УДК: 10.01.02
Кодирова Н.О. преподаватель академический лицей ТашПМИ РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: В этой статье рассматривается созданные узбекской литературы на территории современного Узбекистана
Ключевые слова: Литература, поэма, поэзия, писатель, поэма, предки, бахши, жанр, стихотворение
Kodirova N.O.
The teacher of the academic lyceum TashPMI DEVELOPMENT OF UZBEK LITERATURE
Annotation: This article discusses the created Uzbek literature on the territory of modern Uzbekistan.
Key words: Literature, poem, poetry, writer, poem, ancestors, bakhshi, genre,
poem
Узбекская литература - произведения, созданные на территории современного Узбекистана в период с 15 по 20 веках, то есть с момента, когда эти места были охвачены волной перемещения узбекских племен из районов Южного Казахстана.
Наиболее древние узбекские литературные произведения - это свыше 200 эпических поэм, множество легенд, эпических песен, исполняемых народными поэтами - бахши. Герои фольклора борются с враждебными силами - злыми духами, драконами. Древнейший цикл эпических поэм Кер-оглы и поэма Алпамыш написаны приблизительно в 10 в. Алпамыш вошла в фольклор всех народов Средней Азии, в ней идет речь о мужестве народных богатырей, отваге, храбрости и ненависти к врагам, содержится много остроумных афоризмов, ярких метафор, красочных описаний. Другое популярное произведение из цикла Кер-оглы - поэма о преображающей силе любви Равшан-Хон, много раз впоследствии перерабатывалась народными поэтами. Популярными остаются сатирические новеллы Насреддин Афанди, в которых высмеиваются ханы и баи. В устном народном творчестве фигурируют люди разных национальностей - китаец, иранец, туркмен, негр и др., женские образы лишены сентиментальности (Фархад и Ширин, Кундуз-Юлдуз).
После завоевания в 13 веках Средней Азии монголами большая часть персидских литераторов и ученых уехала в Египет, Малую Азию и другие. Мавераннахр со столицей в Самарканде стал улугом (уделом) сына Чингиз-хана - Чагатая. Литературный язык тюркского населения Мавераннахра стал называться чагатайским. Он являлся литературным языком тюркоязычных народностей Средней Азии, не будучи языком какого-то одного конкретного
племени. Построенный на основе тюркско-уйгурских корней, он включал в себя много арабских и персидских элементов.
В Мавераннахре в бывшем центре персидской культуры Самарканде продолжали создаваться литературные произведения - Кыссаи Юсуф (1233, Повесть о Юсуфе) Али, написанная под влиянием уйгурской литературы, Кыссасуль Анбия (1310) Насреддина Рабгузи, Муфтархуль Адль неизвестного автора. Литературная традиция развивалась, включая в себя новые культурные течения, стили и языковые особенности.
Завоевания Тимура и появление узбекских племен в Средней Азии в 15 в. сопровождались интенсивным культурным обменом, чему способствовала языковая близость чагатайского и узбекского языков. В качестве основных языков в ходу были фарси, его разновидность - таджикский, чагатайский, который еще называют староузбекским или тюрки, узбекский, представлявший собой кипчакскую ветвь тюркских языков. Заселение узбекскими племенами Средней Азии совпало в 15 в. с условным размежеванием этих территорий по религиозному признаку на шиитский юг (Иран) и суннитский север.
Узбекская культура складывалась на основании сохранения и развития собственного, тюркского узбекского языка и богатейшего персидского культурного наследия. В частности, развитие узбекской литературы происходило в полемике, столкновениях и попытках освоения жанров и сюжетов классической персидской литературы. Поэзия была господствующим литературным жанром, а наиболее распространенными поэтическими формами - газели и написанные двустишиями месневи. В стихотворной форме писались не только лирические произведения, но и религиозно-нравственные проповеди и хроники. Только научные, религиозные, исторические произведения и мемуары были написаны прозой.
Во время правления Тимура узбекская литература интенсивно развивалась. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научно-литературной жизни. Литераторы, писавшие на узбекском, сопротивлялись растворению и замене узбекского языка персидским, считавшимся основным носителем культурной традиции. Так, уже современник Тимура Дурбек одним из первых вступил в этот спор. Он предложил свой вариант повести Юсуф и Зулейха (1409), освободив ее от религиозного налета и придав ей форму светской любовной повести. Другой поэт Саид Ахмед придал своему произведению Таашук-нама (1437) форму, схожую с персидскими аналогами Лятофта-намии Мухаббат-нами. При дворе Шахруха жил известный лирик Лютфи - его мастерски написанные газели до сих пор распевают народные певцы.
15 век стал временем расцвета узбекской литературы. Она все больше освобождается от религиозных мотивов и становится подлинно художественной, получив в произведениях Алишера Навои свое наиболее полное и яркое воплощение.
В 1469 Навои становится хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Как правитель, он оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Литературное наследие Навои - около 30 поэтических сборников, крупные поэмы, проза, научные трактаты. Он писал на фарси (сборник Диван Фани), но в основном на тюрки - средневековом варианте узбекского, хотя многие тогда считали его слишком грубым для поэзии.
