Научная статья на тему 'Развитие учета и статистики Калмыкии в предвоенный период (1930-е гг. )'

Развитие учета и статистики Калмыкии в предвоенный период (1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STATE PLANNING / ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CENTRAL STATISTICAL ADMINISTRATION / УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / NATIONAL ECONOMY ADMINISTRATION / СТАТИСТИКА / STATISTICS / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УЧЕТА / LOCAL STATISTICS AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мучиряева Е.Н.

В статье рассмотрено развитие органов планирования и статистики Калмыцкой АССР в обстановке надвигающейся военной угрозы, с возникновением которой стала остро ощущаться необходимость перестройки всей системы работы государственных органов и учреждений. В декабре 1939 г. в республике были сформированы местные органы государственной власти. Эти выборы явились завершающим этапом в построении всех органов государственной власти Калмыцкой АССР по Конституции РСФСР и Конституции КАССР 1937 г. В республике были избраны 13 районных (улусных) советов, 1 городской, 3 поселковых, 121 сельский совет депутатов трудящихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Statistics and Accounting in Kalmykia during the Prewar Period (1930s)

The article deals with the development of planning and statistics offices during the period of imminent threat of war which revealed the need to restructure the entire system of government bodies and institutions. Thus, in December 1939 local public authorities were created in Kalmykia. These elections marked the final stage in the creation of all public authorities under the Constitution of the Kalmyk ASSR and the 1937 RSFSR Constitution. As a result, 13 district (ulus) councils, 1 town, 3 village and 121 rural councils of Workers Deputies were elected. The main responsibility of the state and local planning commission was drafting plans for the development of national and local economy and the verification of compliance with these plans. The State Planning Commission of the KASSR was organized as follows: a chairman was to be appointed by the Presidium of the Supreme Soviet of the Kalmyk ASSR, a deputy chairman and other members were to be appointed by the Council of Ministers of the Kalmyk ASSR. They provided a guidance and monitored the activity of State Planning Committee departments as well as organized procedures in accordance with the approved provision of the Council of Ministers of the Kalmyk ASSR concerning the State Planning Committee. During 1930-1940s the Regional Planning Commission was not only a planning agency but the entity engaged in government statistics and accounting on the territory of the region. With the aim to carry out these functions two sections were created Planning and Economic Section and Statistics Section which consisted of the following groups: Exchange and Industry Statistics, Agricultural Statistics as well as Labour and Social Statistics.

Текст научной работы на тему «Развитие учета и статистики Калмыкии в предвоенный период (1930-е гг. )»

УДК 93 + 311.313

ББК 63.3(2Рос = Калм) + 60.6 (2Рос = Калм)

РАЗВИТИЕ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ КАЛМЫКИИ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1930-е гг.) The Development of Statistics and Accounting in Kalmykia during the Prewar Period (1930s)

Е. Н. Мучиряева (E. Muchiryaeva)1

-'аспирант Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Post-graduate Student at the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS). E-mail: alisa_zungar@mail.ru.

В статье рассмотрено развитие органов планирования и статистики Калмыцкой АССР в обстановке надвигающейся военной угрозы, с возникновением которой стала остро ощущаться необходимость перестройки всей системы работы государственных органов и учреждений. В декабре 1939 г. в республике были сформированы местные органы государственной власти. Эти выборы явились завершающим этапом в построении всех органов государственной власти Калмыцкой АССР по Конституции РСФСР и Конституции КАССР 1937 г. В республике были избраны 13 районных (улусных) советов, 1 городской, 3 поселковых, 121 сельский совет депутатов трудящихся.

Ключевые слова: государственное планирование, Центральное статистическое управление, управление народным хозяйством, статистика, местные органы учета.

The article deals with the development of planning and statistics offices during the period of imminent threat of war which revealed the need to restructure the entire system of government bodies and institutions. Thus, in December 1939 local public authorities were created in Kalmykia. These elections marked the final stage in the creation of all public authorities under the Constitution of the Kalmyk ASSR and the 1937 RSFSR Constitution. As a result, 13 district (ulus) councils, 1 town, 3 village and 121 rural councils of Workers Deputies were elected.

