УДК 894.3:809
Ханова Э.М.
Институт Языка, литературы и искусства имени Г Ибрагимова при Академии наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА РАШИТА АХМЕТЗЯНОВА
В статье рассмотрены проблемы творчества современного татарского поэта Рашита Ахметзя-нова, произведения которого отражали чувства и чаяния татарского народа и татарской интеллигенции. Особенность данной статьи заключается в том, что анализируемые стихотворения с начала 1960-х и до середины 1990-х годов условно разделены на три периода: 1) 1960-1970-е, 2) 1970-1980-е, 3) 1980-1995-е гг. В ходе исследования выявлено, что творчество поэта ярко выражено и имеет отличительные особенности в каждом периоде. Если в начальном этапе преобладают социально-культурные проблемы, то во втором - философские, а в третьем - национальные. Произведениями последнего периода поэт достигает наивысшей точки своего творчества.
Ключевые слова: эволюция, творчество, поэзия, тема, проблематика, философские проблемы, социально-культурные проблемы, национальные проблемы.
5 видов: философская проблематика, мифологическая, национальная, социокультурная, романная.
В период общественно-политических перемен (1990-1995 гг.) было опубликовано большое количество произведений с актуальными, политически острыми проблемами. Появились новые имена, именно поэт Рашит Ахметзянов выделился в ту пору. Поэт одним из первых наиболее полно и открыто выразил настроения татарского народа и в частности татарской интеллигенции. Сдержанность, тонкий лиризм его творчества преобразуется в сильный голос поэтической правды. Истоки такого самоотверженного творчества обнаруживаются уже в ранней «малоприметной», но пропитанной национальным духом поэзии Р. Ахметзянова. Литературное наследие за четверть века - отражение чаяний, серьезных проблем, достижений татарского народа [11, с. 612-613].
Поэт Рашит Ханифович Ахметзянов (1941-1995) [11, с. 612-613], [10, с. 122-124] пришел в татарскую литературу в 60-х годах прошлого века, но его талант и творческие силы полностью раскрылись только в 1980-1990-х годах. Проблемы, затрагивающие социально-культурную, духовную жизнь народа, судьбу родного языка и татарского народа в его произведениях, актуальны и в настоящее время.
Проблема рассматривается как категория, обеспечивающая актуальность произведения. Многие ученые пишут о проблеме произведения, в том числе М. Бахтин [4, с. 447-483], Г. Поспелов [9, с. 183], А. Есин [7, с. 63], [5, с. 18-94], Н. Гуляев [6, с. 94], Ф. Хатипов [12, с. 17] и др. А. Есин считается ученым, который в последние годы классифицировал и провел полный научный анализ проблематики произведения, развивая идеи Г. Поспелова [7, с. 63], выделяет
В творчестве поэта Р. Ахметзянова отражаются проблемы национального, философского и социокультурного характера. Однако, в силу отсутствия свободы творчества, поэт до 1985 года проблемы отражает в иносказательной форме, его творчество является своеобразным намеком и произведения носят синкретический характер («Идешь ты на дальнюю дорогу...» («Ерак юлга чыгасын, егет...»), «Саблю я отлил из крепкой стали...» («Бер кылыч койдым мин корычтан...»). Естественно, что поэт использует символы, сложные метафоры, иногда это затрудняет понимание содержания некоторых произведений, приводит к незавершенности мыслей.
Тем не менее, его произведения получают положительную оценку со стороны литературных критиков: «Такие мастера поэтического искусства как Х. Туфан, С. Хаким, Г. Хузиев отмечают независимость поэтического мышления, природные способности и жизненность стихотворений молодого поэта. Читатели и критики с теплотой принимают первый поэтический сборник автора, изданный в 1965 году, где оценивается своеобразный успех в освещении производственной темы, создании образа человека труда» [11, с. 612].
