Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА МЕТОДАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА МЕТОДАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) / ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ / СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / МЕТОД РОБИНЗОНА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Шварева Ирина Анатольевна

Учебная деятельность студента обусловлена моделью будущей профессиональной деятельности. Дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда невозможна без качественного обучения по выбранной специальности. Методы ТРИЗ-педагогики сегодня переживают второе рождение, становятся все более актуальными. Их применение в учебном процессе активизирует мыслительные операции, способствует умственной гибкости, развивает креативность и творческую активность. Методы ТРИЗ на учебных занятиях направлены на развитие личности обучающегося и являются эффективным инструментом для проблемного, проектного, личностно ориентированного обучения, что отвечает требованиям ФГОС СПО. Авторы статьи убеждены, что внедрение их в образовательный процесс помогает преподавателю: использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач; выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности; развивать когнитивный интерес обучающихся; способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе. В статье представлены результаты проведенного исследования, отражающие развитие творческой активности и креативности до и после применения методов ТРИЗ в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» на учебных занятиях по безопасности жизнедеятельности. Описывается опыт применения некоторых методов ТРИЗ-педагогики на примере конкретных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Шварева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY AND CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS USING TRIZ-PEDAGOGY METHODS

The educational activity of the student is determined by the model of future professional activity. Further competitiveness in the labor market is impossible without high-quality training in the chosen specialty. TRIZ-pedagogy methods are experiencing a rebirth today, becoming more and more re-levant. Their use in the educational process activates mental operations, promotes mental flexibility, develops creativity and creative activity. TRIZ methods in the classroom are aimed at developing the student’s personality and are an effective tool for problem-based, project-based, student-centered learning, which meets the requirements of the Federal State Educational Standard. The authors consider that their introduction into the educational process helps the teacher: to use the knowledge gained by students to solve various practical, to research and educational problems; to identify and to develop the individual capabilities and creative abilities of each person; to develop the cognitive interest of students; to promote the acquisition of productive teamwork skills. The article presents the results of the study, reflecting the development of creative activity and creativity before and after the application of TRIZ methods at the South Ural State Technical College during the training sessions on “Life Safety”. The experience of applying some methods of TRIZ-pedagogy is described on the example of specific topics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА МЕТОДАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ»

Для цитирования: Швачко, Е. В. Развитие творческой активности и креативности студентов колледжа методами ТРИЗ-педагогики / Е. В. Швачко, И. А. Шварева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 44-55.

УДК 377 ББК 74.47

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА МЕТОДАМИ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ

Е. В. Швачко, И. А. Шварева

Учебная деятельность студента обусловлена моделью будущей профессиональной деятельности. Дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда невозможна без качественного обучения по выбранной специальности. Методы ТРИЗ-педагогики сегодня переживают второе рождение, становятся все более актуальными. Их применение в учебном процессе активизирует мыслительные операции, способствует умственной гибкости, развивает креативность и творческую активность. Методы ТРИЗ на учебных занятиях направлены на развитие личности обучающегося и являются эффективным инструментом для проблемного, проектного, личностно ориентированного обучения, что отвечает требованиям ФГОС СПО. Авторы статьи убеждены, что внедрение их в образовательный процесс помогает преподавателю: использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач; выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности; развивать когнитивный интерес обучающихся; способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

В статье представлены результаты проведенного исследования, отражающие развитие творческой активности и креативности до и после применения методов ТРИЗ в ГБПОУ «ЮжноУральский государственный технический колледж» на учебных занятиях по безопасности жизнедеятельности. Описывается опыт применения некоторых методов ТРИЗ-педагогики на примере конкретных тем.

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); ТРИЗ-педагогика; методы ТРИЗ-педагогики; системный оператор; мозговой штурм; метод Робинзона; безопасность жизнедеятельности; образовательный процесс в СПО.

Современный образовательный процесс включает в себя набор свойств, способствующих проявлению активности и самостоятельности, усилению мотивационного и познавательного процесса, а также совершенствованию полученных знаний и навыков обучающимися. Актуальность проблемы исследования отражена в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», где отмечается, что «...образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся» [1]. Также, согласно ФГОС СПО, произошла замена модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями, навыками, на модель выпускника, обладающего общими и профессиональными компетенциями [2]. Поэтому задача современного педагога — воспитать творческую, самостоятельную личность, способную к са-

моразвитию и критическому мышлению, посредством нестандартных форм, методов и технологий образования.

