Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валовая добавленная стоимость туристской индустрии / туризм / туристская индустрия / туристские услуги / экспорт туристских услуг / gross value added of the tourism industry / tourism / tourism industry / tourist services / export of tourist services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан Стефания Михайловна

В статье представлены результаты анализа основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние туризма в России в 2018–2022 гг. и его вклад в национальную экономику. Показано, что в настоящее время в развитии туристской индустрии наблюдается положительная динамика. В то же время спад, ставший следствием прежде всего пандемии COVID-19, до конца еще не преодолен. Cохраняется также значительная дифференциация масштабов туристского рынка в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Отмечена необходимость решений, направленных на дальнейшее раскрытие потенциала туристской индустрии, прежде всего касающихся наращивания инвестиций в основной капитал отрасли, реализация которых приведет к усилению ее роли в развитии национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA: DYNAMICS OF THE MAIN MACROECONOMIC INDICATORS

The article presents the results of the analysis of the main macroeconomic indicators characterizing the state of tourism in Russia in 2018-2022 and its contribution to the national economy. It is shown that currently there is a positive trend in the development of the tourism industry. At the same time, the recession, which was primarily the result of the COVID-19 pandemic, has not yet been completely overcome. There is also a significant differentiation in the scale of the tourist market in the context of the federal districts of the Russian Federation. The need for solutions aimed at further unlocking the potential of the tourism industry, primarily related to increasing investments in the fixed capital of the industry, the implementation of which will lead to strengthening the role in the development of the national economy, was noted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2024

С.М. СЕРОШТАН

студентка 3 курса факультета экономики и бизнеса ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В статье представлены результаты анализа основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние туризма в России в 2018-2022 гг. и его вклад в национальную экономику. Показано, что в настоящее время в развитии туристской индустрии наблюдается положительная динамика. В то же время спад, ставший следствием прежде всего пандемии COVID-19, до конца еще не преодолен. Сохраняется также значительная дифференциация масштабов туристского рынка в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Отмечена необходимость решений, направленных на дальнейшее раскрытие потенциала туристской индустрии, прежде всего касающихся наращивания инвестиций в основной капитал отрасли, реализация которых приведет к усилению ее роли в развитии национальной экономики.

Ключевые слова: валовая добавленная стоимость туристской индустрии, туризм, туристская индустрия, туристские услуги, экспорт туристских услуг. УДК: 338.48 EDN: XINDXR

DOI: 10.52180/2073-6487_2024_1_177_189

В современной глобальной экономике туризм выступает в качестве одной из наиболее крупных и динамичных индустрий. В соответствии с данными ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics вклад сферы туризма в 2022 г. в мировой ВВП исчисляется суммой 7,7 трлн долл. США, число рабочих мест в сфере туризма составило 295,4 млн, а объем инвестиций в основной капитал достиг 855,9 млрд долл. США1. Важно подчеркнуть, что туризм является сферой деятельности, поддержка которой входит в число приоритетных задач развития

1 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. https: //ros-stat.gov.ru/storage/ mediabank/turism_2023.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

экономики практически каждого государства. В России туризм представляет собой крупный межотраслевой комплекс, связанный более чем с 50 смежными отраслями, и вносит весомый вклад в развитие национальной экономики. Он выполняет и важную гуманитарную функцию, способствуя всестороннему развитию личности и раскрытию творческого потенциала человека, а также «играет огромную роль в выстраивании партнерства и взаимопонимания между странами и народами»2.

Российский туристский рынок обладает значительным потенциалом развития, для него характерны такие конкурентные преимущества, как « ...наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей»3. В частности, в общемировом рейтинге Россия по количеству объектов всемирного наследия ЮНЕСКО занимает 10 место, а по количеству объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 4 место4. В глобальном рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума, составленного по данным за 2019 г., рассчитанного на основе четырех показателей («Благоприятность среды», «Инфраструктура», «Политика в области туризма и благоприятность условий для путешествий», «Природные и культурные ценности»), наша страна находится на 39 позиции. По показателю «Природные и культурные ценности» Россия занимает 20 позицию из 140 стран мира5.

