Научная статья на тему 'Развитие творческой активности у студентов при изучении дисциплины «Страхование»'

Развитие творческой активности у студентов при изучении дисциплины «Страхование» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ РИСКИ И СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / ТВОРЧЕСТВО И СТРАХОВАЯ КУЛЬТУРА / INSURANCE RISKS / INSURABLE EVENT / CREATIVITY AND INSURANCE CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добрусина Маргарита Ефимовна

Страхование является важнейшим финансово-кредитным институтом. Оно функционирует в соответствии с действующими в России нормативно-правовыми документами. В этой связи страхование и творчество на первый взгляд кажутся совершенно несовместимыми. Однако преподавательский опыт автора не только опровергает такую точку зрения, а в полной мере доказывает противоположное. Об этом свидетельствуют представленные в данной статье материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing students'' creative activity in the framework of the academic subject "Insurance"

In this paper the author considers a non-conventional (creative) approach to teaching "Insurance". Insurance is one of the most significant financial and credit institution. In countries with developed market economies it is a strategic sector and an important area for investment. Insurance make it possible to protect the state and its citizens, the industrial and social sectors against different risks occurring in the modern society. Insurance functions in accordance with the adopted Russian legislation and regulation documents. Due to this, insurance and creativity seem to be completely incompatible. However, my teaching experience disproves this assumption. For the purpose of incorporating creativity into the academic subject "Insurance", I employed the following teaching techniques: discussion of issues chosen by students followed by a presentation of their reviews, watching national and foreign films on insurance with subsequent discussion, exposure to tests and crosswords related to particular sections of the academic discipline including its insurance line, problem solving, reviewing practical situations, conducting business games and economic dictations. Furthermore, students who do not miss lectures and seminar classes, those who actively participate in all activities, are granted the right to take their credit test in a non-conventional, id est, creative format. The scenario of a creative task is developed independently by a group for 2 or more months. Simultaneously, students develop the following abilities: 1) ability to act and interact as a team; 2) ability to take responsibility not only for oneself but for also for each member of their group. In this context, the question arises, whether students who lag behind are allowed to participate in a creative task. They are certainly involved. However, in order to pass a credit test or a graded exam they are also required to answer some questions related to topics covered during the semester. This is due to be done orally or in written form. Undoubtedly, the level and quality of a creative task is determined by the intellectual potential of students in a group. The creative solutions that have been presented by the students of the Faculty of Economics over the last few years prove the fact that the faculty comprises many bright and talented students.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности у студентов при изучении дисциплины «Страхование»»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. №3 (31)

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 368(075.8)

DOI 10.17223/19988648/31/15

М.Е. Добрусина

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАХОВАНИЕ»

Страхование является важнейшим финансово-кредитным институтом. Оно функционирует в соответствии с действующими в России нормативно-правовыми документами. В этой связи страхование и творчество на первый взгляд кажутся совершенно несовместимыми. Однако преподавательский опыт автора не только опровергает такую точку зрения, а в полной мере доказывает противоположное. Об этом свидетельствуют представленные в данной статье материалы.

Ключевые слова: страховые риски и страховой случай, творчество и страховая культура.

Страхование относится к числу ведущих финансово-кредитных институтов. В странах с хорошо развитой рыночной экономикой - это ее стратегический сектор. Именно благодаря страхованию становится возможным проведение страховой защиты государства и его граждан, производственной и социальной сферы от всевозможных рисков, которыми так изобилует современное общество.

Изучение дисциплины «Страхование» на экономическом факультете Национального исследовательского Томского государственного университета осуществляется по утвержденному учебному плану, в котором выделяются следующие разделы:

- теоретические основы страхования;

- страховые продукты личного и имущественного страхования и механизм их функционирования;

- финансовый механизм страхования и обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;

- страховой надзор и регулирование деятельности субъектов страхового дела.

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта в области страхования красной нитью проходит в каждом разделе.

Ввиду того, что страхование - это реальный сектор экономики, роль и значимость которого все более возрастает, правомерными являются встреча студентов с руководителями и ведущими специалистами страховых организаций, проведение круглых столов. Такое общение полезно для обеих сторон и всегда проходит очень интересно и плодотворно.