В рамках реализации национального проекта «Образование» необходимо обеспечить конкурентоспособность российского образования, а также воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность, что в свою очередь возможно при эффективной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи [3].

Реализация национальной программы «Цифровая экономика РФ» предполагает формирование у студентов СПО новых компетенций (таких как саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление и критическое мышление), что способствует умению обучающегося ставить цели под жизненные задачи, использовать в своей профессиональной деятельности цифровые средства и технологии, решать нестандартные задачи и применять

наиболее оптимальные алгоритмы в своей работе, строить логические умозаключения на основе поступающей информации [4].

Наблюдение за работой педагогов зачастую показывает, что в широкой практике обучения существует проблема — в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие студента на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более не развивающие творческих способностей.

Цель нашего исследования — выявить педагогические условия успешной реализации методов ТРИЗ-педагогики на учебных занятиях в колледже; провести сравнительный анализ уровня творческой активности и креативности студентов.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследования: контент-анализ, наблюдение за деятельностью обучающихся на учебных занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; методы математической обработки данных; методика «Направленность на творчество» (Б. С. Алишев, Л. А. Волович, М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников), показывающая уровень творческой активности обучающихся; экспресс-опросник креативности Джонсона, позволяющий оценить уровень креативности обучающихся.

Решение задач нестандартным способом приветствовалось во все времена. Тем не менее большая часть изобретательских задач до середины ХХ века решалась методом подбора либо методом проб и ошибок, что приводило ученых к мысли о том, будто решение творческих задач логически невозможно. Однако с середины ХХ века в Европе и Америке возникают такие понятия, как: «синектика», «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «метод каталога», «морфологический анализ» [5]. Данные методы, основанные на принципах выдвижения и подбора вариантов, были разработаны Ч. Вайтингом, У Гордоном, А. Осбор-ном, Ф. Цвикки. Впервые ученые доказали, что изобретательские задачи решать нестандартным способом возможно, но и здесь возникли сложности: экономия времени на выдвижение идей теряет свое преимущество на фоне больших затрат времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Попытка объединить методы не увенчалась успехом, в дальнейшем они остались в исходном формате, которым пользуются и сегодня [6].

В середине ХХ века советский ученый и инженер Г. С. Альтшуллер начал исследовать

приемы решения задач, которые использовались чаще изобретателями1.

«ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. В дальнейшем эти приемы показали эффективность решения вопросов в различных сферах деятельности человека (реклама, образование, бизнес, искусство и др.)» [7, с. 12].

Креативность есть творческие способности человека, которые характеризуются готовностью создавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных, а также способность решать проблемы или задачи оригинальными методами [8]. В современном образовательном процессе такие способности имеет смысл называть компетенциями.

Сторонники и последователи Г. С. Альт-шуллера продолжили его деятельность в сфере образования. В 1980-х годах в СССР было создано такое направление, как ТРИЗ-педагогика, объединившая в себе педагогические аспекты и поиск ответов на творческие проблемы для наиболее эффективного взаимодействия процессов развития, обучения и воспитания [9].

Следовательно, ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, основной задачей которой является формирование творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию, умеющей решать нестандартные задачи в различных сферах человеческой жизни, актуальных для настоящего и будущего образования.

Однако на практике часто можно столкнуться с некоторыми трудностями, такими как специфика учебной дисциплины, недостаточная материально-техническая база, а самое главное — нежелание и неготовность педагога использовать новые методы и формы в своей работе [10]. Заметим, что работа по ФГОС предполагает не только знание и понимание систем-но-деятельностного подхода, но и активное преобразование традиционных методов обучения в активные и интерактивные. Активность педагога уходит на второй план, его задача — создать условия для проявления инициативы студентов.

1 Для справки: теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, — это набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем с помощью нахождения и решения технических противоречий. Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи являются техническими противоречиями, которые могут быть решены одними и теми же методами. Основу ТРИЗа составляют 40 общих изобретательских приемов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей.

Способность решать проблемы проявляется в действиях, деятельности личности. Нам близка точка зрения Г. Н. Назаренковой, высказанная ею еще в 1990-е годы, о том, что творческая активность — особое состояние личности и качества ее деятельности, характеризующееся установкой на поисковые и преобразующие способы этой деятельности [11].

В нашей работе мы выделили следующие педагогические условия реализации ТРИЗ в учебной деятельности.

