Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления как методологическая основа научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания и спорта'

Развитие творческого мышления как методологическая основа научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ТВОРЧЕСТВО / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕНЫЙ / SCIENCE / ART / RESEARCH / INTEGRATION / ASSOCIATION / IMAGINATION / SPORTS / PHYSICAL EDUCATION / SCHOLAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Жаннетта Леонидовна

Развитие творческого мышления как методологическая основа научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания и спорта. Цель работы состояла в раскрытии основных направлений развития творческого мышления у начинающих исследователей в области физического воспитания и спорта. Приведены методы развития творческого мышления, которые могут быть успешно использованы в системе подготовки научных кадров в области физического воспитания и спорта. Метод «мозгового штурма» предполагает поощрение проявления у студентов (аспирантов) собственных идей. Метод синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creative Thinking as a Methodological Basis of Scientific Research Work in the Sphere of Physical Education and Sports

Development of creative thinking as a methodological basis of research activities in the field of physical education and sport. The purpose of this study was to disclose the main directions of development of creative thinking among young researchers in the field of physical education and sport. The above methods of creative thinking can be successfully used in the training of scientists in the field of physical education and sport. The method of «brainstorming» involves encouraging manifestations of students (graduate students) own ideas. Synectics method involves the active involvement of the imagination in the process of solving problems.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления как методологическая основа научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания и спорта»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 37.037.1; 37.036.5

Ж. Л. Козина

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Развитие творческого мышления как методологическая основа научно-исследовательской деятельности в области физического воспитания и спорта. Цель работы состояла в раскрытии основных направлений развития творческого мышления у начинающих исследователей в области физического воспитания и спорта. Приведены методы развития творческого мышления, которые могут быть успешно использованы в системе подготовки научных кадров в области физического воспитания и спорта. Метод «мозгового штурма» предполагает поощрение проявления у студентов (аспирантов) собственных идей. Метод синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Development of creative thinking as a methodological basis of research activities in the field of physical education and sport. The purpose of this study was to disclose the main directions of development of creative thinking among young researchers in the field of physical education and sport. The above methods of creative thinking can be successfully used in the training of scientists in the field of physical education and sport. The method of «brainstorming» involves encouraging manifestations of students (graduate students) own ideas. Synectics method involves the active involvement of the imagination in the process of solving problems.

Ключевые слова: наука, творчество, исследование, интеграция, ассоциация, воображение, спорт, физическое воспитание, ученый.

Keywords: science, art, research, integration, association, imagination, sports, physical education, scholar.

Введение

На современном этапе развитие творческого мышления студентов является весьма актуальным и значимым. Одной из областей приложения навыков творческого мышления является научная деятельность, поскольку именно новые идеи лежат в основе любого научного исследования, в том числе научных исследований в области физического воспитания и спорта. Особенностью научных исследований в этой области является системность научных знаний, которая охватывает помимо научных знаний построения учебно-тренировочного процесса знания смежных наук [8, 14]. Кроме того, для специалиста в области физического воспитания и спорта особо необходимо развитие творческого мышления, поскольку разработка тренировочных программ требует не только необходимого объема знаний, но и наличия способности мыслить творчески.

Однако, как указывают ряд специалистов (иЯЪ^Ир:// www.remox.ru/articles/creative_thinking_rhp2.html), образ мышления, сформированный традиционным образованием, в значительной степени делает акцент на навыках анализа - студенты обучаются понимать правила и формулы, следуя существующим логическим доказательствам. В поиске ответа учатся устранять некорректный способ решения и сосредоточиваться на правильном. Вместе с тем есть еще один тип мышления, цель которого исследование идей, создание возможностей, поиск множества правильных ответов, а не только одного. Оба этих вида мышления имеют жизненно важное значение для успешной трудовой деятельности, все же у второго есть тенденция игнорироваться до окончания университета. Согласно мнению современных специалистов области психологии мышления, данные два вида мышления характеризуются как критическое и творческое мышление. Как указывают Г. Лин-дсей, К. Халл, Р. Томпсон (URL:http://www.gennadij.pavlenko. name/ex-book?text=255), творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально

нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках [1, 2, 3, 17]. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор [4, 5, 10, 12]. В ХХ в. его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике [3, 6, 9, 13, 16, 17]. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются, являются своевременными и актуальными, в том числе и в области физического воспитания и спорта.