По данным Росстата, в 2022 г. валовая добавленная стоимость (ВДС) туристской индустрии составила 3,6 трлн руб., или 2,6% в валовом внутреннем продукте, объем инвестиций в основной капитал - 593,2 млрд руб., или 2,7% от их общего объема по всем видам экономической деятельности, а средняя численность работников сферы туризма -1137,2 тыс. человек, или 3,4% от средней общей численности работ-

2 Стенограмма заседания Президиума Госсовета по вопросам развития туризма. 6 сентября 2022 г. http://www. kremlin. ru/ events/president/transcripts/69291 (дата обращения: 01.10.2023).

3 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». https://www. consultant.ru/document/ consdoc_LAW_333756/?ysclid=lqi8p w4e7u825491152 (дата обращения: 01.10.2023).

4 Там же.

5 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. https://www.weforum.org/ publications/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019/ (дата обращения: 01.10.2023). В рейтинге за 2021 г. Россия, к сожалению, не представлена (см.: Travel&Tourism Development Index 2021: Rebuilding for a Sustainable and Resilient Future. https:// www3.weforum. org/docs/ WEF_ Travel_ Tourism_Development_2021 (дата обращения: 01.10.2023).

ников6. При этом необходимо подчеркнуть, что в последнее время на развитии туризма сказывается не только негативное воздействие последствий пандемии СОУГО-19, но и беспрецедентное санкцион-ное давление коллективного Запада. Оно проявляется в существенном изменении приоритетов российских потребителей туристских услуг, ставших в большей степени сориентированными на внутренний рынок, выступает фактором, ограничивающим туристский поток в нашу страну иностранных граждан, и безусловно, сдерживает рост отраслевых макроэкономических показателей, что уже отражено в ряде научных публикаций [2; 3; 4; 5].

Для анализа основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние туристской индустрии в России в условиях последствий пандемии и беспрецедентного санкционного давления, что являлось основной целью исследования, использовались официальные статистические данные Росстата, а также материалы глобальной платформы для сбора данных и бизнес-аналитики «51а1181а»7. При оценке вклада туризма в развитие национальной экономики учитывались результаты исследований, подтверждающие важную роль ресурсной поддержки данной сферы экономики в увеличении валового внутреннего продукта (см., например: [1; 6]).

В 2018-2022 гг., судя по динамике показателей, приведенных в табл. 1, можно выделить три периода. До пандемии наблюдался рост трех из четырех анализируемых показателей (валовая добавленная стоимость туристской индустрии, средняя численность работников и инвестиции в основной капитал в сфере туризма, экспорт услуг по статье «Поездки»). Так, в 2019 г. в сравнении с предыдущим годом валовая добавленная стоимость в туристской индустрии увеличилась на 299,1 млрд руб., средняя численность работников - на 13,3 тыс. человек, инвестиции в основной капитал - на 10,6 млрд рублей. Исключением стал экспорт услуг по статье «Поездки» - снижение на 0,6 млрд долл. США. В пандемийный 2020 г. отмечался спад всех этих показателей. В сравнении с 2019 г. абсолютное снижение валовой добавленной стоимости составило 465,0 млрд руб., средней численности работников - 33,3 тыс. человек, инвестиций в основной капитал - 9,1 млрд руб., экспорта услуг по статье «Поездки» - 7,1 млрд долл. США. В постпандемийном периоде (2021-2022 гг.) наметился значительный абсолютный прирост рассматриваемых показателей. Так, в 2021 г. по отношению к 2020 г. валовая добавленная стоимость увеличилась на 844,9 млрд руб., средняя численность работников - на 15,5 тыс. чело-

6 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. ЬйрБ:// rosstat.gov.ru/storage/media bankAurism_2023.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

7 https://www.statista.com/ (дата обращения: 01.10.2023).

Таблица 1

Динамика основных абсолютных показателей туристской индустрии

в 2018-2022 гг.

2022 г. 2022 г.

Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 по отношению к 2021 г. по отношению к 2018 г.

Валовая добав-

ленная стоимость

туристской индустрии, в основных 2490,8 2789,9 2324,9 3169,8 3623,1 453,3 1132,3

текущих ценах, млрд руб.

