Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования'

Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / CREATIVITY / HUMANISTIC PARADIGM / HUMANIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS / SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дондокова Римма Батомункуевна

В статье рассматривается понятие «творческий потенциал учителя», которое представляет собой системновыраженные возможности его активных профессионально-личностных качеств, реализуемых в педагогическом мастерстве, искусстве гуманного обращения с учащимися, а также в создаваемых им ситуациях, стимулирующих инициативу, познавательную и общественную активность его воспитанников, в целом индивидуальное своеобразие развития личности каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF TEACHERS CREATIVE POTENTIAL IN CONDITIONS OF EDUCATION HUMANIZATION

The article deals with the notion "the creative potential of teachers" as system-expressed possibilities of his active professional and personal qualities, realized in pedagogical skills, humane attitude to students, and in created by him situations, which encourage the initiative, cognitive and social activism of pupils their individual uniqueness of each individual.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования»

Литература

1. Никифоров Л.В. Социально-экономический потенциал села. - М.: Наука, 1986. - 208 с.

2. Социальное развитие села: проблемы и тенденции (информационно-аналитический обзор) // Экономист. - 2000. - №2. - С.91.

Дамдинов Алдар Валерьевич, кандидат исторических наук, министр образования и науки Республики Бурятия.

Тел. (301-2) 214915

Damdinov Aldar Valerievich, candidate of historical sciences, minister of education and science of the Republic of Buryatia.

УДК 378.1

Р.Б Дондокова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается понятие «творческий потенциал учителя», которое представляет собой системновыраженные возможности его активных профессионально-личностных качеств, реализуемых в педагогическом мастерстве, искусстве гуманного обращения с учащимися, а также в создаваемых им ситуациях, стимулирующих инициативу, познавательную и общественную активность его воспитанников, в целом индивидуальное своеобразие развития личности каждого.

Ключевые слова: творческий потенциал, гуманистическая парадигма, гуманизация образования, профессиональная подготовка студентов, самореализация личности.

R.B. Dondokova

THE DEVELOPMENT OF TEACHER’S CREATIVE POTENTIAL IN CONDITIONS OF EDUCATION HUMANIZATION

The article deals with the notion "the creative potential of teachers" as system-expressed possibilities of his active professional and personal qualities, realized in pedagogical skills, humane attitude to students, and in created by him situations, which encourage the initiative, cognitive and social activism of pupils - their individual uniqueness of each individual.

Keywords: creativity, humanistic paradigm, humanization of education, professional training of students, self-realization of personality.

Проблема творческого потенциала учителя в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания приобретает исключительно важное значение и актуальность. Она обусловлена прежде всего целым рядом существенных факторов общественного развития страны, происходящими преобразованиями в структуре жизнедеятельности общества, в том числе сферы образования, школы, деятельности учителей. В обществе происходят серьезные ценностные изменения, которые характеризуются ломкой образа жизни, системы идеалов, норм и принципов, социальных, политических, идеологических и духовных ориентаций человека. Сущность человека во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, чем мотивирует свою деятельность. Тем важнее в современных реалиях акцентировать внимание на принципах, отражающих гуманистические ценности. Гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, профессионального роста. И, несомненно, гуманизация образования и воспитания является важнейшей характеристикой образа жизни и профессиональной деятельности педагогов, в том числе и будущих специалистов. Гуманизация представляет собой ключевой элемент нового педагогического мышления, смыслом которого становится творческое, высоконравственное и профессиональное развитие личности, установление подлинно гуманных отношений между субъектами педагогического процесса.

Ориентация на развитие личности - важнейшая среди гуманистических ценностей. Развитие личности в гармонии с общечеловеческими и национальными духовными ценностями зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Значимая и продуктивно организованная деятельность по овладению духовной, профессиональной культурой является условием развития личности. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет активно реализовывать ее в профессиональнопедагогической подготовке студентов. Процесс профессионального становления студентов педвуза обусловливает единство и преемственность всех дисциплин в реализации стратегии гуманизации об-

2011/1

разования, полисубъектности отношений и т.д. Несомненно, что особое значение имеет профессионально-ценностная ориентация педагога, которая будет определять его отношения с учащимися, преподавание предметов, педагогическую деятельность. Следовательно, основная задача в подготовке педагогов - создать условия для его саморазвития, творческой деятельности.

Истоками данного направления являются гуманистическая традиция в российском образовании и воспитании, представление о педагогическом идеале учителя, идеях творчества, гуманизма творчества, отраженных в истории педагогической мысли России.

Основой и целями гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования являются полноценное развитие человека, самореализация его творческого потенциала. Генеральной целевой установкой концепции педагогического образования (1989 г.) становится утверждение принципа непрерывного развития творческого потенциала учителя на этапе профессионального совершенствования. Несформированность творческого потенциала сдерживает процессы гуманизации школы. Такое положение во многом объясняется слабой разработанностью теоретических вопросов проблемы. Исследование генезиса проблемы требует системного (междисциплинарного) подхода, осмысления его на основе философских, аксиологических, психологических, историкопедагогических, культурологических исследований отечественного образования и воспитания.

