ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _37 УДК 349.6
РАЗВИТИЕ В РОССИИ «ЗЕЛЕНОГО» СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ1 DEVELOPMENT OF "GREEN" CONSTRUCTION IN RUSSIA AS AN ELEMENT OF THE "GREEN" ECONOMY: LEGAL ASPECT
РЫЖЕНКОВ Анатолий Яковлевич,
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, профессор кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета (КалмГУ). 358000, Россия, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: 4077778@list.ru;
RYZHENKOV Anatoly Jakovlevich,
Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Republic of Kalmykia,
Professor of the Department of Civil Law and Procedure of Kalmyk State University (KalmGU).
358000, Russia, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11.
E-mail: 4077778@list.ru
Краткая аннотация: В статье исследуется понятие и признаки «зеленого» строительства. Рассматриваются правовые акты, принятые в России, и зарубежный опыт «зеленого» строительства. Выявляются проблемы, замедляющие внедрение в России новых зеленых технологий, и предлагаются правовые средства их решения
Abstract: The article explores the concept and signs of "green" construction. Legal acts adopted in Russia and foreign experience of "green" construction are considered. The problems that slow down the introduction of new green technologies in Russia are identified, and legal means of solving them are proposed
Ключевые слова: Здание; строительство; «зеленая» экономика; недвижимость; комфорт.
Keywords: Building; construction; "green" economy; real estate; comfort.
Для цитирования: Рыженков А.Я. Развитие в России «зеленого» строительства как элемента «зеленой» экономики: правовой аспект // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 37-41. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_37.
For citation: Ryzhenkov A.Ya. Development of "green" construction in Russia as an element of the "green" economy: legal aspect// Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 37-41. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_37.
Статья поступила в редакцию: 01.11.2023
Состояние окружающей среды зависит от эффективности соблюдения экологических требований в самых различных сферах деятельности - промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. Одной из таких важных сфер деятельности человека является строительство. Данный вид антропогенной деятельности оказывает воздействие на природу различным образом: в отношении почвы (земляные работы, строительный мусор); на водные объекты (загрязнение грунтовых вод); на атмосферный воздух (пыль, малярные, лакокрасочные работы); причем после сдачи объекта капитального строительства в эксплуатацию, его воздействие на окружающую среду не прекращается, меняются только его формы и способы, требующие своих решений.
Правоотношения в сфере строительства носят комплексный (межотраслевой) характер, поскольку в их возникновении и осуществлении участвуют нормы различной отраслевой принадлежности: земельного права (в части предоставления земельного участка в собственность или аренду, на торгах (без торгов), а также за плату или бесплатно); градостроительного права (они определяют, какие виды объектов недвижимости (капитального строительства) можно возводить в тех или иных территориальных зонах, а также характеристики самих объектов - высота, этажность, площадь застройки участка и т.д.); гражданского права (договор строительного подряда); административного права (в части технических регламентов, которые придут на смену строительным нормам и правилам); экологического права (определяющих природоохранные требования к самому процессу возведения объекта капитального строительства, а также его последующей эксплуатации, в зависимости от степени воздействия такого объекта на окружающую среду). По большому счету, экологические нормы либо включены в состав законодательных актов иной отраслевой принадлежности, либо последние отсылают к ним. Сами по себе экологические требования в строительстве существовали еще в СССР, однако в последние годы они начинают постепенно претерпевать определенную трансформацию в связи с появлением новой государственной политики, связанной с переходом Российской Федерации на стандарты зеленой экономики.
В настоящий момент нет четких критериев и индикаторов, которые бы определяли отличия «зеленой» от «коричневой» экономики. Более того, само упоминание «зеленой» экономики носит достаточно фрагментарный характер в федеральных законах и подзаконных актах. Тем не менее, можно утверж-дать, что данная природоохранная стратегия предполагает «озеленение» всех секторов хозяйственной жизни (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.), включая и строительство объектов недвижимости. Сегодня многие строительные компании (как в Российской Федерации, так и в других странах) уже заявляют о том, что с помощью «зеленых» технологий они возводят «зеленые» объекты капитального строительства, стоимость которых выше, чем в других случаях. Таким образом, «зеленое» строительство является одним из ин-
1 Статья выполнена в рамках проекта «Волга - Каспий: Право и зеленая экономика» Программы развития Калмыцкого государственного университета им Б.Б. Городови-кова на 2021-2030 годы.
