Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся с нарушениями слуха / цифровизация образования / цифровые технологии / цифровая компетентность педагога / цифровые навыки / students with hearing impairments / digitalization of education / digital technologies / digital competence of a teacher / digital skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна

Переход к цифровой экономике в России планомерно влечет за собой внедрение цифровых технологий в различные сферы человеческой деятельности. Образование как наиболее чувствительная к изменениям область также находится под влиянием цифровизации. Современная российская школа, решая задачи подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, должна обеспечить вхождение в цифровой мир детей с нарушениями слуха. Автор обращается к практике социализации слабослышащих обучающихся. Важным условием в этом процессе выступает развитие цифровой компетентности педагогов. Знающие, владеющие цифровыми технологиями, готовые к дальнейшему совершенствованию в области применения новых инструментов в образовании учителя способны к осуществлению педагогической поддержки своих обучающихся при их вхождении в цифровой мир. В статье приводится анализ готовности и способности педагогов применять цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. При этом используется скринигновая диагностика сформированное™ таких компонентов цифровой компетентности как функциональная, ценностно-смысловая и мотивационная готовность. Выявляются релевантные проблемные зоны профессионального развития педагогов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transition to the digital economy in Russia systematically entails the introduction of digital technologies in various spheres of human activity. Education, as the most sensitive area to changes, is also influenced by digitalization. A modern Russian school, solving the tasks of preparing students for independent life, should ensure that children with hearing impairments enter the digital world. The author refers to the practice of socialization of hearing-impaired students. An important condition in this process is the development of digital competence of teachers. Knowledgeable, proficient in digital technologies, ready for further improvement in the application of new tools in education, teachers are able to provide pedagogical support to their students when they enter the digital world. The article provides an analysis of the readiness and ability of teachers to apply digital technologies in their professional activities. At the same time, screening diagnostics of the formation of such components of digital competence as functional, value-semantic and motivational readiness is used. Relevant problem areas of professional development of teachers working with students with hearing impairments are identified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Межкультурное обучение: включение в учебный процесс изучение культуры и традиций стран, говорящих на изучаемом языке. Это помогает будущим специалистам развивать культурную компетенцию, межличностные навыки и понимание различий и сходств между культурами.

Поддержка и мотивация: создание стимулирующей обучающей среды, которая позволяет студентам вуза чувствовать себя поддержанными и мотивированными. Это может включать поощрение достижений, проведение мероприятий и проектов, связанных с иноязычной культурой, а также создание позитивного и дружественного обучающего окружения.

Сотрудничество и партнерство: установление сотрудничества между педагогами, будущими работодателями и общественными организациями для обмена опытом и ресурсами. Это может способствовать созданию сетевых коммуникаций, организации обучающих мероприятий и совместных проектов.

Реализация данных рекомендаций и подходов поможет создать более эффективную и адаптивную систему управления в обучении иностранному языку в высшем учебном заведении, способствуя развитию языковых и коммуникативных навыков студентов.

К основным этапам планирования формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза в процессе изучения немецкого языка можно отнести следующие: анализ готовности обучающихся к иноязычной коммуникации (выявление уровня сформированности коммуникативных навыков и др.); разработка рабочей программы по немецкому языку, направленной на формирование готовности к иноязычной коммуникации (определение целей и задач педагогической деятельности, моделирование ожидаемых результатов).

Функция организации управленческой деятельности включает: реализацию рабочей программы и ее корректировку в процессе выполнения; анализ и оценку эффективности работы по рабочей программе.

Одним из важных элементов управленческого цикла является контроль. Несмотря на тщательную проработку рабочей программы, в процессе ее реализации могут возникать сбои или отклонения от заданного плана. Чтобы их своевременно выявлять и устранять, необходим контроль. Основным объектом внутреннего контроля в рамках реализации программы является деятельность учителя и ее результативность.