Средняя числен-

ность работников в сфере туризма, 1166,4 1179,7 1146,4 1161,9 1137,2 -24,7 -29,2

тыс. человек

Инвестиции в

основной капитал в сфере туризма, млрд руб. 348,9 359,5 350,4 386,2 593,2 207,0 244,3

Экспорт услуг по статье «Поездки», 11,6 11,0 3,9 4,0 5,5 1,5 -6,1

млрд долл. США

Источник: составлено автором по: данные Статистического бюллетеня Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. ЬйрБ: //rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/turism_2023.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

век, инвестиции в основной капитал - на 35,8 млрд руб., экспорт услуг по статье «Поездки» - на 0,1 млрд долл. США. Вместе с тем динамика прироста не стала устойчивой. В 2022 г. по сравнению с 2021 г. темпы прироста существенно замедлились. Однако из приведенных выше данных следует, что в 2022 г. объем ВДС туристской индустрии превысил уровень допандемийного периода (в основных текущих ценах). Его абсолютный прирост в сравнении с 2018 г. составил более 1,1 трлн руб. Объем инвестиций в основной капитал за этот период увеличился на 244,3 млрд руб. По двум другим анализируемым показателям все еще не удалось достигнуть уровня 2018 г. Так, средняя численность работников в сфере туризма в 2022 г. оказалась меньше, чем в 2018 г., на 29,2 тыс. человек. Зафиксировано также отставание объема экспорта услуг по статье «Поездки» на 6,1 млрд долл. США.

Анализируя темпы роста рассматриваемых показателей, можно видеть, что отрицательная динамика трех из них наблюдалась в разгар пандемии - в 2020 г. По итогам 2020 г. в туристской индустрии лишь значение уровня инвестиций в основной капитал в сопоставле-

нии с 2018 г. практически не изменилось - темп роста составил 100,4% (см. рис. 1). В 2021-2022 гг. наблюдалась положительная динамика темпов роста валовой добавленной стоимости и инвестиций в основной капитал. В 2022 г. по сравнению с 2018 г. они составили 145,5% и 170,0% соответственно. Но по двум другим анализируемым показателям все еще не удалось достигнуть уровня 2018 г. Зафиксировано снижение темпов роста средней численности работников на 2,5 п.п. и экспорта услуг по статье «Поездки» - на 42,6 п.п.

180 170 160 150 140 130 120 110 100 90

101,1 98,3 99,6 170,0

-94,8 О-

\ ^145,5

\ /' \ 127,3

S /

*

112,0 -л ^ „''по,7 / у

103,0 -v \ 100,4 ■в-Л ■ * -— у

"»ч\ •V

vV

34,5

110 100 90 80 70 60 50 40 30

2019 г.

2020 г.

2021г.

2022 г.

- - Темп роста валовой добавленной стоимости туристской индустрии, % • Темп роста инвестиций в основной капитал в сфере туризма, % Темп роста средней численности работников в сфере туризма, % —О— Темп роста экспорта услуг по статье «Поездки», %

Источник: расчеты выполнены автором по: данные Статистического бюллетеня Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. https: // rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/ turism_2023. pdf (дата обращения: 01.10.2023).

Рис. 1. Динамика темпов роста показателей туристской индустрии в 2019-2022 гг. (по отношению к 2018 г., %)

Из результатов анализа динамики среднегодовых темпов прироста показателей, характеризующих развитие туризма и его вклад в экономику России, следует, что если в 2018-2022 гг. в среднем ежегодно валовая добавленная стоимость туристской индустрии увеличивалась на 283,1 млрд руб., или на 9,8%, инвестиции в основной капитал также в среднем ежегодно росли на 61,1 млрд руб., или на 14,2%, то для средней численности работников и экспорта услуг по статье «Поездки», наоборот, было характерно уменьшение - соответственно на 7,3 тыс. человек, или на 0,6 %, и на 1,5 млрд долл. США, или на 17,0% (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика среднегодовых уровней показателей туристской индустрии

в 2018-2022 гг.

Показатели Средний абсолютный прирост Средний темп роста, % Среднегодовой темп прироста, %

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии, в основных текущих ценах, млрд руб. 283,1 109,8 9,8

Средняя численность работников, тыс. человек -7,3 99,4 -0,6

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, млрд руб. 61,1 114,2 14,2

Экспорт услуг по статье «Поездки», млрд долл. США -1,5 83,0 -17,0

Источник: рассчитано автором по: данные Статистического бюллетеня Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. ЬИ^: //rosstat.gov.ru/storage/ mediabankAurism_2023.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

Что касается доли основных показателей туризма в 2018-2022 гг. в их уровнях в целом по экономике России (см. рис. 2), то такие из них, как валовая добавленная стоимость туристской индустрии в валовом внутреннем продукте в основных текущих ценах и средняя численность работников в средней численности работников всех видов экономической деятельности, оставались стабильными -на уровне 2,6 и 3,4% соответственно, что, однако, несколько ниже допандемийного уровня. Так, в 2022 г. по сравнению с 2019 г. величина каждого из указанных показателей снизилась на 0,2 п.п. Вклад инвестиций в основной капитал в сфере туризма в общий объем инвестиций по всем видам экономической деятельности, наоборот, увеличился на 0,3 п.п. и достиг 2,7%, а вклад экспорта услуг по статье «Поездки» в общем объеме экспорта услуг значительно уменьшился, составив 11,4%.

