УДК 338.48
Е.В. МАРЧЕНКО, О.А. СТЕПУРЕНКО
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОГРАДА ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ туристского потенциала города становится необходимым условием при разработке стратегии развития территории и позволяет формировать политику муниципального образования, направленную на повышение привлекательности города и увеличение числа туристов.
Ключевые слова: туристский потенциал, наукоград, муниципальное управление.
The analysis of the tourism potential of the city becomes a necessary condition when developing a strategy for the development of the territory and allows us to form a policy of the municipality aimed at increasing the attractiveness of the city and increasing the number of tourists.
Keywords: tourism potential, science city, municipal administration.
В последние годы оценка туристского потенциала территории включена в рейтинги инвестиционного климата регионов и городов России. Роль туристского потенциала становится значимой для экономики как крупных городов, так и небольших поселений. Однако развивать этот вид потенциала для многих поселений становится дорогостоящей и трудоемкой задачей. Оценка туристского потенциала предполагает использование комплекса факторов социально-экономического содержания. Особенное значение приобретают такие факторы, как транспорт и социальная туристская инфраструктура, которые дают возможность для развития различных видов туризма. Расчет эффективности развития фактора «транспорт» может служить критерием развития туристской инфраструктуры. В данном случае применяется такой показатель, как «плотность транспортных магистралей в городе», позволяющий определить уровень доступности для потенциальных
© Марченко Е.В., Степуренко О.А., 2022
клиентов различных территориальных объектов, составляющих основные элементы системы города, его достопримечательности. Расчетный показатель для оценки развитости туристской инфраструктуры в наукограде представлен как отношение числа организаций, предоставляющих услуги размещения и питания, к числу жителей населения города.
Существуют различные варианты оценки величины и эффективности туристского потенциала территории. Преимущественно они сводятся к интегральной оценке таких показателей, как суммарный объем ресурсов туристского потенциала территории, величина туристского потенциала и показатель реализации туристского потенциала. Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е.Ю. Кол-бовским [2], предполагает оценку туристского потенциала территории в следующей последовательности:
1. Оценка привлекательных объектов исторического наследия: памятников археологии; монастырей; сельских
храмов; мест исторических сражений; памятных мест, связанных с различными историческими событиями; сохранившихся архитектурных центров сел и деревень.
2. Оценка уникальных природных объектов и объектов, связанных с культурным наследием: сельских парков и дворянских усадеб; монастырских парков; старых мельниц и плотин на реках; древних водных путей и волоков; старинных аллей; красивых и привлекательных в плане отдыха озер; родников; святых источников; привлекательных участков долин; уникальных валунов и т.д.
3. Оценка мест, выбранных населением для отдыха самостоятельно: участков рек с летними пляжами; мест для палаточных городков; лесопарков для отдыха и прогулок; участков озерных побережий; лесных массивов, в которых собирают грибы и ягоды; болотных массивов, которые используют для сбора ягод; рек, освоенных для сплава на байдарках, резиновых лодках и т.д.
Результатом оценки является составление итоговой характеристики туристско-рекреационного потенциала территории:
• какие виды рекреационных или туристских занятий могут быть интересными и эффективными в пределах региона;
• какие объекты уже активно используются в туризме;
• какие виды туризма (активный, оздоровительный, рекреационный, спортивный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств;
• какие новые маршруты могут быть предложены;
• какие проблемы препятствуют использованию природного и куль-
турно-исторического потенциала территории.
Развитие туристского потенциала становится значимым направлением социально-экономического развития города, частью муниципальной политики. Особенную роль анализ туристского потенциала играет для наукограда, имеющего ярко выраженную специфику научной специализации, но позволяющего развивать различные виды туризма. Наукоград Дубна, расположенный в Московской области, имеет специализацию в научной деятельности, связанной с рядом открытий в сфере ядерной физики. Особый статус город Дубна получил после открытия Объединенного института ядерных исследований в 1956 году. Уникальным является и месторасположение города: через него проходит река Волга, вокруг - реки Дубна и Сестра, также проходит канал имени Москвы и есть Иваньковское водохранилище. Дубну часто называют жемчужиной Северного Подмосковья, а также городом-островом. Называют так потому, что месторасположение города очень комфортное для всех возрастов. Город находится в живописной местности, окруженной лесами и водоемами, - редко такое встретишь в наши дни, тем более в Московской области. Окруженная со всех сторон водой и утопающая в зелени Дубна имеет свой неповторимый, притягательный микроклимат. В его основе -уникальная природная среда и люди, которые на протяжении многих лет создавали славу города как всемирно известного.