Творчество неразрывно связано с идеей гуманизации. «Знания, творчество, достоинство, свобода, человеколюбие и справедливость личности должны стать определяющими нравственными и правовыми принципами будущей гуманистической российской цивилизации» (Волков Ю.Г., 1995). Важнейшим принципом должен стать принцип свободы творчества личности во всех ее формах, определяющий формирование качеств новой гуманистической личности как главной цели будущего общества. Сущность гуманистической парадигмы образования и творческого потенциала учителя определяется признанием ценности личности ученика, его возможностей и способностей, совместным творчеством учителя и ученика на основе гуманных отношений, их паритетного диалогического общения, ценностными установками педагога, ориентированными на становление полноценной личности юного человека. «Учительская профессия в самом высшем смысле гуманистична», поскольку учитель своим трудом «... формирует природу самого человека» (Равкин З.И., 1997).

Значение эффективности творческого потенциала учителя определяется прежде всего качеством личности воспитанника, сформированностью гуманистического мировоззрения, нравственных качеств, гражданственности, любовью к Отечеству, уважением к истории, культуре своего народа. Учитель обязан быть творческой, интеллигентной, духовной, профессионально компетентной, конкурентоспособной личностью. Все более усложняющиеся условия деятельности потребуют от учителя высокого уровня духовно-нравственного потенциала. В.М. Поздняков подчеркивал, что «. творческий потенциал личности представляет собой многоплановый структурно-сложный феномен. », среди основных компонентов которого он выделяет направленность личности на созидание и достижение оригинальных социально значимых и прогрессивных результатов; творческий стиль решения проблем; психодинамические способности, содействующие эффективному энергетическому обеспечению организма при реализации творческой деятельности.

Проблема творческого потенциала учителя приобретает особенно важное значение в профессиональном его становлении. Эта сложнейшая задача решается путем различных психологопедагогических воздействий на студентов. В зависимости от их характера педагогика творчества дифференцируется на активизирующую, проектирующую, корректирующую развитие творчества. Пробуждение в человеке его творческих возможностей является наиболее трудной практической задачей. Воздействия активизирующей педагогики творчества направлены на развитие человека. Роль преподавателей в развитии потенциала личности студентов безусловно неоценима, но для этого ему необходимо обладать потенциальными творческими возможностями и соответствующими профессионально-личностными качествами.

Гуманистическая парадигма воспитания и образования предполагает приоритетность ценностных установок учителя на творчество в его многообразной деятельности. Творчество в психологопедагогическом смысле выступает как развитие высших потенциальных возможностей учителя, педагогических ценностей. Педагогическое творчество как психолого-педагогический феномен имеет глубокие исторические корни (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник и др.). В психолого-педагогической литературе недостаточно четко определено понятие «творческий потенциал учителя». Термин широко употребляется в связи с педагогическим творчеством (проявление способностей, задатков, инновационный характер профессиональной дея-

тельности).

Понятие «творческий потенциал учителя» связано с зарождением замысла деятельности креативного свойства. Общие и специфические особенности творческого потенциала прослеживаются в концепции развития человека как личности и как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев), в концепции развития личности (А.В. Петровский), теории психологии педагогического творчества (Я.А. Пономарев), психологической концепции труда учителя (Ф.Н. Гоноболин, А.К. Маркова). Учеными признан как непреложный тот факт, что творческий потенциал учителя - одна из основных проблем психологии творчества. Я.А. Пономарев предполагает наличие «развитого внутреннего плана действий», «мотивационной напряженности», «интеллектуальной активности», «инициативы» и т.д. Присутствие «внутреннего плана действий» является существенным показателем интеллектуальномотивационного развития человека, сформированности его убеждений, интересов, мотивов, притязаний, ценностных ориентаций и т.п. Для формирования человека с высоким творческим потенциалом нужны адекватные педагогические действия. Изложенное выше составляет предметное содержание понятия «творческий потенциал личности учителя».

Сущность творческого потенциала учителя связывается с раскрытием креативных способностей человека. Она изучается как фактор, способствующий активности жизненных установок личности, стимулирующий творческую деятельность учителя, позволяющий нестандартно решать проблемные и тупиковые ситуации. «Развиваясь в процессе деятельности и соединяясь с ведущими мотивами, креативность функционально закрепляется в структуре личности и проявляется (в случае успешности реализации) как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя тем самым стиль самой деятельности» (Козленко В.Н., 1990). Являясь одной из ведущих составных сторон творческого потенциала, креативность обеспечивает его качественное содержание, функционирование специальных способностей (Лисовская В.А., 1984).

