Научная статья на тему 'Развитие у водителей мотивации к безаварийной эксплуатации техники'

Развитие у водителей мотивации к безаварийной эксплуатации техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-ВОДИТЕЛИ / ДТП / PROFESSIONAL COMPETENCY / MOTIVATION / DEVELOPMENT OF MOTIVATION / MILITARY DRIVERS / TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаев Владимир Александрович

Статья посвящена развитию у военнослужащих-водителей мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. Рассматриваются сущность, структура готовности и пути формирования мотиваций разных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугаев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Driver’s Motivation to Accident-free Deployment of Equipment

The article is devoted to the development of military driversmotivation to accident-free deployment of automobile equipment during solution of service tasks in Interior military forces of the Russian Ministry of Law Enforcement. The essence and structure of competency and ways of forming motivation of different forms are under the author’s consideration.

Текст научной работы на тему «Развитие у водителей мотивации к безаварийной эксплуатации техники»

УДК 159.92

I РАЗВИТИЕ У ВОДИТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ | К БЕЗАВАРИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ

В. А. Бугаев

Статья посвящена развитию у военнослужащих-водителей мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. Рассматриваются сущность, структура готовности и пути формирования мотиваций разных форм.

Ключевые слова: профессиональная готовность, мотивация, развитие мотивации, военнослужащие-водители, ДТП.

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела в начале XXI в. глобальную значимость. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире становятся 1,3 млн человек, 20-50 млн человек получают серьезные травмы. Дорожно-транспортный травматизм является также основной причиной гибели молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет. Значительное число ДТП и травм можно предотвратить путем устранения основных причин, которые их вызывают. В частности, превышение скорости, неиспользование ремней безопасности и детских удерживающих устройств, вождение в нетрезвом состоянии, игнорирование шлемов водителями двух- и трехколесных моторизованных средств, плохое планирование дорог и их ненадлежащее обслуживание, небезопасная инфраструктура и транспортные средства, недостатки в работе служб оказания травматологической помощи 1.

Большое число аварий на автотранспорте актуально и для внутренних войск МВД России. Анализ происшествий на войсковом транспорте, допущенных во внутренних войсках, свидетельствует, что работа по предупреждению ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения не привела к общему сокращению аварий. Меры, принимаемые командованием воинских частей внутренних войск, являются недостаточными. Это представляет собой результат недооценки роли и масштабов использования автобронетанковой техники в современных условиях, усложнения условий ее эксплуатации вследствие общего роста интенсивности движения транспорта и снижения уровня подготовки, культуры поведения водителей и пешеходов на дорогах. Во внутренних войсках возникло противоречие между сложившейся в войсках дорожнотранспортной ситуацией и несовершенством системы доподготовки водителей автомобилей. Устранение этого противоречия осложнено тем, что специальных педагогических исследований в сфере подготовки водителей автомобилей практически не проводится, а научному изучению формирования готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники водителей не уделяется должного внимания со стороны специалистов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Проблемой профессиональной готовности занимались такие исследователи, как Б. Г. Ананьев, В. А. Белу-хин, Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Н. В. Сластелин, А. П. Шарухин, А. И. Щербаков и др. Понятие «профессиональная готовность» может по-разному трактоваться относительно той или иной профессио-

нальной деятельности, поэтому в исследовании мы придерживались понятия, сформулированного А. П. Шару-хиным: профессиональную готовность преподавателя к эффективной деятельности по обучению и воспитанию курсантов представляет особое функциональное состояние психики педагога, характеризующееся сформирован-ностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для его полного включения и самоотдачи в учебновоспитательном процессе, проявления творчества, принятия оптимальных педагогических решений и их реализации в ходе образовательного процесса. К таким компонентам относятся: настроенность на полное включение и самоотдачу в учебно-воспитательном процессе; устойчивая мотивация преподавателей к качественному осуществлению педагогической деятельности; нацеленность на поиск эффективных способов решения педагогических задач; компетентность преподавателя в вопросах осуществления учебно-воспитательных действий; уверенность в своих силах и возможностях 2.

