Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ПОЭМА / ПОЭЗИЯ / ПИСАТЕЛЬ / ПРЕДКИ / БАХШИ / ЖАНР / СТИХОТВОРЕНИЕ / LITERATURE / POEM / POETRY / WRITER / ANCESTORS / BAKHSHI / GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кодирова Н. О.

В этой статье рассматривается созданные узбекской литературы на территории современного Узбекистана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UZBEK LITERATURE

This article discusses the created Uzbek literature on the territory of modern Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК: 10.01.02

Кодирова Н.О. преподаватель академический лицей ТашПМИ РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: В этой статье рассматривается созданные узбекской литературы на территории современного Узбекистана

Ключевые слова: Литература, поэма, поэзия, писатель, поэма, предки, бахши, жанр, стихотворение

Kodirova N.O.

The teacher of the academic lyceum TashPMI DEVELOPMENT OF UZBEK LITERATURE

Annotation: This article discusses the created Uzbek literature on the territory of modern Uzbekistan.

Key words: Literature, poem, poetry, writer, poem, ancestors, bakhshi, genre,

poem

Узбекская литература - произведения, созданные на территории современного Узбекистана в период с 15 по 20 веках, то есть с момента, когда эти места были охвачены волной перемещения узбекских племен из районов Южного Казахстана.

Наиболее древние узбекские литературные произведения - это свыше 200 эпических поэм, множество легенд, эпических песен, исполняемых народными поэтами - бахши. Герои фольклора борются с враждебными силами - злыми духами, драконами. Древнейший цикл эпических поэм Кер-оглы и поэма Алпамыш написаны приблизительно в 10 в. Алпамыш вошла в фольклор всех народов Средней Азии, в ней идет речь о мужестве народных богатырей, отваге, храбрости и ненависти к врагам, содержится много остроумных афоризмов, ярких метафор, красочных описаний. Другое популярное произведение из цикла Кер-оглы - поэма о преображающей силе любви Равшан-Хон, много раз впоследствии перерабатывалась народными поэтами. Популярными остаются сатирические новеллы Насреддин Афанди, в которых высмеиваются ханы и баи. В устном народном творчестве фигурируют люди разных национальностей - китаец, иранец, туркмен, негр и др., женские образы лишены сентиментальности (Фархад и Ширин, Кундуз-Юлдуз).

После завоевания в 13 веках Средней Азии монголами большая часть персидских литераторов и ученых уехала в Египет, Малую Азию и другие. Мавераннахр со столицей в Самарканде стал улугом (уделом) сына Чингиз-хана - Чагатая. Литературный язык тюркского населения Мавераннахра стал называться чагатайским. Он являлся литературным языком тюркоязычных народностей Средней Азии, не будучи языком какого-то одного конкретного

племени. Построенный на основе тюркско-уйгурских корней, он включал в себя много арабских и персидских элементов.

В Мавераннахре в бывшем центре персидской культуры Самарканде продолжали создаваться литературные произведения - Кыссаи Юсуф (1233, Повесть о Юсуфе) Али, написанная под влиянием уйгурской литературы, Кыссасуль Анбия (1310) Насреддина Рабгузи, Муфтархуль Адль неизвестного автора. Литературная традиция развивалась, включая в себя новые культурные течения, стили и языковые особенности.

Завоевания Тимура и появление узбекских племен в Средней Азии в 15 в. сопровождались интенсивным культурным обменом, чему способствовала языковая близость чагатайского и узбекского языков. В качестве основных языков в ходу были фарси, его разновидность - таджикский, чагатайский, который еще называют староузбекским или тюрки, узбекский, представлявший собой кипчакскую ветвь тюркских языков. Заселение узбекскими племенами Средней Азии совпало в 15 в. с условным размежеванием этих территорий по религиозному признаку на шиитский юг (Иран) и суннитский север.

