Научная статья на тему 'Развитие творческой активности детей в сельском дошкольном учреждении на основе традиций народа саха'

Развитие творческой активности детей в сельском дошкольном учреждении на основе традиций народа саха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТРАДИЦИИ НАРОДА САХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Татьяна Алексеевна

Творческая активность детей рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях: восприятие окружающего мира ребенком; путь «присвоения» ребенком общечеловеческого опыта, проявляющегося в самостоятельности. Развитие творческой активности детей обусловлено созданием развивающего пространства сельского ДОУ, модель которого основана на этнопедагогических подходах народа саха. Для выяснения сущности развития творческой активности детей рассматриваются принципы и содержание деятельности ДОУ, в которых выражается имманентный человеку способ активного освоения мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности детей в сельском дошкольном учреждении на основе традиций народа саха»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

образовании. Молодой педагогический коллектив, борясь за подлинную марку высшего учебного заведения, проявлял строгую требовательность к знаниям студентов [8].

По 1956 г. включительно вуз выпустил для средней школы 1081 учителя (ЯГПИ) и 1041 учителя с неполным высшим образованием (ЯГУИ). О качестве обучения тех лет свидетельствуют последующие успехи выпускников первых лет. Так, заслуженными учителями школы РСФСР стали Д.Г.Новопашин, М.И.Кершенгольц, М.И.Николаева и др., заслуженными учителями школы ЯАССР — Е.Ю.Келле-Пелле, П.П.Оконешников, П.А.Старостин и многие другие.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1956 г. Якутский государственный педагогический институт был преобразован в Якутский государственный университет.

Таким образом, в 1934 г. состоялось крупнейшее событие для Якутской АССР — открытие первого высшего учебного заведения. Это стало важной вехой в политической и духовной жизни народов Якутии. Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики. Из выпускников ЯГПИ выросло много высококвалифицированных педа-

гогов, заслуженных учителей школ республики и Российской Федерации, отличников народного образования, руководящих работников, писателей и поэтов.

Литература

1. Жегусов И.П. Народное образование за 10 лет // Автономная Якутия. — 1932. — 2 июля.

2. Романов И. О начале пути (воспоминания ветеранов) // Якутский университет. — 1974. — 12 декабря.

3. Катогорова Т. Путь высшей школы в Якутии // Якутский университет. — 1984. — 24 мая.

4. Дирекция (пединститута). Объявление // Социалистическая Якутия. — 1934. — 24 октября. — №246.

5. Аммосова З.А., СивцеваА.С. Библиотека ЯГУ // Якутский государственный университет. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. — 140 с.

6. Шадрин П.И., Попов С.Ф. К 70-летию со дня рождения // Якутский университет. — 1975. — 30 октября.

7. Шадрин П.И. Первые шаги высшей школы в Якутии // Якутский государственный университет. К 50-летию высшей школы в Якутии. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1984. — 28 с.

8. Афанасьев В. И.П.Жегусов // Якутский университет. — 1974. — 16 мая.

УДК 373.2.036(=512.157)

Развитие творческой активности детей в сельском дошкольном учреждении

на основе традиций народа саха

Т. А. Макарова

Творческая активность детей рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях: восприятие окружающего мира ребенком; путь «присвоения» ребенком общечеловеческого опыта, проявляющегося в самостоятельности. Развитие творческой активности детей обусловлено созданием развивающего пространства сельского ДОУ, модель которого основана на этнопедагогических подходах народа саха. Для выяснения сущности развития творческой активности детей рассматриваются принципы и содержание деятельности ДОУ, в которых выражается имманентный человеку способ активного освоения мира.

Creative activity of children is regarded as the way ofprocess: the child's perception of the world; the way the child «takes» human experience when he begins to show his independence. The development of creative activity is connected with the kindergarten. The model of kindergarten is based on ethnopedagogical approaches of the Sakha Republic people. To understand the essence of the development of a child's creative activity, one must pay attention to the principles of kindergarten's work.

Ключевые слова: творческая активность, сельские дошкольные учреждения, традиции народа саха.

Преобразования, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования.