1. Педагог владеет методами ТРИЗ-педаго-гики и мотивирован на ее применение. В данном случае педагог должен быть примером нестандартно мыслящего человека, на который хотелось бы равняться, ведь творческий процесс обучающихся напрямую зависит от креативности педагога.

2. Благоприятные психолого-социальные отношения в группе. Такие отношения среди студентов оказывают непосредственное влияние не только на работу в группе, но и на творческую атмосферу. Целесообразно устранить все негативные факторы, которые будут неблагоприятно сказываться на творческом процессе, уйти от стереотипов и подчеркнуть ценность каждой творческой идеи.

3. Дидактическое обеспечение. Дидактическая оснащенность является немаловажным фактором для реализации методов ТРИЗ на учебных занятиях. Студентам необходимо не только межличностное взаимодействие и присутствие компетентного педагога, но и наличие банка контрольных заданий, грамотно сформулированных текстов ситуационных задач, аудио- и видеоматериалов, презентаций, раздаточного материала (для создания творческих работ, коллажей), тематических плакатов и т. д. При данных условиях решение изобретательских задач способно выйти на более высокий уровень.

При реализации этих педагогических условий образовательный процесс будет отвечать следующим принципам:

- важность самостоятельного обучения;

- совместная деятельность педагога и студента;

- обеспечение благоприятного психологического климата;

- опора на жизненный опыт; индивидуализация обучения;

- элективность обучения;

- развитие познавательных потребностей [12].

Согласимся с мнением С. И. Гин, что при

применении методов ТРИЗ-педагогики в учеб-

ном процессе у студентов формируются: способность устанавливать связи между различными объектами и системами; знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов; возможность решения простых изобретательских задач; способность выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах; прогнозирование изменения систем во времени; работа с различными видами информации [13].

Также следует помнить о факторах образовательного процесса, способных отрицательно повлиять на успешное формирование творческой активности и решение изобретательских задач у обучающихся, таких как:

1) временной лимит (при организации учебного процесса следует помнить, что творческие задания требуют большего количества времени на решения);

2) стрессовое состояние обучающихся (именно поэтому важно, чтобы педагог в целом держал ситуацию под контролем);

3) быстрый поиск решения (для некоторых студентов характерно быстрое, но некачественное выполнение заданий ради галочки);

4) фиксированная установка (студенты сами устанавливают себе рамки в решении изобретательских задач; в творческом подходе важна не только новизна продукта, но и новизна процесса мыслительной деятельности);

5) способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;

6) неуверенность в своих силах, которая формируется на основе негативного опыта в решение предыдущих задач [14].

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие рекомендации, направленные на снижение негативных факторов, влияющих на формирование творческой активности:

1) давать задачи, направленные на стимуляцию воображения, использовать упражнения, активизирующие фантазию, использовать приемы расслабления и снятия напряжения;

2) способствовать формированию у обучающихся уверенности в своих силах, используя различные педагогические приемы, выстраивать свое общение со студентами, основываясь на взаимном уважении и доверии;

3) предоставлять студенту возможность самостоятельно выбирать цели, задачи и средства решения изобретательских задач, что будет не только положительно сказываться на мотивации к обучению, но и способствовать уверенности в себе и уважительном отношении к труду других участников образовательного процесса;

4) избегать конформного мышления, акцентировать внимание на важности оригинальных решений и указывать на слабые места традиционных;

5) использовать метод противоречий, ведь еще Сократ говорил, что в споре рождается истина;

6) применять в образовательной деятельности задачи открытого типа, где присутствуют несколько вариантов решения, что способствует творческому решению и межличностному взаимодействию;

7) закреплять положительные эмоции, стимулировать стремление быть самим собой, подчеркивать индивидуальность и оригинальность каждого обучающегося [15].

Таким образом, наиболее успешно процесс развития творческой активности и решения изобретательских задач осуществляется в условиях проблемного или критического мышления. Наличие проблемы и поиск решения способствует активному поиску и преобразованию информации, активизации всех имеющихся знаний, умений и опыта обучающегося. В этом процессе ведущая роль отводится педагогу, компетентно владеющему методами ТРИЗ-педа-гогики и мотивированному на их применение. Следует отметить и то, что методы ТРИЗ легко вписываются в стандартные формы обучения — практические занятия и самостоятель-