На первой, вводной, лекции мной как ведущим преподавателем этой дисциплины определяются ее цель и задачи. В частности, цель курса - дать сту-

174

М.Е. Добрусина

дентам теоретические знания и сформировать практические умения и навыки в области страхования, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Показать страхование не только как одну из форм приложения труда, имеющую давнюю историю, но и как вид бизнеса интеллектуального, гуманного, социально значимого, важнейшее направление инвестирования экономики в современных условиях. При этом главная задача преподавателя, на мой взгляд, - это сформировать у студентов основы страховой культуры.

Деятельность страховщиков строится в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, такими как гражданский (его вторая часть, 48 глава), Налоговый и Уголовный кодексы, Федеральный закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с изменениями на последнюю дату, указы президента, постановления и распоряжения правительства, приказы Минфина РФ и др. [1] В этой связи страхование и творчество кажутся совершенно несовместимыми. Однако мой преподавательский опыт не только опровергает такую точку зрения, а в полной мере доказывает противоположное.

Подтверждением сказанному являются применяемые методические приемы в обучении, такие как обсуждение рефератов по проблемам, выбранным самими студентами, с презентацией и их оценкой в виде рецензии, просмотр отечественных и зарубежных фильмов по страхованию с последующим их обсуждением; подготовка тестовых вопросов и кроссвордов по отдельным разделам дисциплины, ее страховой линейки, решение задач, рассмотрение производственных ситуаций, проведение деловых игр и экономических диктантов.

Более того, студенты, не пропускающие лекции и семинарские занятия, активно в них участвующие, получают право на сдачу зачетов в творческой форме. Композиция и сценарий творческого задания разрабатываются группой самостоятельно за два и более месяца. При этом у студентов формируются, прежде всего, следующие принципы: 1) умение работать единой командой в группе и с группой; 2) держать ответственность не только за себя, но и за каждого члена группы. Естественно возникает вопрос: могут ли участвовать в творческом задании отстающие студенты? Я всегда отвечаю: «да». Однако для сдачи зачета (тем более экзамена) необходимо потом прийти к преподавателю и ответить на вопросы по данной дисциплине в устной или письменной форме.

Безусловно, уровень и качество творческого задания определяются интеллектуальным потенциалом студентов группы. Однако творческие находки студентов, представляемые на заключительном занятии уже на протяжении многих лет, свидетельствуют, что на нашем факультете много ярких талантливых студентов.

Ниже представлены некоторые работы, прозвучавшие на занятиях.

Обращение к студентам

Не спи, студент, а то замерзнешь, Кто будет сессию сдавать?

Чтоб не было такой проблемы, Придется жизнь застраховать.

Развитие творческой активности у студентов

175

Ты спросишь: как же это сделать?

А ты на лекции сходи,

Кроссворд составь, друзей послушай И знанья сможешь обрести.

Узнаешь, кто такой цедент,

Кто актуарий, кто агент.

Когда ты все это усвоишь,

Тебе не страшен инцидент.

Обращение к страховщику

Застрахуйте меня от аварий,

От побоев, пожаров и краж. Застрахуйте навечно, авансом мотоцикл, велосипед, антураж.

Антикварную лампу и скрипку, Дачный домик, гараж и авто,

Мою небольшую квартирку,

Дорогое из норки пальто.

Застрахуйте меня от увечий,

От вины, от стыда, от потерь,

От измены моих благоверных,

От предательства лучших друзей!

Страховые работники

Ни кочегары мы, ни плотники И не умеем мы лечить, учить!

А страховые мы работники И с нами нужно всем дружить!

Вы к нам спешите за спасением Авто и жизнь застраховать - на пять! Перед любым мы невезением Поможем в жизни устоять!

Не откажите нам в возможности Проблемы ваши устранить, решить, Ведь нам положено по должности Страховку в нужный час вручить!

Страховые продукты

Как теперь не веселиться,

Не грустить от разных бед, Застрахуем свои жизни Мы на много-много лет!

И не будет страшно выйти Нам из дома хоть куда,

Потому что страхование Сберегает нас всегда!

Скоро сессию закроем И поедем отдыхать,

Но и здесь нам пригодится Страхование точно знать.

