сы и потребности. В течение трех последующих лет на отделении истории культуры осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию творческих качеств студентов-филологов средствами музыки, через изучение особенностей
Примечания
взаимодействия музыкальной и речевой интонации в вокально-песенных произведениях. Итоги проведенной экспериментальной работы подтвердили целесообразность и результативность выбранных педагогических условий.
1. Бернс, Х. В. Стандарты в высшем образовании [Текст] / Х. В. Бернс // Суд над системой образования: Стратегия на будущее / под ред. У.Д. Джонстона. - М.: Педагогика, 1991. - С. 75-99.
2. Волынкина, Н. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности [Текст] / Н. Волынкина // Альма Матер (Вестн. высш. шк.). - 2004 - № 9. - С. 29-32.
3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №35. - Ст. 4135.
4. Казурова, А. С. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: Опыт и перспективы [Текст] / А.С. Казурова. - М., 2005. - 94 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М., 2003. - 528 с.
6. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И. Пидкасистый и др. - М., 1999. - 353 с.
7. Туравец, Н. Р. Междисциплинарная подготовка студентов-музыкантов в вузе [Текст] / Н.Р. Туравец// Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: [сб. мат. конференции].- Краснодар: КГУКИ, 2005. - Вып.2. - С. 146-149.
Л.М. Петрова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Человечество давно оценило силу искусства по степени его влияния на человека. Поэтому уже античная система образования включала в себя искусство как средство гармонизации личности человека.
Развитие творческого потенциала личности - это развитие способности к созиданию. Творчество - это созидание. Формы творчества бесконечно разнообразны, сущность одна - созидание.
Одной из форм педагогического творчества в сфере театрального искусства несомненно является формирование творческой личности. Начинается оно с развития творческого потенциала в условиях средней школы. Школа, как известно, является сферой воспитания, образования и обучения. Именно воспитанию принадлежит главная роль в деле развития творческого потенциала. А средством для этого является театральное искусство, способное целостно, гармонично развивать личность.
В системе нашего среднего образования сложились и укоренились принципы такого воспитания и обучения, которые способ-
ствуют развитию интеллекта школьника, эмоциональная же сфера личности, сфера чувств, образное мышление оказываются как бы вне внимания школы. Даже гуманитарные предметы (литература, история, а сегодня еще и мировая художественная культура), уроки рисования, музыки тоже почему-то больше нацелены на развитие интеллекта, чем на развитие эмоций ребенка. Между тем уровень развития эмоциональной сферы личности - показатель человеческой сущности в человеке.
Человек - часть природы. Мозг человека - тот инструмент, который позволяет ему приспосабливаться, адаптироваться в окружающей среде. При этом роль полушарий головного мозга различна. Левое полушарие «ведает» социальной адаптацией, т.е. умением жить в обществе себе подобных. Правое полушарие способствует физической, природной адаптации, «ведает» сферой образов, чувств. Поэтому, развивая левое полушарие обучением наукам, социальным навыкам и т.п. и оставляя вне внимания правое полушарие (образное вос-
приятие окружающего мира и эмоциональное к нему отношение), мы оставляем ребенка один на один в мире природной (физической) адаптации. И тогда у маленького человека развивается агрессия на всё в окружающем мире. Агрессия идет от страха, а страх - от незнания и неразвитости эмоций. Вот почему общение с искусством необходимо на самых ранних стадиях воспитания человека.
Отрадно, что ныне искусство всё настойчивее входит в систему школьного воспитания. Однако ему почти всегда отводится внеучебное время, а следовательно, это -занятия школьников в кружках, студиях, которые, как правило, проводят учителя-энтузиасты; исчерпывается энтузиазм -прекращаются занятия. Причем они необязательны для всех. Между тем смысл этих занятий в том, чтобы искусство охватывало всех школьников и чтобы была выработана система занятий искусством.
И здесь предпочтение должно быть отдано театральному искусству. Его синтетичность (оно вбирает в себя литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, лицедейство актера и т.д.), наглядность, действенность, эмоциональная заразительность (отражение действительности в ее формах, действии, движении), обманчивая простота («и я так могу») всегда были привлекательны. Но главное отличие театрального искусства от других видов искусств заключается не только и не столько в его природной специфике, сколько в том, как начинается процесс посвящения в искусство. Как известно, ознакомление с любым видом искусства, кроме театрального, начинается с воспитания и развития профессиональных навыков (постановка руки - у музыканта, художника; ног - у танцора и т.д.). Процесс же знакомства с театральным искусством начинается с воспитания этики взаимоотношений в коллективе, эстетического отношения к окружающему миру и воспитания мировоззрения; овладение профессиональными навыками наступает позже - на фоне уже достигнутой этико-эстетической воспитанности.