Система — это объект, термин, тема и т. д. Любая система состоит из частей, сама является частью и обладает определенными функциями. Подсистема — это элементы, составляющие систему и обладающие своими функциями. Надсистема — это более крупная система, частью которой является рассматриваемый объект. Наполняемость каждой ячейки системного оператора может быть различной, в зависимости от цели и задач учебного занятия. Это может быть теоретический материал, представленный в текстовом варианте, в виде реферата, доклада, презентации, научного фильма, эксперимента, либо задания различных форм на актуализацию или проверку

ную работу студентов. Примерами могут стать: метод фокальных объектов, мозговой штурм, «системный оператор», «инсерт», «системный лифт», метод Робинзона, морфологический анализ, «кластер», «решение противоречий» (механизм решения изобретательных задач), синектика, составление плана / раскадровка и др. В реализации методов ТРИЗ на учебных занятиях немаловажны благоприятные психолого-социальные отношения в группе, так как они способствуют наиболее успешному усвоению материала, развитию коммуникации между студентами и генерированию идей без боязни осуждения в группе.

Приведем примеры использования некоторых методов ТРИЗ в своей педагогической практике. На учебных занятиях со студентами колледжа мы используем метод «системный оператор», который позволяет формировать системное мышление при изучении как отдельных тем по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», так и всего курса в целом.

Системный оператор представляет собой структуру из девяти экранов, представляющих изучаемый объект как систему, состоящую из подсистем и являющуюся частью надсисте-мы [16]. Система, подсистема и надсистема рассматриваются в трех временных отрезках: прошлом, настоящем и будущем (табл. 1).

знаний. Приветствуется и творческий подход, когда студенты разбиваются на группы по количеству ячеек и сами определяют их наполняемость.

Представим примеры разработанных нами системных операторов для учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности (табл. 2; 3).

Этот метод хорошо зарекомендовал себя на практике. При достаточном уровне его усвоения студентам может быть предложен усложненный вариант, а именно предложена только тема занятия и заданы характеристики системного оператора; обучающиеся самостоятельно определяют наполняемость таблицы и ее содержание. Такая

Таблица 1

Экраны системного оператора

Надсистема (в прошлом) Надсистема (в настоящем) Надсистема (в будущем)

Система (в прошлом) Система (в настоящем) Система (в будущем)

Подсистема (в прошлом) Подсистема (в настоящем) Подсистема (в будущем)

работа может быть организована как фронтально, так и в микрогруппах. Одним из примеров

* Единая государственная система

При данном подходе у студентов формируется системное мышление, навыки системного анализа, позволяющие собрать из разрозненной информации единую картину. Системный оператор позволяет студентам научиться классифицировать, систематизировать, преобразовывать изучаемые объекты, прогнозировать развитие систем и творчески подходить к решению задач широкого спектра.

Также в своей работе мы используем метод «мозговой штурм». В рамках курса ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» обучающимся предлагается защитить мини-проект «Наш здоровый образ жизни». Этот проект является завершающим этапом изучения раздела, когда у студентов уже имеются все необходимые

может служить тема «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» (табл. 4).

и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

знания. Занятие строится по следующему типу: педагог говорит вводное слово, обозначает тему проекта и критерии его оценивания (знание материала, новизна, креативность, нестандартный подход, межличностное взаимодействие и активность в группе). Далее студенты разбиваются случайным образом на группы и получают ватман, маркеры, журналы и газеты. Продуктом проекта должен стать коллаж с последующей его защитой. Каждая группа представляет свое видение проблемы, описывает участие каждого члена группы, дает оценку своей работе. Любому из членов команды может быть задан вопрос, как педагогом, так и другими студентами. Критерии оценки представлены в таблице 5, которая заполняется педагогом.

Таблица 5

Критерии оценивания мини-проекта

Название группы Правильность изложения материала Логика изложения материала, четкость Культура изложения материала Креативность, проявление творчества Поведение в группе, умение сотрудничать

1

Таблица 2

Тема «Вооруженные силы Российской Федерации»

Воинские обязанности Федеральный закон «Об обороне» Международное право войны

История создания Вооруженных сил России Вооруженные силы Российской Федерации Международное сотрудничество

Военные реформы Виды и рода войск Миротворческие формирования

Таблица 3 Тема «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Режим ЧС Классификация ЧС РСЧС*

Региональные ЧС природного характера ЧС природного характера Ликвидация ЧС природного характера

Опасные природные явления в Челябинской области Классификация опасных природных явлений Прогнозирование опасных природных явлений

Таблица 4

Тема «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Надсистема (в прошлом) Надсистема (в настоящем) Надсистема (в будущем)

Система (в прошлом) ЧС техногенного характера Система (в будущем)

Подсистема (в прошлом) Подсистема (в настоящем) Подсистема (в будущем)

Если выполненное задание соответствует двум-трем указанным критериям, ставится оценка «3», если четырем — оценка «4», при соответствии пяти критериям ставится оценка «5».

