Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников посредством обучения проектно-исследовательской деятельности'

Развитие творческих способностей младших школьников посредством обучения проектно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / CREATIVE ABILITIES / PROJECT ACTIVITIES / RESEARCH / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряк Ольга Васильевна, Ушницкая Виктория Вильямовна

В данной статье рассматриваются возможности развития творческих способностей младших школьников посредством обучения элементам проектно-исследовательской деятельности. Разработана и апробирована система заданий по развитию творческих способностей посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах. Экспериментально доказано, что использование проектных методов обучения повышает развитие творческих способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities of younger schoolchildren through training design and research activities

This article examines the possibilities of developing the creative abilities of younger schoolchildren through learning elements of design and research activities. Developed and tested a system of tasks for the development of creative abilities through design and research activities in the classes of literary reading in primary school. It has been experimentally proven that the use of project-based teaching methods enhances the development of a person’s creative abilities

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников посредством обучения проектно-исследовательской деятельности»

В системе управления образовательным процессом учащиеся, как объекты управляющих воздействий, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, занимают одновременно и активную позицию субъекта деятельности.

Одним из существенных и необходимых элементов образовательного процесса как целостной педагогической системы выступает подсистема педагогического контроля. Она выполняет специфическую роль, заключающуюся в обеспечении образовательного процесса информацией о результатах его функционирования, и занимает свое место в его содержании, как один из необходимых этапов: этап измерения и оценки параметров функционирования педагогической системы.

Система управления образовательным процессом и подсистема педагогического контроля взаимодействуют между собой как целое и его часть. С одной стороны, цель, задачи, содержание и процесс функционирования педагогического контроля как элемента педагогической системы определяются структурными и функциональными характеристиками образовательного процесса в целом.

С другой стороны, образовательный процесс как деятельностная, целостная и развивающаяся система обладает способностью к совершенствованию при условии четкой, научно обоснованной организации управления на основе корректирующих воздействий. Эффективность этих воздействий возможна только при наличии обратной связи в организации учебного процесса, реализуемой посредством подсистемы педагогического контроля.

Литература:

1. Алькова С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2002. - 21 с.

2. Бянкин В.В. Управление процессом физического воспитания учащихся 5-11 классов с использование системы рейтингового контроля: дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2003. - 137 с.

3. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2014. - 157 с.

4. Коренев Ю.М., Синачев В.А. Опыт создания и применения системы рейтинга // ЖВХО. - 1990. -№ 3. - С. 323-327.

5. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 333 с.

6. Кусаинов А.К., Кусаинова Д.С. Качественное воспитание - успешное образование // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 160-162

7. Машанова Р.К. Совершенствование управления самостоятельной учебной работой студентов на основе системной организации ее контроля: автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1990. - 24 с.

8. Открытое образование - стратегия 21 века для России / Под ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 356 с.

9. Резникова Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов педагогического института готовности к самостоятельной работе: дис. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1995. - 179 с.

10. Шалаев В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: Марийский гос. техн. ун-т, 2000. - 134 с.

Педагогика

УДК: 373.3

магистрант Буряк Ольга Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности развития творческих способностей младших школьников посредством обучения элементам проектно-исследовательской деятельности. Разработана и апробирована система заданий по развитию творческих способностей посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах. Экспериментально доказано, что использование проектных методов обучения повышает развитие творческих способностей личности.

Ключевые слова: младшие школьники, творческие способности, проектная деятельность, исследование, проектно-исследовательская деятельность.

Annotation. This article examines the possibilities of developing the creative abilities of younger schoolchildren through learning elements of design and research activities. Developed and tested a system of tasks for the development of creative abilities through design and research activities in the classes of literary reading in primary school. It has been experimentally proven that the use of project-based teaching methods enhances the development of a person's creative abilities.

Keywords: younger schoolchildren, creative abilities, project activities, research, design and research activities.

Введение. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показывает, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения ООП НОО, представлены и требования, связанные с формированием творческой культуры личности. Согласно стандартам, необходимо так организовывать образовательный процесс, чтобы происходило развитие творческих способностей школьников, креативности, саморазвитие личности. В современных условиях на происходящие в обществе изменения смогут незамедлительно реагировать только творчески мыслящие специалисты.

Но в практике школьного обучения, в основном, применяются репродуктивные задачи, не активизирующие мыслительной деятельности ученика. Часто можно наблюдать что, если задать детям вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с необычной стороны, то это приводит их в недоумение. Конечно, это непростая задача, увидеть что-либо с другой стороны, по-новому, но этому можно научиться, если процесс обучения в школе будет целенаправленно направлен на развитие творческих способностей. При этом необходимо обогащать обучение школьников заданиями, при решении которых у детей появится интерес к самому процессу поиска, а не просто к знаниям.