Исследование проведено согласно плану, утвержденному Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2012-2016 гг. по теме 91 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0112Ш02001).

Цель, задачи работы, материал и методы

Цель работы - на основе анализа литературных данных и эмпирического опыта раскрыть основные направления развития творческого мышления у начинающих исследователей в области физического воспитания и спорта.

Методы исследования: анализ литературных данных, дедуктивный и индуктивный методы, методы анализа и синтеза, метод моделирования.

Результаты исследования

Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление -один из способов активного познания мира, и именно оно делает

возможным прогресс как отдельного индивида, так и человечества в целом. Однако, как указывает ряд авторов [11, 12, 13], наиболее развито творческое мышление в возрасте до семи лет, после чего начинает постепенно уменьшаться, несмотря на увеличение объема знаний. В настоящее время актуальным является пробуждение творческих способностей людей любого возраста, среди которых особую группу составляют начинающие исследователи в области физического воспитания и спорта.

Определение творчества. Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд [цит. по: 16, 17]. Он считал, что творчество связано с доминированием в мышлении четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом [1, 2, 18].

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи [1, 2, 3, 5, 17].

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Сравнительная характеристика критического и творческого мышления может быть представлена в виде следующей схемы (см. таблицу) [16].

Сравнительная характеристика творческого и критического мышления

Критическое мышление Творческое мышление

Аналитическое Генерирующее (порождающее)

Дедуктивное Всесторонний подход

Правдоподобность Вероятность

Левое полушарие Правое полушарие

Вербальное Визуальное

Линейно Ассоциативно

Разумность Изобилие, новизна

Да, но... Да, и.

Критическое мышление является аналитическим, дедуктивным, правдоподобным, управляется левым полушарием, вербаль-но, линейно, разумно. В научной работе, несомненно, большую роль играет критическое мышление, особенно когда речь идет о проверке, сопоставлении, анализе существующих фактов. Однако, когда речь идет о создании чего-то нового (а без научной новизны невозможно адекватное научное исследование), необходимо проявить именно творческое мышление. Однако существует множество руководств о развитии критического мышления, и крайне мало рекомендаций о развитии именно творческого мышления, которое лежит в основе формирования любой идеи. В отличие от критического мышления, творческое является генерирующим, подразумевает всесторонний подход, является вероятностным, управляется правым полушарием, визуально, ассоциативно, предполагает наличие изобилия и новизны суждений.

Препятствия к творческому мышлению

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей - те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон (http://www.gennadij.

рау1епко. паше/ех-Ъоок?1ех1=255). Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Все указанные тенденции могут возникнуть в раннем детстве, если первые попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаются наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений. Аналогичные тенденции наблюдают-

ся у начинающих ученых, в том числе исследователей в области физического воспитания и спорта, когда их первые самостоятельные идеи подвергаются жесткой критике со стороны преподавателей, научных руководителей, рецензентов и т. д. Возможно, в данном случае улучшается качество работы, но страдает творческое мышление.

Методы критического и творческого мышления (URL: http://www.gennadij.pavlenko .name/ex-book?text=255)

Критическое мышление: 1. Аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений). Здесь может быть полезно задать вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?», «куда?», «зачем?», «как?», «сколько?», «какой?» («который?») в самых необычных комбинациях и попробовать найти (предположить) все варианты ответов. 2. Ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и т. п.). 3. Самостоятельность мышления (отсутствие зависимости от авторитетов и/или стереотипов, предрассудков и т. п.). 4. Логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения задачи, и т. п.). 5. Системность мышления (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

Творческое мышление: 1. Умение мысленного экспериментирования, пространственного воображения. 2. Умение самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений. 3. Комбинаторные умения (умение комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбинированный, комплексный способ - морфологический анализ). 4. Прогностические способности (умение предвидеть возможные последствия принимаемых решений, умение устанавливать причинно-следственные связи). 5. Эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт. К указанным умениям следует добавить специфические умения работать с информацией, для чего важно уметь отбирать нужную (для конкретных целей) информацию из различных источников, анализировать ее, систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей, уметь выявлять проблемы в различ-

ных областях знаний, в окружающей действительности, выдвигать обоснованные гипотезы их решения. Необходимо также уметь ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные), делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств, уметь статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок, уметь генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов, уметь работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли, а также владеть искусством и культурой коммуникации.

