Научная статья на тему 'Развитие творчества Рашита Ахметзянова'

Развитие творчества Рашита Ахметзянова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ПОЭЗИЯ / ТЕМА / ПРОБЛЕМАТИКА / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫE ПРОБЛЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / EVOLUTION / CREATIVITY / POETRY / PHILOSOPHICAL PROBLEMS / SOCIO-CULTURAL PROBLEMS / NATIONAL PROBLEMS / THE THEME / ISSUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ханова Э. М.

В статье рассмотрены проблемы творчества современного татарского поэта Рашита Ахметзя-нова, произведения которого отражали чувства и чаяния татарского народа и татарской интеллигенции. Особенность данной статьи заключается в том, что анализируемые стихотворения с начала 1960-х и до середины 1990-х годов условно разделены на три периода: 1) 1960-1970-е, 2) 1970-1980-е, 3) 1980-1995-е гг. В ходе исследования выявлено, что творчество поэта ярко выражено и имеет отличительные особенности в каждом периоде. Если в начальном этапе преобладают социально-культурные проблемы, то во втором философские, а в третьем национальные. Произведениями последнего периода поэт достигает наивысшей точки своего творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY OF RASHIT AKHMETZYANOV

The problems of creativity by modern Tatar poet Rashit Akhmetzyanov are considered in the article, which reflected the feelings and expectations of the Tatar people and Tatar intellectuals. The peculiarity of this article is that the analyzed poems from the early 1960 until mid-1990, divided into three periods: 1) 1960-1970, 2) 1970-1980, 3) 1980-1995. During research discovered that creativity of the poet is brightly expressed and has distinctive features in each period. When the initial stage of creativity is dominated by socio-cultural problems, then the second one is dominated by philosophical problems, and the third national. The works of the last period reaches the highest point of the evolution of poet’s work.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества Рашита Ахметзянова»

УДК 894.3:809

Ханова Э.М.

Институт Языка, литературы и искусства имени Г Ибрагимова при Академии наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА РАШИТА АХМЕТЗЯНОВА

В статье рассмотрены проблемы творчества современного татарского поэта Рашита Ахметзя-нова, произведения которого отражали чувства и чаяния татарского народа и татарской интеллигенции. Особенность данной статьи заключается в том, что анализируемые стихотворения с начала 1960-х и до середины 1990-х годов условно разделены на три периода: 1) 1960-1970-е, 2) 1970-1980-е, 3) 1980-1995-е гг. В ходе исследования выявлено, что творчество поэта ярко выражено и имеет отличительные особенности в каждом периоде. Если в начальном этапе преобладают социально-культурные проблемы, то во втором - философские, а в третьем - национальные. Произведениями последнего периода поэт достигает наивысшей точки своего творчества.

Ключевые слова: эволюция, творчество, поэзия, тема, проблематика, философские проблемы, социально-культурные проблемы, национальные проблемы.

5 видов: философская проблематика, мифологическая, национальная, социокультурная, романная.

В период общественно-политических перемен (1990-1995 гг.) было опубликовано большое количество произведений с актуальными, политически острыми проблемами. Появились новые имена, именно поэт Рашит Ахметзянов выделился в ту пору. Поэт одним из первых наиболее полно и открыто выразил настроения татарского народа и в частности татарской интеллигенции. Сдержанность, тонкий лиризм его творчества преобразуется в сильный голос поэтической правды. Истоки такого самоотверженного творчества обнаруживаются уже в ранней «малоприметной», но пропитанной национальным духом поэзии Р. Ахметзянова. Литературное наследие за четверть века - отражение чаяний, серьезных проблем, достижений татарского народа [11, с. 612-613].

Поэт Рашит Ханифович Ахметзянов (1941-1995) [11, с. 612-613], [10, с. 122-124] пришел в татарскую литературу в 60-х годах прошлого века, но его талант и творческие силы полностью раскрылись только в 1980-1990-х годах. Проблемы, затрагивающие социально-культурную, духовную жизнь народа, судьбу родного языка и татарского народа в его произведениях, актуальны и в настоящее время.

