УДК 159.92
I РАЗВИТИЕ У ВОДИТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ | К БЕЗАВАРИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ
В. А. Бугаев
Статья посвящена развитию у военнослужащих-водителей мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. Рассматриваются сущность, структура готовности и пути формирования мотиваций разных форм.
Ключевые слова: профессиональная готовность, мотивация, развитие мотивации, военнослужащие-водители, ДТП.
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела в начале XXI в. глобальную значимость. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире становятся 1,3 млн человек, 20-50 млн человек получают серьезные травмы. Дорожно-транспортный травматизм является также основной причиной гибели молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет. Значительное число ДТП и травм можно предотвратить путем устранения основных причин, которые их вызывают. В частности, превышение скорости, неиспользование ремней безопасности и детских удерживающих устройств, вождение в нетрезвом состоянии, игнорирование шлемов водителями двух- и трехколесных моторизованных средств, плохое планирование дорог и их ненадлежащее обслуживание, небезопасная инфраструктура и транспортные средства, недостатки в работе служб оказания травматологической помощи 1.
Большое число аварий на автотранспорте актуально и для внутренних войск МВД России. Анализ происшествий на войсковом транспорте, допущенных во внутренних войсках, свидетельствует, что работа по предупреждению ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения не привела к общему сокращению аварий. Меры, принимаемые командованием воинских частей внутренних войск, являются недостаточными. Это представляет собой результат недооценки роли и масштабов использования автобронетанковой техники в современных условиях, усложнения условий ее эксплуатации вследствие общего роста интенсивности движения транспорта и снижения уровня подготовки, культуры поведения водителей и пешеходов на дорогах. Во внутренних войсках возникло противоречие между сложившейся в войсках дорожнотранспортной ситуацией и несовершенством системы доподготовки водителей автомобилей. Устранение этого противоречия осложнено тем, что специальных педагогических исследований в сфере подготовки водителей автомобилей практически не проводится, а научному изучению формирования готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники водителей не уделяется должного внимания со стороны специалистов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Проблемой профессиональной готовности занимались такие исследователи, как Б. Г. Ананьев, В. А. Белу-хин, Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Н. В. Сластелин, А. П. Шарухин, А. И. Щербаков и др. Понятие «профессиональная готовность» может по-разному трактоваться относительно той или иной профессио-
нальной деятельности, поэтому в исследовании мы придерживались понятия, сформулированного А. П. Шару-хиным: профессиональную готовность преподавателя к эффективной деятельности по обучению и воспитанию курсантов представляет особое функциональное состояние психики педагога, характеризующееся сформирован-ностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для его полного включения и самоотдачи в учебновоспитательном процессе, проявления творчества, принятия оптимальных педагогических решений и их реализации в ходе образовательного процесса. К таким компонентам относятся: настроенность на полное включение и самоотдачу в учебно-воспитательном процессе; устойчивая мотивация преподавателей к качественному осуществлению педагогической деятельности; нацеленность на поиск эффективных способов решения педагогических задач; компетентность преподавателя в вопросах осуществления учебно-воспитательных действий; уверенность в своих силах и возможностях 2.
Исследователи выделяют следующие компоненты готовности к профессиональной деятельности3:
а) мотивационные (потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценка их значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Таким образом, компонентами профессиональной готовности военнослужащих-водителей внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники являются: настроенность на полное включение и самоотдачу при эксплуатации автомобильной техники; устойчивая мотивация к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; обладание высоким уровнем компетенции к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; уверенность в своих силах и возможностях; стрессоустойчивость при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Одной из важнейших структурных составляющих профессиональной готовности военнослужащего-води-теля является мотивация. Мотивация играет исключительную роль в его служебной деятельности, в первую очередь, как смысловое ядро любого поступка. Мотивация в системе профессиональной готовности представляет собой не что иное, как комплекс мотивов поведения и деятельности, которые выступают внутренней движущей силой военнослужащего-водителя.
Это позволяет утверждать, что сформированная у военнослужащих-водителей профессиональная мотивация к успешной учебной деятельности - важнейший фактор повышения эффективности и качества образовательного процесса по их профессиональной подготовке к безаварийной эксплуатации автомобильной техники. Для подтверждения данного тезиса нами была разработа-
Таблица 1
Численность групп, принимавших участие в эксперименте
Вуз Экспериментальная группа Контрольная группа
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России 30 28
Пермский военный институт внутренних войск МВД России 32 33
Всего 62 61
на и апробирована педагогическая программа формирования профессиональной мотивации военнослужащих-водителей к эффективной учебной деятельности по безаварийной эксплуатации автомобильной техники. Исходя из этого положения была сформулирована цель экспериментального исследования - обосновать пути повышения эффективности и качества формирования профессиональной мотивации к учебной деятельности.