Эти мнения высказываются по отношению к творчеству поэта, во-первых, как требование времени, во-вторых, как уделение в своих произведениях большого места человеку труда. Особенно приветствуется тема каменщиков («Мечты мои со мной» («Хыялларым Ьаман узем белэн»), «Долбил я камни» («Куп шакы-дым ташка»), «Каменщик» («Ташчы»), кото-
рый вышел в свет книгой «Мечты мои с собою вместе» («Хыялларым узем белэн»).
Если начало творческого пути Р. Ахметзя-нова ознаменовано произведениями, отражающими жизнь рабочих, то второй период (1970-1980 гг.) посвящен раздумьям о роли данной профессии и его преемниках («На Сабантуе» («Сабан туенда»), «Весенний день -год кормит» («Дурт кон утте - утте елнын дурт фасылы....»), «Орлу, парящему над небом...» («Куктэ очкан боркеткэ...»). Несмотря на то, что некоторые социалистические элементы проникли в произведения начального периода, автор не стремиться восхвалять политику, власть и «красивую» жизнь народа.
Таким образом, в раннем творчестве Р. Ах-метзянова (1960-1970 гг.) можно наблюдать развитие соцально-культурной проблематики в отношениях «личность и личность», «личность и общество». Отношения «личность и личности», в основном, раскрываются благодаря различным политическим событиям, в результате постепенной реабилитации и возвращения доброго имени пребывавшим в опале, подобно Г. Исхаки, М. Джалилю, А. Алишу и др. Одними из таких произведений являются «Ты шел к победам.» («Жинулэргэ бардын...»), «Джалилистам» («Жэ-лиллэргэ»), «Тоскует страна» («Сагына ил»), которые посвящены личностям, приложившим много сил во благо татарской нации и татарской литературы. Проблема «личность и общество» раскрывается через обращения к таким мотивам как детство, совпавшее с военным лихолетьем, тяжелый труд в тылу, цена мирной жизни, призыв к мужеству («Праздник» («Байрам»), «Спрашиваешь ты: - Здравствуй, родной.» («...Сорыйсын: - Я, туган, исэнме...» ). Тема войны присутствует во всех этапах его творчества, и будущее молодежи военных лет поэт видит в самоотверженном труде. Если в начале творческого пути автор использует психологические элементы, приемы аллегории, позже стремится к изображению личностей на фоне нации, родины, дает оценку их деятельности, стремиться отражать объективную историю. Произведения приобретают пессимистический оттенок, результатом чего является отсутствие возможностей для творческого человека.
Творчество 1980-1995-х гг. охватывает и отношения между «личностью и властью», к их стремительному развитию способствует напря-
женность в обществе и борьба за свободу. Автор по-новому оценивает ценности прошлого в своих произведениях («Был апрель. На Волге лед.» («Апрель иде. Иделдэге бозлар...»).
На первых двух периодах творчества проблемы социально-культурного характера рассматриваются в аспекте: поэт и творчество, поэт и общество. На последнем (1980-1995-х гг.) претерпевает эволюцию, раскрывается как: поэт и творчество, поэт и общество, поэт и государство, поэт и его взаимоотношения («Давыт Губайди» («Давыт Гобэйди»), «Последний портрет Тукая» («Тукайнын сонгы рэсеме»), «Мустаю Кариму» («Мостай ага Кэримгэ»), «Подушка» («Мамык мендэр»), «Скажет однажды» («Бер эйтэчэк»).
Философия - одна из тем, заставляющих поэтов веками размышлять над сущностью бытия. В творчестве Р. Ахметзянова немало произведений, включающих в себя философские вопросы. Смысл жизни автор видит в служении Отчизне, народу, в умении быть полезным обществу, нужным в коллективе. Потому, философские проблемы, переплетаясь с общественно-культурной почвой, принимают в произведениях синкретический оттенок. Многозначительность свойственна и стихотворениям отражающим беспощадность, несправедливость судьбы по отношению к людям («Монолог булыжника» («Чуерташ монологы»), «Монолог капли» («Тамчы монологы»).