струментов «зеленой» экономики, которая, в свою очередь, направлена на реализацию положений концепции устойчивого развития. Экологические требования к строительной деятельности обеспечивают достижение целей устойчивого развития и улучшение состояния территории; эти требования формулируют новые стандарты качества строительной продукции, включая отсутствие негативного влияния на здоровье самих строителей и будущих жильцов строительных материалов, не выделяющих вредные вещества (социальная составляющая); «зеленые» здания в долгосрочной перспективе будут способствовать росту производительности труда (экономическая составляющая).1
Однако, несмотря на ценность «зеленого» строительства для перехода к «зеленой» экономике, его единого доктринального определения пока нет.
Н. Швабауэр предлагает понимать под экожильем энергоэффективный и вписанный в окружающую среду дом, комфортный для человека на протяжении всего его жизненного цикла. Должно учитываться все: местоположение, рельеф участка, экологичность и долговечность стройматериалов, роза ветров, инсоляция, уровень энергопотребления, транспортная инфраструктура.2
По мнению Д.М. Хлопцова и М.А. Губанищевой, под «зеленым строительством» следует понимать строительство объектов с наименьшим уровнем потребления ресурсов и минимальным воздействием на окружающую среду в течении всего жизненного цикла этих объектов, что «является одним из важ-ных перспективных направлений инновационного развития экономики и одним из аспектов устойчивого развития территории. При этом подразумевается не только разработка и внедрение энергосберегающих технологий, но и обеспечение наиболее комфортных и благоприятных условий для проживания».3
Д. Пайк полагает, что «зелеными» являются высокоэффективные здания, которые более рационально используют энергию, воду и материалы и применяют специальные меры размещения, проектирования, строительства, эксплуатации, технического обслуживания и демонтажа, позволяющие уменьшить воздействие здания на здоровье человека и окружающую среду. Архитекторы проектируют их в США в соответствии с принятыми на местном уровне строительными нормами. Город или штат могут принять решение о внедрении «зеленых» строительных норм, которые превосходят минимальные федеральные требования, чтобы тем самым подчеркнуть свою устойчивую практику.4
Г. Франклин считает, что «зеленое» строительство - это практика создания структур и использования процессов, которые являются экологически ответственными и ресурсосберегающими на протяжении всего жизненного цикла здания - от выбора площадки до проектирования, строительства, эксплуатации, технического обслуживания, реконструкции и демонтажа.5
Этот перечень можно продолжить. Замечу, что во всех вышеприведенных определениях делается акцент на минимальное воздействие «зеленых» зданий на здоровье и окружающую среду, однако признаки «зеленого» строительства расходятся: одни авторы делают акцент на задачи энергосбережения; другие пишут о важности рационального использования ресурсов и материалов; третьи обращают внимание на необходимость сочетания требований к строительству «зеленых» зданий, предъявляемых разными уровнями власти. На мой взгляд, «зеленое» строительство - это подход к проектированию, строительст-ву и эксплуатации объектов недвижимости (капитального строительства) и соответствующей инфраструктуры, основанный на принципах экологической устойчивости и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из этого, его признаками являются: энергоэффективность (использование технологий, позволяющих снизить потребление электроэнергии для отопления, кондиционирования и освещения в целях экономии ресурсов и уменьшения выбросов парниковых газов, в том числе посредством использования солнечных батарей и иных возобновляемых источников энергии); использование экологически чистых материалов (объекты должны возводиться с использованием строительных материалов, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду или здоровье человека); управление водными ресурсами (многие «зеленые» здания имеют системы для сбора дождевой воды, эффективные системы очистки воды, обеспечивающие ее повторное использование и снижение ее расходования); «зеленые» крыши и стены (на них размещают различную растительность в эстетических или природоохранных целях); транспортная логистика (объекты недвижимости возводят с учетом доступности общественного электротранспорта, что позволяет уменьшить использование личного автотранспорта и сократить выбросы парниковых газов); ландшафтный подход («зеленые» объекты капитального строительства вписаны в окружающий природный ландшафт, а на прилегающей территории располагаются зеленые насаждения, водные и иные природные объекты).
Все это позволяет сохранять природные ресурсы, уменьшать воздействие на климат, создавать комфортные условия для жизни и работы граждан.
