Научная статья на тему 'Развитие уголовно-правовой политики в условиях цифровизации денежного обращения: на примере преступлений, связанных с финансированием'

Развитие уголовно-правовой политики в условиях цифровизации денежного обращения: на примере преступлений, связанных с финансированием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-правовая политика / тенденции / финансирование / цифровые финансовые активы / цифровая валюта / criminal law policy / trends / financing / digital financial assets / digital currency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунов Тимофей Дмитриевич

В статье автор рассматривает тенденции уголовно-правовой политики в Российской Федерации на примере преступлений, связанных с финансированием. В работе очерчивается круг преступлений, связанных с финансированием. Рассматривается тенденция приведения уголовного закона в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Рассматривается появление составов преступлений исходя из экономических потребностей общества. Поднимается вопрос изменения уголовного закона в соответствии с неблагоприятными тенденциями в преступности, а именно в связи с увеличением числа совершения определенных преступлений. Также рассматриваются тенденции, связанные с толкованием уголовного закона, а именно: тенденция по разрешению конкуренции между уголовно-правовыми нормами, а также тенденция по приданию уголовному закону динамизма, отвечающего современным потребностям общества. Предлагаются изменение разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в связи с появлением цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбунов Тимофей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LAW POLICY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF MONETARY CIRCULATION: ON THE EXAMPLE OF CRIMES RELATED TO FINANCING

In the article, the author examines the trends of criminal law policy in the Russian Federation on the example of crimes related to financing. The work outlines the range of crimes related to financing. The tendency of bringing the criminal law in accordance with the norms of international law and international treaties is considered. The appearance of the elements of crimes is considered based on the economic needs of society. The question of changing the criminal law in accordance with unfavorable trends in crime, namely, in connection with the increase in the number of certain crimes, is raised. Trends related to the interpretation of the criminal law are also considered, namely: the tendency to allow competition between criminal law norms, as well as the tendency to give the criminal law dynamism that meets the modern needs of society. It is proposed to change the explanations of the Supreme Court of the Russian Federation, in connection with the emergence of digital financial assets and digital currency.

Текст научной работы на тему «Развитие уголовно-правовой политики в условиях цифровизации денежного обращения: на примере преступлений, связанных с финансированием»

Развитие уголовно-правовой политики в условиях цифровизации денежного обращения: на примере преступлений, связанных с финансированием

Горбунов Тимофей Дмитриевич,

студент магистратуры, ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

E-mail: t.gorbunov@g.nsu.ru

В статье автор рассматривает тенденции уголовно-правовой политики в Российской Федерации на примере преступлений, связанных с финансированием. В работе очерчивается круг преступлений, связанных с финансированием. Рассматривается тенденция приведения уголовного закона в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Рассматривается появление составов преступлений исходя из экономических потребностей общества. Поднимается вопрос изменения уголовного закона в соответствии с неблагоприятными тенденциями в преступности, а именно в связи с увеличением числа совершения определенных преступлений. Также рассматриваются тенденции, связанные с толкованием уголовного закона, а именно: тенденция по разрешению конкуренции между уголовно-правовыми нормами, а также тенденция по приданию уголовному закону динамизма, отвечающего современным потребностям общества. Предлагаются изменение разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в связи с появлением цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, тенденции, финансирование, цифровые финансовые активы, цифровая

На сегодняшний день Уголовный закон предполагает, что действия по финансированию выступают как в качестве действий, детерминирующих преступления, так и в качестве самостоятельных преступных деяний. Так, финансирование одних из наиболее общественно опасных преступных посягательств (терроризм, экстремизм, диверсия и т.д.) выступает в качестве самостоятельных составов преступления, ввиду того, что именно привнесение финансовых ресурсов в указанные преступные посягательства позволяет им существовать и совершаться. Однако нельзя отрицать важность рассмотрения вопроса о том, когда происходит финансирование более повседневных преступлений. Зачастую такое финансирование не имеет самостоятельного состава преступления, однако при этом выступает соучастием преступления в той или иной его форме. В указанных случаях финансирование детерминирует иные преступные посягательства, увеличивает их общественную опасность. Также нельзя не отметить преступления, нарушающие финансовый оборот - когда, финансовые операции с легальными финансами, представляют под собой преступление, или те случаи, когда с нелегальными финансами осуществляются легальные операции.