Также мозговой штурм используется нами для решения ситуационных задач в разделе «Первая помощь при неотложных состояниях».

Работа проходит в микрогруппах. Каждая группа вытягивает карточку с описанием ситуации, требующей экстренной помощи (табл. 6).

Критерии оценки представлены в таблице, которая заполняется педагогом, также возможно взаимооценивание по тем же критериям (табл. 7).

Таблица 6

[ые задачи

Номер ситуационной задачи Содержание ситуационной задачи

1 Вы стали очевидцем падения человека на горнолыжном склоне. Поспешив оказать ему помощь, вы увидели на нем разорванный рукав, кровь и выглядывающие костные отломки на предплечье. Пострадавший жалуется на острую боль в руке. Ваши действия?

2 Зимой вы гуляли с друзьями, вдруг один из них поскользнулся и упал. Ваш товарищ жалуется на боль в ноге, при осмотре видна отечность и синюшность. Что вы предпримете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 На ваших глазах человека ударило током от неисправной розетки. Человек без сознания. Как вы можете помочь ему?

4 В транспорте пожилому человеку стало плохо. Он в сознании, но его речь затруднена, он не может пошевелить правой рукой. Ваши действия?

5 Вы стали очевидцем ДТП. Пострадавший сам выбрался из машины, но у него сильное кровотечение. Кровь темно-бордового цвета обильно равномерно вытекает из раны. Окажите ему первую помощь

Таблица 7 Критерии оценивания ситуационных задач

Номер микрогруппы Описание состояния пострадавшего Алгоритм оказания первой помощи Компетентность оказания первой помощи Временные рамки оказания первой помощи Правомерность оказания первой помощи Оценка

1

Метод мозгового штурма позволяет каждому члену команды активно участвовать в обсуждении, высказывать идеи, не боясь осуждения, развивать коммуникативные навыки, выбирать оптимальное решение проблемы с творческим подходом [17].

Один из методов, заслуживающих внимания, — метод Робинзона, который реализуется при изучении раздела «Чрезвычайные ситуации». После вводного слова педагога обучающиеся делятся на группы рандомным образом. При изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера каждой группе предлагаются следующие ситуации: авария на радиационно опасном объекте с выбросом радиоактивных веществ; авария на химическом предприятии с выбросом хлора; пожар в помещении; авария на химическом предприятии с выбросом аммиа-

ка и т. д. При изучении чрезвычайных ситуаций природного характера каждой группе даются следующие ситуации: цунами; пожар в лесу; наводнение; землетрясение; ураган и т. д. Задача студентов — выбрать из окружающих и личных предметов те, которые могут помочь выжить в предложенной ситуации. Каждая группа после обсуждения представляет свой список предметов, рассказывая о назначении каждого. Возможна дискуссия с другими студентами о применении предметов или дополнении списка. В данном случае группа, нашедшая хотя бы один предмет и доказавшая его эффективность, получает «отлично».

Этот метод можно применять и в другом варианте. Всей группе озвучивается определенная чрезвычайная ситуация (пожар в помещении, падение метеорита, взрыв, наводнение и т. д.).

Задача студентов — предложить из своих личных вещей предмет, который сможет помочь выжить. Обучающийся, предложивший хотя бы один предмет и аргументировано доказавший его эффективность, получает оценку «отлично».

Метод развивает творческие способности обучающихся, укрепляет умение нестандартно и быстро мыслить в неожиданной ситуации, улучшает коммуникативные навыки, помогает вспомнить и применить пройденный материал на практике.

Для того чтобы выявить динамику творческой активности и креативности у обучающихся до и после применения методов ТРИЗ-педагоги-ки, мы используем методики «направленность на творчество» (Б. С. Алишев, Л. А. Волович, М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников) и «экспресс-опросник креативности Джонсона».

База исследования — ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (ЮУрГТК), Машиностроительный образовательный комплекс, обучающиеся первого курса, выборка — 100 человек. Тестирование проводилось в начале учебного года (сентябрь — октябрь) среди студентов первого курса, а затем повторно — в конце учебного года (апрель — май). Это позволило увидеть динамику формирования творческой активности обучающихся, отследить изменение уровня креативности.

