Научная статья на тему 'Развитие творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации'

Развитие творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УРОВНИ / ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INNOVATIVE (CREATIVE) ACTIVITY / MASTERING PROFES­SIONAL SKILLS / DIDACTIC CULTURE / CREATIVE SELF-REALIZATION / DEVELOPMENT / INDICATORS / LEVELS / A MOVEMENT TRAJECTORY / AN EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криницкая Галина Михайловна

В статье говориться о развитии творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации. Развитие творческой самореализации учителя рассматривается через выделенные показатели: наличие у учителя личностно-ориентированной дидактической системы, готовность его к творческой (инновационной) деятельности и продуктивность творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Teacher's Creative Self-Realization in the Course of Mastering Professional Skills

In the article is said about the development of the teacher's creative self-realization in the course of mastering professional skills. Development of the teacher's creative self-realization is considered by means of the allocated indicators: presence of the teacher's person-oriented didactic system, his readiness to the creative (innovative) activity and efficiency of creativity.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.0

Г. М. Криницкая

Развитие творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации

В статье говориться о развитии творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации. Развитие творческой самореализации учителя рассматривается через выделенные показатели: наличие у учителя личностно-ориентированной дидактической системы, готовность его к творческой (инновационной) деятельности и продуктивность творчества.

Ключевые слова: дидактическая культура, творческая самореализация, развитие, инновационная (творческая) деятельность, показатели, повышение квалификации, уровни, траектория движения, образовательный маршрут.

G. М. Krinitskaya

Development of the Teacher's Creative Self-Realization in the Course of Mastering Professional Skills

In the article is said about the development of the teacher's creative self-realization in the course of mastering professional skills. Development of the teacher's creative self-realization is considered by means of the allocated indicators: presence of the teacher's person-oriented didactic system, his readiness to the creative (innovative) activity and efficiency of creativity.

Key words: didactic culture, creative self-realization, development, innovative (creative) activity, indicators, mastering professional skills, levels, a movement trajectory, an educational route.

Перемены, происходящие за последние десятилетия в социально-экономических условиях и общественно-информационной жизни России, неизбежно выдвигают новые требования к образованию в целом и конкретно к каждому учителю. Для образования важным и необходимым является внедрение новых информационных технологий в обучение, позволяющих перейти к его качественному преобразованию и новым возможностям. Глобальная электронная среда обучения, очевидно, приведет к большей информированности учителя, но не обязательно к повышению его профессионализма. Как известно количество и качество, взаимосвязанные категории, взаимовлияние которых обуславливает развитие объекта. На сегодняшний день стоит проблема объединения возможностей информационных технологий для создания информационного пространства и творчества личности, осознанности деятельности, направленности на культурные образцы человечества.

Информационная среда, являясь системой условий, влияний, возможностей, содержащихся в

образовательном пространстве, делает обучающегося реальным субъектом своего собственного развития, а «знания-умения-навыки», приобретаемые учителем становятся средствами и условиями его развития. Для учителя важными задачами являются: подбор методов работы, соединение коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, учет потребностей учащихся. Следовательно, деятельность учителя должна способствовать построению информационно-образовательного пространства для учащихся, и давать возможность получать приращения в своих потребностях, нормах, способностях. Сам учитель должен обладать высоким уровнем дидактической культуры.

По нашему мнению, развитию дидактической культуры способствует повышение уровня творческой самореализации личности, более полное использование потенциальных возможностей учителя, перевод его в активную самостоятельную форму работы. Для чего необходимо создать информационно-развивающую среду, включать учителя в инновационно-творческую деятельность.

© Криницкая Г. М., 2011

Что дает возможность обеспечить непрерывность профессионального роста учителя, развития его индивидуального опыта, повышения его творческой составляющей и уровня сформированности всех составляющих дидактической культуры.

Творческую самореализацию учителя в дидактической деятельности мы рассматривали через выделенные нами показатели: наличие у учителя личностно-ориентированной дидактической системы, готовность его к творческой (инновационной) деятельности и продуктивность творчества. Для повышения степени творческой самореализации учителя необходимо было сначала систематизировать и обобщить опыт имеющейся дидактической системы учителя, затем вовлечь его в активные формы работы, в инновационную (творческую) деятельность.

В личностно-ориентированной дидактической системе мы выделили взаимосвязанные подсистемы: подсистема действий, направленная на решение дидактических задач; подсистема действий, направленная на учащихся; подсистема действий, направленная на себя. Данные направления мы реализовывали через разработанные нами программы, в которых предусмотрено как получение новых знаний репродуктивными методами, так и активным включением учителя в процесс осмысления и обобщения накопленного опыта. При этом учитывали, что процесс развития дидактической культуры учителя носит личностный характер. Развитие личностных новообразований происходит в результате приобретения опыта осуществления деятельности, достижения успехов и преодоления неудач, апробации своей самостоятельности и состоятельности.