На занятиях по немецкому языку используются следующие формы контроля:

Текущий контроль позволяет оценить успешность овладения языком, процесс становления и развития речевых навыков и умений.

Тематический контроль проводится по завершении изучения определенной темы и позволяет оценить эффективность усвоения соответствующего раздела учебного материала.

Итоговый контроль направлен на определение уровня владения языком, достигнутого в результате изучения значительного объема материала (в конце четверти или учебного года).

Выводы. Таким образом, мы определили цель, задачи, принципы и функции работы системы управления формированием готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза в рамках изучения немецкого языка.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К.Ю. Белая. -Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 123 с.

2. Гудкова, Л.М. Тренировочные варианты экзаменационных работ доя подготовки к основному государственному экзамену ОГЭ / Л.М. Гудкова, О.В. Терентьева. - М.: ACT, 2021 - 305 с.

3. Кириллов, Л.Г. Конструируем управление / Л.Г. Кириллов, Т.Э. Емельянова. - Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга», 2004. -248 с.

4. Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе: учебное пособие / B.C. Лазарев. - Москва: Центр педагогическое образования, 2008. - 351 с.

5. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская. - Москва: Смысл, 2007.-387 с.

6. Сайгушев, Н.Я. Профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода/Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева//Гуманитарно-педагогические исследования. -2018.-Т.2. -№4.-С. 6-11

7. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ю. Юдина. - Москва: Политическая литература, 2003. - 544 с.

8. Хомерики, О.Г. Избранные вопросы современной науки: монография / О.Г. Хомерики, В.Е. Шорохов. - Москва: Перо,2011.-51 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Переход к цифровой экономике в России планомерно влечет за собой внедрение цифровых технологий в различные сферы человеческой деятельности. Образование как наиболее чувствительная к изменениям область также находится под влиянием цифровизации. Современная российская школа, решая задачи подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, должна обеспечить вхождение в цифровой мир детей с нарушениями слуха. Автор обращается к практике социализации слабослышащих обучающихся. Важным условием в этом процессе выступает развитие цифровой компетентности педагогов. Знающие, владеющие цифровыми технологиями, готовые к дальнейшему совершенствованию в области применения новых инструментов в образовании учителя способны к осуществлению педагогической поддержки своих обучающихся при их вхождении в цифровой мир. В статье приводится анализ готовности и способности педагогов применять цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. При этом используется скринигновая диагностика сформированности таких компонентов цифровой компетентности как функциональная, ценностно-смысловая и мотивационная готовность. Выявляются релевантные проблемные зоны профессионального развития педагогов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха, цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая компетентность педагога, цифровые навыки.

Annotation. The transition to the digital economy in Russia systematically entails the introduction of digital technologies in various spheres of human activity. Education, as the most sensitive area to changes, is also influenced by digitalization. A modern

Russian school, solving the tasks of preparing students for independent life, should ensure that children with hearing impairments enter the digital world. The author refers to the practice of socialization of hearing-impaired students. An important condition in this process is the development of digital competence of teachers. Knowledgeable, proficient in digital technologies, ready for further improvement in the application of new tools in education, teachers are able to provide pedagogical support to their students when they enter the digital world. The article provides an analysis of the readiness and ability of teachers to apply digital technologies in their professional activities. At the same time, screening diagnostics of the formation of such components of digital competence as functional, value-semantic and motivational readiness is used. Relevant problem areas of professional development of teachers working with students with hearing impairments are identified.

Key words: students with hearing impairments, digitalization of education, digital technologies, digital competence of a teacher, digital skills.

Исследование выполнено в рамках проекта «Ребенок с ОВЗ в цифровом обществе: педагогические, психологические и социальные аспекты социализации», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/2 от 14.02.2023 )

Введение. На современном этапе развития российского общества происходит переход к цифровой экономике, которая понимается ни как отдельная отрасль, а как новый уклад жизни, основа нового уклада хозяйствования. Ключевым фактором производства при этом выступают данные в цифровом виде, обработка больших объемов информации и использование результатов анализа. Среди ожидаемых результатов - повышение эффективности различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [14]. Переход к цифровой экономике в России рассматривается как вопрос национальной безопасности и независимости нашей страны. И этот переход невозможно осуществить без трансформации системы отечественного образования.