Методика «направленность на творчество» показывает уровень творческой активности обучающихся: низкий, средний или высокий. Данные, полученные в начале учебного года в результате использования методики оценивания творческой активности, представлены ниже (рис. 1).

Рис. 1. Исходные данные творческой активности студентов первого курса

По полученным данным видно, что низкий уровень творческой активности имеют 55 % обучающихся, средний уровень — 35 % и высокий уровень — 10 % студентов. Это свидетельствует о том, что на начальном этапе обучения преобладают низкий и средний уровни: творческая активность проявляется слабо, способности к творчеству развиты недостаточно. Такая ситуация может быть связана с тем, что у студентов меняется формат обучения со школьного на студенческий, обучающиеся попадают в новые межличностные отношения; кроме того, сказывается слабая школьная подготовка, в частности в использовании технологий, направленных на развитие творчества и креативности.

Данные по этой методике оценивания, полученные в конце учебного года, представлены ниже (рис. 2).

По полученным данным видно, что низкий уровень творческой активности имеют 34 % об-

учающихся, средний уровень — 48 % и высокий уровень — 18 % студентов.

Это свидетельствует о том, что после применения технологий средний и высокий уровни увеличились — творческая активность выросла, способности к творчеству стали проявляться чаще. Студенты адаптировались к новым условиям, сформировался новый круг общения.

Для наглядности представим сравнительную диаграмму исходных и контрольных данных по изменению творческой активности студентов первого курса (рис. 3).

Количество студентов с низким уровнем творческой активности снизилось на 21 %, со средним уровнем — увеличилось на 13 %, с высоким уровнем — увеличилось на 8 %, что говорит о положительной динамике и эффективности применяемых методов ТРИЗ-педагогики.

Экспресс-опросник креативности Джонсона позволяет оценить уровень креативности

обучающихся по следующим шкалам: «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий». Данная методика оценивания показывает, насколько студенты способны выдвигать необычные идеи, отклоняться в раз-

мышлениях от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Данные, полученные в результате использования методики в начале учебного года, представлены ниже (рис. 4).

48% -

Рис. 2. Контрольные данные творческой активности студентов первого курса

60 и

■ ~ 34

^*

— 10 13

1-— ;-—" -—

Нн;чп"1 ДОМЬ СрЩМЙ Высочси ДОМ*

= Ие кодгак поклчатсли '< Квдггролътчын показатель

Рис. 3. Динамика творческой активности студентов первого курса

Очень низкий

0 Низкий

1 Средний О Высокий

■ Очень высокий

Рис. 4. Исходный уровень креативности у студентов первого курса

По исходным данным видно, что очень низкий уровень креативности имеют 17 % обучающихся, низкий уровень — 41 %, средний уровень — 26 %, высокий — 12 %, очень высокий — 4 %. Отметим, что на развитие креативности влияет среда, в которой находится человек, уровень образования, воспитание, кругозор и разнообразие интересов. У студентов преобладают низкий и средний уровни

креативности, что говорит о необходимости создания условий для развития этого качества, активизации личной мотивации и познавательной активности обучающихся, присутствия компетентного педагога, вдохновляющего своим примером.

Данные по этой методике, полученные в конце учебного года, представлены ниже (рис. 5).

Рис. 5. Уровень креативности студентов первого курса на конец года

Полученные данные свидетельствуют о том, что очень низкий уровень креативности наблюдается у 9 % студентов, низкий уровень — у 22 %, средний — у 41 %, высокий — у 20 %, очень высокий — у 8 %. Мы видим положительную динамику. Уровень креативности у студентов увеличивается, что говорит о благоприятных

образовательных условиях в колледже, интересной и насыщенной программе обучения, активизации познавательной деятельности.

Для наглядности представим сравнительную диаграмму исходных и контрольных данных по изменению креативности студентов первого курса (рис. 6).

Очень низкиП Низкий Средний Высокий Очсь высокий

■Шсконыс даннью а Контрольные данные

Рис. 6. Динамика уровня креативности у студентов первого курса

Отметим, что число студентов с очень низким и низким уровнями креативности снизилось на 8 % и 19 % соответственно; напротив, количество студентов со средним уровнем креативности увеличилось на 15 %, с высоким уровнем — на 8 %, а с очень высоким уровнем — на 4 %.

