Научная статья на тему 'Развитие туристко-рекреационной сферы Республики Крым в аспекте интеграции в социокультурное и правовое поле России'

Развитие туристко-рекреационной сферы Республики Крым в аспекте интеграции в социокультурное и правовое поле России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Захарова Вера Александровна

В статье рассматриваются особенности развития сферы туризма и рекреации в Республике Крым в контексте концепции устойчивого экологического развития и интеграции в социокультурное и правовое поле Российской Федерации. Анализируются региональные программные документы, их перспективные для внедрения в жизнь, а также проблемные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туристко-рекреационной сферы Республики Крым в аспекте интеграции в социокультурное и правовое поле России»

УДК 316.7

Захарова Вера Александровна

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Крымский филиал ФГБУН ФНИСЦ РАН; старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия zakharova7vera@mail.ru

Vera A. Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Senior researcher, Crimean branch of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Senior Lecturer of the Department of humanitarian and socio-economic disciplines,

Russian State University of Justice, Crimean branch zakharova7vera@mail.ru

Развитие

туристко-рекреационной сферы республики крым в аспекте интеграции в социокультурное и правовое поле россии

Development of the tourist

and recreational sphere of the republic of crimea in the aspect of integration in to the socio-cultural and legal field of russia

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития сферы туризма и рекреации в Республике Крым в контексте концепции устойчивого экологического развития и интеграции в социокультурное и правовое поле Российской Федерации. Анализируются региональные программные документы, их перспективные для внедрения в жизнь, а также проблемные компоненты.

Ключевые слова: интеграция, программа развития, рекреация, Республика Крым, туризм, устойчивое развитие, экологическая политика.

Annotation. The peculiarities of the development of tourism and recreation in the Republic of Crimea are considered in the context of the concept of sustainable ecological development and integration into the socio-cultural and legal field of the Russian Federation. Regional program documents, their prospective for implementation, as well as problem components are analyzed.

Keywords: integration, development program, recreation, Republic of Crimea, tourism, sustainable development, environmental policy.

В условиях общемировой озабоченности вопросами выхода из экологического кризиса нашим государством в качестве идеологической основы преобразований в экологической сфере признана концепция устойчивого развития. Она является платформой для проведения экологической, экономической и социальной политики большинства развитых стран мира как продукта длительного процесса выработки единой стратегии потребления природных ресурсов и поддержания социоприродного баланса на планете. Главы государств, приняв на Конференции по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро концепцию постоянно поддерживаемого, или устойчивого, развития (sustainable development), пришли к общему утверждению, что устойчивость - это простая концепция: жить справедливо в пределах наших экологических возможностей [6]. Согласно этому принципу, человечество способно сделать развитие устойчивым, то есть обеспечить такие условия, которые бы удовлетворяли потребности настоящего, не подвергая при этом опасно-

сти способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

На сегодняшний день концепции устойчивого развития в отечественной науке уделяется достаточно много внимания [1; 3; 4; 5]. Несмотря на весьма ощутимую антропоцентрическую инерцию в своем содержании, большинством ученых она признается единственно способной вернуть миру перспективу дальнейшего качественного существования в системе «общество - природа».

Одной из тенденций в функционировании упомянутой системы в последние десятилетия можно признать развитие рекреационной сферы, расширение ее границ и обновление содержательного наполнения, появление новых видов рекреации и средств освоения рекреационного потенциала регионов.

Являясь предметом регулирования общегосударственных нормативно-правовых и программных актов, рекреационное природопользование

нуждается в повышении эффективности и охране с позиций региональных актов, способных учесть особенности территорий, потенциал и интересы коренного населения используемого рекреационного пространства.

Республика Крым, с июля 2016 года входящая в состав Южного федерального округа, представляет огромный интерес в аспекте развития рекреационной сферы благодаря огромному природному потенциалу, богатой истории и культурно-этническому разнообразию.

Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Крым 29 декабря 2016 № 650 [2], определила своей основной задачей обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды. Наряду с ней выделен ряд задач, специфических именно для Крыма по причине долгого развития региона в иных геополитических условиях, а также сложности с организацией международного туризма. Такими задачами модно считать:

- диверсификацию туристического продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;

- повышение качества туристических услуг, системное методическое кадровое обеспечение туристской отрасли, отвечающее запросу современного туриста;

- продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на расширение рамок активного периода туристского сезона.

Адаптируясь в российском социокультурном и правовом поле, Крымский регион столкнулся с рядом проблем, задерживающих выполнение основной из задач Программы. Можно проанализировать основные из них, сопоставив с основными принципами устойчивого туризма, сформулированными Шведским агентством по защите окружающей среды [7]:

1. Неистощительное, устойчивое использование ресурсов.

В последние годы усложняется экологическая ситуация на полуострове, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма. Нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал - рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной) [2]. Если в сфере личного хозяйствования в последние годы можно наблюдать возросший интерес к использованию альтернативных источников энергии, то в промышленной и организованной туристической сферах складывается совершенно неутешительная ситуация. Не желая терять прибыли, крупные субъекты хозяйствования игнорируют возможности переоборудования мощ-

ностей на ресурсосберегающие, несмотря на возможность возмещения затраченных средств из федерального и местного бюджетов. В качестве основных причин нежелания финансировать подобное переоборудование можно назвать отсутствие уверенности в завтрашнем дне и недоверие к органам власти, сомнение в реальности возмещения таких затрат участникам федеральных программ, а также долгий бюрократически путь оформления указанных мероприятий. В связи с этим актуализируется вопрос о предоставлении более ощутимых льгот предприятиям, использующим альтернативные экологичные источники энергии, а также разделение бремени финансирования на этапе переоборудования производств. В отдельных районах можно наблюдать вопиющие последствия деформаций правосознания государственных и муниципальных служащих, не желающих углубляться в оформление процесса экологизации производств и предпочитающих отговорить предпринимателей от такой «головной боли».