В.И. Андреев в своей работе «Педагогика творческого саморазвития» пишет: «Эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания, в том числе и педагогических проблем творческого саморазвития личности, невозможно без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического метапринципа в педагогике. И это неслучайно, ибо даже

само понятие «культура» очень близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание».

В традициях отечественной педагогической психологии и, прежде всего, в культурно-историческом подходе источник развития рассмотрен не в самом человеке, а вынесен вовне — в культурно-исторический опыт. Этот опыт зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания, произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими процессами и развивается. Такая обуслов-

МАКАРОВА Татьяна Алексеевна — методист ЦРР детского сада с. Сылан Чурапчинского улуса РС(Я).

ленность человеческого развития объектами культуры позволяет их рассматривать как психологические органы или орудия развития. М.К.Мамардашвили называет их органами амплификаторами или «машинами рождения». Они не просто дают человеку некоторые представления о мире, но и порождают новый личностно-значимый опыт, определенные качества и состояния. В качестве ампли-фикаторов («машин рождения») для ребенка выступают игра, средства массовой коммуникации, сказка и изобразительная деятельность.

Н. А.Бердяев считал, что «...культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [8, с. 166]. По мнению В.С.Библера, школа должна перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», а для этого надо понять, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры — это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник нашей школы» [1, с. 21].

Концепция творчества, одна из центральных и сквозных, по М.М.Бахтину, есть «...концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества ... обозначается способ представленности человека в культуре, или, точнее, способ жизни человека в культуре» [4, с. 111]. Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте жизни и исторического движения культур, можно представить как сознание (производство) текстов, которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной активности.

Н.И.Бугаев подчеркивает, что «культура — это не только нечто, что человек должен освоить, чтобы посредством нее включиться в структуру и динамику цивилизации, формирующие его собственную жизненную среду. Культура не только требование, но одновременно и форма определенных адаптационных качеств. В своей самой глубинной сущности культура является внешней потенцией человека. Она представляет человеческие возможности (способности, умения, устремления и т.п.), выраженные в форме предметно зафиксированных материальных, социально-организационных и духовных объектов (К.Кодуэлл).

Итак, культура не только требование определенных адаптационных качеств, но одновременно и форма, являющаяся внешней потенцией человека. Функции культуры — это и аспекты реализации потенций человека, развития его личности» [4, с. 18].

К.Д.Уткин в своей работе «Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии» отмечает, что якутская религия как особое проявление духовности в большей степени раскрыла самосущность человека. Осознание им своей исходности от высших сил небесного происхождения, от живой и чувствующей природы не только породило целостное построение рационально-логического миросозерцания, но и целую систему мировоззренческих воззрений. Народная мудрость, накопленная тысячелетней предысторией сложения собственной культуры, постепенно выработала систему мировоззрен-

ческих установок, тем самым обуславливая единый облик и дух национальной философии народа саха» [7, с. 117].

Якутская философия всем своим существом и всей сутью возвеличивает человека, помогая ему найти свою духовную нишу в меняющемся мире, обеспечивая нравственно-этическим ориентиром. Не только эмпирический опыт народа, но, прежде всего, нетленное духовное наследие, унаследованное от наших предков, помогают нам найти себя, правильно оценить свои возможности и сделать свой определяющий самовыбор. Великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что у любого народа существует своя, отвечающая условиям его исторического развития, его нуждам и потребностям, система воспитания. Эти слова великого педагога в полной мере относятся и к этнопедагогике якутского народа. В этнопедагогическом осмыслении процесса современного воспитания надо исходить из непреложной истины: все народы — великие педагоги, все великие педагоги — народы.

Совокупность знаний, правил, обычаев и традиций народа саха по воспитанию и обучению молодежи, накопленных и проверенных многовековой житейской практикой, составляет основное содержание этнопедагогики. Самые прогрессивные идеи, лучшие методы и приемы, выделенные в этнопедагогике, целесообразно использовать в практике учебно-воспитательной работы в современных образовательных учреждениях.

Наш творческий коллектив ЦРР — детского сада «Су-лусчаан» с. Сылан Чурапчинского улуса с 2003 г. занимается проблемой создания модели развивающей среды дошкольников на основе этнопедагогических подходов. Нами разработана модель ДОУ «Открытое образовательное пространство "Айыы одотун эйгэтэ"». «Айыы» — это человек воспитанный в духе народа, человек творческий, саморазвивающийся.