Чтоб в любую точку мира Мы без страха прибыли,

Страхование туриста Выручит и на Бали!!!

176

М.Е. Добрусина

В современном нашем мире Без авто не обойтись,

Только нужно перед этим По страховщикам пройтись!

Если вдруг ЧП случится Или что произойдет,

Тут ОСАГО вам поможет Да и КАСКО подойдет!!!

О страховании

Застрахуйте осень от дождей,

Зиму - от мороза, снегопада,

А весну - от солнечных лучей,

Лето - от тепла и фруктов сада.

Застрахуйте мир от суеты,

Банк - от денег, женщин - от мужчины,

Мать - от материнства красоты,

Следствие - от действия причины.

Застрахуйте войны от смертей,

Вечность застрахуйте от мгновенья,

Звонкий смех - от радости людей,

Плоть живую - от следов старенья.

Застрахуйте сердце от любви,

Душу - от волнений и тревоги,

Храм от веры той, что на крови,

А судьбу от выбора дороги.

Застрахуйте с выгодой для вас,

И не ждите риска страхового,

Он наступит скоро иль тот час!

Где только страховщика найти такого?!

Зачет по страхованию

Сегодня страхование среди людей в почете!

Вот доказать решила вам я это на зачете!

Ну, для начала, каждый гражданин Имеет полис ОМС один!

А это ведь не много и не мало -146 миллионов страхователей, что заинтриговало? Прибавьте к этому числу владельцев личного авто, Налоговых работников, военнослужащих и большинство Тех, кто летает, ездит поездами, туристов, итого Получим, что число лиц, застрахованных в России, велико!

Но это мы об обязательном заговорили страховании,

А, ведь известно нам, в научном толковании И добровольным страхование бывает,

Где полис покупать, никто не знает.

При добровольном страхователь сам решает,

Какой вид полиса он покупает,

Какой объект и от какого риска страховать,

Чтобы, ложась в кровать, он мог спокойно засыпать!

Ну, например, купили вы машину,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нашли ей место для парковки - под окном равнину,

На утро просыпаетесь и вот сюрприз -

Развитие творческой активности у студентов

177

Машины нет, сигнализацией забыли вы обзавестись!

Ну, ничего, главнее то, что не забыли О страховании и так предусмотрительно купили Вы полис страховой.

Теперь компания покроет ваш ущерб (прямой) с лихвой!

Да, россияне, мой вам совет:

Чтоб уберечь имущество на вред Всем тем, кто на него имеет виды,

Используйте известный способ страховой защиты!

Итак, мы рассмотрели имущественное страхование,

Но ведь и личному надо уделить внимание!

Особенностью полиса личного страхования является то,

Что в качестве объекта выступает жизнь и здоровье твое.

От несчастного случая, болезни любой,

Хоть от Лаймы, хоть от морской,

Застраховать вы можете себя И получить компенсацию без грабежа!

Прошу усвоить вас урок простой -Страхование избавит вас от боли головной!

На этом закончен мой краткий обзор страхования,

Благодарю всех за внимание!

Деловая игра

Интеллектуальное казино

Цель: воспитание познавательного интереса к страхованию, развитие интеллектуальных способностей.

Ведущий. Добрый день, мои дорогие умницы и умники. Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

В цепи человек стал последним звеном И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он -Весь мир бессловесных ему подчинен.

Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом - вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот работник страхования, который не мечтает стать президентом компании!»

Очень приятно, что среди гостей сегодня присутствует...

Вам,..., посвящается песня в исполнении наших лучших певцов.

(На музыку песни «Надежда».)

Не любить страхование нельзя.

Нам оно, признаться, симпатично -Верные, надежные друзья,

Те, что носят звание «работник страхования». Кто отлично работает всегда,

Кто помочь товарищам умеет,

Кто с заданьем справится всегда И сомненья наши все развеет.

Припев:

178

М.Е. Добрусина

Страховщик - надежда масс,

Мы можем тобою гордиться. Страховщик, мы любим тебя,

Но можем с тобою сразиться.

В каждом доме рады тебе,

В любую погоду по первому зову С веселой улыбкой откроешь ты дверь. Хороший и надежный друг.

