Научная статья на тему 'Развитие умений самообразовательной деятельности студентов юридических вузов'

Развитие умений самообразовательной деятельности студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / SELF-DEVELOPMENT / CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / GROUP AND INDIVIDUAL COUNSELING / VOCATIONAL ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магденко С. А.

В статье раскрываются основные формы развития умений самообразовательной деятельности будущих юристов на примере обучения иностранному языку. Самообразовательная деятельность студента рассматривается автором как одно из условий развития субъектности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магденко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL SKILLS ACTIVITY FOR LAW STUDENTS

The article describes the main forms of skills development of-educational activity of future lawyers on the example of foreign language teaching. The-educational activity of a student is considered by the author as one of the conditions for the development of the student’s subjectivity.

Текст научной работы на тему «Развитие умений самообразовательной деятельности студентов юридических вузов»

86

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 378+37.01

С.А. Магденно

S. Magdenko

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье раскрываются основные формы развития умении самообразовательной деятельности будущих юристов на примере обучения иностранному языку. Самообразовательная деятельность студента рассматривается автором как одно из условий развития субъектности студента.

Ключевые слова: самообразование, субъектность. аудиторная и внеаудиторная работа, групповые и индивидуальные консультации, профессионально ориентированные задачи.

DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL SKILLS ACTIVITY FOR LAW STUDENTS

The article describes the main forms of skills development of-educational activity of future lawyers on the example of foreign language teaching. The-educational activity of a student is considered by the author as one of the conditions for the development of the student’s subjectivity.

Keywords: self-development, classroom and extracurricular activities, group and individual counseling. vocational oriented tasks.

Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует образовательные учреждения на развитие личности будущего специалиста, способного оперативно реагировать на происходящие общественные изменения: проектировать и реализовать собственный образовательный маршрут, соответствующий меняющимся жизненным и профессиональным обстоятельствам. В связи с этим одним из ведущих ориентиров образования на сегодня является создание пространства становления субъектности студента.

Одним из основных условий развития субъектности сту дента мы рассматриваем развитие умений самообразовательной деятельности студентов, особенно будущих юристов, поскольку самообразовательная деятельность способствует активизации познавательной деятельности и формированию способности действовать грамотно и оперативно в нестандартных ситу ациях, с которыми в силу специфики своей профессиональной деятельности приходится сталкиваться юристу ежедневно.

Интерес к самостоятельной работе как условию активизации познавательной деятельности сту дента и развития у обучаемых качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах деятельности, заметно возрос в педагогической среде в связи с аттестацией образовательных учреждений, введением стандартов третьего поколения и учебных планов. Так, в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального

образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факу льтативных дисциплин. Объем ау диторной у чебной нагру зки в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения нс менее 24 и нс более 36 академических часов [2]. Таким образом, на внеау диторну ю работу отводится почти половина запланированной учебной нагрузки. Кроме того, большая часть времени, отводимого на ау диторные занятия, также включает самостоятельную работу. В связи с этим возникает необходимость изу чения вопроса об эффективности использования времени, отведенного на самостоятельную подготовку.

Рассмотрим содержание самообразовательной деятельности сту дентов на примере организации у чебного процесса по изу чению иностранных языков. Вопросам разработки теории самостоятельной деятельности обучаемых в процессе иноязычного образования посвящены исследования многих ученых (О.Ю. Афанасьевой, И В. Касьяновой, Н.В. Мавриной, О Л. Прохоровой, М.В. Смирновой и др ). Анализ научной литературы показал, что в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме самообразовательной деятельности студентов, что обусловлено многообразием взглядов на су щность

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

87

понятий: «самообразование», «самообразова-

тельная деятельность», «самостоятельная работа», «управление самостоятельной работой». Самостоятельная работа есть следствие правильно организованной аудиторной учебной деятельности, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Программа самостоятельной работы в овладении предметом закладывается в обучении. Таким образом, самостоятельная работа шире, чем задание для самоподготовки к следующему занятию, и должна рассматриваться как «специфическая, высшая форма учебной деятельности, форма самообразования, связанная с аудиторной работой» [I, с. 253]. Солидаризуясь с мнениями

О.Л. Прохоровой и других, под самообразовательной деятельностью студента пониманием особый вид познавательной деятельности обучаемых под непосредственным педагогическим контролем преподавателя по решению профессионально значимых задач, в ходе выполнения которой обучаемые проявляют навыки самопознания, самоанализа и самоконтроля [3, с. 13].

Система обучения учащихся включает в себя две формы работы: аудиторную и внеаудиторную Аудиторная работа осуществляется обучающимися в присутствии преподавателя непосредственно на различных видах занятий. Внеаудиторная работа осуществляется ими самостоятельно, в рамках написания письменных работ, решения задач, составления аналитических справок и т. п. Как было отмечено выше, эта работа хотя и осуществляется обучающимися в отсутствии преподавателя, но обязательно должна контролироваться последним. Как правило, такой контроль осуществляется на самих занятиях (текущий контроль), а также при проверке самостоятельных письменных работ, принятии зачетов и экзаменов (итоговый контроль).

Преподаватель может оказывать содействие обучаемым в осуществлении самостоятельной работы в рамках проведения групповых и индивидуальных консультаций. Консультации являются здесь одной из форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала.