К преступлениям, связанным с финансированием можно отнести действия по финансированию, которые непосредственно представляющие самостоятельные составы преступления, так к ним относятся преступления, предусмотренные ст. 205.1, ст. 208, ст. 281.1, ст. 282.3, ст. 359, ст. 361 УК РФ. То есть, в указанных случаях финансирование определенных преступлений настолько общественно опасно, что приобретает статус самостоятельного преступления. Также к преступлениям, связанным с финансированием относятся ситуации, когда происходит нарушение правил финансирования какой-либо правомерной деятельности, тем самым причиняя вред отношениям, связанным с данной деятельностью (например, ст. 141.1 УК РФ). Стоит отметить и ситуации при которых совершение финансовых операций выступает способом совершения преступления. Такие операции могут осуществлять с легальными денежными средствами (то есть, средствами, которые сами по себе не связаны с преступной деятельностью), однако способами не допустимыми законом (например, налоговые преступления, валютные преступления). А также, финансовые операции с финансовыми активами, которые были получены нелегальным путем (и по своей сути являются частью «теневой» экономики), при этом осуществляемые

5 -о

сз ж

■с

легальным путем, с целью придания им правомерности (ст. 174, 174.1 УК РФ).

Нельзя не сказать и о том, что финансирование может выступать в качестве элемента соучастия в преступлении. Так, финансирование преступления возможно, как элемент организации преступления или подстрекательства к его совершению (например, найм лица для совершения убийства), финансирование как элемент пособничества в совершении преступления (например, предоставление денежных средств для покупки оружия для совершения убийства).

Рассматривая преступления, связанные с финансированием можно выделить основные тенденции уголовно-правовой политики в законодательной сфере на примере исследуемых деяний.

Так, важно то, что если на сегодняшний день произошел отказ Российской Федерации от ряда международных договоров в связи с выходом из Совета Европы, то в части преступлений, связанных с финансированием, сохраняется тенденция, связанная с имплементацией международного права в российское законодательство. Так, на сегодняшний Российская Федерация, несмотря на выход из Совета Европы, и отказа от в Европейской конвенции о пресечении терроризма участия, сохранила свое участие в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. То есть, Российская Федерация сохранила свое участие в европейских международных договорах, а отказ произошел лишь от тех актов, что не имеют практического значения для правового регулирования (например, отказ от Конвенции о пресечении терроризма 1977 г., можно обосновать тем, что Российская Федерация является участником более поздней Конвенции о предупреждении 2005 г.). Также Российская Федерация до сих пор является участником Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и иных актов, направленных на противодействие финансированию преступной деятельности. Более того, когда Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которая в том числе разрабатывает стандарты противодействия преступлениям, связанным с финансированием, приостановила членство Российской Федерации, то Россия не отказалась от принятых на себя обязательств и продолжила свое международное сотрудничество в части противодействия преступлениям, связанным с финансированием.

Тенденция, связанная с приведением уголовного законодательства в соответствии с экономи-5= ческими потребностями в общества, выражается ^ в том, что на сегодняшний день остаются актуаль-^ ны преступления, совершаемые с использованием института финансирования, что в свою оче-Ц редь приводит к появлению относительно новых

составов среди экономических преступлений. Так в 2016 году Федеральным законом от 30.03.2016 № 78-ФЗ введена ст. 172.2 УК РФ устанавливающая ответственность за организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества - то есть, за создание так называемых "финансовых пирамид". Переход на рыночную экономику привел к появлению новых стихийных видов экономической деятельности, которые, к сожалению, приводят к нарушению имущественных прав как физических, так и юридических лиц. Одним из видов такой деятельности, является деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, при этом данная деятельность не несет за собой реальной экономической выгоды, и не способна удовлетворить имущественные требования всех лиц, чьи средства были привлечены. Так, потерпевшее лицо осуществляет финансирование деятельности какой-то организации, а представители данной организации получив легальные финансы, распоряжаются ими таким образом, который причиняет вред лицу, чьи денежные средства были привлечены. То есть с появлением рыночной свободы государство было вынуждено вводить запреты на определенные виды экономической деятельности, которые заведомо ведут к нанесению имущественного ущерба субъектам права, и вынуждено это делать сегодня. До появления рассматриваемого состава преступления, такое привлечения финансов квалифицировалось как мошенничество. Однако данная квалификация не возможна во всех случаях такого привлечения. Так, на сегодняшний день организация финансовых пирамид происходит таким образом, что как такового обмана о характере деятельности организации, занимающейся привлечением финансов, нет. Организатор данной деятельности может не скрывать того, что указанная деятельность не несет за собой реальной экономической выгоды, и держится лишь на привлечении денежных средств новых лиц. В таком случае квалификация по ст. 159 УК РФ окажется неверной.

Стоит отметить, что также существует тенденция, связанная с необходимостью приведения уголовного законодательства в соответствие с неблагоприятными тенденциями в преступности, и она имеет явное выражение среди преступлений, связанных с финансированием. Так, на сегодняшний приоритет уголовно-правовой охраны отдается отношениям, составляющим безопасность государства и общества. Так, увеличение уровня преступлений, связанных с диверсионной деятельность на территории Российской Федерации привело к появлению в уголовном законе новых составов преступлений, направленных на противодействие диверсионной деятельности. В том числе, это привело к тому что Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ введена статья 281.1 УК РФ, которая устанавливает ответственность за финансирование диверсии. Также Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ произошло усиление ответственности за финансирование на-

емничества. То есть, можно говорить о том, что на сегодняшний день законодатель уделяет повышенное внимание к вопросам безопасности Российской Федерации от вооруженных посягательств и предпринимает меры по их предотвращению в том числе и путем создания механизмов противодействия данным посягательствам на уровне финансирования.