Проблема рассматривается как категория, обеспечивающая актуальность произведения. Многие ученые пишут о проблеме произведения, в том числе М. Бахтин [4, с. 447-483], Г. Поспелов [9, с. 183], А. Есин [7, с. 63], [5, с. 18-94], Н. Гуляев [6, с. 94], Ф. Хатипов [12, с. 17] и др. А. Есин считается ученым, который в последние годы классифицировал и провел полный научный анализ проблематики произведения, развивая идеи Г. Поспелова [7, с. 63], выделяет

В творчестве поэта Р. Ахметзянова отражаются проблемы национального, философского и социокультурного характера. Однако, в силу отсутствия свободы творчества, поэт до 1985 года проблемы отражает в иносказательной форме, его творчество является своеобразным намеком и произведения носят синкретический характер («Идешь ты на дальнюю дорогу...» («Ерак юлга чыгасын, егет...»), «Саблю я отлил из крепкой стали...» («Бер кылыч койдым мин корычтан...»). Естественно, что поэт использует символы, сложные метафоры, иногда это затрудняет понимание содержания некоторых произведений, приводит к незавершенности мыслей.

Тем не менее, его произведения получают положительную оценку со стороны литературных критиков: «Такие мастера поэтического искусства как Х. Туфан, С. Хаким, Г. Хузиев отмечают независимость поэтического мышления, природные способности и жизненность стихотворений молодого поэта. Читатели и критики с теплотой принимают первый поэтический сборник автора, изданный в 1965 году, где оценивается своеобразный успех в освещении производственной темы, создании образа человека труда» [11, с. 612].

Эти мнения высказываются по отношению к творчеству поэта, во-первых, как требование времени, во-вторых, как уделение в своих произведениях большого места человеку труда. Особенно приветствуется тема каменщиков («Мечты мои со мной» («Хыялларым Ьаман узем белэн»), «Долбил я камни» («Куп шакы-дым ташка»), «Каменщик» («Ташчы»), кото-

рый вышел в свет книгой «Мечты мои с собою вместе» («Хыялларым узем белэн»).

Если начало творческого пути Р. Ахметзя-нова ознаменовано произведениями, отражающими жизнь рабочих, то второй период (1970-1980 гг.) посвящен раздумьям о роли данной профессии и его преемниках («На Сабантуе» («Сабан туенда»), «Весенний день -год кормит» («Дурт кон утте - утте елнын дурт фасылы....»), «Орлу, парящему над небом...» («Куктэ очкан боркеткэ...»). Несмотря на то, что некоторые социалистические элементы проникли в произведения начального периода, автор не стремиться восхвалять политику, власть и «красивую» жизнь народа.

Таким образом, в раннем творчестве Р. Ах-метзянова (1960-1970 гг.) можно наблюдать развитие соцально-культурной проблематики в отношениях «личность и личность», «личность и общество». Отношения «личность и личности», в основном, раскрываются благодаря различным политическим событиям, в результате постепенной реабилитации и возвращения доброго имени пребывавшим в опале, подобно Г. Исхаки, М. Джалилю, А. Алишу и др. Одними из таких произведений являются «Ты шел к победам.» («Жинулэргэ бардын...»), «Джалилистам» («Жэ-лиллэргэ»), «Тоскует страна» («Сагына ил»), которые посвящены личностям, приложившим много сил во благо татарской нации и татарской литературы. Проблема «личность и общество» раскрывается через обращения к таким мотивам как детство, совпавшее с военным лихолетьем, тяжелый труд в тылу, цена мирной жизни, призыв к мужеству («Праздник» («Байрам»), «Спрашиваешь ты: - Здравствуй, родной.» («...Сорыйсын: - Я, туган, исэнме...» ). Тема войны присутствует во всех этапах его творчества, и будущее молодежи военных лет поэт видит в самоотверженном труде. Если в начале творческого пути автор использует психологические элементы, приемы аллегории, позже стремится к изображению личностей на фоне нации, родины, дает оценку их деятельности, стремиться отражать объективную историю. Произведения приобретают пессимистический оттенок, результатом чего является отсутствие возможностей для творческого человека.

Творчество 1980-1995-х гг. охватывает и отношения между «личностью и властью», к их стремительному развитию способствует напря-

женность в обществе и борьба за свободу. Автор по-новому оценивает ценности прошлого в своих произведениях («Был апрель. На Волге лед.» («Апрель иде. Иделдэге бозлар...»).

На первых двух периодах творчества проблемы социально-культурного характера рассматриваются в аспекте: поэт и творчество, поэт и общество. На последнем (1980-1995-х гг.) претерпевает эволюцию, раскрывается как: поэт и творчество, поэт и общество, поэт и государство, поэт и его взаимоотношения («Давыт Губайди» («Давыт Гобэйди»), «Последний портрет Тукая» («Тукайнын сонгы рэсеме»), «Мустаю Кариму» («Мостай ага Кэримгэ»), «Подушка» («Мамык мендэр»), «Скажет однажды» («Бер эйтэчэк»).