Основными целями внеаудиторной работы являются: усвоение и углубление знаний, полученных на занятиях, получение новых знаний, навыков и умений, в том числе навыков работы с учебной и научной литературой, со справочниками и словарями, статистическими данными, интернет-изданиями (самообразование). В связи с этим самостоятельность студентов при изу чении иностранного языка проявляется через

планирование ими своей учебной работы: отбор учебной и справочной литературы: методических пособий для самостоятельного изучения; подготовку наглядно демонстративного материала к се применению; выполнение отдельных у чебных заданий по образцам при изу чении лексики и грамматики; написании целостной работы в виде проекта по заданному образцу и плану , непосредственной помощи и подробного инстру ктажа преподавателя.

К основным средствам обучения студентов эффективной самоообразоватсльной деятельности в рамках обу чения иностранному языку следует отнести профессионально ориентированные задачи и задания. В современной в психологопедагогической литературе (Г А. Балл, Г.Д. Бухарова, Ю Н. Кулюгкин, Е Ю. Никитина, Я.А. Пономарев, В.А. Сластснин, А.А. Столяр, З.Р. Танасва и другие) имеются различные классификации задач. Интересна, на наш взгляд, классификация типов задач, предложенная Е Ю. Никитиной и

З.Р. Танаевой, которые выделяют логические, поисковые, исследовательские, творческие и коррекционные педагогико-правовые задачи в рамках психолого-педагогического, правового, межличностно-коммуникативного и поведенческого компонентов системы подготовки будущих юристов.

В ходе выполнения логических задач обучаемый у ясняет логику традиционных схем решения у чебных задач, анализирует и оценивает их альтернативные решения, выбирает определенную совоку пность собственных действий. Поисковые задачи включают в себя нахождение новых знаний, связаны с интерпретирующей (сбор и анализ материала по проблеме, ее теоретическое осмысление) деятельностью. Исследовательские задачи развивают творческую активность, инициативу и самостоятельность. Творческие задачи представляют собой высокопроблемные задачи, обеспечивающие профессиональную направленность. Коррекционные педагогико-правовые задачи связаны с необходимостью формирования рефлексивной позиции обучаемого в процессе его подготовки, с обеспечением у словий для развития самоанализа и самоконтроля при принятии решения [4, с. 196-197].

Выделяя профессионально-ориентированные задачи для обу чения сту дентов самообразовательной деятельности, за основу мы взяли методику классификации задач, проанализированную выше. Виды заданий для самостоятельной работы для юридических вузов могут быть самыми разными: от элементарного перевода юридического текста со словарем и без словаря

88

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

со знакомой лексикой, а также ответов на вопросы по тексту, до творческих заданий, выполняемых самостоятсл ьно.

Поисковые задания могут отрабатывать лексические юридические единицы, грамматику, к ним также относятся задания на составление диалогов общения на юридическую тему, составление монологических высказываний по заданным юридической темам, например: «Виды преступлений», «Судебная система», «Обязанности полицейского». Можно также применять составление аннотаций к текстам объемом 1/5 прочитанного текста, в котором необходимо располагать информацию от общей к частной.

В логико-лексических упражнениях отрабатываются знания юридической лексики, например, популярными являются задания, где необходимо вставить пропущенные слова в предложения или при помощи метода словообразования из предложенных слов образовать юридические термины. В грамматических упражнениях отрабатываются грамматические конструкции, наиболее употребляемые в юридической терминологии.

К творческим заданиям, применяемым в самообразовательном процессе, относятся и такие несложные задания как описание картинок и фотографий. Решение проблемных задач, деловые игры на английском языке - это наиболее трудные, но интересные задания для самостоятельной работы, способствующие эффективному усвоению соответствующего учебного материала. При выполнении проблемных задач студент ищет различные способы ее решения; выбирает из известных способов наиболее рациональный; преобразует их в соответствии с условиями задачи. Все эти действия являются очевидными, они сталкиваются с необходимостью преобразований, анализа, синтеза, установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Необходимо отмстить, что содержание самообразовательной деятельности студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающихся в процессе

обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы сту дента находит во всех организационных формах учебной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

При выполнении любого вида самостоятельной работы обучаемый должен пройти следующие этапы:

определение цели самостоятельной работы;

конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

реализация программы выполнения самостоятельной работы по решению задачи;

реализация программы выполнения самостоятельной работы ;

осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок.

На наш взгляд, проанализированные в статье формы развития умений самообразовательной деятельности будущих юристов на примере обучения иностранному языку переориентирует самостоятсльную работу с традиционной цели -простого усвоения знаний - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, предоставляет потенциальную возможность обеспечить индивидуальную траекторию развития личности.

Примечания

1. Магденко И. С. Самостоятельная работа как фактор формирования творческой активности учащихся на уроках иностранного языка // Развитие творческих способностей учителя и учащихся : материалы III межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. -С. 253-258.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 г. № 464

89

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

(рсд. от 31 мая 2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 26.

3. Прохорова О. Л. Педагогические средства управления самостоятельной работой студентов вуза : авторсф. дне. ... канд. псд. наук. - Екатеринбург. 2008. - 22 с.

4. Танаева 3. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями : дис. ... д-ра псд. наук. - Челябинск. 2010. - 404 с.

МАГДЕНКО Сергей Александрович, преподаватель кафедры Социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский гос\дарственный университет (НИУ).

E-mail: magadan-6666 c/,mai 1.ru

IMAGDENKO Sergey, lecturer, Chair of Social Subjects and Administration, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (NRU).

E-mail: magadan-6666 c/jmai 1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.