Изложение основного материала статьи. В нашей работе мы придерживаемся мнения Б.М. Теплова, который считает, что «творческие способности-это определенные индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся у индивида запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения» [4, С. 69].

Психолого-педагогические исследования показывают, что творческие способности развиваются на всех этапах развития личности ребенка, но сензитивным периодом является младший школьный возраст (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, и др.). Учителю следует помнить, что изо дня в день, развивая у детей наблюдательность, речевую и общую активность, волю, воображение, память, обучая осмысливать и анализировать факты, тем самым он помогает формированию творческих способностей у школьников. Для этого необходимо постоянно организовывать на уроках проблемные ситуации, способствующие проявлению индивидуальности ребенка, использовать разнообразные методы обучения, позволяющие целенаправленно развивать подвижность и гибкость мышления у детей, организовывать проектно-исследовательскую деятельность в познавательном процессе. Важную роль в развитии творческих способностей играет проектно-исследовательская деятельность, благодаря которой осуществляется рост познавательной, творческой активности школьников; раскрытие их творческого потенциала. Формирование навыков проектной деятельности целесообразно осуществлять не только в процессе работы над проектом, но и на традиционных занятиях поэлементно.

В процессе работы над проектом у ученика формируются общеучебные умения и навыки, такие как, рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные и презентационные умения [2, С. 15]. Организовывая проектно-исследовательскую деятельность, учитель содействует формированию универсальных учебных действий на уроках, что позволит получить хорошие показатели по итоговым диагностикам. Работа над проектами поможет научиться применять полученные знания на практике, что особенно важно в современных условиях, позволит обрести ощущение успешности, которое не зависит от успеваемости школьника [5, С. 80].

Целью нашего исследования стала разработка системы заданий по развитию творческих способностей посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе. Нами были использованы теоретические методы исследования, анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании и эмпирические методы исследования, такие как педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

На этапе констатирующего эксперимента по исследованию развития творческих способностей младших школьников проводились методики "Наборщик" и "Три слова" автора Л.Ю. Субботиной, "Составь рассказ о несуществующем животном" автора М.З. Дукаревич, педагогического наблюдения, тестирования.

Оба класса, в которых был проведен эксперимент, состоят из 28 обучающихся, дети занимаются по УМК 2 класса «Школа России» и у всех примерно одинаковые показатели успеваемости и общего развития.

На этапе формирующего эксперимента нами были разработаны задания, направленные на развитие творческих способностей посредством обучения проектно-исследовательской деятельности. Задания составлены на предметном содержании литературного чтения 2 класса УМК «Школа России», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Данные задания разработаны на трудах А.И. Савенкова, Т.А. Кобзарева, Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк.

В начале формирующего этапа детям предлагается быть исследователями. Теперь школьникам нужно будет не только изучать художественное произведение, но еще и учиться проводить исследование по нему. Класс изначально делится на несколько исследовательских групп, состав которых сохраняется до конца эксперимента. У каждой группы свой стенд с несколькими кармашками, в которые дети складывают информацию, полученную на уроках, и самостоятельно собранную ими в домашних условиях. Кармашки: «Что такое исследование?», «Что я узнал дополнительно», «Моя работа», «О чем бы я хотел спросить?». На протяжении всего периода дети складывают свои работы и вопросы в кармашки. В кармашек «Что такое исследование?» дети собирают всю информацию о исследовании, как проводить и какой план исследования, как правильно провести наблюдение и задавать вопросы, как выделять главное и второстепенное, что такое проблема, гипотеза, эксперимент и так далее. Кармашек «Что я узнал дополнительно?» заполняется детьми по желанию, если они нашли интересную информацию и хотят ею поделиться со всеми. В кармашек «Моя работа» дети собирают хорошо оформленные работы, созданные ими на уроке и дома. Рубрика «О чем бы я хотел спросить?» для тех, кто хотел бы узнать больше по данной теме. Дети пишут вопросы и добавляют их в этот кармашек. Если в процессе работы ребенок находит ответ на данный вопрос, то он делится со всеми своим открытием.

Цель 1 этапа - формирование мыследеятельностных элементов проектной деятельности, коммуникативных умений, презентационного элемента. Ознакомление с понятием «проблема», умение выявлять причину и следствие, формируется умение слушать и понимать других, выражать свое мнение, взаимодействовать внутри группы, находить компромисс, построение устного сообщения о проделанной работе, артистические умения. Предметное содержание произведения К.И. Чуковский «Путаница».