На начальном этапе творчества философские проблемы развиваются в двух направлениях: «смысл жизни», «любовь и ненависть» (взаимоотношения влюбленных, матери и ребенка, любовь к родине), в 1970-1980-х годах к ним прибавляются вопросы «жизни и смерти». Философские проблемы последнего периода творчества можно рассматривать в трех направлениях: «смысл жизни, жизнь и смерть», «любовь и ненависть», «дружба и вражда». В любовной лирике начального периода выражаются чувства грусть, печаль, любовные переживания. Лирический герой скромен, отдает предпочтение внутренней красоте, романтичен, свободен от жизненных проблем, стремится к высотам, путешествует по просторам Вселенной («От тоски по подснежникам.» («Умырзаялар-ны сагынудан.»), «Бегут воды, текут воды.» («Сулар ага, сулар ага»), «То ли дикие гуси возвращаются.» («Эллэ инде кыр казлары кай-та.»), «Милая ушла. Громом громыхая.»
Ханова Э.М.
Развитие творчества Рашита Ахметзянова
(«...Ярым китте. Кукри кукри...»), «Здравствуй, милая!.» («Исэнме, яр!...»). Любовной лирике последнего периода присущи несчастная любовь и пессимистический дух («Не заметила» («Кур-мэден»), «Зимы холодные вернутся лебедью» («Салкын кышлар аккош булып кайтыр»), «Глазом моргнуть не успеешь» («Ай курэ, кояш ала»), «Во мне тока, стремлюсь к тебе.» («Мин-дэ - сагыш. Синен янга барыш....»).
Также в произведениях последнего периода его творчества проблемы дружбы и вражды основаны на социально-культурной и национальной основе: равнодушные к своему языку, родине, культуре, будущему нации изображены врагами лирического героя.
В философской проблематике поиск смысла жизни и бытия наблюдается во всем периоде творчества. На начальном этапе творчества для автора служение отечеству является смыслом жизни, в последнем периоде творчества эти мысли дополнены мыслями о стремлении к счастливой и красивой жизни. В этот период количество кратких стихотворений, отражающих философские проблемы, значительно сокращаются, автор начинает создавать философско-пуб-лицистические поэмы, посвященные проблемам современности, теме морали и судьбы народа («Пять камней» («Биш таш», 1987) [1, с. 60-75], «В охотничьем магазине» («Аучылар кибетен-дэ», 1988) [2, с. 41-43]. В произведениях лежит такая идея: что хорошей личностью могут быть лишь те, кто борется за интересы нации, а не равнодушные и смысл жизни заключается в служении нации, народу.
В целом, философская проблематика проходит эволюционный путь: постепенно от романтической основы переходит к реализму. В итоге, поэт, отодвигая на второй план любовную лирику, освящает национальные проблемы.
Как известно, в 1990-х годах поэт принимает активное участие в общественных делах и это, безусловно, оказывает влияние на его творчество. Он не просто со стороны дает оценку событиям, происходящим в стране, но и стремится к их анализу и наиболее глубокому осмыслению, отражая злободневные проблемы 1990-х годов, плачевное положение татарского народа, Р. Ах-метзянов в итоге завоевывает не только душу народа, но и поэтическое пространство. Свобода слова и творчества, отсутствие рамок приводят к тому, что национальная тематика не умещает-
ся в рамках стихотворения, Р. Ахметзянов начинает создавать произведения в жанре поэмы, издает сборник стихов и его произведения приобретают бунтарский дух. Поэт издает сборник стихотворений под названием «Площадь голода» («Ачлык мэйданы») [3, с. 71], отражающий борьбу за суверенитет Татарстана. Произведениями последнего периода поэт достигает наивысшей точки эволюции своего творчества.
«Это являлось и жизнью поэта, и проявлением героического духа, - пишет Р. Низамиев про сборник «Голодовка на площади». Мы не до конца оценили его щемящее творчество. Как умело «приковывает» к позорному столбу манкуртов, не способных любить свой народ» [8].