The main responsibility of the state and local planning commission was drafting plans for the development of national and local economy and the verification of compliance with these plans. The State Planning Commission of the KASSR was organized as follows: a chairman was to be appointed by the Presidium of the Supreme Soviet of the Kalmyk ASSR, a deputy chairman and other members were to be appointed by the Council of Ministers of the Kalmyk ASSR. They provided a guidance and monitored the activity of State Planning Committee departments as well as organized procedures in accordance with the approved provision of the Council of Ministers of the Kalmyk ASSR concerning the State Planning Committee.

During 1930-1940s the Regional Planning Commission was not only a planning agency but the entity engaged in government statistics and accounting on the territory of the region. With the aim to carry out these functions two sections were created Planning and Economic Section and Statistics Section which consisted of the following groups: Exchange and Industry Statistics, Agricultural Statistics as well as Labour and Social Statistics.

Keywords: state planning, Central Statistical Administration, national economy administration, statistics, local statistics agencies.

В 1930-е гг. органы учета и статистики Калмыкии, как и по всей стране, работали в системе Госплана, который обязан был составлять проекты планов развития республиканского и местного хозяйства и проверять их выполнение. Для осуществления функций учета и статистики в составе Областной плановой комиссии (далее — Обл-план) функционировала секция статистики, которая состояла из следующих групп: обмена и промышленности, сельскохозяй-

ственной статистики, труда и социальной статистики [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1358. Л. 45; Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 217. Л. 11-12]. Постановлением Президиума Калмыцкого областного исполнительного комитета (далее Калмоблисполком) от 18 апреля 1930 г. за № 97 штат Областного планирования был утвержден в составе председателя Облпла-на, также являвшегося зам. председателя Облисполкома, зам. председателя Облпла-на. Председателем Облплана, а также заме-

стителем председателя Облисполкома, был утвержден А. Ф. Середа и заместителем председателя Облплана — Б. И. Постников.

Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 17 декабря 1931 г. «Об организации центрального управления народнохозяйственного учета», Президиум Калм-облисполкома 27 августа 1932 г. постановил: сектор народно-хозяйственного учета Калмыцкого Облплана реорганизовать в самостоятельное областное управление народно-хозяйственного учета при Облплане в соответствии с положением об управлении народно-хозяйственным учетом автономных республик, утвержденных СНК СССР 10 марта 1932 г. за № 312 [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 214. Л. 90]. Была принята следующая структура и штаты калмыцкого областного управления народно-хозяйственного учета (далее УНХУ): начальник УНХУ, заместитель начальника, он же — инспектор организационной группы, и два разъездных инспектора, созданы группы: сельского хозяйства, промышленности, строительства, торговли, культуры и быта, демографии, сводно-текущего учета и секретариат (секретарь, машинистка, рассыльная). Всего 20 штатных единиц. На местах на основе существующей улусной статистики при управлениях народно-хозяйственного учета была создана улусная инспектура народно-хозяйственного учета. В городе — городская инспектура со штатом в две единицы [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 3. Д. 32. Л. 90-91].

После преобразования Калмыцкой автономной области в республику произошли определенные изменения в органах власти, в том числе и в органах планирования: Обл-план был переименован в Госплан КАССР. Во главе Госплана находился его председатель, назначаемый Президиумом Верховного совета КАССР; в состав Госплана входил заместитель председателя и члены Госплана, назначаемые Совнаркомом КАССР и осуществляющие руководство и наблюдение за работой отделов Госплана.

В 1939 г. в Госплане КАССР работали следующие сотрудники: председатель — Гусев, заместитель председателя Госплана КАССР — Постников. На время выезда в служебные командировки в г. Москву в Госплан РСФСР обязанности председателя возлагались на начальника промышленного сектора П. В. Кирбасова. Личный секретарь председателя Госплана КАССР, машинист-