На данном этапе нами были использованы задания на умение написать сочинение по данному началу. Для этой цели был использован отрывок из произведения К.И. Чуковского «Путаница», но написать продолжение нужно было с точки зрения разных персонажей. Так вводилось понятие «проблема», как каждый из героев видит и как решает проблему. Затем предлагался список слов, которые особым образом связаны между собой, нужно найти и назвать, что является причиной, а что следствием.

Затем дети переходят к 2 этапу, цель которого - формирование информационных элементов проектно-исследовательской деятельности, умение правильно задавать вопросы, выделение главного и второстепенного, прием и передача информации. Предметное содержание - произведение К.И. Чуковского «Федорино горе».

На данном этапе были включены речевые упражнения на умение задавать вопросы, дети вспомнили основные вопросы и попробовали задавать различные вопросы персонажам произведения. Далее предлагалось составить рассказ по заданной теме с опорой на слова-ассоциации, связанные с этой темой, которые подобрали сами дети. Тема и слова-ассоциации фиксируются на доске и предлагается каждому письменно составить свой текст. Детям нужно выделить в своем авторском тексте, что является главным, а что второстепенным, что является причиной, а что следствием. Данный этап прошел очень весело и интересно.

Цель 3 этапа - формирование мыследеятельностных и поисковых элементов проектной деятельности. Умение обосновать выбор способа или метода, направления деятельности, планирование своей деятельности, поиск нужной информации в энциклопедиях, поисковых системах. Предметное содержание этапа-произведение С.В. Михалкова «Мой щенок».

Детям предлагалось провести свое небольшое исследование о щенке из данного стихотворения. Задание1. Рассмотрите проказы щенка из стихотворения и опишите, как девочка относилась к щенку? Задание2. Теперь задайте как можно больше вопросов этому щеночку. Задание3. Теперь прочитайте в словаре информацию, кто такой щенок, какое поведение у щенков. (Энциклопедии предоставляются заранее). Задание4. Теперь дайте характеристику щенку, исходя из той информации, которую вы узнали из разных источников. В итоге у детей появляется свое маленькое исследование о щенках. Детей пока затрудняет поиск нужной информации в словарях, энциклопедиях, но с заданием справились все группы.

На 4 этапе - формирование элементов проведения инструментального эксперимента. Умение подобрать необходимое оборудование, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, осмысление полученных результатов. Предметное содержание этапа - произведение Н. Носова «На горке». На примере данного произведения ребята познакомились с понятиями проблема, гипотеза, эксперимент. Провели свой небольшой эксперимент, при этом выдвинув гипотезу и проверив, подтвердилась она или нет. На заключительном этапе ребятам нужно было рассказать историю с точки зрения Котьки, что он задумал, как реализовал задуманное, и что вышло.

Цель 5 этапа - формирование презентационных элементов проектной деятельности, таких как построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способа и форм наглядной презентации результатов деятельности, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, навыки монологической речи. Предметное содержание этапа - Ф. Тютчев «Зима недаром злится». У детей было домашнее задание написать творческое сочинение о весне, и даны варианты темы на выбор: 1) Весна в городе, 2) Весна в лесу, 3) Весна на реке. Школьникам были предложены разные виды презентации проделанной работы, возможность проявить творческий подход. Презентация своей работы является одним из самых важных этапов. Дети знакомятся на данном этапе с тем, какие могут быть виды презентационных проектов, как правильно и грамотно представить свою работу. На этапе рефлексии дети совместно обсудили, какие варианты презентации им понравились больше, что можно было бы улучшить, а от каких элементов отказаться. Совместно с детьми были выведены рекомендации для презентации своей работы и подготовки к публичному выступлению.

Цель 6 этапа - На данном этапе классу было предложено составить сборник для будущих второклассников «Как стать исследователем?», используя изученный материал, сочинения и работы, выполненные детьми за этот период. Класс изначально был разделен на несколько групп, каждая из которых должна была создать свой авторский иллюстрированный сборник. В сборнике должна находиться необходимая информация о том, что такое исследование, как проводить исследование, должны присутствовать свои авторские произведения, дополнительная информация, которую дети собирали за весь этот период, а также вопросы, на которые дети хотели бы получить ответы. В оформлении авторских сборников детям была предоставлена свобода действий, единственное условие, чтобы была использована вся полученная за этот период информация.

После того, как сборники подготовлены, каждая группа защищает свою работу, опираясь на сформированные раннее рекомендации. После защиты сборников участники проекта анализируют свою деятельность. На этапе рефлексии дети оценивали вклад каждого участника в работу над созданием авторского сборника своей групп. У каждой группы получился свой оригинальный продукт, который дети еще долгое время рассматривали, читали, делились своими впечатлениями, а заодно, повторяли элементы проектно-исследовательской деятельности, закрепляя изученное.

