Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки'

Развитие творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVE THINKING / LANGUAGE CLASSES / PROBLEM EDUCATION PRINCIPLES / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граборская Ирина Витальевна

В статье приводится анализ проблемы творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки, дается научное обоснование того, что тренинг развития креативности является одним из эффективных способов при реализации принципов проблемного обучения на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граборская Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS CREATIVE THINKING IN FOREIGN LANGUAGES CLASSES

The author gives the analysis of the problem of students creative thinking in foreign languages classes and proves that creative thinking training is an effective method of problem education principles realization in foreign languages classes.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки»

УДК 81 '243

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

И. В. Граборская

DEVELOPING STUDENTS’ CREATIVE THINKING IN FOREIGN LANGUAGES CLASSES

I. V. Graborskaya

В статье приводится анализ проблемы творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки, дается научное обоснование того, что тренинг развития креативности является одним из эффективных способов при реализации принципов проблемного обучения на занятиях по иностранному языку.

The author gives the analysis of the problem of students’ creative thinking in foreign languages classes and proves that creative thinking training is an effective method of problem education principles realization in foreign languages classes.

Ключевые слова: творческое мышление, языковая подготовка, проблемное обучение, креативность. Keywords: creative thinking, language classes, problem education principles, creativity.

Перемены в культурной и производственной сфере, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли за собой изменения в мышлении людей, в отношении к преобразовательной деятельности. Важной задачей системы образования является формирование личности, обладающей не только суммой готовых знаний, навыков и умений, но и способной проявить самостоятельность и инициативу и адаптироваться к новым условиям. Эта задача становится ещё более актуальной на фоне смены образовательных парадигм, внедрения личностноориентированного подхода к обучению и моделей развивающих педагогических технологий. Задача сохранить и развить творческие способности каждого обучающегося является социальным заказом общества. Это обусловливает перенос акцента с передачи учащимся готовых дисциплинарных знаний на организацию совместной познавательной деятельности. В настоящее время в системе образования нужны методики, по которым обучающийся сможет научиться:

- самостоятельно осваивать знания;

- уметь выражать собственную точку зрения;

- уметь брать ответственность на себя, решать проблемы нестандартно;

- уметь общаться и находить общий язык с другими;

- объединять собственные жизненные взгляды и потребности с общечеловеческими ценностями.

Гуманизация и гуманитаризация образования, личностно-ориентированная парадигма современной педагогики дают мощный стимул для использования всей полноты психолого-педагогических возможностей обучения. Современная ситуация в образовании предоставляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработки педагогических технологий, способствующих развитию креативности обучающихся.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное количество работ, посвящённых этой проблеме, ряд вопросов остаются недостаточно освещёнными и требуют глубокого изучения и обоснования.

Одним из таких вопросов является развитие творческого мышления студентов вуза на занятиях по анг-

лийскому языку. Особый интерес для нас представляет этот процесс в техническом вузе, в котором, с нашей точки зрения, изучение иностранного языка способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также развивает общий творческий потенциал. В своей будущей профессиональной деятельности студенты столкнутся с необходимостью разрешать ситуации, требующие нестандартного подхода к решению проблем, что будет невозможным без опыта творческой деятельности. В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создание думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции, поддающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределённости, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность.

В специальных исследованиях (А. Г. Асмолова, Е. П. Варламова, Г. А. Глотова, Н. Д. Никандрова и др.) содержится ряд синонимов понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческий потенциал, эвристическая деятельность, креативность и др. При рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предметы науки, позиции автора и т. п.

Мы постараемся определиться в отношении содержания понятия «творческое мышление» с позиции обучения иностранному языку в техническом вузе. В этой связи представляется целесообразным обратиться к сути понятия «креативность, творческое мышление».

В современной психолого-педагогической литературе нет однозначного определения креативности.

Понятие «креативность» возникло в 50-х гг. XX столетия и связано с именем Дж. Гилфорда. Креативность, по его мнению, нужно рассматривать, как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Он выделил следующие параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

В решении проблемы развития творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки мы опираемся на определение Е. С. Жарикова , который приводит следующие характеристики творческого мышления:

- эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

- креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;

- мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

- независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

- экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

- системность - способность охватывать объект как целое;

- разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

- открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;

- антиномичность - видеть единство противоположностей или исключающих друг друга определений предмета;

- способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах [1].

Суммируя изложенные в этой работе положения, можно сделать вывод, что развивать творческое мышление - значит формировать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование. Это также означает обладать такими характеристиками мышления, как гибкость, широта, критичность, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Для студентов технических специальностей, будущих инженеров, наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам легко осваивать основы дисциплин, а так же является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления даёт возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию,

умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.

Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических и гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями.

Анализ литературных источников, а также наш опыт преподавательской деятельности показали, что одним из эффективных способов развития творческого мышления обучающихся является тренинг развития креативности, который даёт возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно-окрашенную обратную связь. Задачами тренинга являются:

- осознание и преодоление барьеров проявления креативности;

- осознание характеристик креативной среды;

- формирование умений и навыков управления креативным процессом.

Во время проведения тренинга мы старались:

- не подавлять интуицию обучающихся, развивать воображение, склонность к фантазированию -фантазирование освобождает мышление, снимает психологические ограничения;

- формировать у обучающихся уверенность в своих силах;

- стимулировать самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения, т. е, во-первых, активизировать самостоятельность мышления, во-вторых, усиливать мотивацию активной деятельности путём предоставления большей свободы обучающимся;

- подчеркивать значимость оригинального решения по сравнению с традиционным;

- формировать чувствительность к противоречиям, поскольку они лежат в основе любого развития;

- использовать задачи открытого типа - задачи, которые предполагают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и обусловливают необходимость творческого подхода к решению;

- применять проблемные методы обучения, обучать эвристическим методам решения задач, привлекать обучающихся к совместной исследовательской деятельности;

- опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить [3].