ка — З. В. Колоколова. Управляющий делами — А. Г. Коптев. Начальник сельскохозяйственного сектора — Буянов [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 217. Л. 12]. Агроном сельскохозяйственного сектора - Л. Н. Саблу-ков. Курьеры — В. Жигаилов, О. Манджи-ева, Ц. Кичикова, К. Бюрчиева, А. К. Бак-таева (сменяли друг друга в течение года) [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 217. Л. 14]. Начальник сектора жилищно-коммунального хозяйства — В. О. Санджарыков. Инженеры Госплана — А. И. Иванова (временно совмещала должность заместителя начальника сектора жилищно-коммунального хозяйства на время отпуска последнего), Исаков. Начальник сектора районного сводного планирования — С. М. Боркаева. Начальник торгового сектора — С. Д. Дженгуров. Экономисты — Е. И. Липовая, И. И. Ве-жанов, П. М. Эмкенова. Инженер-геолог — А. Е. Жуков. Бухгалтеры - Болдырев, Т. П. Сабруков. Зоотехник — А. Г. Соколов. Уборщицы — Калесникова, Соснина, Слизская (также сменялись в течение года). 31 декабря 1939 г. создается комиссия для проведения инвентаризации по Госплану КАССР в составе председателя Санджары-кова, членов — Антаканова, Колоколовой [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 561. Л. 10].

В системе Калмыцкого УНХУ существовали следующие категории должностей: начальники и их заместители; начальники секторов и их заместители; руководители групп, старшие консультанты, консультанты; старшие экономисты, экономисты и инспекторы; статистики-инструкторы и статистики; делопроизводители; хозяйственный обслуживающий персонал. В городском управлении: начальник, горинспекторы; помощник инспектора и экономист; инструкторы-статистики и статистики; делопроизводители и хозяйственный обслуживающий персонал. Районные инспектуры: инспекторы, экономисты, инструкторы-статистики и статистики. Участковые инспекторы. [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 437. Л. 2-10].

В 1939 г. в Калмыцком УНХУ руководящие должности занимали следующие сотрудники: М. Г. Мальцев — начальник,

A. Ф. Волынин — заместитель, С. Д. Лебедев — помощник начальника по кадрам,

B. Е. Чудутова — начальник сектора населения, В. В. Покровская — начальник сектора культуры, В. С. Стригин — начальник промышленного сектора, А. А. Овчинникова — начальник сектора труда, Д. В. Ко-

локолов — начальник учетной инспекции, С. В. Покровский — консультант бюро переписи населения, П. А. Чавычалов — начальник сельскохозяйственного сектора,

A. В. Наднеев — начальник сектора урожая, М. И. Рожин — начальник сектора капитального строительства и коммунального хозяйства, Т. Н. Грязева — начальник сектора торговли и транспорта, К. К. Шкатов — начальник сводного сектора, В. Д. Афонская — начальник сектора здравоохранения. Должность агронома была вакантной. Почти все сотрудники — выходцы из крестьян со средним образованием, состоящие в партии, за исключением М. Г. Мальцева,

B. С. Стригина и А. В. Наднеева, имевших высшее образование [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1.

Д. 428. Л. 2]. Городской и улусными инспектурами руководили: Долбанский улус — Л. Майоров, Г. Манджиев; Западный улус

— Д. М. Самородов; Кетченеровский улус

— М. И. Рощин; Лаганский — М. В. Ягнов; Малодербетовский улус — Ф. И. Камышников; Приволжский улус — инспектора нет; Приютненский улус — О. В. Баденов; Сарпинский улус — И. М. Цицилин; Троицкий улус — В. А. Авралов; Уланхольский улус — С. Ш. Анджиев; Черноземельский

— А. Т. Давиденко; Юстинский улус — А. П. Бесков; город Элиста — М. М. Кочер-гин; Яшалтинский — Б. М. Утнасунов.

Определенное представление о круге обязанностей улусных инспектур УНХУ дает их план работы на 1939 г.

Таблица 1.

План работ улусных инспектур Нархозучета

Наименование работ Периодичность Характеристика участковыми инспекторами Характеристика улусными инспекторами

Сводный отчет о выполнении плана по численности персонала и фондам зарплаты организациями района по формам «Р» Ежемесячно Сбор типовых и специализированных форм по учету труда и сводных отчетов от улусных организаций, контроль перечисленного материала и составление сводных по форме «Р»

Сводный отчет о численности и расходовании фондов заработной платы работников, состоящих на бюджете сельсовета № 32 Ежемесячно Сбор отчетов от сельских советов по форме № 32, их контроль и составление сводного отчета по всем сельсоветам на бланке формы № 32.