По приведенным показателям Россия пока значительно уступает развитым странам мира. Например, вклад туристской отрасли в мировой валовой внутренний продукт в 2022 г. находился на уровне 7,6%, а занято в ней было около 9,0% всей рабочей силы8. Но важно отметить тот факт, что восстановление после спада, вызванного пандемией, в России шло быстрее, чем в среднем по странам мира. Так, если в 2022 г. доля туристской отрасли в мировом валовом внутреннем про-

8 Global tourism industry - statistics & facts. https: //www. statista. com/topics/962/global-tourism/#topicOverview (дата обращения: 01.10.2023).

Источник: составлено автором по: данные Статистического бюллетеня Росстата к Всемирному дню туризма - 2023. Ьйрэ: //rosstat.gov.ru/storage/ ше^аЬапк/ turism_2023.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

Рис. 2. Динамика доли показателей туристской индустрии по отношению к их уровням в целом по российской экономике в 2018-2022 гг., %

дукте была ниже уровня 2019 г. в 1,4 раза, то в России только на 0,2 п. п., а доля инвестиций в основной капитал, которая в среднем по миру составила 73% от уровня 2019 г., в нашей стране выросла на 0,3 п.п.

Данные о валовой добавленной стоимости в разрезе федеральных округов Российской Федерации, приведенные в табл. 3, говорят о высоком уровне региональных различий в использовании потенциала туристской индустрии. По этим данным мы также можем видеть, что пандемия по-разному повлияла на региональную динамику развития туризма. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в наибольшей степени сократился объем ВДС туристской индустрии в Северо-Западном федеральном округе - на 21,1%, а в наименьшей степени - в Южном федеральном округе - на 11,0%. Остальные федеральные округа по темпу снижения указанного показателя распределились следующим образом: Приволжский - 12,1%, Уральский - 15,0%, Центральный -15,3%, Сибирский - 16,5%, Северо-Кавказский - 17,0%, Дальневосточный - 17,3%. В 2021 г., когда ВДС туристской индустрии во всех округах отыгрывала потери, связанные с пандемией, темпы прироста рассматриваемого показателя по отношению к 2020 г. составили: Центральный и Северо-Западный округа - более 40,0%, Южный и Сибирский -более 30,0%, Северо-Кавказский и Уральский - более 20,0%, Приволжский - почти 17,0%, Дальневосточный федеральный округ - 4,1%.

Но важно отметить, что туристской индустрии удалось не только восстановить объемы валовой добавленной стоимости в основных ценах во всех федеральных округах до уровня 2019 г., но и превысить их: Центральный округ - на 23,3%, Южный - 16,8%, Северо-Западный - 10,1%, Сибирский - 9,9%, Уральский - 4,2%, Дальневосточный - 4,1%, Приволжский - 2,7%, Северо-Кавказский - на 1,4%.

Таблица 3

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2019-2021 гг. (в основных

ценах, млрд руб.)

Федеральные округа Годы Темп роста, %

2019 2020 2021 2020/2019 2021/2020 2021/2019

Центральный 1117,8 946,8 1378,4 84,7 145,6 123,3

Северо-Западный 366,2 286,1 403,2 78,1 140,9 110,1

Южный 310,6 276,5 362,9 89,0 131,2 116,8

Северо-Кавказский 131,2 108,9 133,1 83,0 122,2 101,4

Приволжский 321,5 282,6 330,3 87,9 116,9 102,7

Уральский 221,7 188,4 231,1 85,0 122,6 104,2

Сибирский 212,7 177,7 233,7 83,5 131,5 109,9

Дальневосточный 181,0 149,5 188,5 82,6 104,1 104,1

Источник: рассчитано автором по: данные Росстата. Туризм. https: // rosstat.gov.ru/ statistics/turizm (дата обращения: 01.10.2023).