Педагогическая программа формирования профессиональной мотивации предусматривала:
- изучение и анализ имеющейся у военнослужащих-водителей мотивации к учебной деятельности;
- создание системы работы преподавательского и командного состава по формированию профессиональной мотивации к учебной деятельности, включающей в себя:
а) совершенствование профессионально-психологического отбора кандидатов для подготовки водительского состава, совершенствование учебно-материальной базы; организацию жизни и деятельности в автомобильных подразделениях внутренних войск; повышение пси-холого-педагогической компетентности и активности командного и преподавательского состава, мероприятия по формированию профессиональной мотивации к учебной деятельности у военнослужащих-водителей;
б) разработку критериев эффективности профессиональной мотивации военнослужащих-водителей к эффективной учебной деятельности по безаварийной эксплуатации автомобильной техники: мотивы учебной деятельности и достижения успеха, избегания неудач; отношение к избранной профессии; цели учебной деятельности; активность в процессе обучения; выполнение служебных обязанностей, перспективы дальнейшего служебного роста и профессионального развития;
в) внедрение системы работы преподавательского и командного состава по формированию у военнослужа-щих-водителей профессиональной мотивации к эффективной учебной деятельности и безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в подразделениях обеспечения учебного процесса на базе Санкт-Петербургского и Пермского военных институтов внутренних войск МВД России в течение 20102012 гг. В них были сформированы контрольные и экспериментальные группы общей численностью 123 человека. Почти вся выборка исследуемого контингента (123 человека) была однородной: все призванные военнослужащие имели водительское удостоверение на право управления автотранспортом, почти одинаковый образовательный уровень, средний возраст менее 20 лет,
следовательно, уровень знаний, умений и навыков в общей массе практически у всех одинаковый (табл. 1)
Госавто инспекция отмечает, что наиболее «аварийный» возраст начинающих водителей - 20 лет, в связи с этим именно водителям этой категории необходимо уделять наибольшее внимание в процессе обучения и последующего участия в дорожном движении “
Для проверки эффективности программы нами были привлечены эксперты из числа профессорско-преподавательского состава кафедры автомобильного, бронетанкового вооружения и техники, автобронетанковой службы Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кафедр технической подготовки, эксплуатации автобронетанковой техники, конструкций автобронетанковой техники Пермского военного института внутренних войск МВД России, штатных психологов и научных сотрудников институтов. Кроме того, были определены критерии для качественной оценки профессиональной готовности военнослужащих-водителей.
Для отслеживания динамики были проведены первоначальные, контрольные и итоговые замеры профессиональной готовности. Оценка профессиональной мотивации у военнослужащих-водителей производилась по результатам психолого-педагогического изучения с применением методик диагностики мотивации к учебной деятельности А. А. Реана, В. А. Якунина; диагностики мотивации достижения успеха Т. Элерса; диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса; анкетирования, беседы, педагогического наблюдения, экспертных оценок, анализа служебных документов.
На основании проведенного исследования мы выделили три группы мотивов:
1) мотивы к учебной деятельности (ориентация на овладение новыми знаниями, желание углубления знаний, интерес к усвоению способов самостоятельного добывания знаний и приемов профессиональной деятельности, стремление к высокому уровню интеллектуального личностного развития и др.);
2) мотивы достижения успеха (желание успешно закончить доподготовку водителей автомобилей, стать компетентным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получать удовлетворение от профессиональной деятельности, стремление к самопознанию, самоутверждению);
3) мотивы избегания неудач (желание не получать низкой оценки, уход от трудностей и т. д.) (табл. 2).
Отдельные мотивы могут занимать доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или иной уровень сформированности мотивационно-целевого компонента готовности к безаварийной эксплуата-
Таблица 2
Изменение мотиваций к профессиональной готовности военнослужащих-водителей
Группы мотивов Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало Окончание Динамика Начало Окончание Динамика
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Мотивы учебной деятельности 3,25 3,88 +0,63 3,29 3,44 +0,15
Мотивы достижения успеха 3,22 3,94 +0,72 3,20 3,50 +0,30
Мотивы избегания неудач 3,60 4,10 +0,50 3,65 3.85 +0,20
Средний балл 3,35 3,97 0,62 3,38 3,60 0,22
ции автомобильной техники. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы можно определить как сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются также оценка альтернатив, выбор и принятие решений военно-служащим-водителем при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Главными задачами развития мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники являются: побуждение каждого военнослужащего-водителя к осознанию положительных и негативных сторон своего поведения; формирование у него убеждения, что необходимо систематически и целенаправленно заниматься самосовершенствованием, анализировать и правильно оценивать уровень своего развития, формировать и развивать навыки к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Необходимо, чтобы у военнослужащего выстроилась система мотивов учебной деятельности, достижения успеха, а также стремления к самопознанию.
Для развития мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники требуется конкретная помощь со стороны командиров подразделений и инструкторов по вождению автомобильной техники. Она должна выражаться в педагогической поддержке при профессиональном становлении водителя; создании условий для
развития готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники, при этом большое значение для водителей имеют личные качества их командиров и инструкторов по вождению автомобильной техники, например выдержанность, тактичность, внимательность, порядочность, честность, верность слову и др.; фиксировании и поощрении положительных результатов. Здесь немалую роль играет пропаганда опыта лучших специалистов среди военнослужащих, а также методов их профессиональной подготовки к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Таким образом, для успешного формирования профессиональной готовности у военнослужащих-водителей внутренних войск МВД России необходимым условием является развитие мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
1 Повышение безопасности дорожного движения во всем мире : записка Генерального секретаря ООН. Distr.: General 30 September 2011, Russian: Original English. 67 c.
2 Шарухин А. П. Профессиональная готовность преподавателя к эффективному решению учебно-воспитательных задач как условие успешного формирования педагогической компетенции у курсантов // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет : сб. ст. 8 февраля 2012. СПб., 2012. С. 187.
3 Дмитриева М. А. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. С. 184.
4 Предложения Государственной Думы РФ по совершенствованию системы подготовки водителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/447933/ (дата обращения: 28.03.2013).