Проверка полноты учета численности работников по фондам зарплаты во всех организациях и учреждениях на территории района За сентябрь Сбор, проверка и высылка отчетов по учреждениям, не имеющим своих центров в Элисте, и, кроме того, одновременно высылается материал на риковские учреждения, включенные в сводку «Р». Контроль за своевременной высылкой отчетов в районные организации от не подлежащих отчетностью перед районными НХУ например, Райпотребсоюза

Контроль за отсылкой отчетов районным организациям и республиканские организации Ежемесячно Отчетные формы типовые и специализированные

Контрольный учет всех школ (начальных, неполных средних и средних) проводят инспекторы Нархозучета, улусные и участковые, по состоянию на 15.11.1940 год. Раз в год Запись данных о школах по форме «Ку» (контроль-учет) путем личного посещения участковыми инспекторами каждой школы. Проверка улусными инспекторами правильности записи по форме «Ку» и составление улусной сводки ф. П, сличение с данными УОНО и отсылка в УНХУ

Контрольный учет детских садов. Проводят инспектора Нархозуче-та, улусные и участковые, по состоянию на 1.10.1940 год. Раз в год Запись данных о школах по форме «Ку» (контроль-учет) путем личного посещения участковыми инспекторами каждого детского сада. Проверка улусными инспекторами правильности записи по форме «Ку» и составление улусной сводки ф. П, сличение с данными УОНО и отсылка в УНХУ

Контрольный учет клубных учреждений на 1.10.1940 год. Работа проводится улусными и участковыми инспекторами Нархозучета. Раз в год Запись данных о школах по форме «Ку» (контроль-учет) путем личного посещения участковыми инспекторами каждого клубного учреждения. Проверка улусными инспекторами правильности записи по форме «Ку» и составление улусной сводки ф. П, сличение с данными УОНО и отсылка в УНХУ

Контрольный учет массовых библиотек на 1.10.1940 год. Работа проводится улусными и участковыми инспекторами Нархозучета Раз в год Запись данных о школах по форме «Ку» (контроль-учет) путем личного посещения участковыми инспекторами каждой массовой библиотеки. Проверка улусными инспекторами правильности записи по форме «Ку» и составление улусной сводки ф. П, сличение с данными УОНО и отсылка в УНХУ

Прием сотрудников на работу и ведение личных дел на них в УНХУ строго регламентировалось законами и служебными инструкциями. «Без оформления приема как в УНХУ, так и в инспектурах, т. е. без предъявления трудовой книжки, заполнения личного листка, составления автобиографии — сотрудники не могут быть допущены к работе и не могут быть проведены приказом. Прием на работу районных, городских и участковых инспекторов нархоз-учета проводится УНХУ областными, краевыми УНХУ по согласованию с местными руководящими органами (РИК, горсовет). Прием на работу экономистов и статистиков инспектором проводится районными инспекторами. При ведении трудовых книжек УНХУ должно руководствоваться постановлением СНК СССР от 20/12-1938 г. При заполнении личных листков ответы должны даваться на все вопросы, предусмотренные формой личного листка. В п.16 (образование) в числе требуемых сведений по образованию указывается название и местонахождение учебных заведений. В п. 5 «а» указывается сословие, образование родителей, а в п. 5 «б» указывается занятие родителей до и после Октябрьской Революции (очень часто при заполнении личных листков неправильно заполняют г. 5 «а» личного листка и вместо сословия, звания, указывают социальное положение «служащий». Перерывы в работе в личном листке должны быть оговорены. Автобиография должна составляться в соответствии с посланным нами указанием к составлению автобиографии. Помощник начальника по кадрам (или работник его заменяющий) должен объяснять сотрудникам, как надо заполнять личные листки и составлять автобиографии. При зачислении работника необходимо требовать на него с последнего места работы деловую и политическую

характеристику. Сведения личных листков и автобиографии должны сверяться и уточняться помощником начальника УНХУ по кадрам (или работником его заменяющим) со сведениями трудовой книжки, паспорта, военного билета, профсоюзного билета и в личной беседе. Все неясности должны уточнять на месте. При увольнении работника трудовая книжка выдается ему на руки. Трудовые книжки на участковых инспекторов, гнездовых инструкторов, экономистов и статистиков райинспектур ведутся в районных инспектурах, а трудовые книжки на райгоринспекторов ведутся в обл. (край) и АССР УНХУ.