Однако насколько данные характеристики «зеленых» зданий отражены в российском законодательстве? Первый системный шаг к построению в России «зеленой» системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости был осуществлен в 2009 году, когда было принято Распоряжение Минприроды РФ от 30.12.2009 № 75-р «О добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов». В недавно принятой Стратегии развития строи-тельной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р), в качестве основных задач упоминаются «повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов
1 Лясковская Е.А., Иминова А.А. Анализ влияния эколого-экономического индекса субъектов УрФО на развитие экодевелопмента и зеленого строительства // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Том 13. № 1. С.14-15 (14-23).
2 Швабауэр Н. Газон на крыше // Российская газета - экономика УРФО. 2012. 5 апреля.
3 Хлопцов Д.М., Губанищева М.А. Эколого-экономическая оценка объектов «зеленого строительства» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 11. С. 6 (6-12).
4 Pike J. A Tale of Two Codes: The Influence of Albuquerque and Washington on Green Building // Environmental Affairs. 2014. Vol. 41. P.205 (201-232).
5 Franklin G. Comments: Baltimore City's Green Building Standards, Building Towards an Uncertain Future // University of Baltimore Journal of Land and Development. 2014. Vol. 4. Issue 1. P. 86 (85-91).
капитального строительства и коммунальных систем», а также «минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду», что является важнейшими признаками «зеленого» строительства. Наряду с этим, продолжает действовать система ГОСТов, имеющая отношение к «зеленому» строительству. В первую очередь тут следует выделить ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости» (его требования направлены на сокращение потребления энергетических ресурсов, использование возобновляемых и вторичных энергетических ресурсов, рациональное водопользование, снижение вредных воздействий на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации зданий и др.); большой вклад в эту работу вносят саморегулируемые организации (для примера можно указать СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания» или СТО НОСТРОЙ 2.35.68-2012 «Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания»). Новый ГОСТ Р 70346-2022 от 9 сентября 2022 г. «Зеленые стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации», предполагает обязательные и добровольные зеленые критерии по проектированию, строительству, эксплуатации и утилизации зеленых многоквартирных жилых зданий.
В тоже время, несмотря на появление этих и многих других подзаконных актов (некоторые из которых носят только рекомендательный характер), на уровне федерального экологического законодательства мы видим классический пробел в праве. В п.4 ст.17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» упоминается ряд мероприятий, при проведении которых может оказы-ваться государственная поддержка, например, внедрение наилучших доступных технологий или строительство систем оборотного и бессточного водоснабжения. Последние и правда могут использоваться в ходе возведения «зеленых» объектов капитального строительства, однако, во-первых, в данной статье не упоминается «зеленое» строительство как таковое, а, во-вторых, ее общий недостаток заключается в декларативности указанных в ней мер.
Не лучше обстоит дело и в статьях 36, 38 и 39 данного Закона, в которых идет речь об экологических требованиях при проектировании, строительстве, ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и т.д. объектов капитального строительства. Все указанные в данных статьях требования о необходимости обеспечения экологической безопасности носят не конкретный характер.
В зарубежных странах правовые основы «зеленого» строительства представлены более подробно. Существует несколько зарубежных стандартов сертификации: BREEAM (Великобритания); LEED (США); DGNB (Германия) и др. Все они предполагают сертификацию строительства, материалов и инфраструктуры, что позволяет оценить жизненный цикл зданий, предусматривают использование возобновляемых источников энергии, регламентируют энергоэффективность, замкнутый цикл водоснабжения, содержат требования комфорта помещений, обеспечивают низкий уровень загрязнения экосистем и т.д.
В частности, LEED продвигает комплексный подход к устойчивому развитию, обеспечивая эффективность деятельности в пяти ключевых областях охраны здоровья человека и окружающей среды: устойчивое развитие территории, экономия воды, энергоэффективность, выбор материалов и качество окружающей среды внутри помещений. LEED — это система, основанная на баллах, при которой здания получают баллы за соответствие определенным критериям экологичного строительства. Количество баллов определяет уровень сертификации. Программа LEED устанавливает стандарты для высоко-эффективных коммерческих и институциональных проектов нового строительства и капитальной реконструкции, включая офисные здания, высотные жилые здания, правительственные здания, места отдыха, производственные предприятия и лабо-ратории.1 В свою очередь, в BREEAM большое внимание уделяется сбережению ресурсов и использованию возобновляемых источников энергии, рациональному использованию отходов и вышедших из эксплуатации элементов объекта, отсутствию вредных испарений, восстановлению поврежденных экологических территорий, обеспечению удобства и комфорта.