В современных условиях российская система образования должна дать ответ на задачи, стоящие перед страной. Будучи тесно связанной с жизнью система образования должна подготовить обучающихся вне зависимости от их состояния здоровья с вхождению с быстро меняющийся мир, где значимое место отведено цифровым технологиям. Поступательно идет цифровизация образования, которая влечет за собой релевантные изменения в области развития цифровой компетентности педагогов, готовности их к социализации своих учеников в современных условиях.

Особо остро эта задача стоит перед практиками, работающими с обучающимися с нарушениями слуха. Вхождение в цифровой мир слабослышащих обучающихся затруднено возникающими из-за нарушений слуха барьерами с окружающим миром, культурой, ограниченной мобильностью детей, ограниченностью их контактов со сверстниками, взрослыми, особенностями речевого становления, развития мышления.

Для успешной их социализации необходимо профессиональное педагогическое руководство постепенным усвоением детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, в том числе в интернет-пространстве, овладением цифровой культурой, навыками использования цифровых технологий в обучении и быту [8, 9, 10]. Эффективная организация такого педагогического руководства требует от педагогов развития цифровых навыков [17], цифровой компетентности, готовности осуществлять социализацию своих обучающихся в быстро меняющемся мире.

Изложение основного материала статьи. Социализация обучающихся с нарушениями слуха отечественными исследователями понимается как овладение ребенком в онтогенезе общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей [3, 111. В процессе социализации, по мнению Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперина, происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Социализация в цифровом мире обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обретает новые задачи [1,8].

Солдатова Г.У. отмечает, что в современных условиях традиционные формы социализации замещаются иногда новыми формами приобретения знаний и навыков для жизни через использование цифровых технологий [13]. Стихийное овладение новыми цифровыми технологиями самими обучающимися имеет множество рисков. Для их предупреждения требуется организация целенаправленной грамотной педагогической поддержки обучающихся при овладении ими цифровыми технологиями. Такую педагогическую поддержку может оказать педагог, знающий и владеющий цифровыми технологиями.

Сегодня цифровая компетентность должна стать основой новых успешных практик обучения, а ее развитие неотъемлемой частью профессионального совершенствования педагогов.

Исследователи включают в понятие цифровой компетентности технические навыки владения компьютером и компьютерными технологиями, мотивацию и навыки эффективного использования цифровых технологий в повседневной жизни [2].

Цифровые технологии предполагают использование интернет. Потому цифровая компетентность педагога предполагает готовность безопасно и критично использовать интернет. При этом необходимо использовать открывающиеся возможности и минимизировать риски в таких сферах жизнедеятельности человека как информационная (контентная) среда, сфера коммуникации, сфера потребления и техносфера [16, С. 16].

Ленькой С.Л., Рубцова Н.Е., Ефремова Г.И. определяют цифровую компетентность педагога как «его способность и готовность эффективно и разносторонне использовать современные цифровые технологии в своей профессиональной деятельности» [12, С. 51]. При этом они обращают внимание, что цифровая компетентность педагога проявляется и при мотивировании обучающихся, и при создании соответствующего дидактического контента, и при коммуникации. Она напрямую связана с функциональной, ценностно-смысловой и мотивационной готовностью к использованию цифровых технологий.

В рамках нашего исследования мы провели опрос педагогов из Санкт-Петербурга, Волгоградской Оренбургской областей, Башкортостана, работающих со слабослышащими обучающимися. В нем приняло участие 83 человека. Для этого мы использовали психодиагностическую методику - опросник «Цифровая компетентность педагогов» [12, С. 51]. Он включал в себя описание типовых ситуаций взаимодействия с цифровыми технологиями, киберпространством, цифровой образовательной средой.