Мы попытались доказать, что эффективность процесса развития творческого мышления студентов в процессе языковой подготовки повысится при реализации функционально-содержательной модели, включающей комплекс педагогических условий:

- актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов в развитии творческого мышления на занятиях по иностранному языку;

- освоение студентами алгоритма решения творческих задач в контексте проблемного обучения в процессе языковой подготовки;

- развитие рефлексивной позиции студентов на занятиях по иностранному языку.

Мы разработали комплекс упражнений, которые позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обусловливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем.

Типичным примером техники выдвижения идей является «мозговой штурм» (brain storming), индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерирование как можно больше разнообразных решений. Во время таких занятий предлагаемые решения не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того, как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения. Примеры задач для мозгового штурма: How to get more tourists into Russia? How to keep your car keys safe at the beach? A new toy, a new snack food, a new electronic consumer product.

Чтобы развить гибкость и дивергертность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать «второй правильный ответ» решая любую задачу. Это необходимо если не для достижения качественного нового результата, то для поиска новых средств, путей решения. Облегчить этот процесс можно путем умелого манипулирования вопросами, их формулировками с целью активизации мышления.

Исходя из вышесказанного, мы применяем следующие техники на наших занятиях.

- Тесты дивергентных способностей, в которых обучающимся предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов. Например: What are the possible uses for a steak knife? Ideas: hot pad, planer stick or prod, holy digger, popsicle stick, buddle wand (through hole in handle), flipping tool or spring, hammer, gun sight, fishing weight/float, compass (magnetize the steel), plumb bob, drill, can opener, carving tool.

Примеры заданий^^ Tarp. You have been hired by Acme Manufacturing to write an advertising brochure for its new product, Versa tarp. The product is an 8 by 10 foot plastic tarp with the usual spaced grommets and reinforcing. (You can see tarps like this at most hardware stores.) In the brochure, Acme wants you to list as many good, practical users for this tarp as you can, to show just how versatile it is. List at least 25 practical users, with explanations if necessary.

Hole Punch. Redwood Mills, Incorporated is a manufacture of paper. A principal product of theirs is three-hole punch notebook paper for schools. A byproduct of making this paper is tons and tons of punched paper holes. You have been hired to suggest as many uses for these punched pieces of paper as possible. Be imaginative and practical. Think of at least 25 uses [2].

- Усовершенствование. Когда все идет гладко, мы об этом не думаем и склонны идти дальше тем же пу-

тем - путь этот чаще всего, рутинный. Таким образом, необходимо уйти от хорошо протоптанной тропинки, искать новый путь усовершенствования и постигать новые связи. Мы предлагаем обучающимся найти пути усовершенствования: controlling a car, a text book, museums, a pencil, dating.

Пример выполнения задания: The first and obvious «thing» to improve is an object, usually something common that most people would never think of changing. The classic, textbook example item is the coffee cup. Suggested improvements have included things like: multiple handles, anti skid, anti tip over, anti spill, built-in heater, decorations, wheels, tea bag holder on side.

- «Что, если бы». Для развития воображения, склонности к фантазированию рекомендуется использовать вопросы типа «что если?». Естественно, большинство полученных ответов не приведет к практическим идеям, но, практикуя подобную деятельность, наше мышление становится более продуктивным.

Это упражнение позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие: What if gasoline grew on trees and was a renewable recourse? What if exams and grades were abolished in college? What if our pets could talk? What if we never had to sleep? What if everybody looked almost exactly alike?

Пример выполнения задания: What if automobiles were all owned by the government and everybody had a key and could be use any car that was handy? Consequences: Parking lot size could be reduced. There would probably be more cars pooling with strangers. If cars were maintained by the government, too, some would in better shape than now, but others would be in worse shape - no pride in personal ownership. On sunny days cars would be plentiful, but on rainy days, you might get stuck at the shopping centre. Cars that broke down would be abandoned. You couldn’t lock thinks in your car. You' d never know if the car you drove to a location (Like the movie theatre at night) would be there when you got out.

- Тесты отдалённых ассоциаций. Мы предлагаем студентам рассмотреть три предмета, или понятия, которые принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Обучающимся необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы все используемые.

Данные тестовые задания максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.

Например: bass-complex-sleep - deep,

chamber-staff-box - music,

desert-ice-spell - dry.

Результаты проведения тренинга позволяют утверждать, что студентам удалось развить способность выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике. Они смогли найти и принять множество решений, продуцировать множество идей в неожиданных ситуациях и без труда пере-

ходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной точкой зрения.

Как мы видим, все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, так как процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалёком будущем, а то, насколько эффек-

тивно и быстро они будут решать возникающие, пока ещё неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.

Как показало наше исследование, в процессе педагогического взаимодействия происходит не просто обмен информацией, но и обогащение друг друга творческими идеями и способами решения проблем. В таком творческом сотрудничестве позиция студента становится самостоятельной и свободной.

Литература

1. Жариков, Е. С. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда / Е. С. Жариков, А. Болотов. - Кишенёв, 1990. - 324 с.

2. Harris, R. Creative Thinking Techniques / Robert Harris [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.virtualsalt.com/crebook2.htm

3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2005 - 400 с.

Информация об авторе:

Граборская Ирина Витальевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева, 8-903-048-7455, valeriy.inkognito@mail.ru.

Graborskaya Irina Vitalievna - senior lecturer at the Department of Foreign Languages of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.