Философия - одна из тем, заставляющих поэтов веками размышлять над сущностью бытия. В творчестве Р. Ахметзянова немало произведений, включающих в себя философские вопросы. Смысл жизни автор видит в служении Отчизне, народу, в умении быть полезным обществу, нужным в коллективе. Потому, философские проблемы, переплетаясь с общественно-культурной почвой, принимают в произведениях синкретический оттенок. Многозначительность свойственна и стихотворениям отражающим беспощадность, несправедливость судьбы по отношению к людям («Монолог булыжника» («Чуерташ монологы»), «Монолог капли» («Тамчы монологы»).

На начальном этапе творчества философские проблемы развиваются в двух направлениях: «смысл жизни», «любовь и ненависть» (взаимоотношения влюбленных, матери и ребенка, любовь к родине), в 1970-1980-х годах к ним прибавляются вопросы «жизни и смерти». Философские проблемы последнего периода творчества можно рассматривать в трех направлениях: «смысл жизни, жизнь и смерть», «любовь и ненависть», «дружба и вражда». В любовной лирике начального периода выражаются чувства грусть, печаль, любовные переживания. Лирический герой скромен, отдает предпочтение внутренней красоте, романтичен, свободен от жизненных проблем, стремится к высотам, путешествует по просторам Вселенной («От тоски по подснежникам.» («Умырзаялар-ны сагынудан.»), «Бегут воды, текут воды.» («Сулар ага, сулар ага»), «То ли дикие гуси возвращаются.» («Эллэ инде кыр казлары кай-та.»), «Милая ушла. Громом громыхая.»

Ханова Э.М.

Развитие творчества Рашита Ахметзянова

(«...Ярым китте. Кукри кукри...»), «Здравствуй, милая!.» («Исэнме, яр!...»). Любовной лирике последнего периода присущи несчастная любовь и пессимистический дух («Не заметила» («Кур-мэден»), «Зимы холодные вернутся лебедью» («Салкын кышлар аккош булып кайтыр»), «Глазом моргнуть не успеешь» («Ай курэ, кояш ала»), «Во мне тока, стремлюсь к тебе.» («Мин-дэ - сагыш. Синен янга барыш....»).

Также в произведениях последнего периода его творчества проблемы дружбы и вражды основаны на социально-культурной и национальной основе: равнодушные к своему языку, родине, культуре, будущему нации изображены врагами лирического героя.

В философской проблематике поиск смысла жизни и бытия наблюдается во всем периоде творчества. На начальном этапе творчества для автора служение отечеству является смыслом жизни, в последнем периоде творчества эти мысли дополнены мыслями о стремлении к счастливой и красивой жизни. В этот период количество кратких стихотворений, отражающих философские проблемы, значительно сокращаются, автор начинает создавать философско-пуб-лицистические поэмы, посвященные проблемам современности, теме морали и судьбы народа («Пять камней» («Биш таш», 1987) [1, с. 60-75], «В охотничьем магазине» («Аучылар кибетен-дэ», 1988) [2, с. 41-43]. В произведениях лежит такая идея: что хорошей личностью могут быть лишь те, кто борется за интересы нации, а не равнодушные и смысл жизни заключается в служении нации, народу.

В целом, философская проблематика проходит эволюционный путь: постепенно от романтической основы переходит к реализму. В итоге, поэт, отодвигая на второй план любовную лирику, освящает национальные проблемы.

Как известно, в 1990-х годах поэт принимает активное участие в общественных делах и это, безусловно, оказывает влияние на его творчество. Он не просто со стороны дает оценку событиям, происходящим в стране, но и стремится к их анализу и наиболее глубокому осмыслению, отражая злободневные проблемы 1990-х годов, плачевное положение татарского народа, Р. Ах-метзянов в итоге завоевывает не только душу народа, но и поэтическое пространство. Свобода слова и творчества, отсутствие рамок приводят к тому, что национальная тематика не умещает-

ся в рамках стихотворения, Р. Ахметзянов начинает создавать произведения в жанре поэмы, издает сборник стихов и его произведения приобретают бунтарский дух. Поэт издает сборник стихотворений под названием «Площадь голода» («Ачлык мэйданы») [3, с. 71], отражающий борьбу за суверенитет Татарстана. Произведениями последнего периода поэт достигает наивысшей точки эволюции своего творчества.