Результаты исследования показали, что педагоги, работающие с обучающимися с нарушениями слуха, все пользуются интернетом, проявляют высокий интерес к его сервисам и услугам. Интернет интересен многим в плане своего профессионального совершенствования. Возможности глобальной сети они используют по разным направляем деятельности, связанных с их профессией. 96,4% респондентов отметили, что сеть им интересна именно из-за возможности находить материалы по их профилю деятельности. Часть респондентов (20,5%) интересуется поведением учеников в онлайн-среде, их мотивами, потребностями, настроениями, интересами.

48,2% следят за свежими сообщениями из цифровой новостной ленты, относящимися к сфере образования. 50,6% признают позитивное влияние цифровых технологий на их личность. Они отмечают, что новые технологии способствуют формированию в них лучших качеств педагога-профессионала.

Для педагогов, работающих со слабослышащими детьми, ценно личное общение. Оно стоит в приоритете. Для них значимы другие возможности цифровизации образования, прежде всего связанные с совершенствованием профессиональной деятельности. Интерес к оперативности в чатах, на форумах, в блогах выразили 55,4% респондентов, затруднились ответить о значимости таких форм взаимодействия - 38,6%, отрицательно к ним относятся 6% респондентов. Это, в целом, подтверждает ценность для педагогов личного общения. В частности, следует отметить, что она касается не только взаимодействия со взрослыми, но и с обучающимися. Лишь 19,3% респондентов видят значимым использование цифровых технологий для расширения коммуникации со своими учениками и хотят расширять поле и средства взаимодействия.

В целом, можно констатировать о достаточно высокой мотивации педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности цифровых технологий. Несмотря на то, что ограничения здоровья по слуху дают возможность обучающимся пользоваться средствами визуализации информации для общения с педагогами, этот канал коммуникации используется ограничено.

Анализ ценностно-смысловой готовности педагогов, работающих со слабослышащими обучающимися, использовать цифровые технологии показал, что для подавляющего большинства (74,7%) ценны те уникальные возможности, которые интернет и другие цифровые технологии создают для педагогической деятельности. Для 24,1% они не представляют такой ценности. Педагогам значимы традиционные средства обучения. Они в целом удовлетворены результатами их использования.

71,1% респондентов считают, что в современных условиях любой педагог, независимо от своего профиля, должен стремиться к развитию у своих учеников цифровой, информационной, компьютерной грамотности, медиакомпетентности, способностей к киберсоциализации (социализации в условиях киберпространства). 28,9% не выделяют это как ценность. Из них 4,8% относятся к тому, что педагог должен развивать цифровую грамотность учеников категорично отрицательно.

Дальнейшее изучение ценностей и смыслов использования цифровых технологий в профессиональной деятельности педагогов, работающих со слабослышащими обучающимися, позволило выделить несколько позиций. 61,5% респондентов убеждены, что широкое применение цифровых технологий улучшит в целом качество обучения, 77,1% - что использование цифровых технологий способствует повышению учебной мотивации учащихся, 73,5% - что цифровые технологии облегчают рутинную составляющую деятельности педагогов (планирование, отчетность, проверка работ и т. п.), 71% - что любой педагог должен следить за новинками и трендами в сфере цифровых технологий в образовании.

Анализ данных обращает внимание на то, что более половины респондентов достаточно высоко оценивает, понимает значение цифровых технологий в профессиональной деятельности. Но все же большая часть респондентов сомневается в том, что цифровые технологии облегчают жизнь (63,9%).

В целом, полученные результаты свидетельствуют о готовности педагогов развивать свою цифровую компетентность, но эта готовность чаще больше обусловлена общими тенденциями, идущими в образовании, требованиями, идущими извне, чем личной заинтересованностью.