В организации педагогического процесса нами определены основные методы и приемы из этнопедагогиче-ского подхода:

— «куолаан иитии» (коллективное воспитание) или всеобщее участие жителей социума в образовании детей, которое основано на следующих принципах:

— открытость образовательного пространства;

— совместная деятельность детей и взрослых в сообществах, участниками которых являются дети дошкольного возраста, ученики начальных классов, воспитатели, учителя, родители и жители наслега. В воспитании детей дошкольного возраста принимают участие все слои населения, что обеспечивает общение старших и младших, передачу культурного наследия народа.

— использование культуры народа как средство развития детей, как механизм самодетерминации личности, восприятия мира и формирование субъективного образа мира. В содержание образования в детско-взрослых сообществах включены ознакомление с якутскими народными сказками, баснями, пословицами, загадками, традициями и обычаями народа, прослушивание записей олон-хо, использование народных подвижных игр, народного прикладного искусства, умение играть на хомусе и т.д. Вся система этнопедагогики с давних времен отражена, как в зеркале, в богатом, разнообразном устном народном творчестве — фольклоре, в героическом эпосе олон-хо, сказках и рассказах, легендах и преданиях, песнях и играх, загадках, пословицах и поговорках, изречениях и

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКС

скороговорках, в которых образно описаны обычаи и традиции, стереотипы поведения этноса. В эпических сказаниях, сказках, исторических преданиях самостоятельно выделяется этическое понятие «кикиэхэ киЬилии сы-Ьыан», притом на уровне мировоззренческих установок. Во всей гамме взаимоотношений людей исходной позицией регламентации отношений выступает гуманистическая формула социальной философии «Айыы киИитэ аИыныгас, кун киИитэ кемускэс» (изначально добрый, изнутри обязательный»). Как вечный завет предков, их этический ориентир навсегда остался в памяти народа, и сегодня служит нравственной парадигмой человеческого поведения. Доброта и чуткость человека воспринимаются обществом как критерий нравственности, благоразумных отношений: «Утуе киИи утуетун ус уйэдэ умнубаттар» (доброе имя человека не забывается в продолжение жизни трех поколений).

Народная мудрость образно и емко выражает нравственную позицию через сюжетные построения эпических сказаний, мифологических преданий, исторических рассказов.

— воспитание в духе трудовой деятельности — одна из главных прогрессивных традиций в семейной культуре якутов.

Воспитание в труде тесным образом было связано с воспитанием чувства ответственности (Б.Н.Попов). Это достигалось несколькими путями:

— поручение детям выполнять такие дела, которые не только важны для удовлетворения их личных желаний и потребностей, но и имеют значение для близких им людей. Здесь неразрывно связаны личная потребность ребенка в труде и потребность делать добро другим;

— привитие детям положительного отношения к труду, желания и психологической готовности трудиться. Учили детей самостоятельно отбирать и готовить нужный материал для труда, знать последовательность действий и правильно оценивать результат труда;

— обсуждение с детьми возможных и необходимых для окружающих дел. («Как вы думаете, что нужно делать?») Советы давались в процессе труда;

— предоставление детям самостоятельности при выполнении порученного дела. Якуты хорошо знали, что самостоятельность — качество, необходимое ребенку не только для успешного освоения трудовых операций, но и для жизни вообще.

Ведущим средством и формой воспитания в нашей модели является любой вид деятельности, которую ребенок может выполнить относительно независимо от взрослого, самостоятельно. При этом обращается внимание на следующую структуру деятельности:

— сам определяет замысел (цель, мотив) деятельности;

— сам выбирает предмет, то, что нуждается в преобразовании, изменении (материал);

— в соответствии с особенностями материала отбирает средства (орудия, инструменты) деятельности;

— сам совершает систему действий, достигая результата;

— сам оценивает результат (и дает оценку себе как субъекту деятельности);

— определяет на основе самосознания (самопознания и самоотношения; задачи самовоспитания и само-

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ...

образования), то есть становление ребенка как субъекта деятельности.