Существенным источником выявления и интерпретации сущности творческого потенциала учителя является анализ гуманистических идей, теорий, концепций, утверждающих ценности национальной школы, личности учителя-гуманиста, личности ученика как субъекта собственного развития, приоритетность творчества и творческого потенциала учителя, осуществляемых в курсе изучения психолого-педагогических дисциплин. К ним следует отнести гуманистическую концепцию В.А. Су-хомлинского, концепцию педагогического стимулирования (Л.Ю. Гордин, А.П. Кондратюк), теорию оптимизации (Ю.К. Бабанский) и т.п. Названные концепции раскрывают сущность гуманистической парадигмы отечественного образования, они преемственно связаны с гуманистической тенденцией отечественной педагогики, отражают этапы познания педагогического явления (творческий потенциал учителя) во взаимосвязи с другими аспектами проблемы.

В концепции В.А. Сухомлинского был выдвинут широкий круг проблем творческой личности учителя, качеств творческого потенциала, раскрыта специфика творчества. Творчество он понимал как особую направленность интеллекта, особую взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в созидательной деятельности. «Педагогическое творчество, - писал В.А. Сухомлинский, - это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, прежде всего свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями» (Сухомлинский В.А., 1981).

В концептуальных новаторских идеях педагогического стимулирования (З.И. Равкин) утверждается отношение учителя к ученику как к высшей ценности. Стимулирование, интенсивное развитие интеллектуальных, нравственных и физических возможностей с учетом особенностей ребенка, исключающее «авторитарность силы», призваны обеспечивать формирование творческой, подлинно активной личности, активизации движущих сил деятельности личности. Гуманизм концепции состоит в том, что она нацелена на раскрытие потенциальных возможностей и задатков. Решающим условием гуманистической парадигмы является творческий потенциал учителя, его личность, которая синтезирует в себе способность проникать в психологический мир человека, высокую гражданственность, нравственность, новаторство, образованность.

Гуманизация образования предполагает, что общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности учителя происходит с учетом общественных потребностей и личных запросов. «Стратегию современного педагогического образования составляют субъектное развитие и саморазвитие личности учителя., способного выходить за рамки нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле», эта стратегия ориентирована на становление духовно развитой личности учителя, обладающего целостным гуманистиче-

2011/1

ским мироощущением».

Постановка данной проблемы ставит перед педагогическими вузами новые задачи. В основе подготовки будущих педагогов должна быть заложена гуманистическая парадигма педагогического образования, базирующаяся на личностном, деятельностном, антропологическом подходах, общечеловеческих и национальных ценностях, развитии и стимулировании творчества.

В контексте гуманизации педагогического образования необходимо также изучение и формирование интегральных характеристик педагогической деятельности: направленность, эрудиция, способности и умения, черты характера (В .И. Загвязинский).

Все изложенное позволяет дать более обобщенное и целостное определение понятия «творческий потенциал учителя». В свете современной гуманистической парадигмы образования он представляет собой системно выраженные возможности его активных профессионально-личностных качеств, реализуемых в педагогическом мастерстве, искусстве гуманного обращения с учащимися, а также в создаваемых им ситуациях, стимулирующих инициативу, познавательную и общественную активность его воспитанников, в целом индивидуальное своеобразие развития личности каждого (Гиреева Л. Д., 1997).

Литература

1. Андреев В.И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века // Педагогическое образование для XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М., 1994. - С. 13.

2. Поздняков В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению // Становление человека в творчестве. - М., 1994. С.190.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976. - С. 99.

4. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Основы общей теории //Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. - Йошкар-Ола, 1972. - С. 10.

Дондокова Римма Батомункуевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета, тел. (301-2) 442395.

Dondokova Rimma Batomunkuevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of primary and preschool education, Buryat State University.

УДК 14.01.11

О.И. Гербет, ОН Апанасенко

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Серьезную озабоченность и беспокойство семьи, школы, общественности вызывают дети группы риска. В статье сделана попытка проанализировать некоторые подходы к воспитанию детей данной категории.

Ключевые слова: группа риска, девиантное поведение, коррекционные классы.

O.I. Gerbet, O.N. Apanasenko

ABOUT THE RESPONSIBILITY OF ADULTS FOR SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS FROM RISK GROUP

Children of risk group cause a serious concern and anxiety of school, family and society. The article makes an attempt to analyze some approaches to education of this category of children.

Keywords: risk group, deviate behavior, correction classes.

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из сложных задач для взрослого сообщества, так как каждый этап взросления ребенка сопровождается множеством трудностей. Взрослое сообщество тревожит растущее число подростков группы риска: беспризорных, безнадзорных, трудновоспитуемых, «трудных», педагогически запущенных и т.д. Ученые разрабатывают адекватные методики диагностирования таких детей, выявляют объективные и субъективные причины, обусловливающие отклонения детей от социальных норм. Сегодня наиболее отчетливо проявляется кризис развития ребенка на стадии подросткового возраста. Кризис проявляется в том, что столкновение интересов индивида с требованиями социальной среды может привести либо к их согласованию и к социальной адаптации личности, либо к рассогласованию и социальной изоляции. Кроме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.