При изучении функциональной готовности педагогов, работающих со слабослышащими обучающимися, в поле нашего внимания попали те знания, умения, навыки, которые необходимы для использования в профессиональной деятельности цифровых технологий.

Педагоги, в общем, знакомы с правилами коммуникации различных социальных сетей (66,3%), знают, какие сетевые сообщества являются сомнительными (45,8%), умеют различать сайты по достоверности размещаемой на них информации (48,2%). Но достаточно редко проявляют свою активность в создании собственного блога, форума, чата и т. п. (8,4%), сайта (15,7%). 9,6% респондентов вообще не знакомы с обозначенными возможностями интернет.

Подавляющее большинство педагогов используют для повышения мотивации обучающихся презентации, видео, фото, аудио, анимацию (91,6%), интерактивные учебные материалы (62,7%), компьютерные тесты и/или тренажеры (54,2%), компьютерные и сетевые игры - обучающие, развивающие, деловые и т. д. (47%).

Эти данные позволяют сделать вывод, что так или иначе со средствами организации взаимодействия с субъектами образовательных отношений педагоги имеют опыт работы. Но достаточно большой спектр вопросов требуют проработки. Педагог, имеющий недостаточный уровень знаний и опыта использования цифровых технологий в своей профессиональной деятельности, не может объяснить своим обучающимся, как использовать те или иные технологии, не может ответить на вопросы, предотвратить риски в процессе овладения обучающимися цифровыми технологиями. Он часто предпочитает оставаться в стороне от возникающих проблем в этой области.

Педагоги умеют находить, просматривать и комментировать профили, странички, посты интересных для меня людей (66,3%), умеют использовать для совместной работы общие диски / серверы / облачные технологии (44,6%), но лишь 14,5% умеют выполнять распределенные сетевые проекты.

Для повышения своей квалификации педагоги довольно часто используют интернет-сервисы и только 7,2% их не используют. Для них оптимальны курсы в очном формате.

Анализ результатов исследования показал, что у большинства педагогов в учебных кабинетах есть цифровые технологии. Но 21,7% респондентов отметили, что не имеют ни интернета, ни специальных устройств, расширяющих «цифровые» возможности образовательного пространства. Совершенствование материально-технической базы - важное условие развития цифровой компетентности педагогов и успешной социализации обучающихся с нарушениями слуха.

Оценивая свой уровень цифровой грамотности 28,9% педагогов отметили, что имеют явно уровень выше, чем их коллеги, 2,4% - намного выше. 59% затруднились в ответе. 42,2% респондентов готовы консультировать своих коллег в вопросах использования цифровых технологий. Но в то же время 48,2% респондентов отмечает, что им достаточно знаний для того, чтобы определить насколько современной является та или иная цифровая технология, против 44,6% затруднившихся ответить и 7,2% тех, кто вовсе не справится с этой задачей.

59% респондентов отметили, что самостоятельно могут улучшать свои «цифровые» навыки. 3,6% отнесли себя к тем, кто не имеет «цифровых» умений.

Таким образом, результаты скринигновой диагностики сформированности цифровой компетентности педагогов, работающих со слабослышащими детьми, показал, что у них достаточно высокий уровень мотивации на освоение цифровых технологий, для многих цифровые технологии, умения применять их в быту, в профессиональной деятельности является ценностями. Но в то же время сохраняется еще потребность изменения ценностных и смысловых аспектов «цифровой» готовности педагогов. При достаточно высоком уровне мотивации у педагогов наблюдается недостаток знаний, умений и навыков использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Для успешной социализации обучающихся с нарушениями слуха в цифровом мире, для оказания помощи им в овладении цифровыми технологиями, в преодолении барьеров взаимодействия в цифровой среде, рисков попадания под пагубное влияние в процессе коммуникации в интернет-пространстве, потреблении информации современному педагогу необходимо развивать свою цифровую компетентность.