Система BREEAM дает разностороннюю оценку по таким критериям, как энергетические затраты на строительство и планируемое потребление энергии объектом; политика управления, включая строительство объекта; производственная безопасность и безопасность дальнейшей эксплуатации. Довольно подробно рассмотрен транспортный вопрос: начиная от воздействия транспорта на окружающую среду при строительстве и заканчивая планированием дальнейшей транспортной нагрузки на близлежащую территорию. Другими важными составляющими является контроль водных ресурсов, количество и качество строительных материалов, утилизация отходов, размер и площадь используемой при строительстве земли. Сертификация производится в соответствии с пятью возможными оценками, в зависимости от набранных баллов.2
Следует заметить, что большинство объектов «зеленого» строительства в России сертифицируется по стандарту BREEAM (хотя за последние 10-15 лет их количество составляет всего несколько десятков), что обусловлено наличием широкой сети независимых аудиторов, предлагающих услуги по сертификации. При этом «зеленое» строительство нельзя отождествлять со строительством одних только жилых домов: в структуре «зеленых» зданий встречается больше (чем объектов жилой недвижимости) «зеленых» офисов, а также торговых, складских и индустриальных объектов «зеленой» недвижимости.3
Российская Федерация в целом пока отстает от стран западного мира по развитию системы «зеленого» строительства. Это может объясняться следую-щими причинами: изобилие энергетических ресурсов не делает острой проблему повышения энергоэффективности; присутствует недостаток нормативной базы и низкая эффективность государственного регулирования строительной сферы, особенно в ее природо-
1 Kaplow S.D. (2009) Does a Green Building Need a Green Lease? // University of Baltimore Law Review. 2009. Vol. 38. Issue 3. P. 390-391. (375-409)
2 Жуковская А.Ю., Гераськин Ю.М. Применение зеленых стандартов в России: проблемы и перспективы // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 2 / https://esj.today/PDF/37SAVN219.pdf (дата обращения 26.10.2023).
3 Лубсанова Н. Совершенствование государственного стимулирования «зеленого» строительства в России в современных условиях // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С.227. (225-232)
охранной части; недостаток квалифицированных кадров в строительной отрасли; высокий уровень затрат и рисков, к которым не готовы строительные организации; низкий уровень доходов населения, не позволяющий массово развернуть коммерчески выгодное строительство «зеленых» жилых домов; низкий уровень государственной поддержки (в том числе с помощью налоговых льгот) со стороны государства; высокие цены на строительные материалы и технологии импортного производства, ряд проблем с ввозом их в страну. Отдельно в научной литературе подчеркивается, что «недостаток опыта в практике экологического строительства и нехватка информации являются следствием более позднего осознания российскими предпринимателями и государством необходимости срочного экологического регулирования».1 Таким образом, стране нужны как иностранные инвестиции и технологии, так и развитие собственного «зеленого» промышленного производства, усиление государственного регулирования строительной сферы, придание с помощью норм права многим рекомендательным мерам в сфере «зеленого» строительства обязательного характера. Для этого строительным компаниям должны быть созданы надлежащие условия, требующие обсуждения.
Безусловно, сама по себе выдача государственного «зеленого» сертификата строительной организации может создать ей конкурентные преимущества, однако этого явно недостаточно. Необходимо повышение потребительского спроса на объекты «зеленого» строительства (что потребует не только повышение качества зданий и рекламной компании, но и роста доходов населения); повышение уровня эколого-правовой культуры граждан (даже состоятельные граждане должны понимать преимущества «зеленых» зданий, а для этого с ними должна проводиться последовательная работа, причем в госу-дарственном масштабе, а не силами строительных организаций); коренное изменение экологического и иного законодательства, четкая проработка в нем базовых категорий «зеленое» строительство и «зеленые» технологии; развитие экологического предпринимательства и экологических (зеленых) сертификатов. Представляется необходимым включение положений ГОСТ Р 70346-2022 в число обязательных условий для строительства социального жилья или строительства отдельных государственных и муниципальных объектов (поскольку в чистом виде зарубежный опыт не всегда подходит, нам нужно продвигать собственные стандарты); развитие системы подготовки кадров на строительных и архитектурных специальностях; продолжить налоговое, кредитное и иное стимулирование энергосберегающих технологий, а также развитие возобновляемой энергетики; реализовывать и далее государственную политику по экологическому образованию студентов; развивать систему экологического страхования рисков, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией зеленых зданий (такой успешный опыт есть в ряде зарубежных государств);2 необходимо введение льгот при предоставлении земельного участка строительным организациям, планирующим возведение «зеленых» объектов.
