Научная статья на тему 'Развитие внешнеторговой политики государства в рамках реализации принципа транспарентности'

Развитие внешнеторговой политики государства в рамках реализации принципа транспарентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / НОТИФИКАЦИЯ / СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ ВТО / TRADE POLICY / TRANSPARENCY / NOTIFICATION / WTO MEMBER COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Марина Геннадиевна, Кузнец Михаил Михайлович

В статье рассматриваются современные условия обеспечения эффективных внешнеторговых отношений в рамках участия стран в ВТО, где особое место отводится принципу транспарентности. Обеспечение соблюдения этого принципа строится на выполнении странами-членами ВТО предусмотренного механизма обзора торговой политики, соблюдение режима нотификации. Имплементация принципов открытости и предсказуемости в национальную торговую политику призвана способствовать усилению интеграции государства в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National foreign trade policy development under transparency principle implementation

The article considers the contemporary basis of foreign trade relations in the framework of participation of countries in the WTO where the principle of transparency, which is the main measure of state foreign trade policy, occupies a special place. Therefore one of the problems that impede developing countries and countries with fragile economies to realize their export potential is opaque state's position in foreign trade policy. According to the practice before cooperate foreign partners are interested in the rules of game in the country for the near future. Thus, the achievement of this principle is based on the implementation of WTO member countries an established Trade Policy Review Mechanism, as well as on the obligation to publish legal acts governing the sphere of foreign trade, to establish and maintain institutions for analyzing decisions affecting foreign trade, to respond to requests from other member countries for information, to notify the WTO about changes in trade policies. In addition, an integral part of the obligations of member states governments of the World Trade Organization is to notify the WTO Secretariat about new or amended trade measures this is so-called system of notification.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеторговой политики государства в рамках реализации принципа транспарентности»

СВ1ТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ТА ЕКОНОМ1КА ЗАРУБ1ЖНИХ КРА1Н

УДК 339.5

М. Г. Никитина, М. М. Кузнецов

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ

В статье рассматриваются современные условия обеспечения эффективных внешнеторговых отношений в рамках участия стран в ВТО, где особое место отводится принципу транспарентности. Обеспечение соблюдения этого принципа строится на выполнении странами-членами ВТО предусмотренного механизма обзора торговой политики, соблюдение режима нотификации. Имплементация принципов открытости и предсказуемости в национальную торговую политику призвана способствовать усилению интеграции государства в мировую экономику.

Ключевые слова: внешнеторговая политика, транспарентность, нотификация, страны-члены ВТО.

Актуальность темы. Повышение роли международной торговли в мировой экономике и выбор ее субъектами оптимальной внешнеторговой политики обусловлены объективным процессом глобализации. Глобализация мировой экономики ведет к постоянному расту взаимосвязей и взаимозависимостей экономической политики, проводимой отдельными странами, включая взаимодействие между такими ее аспектами, как вопросы структуры, макроэкономики, торговли, финансов и развития. Достижение гармонии между указанными аспектами экономической политики осуществляется главным образом правительствами на национальном уровне; однако их международная согласованность является важным и ценным элементом повышения эффективности такой политики. Интенсивность этого процесса зависит от уровня развития всех участвующих национальных экономик, а также от степени интегрированности их в мировую экономику как через виды внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, так и через участие в международных организациях, где особое место занимает Всемирная торговая организация (ВТО).

Несмотря на значительное число работ по теории и практике взаимодействия различных государств в системе ВТО, ряд аспектов актуализируется современными условиями и динамикой развития внешнеэкономических связей.

Целью статьи является выявление перспектив и возможностей развития современной внешнеторговой политики государств в условиях применения ими принципов ВТО.

Основные результаты. Основными целями Всемирной торговой организации являются либерализация международной торговли, упразднение таможенных пошлин и импортных квот. ВТО занимается оказанием помощи в упорядочении процесса торговли, урегулированием торговых споров между правительствами, организацией торговых переговоров.