Чтобы достичь этой цели, необходимо включить предмет «Театральное искусство» в сетку расписания уроков, необходимо также, чтобы преподавание этого предмета осуществлялось специалистом - режиссером-педагогом, понимающим смысл и значение театра в воспитании, умеющим
трансформировать задачи формирования творческой личности в задачи конкретно-педагогические.
В одной из московских школ нам в течение двенадцатилетней работы в основном удалось реализовать заявленные идеи. Изначально перед администрацией школы, которая была озабочена развитием воспитательного процесса, были сформулированы эти идеи и условия их реализации. При этом специально оговаривались вопросы о публичных выступлениях: творческий отчет в конце учебного года и никакого «обслуживания» разного рода «красных дат» (за исключением Дня Победы). Этот режим был оговорен для работы школьной театральной студии. Руководство школы вполне разделяло наши опасения негативного воздействия скоропалительных сценических выступлений детей на воспитательный процесс, который должен совершаться средствами театрального искусства.
Помимо театральной студии, в школе был введен предмет «Театральное искусство в мировой художественной культуре» - сначала в специализированном классе гуманитарного направления обучения, а впоследствии и в гимназических классах. В театральной студии занимались преимущественно учащиеся гимназических классов. Сочетание теоретического обучения на уроках с практикой актерского мастерства, сценической речи, пластикой в театральной студии дало заметные результаты в деле формирования творческого потенциала и творческой личности в целом. Далеко не сразу, но это творческое начало стало проявляться практически на всех учебных предметах: дети, занимавшиеся театральным искусством, лучше и с повышенным интересом овладевали не только гуманитарными, но всеми обязательными школьными предметами. Разумеется, повышенный интерес к своему предмету учителя-предметники приписывали себе. Но почему-то при этом они не сопоставляли результатов его отсутствия в классах, в которых театральное искусство не преподавалось.
Однако путь этот для педагога-режиссера отнюдь не усыпан розами; немало коварных «рифов» поджидает его на этом пути, что создает немалые психологические и педагогические трудности.
Первая проблема возникла вследствие того, что для детей подобные уроки стали неким «навязыванием» со стороны администрации школы. Поэтому некоторые дети
и их родители восприняли введение учебного предмета «Театральное искусство» как «перегрузку» учеников новым «совершенно ненужным предметом». Действительно, скорого результата от воздействия театрального искусства на развитие личности не бывает; оно скажется через достаточно продолжительный период планомерных систематических занятий и при использовании верной методики. Следовательно, педагогу предстоит преодолевать на первых порах это неосознанное сопротивление части учеников и их родителей. А преодоление возможно только через повышенный интерес к искусству театра; и его надо вырастить в учениках, которые практически не знают, что такое театр, путают его с любым зрелищем, с цирком, с КВН и т.п.
Другая сложность заключается в часто проявляемом потребительском отношении к появившейся возможности постигать и овладевать театральным искусством - от педагога начинают настойчиво требовать выступлений детей по различным поводам, несмотря на заранее оговоренные условия, исключавшие такие выступления. И преподавателю театрального искусства приходится стойко держать оборону, не поддаваясь ни на уговоры, ни на угрозы. Здесь должна быть проявлена бескомпромиссная твердость.
Вопросы воспитания средствами театрального искусства - это вопросы содержания, методики, системы воспитания, следовательно, - это вопросы учебной программы.
Театральный педагог, оказавшись в условиях средней общеобразовательной школы, чаще всего начинает занятия театральным искусством с тренингов по мастерству актера, как это делается в профессиональных учебных заведениях. Но в описываемом варианте (т.е. когда урок театрального искусства идет внутри других уроков школьного расписания и дети специально не отобраны для актерских занятий) такие занятия преждевременны. Тренинг призван вырабатывать профессиональные навыки, а задача педагога в школе на первом этапе -расширить и углубить эмоции школьника. Значит, наиболее приемлемой формой занятий может и должна стать система игр. Таким образом, цели и задачи тренинга должны быть изменены.
