Научная статья на тему 'Развитие валютного рынка и его место в экономической и правовой системе Российской Федерации'

Развитие валютного рынка и его место в экономической и правовой системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3276
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / РЕЗИДЕНТЫ / НЕРЕЗИДЕНТЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ / CURRENCY MARKET / ECONOMICAL AND LEGAL SYSTEMS / FOREIGN RESIDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеев Богдан Юрьевич

Статья посвящена актуальным вопросам развития валютного рынка Российской Федерации, исследованию его основных элементов и понятий. На основе изучения различных точек зрения предлагается определение валютного рынка, приводится характеристика элементов его структуры; дается описание основных этапов развития валютного рынка, изменения его места в экономической и правовой системе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the currency market and its place in economical and legal systems of the Russian Federation

The article is devoted to the problem of general use of acceptance in economical and legal policy of Russia, the development of the currency market in the state. The author analyzes different points of view about current liabilities, marketable securities, inventories and asset value.

Текст научной работы на тему «Развитие валютного рынка и его место в экономической и правовой системе Российской Федерации»

ВОПРОСы ПРАВОПРИМЕНИТЕЛьНОй ПРАкТИкИ

(DE LEGE LATA)

Б. Ю. Дорофеев*

развитие валютного рынка и его место в экономической и правовой системе российской

федерации

Ключевые слова: валютный рынок, иностранная валюта, валютные операции, валютный курс, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки. Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам развития валютного рынка Российской Федерации, исследованию его основных элементов и понятий. На основе изучения различных точек зрения предлагается определение валютного рынка, приводится характеристика элементов его структуры; дается описание основных этапов развития валютного рынка, изменения его места в экономической и правовой системе страны.

Формирование российского валютного рынка и развитие его правового регулирования складывались на протяжении длительного периода времени, в ходе исторически трудных социально-правовых преобразований. Первая денежная реформа в России в 1535-1538 годах юридически закрепила единую общегосударственную денежную систему и утвердила государственную монополию на эмиссию денег и регулирование валютного и денежного рынка. Денежная реформа С. Ю. Витте 1895-1897 годов позволила установить золото-валютный стандарт, то есть обеспечить паритетный обмен рублей на золото, который, однако, был приостановлен в связи с началом Первой мировой войны 1914 года. Вследствие последовавших

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии. E-mail: dorofeev@granbank.ru

затем военных действий денежная монополия государства развалилась, в обращении появились региональные деньги и иностранная валюта.

После событий 1917 года государственная денежная и валютная монополия была восстановлена, банки национализированы. Для восстановления доверия к национальной валюте реформой 1924 года в обращение были введены две национальные валюты СССР: советские рубли и червонцы. Этот небольшой период характеризуется довольно либеральными нормами, регламентировавшими общественные отношения в рассматриваемой сфере и допускающих относительно свободную куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке страны. К числу таких актов можно отнести Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1923 г. «О валютных операциях»,1 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 апреля 1923 г. «О порядке вывоза и перевода за границу валютных ценностей»,2 Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17 июля 1925 г. «О торговле фондовыми и валютными ценностями».3 Курс червонца был «привязан» к иностранным валютам, а советский рубль в результате эмиссии стремительно обесценивался; в 1929 году (с отменой НЭП) червонец был отменен, рубль перестал свободно обмениваться на иностранные валюты; с этого времени рубль перестал быть конвертируемым. Монополизация валютной сферы закрепила за государством исключительное право на проведение операций с иностранной валютой как внутри страны, так и за ее пределами (в целях расчетов по экспорту, импорту и кредитам).

В последующей истории валютного рынка в послереволюционной России условно можно выделить несколько этапов, с точки зрения объема прав участников рынка на иностранную валюту. При этом у ученых нет единства в определении количества таких этапов и соответствующих им временных периодов.