После проведения формирующей части эксперимента был проведен контрольный этап. Анализ результатов исследования в контрольном и экспериментальном классе показал:

- Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей младших школьников по когнитивному критерию на констатирующем и контрольном этапе эксперимента по методике «"Наборщик" автора Л.Ю. Субботиной продемонстрировал, что высокий уровень возрос в экспериментальной группе с 24% до 46%, что составляет 22%. Дети показали достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие, понимание сути творческих заданий. В контрольной группе изменений не наблюдается ни по каким показателям.

- Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей по мотивационно-потребностному критерию по методике "Составь рассказ о несуществующем животном" автора М.З. Дукаревич показал, что в экспериментальном классе высокий уровень возрос с 30% до 47%, то есть повысился на 17%. Это значит, что дети с интересом выполняют творческие задания, стремятся проявить творческие способности. В контрольной группе изменений не наблюдается.

- Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей по деятельностному критерию, по методике «Три слова» автора Л.Ю. Субботиной показал, что высокий уровень в экспериментальном классе повысился с18 % до 34%, что составляет 16%. Ребята выполняют задания самостоятельно, проявляют воображение, оригинальность, стараются придумать новые, креативные решения, мыслят нестандартно. В экспериментальном классе низкий уровень развития творческих способностей не выявлен ни по одному критерию.

Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, подтверждают, что у обучающихся экспериментального класса произошли качественные изменения в уровне развития творческих способностей, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

Выводы. Процесс развития творческих способностей младших школьников должен осуществляться целенаправленно и комплексно. Учителю необходимо создавать творческую атмосферу на уроках, использовать продуктивные методы обучения, способствующие развитию индивидуальности каждого школьника, самореализации детей. Важную роль в развитии творческих способностей играет проектно-исследовательская деятельность, благодаря которой осуществляется рост познавательной, творческой активности школьников; раскрытие их творческого потенциала.

ФГОС НОО предусматривает участие детей младшего школьного возраста в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; выполнение творческих работ, проектов.

Проведенное исследование подтверждает эффективность разработанной нами системы заданий по развитию творческих способностей посредством обучения проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.

Таким образом, использование проектных методов обучения помогает проявиться творческим способностям личности, позволяет освоить навыки работы в группе, заниматься исследовательской деятельностью во время учебного процесса. В процессе выполнения проектов у школьников формируются познавательная, коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая компетенции, компетенция личностного самосовершенствования.

Литература:

1. Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с аудиоприл. На электрон. носителе. В2ч / Л.Ф. Климанова и др. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - С. 224. -ил. - (Школа России).

2. Кобзарева Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы / авт.-сост. Т.А. Кобзарева [и др.] - Волгоград: Учитель, 2015. - С. 166

3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт. - сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - С. 138.

4. Теплов Б.М., Способности и одаренность / М.Б. Теплов. - М.: Просвещение,2009. - С. 320.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010.

Педагогика

УДК 376.3

магистрант Буянова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье исследуется коммуникативно-речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В статье рассмотрены результаты исследования по коммуникативно-речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по сравнению с детьми с нормативным речевым развитием.

Ключевые слова: коммуникативно-речевое развитие, общее недоразвитие развитие речи (ОНР), диалогическое общение, общение со сверстником.

Annotation. This article examines the communicative and speech development in children of preschool age with ONR. The article deals with the results of a study on communicative and speech development in children of preschool age with ONR in comparison with children with normative speech development.

Keywords: communicative and speech development, General underdevelopment of speech (ONR), dialogical communication, communication with peers.

Введение. Проблема речевых расстройств привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, обусловлено большой ролью, которую правильная речь имеет для гармоничного и полноценного развития детей. В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, в частности, детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со взрослыми и сверстниками. Анализ литературных данных, говорит о сложностях коммуникативно - речевого развития таких дошкольников.

Наличие данного дефекта препятствует становлению у детей с общим недоразвитием речи полноценных коммуникативных связей, провоцирует дезадаптивные процессы в социальной сфере. Поэтому так важно создавать условия для оптимизации коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Проблемой коммуникативно - речевого развития детей с общим недоразвитием речи занимались такие учёные, как: Б.Н. Гриншпун, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.

Они указывали на то, что у этих детей наблюдаются стойкие фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения речи. Спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, к эмоциональной неустойчивости, затруднениям осуществления коллективных видов деятельности, к искажению самооценки, возникновению негативных особенностей личности, трудностям социальной адаптации.

Нами было проведено изучение состояния коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным речевым развитием.

Цель исследования: изучить состояния коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным речевым развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.