Визитной карточкой города является сегодня официальный сайт наукограда. Заходя на сайт администрации городского округа Дубна в раздел
«Туризм», можно заметить, что на сегодняшний день туризм в Дубне развивается в разных направлениях: это и культурно-познавательный, деловой, научный, и событийный, оздоровительный, активный виды туризма. На сегодняшний день в Дубне насчитывается 21 туристская фирма и семь гостиниц, 47 организаций общественного питания. Отношение гостиниц к числу проживающего на территории населения - одна гостиница на 10 712 человек, а организаций общественного питания - одно заведение на 1595 человек. Это связано с относительно небольшим туристским потоком в муниципальном образовании.
Разработана «Стратегия социально-экономического развития наукограда Дубна на 2017-2026 годы» [5]. В данной стратегии туристской отрасли выделен один подпункт, согласно которому главной целью развития туризма в городе является «развитие въездного туризма как доходной отрасли экономики, создание новых рабочих мест в сфере туризма, формирование положительного имиджа города как центра науки и технологий путем ознакомления туристов с достижениями города». Основные направления деятельности описаны следующим образом:
• развитие существующего механизма остановки в Дубне туристских теплоходов;
• градостроительная политика, предусматривающая резервирование земельных участков для размещения объектов туристской инфраструктуры, прежде всего гостиниц;
• проведение работы по привлечению инвесторов для обустройства объектов туристской инфраструктуры;
• развитие музеев естественнонаучной и технической направленности как мест посещения туристами и другими гостями города;
• разработка маршрутов научно-технического туризма, подготовка экскурсоводов;
• подготовка и размещение в сети Интернет материалов о Дубне как интересном (научно-техническом, историческом, культурном) месте для посещения;
• развитие комплексных проектов создания туристской инфраструктуры: озеро Лебяжье, Ратмино и озеро Суглинок;
• взаимодействие с туристскими агентствами с целью формирования туристических потоков в Дубну.
Данные направления развития туризма будут носить декларативный характер без дальнейшей проработки программных документов. Однако отдельной муниципальной программы, направленной на развитие туризма в наукограде нет. Следует отметить, что на сегодняшний момент в наукограде Дубна туризм развивается в разных направлениях, с разной эффективностью. Преимущественно развитие идет в научном и деловом плане, но также задействованы и другие виды. Охвачены все основные виды туризма: культурно-познавательный, научный, деловой, событийный, оздоровительный, активный [1]. Разные виды туризма в городе развиваются благодаря системе мер поддержки со стороны региональных и муниципальных властей для развития туризма на территории. Региональная поддержка туризма на территории Московской области представлена постановлением правительства Московской области «О целесообразности сохра-
нения и продолжения государственной программы Московской области "Культура Подмосковья" на 2017-2021 годы до 2024 года» [4]. В этом документе представлена подпрограмма VI «Развитие туризма в Московской области». В рамках реализации данной подпрограммы запланированы следующие мероприятия: организация и проведение различных конкурсов для организаций в сфере туризма для повышения престижа профессии («Лучшая организация туристской индустрии в МО», «Лучший по профессии» и т.д.); организация и проведение ряда обучающих мероприятий для повышения подготовки кадров в сфере туризма; организация и проведение информационных туров; участие в международных туристских выставках; развитие туристской инфраструктуры.
В 2015 году с учетом имеющихся возможностей реализации государственной программы начал работать туристский портал «Афиша Подмосковья» (в 2017 году переименован в «Путеводитель по Московской области», на данный момент называется «Путеводитель по Подмосковью), на который ежемесячно заходят более 50 тыс. пользователей [6]. Здесь можно узнать об отелях и гостиницах, о культурной составляющей города, но что касается Дубны, на данном сайте мало информации о достопримечательностях наукограда.
