Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кластер / кластерный подход / аксиологический / психологический / методы / цель / общество / инициатор / творческий / актуальный. / Cluster / cluster approach / axiological / psychological / methods / goal / society / initiator / creative / relevant.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидов Джамшид Абдисамиевич

В данной статье освещается вопрос развития творческих способностей учащихся 1-4 классов на основе инновационного кластерного подхода в современной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMATION OF CREATIVITY OF STUDENTS OF 1-4 GRADES BASED ON THE CLUSTER APPROACH

In this article, special attention is paid to the development of creative abilities of 1st-4th grade students based on the innovative cluster approach in the modern education system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА»

é

ш

UIF = 8.1 | SJIF = 7.899

www.in-academy.uz

ARTICLE

INNOVATIVE FORMATION OF CREATIVITY OF STUDENTS OF 1-4 GRADES BASED ON THE CLUSTER APPROACH Hamidov Jamshid Abdisamievich

Chirchik State Pedagogy senior lecturer at the University Department "Technological education" e-mail: jamshidkhanl983@gmail.com https://doi.org/10.5281/zenodo.12205466

ABSTRACT

Received: 14th June 2024 Accepted: 20th June 2024 Online: 21th June 2024 KEYWORDS

Cluster, cluster approach, axiological, psychological, methods, goal, society, initiator, creative, relevant.

In this article, special attention is paid to the development of creative abilities of 1st-4th grade students based on the innovative cluster approach in the modern education system.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Хамидов Джамшид Абдисамиевич

Чирчикский государственный педагогический университет старший преподаватель кафедры «Технологическое образование» e-mail: jamshidkhanl983@gmail.com https://doi.org/10.5281/zenodo.12205466

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 14th June 2024 Accepted: 20th June 2024 Online: 21th June 2024 KEYWORDS

Кластер, кластерный подход, аксиологический, психологический, методы, цель, общество, инициатор, творческий, актуальный.

В данной статье освещается вопрос развития творческих способностей учащихся 1-4 классов на основе инновационного кластерного подхода в современной системе образования.

В Республике большой спрос на людей предприимчивых, творческих, готовых находить новые подходы к решению актуальных социально-экономических и культурных проблем, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезным для этого общества. Так как каждая страна прежде всего видит в образе своих детей, в образе подрастающего молодого поколения великую силу, проявляющую черты и качества этой нации и осуществляющую ее вечные мечты.

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

Вопрос воспитания умственно и физически зрелого поколения является для нас всенародной, общегосударственной задачей, и последовательное и настойчивое продолжение нашей работы по достижению этой благородной цели является средоточием сегодняшней политики. В связи с этим проблема развития творческой активности личности приобретает сегодня особую актуальность. Творческие люди всегда определяют развитие цивилизации, создают материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной и ненормальностью, помогают людям увидеть необыкновенное в, казалось бы, обычных явлениях.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют 4 вида творчества:

- простой (появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте). Стереотипы, которые необходимо преодолевать у школьников в этом возрасте;

- стимулирующие - эффективные (активность определяется под влиянием внешнего раздражителя);

- эвристическая (деятельность носит творческий характер, осуществляется поиск новых, оригинальных или более рациональных способов решения задач);

- реальная (самостоятельно найденная закономерность выступает в роли новой проблемы):

Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор как факторы развития, являющиеся результатом обучения творческой деятельности школьников, мы выделяем компоненты творческих (творческих) способностей младших школьников:

- креативное мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и воображения учащихся необходимо развивать следующие умения:

- классификация объектов, ситуаций, событий по разным критериям;

- установление причинно-следственных связей;

- видеть взаимосвязи между системами и выявлять новые связи;

- обзор при разработке системы;

- делать предположения о будущем;

- различение противоположных признаков предмета;

- выявление и формирование противоречий;

- различение конфликтных признаков сторон в пространстве и времени;

- отражение пространственных объектов;

- использование различных систем наведения в воображаемом пространстве;

- представление объекта на основе выбранных свойств.