Ведущий. Спасибо! А теперь начинаем нашу игру. Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и находчив, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственный умом! Только, чур, деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «один ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два - лучше. А у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по пять у каждого! Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.

В игре вас ждут вопросы из истории страхования, его развития и многое другое.

Я называю область знания и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум». В случае удачи ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибетесь, и тогда не отчаивайтесь, ваши «умы» пополнят кассу нашего веселого казино.

Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2 и 3. Но давайте договоримся, отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку!

Вопрос из истории страхования. Кто смелый? Делайте ваши ставки.

Когда впервые, по-вашему, появилось страхование?

1. 1917 год

2. 1754 год

3. За 2-е тысячелетия до нашей эры

Внимание! А когда появилось страхование на Руси?

1. До нашей эры

2. X-XI век

3. XVIII век

Мне так понравились мудрые мысли, что хочется произносить их вновь и вновь. «Мудрец способен судить о поэзии и о музыке, хотя сам и не пишет стихов». Догадались, о чем это я? Следующий мой вопрос из области поэзии. Кто будет делать ставки?

Внимание, вопрос:

Кто такой выгодоприобретатель?

1. Покупатель акций

2. Работник банка

3. Лицо, которому принадлежит право на получение страховой компенса-

ции

Развитие творческой активности у студентов

179

Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это неприятно?!» Итак, кто силен в грамматике и не боится повторения - спешите делать ставки. Ставки сделаны!

Внимание, вопрос:

В правописании слова у меня допущена ошибка?

1. Застрахованный

2. Сумма

3. Выгодоприобретатель

Вы, наверное, слышали, что «риск - благородное дело»? Следующий вопрос. Кто сделает ставку, рискнет лишиться одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку. Он потеряет возможность увеличить состояние.

Внимание, вопрос:

Какие риски можно страховать?

1. Любовь

2. Измены

3. Несчастные случаи, стихийные бедствия

А сейчас вновь немного истории.

Начнем со страхования разнообразных уникумов. Известно, что большинство выставочных и музейных экспонатов страхуется. Например, самая большая в мире сигара весом 110 килограммов и длиной почти 4 метра была застрахована при экспонировании на одной из выставок в Лондоне на 18000 фунтов стерлингов, причем страховая премия составила всего 50 пенсов. Возможно, потому, что, как утверждал владелец сигары, выкурить ее можно лишь за 339 суток.

Хозяин одного итальянского ресторанчика в Лондоне в рекламных целях заказал «Мадам Тюссо» свою восковую копию, сидящую за столом со стаканом в руке. Кукла ему так понравилась, что он решил взять ее на выставку в Данию.

Он не только застраховал манекен на 2500 фунтов стерлингов на период транспортировки и выставки, уплатив премию в 5 фунтов, но и приобрел для него отдельный билет на самолет на место рядом со своим. Страховое возмещение по этому полису не выплачивалось, зато сколько удовольствия!

Распространенной практикой является страхование возможных последствий при проведении различных шоу и аттракционов. В том же «Ллойде» был застрахован первый сверхзвуковой автомобиль. Полис включил в себя покрытие всех рисков при транспортировке болида в Неваду и во время его нахождения на полигоне, а также страхование пилота от несчастного случая. Интересно, что страхование распространялось только на машину с выключенным двигателем.

Тем самым страховщик снимал с себя ответственность за сомнительные эксперименты с превышением скорости движения.

Известные цирковые промоутеры братья Ринлины застраховали слона и носорога, выступавших в их шоу, на случай смерти и потери трудоспособности по болезни. Вот пример рачительного отношения к своим сотрудникам

180

М.Е. Добрусина

для российских предпринимателей! Какие интересные случаи из истории страхования вы знаете?

Благодарим вас за интересные рассказы. А сейчас «черный ящик». Отгадайте, что в нем? Если вариант ответа готов, просто поднимите табличку.

Внимание, «Черный ящик»!

1. В нем находится предмет, с помощью которого можно осчастливить каждого.

2. С помощью предмета, который лежит на дне этого ящика, человек нашел свое счастье.

Кто мне скажет, что означает выражение «купить кота в мешке»?