В основе ее деятельности лежат соглашения, подписанные всеми государствами -участниками. Соглашения представляют собой основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли и предусматривают ряд специфических юридических обязательств, регулирующих внешнеторговую политику государств.

Совокупность всех принципов и консенсуальный процесс принятия решений страна может использовать для развития цивилизованных рыночных отношений. В их основе лежит один из ключевых принципов - транспарентность или прозрачность.

Прозрачность - один из фундаментальных принципов ВТО и необходимое условие выполнения многосторонних обязательств.

Одной из проблем, которая мешает развивающимся странам и странам с неустойчивой экономикой реализовывать свой экспортный потенциал, является неопределенная (непрозрачная) позиция государства во внешнеторговой политике. Исходя из практики, прежде чем инвестировать в совместные предприятия, иностранные инвесторы интересуются правилами игры в стране на ближайшее будущее.

Не смотря на это, сам термин «прозрачность» (гласность, открытость, транспарентность) не встречается ни в каких положениях Соглашений, заключенных в рамках ВТО. Истоки этого принципа лежат в статье X Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле 1994 года («ГАТТ 1994») о публикации и применении торговых правил.

Статья X состоит из трех частей [1]:

■ Х:1 закрепляет требования о том, что «Законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера, применяемые любой Договаривающейся Стороной ... должны быстро публиковаться таким образом, чтобы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними».

Кроме того, Х:1 говорит о том, что «существующие соглашения между Договаривающимися Сторонами и Правительством или Правительственной Организацией любой другой Договаривающейся Стороны, затрагивающие международную торговую политику, должны также публиковаться».

■ Х:2 содержит следующие положения: «Никакая мера общего применения, принимаемая Договаривающейся Стороной и устанавливающая повышение ставки импортной пошлины или других импортных сборов, платежей при импорте в порядке установленной и единообразной практики, или вводящее новое или более обременительное требование, ограничение или запрещение на импорт или на перевод платежей за него, не должна вступать в силу до тех пор, пока эта мера не будет официально опубликована».

■ Х:3 содержит требования следующего характера - (а) «Каждая Договаривающаяся Сторона должна применять единообразным, беспристрастным и разумным образом все законы, правила, судебные решения и распоряжения», и (б) «Каждая Договаривающаяся Сторона должна иметь или учредить, возможно скорей, судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для целей, в частности, быстрого пересмотра и исправления административных процедур, касающихся таможенных вопросов. Такие трибуналы или процедуры разбирательства должны быть независимыми от органов, на которые возложено реализация этих мер, и их решения должны выполняться такими органами, и последние должны руководствоваться этими решениями в своей практике, если только не поступит апелляционная жалоба в суд или трибунал вышестоящей судебной инстанции в течение периода, установленного для подачи жалобы импортерами».

Одной из основных целей ВТО, в целом, является создание ясного, стабильного и предсказуемого торгового пространства, что невозможно без налаженного механизма обзора торговой политики, проводимой странами-членами ВТО.

Соглашением предусмотрены два способа обзора торговой политики:

■ страны-члены обязаны информировать ВТО и других стран-членов обо всех изменениях их торговой политики, торгового законодательства, представлять торговую статистику;

■ орган по обзору торговой политики проводит обзор стран-членов. Частота проведения подобных обзоров зависит от доли страны в мировой торговле. Например,

такие страны как ЕС, США, Япония и Канада проверяются примерно один раз в два года. Другие страны (их 16) - каждые 4 года, остальные - каждые 6 лет, наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 долл. США) могут проверяться реже.

Цели проведения обзоров:

■ увеличение транспарентности торговой политики стран-членов ВТО посредством регулярного мониторинга;

■ возможность проведения многосторонней оценки влияния политики стран-участниц на международную торговлю.

На практике обзоры торговой политики позволяют, с одной стороны, понять какую торговую политику проводит страна-член ВТО, с другой стороны, это возможность для самой страны-члена увидеть, как его действия соотносятся с системой в целом.