Наибольший вклад в формирование валовой добавленной стоимости туристской индустрии национальной экономики по данным за 2021 г. вносил Центральный федеральный округ - 43,2%. Далее следуют Северо-Западный округ - 12,4%, Южный - 11,1 %, Приволжский - 10,1%, Сибирский и Уральский - 7,1%, Дальневосточный - 5,8%. Наименьшая доля приходилась на Северо-Кавказский федеральный округ - лишь 4,1% (см. рис. 3).

Анализ динамики доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте в разрезе федеральных округов Российской Федерации за 2019-2021 гг. показал, что в 2019 г. эта доля в половине из них превышала средний по Российской Федерации уровень: в Северо-Кавказском округе - в 2,1 раза, Южном - в 1,7 раза, Северо-Западном - в 1,3 раза, Центральном - в 1,2 раза. В Дальневосточном федеральном округе вклад туристской индустрии в региональный продукт соответствовал общероссийскому уровню, а в Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах был значительно ниже.

□ Центральный

■ Северо-Западный Ш Южный

И Северо-Кавказский

■ Приволжский Уральский

Н Сибирский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Дальневосточный

Источник: составлено автором по: данные Росстата. Туризм. Ы±рБ:// rosstat.gov.ru/ statistics/turizm# (дата обращения: 01.10.2023).

Рис. 3. Вклад федеральных округов в формирование валовой добавленной стоимости туристской индустрии России в 2021 г., %

В 2020 г., как уже отмечалось, вклад валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовой внутренний продукт национальной экономики снизился до 2,4%. Снижение произошло и во всех федеральных округах - особенно значительно в Северо-Западном округе. Но отметим, что доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах оставалась значительно выше уровня данного показателя в целом по Российской Федерации - в 1,9 раза и 1,7 раза соответственно. В то же время в Уральском федеральном округе доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте составляла лишь 66,7% от общероссийского показателя.

Итоги 2021 г. показали, что в сравнении с предшествующим годом вклад валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовой региональный продукт продолжал снижаться в Северо-Западном, Уральском и Приволжском федеральных округах. В остальных федеральных округах этот показатель несколько увеличился. Например, в Центральном и Южном федеральных округах он вырос на 0,5 п.п. Однако в 2021 г. ни в одном из федеральных округов не был достигнут уровень 2019 г. (см. рис. 4).

Источник: составлено автором по: данные Росстата. Туризм. Ьйрэ:// rosstat.gov.ru/ statistics/turizm# (дата обращения: 01.10.2023).

Рис. 4. Динамика доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте в разрезе федеральных округов Российской Федерации, %

* * *

Результаты поведенного исследования показывают, что в настоящее время в развитии туристской индустрии России наблюдается положительная динамика. По таким показателям, как объем валовой добавленной стоимости, создаваемой туристской индустрией, и объем инвестиций в основной капитал в сфере туризма, удалось не только выйти на уровень допандемийного периода, но и его превысить. Показатели средней численности работников и объема экспорта услуг по статье «Поездки», которые продолжают оставаться ниже допандемий-ного уровня, в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом росли значительно более высокими темпами. В то же время потенциал туризма России используется далеко не полностью. По ключевым показателям туристского рынка страна существенно уступает развитым странам мира. Острой остается проблема значительной региональной дифференциации туристской индустрии.

Развитие туризма в нашей стране признано одним из приоритетов экономической политики. В последние годы приняты и реализуются несколько стратегических документов и ряд системных мер государственной поддержки, направленных на комплексное развитие отрасли

на основе программно-целевого подхода, с явным приоритетом внутреннего и въездного туризма, путем создания конкурентоспособного туристского продукта и современной туристской инфраструктуры9. В то же время для ускорения темпов роста и усиления роли туризма в развитии российской экономики ключевым фактором, на наш взгляд, является наращивание инвестиций и повышение эффективности управления ими [7]. Именно инвестиции играют определяющую роль в развитии инфраструктуры, что является необходимым условием дальнейшего роста туристского потока и сглаживания региональных диспропорций туристского рынка России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Ю.О., Григорьева В.В., Поздняков К.К. Влияние туризма на национальную экономику и методы его оценки: обзор литературы // Финансы и управление. 2022. № 1. С. 58-73. DOI: 10.25136/ 24097802. 2022.1.37282. https:// nbpublish.com / library_ read_ article. php? id=37282.

2. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 97-104.

3. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы

и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 50-67. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10063.

4. Полухина А.Н. Анализ современного состояния внутреннего туризма

в регионах России в период пандемии (по итогам исследования 2022 г.) // Инновационное развитие экономики. 2022. № 1-2 (67-68). С. 175-181. DOI 10.51832/22237984_2022_1-2_175.