Правильно: получить неизвестно что.

Итак, я объявляю первый и последний таинственный аукцион нашей игры «кот в мешке».

Распродажа с молотка начинается.

Проявите же мудрость, друзья: потратьтесь на «кота в мешке», не экономьте денежки...

У меня есть в мешке то, без чего не может обойтись ни один автолюбитель. Стартовая цена - «ум». Кто хочет приобрести ценную вещь всего за один «ум»? Раз! Два! Три! - Продано!

Итак, счастливчик, получайте «кота в мешке» - Полис ОСАГО!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь нам остается подсчитать, у кого больше «умов» и наградить победителя.

В заключение следует подчеркнуть, что страхование, как отрасль экономики, требует формирования у студентов вдумчивого, гибкого и творческого подхода.

Литература

1. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года. Утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р.

2. Добрусина М.Е. Страхование: учеб.-метод. пособие для студентов экономических специальностей. Томск: Том. гос. ун-т, 2011. 92 с.

3. Добрусина М. Е., Жуковская Ж.Н. Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит страховых организаций: учеб. пособие. Томск: Том. гос. ун-т, 2011. 252 с.

Dobrusina M.E.

Department of System Management and Economics of Entrepreneurship, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia. E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/19988648/31/15 DEVELOPING STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY IN THE FRAMEWORK OF THE ACADEMIC SUBJECT “INSURANCE”

Keywords: Insurance risks; Insurable event; Creativity and Insurance culture.

In this paper the author considers a non-conventional (creative) approach to teaching “Insurance”. Insurance is one of the most significant financial and credit institution. In countries with developed market economies it is a strategic sector and an important area for investment. Insurance make it possible to protect the state and its citizens, the industrial and social sectors against different risks occurring in the modern society.

Insurance functions in accordance with the adopted Russian legislation and regulation documents. Due to this, insurance and creativity seem to be completely incompatible. However, my teaching experi-

Развитие творческой активности у студентов

181

ence disproves this assumption. For the purpose of incorporating creativity into the academic subject “Insurance”, I employed the following teaching techniques: discussion of issues chosen by students followed by a presentation of their reviews, watching national and foreign films on insurance with subsequent discussion, exposure to tests and crosswords related to particular sections of the academic discipline including its insurance line, problem solving, reviewing practical situations, conducting business games and economic dictations.

Furthermore, students who do not miss lectures and seminar classes, those who actively participate in all activities, are granted the right to take their credit test in a non-conventional, id est, creative format. The scenario of a creative task is developed independently by a group for 2 or more months. Simultaneously, students develop the following abilities: 1) ability to act and interact as a team; 2) ability to take responsibility not only for oneself but for also for each member of their group. In this context, the question arises, whether students who lag behind are allowed to participate in a creative task. They are certainly involved. However, in order to pass a credit test or a graded exam they are also required to answer some questions related to topics covered during the semester. This is due to be done orally or in written form.

Undoubtedly, the level and quality of a creative task is determined by the intellectual potential of students in a group. The creative solutions that have been presented by the students of the Faculty of Economics over the last few years prove the fact that the faculty comprises many bright and talented students.

References

1. RF Government Edict “On the Strategy for Developing Insurance Activity in the Russian Federation up to 2020” of July 22, 2013, N 1293-r. Available at: http://government.ru/docs/3483/ (accessed 15 February 2015).

2. Dobrusina M. E. Strakhovaniye [Insurance]. Tomsk, Tomsk St. Univ. Press, 2011. 92 p.

3. Dobrusina M. E., Zhukovskaya ZH. N, Bukhgalterskiy uchet, nalogooblozheniye i audit strakhovykh organizatsiy [Accounting, Taxation, and Audit in Insurance Companies]. Tomsk, Tomsk St. Univ. Press, 2011. 252 p.

Поступила в редакцию DD.MM.2015

Received September DD, 2015

For referencing:

Dobrusina M.E. Razvitiye tvorcheskoy aktivnosti studentov pri izuchenii distsipliny “Strakhovaniye” [Developing students’ creative activity in the framework of the academic subject “Insurance”]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2015, no. 3 (31), pp. 173-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.