Таким образом, результаты исследования доказывают положительное влияние применяемых методов ТРИЗ-педагогики, демонстрируют рост креативных и творческих способностей обучающихся. Авторы статьи уверены, что ТРИЗ является возможностью решения проблемы

формирования творческой активности на учебных занятиях у студентов профессиональной образовательной организации.

По нашим наблюдениям, на втором и третьем курсах обучения формируется команда для участия в областном конкурсе ТРИЗ, куда попадают обучающиеся, показавшие высокие результаты по данным методикам. Погруженные в ТРИЗ студенты переходят на новый, более продвинутый уровень, продолжая совершенствовать умение стандартно решать нестандартные задачи.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.05.2022).

2. Национальная программа «Образование» // Минпросвещения России : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 08.06.2022).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Обрсоюз : [сайт]. — 2022. — URL: https://spo-edu.ru/fgos (дата обращения: 08.06.2022).

4. Национальный проект «Цифровая экономика РФ» // Минцифры России : [офиц. сайт]. — 2022. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 08.06.2022).

5. Меерович, М. И. От методов решения технических проблем до технологии формирования культуры мышления. Концепция применения ТРИЗ в педагогике // М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. — Одесса : УЛП ТРИЗ, 2018. — 226 с.

6. Джеус, А. В. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся / А. В. Джеус, И. В. Романец, Т. В. Погребная и др. — Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2016. — 300 с.

7. Альтшуллер, Г. Найти идею: введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Г. Альтшуллер. — Москва : Альпина Паблишер, 2021. — 408 с. — ISBN 978-5-9614-6874-8.

8. Дугина, Г. Р. Развитие креативного мышления у студентов СПО через профессионально ориентированные задачи / Г. Р. Дугина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 12-17.

9. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. — Петрозаводск : Скандинавия, 2018. — 208 с.

10. Лихолетов, В. В. Развитие творческого воображения : учеб. пособие / В. В. Лихолетов, Б. В. Шмаков. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. — 164 с.

11. Назаренкова, Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 1994. — 225 с.

12. Теория решения изобретательских задач: научное творчество : учеб. пособие / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-534-11140-8.

13. Гин, С. И. Учить по-тризовски. Как? / С. И. Гин // Школьные технологии. — 2016. — № 3. — С. 110-112.

14. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — Москва : Академия, 2002. — 320 с. — ISBN 5-7695-0888-4.

15. Гальетов, В. П. Роль ТРИЗ в реформе системы образования / В. П. Гальетов // Творческие технологии. — Челябинск : ЮУГУ, 2001. — С. 19-25.

16. Лихолетов, В. В. О роли творческих технологий в обеспечении конкурентоспособности специалистов / В. В. Лихолетов, В. Н. Борщенюк // Творческие технологии. — Челябинск, 2017. — С. 118-123.

17. Гитин, А. В. Методы сильного мышления / А. В. Гитин // Учителям о ТРИЗ. — № 4. — Санкт-Петербург : Союз писателей С.-Петербурга, 2019. — С. 11-39.

For citation: Shvachko, E. V. Development of creative activity and creativity of college students using TRIZ-pedagogy methods / E. V Shvachko, I. A. Shvareva // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 44-55.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY AND CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS USING TRIZ-PEDAGOGY METHODS

E. V. Shvachko, I. A. Shvareva

The educational activity of the student is determined by the model of future professional activity. Further competitiveness in the labor market is impossible without high-quality training in the chosen specialty. TRIZ-pedagogy methods are experiencing a rebirth today, becoming more and more relevant. Their use in the educational process activates mental operations, promotes mental flexibility, develops creativity and creative activity. TRIZ methods in the classroom are aimed at developing the student's personality and are an effective tool for problem-based, project-based, student-centered learning, which meets the requirements of the Federal State Educational Standard. The authors consider that their introduction into the educational process helps the teacher: to use the knowledge gained by students to solve various practical, to research and educational problems; to identify and to develop the individual capabilities and creative abilities of each person; to develop the cognitive interest of students; to promote the acquisition of productive teamwork skills. The article presents the results of the study, reflecting the development of creative activity and creativity before and after the application of TRIZ methods at the South Ural State Technical College during the training sessions on "Life Safety". The experience of applying some methods of TRIZ-pedagogy is described on the example of specific topics.