Требуется развитие умений работать в цифровых средах, навыков работы в социальных сетях, навыков подключения и установки новых устройств, программ, развитие знаний в области коммуникации в социальных сетях, виртуальной реальности, влияния цифровых технологий на растущего человека. В современном быстро меняющемся мире крайне необходим настрой на «желание учиться всю жизнь», на приобретение новых знаний о появляющихся новых технологиях в области образования, их возможностях.

Выводы. В современных условиях растущий ребенок с нарушениями слуха нуждается в планомерной, целенаправленной помощи со стороны педагогов в овладении принципами работы с цифровыми технологиями, в пробуждении его активности, в том числе в цифровых средах, в нивелировании опасностей сети Интернет при поиске и использовании информации, развитии коммуникации в сети, использовании услуг интернет, в раскрытии своих творческих способностей в цифровом мире.

Новые задачи, стоящие перед образованием, требуют обновления деятельности работников системы образования. Развитие цифровой компетентности в современных условиях становится неотъемлемой частью профессионального самосовершенствования педагогов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха. Она необходима педагогам не только для совершенствования своей образовательной деятельности, коррекционно-развивающей работы, но и для того, чтобы формировать у обучающихся цифровую грамотность.

Современный педагог на пути развития цифровой экономики должен осознать ценность использования цифровых технологий в своей профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному развитию своей системы знаний, умений, навыков использования цифровых инструментов в образовании, приобретению и совершенствованию умений работать с цифровыми технологиями.

Литература:

1. Voronova, A. Student's media literacy training as a factor of personality development in the inclusive education / A. Voronova 11 European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference "Personality inNormand in Pathology" (PNP 2021).-2021.-№ 107.-P. 153-160

2. Ilomäki, L. What is digital competence? / L. Ilomäki 11 Linked portal. Brussels: European Schooinet (EUN), 2011. -P. 1-12

3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс,2001. -384 с.

4. Буслаева, Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников / Е.Л. Буслаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. - №2 (835). - С. 159-172

5. Василенко, Н.В. Адаптация к цифровой среде жизнедеятельности: формирование цифровых навыков / Н.В. Василенко, Л.Р. Вахитова // Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 135-156

6. Василенко, Н.В. Цифровые навыки как способ адаптации человека к цифровой среде жизнедеятельности / Н.В. Василенко // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы. Труды научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией A.B. Бабкина. - 2018. - С. 23-28

7. Васильева, B.C. Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ / B.C. Васильева, Ю.В. Нарихнюк // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-7. - С. 14-16

8. Воронова, A.A. Актуальные проблемы обучения в условиях цифровизации инклюзивного образования / A.A. Воронова // Актуальные проблемы обучения и сопровождения лиц с ОВЗ в условиях цифровизации образования [Электронный ресурс]: сб. трудов Междун. науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2021 г.). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. -С. 19-22

9. Воронова, A.A. Особенности формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / A.A. Воронова, К.К. Кравец // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник трудов Международного научно-практического семинара. - Киров, 2020. - С. 33-37

10. Воронова, A.A. Подростки с умственной отсталостью в интернет-пространстве: риски и пути их преодоления / A.A. Воронова, К.К. Кравец // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч., Ч. 2 Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2018. - С. 191-197

11. Выготский, Л.С. полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1984. - С. 5-91

12. Леньков, С.Л. Опросник «Цифровая компетентность педагогов»: разработка и психометрическая проверка / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова, Г.И Ефремова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2022. - № 2 (29). - С. 47-62

13. Солдатова, Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г.У. Солдатова // Социальная психология и общество. - 2018. - Т.9. - № 3. - С. 71-70

14. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

15. Хаблиева, С.Р. Основные подходы к формированию цифровых навыков / С.Р. Хаблиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2022. - Т. 11. - № 3 (40). - С. 36-42

16. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

17. Шкунова, A.A. Применение цифровых навыков в работе преподавателя школы / A.A. Шкунова, A.B. Хижная // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 298-301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.