«Это являлось и жизнью поэта, и проявлением героического духа, - пишет Р. Низамиев про сборник «Голодовка на площади». Мы не до конца оценили его щемящее творчество. Как умело «приковывает» к позорному столбу манкуртов, не способных любить свой народ» [8].

Если стихотворения первых двух периодов его творчества проникнуты чувством любви к родине и родному языку, то произведения, отражающие национальные, социально-культурные проблемы, под влиянием политических обострений сменяются социальным духом. Среди произведений поэтического сборника «Ачлык мэйданы» («Голодовка на площади»), посвященные социально-культурным проблемам, встречаются и стихотворения, в основе которых лежит тема личности и ее взаимоотношения. Поэт раскрывает их на национальном фоне, т. е. оценивает человека по отношению к Родному языку, Родине, своему народу, способностям решения национальных проблем. Это в особенности отражается в произведениях «Анализ крови» («Кан алу») (поздний приезд машины скорой помощи) и «Ответ» («Жавап») (предложение голодающим тайком питаться), посвященным событиям, которые в свою очередь связаны с голодовкой.

Например, в стихотворении «Требует копию стихотворения» («Шигыремнен кучермэ-сен сорый») лирический герой обвиняет сотрудника государственного музея в шпионаже, позже приводит в пример письменности из тюрьмы Плетона, пишет, что наша страна напоминает сплошной музей. Таким образом, лирический герой заставляет юную сотрудницу музея задуматься об Отчизне, пробуждает в ней чувства национального самосознания. В произведении показан талант живой национальной личности, что способствует зарождению в душе простого человека патриотические чувства.

Следует отметить, среди товарищей по перу Р. Ахметзянов одним из первых обращается к образам жертв политики и войны. Через

образы исторических героев поэт приближается к отражению национальных проблем, особенно на начальном этапе творчества. Рост общественно-политического сознания, возникновение и борьба политических партий способствуют тому, что литература 1990-х годов вселяет надежду на светлое будущее нации. Поэт в последнем периоде творчества чаще обращается к образу национальной жертвы. Тема борьбы за национальный суверенитет является главной не только в творчестве Р. Ахметзянова, но и во всей татарской литературе данного периода.

Исследуя произведения Р. Ахметзянова можно прийти к выводу, что они проникнуты духом борьбы за Родину, родной язык, судьбу нации, за светлую жизнь. Если в начале творческого пути произведения проникнуты чувством любви к родине, культуре, народу, языку, то в 1990-х годах, под воздействием политического подавления социальный дух произведений, отражающих проблемы национального и социально-культурного характера, достигают кульминационной точки, составляют основу главной проблематики.

01.08.2014

Список литературы:

1. Эхмэтжанов Р. Биш таш / Р. Эхмэтжанов // Казан утлары. - 1987. - № 4. - Б. 60-75.

2. Эхмэтжанов Р. Аучылар кибетендэ: Поэма / Р. Эхмэтжанов // Идел. - 1990. - № 5. - Б. 41-43.

3. Эхмэтжанов Р. Ачлык мэйданы / Р Эхмэтжанов. - Татар, газета Иэм журн. нэшр. типогр., 1993. - 71 б.

4. Бахтин М. К методологии литературоведения / М. Бахтин. Контекст - 1974. Литературно-критические исследования. -М.: Высшая школа, 1975. - 495 с.

5. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1988. - 527 с.

6. Гуляев, Н. Теория литературы / Н.Гуляев. - М.: Высшая школа, 1985. - 170 с.

7. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Есин. - М.: Изд-во Флинта, изд-во Наука, 2005. - 267 с.

8. Низамиев Р. Шагыйрь дэвам итэ / Р.Низамиев // Ватаным Татарстан. - 1996. - 5 гыйнв.

9. Поспелов Г. Проблемы литературного стиля / Г.Поспелов. - М.: Наука. - 1970. - 330 с.

10. Рэшит Эхмэтжанов (1941-1995) // Эдиплэребез: библиографик белешмэ: Ике томда: 1 том А-К // Тоз. Р. Даутов, Р. Рахмани. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2009. - Б. 122-124.

11. Рэшит Эхмэтжанов // Р. Н. Даутов, Н. Б. Нуруллин. Совет Татарстаны язучылары: Библиографик белешмэ. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1986. - Б. 612-613.

12. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе / Ф.Хатипов. - Казан: Раннур, 2002. - 352 б.

Сведения об авторе:

Ханова Э.М., аспирант отдела литературоведения Института Языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова при Академии наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.