Развитие эмоциональности может быть достигнуто, например, привлечением внимания школьника ко всему, что его окру-
жает в реальной жизни. В профессиональной системе тренингов есть ряд упражнений, направленных на развитие слухового внимания: «слушаем тишину». В нашем примере это упражнение непременно должно трансформироваться, изменив свою целенаправленность. Мы со школьниками тоже будем «слушать тишину» в классе, а затем обязательно попытаемся «увидеть» тишину в пейзажах Левитана, Куинджи, Васильева и т.д. Затем попытаемся «услышать» тишину в музыке, например, в «Ночной серенаде» Шуберта или «Лунной сонате» Бетховена. И, конечно же, нам будет интересно «увидеть» ее в поэзии Пушкина («Тиха украинская ночь...») или прозе Гоголя («Знаете ли вы украинскую ночь?..»). Мы, таким образом, адресуемся к широкому спектру чувств и ощущений ребенка, что, несомненно, расширяет его эмоциональную сферу, которая не замедлит выразиться и во внешнем поведении.
Этот пример, на наш взгляд, красноречиво убеждает в необходимости трансформирования всех упражнений из арсенала тренингов элементов актерского мастерства в игровые формы, где суть - сам процесс игры и удовольствие, получаемое от нее. Поэтому составление авторской программы предмета, которая бы отвечала задачам формирования творческого потенциала, развития эмоциональной сферы личности, становится важнейшей заботой педагога.
В начале 90-х годов, когда многие школы обратились к театральному искусству и педагоги искали свои пути, вопрос о программе был решен появлением таковой: «Уроки театра на уроках в школе». Она была создана в НИИ художественного воспитания АПН СССР. И на какое-то время программный «голод» был утолен.Но вскоре оказалось, что руководствоваться ею без специальных практических занятий с автором этой программы сложно. В самом деле, в каждой школе - свои конкретные условия: контингент учащихся, традиции, атмосфера школьной жизни. Эти условия неповторимы, унифицировать их в случае с театральным искусством невозможно. «Внедрение» какого-либо проекта будет успешно там, где речь идет о технической новинке. А программа воспитания и развития творческого потенциала средствами театра всегда основывается на уникальном опыте театрального педагога. Выход один - составление «своей», авторской программы. Правда, есть интересный опыт группы театраль-
ных педагогов Владимира, которые где в течение целого ряда лет разрабатывают программу технологии и методики развития личности ребенка средствами театрального искусства с1 по11 класс. Практический опыт интересен, программа же еще не сложилась.
Убедившись в невозможности пользоваться «чужой» программой, поскольку она не позволяла решать поставленные нами задачи, мы сформировали «свою», авторскую, и многократно (в течение 12 лет) проверили ее собственной практикой в одной из московских школ Северного округа. Программа наша рассчитана на семилетний период - с пятого по одиннадцатый класс. Структура ее такова: в 5-6 классах предусматриваются в основном коллективные игровые упражнения, направленные на развитие устойчивого внимания, воображения, логики и последовательности действий и ряда других элементов действия; а также игры в театр и простейшие ролевые игры (этюды). Параллельно с игровыми упражнениями предусматривается ознакомление с искусством театра, с его специфическими особенностями: «Путешествие по театральной программке», «Путешествие за кулисы театра». Школьники 5-6-х классов, таким образом, знакомятся и со «структурой» театрального искусства, и с театральными профессиями. В 7-11-х классах предлагается более глубокое теоретическое и практическое изучение развития художественной культуры эпохи (от Античности до современности) и места театра в этом процессе. Например: «Античная художественная культура и театр Древней Греции и Рима»; «Художественная культура Средневековья и фольклорный театр»; «Художественная культура Ренессанса и вечно прекрасный театр эпохи Возрождения» и т.д.
Освоение театрального искусства выражалось в практическом знакомстве с античной поэзией (поэмы Гомера, монологи героев античных трагедий и т.д.), искусством скоморохов, с импровизационным итальянским театром «комедия дель арте»; в старших классах - на основе метода действенного анализа пьесы и роли шла работа над отрывками из пьес русской и зарубежной классики, а также и над отрывками из современных пьес. Большую часть практических занятий мы переносили на внеурочное время, сочетая их с занятиями театральной студии. Результаты практической работы
над отрывками из драматических произведений ежегодно демонстрировались на Театральных состязаниях - общешкольном театральном празднике - которые, как и в древней Греции, длились несколько дней.
Выпуск гимназического класса 2004 года оказался наиболее успешным: активность учащихся в театральном искусстве и достойный результат Театральных состязаний отразились и на общем уровне успеваемости, что свидетельствовало о расширении кругозора школьников, о развитии способности мыслить самостоятельно, не пользуясь литературными штампами, об эмоциональном обогащении каждого школьника. И естественно, что все они поступили в те учебные заведения, куда и стремились, выдержав вступительные экзамены и конкурсы. И только одна девушка решила поступать в театральный вуз - и поступила в Школу-студию Художественного театра, хотя претендовать на это могли и другие выпускники. Но мы не ставили перед собой задачу подготовки к поступлению в театральные вузы, более того -всячески предостерегали от сложной актерской профессии, выстоять в которой может далеко не каждый.