Личные дела. Помимо трудовой книжки, на каждого работника системы нархоз-учета должно быть заведено личное дело, в котором находится личный листок, автобиография, дело с предыдущего места работы и все остальные документы, относящиеся к прохождению его работы в аппарате УНХУ. Личные дела должны быть заведены на всех без исключения сотрудников и ведутся поименно по кадрам УНХУ. Характеристика должна запрашиваться на каждого вновь принимаемого работника с последнего места его работы. Личные дела экономистов и статистиков инспектур ведутся в районных инспектурах районными инспекторами; копии учетных материалов на экономистов и статистиков инспектур препровождаются в УНХУ краев, областей и АССР» [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 435. Л. 67-70].

Суть работы, осуществляемой инспектурами КалмУНХУ, можно уяснить по тому, насколько подробна статистическая информация о темпах развития экономики нашей республики, которые были весьма высокими, как, впрочем, и по всей стране. Согласно данным, приведенным Л. В. Савельевой, «... в целом по стране за период с

1 октября 1928 г. по 1 января 1933 г. затраты на развитие промышленности примерно на 45 % превысили предварительно намеченные расходы. Отношение валовых капитальных вложений к национальному доходу, составлявшее 27 % в 1924-1928 гг., поднялось до 38 % в годы первой пятилетки и оставалось на уровне 30-35 % до начала Второй мировой войны» [Савельева 2002: 314]. Неуклонными темпами развивается и специализируется сельское хозяйство. Появляются новые отрасли.

И Калмыкия не была исключением. К 1939 г. Калмыцкая АССР имела 16 крупных совхозов с количеством скота 10-50 тыс. голов в каждом; 17 машинно-тракторных станций, оснащенных техникой и обслуживающих 64,5 % всех посевных площадей в республике; 156 колхозов, из них 23 рыбацких. В колхозах объединено 99,1 % крестьянских хозяйств. Работает тракторов — 1091 = 17276 НР комбайнов 15 фут.

— 317, автомашин — 422 [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 571. Л. 2-17]. Рыбтрест КАССР к 1939 г. имеет 10 рыбных заводов, в том числе Лаганский рыбоконсервный комбинат

— гигант Северного Каспия с продукцией 10 млн банок консервов. Мощность рыбозаводов республики — 300 тыс. центнеров продукции в год. До 1925 г. существовал лишь мелкий промысел, было 2 мотора и 9 рыбниц. К 1939 г. рыболовецкий флот Калмыкии состоял из 4 пароходов, 44 моторных и 126 парусных рыбниц, которых обслуживали две оснащенные моторно-рыбо-

Другие показатели — объединенного из 225 хозяйств колхоза им. Городовикова Троицкого улуса (основан в 1929 г.), спе-

ловные станции. 99,6 % ловецких хозяйств объединены в 23 рыбколхоза [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 571. Л. 2-17]. Площадь посевов с 1920 до 1938 гг. возросла с 16 400 до 224 400 га. Валовой сбор зерна в 1938 г. составил 6 300 000 пудов. Механизация полевых работ в 1938 г. составила 64,5 %. Выработано по республике в среднем за 19371938 гг. на тракторах СТЗ — 538 га, на комбайнах 15 фут. — 423 га. В некоторых МТС средняя выработка была еще выше: например, в Верхне-Яшкульской МТС в 1938 г. она составила 793 га на 1 трактор. Площадь КАССР составляет 7,94 млн га, в том числе 6,0 млн га пастбищ. В состав последних входил и государственный «золотой» фонд

- «Черные земли» площадью 1,24 млн га. Только на «Черных Землях» за период первых двух пятилеток к 1939 г. было построено 470 шахтных колодцев, 158 типовых кошар, 25 скотных дворов, 206 скотных баз и 200 жилых построек для животноводов, 53 пункта искусственного осеменения овец, 1 ветеринарная лечебница и несколько ветеринарных пунктов.