5. Шерешева М.Ю. Индустрия туризма: последствия пандемии и условия развития / М.Ю. Шерешева // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2020.

№ 2(6). С. 30-45. DOI: 10.18572/2686-858X-2020-2-6-30-45.

6. Qamarilka Nurul et al. The Impact of the Travel and Tourism Sector on the Growth of the National Economy // Journal of Environmental Management and Tourism.

[S. l]. 2023. Sep. Vol. 14. № 6. Рp. 2715-2724. DOI: https:// doi.org/ 10.14505/jemt.v14.6 (70).19.

7. Sembiyeva Lyazzat et al. The Relationship Between Tourism and the Efficiency of Budget Investments as Important Area of Strategic Audit // Journal of Environmental Management and Tourism, [S. l]. 2023. Vol. 14. No. 6. Рp. 2704-2714. DOI: https://doi. org/10.14505/jemt.v14.6 (70).18.

9 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». https: //www. consultant.ru /document/ consdoc_LAW_333756/?ysclid=lqi8pw 4e7u825491152 (дата обращения: 01.10.2023); Министерство экономического развития Российской Федерации. https: //www.economy. gov.ru/material/directions/ turizm/ nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/?ysclid=lqlyyj4xav186215311( дата обращения: 01.10.2023).

REFERENCES

1. Ivanova Yu.O., Grigorieva V.V., Pozdnyakov K.K. The influence of tourism on the national economy and methods of its assessment: a literature review // Finance

and Management. 2022. No. 1. Pp. 58-73. DOI: 10.25136/2409-7802.2022.1.37282. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37282. (In Russ.).

2. Karpova G.A., Valeeva E.O. Problems and prospects of tourism development

in the context of a pandemic // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2021. No. 1 (127). Pp. 97-104. (In Russ.).

3. Loguntsova I. V Tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects // Public administration. Electronic Bulletin. 2020. No. 80. Pp. 50-67. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10063. (In Russ.).

4. Polukhina A.N. Analysis of the current state of domestic tourism in the regions of Russia during the pandemic (based on the results of the 2022 study) // Innovative development of the economy. 2022. No. 1-2 (67-68). Pp. 175-181. DOI: 10.51832/22237984_2022_1-2_175. (In Russ.).

5. Sheresheva M.Y. Tourism industry: consequences of the pandemic and conditions of development / M.Y. Sheresheva // Professorial Journal. Series: Recreation and Tourism. 2020. No. 2(6). Pp. 30-45. DOI: 10.18572/2686-858X-2020-2-6-30-45. (In Russ.).

6. QamariIka Nurul et al. The Impact of the Travel and Tourism Sector on the Growth

of the National Economy // Journal of Environmental Management and Tourism, [S . l]. 2023. Sep. Vol. 14. No. 6. rp. 2715-2724. DOI: https:// doi.org/10.14505/jemt.v14.6 (70).19.

7. SembiyevaLyazzat et al. The Relationship Between Tourism and the Efficiency of Budget Investments as Important Area of Strategic Audit // Journal of Environmental Management and Tourism, [S. l]. 2023. Sep. Vol. 14. No. 6. rp. 2704-2714. DOI: https:// doi.org/10.14505/jemt.v14.6 (70).18.

Дата поступления рукописи: 11.01.2024 г. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сероштан Стефания Михайловна - студентка 3 курса факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия seroshtan.sm@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Stefania M. Seroshtan - 3rd year student of the Faculty of Economics and Business of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia seroshtan.sm@mail.ru

TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA: DYNAMICS OF THE MAIN MACROECONOMIC INDICATORS

The article presents the results of the analysis of the main macroeconomic indicators characterizing the state of tourism in Russia in 2018-2022 and its contribution to the national economy. It is shown that currently there is a positive trend in the development of the tourism industry. At the same time, the recession, which was primarily the result of the

COVID-19 pandemic, has not yet been completely overcome. There is also a significant differentiation in the scale of the tourist market in the context of the federal districts of the Russian Federation. The need for solutions aimed at further unlocking the potential of the tourism industry, primarily related to increasing investments in the fixed capital of the industry, the implementation of which will lead to strengthening the role in the development of the national economy, was noted.

Keywords: gross value added of the tourism industry, tourism, tourism industry, tourist services, export of tourist services. JEL: Z32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.