Особенности проявления творческого мышления в исследованиях в области физического воспитания и спорта

На данном этапе развития спортивной науки настал период творческого использования научных знаний в области физической культуры и спорта в других смежных научных направлениях, в частности в философии (Ибрагимов М. М., 2011), физике, математике, педагогике, психологии [6, 8, 9] и др.

В 90-е гг. ХХ в. на Украине спортивная наука была выделена в отдельное направление [14]. За это время значительно укрепилась научная база в физическом воспитании и спорте, в ученых советах по защите диссертаций по физическому воспитанию и спорту присутствуют представители не только спортивной науки, но и философы, биологи, педагоги, психологи, математики. Традиционно научные исследования в области физического воспитания и спорта опираются на научную базу философии, физики, математики, а также прикладных наук - педагогики, психологии [14]. Однако на данном этапе научные достижения в области физического воспитания и спорта достигли того уровня, когда могут использоваться в других науках, как фундаментальных, так и прикладных.

Любое научное исследование в области физического воспитания и спорта можно представить в виде схемы (см. рисунок 1) [8]. Вначале возникает идея, затем проводится собственно научное исследование, которое опирается на фундаментальные науки, такие, как философия, физика, математика, кибернетика, информатика и др. С опорой на эти науки создаются теоретические концепции в области физического воспитания и спорта, разрабатываются математические, физические, кибернетические модели. С другой стороны, результаты исследований, полученные в области физического воспитания и спорта, могут применяться в качестве эксперимен-

тального обоснования различных положений фундаментальных наук.

Система организации научных исследований в области физической культуры и спорта, способствующая развитию творческого мышления

Кроме того, научные исследования в области физического воспитания и спорта связаны с прикладными научными областями, такими, как педагогика, психология, дизайн, программирование и др. В то же время научные достижения и разработки в области физического воспитания и спорта могут применяться в педагогике, психологии, биологии, т. е. во всех науках о человеке, а также в культурологии, дизайне, во всех видах искусства [8].

Далее на основе синтеза фундаментальных и прикладных наук с использованием собственной научной базы и практических достижений в области физического воспитания и спорта создаются

определенные творческие разработки. В качестве творческой разработки в области физического воспитания и спорта чаще всего бывает методика или целая система средств и методов развития физических качеств, развития технических навыков, повышения соревновательной эффективности и т. д. Могут быть также компьютерная программа для тестирования различных способностей, научно-методический фильм или мультфильм, сайт и т. д. Эти творческие разработки могут применяться в других смежных областях, например в педагогике, психологии, различных видах искусства.

Далее проверяется эффективность разработок и проходит внедрение в практическую деятельность [8].

Пути развития творческих способностей

Рассматривая связь мышления и творчества, современные ученые указывают на то, что потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная [11, 12, 13, 15, 16]. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.

Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним является интуитивный момент, другим - формализация интуитивного полученного эффекта, то есть творчество - это интуитивный момент, но эффект его осознан и сформирован средствами дискурсивного мышления [1, 2, 3].

В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремится применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает их в творческие, решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи, формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые

тесно связаны с возникновением побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя -акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта [3].

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»), Ми-келанджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы») и т. д. [1, 2, 3]

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Художник бессилен восполнить пробелы творческой фантазии. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом художника (рационально созданным планом произведения), более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие. Сознание становится пассивным «экраном», на который человеческое бессознательное отображает себя.

Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С. О. Грузенберг выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости [10].

Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселяется «демон», то Микеланджело полагал, что его рукой водит Бог: «Хорошая картина приближается к Богу и сливается с ним» [10, 13].