2. Сокращение избыточного потребления и отходов. На территории Республики повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории [2]. Наряду с совершенствованием правовой базы, позволяющей быстрее и эффективнее применять санкции к лицам, нарушающим правила утилизации отходов, ощущается необходимость активизации просветительской деятельности по защите полуострова от загрязнений в среде населения и туристов, дополнительного финансирования общественных организаций, проводящих мероприятия по очистке территорий и акватории Крыма и осуществляющих общественный контроль за их качеством.

3. Обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия. На сегодняшний день отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне.

4. Участие местного населения в развитии туризма и разделение им финансовых и других преимуществ от этой деятельности. В Республике Крым главной характеристикой участия населения в развитии туризма до сих пор остается сезонность, что представляет огромную проблему и тормозит приведение отрасли в состояние динамического равновесия. Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристических центров, цены повыша-

ются, бронирование услуг в это время производится заблаговременно. В низкий же сезон наблюдается обратная картина - туристический поток иссякает, за исключением кратковременного оживления в канун Нового Года. Население, занятое в сфере обслуживания, сталкивается с проблемой безработицы либо убытков, нарушаются производственные циклы.

5. Обучение персонала. Образование признано одной из доминант устойчивого развития в целом, так как с его помощью без социальных потрясений можно оптимизировать взаимодействие общества с окружающей средой. В этом аспекте наиболее эффективными становятся мероприятия воспитания и образования в области устойчивого развития, направленные на формирование личной и профессиональной позиции организатора рекреационных услуг по использованию, воспроизводству и охране рекреационных ресурсов в общей стратегии рационального природопользования региона. Понимая, что с помощью экологически продуманного рекреационного природопользования возможен социально-экономического рост, лицо, связанное с функционированием рекреационного пространства, эффективнее воспринимает необходимость соблюдения экологической императивности своей деятельности.

6. Ответственная торговля в сфере туризма. Одной из главных проблем на пути следования данному принципу остается высокий уровень

Литература:

1. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / Н.Д. Вершило; Под ред. М.М. Бринчука. М. : Формула права, 2008. 320 с.

2. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 гг. Утв. Пост. СМ РК от 29.12.2016 № 650

3. Захаров В.М. Здоровье среды: концепция. М. : Центр экологической политики России, 2000. 30 с.

4. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды: Обзорн. информ. М. : ВИНИТИ, 1995. № 10. С. 1-60

5. Шефель С.В. Экофильные традиции как ресурс межэтнической интеграции в современной России // Гуманитарий Юга России. Вып. 3/2016. С. 82-92

6. Report of the United Nations Conference on environment and development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A/CONF.151/26/ Rev.1. Vol. I. P. 3-7.

7. Tourism and Environment, Principle for Sustainable Tourism (Special Issue). Enviro (International Magazine on the Environment). June 1994. № 17. Р. 3-5.

«тенизации» рынка предоставления услуг размещения туристам, а также упоминавшаяся сезонность рекреации в Крыму, приводящая к безответственному и несбалансированному ведению торговли.

7. Тщательное планирование, комплексный подход, интеграция туризма в планы регионального развития, а также постоянные исследования, контроль и мониторинг сферы туризма. В решении этой задачи сегодня наблюдается некая парадоксальность, так как в п. 7 Программы значится, что участие научных организаций в реализации Программы не предусмотрено, что, на наш взгляд, может помешать обоснованному планированию и снизить эффективность реализации основных мероприятий Программы.

При отсутствии позитивной динамики в преодолении проблем на пути осуществления данных принципов существует опасность, что неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, необратимо осложнят экологическую обстановку, сделав невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, круглогодичного курортного пространства и стабильного рекреационного потока на территории Республики Крым.

Literature:

1. Vershilo N.D. Ecological and legal basis for sustainable development / N.D. Vershilo; Ed. M.M. Brinchuk. M. : Formula prava, 2008. 320 p.

2. State program for the development of resorts and tourism in the Republic of Crimea for 2017-2020. Approved. CM RK of December 29, 2016 № 650

3. Zakharov V.M. Health of the environment: the concept. M. : Center for Environmental Policy of Russia, 2000. 30 p.

4. Ursul A.D. Noosphere strategy of transition of the Russian Federation to the model of sustainable development // Scientific and technical aspects of environmental protection: Obzor. inform. M. : VINITI, 1995. № 10. С. 1-60

5. Shefel S.V. Ecophilic Traditions as a Resource of Interethnic Integration in Modern Russia // Humanitarians of the South of Russia. № 3/2016. P. 82-92

6. Report of the United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A / CONF.151/26/ Rev.1. Vol. I. P. 3-7.

7. Tourism and Environment, Principle for Sustainable Tourism (Special Issue). Enviro (International Magazine on the Environment). June 1994. № 17. P. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.