применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных и электронных технологий.
Использование данного подхода позволяет направить в нужное русло постоянное использование студентами мобильных средств, обмениваться учебными материалами, обсуждать их и получать консультации [2, а 358].
На сегодняшний день существует множество различных способов изучения иностранного языка - традиционное обучение, электронное обучение, смешанное обучение и самообучение. Каждый студент имеет возможность выбрать тот, который будет максимально учитывать его особенности личности, психики и интересов, а также позволит повысить качество образовательной среды в процессе изучения немецкого языка.
Список литературы
1. Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков: Монография. М.: МГТА, 2015. 95 с.
2. Sagdullayeva Б.К. Sharq Шэпт o'qitishda innovasion g'oyalar - davr гяХяЫ // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан: Сборник научно-методических статей. Ч. 19. Т.: УзНИИПН, 2018. С. 357-360.
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Зуфарова К.З.
Зуфарова Камола Зиятжановна - преподаватель, кафедра практических аспектов английского языка,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена повышению уровня начитанности студенческой молодёжи Узбекистана. В ней отмечается, что чтение - это важный вид интеллектуальной деятельности студентов.
Ключевые слова: чтение, повышение уровня начитанности студентов, развитие, образование, воспитание.
Книги встречают нас с раннего детства и сопровождают всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается в нашу жизнь со страниц любимых книг. Чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумья над книгой становится интеллектуальной потребностью для каждой личности. Мыслители прошлых веков чтению уделяли большое внимание. Они рассматривали книгу и чтение как основную составляющую духовно-нравственного воспитания. «Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело», - подчеркивал известный педагог К.Д. Ушинский.
А.И. Герцен также первостепенное значение в воспитание отводит умению работать с книгой, без чего не представляет развития и самообразования личности: «Талант талантом, а вкус образуется только чтением». Сыну Александру Герцен внушал: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шиллер равняются целому университету».
Чтение является одной из составляющих духовности, интеллекта, культуры народа, нации и общества. Проблема чтения - это не только чтение художественной, научной, профессионально ориентированной литературы и периодики. Это проблема освоения информационных знаний, культуры прошлого и настоящего. Сегодня усилиями со стороны
56
всех институализированных структур нашего общества на основе постановления руководителя республики прививаются навыки к чтению как базовой образовательной компетенции, как жизненной потребности, поскольку читающий человек приобретает духовное богатство. Это в решающей степени зависит от семьи и от образовательных учреждений, составляющих важнейшие социальные институты общества.
В высшем учебном заведении, где изучают иностранные языки, чтению литературы на оригинале преподавателями уделяется особое внимание. Поскольку чтение в эпоху формирования глобального информационного общества и стремительных социальных изменений важно как никогда. Оно становится одним из ключевых инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения культурной компетентности. Чтение - один из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Это еще и важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, это культурная память нации. Поэтому возрождение и развитие массового чтения как одного из социальных и национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем общества, достижению стоящих перед нашей страной стратегических целей.
Такая эффективная социально ориентированная государственная политика направлена на культивирование чтения во всех структурах непрерывного образования. Поскольку чтение - это важное условие продвижения к информационному обществу и к обществу знания. В этих целях во всех образовательных учреждениях республики проводятся конкурсы на лучшего чтеца на разных языках мира [2, с. 1]. Активно читающие студенты:
1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;
2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;
3) лучше владеют речью: она у них выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;
4) точнее формулируют и свободнее пишут;
5) легче вступают в контакты и приятны в общении;
6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами на иностранном языке являются для студентов необходимыми условиями для профессиональной и социокультурной деятельности в будущем.
Список литературы
1. Мирзиёев Ш.М. Развитие литературы и искусства, культуры - важный фактор повышения духовности нашего народа // Народное слово. Т., 2017. № 153 (6817). 4 августа.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации среди молодежи конкурсов-любителей книги в целях широкого изучения и пропаганды творческого наследия наших великих ученых поэтов и мыслителей» // Народное слово. Т., 2018. 13 мая.