Научная статья на тему 'Развитие умений конструктивного диалога у студентов на занятиях иностранного языка'

Развитие умений конструктивного диалога у студентов на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИАЛОГ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садуллаева Лайло Исламбаевна

Статья посвящена развитию умений конструктивного сотрудничества у студенческой молодёжи. Показана роль диалога в процессе изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие умений конструктивного диалога у студентов на занятиях иностранного языка»

Как отмечает Т.Н. Леван, «функция саморазвития в области здоровья отражена в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где в качестве требований к инфраструктуре образовательного учреждения обозначена сформированность культуры здоровья педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровье сберегающих методов и технологий, здоровье сберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью. Соответственно каждый учитель, управляя своим профессиональным развитием, должен уделять внимание сохранению и развитию своего здоровья, поскольку это перестало быть его личным делом и стало законодательно закрепленной частью его профессиональной компетенции» [4, с. 230]. Так, одним из основных направлений деятельности педагога является формированием навыков здорового образа жизни и мотивации на созидающее поведение у учащихся, в образовательном процессе через свой личный пример. Главные факторы хорошего здоровья общеизвестны - полноценное сбалансированное питание, полноценный сон, соблюдение биологического режима, умственная и физическая активность, а также положительные эмоции.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2017 года УП-5106 «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» // Народное слово. Т., 2017. -6 июля. С. 1-2.

2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры: Курс лекций. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2002. 206 с.

3. Дудченко З.Ф. Проблема понимания здорового образа жизни // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. СПб., 2006. Т. 6. № 1. С. 52-55.

4. Леван Т.Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. М., 2012. № 3. С. 224-232.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Садуллаева Л.И.

Садуллаева Лайло Исламбаевна — преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена развитию умений конструктивного сотрудничества у студенческой молодёжи. Показана роль диалога в процессе изучения английского языка. Ключевые слова: вуз, преподаватель, студент, иностранный язык, диалог, умения.

Изменения в общественной, политической и экономической жизни нашей республики оказывают позитивное влияние на развитие образования. Одним из важнейших проявлений этого процесса является устойчивая тенденция гуманизации и гуманитаризации, что призвано обеспечить подготовку студенческой молодёжи к активной жизни в меняющемся мире, развить у них способность к овладению умениями конструктивного диалога. Для этого необходимо больше общаться с молодежью, прислушиваться к ее мнению, знать, что ее волнует и оказывать практическую помощь в решении их проблем. В реализации этих задач следует опираться на многовековые традиции народов Узбекистана, богатое духовное наследие предков. Кроме того, необходимо, чтобы студенты овладевали современными знаниями и профессиями, изучали иностранные языки. Вот почему знание иностранного языка и умение общаться важно в сохранении учащейся молодежи от негативных тенденций, имеющих место в нынешнем мире. Важнейшей тенденцией современности является формирование принципиально нового многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации меняется сам характер социализации студентов. Перед системой вузовского образования встаёт задача подготовки обучающихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан государственным языком является

узбекский язык, что означает всемерное развитие и функционирование его в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны.

Вместе с тем обеспечивается уважительное отношение к другим языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на территории нашей страны, создание условий для их полноценного развития. Самое удивительное и мудрое, созданное человечеством, - это язык. На земле их более трёх тысяч [1, с. 18]. Они разные, но у всех у них одна великая миссия - помогать людям понимать друг друга при общении, в процессе работы, при решении глобальных проблем. В их числе проблема человека в изменяющемся мире как результат масштабных изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение данной проблемы предполагает не просто необходимость повышения уровня образованности студентов, а формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира - социальным, экономическим, информационным технологиям, а также к любым вызовам XXI века.

Важнейшим условием решения названной выше проблемы является владение языковой культурой, искусством общения, как на родном языке, так и на других языках мира. Особую роль в этом плане играют мировые языки. В этой ситуации меняется сам характер социализации студенческой молодежи. Перед системой вузовского образования встаёт задача подготовки обучающихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Данные положения обусловливают особую значимость формирования у студенческой молодёжи способности к конструктивному диалогу. Именно благодаря формированию новой личности, её интеллектуального и духовного потенциала будут обеспечены условия для экономического роста страны, повышения благосостояния и процветания общества.

Отсюда следует, что у студентов необходимо формировать и развивать самостоятельное мышление, адекватное потребностям светского, правового, демократического государства и современного рынка труда. Катализатором же знаний и основным инструментом общения выступает язык, в том числе английский язык как один из мировых языков и рабочих языков ООН. Большинство социолингвистов, психологов, психолингвистов первичной формой общения считают диалогическую речь.

Стимулом для непроизвольного общения могут служить живые наблюдения, интересные факты, события, которыми богата студенческая жизнь. К примеру, интересными и ценными являются, на наш взгляд, упражнения под рубрикой: «Поговорим... поспорим».

Опираясь на собственный опыт работы в вузе, может сказать, что в процессе изучения английского языка в вузе следует применять различные подходы, способствующие формированию навыков диалогического общения у студентов в процессе конструктивного диалога.

Список литературы

1. Андриянова В.И., Аннамуратова С.К., Медетова Р.М. и др. Стратегия формирования у обучаемых

способностей самовыражения и самореализации: Коллективная монография. Т.: УзНИИПН, 2014.

160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.