Узбекская культура складывалась на основании сохранения и развития собственного, тюркского узбекского языка и богатейшего персидского культурного наследия. В частности, развитие узбекской литературы происходило в полемике, столкновениях и попытках освоения жанров и сюжетов классической персидской литературы. Поэзия была господствующим литературным жанром, а наиболее распространенными поэтическими формами - газели и написанные двустишиями месневи. В стихотворной форме писались не только лирические произведения, но и религиозно-нравственные проповеди и хроники. Только научные, религиозные, исторические произведения и мемуары были написаны прозой.

Во время правления Тимура узбекская литература интенсивно развивалась. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научно-литературной жизни. Литераторы, писавшие на узбекском, сопротивлялись растворению и замене узбекского языка персидским, считавшимся основным носителем культурной традиции. Так, уже современник Тимура Дурбек одним из первых вступил в этот спор. Он предложил свой вариант повести Юсуф и Зулейха (1409), освободив ее от религиозного налета и придав ей форму светской любовной повести. Другой поэт Саид Ахмед придал своему произведению Таашук-нама (1437) форму, схожую с персидскими аналогами Лятофта-намии Мухаббат-нами. При дворе Шахруха жил известный лирик Лютфи - его мастерски написанные газели до сих пор распевают народные певцы.

15 век стал временем расцвета узбекской литературы. Она все больше освобождается от религиозных мотивов и становится подлинно художественной, получив в произведениях Алишера Навои свое наиболее полное и яркое воплощение.

В 1469 Навои становится хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Как правитель, он оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Литературное наследие Навои - около 30 поэтических сборников, крупные поэмы, проза, научные трактаты. Он писал на фарси (сборник Диван Фани), но в основном на тюрки - средневековом варианте узбекского, хотя многие тогда считали его слишком грубым для поэзии.

Вершина творчества Навои - Хамсе (Пятерица) - пять поэм - ответ (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви: Смятение праведных (1483), Лейли и

Меджнун (1484), Фархад и Ширин (1484), Семь планет (1484), Искандарова стена (1485). Смятение праведных - поэма философско-публицистического характера освещала наиболее существенные вопросы действительности того времени. В ней обличались феодальные междуусобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество шейхов и законоведов. Поэма отражала мировоззрение Навои - его этические и эстетические взгляды. Лейли и Меджнун - поэтическое изложение известного древнеарабского предания о трагической любви пастуха Кайса к красавице Лейли из соседнего кочевого племени, о его безумии и смерти из-за разлуки с любимой. Эмоциональная напряженность и сила художественного воздействия поэмы сделали ее одним из наиболее известных и любимых произведений восточной литературы во всем мире. Фархад и Ширин

- героико-романтическая поэма о любви богатыря к армянской красавице Ширин, на которую претендовал иранский шах Хосров. Фархад, борец за правду и справедливость, противопоставляется трусливому шаху. Семь планет - семь сказочных новелл, содержащих критические иносказательные намеки на правителей Тамуридов и их придворных. Главный персонаж поэмы Искандарова стена - идеальный справедливый правитель и мудрец Искандер.

Другое крупное поэтическое произведение Навои - свод из 4-х поэтических сборников-диванов под общим названием Сокровищница мыслей (1498-1499), куда входили Диковины детства, Редкости юности, Диковины средних лет, Назидания старости. Это собрание лирических стихов разных жанров, в том числе более 2600 газелей. Другие произведения Навои

- Пятерица священных (1492), посвященная Джами; Собрание утонченных (1491-1492) - краткие характеристики писателей эпохи Навои. О стихосложении и теории литературы повествует трактат Весы размеров. И упомянутый выше трактат Спор двух языков (1499) обосновывает культурное и художественное значение языка тюрки, считавшегося его современниками непригодным для изящной словесности. Его произведения и литературоведческие работы способствовали развитию туркоязычных

литератур - не только узбекской, но и уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой и др.

Исторические труды Алишера Навои История иранских царей и История пророков и мудрецовсодержат сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зароастрийской и коранической мифологии. В последние годы жизни Навои были написаны поэма Язык птиц (1499) и философско-дидактическое

сочинение Возлюбленный сердец (1500) - размышление о наилучшем общественном устройстве. Мировоззрению Навои были присущи оптимизм и жизнеутверждающая сила, его творчество утверждало романтическое направление в восточной литературе.

