодор» создан Экспертный совет и разработана Концепция развития дорожного сервиса вдоль сети автомобильных дорог ГК «Автодор» [1]. За 2010-2014 гг. ГК «Автодор» уже обустроено 22 многофункциональные зоны дорожного сервиса, заключено 26 инвестиционных договоров на создание 45 многофункциональных зон вдоль автодорог М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон». Программой деятельности ГК «А втодор» предусмотрено до 2020 г. создать 70 многофункциональных зон дорожного сервиса.

Важным достижением явилась разработка в 2013 г. межгосударственного стандарта ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», в котором требования технического регламента гармонизированы с Европейским соглашением о международных автомагистралях и другими соглашениями ЕС и СНГ. Это чрезвычайно важный этап, так как до недавнего времени придорожный сервис развивался хаотично, что привело не только к низкому количеству и качеству оказываемых услуг, но и к нарушению требований к обустройству примыканий переходно-скоростных

полос, что создает серьезные затруднения движения. Опыт создания многофункциональных зон дорожного сервиса ГК «Автодор» продемонстрировал еще одну важнейшую проблему в формировании инвестиций в объекты дорожного сервиса - совершенно очевидной стала необходимость объединения инвестиционных ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для решения вопроса об инвестировании многофункциональных зон с позиции государственно-частного и муниципаль-но-частного парнерства.

Реализация разработанных в «Концепции» [1] единых принципов планирования и размещения объектов дорожного сервиса, единых стандартов по оказанию услуг на объектах дорожного сервиса, типовых архитектурно-планировочных решений объектов дорожного сервиса и единых требований к отбору инвесторов способна создать цивилизованные формы дорожного сервиса и существенно ускорить развитие автомобильного туризма в России.

Вместе с тем нельзя рассматривать опыт многофункциональных зон дорожного сервиса как единственно возможную форму развития объектов дорожного сервиса. Опыт ГК «Автодор» показал, что если интенсивность движения менее 20 тыс. автомобилей в сутки, то строительство многофункциональных зон экономически неэффективно. Поэтому для дорог с малой проходимостью необходим поиск новых форм комплексных объектов дорожного сервиса. Формирование ресторанно-гости-ничных, автотуристических кластеров по примеру Ульяновской области является важной инновацией. Там найден удачный вариант соединения интересов федерации, региона, частного бизнеса, заслуживающий распространения.

Формирование кластеров предполагает, что объекты дорожного сервиса должны быть не «приложением» к развитию дороги, а самостоятельными объектами, способствующими развитию территорий. Поэтому важно распространение опыта производственно-строительной компании «Город зодчих» по созданию в России 25 гостинично-ресторанных комплексов с ярким национальным колоритом в качестве главных элементов таких кластеров. При развитии этих кластеров возможно осуществление государственной поддержки по федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма. Возможны и другие варианты «ядра» объектов дорожного сервиса, в соответствии с задачами и особенностями территорий. Эти объекты должны решать задачи не только дороги, но и территории. Поэтому «ядром» объектов дорожного сервиса могут стать культурно-развлекательные центры, образовательные и досуговые центры, зоны развития народных ремесел и торговли сельскохозяйственной продукцией, коворкинг-центры [6].

В России коворкинг-центры возникли в крупных городах с населением свыше 1 млн человек, где присутствует значительное количество представителей креативной индустрии. Однако это не означает, что данную форму нельзя использовать в сельской местности или небольших городах.

К основным преимуществам ковор-кинг-центров можно отнести:

• возможность аренды (съема) рабочего места на непродолжительный промежуток времени, что очень удобно для открывающихся компаний;

• отсутствие территориальной привязки к месту работы;

• развитие сотрудничества в коллективе между клиентами коворкинг-центра;

• сокращение времени и расходов на дорогу;

• предоставление дополнительных услуг для клиента, например тренажерный зал или детская комната.

• благоприятное воздействие ковор-кинг-центров на социально-экономическую сферу города, на имидж территории [4].

Именно указанные преимущества позволяют предусмотреть создание ко-воркинг-центров в объектах дорожного сервиса. Коворкинг-центры могут превратить их из элементов транспортной инфраструктуры в центры формирования региональных и местных кластеров,

способствующих развитию регионов и муниципальных экономик.

Нельзя не учитывать и субъективные факторы, способствующие росту внутреннего автотуризма - рост патриотических настроений, стремление граждан глубже узнать историю Отечества, увидеть исторические и культурные памятники, развитие религиозного паломничества, возрождение многих объектов исторического и культурного наследия. Таким образом, в современной действительности сложились объективные и субъективные условия для ускорения темпов развития внутреннего автомобильного туризма в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Концепция развития объектов дорожного сервиса в РФ. ГК «Автодор». URL: http://ac.gov. ru/files/content/1372/23 -12- 13-konc-ods-pdf.pdf

2. Регламент на размещение МФЗ ДС. ГК «Автодор».

3. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/34693.html/

4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (20102020 гг.)».

5. Global Wealth Report 2014 om Credit Suisse.

6. Sobyaninа S., Anfimova A., Marchenko E. The development of public-private partnership in investment activity // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.