Без осуществления таких мер продажи объектов капитального строительства, сертифицированных по «зеленым» стандартам, будут исчисляться всего несколькими десятками в год, и располагаться преимущественно в Москве.
Последний тезис подтверждает ситуация в регионах (например, в трех Прикаспийских регионах - Астраханской области, Республиках Дагестан и Калмыкия). Так, в Дагестане уделяется много внимания вопросам озеленения и благоустройства, развитию зеленой энергетики, строительству мусоросортировочных заводов (и вообще проблеме отходов), развитию туристско-рекреационных комплексов, однако проблемы зеленого строительства в республике практически никак не обсуждаются. Аналогичную ситуацию мы видим и в Республике Калмыкия, где основное внимание уделено трем природоохранным направлениям - озеленение, зеленая энергетика, обращение с отходами. В Астраханской области, в дополнение к трем указанным секторам, много обсуждается строительство отдельно взятых заводов или торговых центров. Это означает, что регионы живут полноценной экономической жизнью, возводят много жилых и иных объектов капитального строительства (не считающихся зелеными), и в целом движутся в сторону «зеленой» экономики. При этом требует дополнительного изучения вопрос о том, почему из всех возможных направлений этого движения, регионы выбрали именно эти три.
К числу географических аргументов в пользу развития «зеленого» строительства, например, в Астраханской области, можно отнести теплый солнечный климат, обилие ветра (что позволяет развивать использование солнечных батарей и ветрогенераторов), низкую плотность населения (что облегчает выбор подходящих земельных участков для строительства). С другой стороны, в регионе выпадает довольно мало осадков (что затрудняет использование дождевой воды); отмечается низкий спрос на такую недвижимость со стороны населения; поддержание зеленых насаждений возле домов (или на их стенах и крышах) потребует дополнительных расходов из-за потребления воды.3
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) строительная деятельность человека оказывает значительное воздействие на окружающую среду, как по причине потребления ресурсов, так и образования отходов. Однако строительная отрасль сама является потребителем продукции, произведенной другими отраслями экономики (химическая промышленность, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность и т.д.). Соответственно, переход на «зеленые» стандарты одной строительной отрасли невозможен - в этом должны участвовать и все остальные производственные, транспортные, энергетические и иные сферы хозяйства. Понимание этого обстоятельства привело к появлению теории зеленой экономики, предполагающей экологизацию всей экономической деятельности государства.
2) главной составной частью стратегии перехода на «зеленые» строительные стандарты является сокращение негативного воздействия на состояние окружающей среды, что предполагает переход на более энергоэффективные технологии, сокращение потребления электричества, воды, уменьшение образования отходов и т.д. Однако концепция «зеленого» строительства несколько шире чисто экологических аспек-
1 Мурзин А.Д., Филиппова А.В., Швыденко Н.В. Экологизация городского строительства: зарубежный опыт и российские проблемы // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 72-79.
2 Tollin H.M. Green Building Risks: It's Not Easy Being Green // Environmental Claims Journal. 2011. Vol. 23. Issue 3-4. P. 213 (199-213)
3 Аляутдинова Ю.А., Шалак Н.Д. Перспективы «зеленого» строительства на территории Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2018. № 2. С. 23-26.
тов, поскольку предполагает дополнительно решение ряда вопросов дизайна, повышения комфорта, выбор места расположения здания обусловлен ландшафтными параметрами, много значит эстетический фактор, решение транспортных и иных инфраструктурных вопросов.
3) провозглашенный в России переход к «зеленому» строительству фрагментарно упоминается в ряде политико-правовых актов (Стратегиях, Концепциях), однако специального плана по переходу России к «зеленой» экономике нет. Разработка такого документа (Концепции перехода Российской Федерации к зеленой экономике) позволит сформулировать цели, задачи, этапы, финансирование данного перехода, указать ответственные за него федеральные и региональные органы власти и т.д. Одним из разделов Концепции могла бы стать стратегия перехода страны на стандарты «зеленого» строительства, что сделало бы движение к зеленой экономике более системным и предсказуемым.