Вершина творчества Навои - Хамсе (Пятерица) - пять поэм - ответ (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви: Смятение праведных (1483), Лейли и
Меджнун (1484), Фархад и Ширин (1484), Семь планет (1484), Искандарова стена (1485). Смятение праведных - поэма философско-публицистического характера освещала наиболее существенные вопросы действительности того времени. В ней обличались феодальные междуусобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество шейхов и законоведов. Поэма отражала мировоззрение Навои - его этические и эстетические взгляды. Лейли и Меджнун - поэтическое изложение известного древнеарабского предания о трагической любви пастуха Кайса к красавице Лейли из соседнего кочевого племени, о его безумии и смерти из-за разлуки с любимой. Эмоциональная напряженность и сила художественного воздействия поэмы сделали ее одним из наиболее известных и любимых произведений восточной литературы во всем мире. Фархад и Ширин
- героико-романтическая поэма о любви богатыря к армянской красавице Ширин, на которую претендовал иранский шах Хосров. Фархад, борец за правду и справедливость, противопоставляется трусливому шаху. Семь планет - семь сказочных новелл, содержащих критические иносказательные намеки на правителей Тамуридов и их придворных. Главный персонаж поэмы Искандарова стена - идеальный справедливый правитель и мудрец Искандер.
Другое крупное поэтическое произведение Навои - свод из 4-х поэтических сборников-диванов под общим названием Сокровищница мыслей (1498-1499), куда входили Диковины детства, Редкости юности, Диковины средних лет, Назидания старости. Это собрание лирических стихов разных жанров, в том числе более 2600 газелей. Другие произведения Навои
- Пятерица священных (1492), посвященная Джами; Собрание утонченных (1491-1492) - краткие характеристики писателей эпохи Навои. О стихосложении и теории литературы повествует трактат Весы размеров. И упомянутый выше трактат Спор двух языков (1499) обосновывает культурное и художественное значение языка тюрки, считавшегося его современниками непригодным для изящной словесности. Его произведения и литературоведческие работы способствовали развитию туркоязычных
литератур - не только узбекской, но и уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой и др.
Исторические труды Алишера Навои История иранских царей и История пророков и мудрецовсодержат сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зароастрийской и коранической мифологии. В последние годы жизни Навои были написаны поэма Язык птиц (1499) и философско-дидактическое
сочинение Возлюбленный сердец (1500) - размышление о наилучшем общественном устройстве. Мировоззрению Навои были присущи оптимизм и жизнеутверждающая сила, его творчество утверждало романтическое направление в восточной литературе.
Другой яркой фигурой, оставившей след не только в узбекской истории, но и литературе, был основатель империи Великого Могола в Индии, последний из Тимуридов хан Захриддин Мухаммед Бабур (1483-1530). Сборник его лирических произведений относится к лучшим образцам узбекской лирики того времени. Его прозаические мемуары Бабур-нама простым ясным языком описывают обстоятельства его жизни, исторические события, походы в Афганистан и Индию, феодальные междуусобицы.
После перехода власти от Тимуридов к династии Шейбанидов (16 в.) в Средней Азии начинается разруха, сопровождающаяся ослаблением культурных и торговых связей с соседними странами. Наиболее известным литературным произведением этого периода стала сатирическая поэма Шейбани-нама Мухаммеда Салиха. В ней разоблачались недостатки правления и описывалась разгульная жизнь Тимуридов, восхвалялся новый правитель Шейбани.
При Шейбанидах литературой активно занимались ханы - Убайдула-хан, Абдулла-хан. Занятие литературой считалось престижным и уместным для людей власти. Однако их творчество имело подражательный характер, было выдержано в традициях придворной поэзии. В прозе наиболее известным в 16 в. было имя Маджилиси, а лучшим образцом художественной прозы считался сборник назидательных рассказов Гульзар Пашаходжа ибн Абдулаххаба, написанный по аналогии с Гулистаном Саади.
Во время правления Шейбанидов Средняя Азия дробится на ряд мелких самостоятельных феодальных владений, Самарканд утрачивает статус столицы и культурного центра, уступая место Бухаре, где среди населения преобладали таджики и развивалась литература на таджикском языке. Период жестоких междуусобиц - грабежи, насилие, двуличие и корыстолюбие беков, чиновников и духовенства - был описан в произведениях поэта-сатирика Турды. Бухарский период узбекской литературы отмечен трагическими событиями - убийствами и изгнанием некоторых писателей.
В результате ряда междуусобных войн в 17 веке образуется Хорезмское ханство. Начало научно-литературной традиции в Хорезме было положено
известным историческим сочинением Абулгази Бахадурхана (16031663) Родословное дерево турок. При дворе хорезмского ханства развиваются традиционные формы придворной поэзии - торжественные оды и газели, восхваляющие ханов. Наиболее видные поэты в Хорезмском ханстве появляются в конце 18 и в 19 веках. Среди них выделялось имя передового по своим взглядам придворного поэта Шермухаммеда Муниса, оставившего после себя не только множество стихотворений, но и исторические произведения. По распоряжению Мухаммеда Рахимхана II, покровительствовавшего искусствам, в 19 веке был издан сборник Маджмуатушшуара, включавший в себя произведения лучших хорезмских поэтов Камаля, Табиби, Мирзы, Раджи и другие.
В целом литературный процесс на территории Узбекистана по сути являлся процессом освоения и усвоения культурных моделей - классических персидских и арабских в период становления и расцвета, а также пантюркистских, русских и западных. Особенности узбекской литературы в значительной степени обусловлены ее географией - удаленностью от очагов европейской культуры, близостью евразийской по своим ориентирам России и генетической близостью с мусульманским Востоком. Сам факт нахождения на территории современного Узбекистана крупнейших в прошлом мировых центров персидской культуры Бухары и Самарканда ко многому обязывает и может восприниматься как своего рода эстафета. Значительный потенциал, богатейшие культурные традиции, положение на стыке культур - все эти факторы дают основания ожидать появления новых интересных произведений синтетического характера в узбекской литературе и культуре в целом.
Использованные источники:
1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976
2. Нагишкин Д. Д. Сказки и жизнь. М., 1957
3. Мирзаев Т. Узбек фольклорининг эпик жанрлари. Узбек халк ижоди буйича тадкикотлар"га ёзган суз боши. Тошкент: Фан, 1981