Большинство все же исходит из определения пяти этапов,4 однако различны точки зрения на исторические периоды этих этапов. Так, по мнению Г. А. Тосуняна,5 таких этапов пять: с 1917 по 1986 г., с 1986 по 1991 г.. с 1991 по 1992 г., с 1992 по 1995 г., с 1995 г. - по настоящее время. Однако будучи актуальным на рубеже 20 и 21 веков, в настоящее время такое

1 Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 15. С. 189.

2 Там же. № 32. С. 360.

3 Собрание законодательства СССР 1925. № 45. С. 330.

4 Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002. С. 30-40.

5 Там же. С. 30.

разделение, как представляется, страдает неполнотой: отношения после 1995 г. претерпели существенные изменения, как с точки зрения фактических событий (валютные кризисы 1998 и 2008 г.), так и с точки зрения изменения законодательства (либерализация валютных отношений вследствие вступления в силу нового закона о валютном регулировании и валютном контроле), что позволяет выделять после 1995 г. новые этапы в развитии валютного рынка России.

Исходя из анализа изложенных в науке позиций и необходимости их корректировки с учетом новейших изменений, обоснованным представляется выделение в развитии валютного рынка России следующих этапов.

Первый этап - с 1917 по 1986 г. - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства и запрета на валютные операции (за исключением небольшого периода НЭПа). В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Государственная валютная монополия выражалась не только в административном установлении твердого официального курса советского рубля к любым иностранным валютам, но и в сокращении до минимума количества участников внешнеэкономической деятельности, сосредоточении многочисленных функций по обслуживанию международных расчетов и валютных сделок в одном банке. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка).6 Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

6 См.: Пункт 2 Постановления Совета Министров СССР от 14.06.1988 г. № 745 «Об утверждении Устава Банка внешнеэкономической деятельности СССР» // Собрание Постановлений Совета Министров СССР 1988. № 22. С. 65.

В рассматриваемый период система регулирования валютных отношений характеризовалась изолированностью от остального мира, полной централизацией, запретом на обращение валютных ценностей.7

Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства, - все это объективно не требовало систем валютно-правового регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а прямое администрирование,8 государственное «командование».

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных отчислений», когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в «валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 гг. с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой бан-

7 Тосунян Г А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. С. 34.

8 Лавров С. Н., Фролов Б. А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. М., 1992. С. 3 - 6.

ковской системы, которая привела к созданию двухуровневой банковской системы, подтолкнувшей развитие национального валютного рынка. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, упорядочения валютных отношений на валютном рынке, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления.

Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании. Так, с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании»9 начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие центральные понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала». Законом были также установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении

9 Закон СССР от 1 марта 1991 г. № 1982-1 «О валютном регулировании», введен в действие с 1 апреля 1991 г., опубликован в «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР» от 20 марта 1991 г. № 12 ст. 316. Постановлением ВС РФ от

9 октября 1992 г. № 3617-1 признан недействующим на территории Российской Федерации с момента введения в действие Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Приводится по Информационно-правовой системе «Гарант».

валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Центральный банк РФ, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств. Объективная ограниченность и отдельные недостатки Закона были обусловлены быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью времени и сил при решении задач большого объема и сложности.

Тем не менее, в условиях плановой экономики и продолжающейся валютной монополии полноценный валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в его руках и распределялась с помощью валютного плана и валютных фондов. Оно имело монопольное право на совершение операций с валютными ценностями и управление золотовалютными резервами. При этом принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР

С проведением экономических реформ, включая банковскую, возникла настоятельная общественная потребность в организации системы специального регулирования валютных отношений, в рамках которой существовали бы единые правила совершения валютных операций и соответствующий механизм валютного регулирования. С учетом практики большинства стран мира, когда функции основного органа валютного регулирования исполняют центральные (национальные) банки, органом валютного регулирования был утвержден Госбанк СССР. Он разработал и принял письмо «Основные положения о регулировании валютных операций

на территории СССР» (24.05.1991 г. № 352),10 в котором были раскрыты основные правила совершения операций в иностранной валюте на валютном рынке между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории РФ между юридическими лицами - резидентами, а также операций с валютными ценностями, производимых гражданами (резидентами и нерезидентами). Важные положения письма относятся к упорядочению процедур открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических лиц - нерезидентов в отечественных уполномоченных банках. Дополненные другими нормативными документами, принятыми Госбанком СССР, «Основные положения» заложили правовую основу валютного регулирования в стране, внесли существенный вклад в разработку единых «правил игры», обязательных для всех участников развивающегося рыночного хозяйства.

