УДК 376.4
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИСРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
DEVELOPMENT OF ATTENTION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Калиниченко Ксения Станиславовна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kalinichenko Kseniya Stanislavovna
student
faculty of social and correctional pedagogy Volgograd state social-pedagogical University
Volgograd, Russia
Нагайцева Ирина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Nagaitseva Irina Fedorovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd state social-pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем особенности внимания у детей с особыми образовательными потребностями, а именно - у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для развития данной психической функции, а также оздоровительного влияния на организм в целом, в структуру коррекционной работы вводятся средства физической культуры.
Abstract. In this article, the author considers the features of attention in children with special educational needs, namely, in children with mental retardation. For development of this mental function, and also improving influence on an organism as a whole, means of physical culture are entered into structure of correctional work.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, психические функции, внимание, задержка психического развития, коррекция, подвижные игры, физическая культура.
Keywords: special educational needs, mental functions, attention, mental retardation, correction, movement games, physical culture.
Одна из актуальных проблем современной России- возрастание количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В образовании детей с ОВЗ делается акцент на создание индивидуальных образовательных программ, поэтому эту группу также называют «дети с особыми образовательными потребностями (ООП)». ООП возникают вследствие дефекта развития и ограничения возможности освоения общеобразовательной программы, для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Группа детей с ООП включает в себя различные категории. В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов выделяют детей с нарушением: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями поведения и общения, со сложной структурой дефекта. [3]
У всех этих категорий нарушается формирование высших психических функций, и, следовательно, адаптация в социуме. У детей с ООП страдают память, внимание, мышление, речь и проч. - все это влияет на овладение простейшими навыками самообслуживания и впоследствии на воспитание и обучение.
Рассмотрим то, какие особенности имеет внимание у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
При задержке психического развития все психические функции развиваются неравномерно. При выраженном нарушении внимания или памяти может быть сохранно логическое мышление. Особенности внимания у детей с ЗПР проявляются в том, что дети не могут концентрироваться на основных признаках предметов, воспринимают действительность избирательно. Из-за этого, представления о мире -ограниченное, фрагментарное.
Направить произвольное внимание ребенка с ЗПР на какую-либо деятельность проблематично. Оно неустойчиво, уровень работоспособ-ности быстро меняется. Такие стойкие нарушения внимания мешают ребенку осуществлять учебную деятельность, полноценно познавать окружающий мир, тормозят развитие других психических функций [1]. Именно поэтому вопрос развития внимания у детей с задержкой психического развития актуален. Для полноценного воздействия на организм ребенка в коррекционной работе по формированию внимания применяются средства физической культуры.
Нами была проведена коррекционная работа среди группы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Занятия проводились на основе разработанных нами подвижных игр, стимулирующих развитие внимания, 3 раза в неделю. Продолжительность коррекционного воздействия - 6 месяцев.
Перед началом коррекционной работы была проведена диагностика развития характеристик внимания - объема, концентрации, переклюю-чаемости, распределения. Уровень развития определялся по проценту
выполнения заданий: «0-40%» - низкий уровень развития, «41-80%» -средний уровень, «81-100%» - высокий уровень. Были получены следующие результаты: «Объем» -низкий уровень у 70% детей, средний - у 30%; «Концентрация» - низкий уровень у 90% детей, средний -у 10%; «Переключаемость» - низкий уровень у 70% детей, средний -у 30%; «Распределение» - низкий уровень у 80% детей, средний - у 20%. Высокий уровень развития в группе детей с задержкой психического развития не был выявлен.
При разработке подвижных игр мы учитывали, что в них может присутствовать и отсутствовать сюжет; активность игры может модулиро -ваться от низкой до высокой; каждая игра включает в себя действия, развивающие определенные характеристики внимания (объем, концентрация, переключаемость, распределение). К таким действиям относятся:
• Создание групп объектов, связанных общим смыслом - стимулирует повышение объема внимания;
• Напротив, снижение количества объектов помогает улучшить концентрацию внимания;
• Единовременное исполнение нескольких заданий или наблюдение за различными объектами стимулирует формирование распределения внимания;
• Разнообразное, интересное для ребенка содержание игр повышает устойчивость внимания;
• Переключаемость внимания развивается, когда действия игры предполагают смену центральных объектов. [2]
Нами также продумывались следующие моменты:
• Соответствие содержания игр возрасту и способностям ребенка;
• Движение от простых по моторным действиям игр к более насыщенным, усложненным;
• Воздействие игры и на развитие психических процессов, творчество, фантазию, и на оздоровление организма.
Примеры используемых в работе подвижных игр:
• На развитие объема внимания: «Кто в лесу живет?», «Кто больше разглядел, кто больше расслышал», «Зеркало».
• На развитие концентрации внимания: «Запрещенное движение», «Что изменилось?», «Поймай цвета».
• На развитие переключаемости внимания: «Четыре стихии», «Зоопарк», «Шишки-желуди-орехи», «У медведя во бору».
• На развитие распределения внимания: «Сделай наоборот», «Наступалки», «Где спрятался колокольчик?»
Повторная диагностика показала, что после проведения коррекцион-ных занятий уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повысился. Были получены следующие результаты:
• «Объем» -низкий уровень у 40% детей, средний - у 50%, высокий - у 10%;
• «Концентрация» - низкий уровень у 60% детей, средний -у 40%;
• «Переключаемость» - низкий уровень у 50% детей, средний - у 50%;
• «Распределение» - низкий уровень у 40% детей, средний -у 60%.
Улучшились его характеристики, расширился объем. Увеличилось количество верно выполненных заданий. Таким образом, применение средств физической культуры актуально при развитии внимания у дошкольников с ЗПР. При регулярной коррекционной работе данные занятия способствуют формированию психических функций и готовят ребенка с особыми образовательными потребностями к началу обучения.
Литература
1. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М. : Альфа, 2003. - 64 с.
2. Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физии-ческому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. - М. : Аркти, 2004. - 102 с.
3. Основы коррекционной педагогики // Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В.; Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 1999. - 110 с.
References
1. Boryakova N. Yu. Formirovanie predposylok k shkol'nomu obucheniyu u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Formation of prerequisites for school education in children with mental retardation]. Moscow, Alpha Publ, 2003, 64 p.
2. Mastyukova E. M. Korrektsionno-pedagogicheskaya rabota po fizii-cheskomu vospitaniyu doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Correctional and pedagogical work in physical education of preschool children with delay of mental development]. Moscow, Arkti Publ., 2004, 102 p.
3. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki [Fundamentals of correctional pedagogy]. Saratov, 1999, 110 p.