Эффективное участие в мировой торговой системе способны обеспечить себе страны с неустойчивой экономикой на основе активного использования принципа прозрачности в процессе развития национальной внешнеторговой политики.

Исходя из этого, принцип транспарентности - это принцип, предусматривающий обеспечение свободного доступа ко всей информации, законам, административным положениям и распоряжениям, касающимся вопросов, относящихся к компетенции многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений (например, торгово-политический режим и его обзор, торговля услугами, практика правительственных закупок, процедура рассмотрения споров) [2].

Данная процедура находится в основе достижения всех остальных принципов ВТО.

Таким образом, при достижении транспарентности, члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли, создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю, отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации, уведомлять ВТО об изменениях во внешнеторговой политике. Обмен информацией позволяет эффективно улаживать потенциальные конфликты, снижает неопределенность и повышает предсказуемость внешнеторговой политики, что должно послужить стимулом для торговли и инвестиций, способствуя перераспределению ресурсов в сторону экспортного производства [3].

Открытость и прозрачность нормотворческих регуляторных процессов страны для всех заинтересованных сторон улучшает эффективность регулирования и уменьшает вероятность того, что неэффективные или дискриминационные положения приведут к возникновению технических барьеров в торговле. Когда все заинтересованные стороны могут сделать вклад в процесс регулирования торговли через официальные и неформальные консультации, их участие может улучшить качественную сторону и повысить эффективность технических регламентов. Широкое участие сторон позволяет регулирующим органам пользоваться знаниями широкого круга специалистов в данной сфере, которые могут помочь улучшить эффективность нормативного регулирования внешней торговли, тем самым создать менее суровые правила и достичь поставленных целей более эффективными способами. Кроме того, привлечение иностранных специалистов может содействовать распространению международного опыта и обеспечивать раннее предупреждение торговых споров, которые могут возникнуть в результате внешнеторгового регулирования.

В конечном итоге, широкое участие стран в нормотворческих процессах может даже усилить приведение в исполнение принятых норм и правил за счет увеличения их легитимности в глазах общественности [4].

В случае когда прозрачность рассматривается на национальном уровне, важно, чтобы правительственные учреждения, министерства, ведомства и другие органы, осуществляющие государственный контроль, как можно чаще консультировались друг с другом для уменьшения чрезмерности регулирования, количества конфликтующих норм или дублирование функций. В этом контексте интересным является пример США, где

органы консультируются между собой не только внутри страны, а также имеют много представителей за границей, с которыми у них происходит постоянный обмен интересующей информацией.

Однако в развивающихся странах, процесс эффективного и прозрачного сотрудничества между государственными органами практически не реализуется, что часто приводит к дублированию функций. Также важно, чтобы центральное правительство, в обязательном порядке, координировало свою регуляторную деятельность с местными органами власти.

В этом контексте интерес представляет на опыт регулирования в ЕС, где Европейская Комиссия отвечает за общую координацию и контроль для обеспечения одинакового применения стандартов и требований в пределах внутреннего рынка ЕС. Ради эффективного выполнения своих функций важным является оперативный обмен информацией со всеми органами, ответственными за каждый отдельный аспект внедрения и выполнение соответствующего регулирования внешней торговлей. В этом ей помогает большое количество веб-информационных электронных систем, которые функционируют в ЕС и упрощают обмен информацией между государственным органам, а также с другими заинтересованными сторонами (бизнес, наука, общественность и т.п.), в том числе и со странами- членами и третьими странами.

Конечно, эффективность практик внешнеторгового регулирования в ЕС и США в сфере прозрачности работы и сотрудничества регуляторных органов между собой и с другими заинтересованными сторонами обеспечивается закреплением этих требований в законодательстве.