Следствием этого является тенденция, наблюдаемая у многих авторов, к отрешению от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, внутренний голос, то творец осознает себя инструментом посторонней силы [1, 2, 3, 10, 13].

Примечательно то, что версия неличностного источника творческого акта проходит через пространства, эпохи и культуры. И в наше время она возрождается в мыслях великого Иосифа Бродского о том, что поэт - это средство существования языка. Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть ненадолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или попросту диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно закончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в настоящее. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, называется поэтом [13].

В этом состоянии отсутствует ощущение личной инициативы и не чувствуется личной заслуги при создании творческого продукта, в человека как бы вселяется чуждый дух, или ему внушают мысли, образы, чувства извне. Это переживание приводит к неожиданному эффекту: творец начинает с равнодушием относиться к своим творениям или, более того, с отвращением. Возникает так называемая посттворческая сатурация. Автор отчуждается от своего труда. При выполнении же целесообразной деятельности, в том числе трудовой, присутствует противоположный эффект, а именно «эффект вложенной деятельности». Чем больше человек затратил усилий на достижение цели, производство продукта, тем большую эмоциональную значимость этот продукт для него приобретает [1, 2, 13].

Поскольку активность бессознательного в творческом процессе сопряжена с особым состоянием сознания, творческий акт

иногда совершается при различных обстоятельствах, иногда даже во сне. Для того, чтобы внешними средствами воспроизвести это состояние, многие прибегали к искусственной стимуляции. Когда Р. Роллан писал «Кола Брюньон», он пил вино; Шиллер держал ноги в холодной воде; Байрон принимал лауданум; Руссо стоял на солнце с непокрытой головой; Мильтон и Пушкин любили писать, лежа на софе или кушетке. Кофеманами были Бальзак, Бах, Шиллер; наркоманами - Эдгар По, Джон Леннон и Джим Моррисон [1, 10, 13].

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - основной его признак. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию.

Подлинное творчество характеризуется тем, что его результат шире, чем цель, которая некогда была поставлена автором. Оно рождается не вопреки внешним требованиям и не из них, а как раскрытие глубинных потенций личности, как внутренне обусловленное и в этом смысле свободное действие. Поэтому творчество -свойство целостной личности, отражающее взаимодействие ее познавательной и эмоциональной сфер в их единстве, где исключение одной из сторон невозможно [2, 3, 12, 13].

Аналогии творческого процесса в научной деятельности

Научные исследования - это лес с тропинками (путями). Кто-то однажды проложил эти пути. Каждый исследователь проходит несколько этапов в своем развитии: вначале он ходит по чужим тропам, вернее, даже не ходит, а как бы ездит в детской коля-

ске, а его кто-то другой возит. Это похоже на то, что открыто другими. Затем его держат за руку, он пытается шагать, держась за руку взрослого. Это похоже на работу по заданию руководителя. А затем он начинает сам делать первые шаги, т. е. у него появляются первые самостоятельные идеи. Постепенно он учится ходить не только по протоптанным тропинкам, а и отходить в сторону. Проходит время - и человек начинает прокладывать свои собственные пути, по которым будут ходить другие.

Ученые делятся на две категории: новаторы, изобретатели, творцы и критики, т. е. те, кто изучает чужие колеи, сравнивает их, критикует, создает иллюзию, что знает все, но на самом деле при наличии энциклопедических знаний не способен на творчество.

Критики - дополнительное препятствие для исследователей помимо «лесных дебрей» неизвестности. Новаторам часто сложно бороться с критиками, так как вся энергия у них уходит на освоение неизвестного. Единственный путь для людей творческого мышления - постигать новую «неизвестность», прокладывать новые «пути». В этом их свобода, душевный покой и радость открытия нового.

Критиков много, новаторов единицы. Вся система подготовки научных кадров направлена на воспитание критиков: студентов, аспирантов учат задавать вопросы, т. е. бросать камни на тропинки друг друга, при этом есть конструктивные, есть негативные моменты для развития творчества; существуют руководства для оппонентов, но нет системы воспитания новатора. Никто не учит, как стать творцом. И поэтому даже те, кто ими рождаются, далеко не всегда реализуются, превращаясь в «критиков», или не развиваются вообще. Те, кто потенциально способен к творческому мышлению, часто отсеиваются уже на начальных этапах в связи со свойственной им психологической ранимостью, обычной нехваткой энергии на борьбу с критикой или же оттого, что вообще настроены на поиск, а не на «борьбу» с другими исследователями.