4) «зеленое» строительство упоминается в нескольких подзаконных актах (в том числе ГОСТах), однако в федеральном экологическом законодательстве нет ни критериев, ни задач по переходу на эти новые стандарты. Поэтому Федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует дополнений.
5) принятый в 2022 г. новый ГОСТ Р 70346-2022 от 9 сентября 2022 г. «Зеленые стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации» открывает новый этап перехода страны на стандарты «зеленого» строительства, однако необходимо сделать и ряд дальнейших шагов в этом направлении, например, утвердить ГОСТ по строительству индивидуальных «зеленых» домов.
Библиография:
1. Аляутдинова Ю.А., Шалак Н.Д. Перспективы «зеленого» строительства на территории Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прика-спия. 2018. № 2. С. 23-26.
2. Жуковская А.Ю., Гераськин Ю.М. Применение зеленых стандартов в России: проблемы и перспективы // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 2 / https://esj.today/PDF/37SAVN219.pdf (дата обращения 26.10.2023).
3. Лубсанова Н. Совершенствование государственного стимулирования «зеленого» строительства в России в современных условиях // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 225-232.
4. Лясковская Е.А., Иминова А.А. Анализ влияния эколого-экономического индекса субъектов УрФО на развитие экодевелопмента и зеленого строительства // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Том 13. № 1. С.14--23.
5. Мурзин А.Д., Филиппова А.В., Швыденко Н.В. Экологизация городского строительства: зарубежный опыт и российские проблемы // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 72-79.
6. Хлопцов Д.М., Губанищева М.А. Эколого-экономическая оценка объектов «зеленого строительства» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 11. С. 6-12.
7. Kaplow S.D. (2009) Does a Green Building Need a Green Lease? // University of Baltimore Law Review. 2009. Vol. 38. Issue 3. P. 375-409.
8. Franklin G. Comments: Baltimore City's Green Building Standards, Building Towards an Uncertain Future // University of Baltimore Journal of Land and Development. 2014. Vol. 4. Issue 1. P. 85-91.
9. Pike J. A Tale of Two Codes: The Influence of Albuquerque and Washington on Green Building // Environmental Affairs. 2014. Vol. 41. P. 201 -232.
10. Tollin H.M. Green Building Risks: It's Not Easy Being Green // Environmental Claims Journal. 2011. Vol. 23. Issue 3-4. P. 199-213.
References:
1. Alyautdinova Yu.A., Shalak N.D. Prospects of "green" construction in the Astrakhan region // Engineering and Construction Bulletin of the Caspian Sea. 2018. No. 2.
pp. 23-26.
2. Zhukovskaya A.Yu., Geraskin Yu.M. Application of green standards in Russia: problems and prospects // Bulletin of Eurasian Science. 2019. Vol. 11. No. 2 / https://esj.today/PDF/37SAVN219.pdf (accessed 26.10.2023).
3. Lubsanova N. Improvement of state stimulation of "green" construction in Russia in modern conditions // Moscow Economic Journal. 2020. No. 1. pp. 225-232.
4. Lyaskovskaya E.A., Iminova A.A. Analysis of the impact of the ecological and economic index of the subjects of the Ural Federal District on the development of eco-development and green construction // Bulletin of YURGU. The series "Economics and Management". 2019. Volume 13. No. 1. pp.14--23.
5. Murzin A.D., Filippova A.V., Shvydenko N.V. Ecologization of urban construction: foreign experience and Russian problems // Economics and ecology of territorial formations. 2017. No. 2. pp. 72-79.
6. Khloptsov D.M., Gubanishcheva M.A. Ecological and economic assessment of objects of "green construction" // Property relations in the Russian Federation. 2018. No. 11. pp. 6-12.
7. Kaplow S.D. (2009) Does a Green Building Need a Green Lease? // University of Baltimore Law Review. 2009. Vol. 38. Issue 3. P. 375-409.
8. Franklin G. Comments: Baltimore City's Green Building Standards, Building Towards an Uncertain Future // University of Baltimore Journal of Land and Development. 2014. Vol. 4. Issue 1. P. 85-91.
9. Pike J. A Tale of Two Codes: The Influence of Albuquerque and Washington on Green Building // Environmental Affairs. 2014. Vol. 41. P. 201-232.
10. Tollin H.M. Green Building Risks: Its Not Easy Being Green // Environmental Claims Journal. 2011. Vol. 23. Issue 3-4. P. 199-213.