Исследователи выделяют следующие компоненты готовности к профессиональной деятельности3:

а) мотивационные (потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценка их значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);

в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);

г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Таким образом, компонентами профессиональной готовности военнослужащих-водителей внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники являются: настроенность на полное включение и самоотдачу при эксплуатации автомобильной техники; устойчивая мотивация к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; обладание высоким уровнем компетенции к безаварийной эксплуатации автомобильной техники; уверенность в своих силах и возможностях; стрессоустойчивость при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Одной из важнейших структурных составляющих профессиональной готовности военнослужащего-води-теля является мотивация. Мотивация играет исключительную роль в его служебной деятельности, в первую очередь, как смысловое ядро любого поступка. Мотивация в системе профессиональной готовности представляет собой не что иное, как комплекс мотивов поведения и деятельности, которые выступают внутренней движущей силой военнослужащего-водителя.

Это позволяет утверждать, что сформированная у военнослужащих-водителей профессиональная мотивация к успешной учебной деятельности - важнейший фактор повышения эффективности и качества образовательного процесса по их профессиональной подготовке к безаварийной эксплуатации автомобильной техники. Для подтверждения данного тезиса нами была разработа-

Таблица 1

Численность групп, принимавших участие в эксперименте

Вуз Экспериментальная группа Контрольная группа

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России 30 28

Пермский военный институт внутренних войск МВД России 32 33

Всего 62 61

на и апробирована педагогическая программа формирования профессиональной мотивации военнослужащих-водителей к эффективной учебной деятельности по безаварийной эксплуатации автомобильной техники. Исходя из этого положения была сформулирована цель экспериментального исследования - обосновать пути повышения эффективности и качества формирования профессиональной мотивации к учебной деятельности.

Педагогическая программа формирования профессиональной мотивации предусматривала:

- изучение и анализ имеющейся у военнослужащих-водителей мотивации к учебной деятельности;

- создание системы работы преподавательского и командного состава по формированию профессиональной мотивации к учебной деятельности, включающей в себя:

а) совершенствование профессионально-психологического отбора кандидатов для подготовки водительского состава, совершенствование учебно-материальной базы; организацию жизни и деятельности в автомобильных подразделениях внутренних войск; повышение пси-холого-педагогической компетентности и активности командного и преподавательского состава, мероприятия по формированию профессиональной мотивации к учебной деятельности у военнослужащих-водителей;

б) разработку критериев эффективности профессиональной мотивации военнослужащих-водителей к эффективной учебной деятельности по безаварийной эксплуатации автомобильной техники: мотивы учебной деятельности и достижения успеха, избегания неудач; отношение к избранной профессии; цели учебной деятельности; активность в процессе обучения; выполнение служебных обязанностей, перспективы дальнейшего служебного роста и профессионального развития;

в) внедрение системы работы преподавательского и командного состава по формированию у военнослужа-щих-водителей профессиональной мотивации к эффективной учебной деятельности и безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в подразделениях обеспечения учебного процесса на базе Санкт-Петербургского и Пермского военных институтов внутренних войск МВД России в течение 20102012 гг. В них были сформированы контрольные и экспериментальные группы общей численностью 123 человека. Почти вся выборка исследуемого контингента (123 человека) была однородной: все призванные военнослужащие имели водительское удостоверение на право управления автотранспортом, почти одинаковый образовательный уровень, средний возраст менее 20 лет,

следовательно, уровень знаний, умений и навыков в общей массе практически у всех одинаковый (табл. 1)

Госавто инспекция отмечает, что наиболее «аварийный» возраст начинающих водителей - 20 лет, в связи с этим именно водителям этой категории необходимо уделять наибольшее внимание в процессе обучения и последующего участия в дорожном движении “

Для проверки эффективности программы нами были привлечены эксперты из числа профессорско-преподавательского состава кафедры автомобильного, бронетанкового вооружения и техники, автобронетанковой службы Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кафедр технической подготовки, эксплуатации автобронетанковой техники, конструкций автобронетанковой техники Пермского военного института внутренних войск МВД России, штатных психологов и научных сотрудников институтов. Кроме того, были определены критерии для качественной оценки профессиональной готовности военнослужащих-водителей.