Key words: theory of inventive problem solving (TRIZ); TRIZ-pedagogy; TRIZ-pedagogy methods; system operator; brainstorm; Robinson's method; life safety; educational process in SVE.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21.12.2012 : odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 30.05.2022). (In Russian)

2. Natsional'naya programma «Obrazovanie» // Minprosveshcheniya Rossii, 2022, available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 08.06.2022). (In Russian)

3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo ob-razovaniya // Obrsoyuz, 2022, available at: https://spo-edu.ru/fgos (accessed: 08.06.2022). (In Russian)

4. Natsional'nyy proekt «Tsifrovaya ekonomika RF» // Mintsifry Rossii, 2022, available at: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed: 08.06.2022). (In Russian)

5. Meerovich M. I., Shragina L. I. Ot metodov resheniya tekhnicheskikh problem do tekhnologii formirovaniya kul'tury myshleniya. Kontseptsiya primeneniya TRIZ v pedagogike [From the methods of solving technical problems to the technology of forming a culture of thinking. The concept of TRIZ application in pedagogy]. Odessa, ULP TRIZ, 2018, 226 p. (In Russian)

6. Dzheus A. V., Romanets I. V., Pogrebnaya T. V. et al. Molodezhnye intensivnye shkoly in-novatsionnoy epokhi. Sovremennoe nauchnoe tvorchestvo i izobretatel'stvo uchashchikhsya [Youth intensive schools of the innovation era. Modern scientific creativity and invention of students]. IPTs KGTU, 2016, 300 p. (In Russian)

7. Al'tshuller G. Nayti ideyu: vvedenie v TRIZ — teoriyu resheniya izobretatel'skikh zadach [Find an idea: an introduction to TRIZ — the theory of inventive problem solving]. Moscow, Al'pina Pab-lisher, 2021, 408 p., ISBN 978-5-9614-6874-8 (In Russian)

8. Dugina G. R. Razvitie kreativnogo myshleniya u studentov SPO cherez professional'no ori-entirovannye zadachi [Development of creative thinking among secondary vocational education students through professionally oriented tasks], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 4 (24), pp. 12-17. (In Russian)

9. Al'tshuller G. S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka [Creativity as an exact science]. Petrozavodsk, Skandinaviya, 2018, 208 p. (In Russian)

10. Likholetov V. V., Shmakov B. V. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya: ucheb. posobie [Development of creative imagination: textbook. allowance]. Chelyabinsk, Izd-vo YuUrGU, 2008, 164 p. (In Russian)

11. Nazarenkova G. N. Igra kak sredstvo razvitiya tvorcheskoy aktivnosti podrostkov [Game as a means of developing the creative activity of adolescents]. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 1994, 225 p. (In Russian)

12. Zinovkina M. M., Gareev R. T., Gorev P. M., Utemov V. V. Teoriya resheniya izobretatel'skikh zadach: nauchnoe tvorchestvo: ucheb. posobie, 2-e izd., ispr. i dop. [Theory of solving inventive problems: scientific creativity: textbook. allowance]. Moscow, Yurayt, 2020, 124 p., ISBN 978-5-534-11140-8. (In Russian)

13. Gin S. I. Uchit' po-trizovski. Kak? [Teaching in Trizian way. How?], Shkol'nye tekhnologii [School technologies], 2016, no. 3, pp. 110-112. (In Russian)

14. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of creative abilities]. Moscow, Akademiya, 2002, 320 p., ISBN 5-7695-0888-4. (In Russian)

15. Gal'etov V. P. Rol' TRIZ v reforme sistemy obrazovaniya [The role of TRIZ in the reform of the education system], Tvorcheskie tekhnologii [Creative technologies], Chelyabinsk, YuUGU, 2001, pp. 19-25. (In Russian)

16. Likholetov V. V., Borshchenyuk V. N. O roli tvorcheskikh tekhnologiy v obespechenii konkurentosposobnosti spetsialistov oletov [On the role of creative technologies in ensuring the competitiveness of specialists], Tvorcheskie tekhnologii [Creative technologies]. Chelyabinsk, 2017, pp. 118-123. (In Russian)

17. Gitin A. V. Metody sil'nogo myshleniya [Methods of strong thinking], Uchitelyam o TRIZ [Teachers about TRIZ], Sankt-Peterburg, Soyuz pisateley S.-Peterburga, 2019, no. 4, pp. 11-39. (In Russian)

Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: w2905@mail.ru

Шварева Ирина Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: iri-shv@mail.ru

Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor of the Department of Educational System Development, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: w2905@mail.ru

Shvareva Irina Anatolyevna, lecturer, South Ural State Technical College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: iri-shv@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.