С 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2018 года в Московской области положительной практикой развития туристского потенциала можно представить успешную реализацию такого проекта, как «Повышение туристической привлекательности 10 основных туристических территорий Московской области (топ-10)». Однако следует от-
метить, что данный проект рассматривает ограниченное число муниципалитетов, в частности, Дубна не попала в систему мероприятий данного проекта, возможно, из-за территориальной расположенности муниципального образования. Этот проект был связан прежде всего с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Реализация подпрограммы на данный момент и в последующие годы финансируется и будет финансироваться из бюджета Московской области. К сожалению, на уровне муниципального образования формируется такая практика управления, что местные бюджеты не способны выделять средства на развитие туристской отрасли.
Но уже началась активная работа по привлечению дополнительных туристских потоков в Дубну: в начале апреля 2021 года был организован информационный туристский тур. В туре приняли участие многие туристические фирмы Дубны, Московской и Тверской областей. Также в туре приняла участие заместитель министра туризма Московской области И.А. Шилкина. Данный информационный тур реализован Комитетом по туризму Московской области совместно с Министерством образования Московской области. Данная программа создана для детей, которые отправляются в увлекательные поездки по музеям соседствующих муниципальных образований, получая знания об истории городов.
После окончания экскурсии в администрации городского округа Дубна был проведен круглый стол, где была высказана идея межрегионального маршрута совместно с городом Кимры Тверской области. Например, турист проводит день и ночь в Дубне, потом
едет в Кимры знакомиться с музеями и историей, затем возвращается обратно.
В городе Дубна ошибочной практикой управления является отсутствие на текущий момент самостоятельной программы муниципалитета, ориентированной на комплексное развитие туристского потенциала. Средства из бюджета на развитие туризма в городе не выделяют и не планируют выделять. Однако в Дубне есть Координационный совет по развитию туризма, в его состав входят 17 человек - заместители главы администрации городского округа Дубна, начальник отдела культуры и туризма администрации, эксперты отдела культуры и туризма, генеральные директора туристских компаний города Дубна. В мае 2021 года собрался новый состав Координационного совета по туризму. При анализе политики местных и региональных органов власти в области развития сферы туризма напрашивается вывод о том, что региональные власти не очень активно поддерживали туристскую отрасль именно в плане прямого финансирования. В Московской области большая поддержка ощущалась в 2017 году, когда была острая необходимость строительства туристской инфраструктуры к чемпионату мира по футболу, и в 2020 году активно внедрялись меры поддержки туризма, просто чтобы отрасль полностью не закрылась из-за пандемии [3]. Но включение Дубны в региональный тур сможет привлечь новых туристов на территорию. В связи с изменяющимися политическими, экономическими и социальными реалиями в жизни России необходимо концентрировать внимание на привлечении внутренних туристов, нежели иностранных. Создание программ, позволяющих привлекать на террито-
рию наукограда жителей соседних городов и регионов в рамках выделенных приоритетных направлений развития туристского потенциала города Дубна, является главной задачей местных органов власти с учетом особенностей стратегии развития Московской области.
Проведенный анализ показал, что в целом, несмотря на слабую поддержку субъектов туристского рынка на муниципальном уровне, данная отрасль может стать одной из основных в экономике города, так как развивается в разных направлениях. Администрация города Дубны не видит необходимости создания муниципальной программы по развитию туризма. В настоящий момент Дубна располагает всеми необходимыми рекреационными ресурсами для развития природного, спортивного и событийного туризма. Также присутствует инфраструктура для более активного развития научного и делового туризма. Обеспечить интерес к природному туризму в полной мере может общее месторасположение территории, окруженной водоемами со всех сторон. Спортивный туризм может быть сформирован прежде всего за счет наличия спортивных стадионов и строительства нового большого крытого катка с искусственным льдом, так как в Дубне есть только один небольшой каток «Снеговик», вместимостью 150 человек, тогда как в городе Кимры действующий каток «Арктика» имеет трибуны вокруг ледовой арены на 232 места.