Также на сегодняшний день, на примере преступлений, связанных с финансированием, прослеживается тенденция уголовно-правовой политики в сфере толкования, а именно тенденция по разрешению конкуренции между уголовно-правовыми нормами.

Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» указывает на то, что в тех случаях, когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования незаконного вооруженного формирования, его действия охватываются частью 1 статьи 208 УК РФ, и дополнительной квалификации по части 1 статьи 205.1 УК РФ как финансирование терроризма не требуется. То есть, несмотря на то, что в данном случае лицо финансирует терроризм, через финансирование вооруженного формирования, Верховный Суд РФ разрешает вопрос о квалификации такой ситуации и указывает на правильную квалификацию такого рода деяний, тем самым устраняя конкуренцию между уголовно-правовыми нормами.

Также присутствует тенденция по приданию уголовному закону динамизма, отвечающего современным потребностям общества. Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» содержит в себе разъяснения того, что именно понимается под финансированием терроризма, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ. Так, устанавливается, что финансированием терроризма возможно в следующих формах: оказание финансовых услуг, предоставление или сбор денежных средств (при это подчеркивается, что как в наличной, так и безналичной форме), предоставление или сбор материальных средств (помещения, транспорт, экипировка, лекарства). То есть, Верховный Суд РФ разъясняет, что именно понимается под финансированием исходя из современных финансовых возможностей. При этом считаем, что возможна дальнейшая практика по соответствующим разъяснениям, и указании на то, что данное финансирование возможно в том числе с использованием цифровых финансовых активов, и цифровой валюты. То есть, Верховный Суд РФ указывает на наличные и безналичные денежные средства, однако на сегодняшний день происходит введение в оборот цифрового рубля, который обладает самостоятельной природой, однако Верховный Суд РФ не подчеркивает это. Так, например, Федеральный закон «О противодей-

ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-Ф, устанавливает, что финансирование терроризма возможно в форме предоставления или сбора средств либо оказание финансовых услуг, а также иного материального обеспечения. То есть, указанный закон смотрит на возможные источники финансирования преступной деятельности довольно широко, и не указывает какие именно средства могут быть использованы для финансирования. В то же время указанный закон отмечает, что к доходам, полученным преступным путем, относятся денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. То есть, можно говорить о том, что данный федеральный закон предусматривает возможность как финансирования преступлений с помощью цифровых финансовых активов, цифровой валюты, так и извлечение финансов из преступной деятельности в виде цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Считаем, что такая возможность должна находить свое отражение в разъяснениях Верховного Суда РФ, с учетом положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 г.

Таким образом, можно говорить о том, что в рассматриваемых преступлениях отражаются современные тенденции развития уголовного законодательства и его толкования.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 13.06.2023) // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 25. -Ст. 2954. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 02.11.2023).

2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - № 33 (часть I). - Ст. 3418. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 02.11.2023).

3. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -№ 31 (часть I). - Ст. 5018. URL: http://pravo.gov. ru (дата обращения 02.11.2023).

THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LAW POLICY IN

THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF MONETARY _

CIRCULATION: ON THE EXAMPLE OF CRIMES И

RELATED TO FINANCING Д

s

-C

Gorbunov T.D. С

Novosibirsk State University g

a

In the article, the author examines the trends of criminal law policy а in the Russian Federation on the example of crimes related to fi- К nancing. The work outlines the range of crimes related to financing. А

The tendency of bringing the criminal law in accordance with the norms of international law and international treaties is considered. The appearance of the elements of crimes is considered based on the economic needs of society. The question of changing the criminal law in accordance with unfavorable trends in crime, namely, in connection with the increase in the number of certain crimes, is raised. Trends related to the interpretation of the criminal law are also considered, namely: the tendency to allow competition between criminal law norms, as well as the tendency to give the criminal law dynamism that meets the modern needs of society. It is proposed to change the explanations of the Supreme Court of the Russian Federation, in connection with the emergence of digital financial assets and digital currency.

Keywords: criminal law policy, trends, financing, digital financial assets, digital currency.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 13.06.2023) // Sobr. legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - Article 2954. URL: http://pravo. gov.ru (accessed 07/19/2023).

2. On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - No. 33 (part I). - Article 3418. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 02.11.2023).

3. On digital financial assets, digital currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 259-FZ of 31.07.2020 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - No. 31 (part I). - St. 5018. URL: http:// pravo.gov.ru (accessed 02.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.