Целесообразно использовать инновационный кластерный подход для решения вышеперечисленных задач. Здесь давайте объясним понятие кластера и его сущность. Под кластером понимается некая система, но эта система уникальна, в которой добавленные в нее элементы улучшают работу, но удаление из нее какого-либо элемента не приводит к нарушению этой системы. Кластерные системы

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

характеризуются производительностью, стабильностью и могут быть легко обновлены, и расширены различными способами. Преимуществом кластера является его глобальный масштаб, открытость, гибкость и простота управления.

Необходимость обращения к кластерному подходу заключается в том, что кластер имеет приоритет как форма организации с особенностью повышения эффективности системы технологического образования и объединения действий заинтересованных сторон. Одним из основных условий кластеров является их территориальная стратегия, ведь образовательные кластеры развиваются, не отрываясь от своей территории.

Следовательно, кластер - это роль субъектов-участников, объединенных общей целью в определенных договорных отношениях и управлении своей деятельностью.

Тема «Приемы использования природных и различных материалов в аппликациях» актуальна в совершенствовании творчества учащихся 4-х классов общеобразовательной школы в том смысле, что необходимо правильно организовать обучение технологии, привлечение учащихся к труду является одна из самых актуальных задач современности.

Воспитательное значение на уроках Технологии в начальных классах является обучения учащихся ручному труду, воспитания их творческими и зрелыми людьми, обучение обеспечению самообслуживания, совершенствования трудовых навыков, а в процессе практических занятий состоит в формировании умений и навыков, направлении их на профессии, обучая студентов с эстетической точки зрения посредством прикладной работы и создавая основу для того, чтобы студенты стали профессионалами. Также в процессе создания различных композиций из бумаги, натуральных и различных по направлению аппликации материалов учащиеся 4 класса развивают свои творческие способности.

Texnologiya darslarida Klaster yondashuv о^аИ аууа1отЬог тиотто1аг о'^апШЬ chiqiladi. Texnologiya darslarida o'quvchilarni applikasiya ishlari ощаИ г^ког^ш

oshirishda turli metodlardan foydalanish, maqsadi va vazifalarini belgilab olishda muammolarining holatini o'rganish hamda quyidagi tavsiyalar ishlab chiqishdan iborat.

На уроках технологии основные проблемы изучаются через кластерный подход. На занятиях Технологии в 4 классах учащиеся с помощью аппликации используют различные методы для совершенствования своего творчества. При изучении ситуации и определении своих целей и задач необходимо следующие рекомендации.

> изучение проблем повышения креативности учащихся начальных классов с помощью аппликации и определение целей и задач;

> анализ информации по теме для повышения креативности учащихся начальных классов посредством аппликации;

> изучить приемы успешной работы по повышению креативности учащихся начальных классов с помощью аппликации;

> повышение эффективности творческого воспитания учащихся начальных классов;

é

Ws,

References:

1. Мухамедов Г.И., Мардонов Ш.К. «Сущность использования кластерного подхода в профессиональном образовании». // ACADEMIC RESEARCh IN EDUCATIONAL SCIENCES, SCIENTIFIC JOURNAL, VOLUME 2, 2021.

2. Каменский А.М. «Внутришкольный образовательный кластер». // Режим доступа: hitp:www.likt590.ru/about/director/cluster.pdf

3. Барканова О.В. «Методы диагностики одаренности и креативности: психологический практикум». - Вип. 3. - Краснояр. Мистер. пед. у-т им. В. П. Астафера. -Красноярск, 2011.

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

4. Хамидов Ж.А. «О некоторых формах, методах трудового воспитания младших школьников». // Научный журнал Академические исследования в области педагогических наук. Том 1, Выпуск 3, 2020 г.

5. Хамидов Ж.А. «Развитие творческих исследовательских и профессиональных навыков студентов через критическое мышление». // «Мугаллим х,эм узликсиз билимлендириу» журналы №1/1, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.