Ныне во многих школах открыты театральные студии, классы дополнительного образования. Но далеко не во всех школах педагогам-режиссерам удается избегать скоропалительных выступлений школьников, мало подготовленных для публичных выступлений. Далеко не везде руководители школ осознают значение и смысл воспитания средствами театра. Все это значительно осложняет работу театрального педагога в школе. Потребительское отношение к театральному искусству в школе способно погубить благие начинания специалиста, мечтающего сформировать у школьников гармонически развитую личность.
Серьезной проблемой остается и подготовка специалистов для подобной работы со школьниками, и сама методика учебно-воспитательной театральной работы.
Как уже упоминалось, театральный педагог в школе, увлекшись упражнениями на элементы актерского мастерства, упускает из вида первоочередную задачу - развитие культуры эмоций. Культура чувств напрямую не связана с совершенствованием в выполнении актерских упражнений. Воспитание театральным искусством тем и отличается от воспитания средствами других искусств, что там сразу начинается фор-
мирование навыка, как уже упоминалось выше. Здесь же навык приходит гораздо позднее, после того, как сформировано эти-ко-эстетическое отношение к жизни в коллективе. И не следует торопиться и перепрыгивать через эту ступеньку. Если театральный педагог ошибся на этом первом этапе, он, скорее всего, разберется и выправит дело: в его арсенале огромное богатство упражнений, методикой проведения которых он владеет. Но беда, когда за такое дело берется не театральный педагог. Нам нередко приходилось присутствовать на уроках, где активно использовались театральные методики. Успешных результатов не получалось: театральная методика -сама по себе, а овладение материалом урока (по литературе, биологии) - само по себе. Еще хуже, когда сложные упражнения пытаются использовать педагоги, не осознавая этой сложности. В арсенале театральной педагогики есть упражнения, мощно развивающие фантазию, - музыкальные этюды. Они сложны, потому что музыка абстрактна по сравнению с произведениями живописи или литературы. Музыка вызывает ассоциации, трудно переводимые на язык действия (т.е. сценический язык), кроме того, она еще и требует навыка слушать музыкальное произведение. Такие этюды даже на режиссерских курсах театральных вузов не всегда удаются. Но вот в обычной средней школе третьеклассникам учитель предлагает послушать музыкальное произ-ведение(фрагмент из скрипичного концерта Мендельсона) и затем выразить свою фантазию в сценическом поведении. Дети ощутили в музыке много интересного, но непереводимого на язык действия. Учительница же настаивала на том, чтобы они выразили это поведением, и предложила банально-бытовую ситуацию, никак не связанную с прослушанной музыкой, - «собирать цветочки». И дети «собирали цветочки» под скрипичный концерт Мендельсона. Это была попытка примитивно проиллюстрировать музыкальное произведе-
ние. Ничего общего с возникшими у детей ассоциациями это не имело. Но ведь такое обращение с серьезной музыкой тоже воспитывает, только негативно: не закладывает верного ощущения музыкального произведения и, следовательно, уродует эстетический вкус. А эстетическое воспитание включает в себя и воспитание вкуса. Приведенный пример - лишнее подтверждение того, что заниматься всесторонним развитием личности ребенка с использованием театральных методик может и должен только специально подготовленный режиссер-педагог.
Таким образом, театральное искусство в школе - это уроки целостного воспитания и развития личности, развития ее творческого потенциала, воспитания этико-эс-тетического, художественного, осуществляемого на основе расширения кругозора, формирования мировоззрения.
Художественное воспитание и развитие, овладение профессиональными навыками следует за общим воспитанием и развитием. Если человек не воспитан и не образован, то и обучаться театральному искусству ему нет смысла.
Творчески развитая личность полнее воспринимает мир, окружающую жизнь, в любой профессии получает полную реализацию. Именно тогда человек здоров и счастлив, когда личность его может полностью реализоваться.
И чтобы такая личность получала соответствующее воспитание и развитие, должны быть подготовлены театральные педагоги, владеющие театральной методикой, осознающие задачи воспитания творчески активной личности и способные трансформировать их в задачи конкретно-педагогические. Поэтому чрезвычайно актуальной становится задача открытия на кафедре режиссуры и мастерства актера специальности «Театральный педагог» для работы в общеобразовательных средних школах на базе глубокой режиссерской подготовки.