Мы отметили, что учителя, находящиеся на интуитивно-практическом уровне, связывают свое развитие, прежде всего с необходимостью репродуктивного получения знаний по вопросам дидактической культуры, информации о существующем опыте коллег. Они учатся действовать по образцу, выполняют типовые действия. Их доминирующий мотив - самоутверждение в качестве учителя, реализующего профессиональную деятельность в школе. Учителя с дидактической культурой на уровне частично-моделирующем более осознанны в своей деятельности, им необходимо пополнение имеющихся знаний, превращение знаний в устойчивые умения, стремление понять сущность происходящих явлений, поиск оптимальных средств управления обучающим процессом. Учителя системно-моделирующего уровня дидактической культуры осуществляют

поиск новых осознанных способов самосовершенствования, профессионального применения имеющихся знаний, умений, навыков в стратегии собственного развития, используют авторскую систему обучения. Это самореализующиеся личности, их профессиональные достижения обусловливают личностный рост не только самих себя, но и всех субъектов, включенных в образовательный процесс. Они направлены на саморазвитие, самоутверждение в создании авторских моделей обучения. Таким учителям необходимы обобщение опыта работы, его передача и распространение в системе образования.

Развитие готовности учителя к творческой (инновационной) деятельности осуществлялось нами через освоение новых технологий обучения, а также через формирование исследовательской позиции педагога и проектировочную деятельность. При таком подходе педагог был поставлен в позицию исследователя, использующего теоретические знания как основу для выработки и принятия решений, анализирующего принципы и критерии оценки этих решений, определяющего условия для внедрения решений в практику. Этому способствовала разработанная нами программа «Исследовательская и проектировочная деятельность педагога в образовательном процессе».

Инновационная (творческая) деятельность педагога - это осознанная целенаправленная деятельность, направленная на разработку и внедрение нового в учебном процессе. На процесс становления педагога субъектом инновационной деятельности важную роль оказывает готовность учителя к внедрению инноваций как средства решения проблем. С этой целью проводится анализ ключевых проблем, требующих незамедлительного решения. Пути решения обозначенных проблем, будь то новая технология, новое содержание, новая форма взаимодействия и тому подобное, являются инновационной деятельностью для конкретного учителя. Решение поставленных проблем осуществлялось через организацию и реализацию проектировочной деятельности учителя, которая являлась частью системы курсовой подготовки, а также включалась как метод работы и была направлена на решение педагогических проблем слушателей.

Основной целью проектного обучения являлось предоставление учителям возможности самим творить знания, создавать образовательную продукцию, самостоятельно решать возникающие проблемы. Проектировочная деятельность позволяла осмыслить педагогическую позицию и про-

Развитие творческой самореализации учителя в процессе повышения квалификации

203

фессиональное оснащение учителя, сконцентрироваться на поставленных целях, апробировать новые идеи и замыслы, развить творческие способности.

Существенной особенностью проектировочной деятельности на курсах повышения квалификации педагогов являлось то, что обучение проходило одновременно на 3-х уровнях: теоретическом, технологическом и рефлексивном. Рассмотрев теоретическое положение, слушатели применяли технологию проектировочной деятельности по решению реальных проблем и осмысливали процесс и результат собственной деятельности. Проектировочная деятельность давала им возможность:

- выделить типовые проблемы и задачи, решение которых требует время;

- использовать ресурс повышения квалификации, чтобы продумать лучшие варианты изменений и осуществить данные изменения поэтапно в реальные сроки;

- смоделировать и понять, с какими затруднениями они могут столкнуться на практике при попытке реализации проекта;

- объединить ресурсы и усилия в совместной деятельности;

- активизировать свою деятельность и осуществлять процесс повышения квалификации на творческом уровне.

Учителей мы ставили в ситуации самостоятельного определения траектории движения в образовательном маршруте, проектирования содержания образования, учебных материалов, образовательной среды, что способствовало расширению опыта учителей, воспроизводству культурных образцов, сопоставлению личного образовательного результата с культурными аналогами, проживанию в творчестве.

Представленные виды работы в процессе повышения квалификации способствовали включению учителя в инновационную (творческую) деятельность, что, в свою очередь, влияло на повышение результативности в процессе творческой деятельности: способности к продуцированию большего числа решений дидактических задач; независимости суждений; способности отказаться от стереотипов в дидактической деятельности; критичности в мышлении; возможности идти на риск; способности к самоанализу и рефлексии. Это также способствовало повышению учебно-познавательной активности слушателей, включению их в исследовательскую деятельность, повышению результативности от совместного творчества.

При составлении программы самообразования учитывалась необходимость развития всех компонентов дидактической культуры. Самообразование связывало воедино организационные периоды курсовой подготовки с межкурсовыми периодами, обеспечивало реализацию намеченных программ, интегрировало в единое целое учебную и профессиональную деятельность.

При составлении программы по овладению недостающими профессиональными качествами определялась последовательность действий и сроки их выполнения. Программа была представлена теоретической и практической частями. Теоретическая часть программы предусматривала изучение специальной литературы, посещение лекций, получение консультаций и др. Ее практическая часть включала дополнительные практические занятия по выделенной проблеме, деловые игры, тренинги, использование рассмотренных методов, приемов и средств в обучающей деятельности.

Контроль за реализацией составленной программы обеспечивался самими учителями.

Само же развитие учителя может осуществляться различными путями. Поэтому при выборе оптимального пути для достижения поставленных целей мы должны ориентироваться на затраченное время, усилия и потребности педагога.

Основной задачей руководителя программы развития дидактической культуры учителя является пробудить осознание особенностей своей личности, смыслов и ценностей своей педагогической деятельности, реалий сегодняшнего дня. И как следствие несоответствия профессиональных возможностей учителя требованиям времени -пробудить желание к дальнейшему саморазвитию его через культурную деятельность в профессии.

Библиографический список:

1. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - М., Белгород, 1993. - 219 с.

2. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

3. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.