На основе качественного анализа можно определить в виде перспективного направления развития туристского потенциала в наукограде Дубна событийный туризм. Развитие и ежегодное проведение таких «брендовых»
событий, как фестиваль искусств «Серебряная пластирь», триатлон «Ни-колов перевоз», соревнования на воднолыжном стадионе; праздничные мероприятия, посвященные Дню города Дубна, Дню России и т.д. Подобные мероприятия способны сформировать устойчивый въездной поток туристов. Но формирование и развитие туристского потенциала с учетом приведенных примеров и представленных направлений возможно только при создании полноценной системы мер в туристской сфере города и активизации поддержки на муниципальном уровне. Все равно в ближайшее время туристов будут привлекать отдых на пляжах, посещение баров и ресторанов. Да, развитие разных видов туризма, несомненно, происходит, но больше направлено на улучшение условий и уровня сервиса.
Таким образом, можно увидеть, что в туристской сфере города Дубна в настоящий момент имеются факторы, представляющие как возможности, так и угрозы для развития туристского потенциала наукограда. В основном слабые стороны связаны с незначительной финансовой поддержкой развития туризма в городе Дубна и с отсутствием продвижения, в том числе в интернете. Развитие туристской отрасли в городе является необходимой частью развития многих сфер: транспорта, автодорог, благоустройства территории и т.д.
Также более приоритетной задачей должно стать развитие сезонного туризма на территории города Дубна. Так как город окружен водоемами, они могут стать главным фактором развития сезонного туризма. И основной частью этого процесса будет эффективная рекламная кампания города в целом. Это поможет привлечь как можно больше туристов в город и развивать
отечественный внутренний туризм. Из-за сложившейся ситуации в мире за последние годы, когда государства закрывают свои границы из-за пандемии коронавируса и санкций, приоритетной задачей должно стать развитие внутреннего туризма и узнаваемости небольших городов, таких как Дубна. Для решения основных проблем туристской отрасли в Дубне следует разработать проекты и рекомендации для развития туристской сферы на территории наукограда.
Формирование и развитие туристского потенциала наукограда зависит также и от решения проблем в комплексной системе управления экологической безопасностью на территории муниципального образования. Улучшение показателей экологического состояния территории и позиционирование наукограда Дубна как экологически чистого муниципального образования в Московской области позволяет усилить преимущества муниципалитета и закрепить в сознании потенциальных клиентов образ территории, привлекательной для отдыха, бизнеса, постоянного пребывания в городе, в том числе привлекательной для внедрения различных инвестиционных проектов в туристской сфере.
Развитие туристского потенциала наукограда Дубна должно строиться с учетом положительной практики управленческой деятельности в сфере туризма и обоснованности применения научных подходов в управлении (комплексного, системного, воспроизводственного, ситуационного, поведенческого, институционального, структурно-функционального). Научная обоснованность разрабатываемых мер поддержки туристской сферы наукограда Дубна снизит различного
рода риски и повысит эффективность управленческого механизма на муниципальном уровне. Применение программно-целевого подхода в управлении туристской сферой наукограда обеспечит комплексное развитие территории с учетом и экономических, и социальных, и экологических аспек-
тов. В муниципальной программе необходимо выстраивать взаимосвязи между культурными и событийными мероприятиями, научной деятельностью ведущих организаций города, благоустройством территории, развитием туристской инфраструктуры и экологической безопасностью.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Администрация городского округа Дубна. URL: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 01.03.2022).
2. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 81 с.
3. Марченко Е.В., Собянина С.В., Степуренко О.А. Развитие внутреннего автомобильного туризма в Российской Федерации в современных условиях// Вестник РМАТ. 2017. № 3.
4. Постановление правительства Московской области от 09.10.2018 № 721/36 «О целесообразности сохранения и продолжения государственной программы Московской области "Культура Подмосковья" на 2017-2021 годы до 2024 года и внесении изменений в постановление правительства Московской области от 25.10.2016 № 787/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Культура Подмосковья" на 2017-2021 годы"».
5. Решение Совета депутатов города Дубна Московской области от 18.01.2017 № РС-1(36)-3 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития наукограда Дубна на 2017-2026 годы и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития наукограда Дубна на 2017-2026 годы».
6. Туристический интернет-портал Московской области. URL: https://welcome.mosreg.ru (дата обращения: 01.03.2022).