Основным способом мировосприятия ребенка считаем вхождение в культуру. В настоящее время в изучении культуры определилось три направления:

1. Как совокупность материальных и духовных ценностей;

2. Как специфический способ человеческой деятельности;

3. Как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для общения друг с другом и с педагогом — актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.). Куль -турные образцы, которые усваивает ребенок, по мнению Запорожца, являются не источником, а результатом развития. Начало же психического развития ребенка лежит в овладении смыслом собственных действий. Осмысленное действие невозможно в абстрактном пространстве, в некотором человеческом вакууме. Оно возникает в процессе живого сопереживания ребенка другому человеку.

Поэтому грамотным «педагогическим режимом» является такой, который предусматривает для детей «специфические детские виды деятельности». Это виды деятельности, к которым ребенок может отнестись эмоционально, смысл которых понимает и действует в них как субъект.

Наш девиз: «Развивается деятельность ребенка — развивается сам ребенок» (А.В.Запорожец).

Базисным обучением дошкольника можно считать такое, которое обеспечивает ему базисное развитие личностных качеств. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. В.Т.Кудрявцев в статье «Открытие для других — открытие для себя — открытие себя» отмечает: «Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества. Ребенок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приемов труда, т. е. в обычном смысле не создает ничего нового...» «Результат — открытие для себя — не столько создание нового предмета, сколько изменение, происходящее в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений» [6, с. 71—78]. У Л.С.Выготского творчество (жизнетворчество) связано с «созданием новых форм поведения». «Каждая наша мысль, каждое движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Именно поэтому творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие ребенка

[4, с. 113—118]. Творческая активность детей дошкольного возраста протекает в двух направлениях:

— восприятие окружающего мира ребенком;

— путь «присвоения» ребенком общечеловеческого опыта, проявляющегося в самостоятельности (Л.С.Выготский).

Основным принципом открытого образовательного пространства является выбор деятельности детьми и педагогами. Дети по интересам выбирают вид деятельности, воспитателя, партнера в игре. Ведущим видом деятельности является игра. Поэтому мы предоставляем возможность играть, т.е. много времени уделяется самостоятельным видам игр: сюжетно-ролевым, творческим.

В формировании экологической культуры дошкольников большую роль играет знакомство с народными традициями и обычаями. Наши предки были детьми природы, преклонялись перед ней, испытывали упоение родной природой.

Одним из философских воззрений, на которое опирается народная педагогика, является природосообразность в воспитании. Содержание образовательного процесса, по мнению народа, должно сообразовываться с природой. Весь педагогический процесс основан на содержании якутского календаря, разработанного Г.С.Поповой-Са-наайа. Выработаны традиционные тематические развлечения «Байанай киэИэтэ», «Тагсха киэИэтэ», «Остуоруйа ыйа», «ДьеИегей ыйа», «ЫЬыах», «День земли».

Якутский народ в течение многих столетий создал самобытную житейскую педагогику по воспитанию молодого поколения с учетом суровых природно-климатических, социально-экономических, национально-бытовых условий жизни, что стало основой в разработке модели нашего ДОУ.

Таким образом, предоставляя детям возможность выбирать вид деятельности, систематически наблюдая за развитием детей, используя культуру народа как средство развития детей в совместных детско-взрослых сообществах, мы формируем базовые основы социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержку индивидуальности ребенка, развиваем их творческие способности, заботимся о психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитываем гражданские качества и приобщаем к народной культуре.

В создании современной развивающей среды дошкольников, в организации педагогического процесса в ДОУ большую роль играют этнопедагогические взгляды и мировоззрение народа.

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т./ Авт. вступит. статьи А.Н.Леонтьев; сост. М.Г.Ярошевский. — М.: Педагогика, 1984.

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986.

3. Запорожец А.В. Избранные псих. труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 316; Т. 2. — С. 296.

4. ПоддьяковН.Н. Развитие идей А.В.Запорожца в исследовании творческой активности детей. // Вопросы психологии. — 2005. — №5. — С. 113—118.

5. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. // Дошкольное воспитание. — 2006. — №12. — С. 82.

6. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. — 2006. — №5. — С. 71—78.

7. Уткин К.Д. Сборник трудов. Т. 1. С. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.