В то же время с позиций и экономических требований сегодняшнего дня нельзя не видеть определенной объективной ограниченности этих документов. Качественные перемены в экономическом положении России, во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами выходили за рамки установленных норм валютного регулирования и требовали их уточнения, расширения, а в отдельных случаях и переосмысления. Проблемы развития системы валютного регулирования приходилось решать в условиях фактической неопределенности стратегических ориентиров в правовой и экономической политике государства, отсутствия необходимого опыта валютного регулирования, ограниченности времени и сил для решения задач большого объема, сложности и новизны. Множественность валютных курсов (устанавливаемых административно для различных отраслей и даже отдельных групп товаров) тормозила развитие внешнеэкономической деятельности. Обменный курс не только не отражал покупательную способность рубля, но и не мог уже обеспечить нормальное функционирование торговых связей.11

Составной частью экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, явилась отмена государственной монополии внешней торговли и валютной монополии и введение децентрализации

10 Текст Письма опубликован: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. № 12. С. 4.

11 Кальней М. Г. Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. С. 79.

внешнеэкономической деятельности страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка. Предприятиям и организациям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на открытых ими валютных счетах. Они получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа.

После распада СССР на рубеже 1991-1992 гг. и образования РФ процесс формирования валютного рынка ускорился, поскольку распад СССР обусловил необходимость срочного создания собственной нормативной базы Российской Федерации в сфере регулирования валютного рынка.

Первыми основными нормативными актами, регулировавшими функционирование российского валютного рынка, стали Указы Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15.11.91 г. и «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» от 30.12.91 г., а также Инструкция ЦБ РФ от 22.01.92 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв РФ, валютные фонды республик, краев и областей в составе РФ, стабилизационный фонд Банка России». 14 июня 1992 г. последовал Указ Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», 09.10.1992 г. был принят первый Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,12 в котором дано определение внутреннего валютного рынка России, определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Тем самым зародились основы правового регулирования валютного рынка России, который получил толчок для бурного развития с 1992 года, и ознаменовалось открытие четвертого, уже собственно российского, этапа истории валютного рынка. Стимулирование развития и упорядочение

12 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета от 4 ноября 1992; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45.

деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Банка России в области валютного регулирования: с начала 1991 г. по начало 1993 года были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных валютных бирж, были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной и безналичной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки. В то же время данный период характеризуется неполнотой и противоречивостью валютного законодательства, отсутствием согласованной валютной политики государственных органов, ограниченностью ресурсов и возможностей государства для влияния на валютный рынок.

Тем не менее, за последующие годы были предприняты попытки упорядочения валютного рынка на подзаконном уровне: все коммерческие банки, имеющие валютные лицензии Банка России (их свыше 600), получили возможность свободно покупать и продавать на этой сессии иностранную валюту как по поручению клиентов, так и от своего имени и за свой счет. В последующие годы каждый субъект хозяйственной деятельности и гражданин (а не только производитель экспортной продукции, как ранее) получил свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой.

Так, 1 июля 1992 года произошла унификация валютного курса, введена обязательная продажа 50 % экспортной валютной выручки от продажи товаров, работ, услуг в иностранной валюте, - на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки (Инструкция Банка России от 29.06.1992 № 7 «О порядке обязательной продажи ... части валютной выручки через уполномоченные банки»), стали увеличиваться число и объемы валютных операций на межбанковском рынке.