Если стихотворения первых двух периодов его творчества проникнуты чувством любви к родине и родному языку, то произведения, отражающие национальные, социально-культурные проблемы, под влиянием политических обострений сменяются социальным духом. Среди произведений поэтического сборника «Ачлык мэйданы» («Голодовка на площади»), посвященные социально-культурным проблемам, встречаются и стихотворения, в основе которых лежит тема личности и ее взаимоотношения. Поэт раскрывает их на национальном фоне, т. е. оценивает человека по отношению к Родному языку, Родине, своему народу, способностям решения национальных проблем. Это в особенности отражается в произведениях «Анализ крови» («Кан алу») (поздний приезд машины скорой помощи) и «Ответ» («Жавап») (предложение голодающим тайком питаться), посвященным событиям, которые в свою очередь связаны с голодовкой.
Например, в стихотворении «Требует копию стихотворения» («Шигыремнен кучермэ-сен сорый») лирический герой обвиняет сотрудника государственного музея в шпионаже, позже приводит в пример письменности из тюрьмы Плетона, пишет, что наша страна напоминает сплошной музей. Таким образом, лирический герой заставляет юную сотрудницу музея задуматься об Отчизне, пробуждает в ней чувства национального самосознания. В произведении показан талант живой национальной личности, что способствует зарождению в душе простого человека патриотические чувства.
Следует отметить, среди товарищей по перу Р. Ахметзянов одним из первых обращается к образам жертв политики и войны. Через
образы исторических героев поэт приближается к отражению национальных проблем, особенно на начальном этапе творчества. Рост общественно-политического сознания, возникновение и борьба политических партий способствуют тому, что литература 1990-х годов вселяет надежду на светлое будущее нации. Поэт в последнем периоде творчества чаще обращается к образу национальной жертвы. Тема борьбы за национальный суверенитет является главной не только в творчестве Р. Ахметзянова, но и во всей татарской литературе данного периода.
Исследуя произведения Р. Ахметзянова можно прийти к выводу, что они проникнуты духом борьбы за Родину, родной язык, судьбу нации, за светлую жизнь. Если в начале творческого пути произведения проникнуты чувством любви к родине, культуре, народу, языку, то в 1990-х годах, под воздействием политического подавления социальный дух произведений, отражающих проблемы национального и социально-культурного характера, достигают кульминационной точки, составляют основу главной проблематики.
01.08.2014
Список литературы:
1. Эхмэтжанов Р. Биш таш / Р. Эхмэтжанов // Казан утлары. - 1987. - № 4. - Б. 60-75.
2. Эхмэтжанов Р. Аучылар кибетендэ: Поэма / Р. Эхмэтжанов // Идел. - 1990. - № 5. - Б. 41-43.
3. Эхмэтжанов Р. Ачлык мэйданы / Р Эхмэтжанов. - Татар, газета Иэм журн. нэшр. типогр., 1993. - 71 б.
4. Бахтин М. К методологии литературоведения / М. Бахтин. Контекст - 1974. Литературно-критические исследования. -М.: Высшая школа, 1975. - 495 с.
5. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1988. - 527 с.
6. Гуляев, Н. Теория литературы / Н.Гуляев. - М.: Высшая школа, 1985. - 170 с.
7. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Есин. - М.: Изд-во Флинта, изд-во Наука, 2005. - 267 с.
8. Низамиев Р. Шагыйрь дэвам итэ / Р.Низамиев // Ватаным Татарстан. - 1996. - 5 гыйнв.
9. Поспелов Г. Проблемы литературного стиля / Г.Поспелов. - М.: Наука. - 1970. - 330 с.
10. Рэшит Эхмэтжанов (1941-1995) // Эдиплэребез: библиографик белешмэ: Ике томда: 1 том А-К // Тоз. Р. Даутов, Р. Рахмани. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2009. - Б. 122-124.
11. Рэшит Эхмэтжанов // Р. Н. Даутов, Н. Б. Нуруллин. Совет Татарстаны язучылары: Библиографик белешмэ. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1986. - Б. 612-613.
12. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе / Ф.Хатипов. - Казан: Раннур, 2002. - 352 б.
Сведения об авторе:
Ханова Э.М., аспирант отдела литературоведения Института Языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова при Академии наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]