Для отслеживания динамики были проведены первоначальные, контрольные и итоговые замеры профессиональной готовности. Оценка профессиональной мотивации у военнослужащих-водителей производилась по результатам психолого-педагогического изучения с применением методик диагностики мотивации к учебной деятельности А. А. Реана, В. А. Якунина; диагностики мотивации достижения успеха Т. Элерса; диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса; анкетирования, беседы, педагогического наблюдения, экспертных оценок, анализа служебных документов.

На основании проведенного исследования мы выделили три группы мотивов:

1) мотивы к учебной деятельности (ориентация на овладение новыми знаниями, желание углубления знаний, интерес к усвоению способов самостоятельного добывания знаний и приемов профессиональной деятельности, стремление к высокому уровню интеллектуального личностного развития и др.);

2) мотивы достижения успеха (желание успешно закончить доподготовку водителей автомобилей, стать компетентным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получать удовлетворение от профессиональной деятельности, стремление к самопознанию, самоутверждению);

3) мотивы избегания неудач (желание не получать низкой оценки, уход от трудностей и т. д.) (табл. 2).

Отдельные мотивы могут занимать доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или иной уровень сформированности мотивационно-целевого компонента готовности к безаварийной эксплуата-

Таблица 2

Изменение мотиваций к профессиональной готовности военнослужащих-водителей

Группы мотивов Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало Окончание Динамика Начало Окончание Динамика

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Мотивы учебной деятельности 3,25 3,88 +0,63 3,29 3,44 +0,15

Мотивы достижения успеха 3,22 3,94 +0,72 3,20 3,50 +0,30

Мотивы избегания неудач 3,60 4,10 +0,50 3,65 3.85 +0,20

Средний балл 3,35 3,97 0,62 3,38 3,60 0,22

ции автомобильной техники. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы можно определить как сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются также оценка альтернатив, выбор и принятие решений военно-служащим-водителем при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Главными задачами развития мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники являются: побуждение каждого военнослужащего-водителя к осознанию положительных и негативных сторон своего поведения; формирование у него убеждения, что необходимо систематически и целенаправленно заниматься самосовершенствованием, анализировать и правильно оценивать уровень своего развития, формировать и развивать навыки к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Необходимо, чтобы у военнослужащего выстроилась система мотивов учебной деятельности, достижения успеха, а также стремления к самопознанию.

Для развития мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники требуется конкретная помощь со стороны командиров подразделений и инструкторов по вождению автомобильной техники. Она должна выражаться в педагогической поддержке при профессиональном становлении водителя; создании условий для

развития готовности к безаварийной эксплуатации автомобильной техники, при этом большое значение для водителей имеют личные качества их командиров и инструкторов по вождению автомобильной техники, например выдержанность, тактичность, внимательность, порядочность, честность, верность слову и др.; фиксировании и поощрении положительных результатов. Здесь немалую роль играет пропаганда опыта лучших специалистов среди военнослужащих, а также методов их профессиональной подготовки к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

Таким образом, для успешного формирования профессиональной готовности у военнослужащих-водителей внутренних войск МВД России необходимым условием является развитие мотивации к безаварийной эксплуатации автомобильной техники.

1 Повышение безопасности дорожного движения во всем мире : записка Генерального секретаря ООН. Distr.: General 30 September 2011, Russian: Original English. 67 c.

2 Шарухин А. П. Профессиональная готовность преподавателя к эффективному решению учебно-воспитательных задач как условие успешного формирования педагогической компетенции у курсантов // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет : сб. ст. 8 февраля 2012. СПб., 2012. С. 187.

3 Дмитриева М. А. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. С. 184.

4 Предложения Государственной Думы РФ по совершенствованию системы подготовки водителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/447933/ (дата обращения: 28.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.