Указанные нормативные акты содержали революционные для того времени положения: в частности, банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам; курс рубля к иностранным валютам должен был складываться на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке при купле-продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами. Создание Московской межбанковской валютной биржи (далее - ММВБ) в январе 1992 г. стало организующим началом национального валютного рынка: биржа с самого начала выступила в качестве организатора торговли валютой между банка-

ми; по итогам биржевых торгов устанавливался единый официальный курс рубля к доллару, по которому банки рассчитывались с предприятиями и на базе которого устанавливались курсы обменных пунктов. Четкие правила торгов на бирже обеспечивали прозрачность процесса формирования курса рубля, которая была необходима как Центральному банку Российской Федерации, так и банкам, принимавшим участие в торгах.

Так стал формироваться свободный рынок срочных валютных сделок. В дальнейшем рынок валютных сделок периодически то расширялся, то сужался в зависимости от характера кредитно-денежной политики властей, наличия валютных ограничений и изменения конъюнктуры валютного рынка.

Период 1995-1998 гг. отмечался быстрым развитием практики валютного рынка, обусловленной становлением и укреплением российской банковской системы, ростом импорта, привлекательным курсом иностранной валюты, но, в то же время, и вступлением в серьезный валютный кризис и его преодолением. Валютно-финансовый кризис 1998 года привел к распаду системы валютного рынка, сформированной путем механического переноса зарубежного опыта в российскую правовую практику. Сложившаяся при этом организационная и правовая инфраструктура валютного рынка продемонстрировала свою низкую эффективность в российских условиях, а участники рынка понесли значительные потери.13 Все это обусловило существенное изменение с 1999 года ряда правил валютного рынка, разработку и внедрение технологий и положений валютных контрактов, ориентированных на минимизацию риска по срочным валютным сделкам и развитие новых методов торговли на валютном рынке. Этот, четвертый, этап в развитии валютного рынка России, по мнению автора, можно также именовать переходным, - от полного запрета к полной свободе валютных операций, и, в то же время, к формированию собственного, национального валютного законодательства и современного валютного рынка.

Ряд авторов выделяет начало пятого этапа в развитии валютного рынка России с 1995 года, - т. е. с началом работы системы валютного контроля всех значимых видов валютных правоотношений (импортных, экспортных, бартерных и т. п.),14 что оформилось вступлением в силу ряда

13 Рысь И. В. Формирование и развитие срочного валютного рынка России: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. С. 60-62.

14 Тосунян Г А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. С. 39.

подзаконных актов Банка России в области валютного контроля.15 Однако представляется, что такой подход некорректен, поскольку система валютного контроля функционировала и ранее (например, в части контроля за поступлением выручки от экспорта товаров),16 а ее совершенствование само по себе вряд ли можно использовать как критерий развития валютного рынка. В связи с этим представляется обоснованным выделение пятого этапа в развитии валютного рынка России с 1 января 2007 года, - с момента полной либерализации валютного рынка (т. е. полной свободы купли-продажи валюты и любых расчетов между резидентами и нерезидентами). Такая позиция разделяется также и рядом ученых.17

Итак, в 2000-е годы либерализация валютного законодательства продолжилась: вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» заложил серьезные правовые основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля, механизма валютного рынка, - в направлении общей либерализации и максимально полной реализации прав и свобод граждан, предпринимателей, юридических лиц.

Так, в целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основу подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала впервые был заложен принцип «разрешено все, что не запрещено»; обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования. По-новому определены субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного регулирования и контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый закон в значительной степени утратил характер рамочного (бланкетного) нормативного акта, большинство его норм стали наполнены

15 Например, Инструкция Банка России и ГТК России от 26.07.1995 г. № 30, № 0120/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

16 Например, Инструкция Банка России и ГТК России от 12.10.1993 года № 19, № 0120/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

17 Ражков Р. А. Гражданско-правовое регулирование оборота валютных ценностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2007. С. 8.