С другой стороны, законодательством стран-членов ВТО, экономики которых находятся в процессе становления, также постепенно внедряются общие международные практики соблюдения прозрачности регуляторных процессов во внешнеторговой сфере.

В дополнение к этому, неотъемлемой частью обязательства правительств государств-членов Всемирной торговой организации, является уведомлять Секретариат ВТО о новых или измененных торговых мерах - это, так называемая, система нотификации.

В рамках этой системы список мер, требующих уведомления выглядит следующим образом:

■ Тарифы (включая круг и масштабы связываний, условия ОСП, ставки, применяемые к странам-участникам зон свободной торговли/таможенных союзов, другие преференции);

■ Тарифные квоты и сборы;

■ Количественные ограничения, включая добровольные ограничения экспорта и договоренности об упорядочении рынков, затрагивающие импорт;

■ Другие нетарифные меры, включая лицензирование и требования по смешению товаров; изменяющиеся сборы;

■ Таможенная оценка;

■ Правила происхождения;

■ Правительственные закупки;

■ Технические барьеры;

■ Защитные меры;

■ Антидемпинговые меры;

■ Компенсационные меры;

■ Экспортные налоги;

■ Экспортные субсидии, освобождения от налогов и льготное экспортное финансирование;

■ Свободные торговые зоны, включая вынесенное в них производство товаров;

■ Экспортные ограничения, включая добровольные ограничения экспорта и договоренности об упорядочении рынков;

■ Другая правительственная поддержка, включая субсидии и освобождения от налогов;

■ Роль государственных торговых предприятий;

■ Валютный контроль в отношении импорта и экспорта;

■ Встречная торговля по распоряжению правительства;

■ Любые другие меры, предусмотренные Многосторонними торговыми соглашениями, содержащимися в Приложении 1А к Соглашению по ВТО.

Вместе с этим, в рамках ВТО используется также система обратных нотификаций. Под обратной нотификацией имеется в виду уведомление, представляемое страной, которая испытывает на себе экономические затруднения, вызванными торговыми мерами другой страны. Обратная нотификация содержит уведомление о таких торговых мерах.

Положения о нотификациях содержатся также во всех многосторонних соглашениях по торговле товарами, ГАТС и в других правовых документах ВТО (всего правила ВТО требуют регулярного представления нотификаций более чем по 120 направлениям).

Например, на протяжении 2012 года было обработано 3342 нотификации стран-членов ВТО, среди которых 1186 по вопросам СФС и 2156 по вопросам ТБТ. В 2008-2012 годах Украина представила 407 нотификаций в ВТО относительно национального законодательства в сфере внешней торговли и ожидаемых законодательных изменений [5].

Регулярное рассмотрение этих уведомлений, а также использование механизма обзора торговой политики всех стран-членов - ВТО формируют транспарентную среду как на национальном, так и международном уровнях.

Выводы. Транспарентность как принцип внешнеторговой деятельности необходима для обеспечения выполнения взятых на себя обязательств как своих собственных, для снижения неопределенности и для принуждения к исполнению соглашений стран -партнеров.

Транспарентность предоставляет ряд важных преимуществ. Она уменьшает давление на систему урегулирования споров, поскольку меры могут обсуждаться в соответствующем органе ВТО. Часто в таких обсуждениях могут рассматриваться мнения какого-либо члена ВТО о том, что какие-то меры нарушают правила ВТО; многие потенциальные конфликты разрешаются на информационных митингах в Женеве. Транспарентность также важна для обеспечения «чувства совладельца» ВТО как институтом, поскольку если граждане не знают, для чего нужна ВТО, то ее легитимность будет размыта.

Обзоры по торговой политике являются уникальным источником информации, который может быть использован гражданским обществом для оценки последствий от торговой политики, проводимой правительством данной страны. С экономической точки зрения транспарентность также может способствовать снижению неопределенности и риска, относящегося к торговой политике.