Однако в обществе катастрофически не хватает творцов, которые определяют прогресс и очень нужны в критические моменты развития цивилизации.

Среди предлагаемых способов развития творческого мышления особую популярность завоевали метод «мозгового штурма» А. Осборна и метод «синектики» Дж. Гордона [1, 2, 3, 10, 13].

В основе метода «мозгового штурма» лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей. Во время разминки людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Как перенести воду в решете?». В фазе генерации идей людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6-8 человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные.

Метод синектики разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В нем используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии. Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся из совершенно других областей знаний и практической деятельности. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари - чайника или пылесоса.

Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста - в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.

Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки),

которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках.

Приведенные методы развития творческого мышления могут быть успешно использованы в системе подготовки научных кадров в области физического воспитания и спорта. Например, метод «мозгового штурма» предполагает поощрение проявления у студентов (аспирантов) собственных идей; на начальных этапах - отказ от критики исследовательских идей начинающих с целью стимулирования самостоятельного творчества; введение критического анализа постепенно, по мере укрепления творческого начала начинающих ученых. Метод синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач. Для развития воображения можно широко применять и средства искусства как в пассивной форме (слушание музыки, просмотр произведений изобразительного искусства, фильмов, чтение художественных произведений и т. д.), так и в активной форме (самостоятельные занятия музыкой, живописью, создание простых видеоклипов, сочинение стихов и рассказов, наблюдение природных пейзажей во время путешествий и т. д.). Это создает условия для стимуляции самостоятельного анализа полученных данных через развитие ассоциативного мышления. Кроме того, изучение других (смежных) дисциплин способствует не только накоплению энциклопедических знаний, но и развитию творческого мышления.

Выводы

Таким образом, применяя данные методы к области научных исследований в области физического воспитания и спорта, можно выделить следующие методы развития творческого мышления.

1. Способствовать проявлению у студентов (аспирантов) собственных идей, отказаться от критики исследовательских идей начинающих с целью стимулирования самостоятельного творчества; вводить критический анализ постепенно, по мере укрепления творческого начала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Широко применять средства искусства, как в пассивной, так и в активной форме.

3. Стимулировать самостоятельный анализ полученных данных через развитие ассоциативного мышления.

4. Поощрять изучение других (смежных) дисциплин.

"Г\ ____w w ___

В перспективе дальнейших исследований предполагается расширение средств и методов развития творческого мышления у начинающих исследователей в области физического воспитания и спорта.

Примечания

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983. 142 с.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 164 с.

3. Голицын Г. А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 156 с.

4. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд-во Института психологии РАН, 1997. С. 36-44.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 358 с.

6. Ермаков С. С. Информационные аспекты инженерной психологии в приложении к решению задач взаимодействия спортсмена с техническими устройствами и инвентарем // Педагопка, психолопя т а мед.-бюл. пробл. фiз. виховання i спорту. 2004. № 19. С. 100-102.

7. Козина Ж. Л. Система индивидуализации подготовки спортсменов в игровых видах спорта: монография. Lambert Academic Publishing Russia 2011. 532 с.

8. Козина Ж. Л. Методологические основы взаимоинтеграции научных знаний в области физического воспитания и спорта и смежных наук // Физическое воспитание студентов. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2012. № 2. С. 41-46.

9. Коробейников Г. В. Вариабельность ритма сердца как физиологический механизм адаптации к условиям напряженной мышечной деятельности // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту: Збiрник наукових праць за ред. Ермакова С.С., Харьков, ХДАДАМ (ХХП1), 2005. № 12. С. 34-42.

10. Мартьяненко В. Ф. Введение в философию. Минск: БГУ, 1986. 268 с.

11. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбае-вой. СПб.: Евразия, 1999. 226 с.

12. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 148 с.

13. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1988. 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.