Для примера работы калмыцких статистиков спустимся на низшую ступень

- участковую инспектуру и рассмотрим выявленные ими показатели. Например, объединенный из 315 хозяйств овцекол-хоз-миллионер им. Кирова (основан в 1929 г.) Уланхольского улуса КАССР занимает территорию в 33 199 га. Председатель

- Чумудов [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 571. Л. 2-17].

Таблица 2.

циализирующегося на выращивании и сохранении жеребят. Занимает территорию в 42 558 га.

Колхоз имеет 1937 г. 1938 г.

Овцеферма мериносовых овец 13 159 гол. 15 817 гол.

Молочная ферма скота 1 078 гол. 1 264 гол.

Конная ферма калмыцко-донских метисов 344 гол. 417 гол.

ВТФ самых сильных верблюдов 32 гол. 41 гол.

Настрижено шерсти 869 ц 965 ц

Сдано государству шерсти 849 ц. 947 ц

Сдано государству масла 40,13 ц 50,02 ц

Денежный доход колхоза 2.436.982 р.

Выдано деньгами за 1 трудовой день 15 руб. 15 коп.

Таблица 3.

1937 г. 1938 г.

КТФ имеет 1048 лошадей 1204 голов англо-донских лошадей, в т.ч. жеребцов РНК - 18.

МТФ имеет 176 голов КРС 256 голов КРС

ОТФ имеет 5676 овец 6457 голов овец

ВТФ имеет 21 верблюдов 21 голов верблюдов

За две пятилетки построено 620 км автотранспортных дорог, 4524 км телеграфно-телефонной линий с 73 почтово-телеграфными точками и 548 телефонными аппаратами. К 1939 г. в г. Элисте построены радиостанция с трансляционными узлами в районных центрах, совхозах, МТС и колхозах. Производится добыча озерной соли — 4942 тыс. тонн в год [НА РК. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 571. Л. 2-17].

Таблица 4.

Животноводческие фермы На 01.01. - 1934 г. На 01.01. - 1938 г.

(в тыс. голов) (в тыс. голов)

Крупный рогатый скот 157,3 253,1

Овцы и козы 398,0 760,0

Лошади 31,9 40,4

Свиньи 3,4 18,0

Верблюды - 4,97

Таблица 5.

Сдано государству продукции на 01.01.1934 г. (в ц) на 01.01.1938 г. (в ц) на 01.01.1939 г. (в ц)

Мяса в живом весе 42.219 86.489 151.252

Масла коровьего 2.846 7.567 -

Шерсти 9.680 26.206 31.740,4

Шерсти тонкорунной - - -

Таким образом, можно отметить, что в предвоенный период Калмыцкое УНХУ, как и в целом система учета и статистики страны, проделало огромный объем работ, выявляя стратегически важную для руководства нашей страны экономическую информацию.

В 1941 г. в связи с переименованием Центрального УНХУ в Центральное статистическое управление Госплана СССР УНХУ КАССР приказом № 77 по Центральному статистическому управлению Госплана СССР от 27 марта 1941 г. было переименовано в статистическое управление Калмыцкой АССР при облплане. Районные и городские инспекторы НХУ названы районными и городскими инспектурами ЦСУ СССР [НА РК. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 437. Л. 36].

Несмотря на усиление командно-административных методов и жесткой централизации управления, отступление от принципов коллективного руководства, ужесточение дисциплины и ответственности,

приближающаяся война стали консолидирующим фактором в единении партийно-государственного руководства и всего народа [Максимов 2009: 440].

Источники

Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).

Литература

Максимов К. Н. Преобразование Калмыцкой автономной области в республику. Развитие ее социально-экономической, политической основы // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 тт. Т. 2. Элиста: «Герел», 2009. С. 405-440. Очиров У. Б. Калмыкия в период Гражданской войны (1917-1920 гг.). Элиста: НПП «Джан-гар», 2006. 448 с. Савельева Л. В. Ретроспективный анализ промышленного роста автономных образований Поволжья и Северного Кавказа (30-е гг. XX века) // Материалы Международной научной конференции и Международного научного форума. Элиста: «Джангар», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.