Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях компьютерной графикой'

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях компьютерной графикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE / CREATIVE SKILLS / COMPUTER EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES / COMPUTER GRAPHICS / DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Александра Владимировна

В статье рассматривается один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учебного предмета «Информатика» на занятиях компьютерной графикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of creative abilities of children with disabilities in the classroom to computer graphics

The article discusses one way to successful socialization of children with disabilities by means of a subject computer science in the classroom computer graphics.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях компьютерной графикой»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКОЙ

А.В. Цветкова

Государственное образовательное учреждение — средняя коррекционная школа-интернат V вида № 96 ул. Смольная, 75, Москва, Россия, 124445

В статье рассматривается один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учебного предмета «Информатика» на занятиях компьютерной графикой.

Ключевые слова: методика обучения информатике, творческие способности, обучение информатике детей с ограниченными возможностями, компьютерная графика, проектная деятельность.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе. В школе-интернате № 96 введен курс компьютерной графики, который направлен на создание условий для формирования творческих способностей и их дальнейшего развития.

Цель обучения: овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья современными программными и аппаратными средствами по созданию и обработки графических изображений с помощью компьютера.

Задачи обучения: изучить способы представления графического изображения на компьютере; освоить технологии создания и редактирования графических изображений, анимации и мультимедиа; освоить технологии работы с аппаратными средствами, предназначенными для работы с графической информацией; изучить инструментарий и принципы работы прикладных программ, предназначенных для работы с графической информацией; способствовать развитию творческого и креативного мышления, коммуникативных умений и навыков в области компьютерной графики; формированию умения работать в команде, командного духа, толерантности и т.д.

Ожидаемые результаты: участие в тематических конкурсах; организация фотовыставок и галерей работ обучающихся; создание банка поздравительных открыток, презентаций, фильмов, используемых на школьных мероприятиях; создание межшкольного фестиваля компьютерной графики среди школ Левобережного района; организация поздравительных флеш-акций для жителей района «Левобережный».

Творческие способности проявляются в частности и в отдельных составляющих познавательной деятельности — в ходе решения творческих задач, участия в проектах, поэтому занятия компьютерной графикой предполагают выполнение мини-проектов, в которых обучающиеся, используя изученные приемы работы с графическими изображениями, проявляют творческое воображение для его выполнения.

Процесс выполнения мини-проекта делится на 3 этапа.

I этап: создание эскиза. На данном этапе обучающимся необходимо:

— предложить максимальное количество разнообразных идей по реализации мини-проекта на заданную тему;

— выбрать один наиболее оригинальный вариант;

— создать эскиз на бумаге и перечислить необходимый инструментарий для его воплощения на втором этапе, т.е. используемые приемы обработки графического изображения, аппаратные средства и необходимые графические изображения.

II этап: практическая реализация. На втором этапе обучающимся необходимо:

— реализовать свой эскиз с использованием необходимых аппаратных и программных средств;

— при необходимости внести исправления в эскиз в соответствии с техническими возможностями, подобранным графическим сопровождением и приемами его обработки.

III этап: представление работы. Представление работы зависит от общей темы мини-проекта и может быть реализовано посредством организации фотовыставок или галерей работ; оформления общего поздравления к школьному празднику; участия в различных конкурсах.

Оформление выставочного пространства и материала для фотовыставок, галерей и поздравлений производится обучающимися в соответствии темой проекта под руководством педагога.

Обучающимися 7—8-х классов школы-интерната № 96 были выполнены мини-проекты на следующие темы:

«12 друзей», «Ах Арбат» — фотовыставки;

«День Татьяны», «8 марта», «Вокруг света» — поздравление к школьным праздникам;

«Зимний сон», «Вчера, сегодня, завтра» — выставка работ;

«Фотография как образ мира», «По неведомым дорожкам», «ДТП», «Надежда» — участие в конкурсах.

Примеры мини-проектов, которые выполнили обучающиеся по теме «8 марта», из которых было организовано общее поздравление для педагогического коллектива:

Таким образом, творческая деятельность учащихся по выполнению мини-проектов на занятиях компьютерной графикой способствует развитию таких характеристик творческого мышления, как быстрота, гибкость, оригинальность.

Необходимо обращать внимание на эффект подражания, дающий возможность управлять темпом развития творческих способностей, выбирая для обучающихся образец для подражания и направляя их деятельность на конкретный образец [2].

Однако творческие способности, как и другие, существуют только в постоянном развитии личности; если человек перестает пользоваться способностями, они утрачиваются [1]. С учетом этого обстоятельства, а также психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья для формирования и развития творческих способностей необходимо переходить от продуктивной деятельности к творческой. Переходу к творческой деятельности способствует работа в следующих перспективных направлениях:

— создание школьного телевидения, киностудии;

— сотрудничество с редакцией школьной газеты;

— организация мастер-классов совместно с обучающимися из других образовательных учреждений;

— совместные проекты с родителями.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию творчески активной личности, для которой творчество — основной вид деятельности, а также формированию способности нестандартно подходить к решению поставленных проблем и соответственно формированию коммуникативных умений и навыков, что способствует их успешной социализации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие.— М.: Академия, 2003.

[2] Половинкин А.И. Техническое творчество: теория, методология, практика //

http://doc.unicor.ru.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CLASSROOM TO COMPUTER GRAPHICS

A.V. Tsvetkova

The state educational institution Average correctional boarding school of V kind № 96

Smolnaja str., 75, Moscow, Russia, 124445

The article discusses one way to successful socialization of children with disabilities by means of a subject computer science in the classroom computer graphics.

Key words: methods of teaching computer science, creative skills, computer education for children with disabilities, computer graphics, design activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.