конкретным и весьма либеральным содержанием. Даже те сохранившиеся отдельные валютные ограничения, которые перешли в новый Закон из ранее действовавшего, - утратили силу с 1 января 2007 года; к настоящему времени Закон не содержит каких-либо ограничений на операции резидентов и нерезидентов между собой, а также на обычные операции уполномоченных банков.

Таким образом, особенностями современного валютного рынка является свободный и децентрализованный характер совершения валютных операций и валютных сделок, высокотехнологичный порядок заключения сделок на валютном рынке, большое разнообразие видов заключаемых сделок. Подавляющая масса валютных сделок совершается непосредственно между банками с использованием электронной техники (Рейтер-дилинг, Те-лерейт), телекса и телефона, расположенных в любой точке планеты.18

Современный валютный рынок - это мощный сервер, программное обеспечение, каналы связи, связывающие удаленные торговые места с сервером и люди, которые обслуживают этот технический комплекс. Ушел в прошлое торговый зал, где собирались трейдеры банков, - его заменил единый сервер, а собрание трейдеров - удаленные рабочие места, расположенные в офисах банков и иных участников валютного рынка. Изменилась также и технология торгов: вместо фиксинга торги ведутся в режиме двойного аукциона, - выставляются встречные заявки на покупку и продажу и, в случае совпадения курсов и объемов на покупку и продажу, сделка автоматически заключается. Торговая система ММВБ объединила региональные валютные биржи в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове на Дону, Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, в единую торговую систему ММВБ. Биржевые торги проводятся одновременно, в режиме реального времени на всех биржах одновременно. Применение новейших технологий позволило существенным образом ускорить расчеты, минимизировать риски и снизить комиссионные по проводимым операциям, что дало возможность расширить круг участников торгов.19

Другим фактором развития современного валютного рынка является интеграция различных сегментов мирового финансового рынка и борьба национальных валютных рынков за привлечение инвестиций. Таким образом, операции обмена валют на рынке во все большей степени связаны с

18 Якимкин В. Н. Форекс: как заработать большие деньги. М., 2008. С. 13-14.

19 Доронин И. Г. История российского валютного рынка // http://www.forextimes.ru/article/a11057p.htm. (дата обращения 11.03.2009).

перетоком капитала между странами и иностранными инвестициями, при этом привлекательность сделок на национальном валютном рынке все больше зависит от уровня развития рынка, качества предлагаемых на рынке услуг, степени защиты прав инвесторов и качества правового регулирования.

При этом, как справедливо отмечается в научной литературе, введение максимальной свободы совершения валютных сделок и операций на валютном рынке может способствовать привлечению иностранного капитала и привлекательности экспортно-импортных операций.20 В то же время, негативной стороной либерализации обращения иностранной валюты на национальном (внутреннем) валютном рынке, являются риски, связанные с утечкой капитала, большая волатильность (колеблемость) курса национальной валюты, внешних резервов и процентных ставок; возрастание возможности вывоза накоплений за рубеж снижает объем фондов, которые могли бы быть инвестированы внутри страны, а это, в свою очередь, может привести к созданию угрозы для макроэкономической стабильности и ухудшению конкурентоспособности отечественных предприятий.21

Таким образом, сложившийся в Российской Федерации валютный рынок прошел сложный, трудный путь своего формирования, содержавший различные режимы и типы правового регулирования. На этом пути валютный рынок играл различную роль в социально-экономической и финансовой системе государства, тем не менее, все это время важность отношений на валютном рынке определяла особое место валютного рынка в экономической и правовой системе государства. Современный валютный рынок России может быть охарактеризован как развитый, высокотехнологичный, экономически привлекательный, имеющий либеральный режим правового регулирования, т. е. не содержащий существенных административных ограничений.

20 Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М., 2005. Приводится по Информационно-правовой системе «Гарант».

21 Greene J., Isard P. Currency Convertibility and Economies in Transition // Functioning of the International Monetary System / Ed. by J. A. Frenkel and M. Goldstein. Washington, 1996. Vol. 2. P. 652-653.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.