В настоящее время, для развивающихся стран и стран с неустойчивой экономикой, выполнение принципа транспарентности является обязательным условием развития современной национальной внешнеторговой политики, что способно вывести государство на новый уровень торговых отношений, когда партнеры из развитых стран будут максимально уверены в возможности мониторинга всех своих экспортно-импортных операций, протекающих с контрагентами из этих стран.

В свою очередь, развитие адекватной принципам ВТО государственной внешнеторговой политики может способствовать расширению рынков сбыта, развитию конкуренции, распространению знаний, стимулируя таким образом экономический рост и человеческое развитие, а также способствовать повышению производительности экономики и получению доступа к новым технологиям, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие устойчивой национальной экономики.

Список использованой литературы

1. Принцип Прозрачности и ВТО [электронный ресурс] / JeremyPage ; PageFura, P.C. - Режим доступа к источнику : http://pagefura.com

2. Михневич С.И. 115 вопросов о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО / С.И. Михневич; Проект «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала». - Минск :Белсэнс, 2009. - 71 с.

3. Вторична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор / Центр экономических и финансовых исследований и разработок. - М. : «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», 2012. - 96с.

4. Принцип прозоросп у внутршнш регуляторнш практищ на прикладi регулювання ТБТ та СФЗ :1нформацшний матерiал / 1нститут економiчних досшджень i полггичних консультацш. - К., 2012. - 17 с.

5. Звгг про дiяльнiсть Украши у сферi прозоросп в рамках СОТ 2008-2012 / Мшютерство економiчного розвитку i торгiвлi Укра!ни; Департамент спiвробiтництва з СОТ та з питань торговельного захисту; Вщдш обробки запитсв i нотифiкацiй та iнформацiйного забезпечення. - К., 2013. - 28 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.14.

М. Г. Шктна, М. М. Кузнецов

РОЗВИТОК ЗОВШШНЬОТОРГОВЕЛЬНО1 ПОЛ1ТИКИ ДЕРЖАВИ В РАМКАХ РЕАЛВАЦП ПРИНЦИПУ ТРАНСПАРЕНТНОСТ1

У статтi розглядаеться сучасна основа протшання зовнiшньоторговельних вiдносин у рамках участ кра!н у СОТ, де особливе мюце придiляеться принципу транспарентносп, який е головним мiрилом державно! зовшшньоторговельно! полiтики. Таким чином, досягнення цього принципу будуеться на виконанш кранами- членами СОТ налагодженого мехашзму огляду торговельно! полiтики, На додаток до цього, невщ'емною частиною зобов'язання урядiв держав- членiв Всесв^ньо! торговельно! оргашзаци, е повiдомляти Секретарiат СОТ про новi змiни у торговельних заходах, тобто нотифшувати.

Клю^о^^ слова: зовшшньоторговельна полiтика, транспарентнiсть, нотифiкацiя, кра!ни- члени СОТ.

M. G. Nikitina, M. M. Kuznetsov

NATIONAL FOREIGN TRADE POLICY DEVELOPMENT UNDER TRANSPARENCY PRINCIPLE IMPLEMENTATION

The article considers the contemporary basis of foreign trade relations in the framework of participation of countries in the WTO where the principle of transparency, which is the main measure of state foreign trade policy, occupies a special place. Therefore one of the problems that impede developing countries and countries with fragile economies to realize their export potential is opaque state's position in foreign trade policy. According to the practice before cooperate foreign partners are interested in the rules of game in the country for the near future. Thus, the achievement of this principle is based on the implementation of WTO member countries an established Trade Policy Review Mechanism, as well as on the obligation to publish legal acts governing the sphere of foreign trade, to establish and maintain institutions for analyzing decisions affecting foreign trade, to respond to requests from other member countries for information, to notify the WTO about changes in trade policies. In addition, an integral part of the obligations of member states governments of the World Trade Organization is to notify the WTO Secretariat about new or amended trade measures - this is so-called system of notification.

Key words: trade policy, transparency, notification, WTO member countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.