Другой яркой фигурой, оставившей след не только в узбекской истории, но и литературе, был основатель империи Великого Могола в Индии, последний из Тимуридов хан Захриддин Мухаммед Бабур (1483-1530). Сборник его лирических произведений относится к лучшим образцам узбекской лирики того времени. Его прозаические мемуары Бабур-нама простым ясным языком описывают обстоятельства его жизни, исторические события, походы в Афганистан и Индию, феодальные междуусобицы.

После перехода власти от Тимуридов к династии Шейбанидов (16 в.) в Средней Азии начинается разруха, сопровождающаяся ослаблением культурных и торговых связей с соседними странами. Наиболее известным литературным произведением этого периода стала сатирическая поэма Шейбани-нама Мухаммеда Салиха. В ней разоблачались недостатки правления и описывалась разгульная жизнь Тимуридов, восхвалялся новый правитель Шейбани.

При Шейбанидах литературой активно занимались ханы - Убайдула-хан, Абдулла-хан. Занятие литературой считалось престижным и уместным для людей власти. Однако их творчество имело подражательный характер, было выдержано в традициях придворной поэзии. В прозе наиболее известным в 16 в. было имя Маджилиси, а лучшим образцом художественной прозы считался сборник назидательных рассказов Гульзар Пашаходжа ибн Абдулаххаба, написанный по аналогии с Гулистаном Саади.

Во время правления Шейбанидов Средняя Азия дробится на ряд мелких самостоятельных феодальных владений, Самарканд утрачивает статус столицы и культурного центра, уступая место Бухаре, где среди населения преобладали таджики и развивалась литература на таджикском языке. Период жестоких междуусобиц - грабежи, насилие, двуличие и корыстолюбие беков, чиновников и духовенства - был описан в произведениях поэта-сатирика Турды. Бухарский период узбекской литературы отмечен трагическими событиями - убийствами и изгнанием некоторых писателей.

В результате ряда междуусобных войн в 17 веке образуется Хорезмское ханство. Начало научно-литературной традиции в Хорезме было положено

известным историческим сочинением Абулгази Бахадурхана (16031663) Родословное дерево турок. При дворе хорезмского ханства развиваются традиционные формы придворной поэзии - торжественные оды и газели, восхваляющие ханов. Наиболее видные поэты в Хорезмском ханстве появляются в конце 18 и в 19 веках. Среди них выделялось имя передового по своим взглядам придворного поэта Шермухаммеда Муниса, оставившего после себя не только множество стихотворений, но и исторические произведения. По распоряжению Мухаммеда Рахимхана II, покровительствовавшего искусствам, в 19 веке был издан сборник Маджмуатушшуара, включавший в себя произведения лучших хорезмских поэтов Камаля, Табиби, Мирзы, Раджи и другие.

В целом литературный процесс на территории Узбекистана по сути являлся процессом освоения и усвоения культурных моделей - классических персидских и арабских в период становления и расцвета, а также пантюркистских, русских и западных. Особенности узбекской литературы в значительной степени обусловлены ее географией - удаленностью от очагов европейской культуры, близостью евразийской по своим ориентирам России и генетической близостью с мусульманским Востоком. Сам факт нахождения на территории современного Узбекистана крупнейших в прошлом мировых центров персидской культуры Бухары и Самарканда ко многому обязывает и может восприниматься как своего рода эстафета. Значительный потенциал, богатейшие культурные традиции, положение на стыке культур - все эти факторы дают основания ожидать появления новых интересных произведений синтетического характера в узбекской литературе и культуре в целом.

Использованные источники:

1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976

2. Нагишкин Д. Д. Сказки и жизнь. М., 1957

3. Мирзаев Т. Узбек фольклорининг эпик жанрлари. Узбек халк ижоди буйича тадкикотлар"га ёзган суз боши. Тошкент: Фан, 1981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.