Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна, Трунова Анастасия Викторовна

В контексте перехода к цифровой экономике в российском инклюзивном образовании наблюдается расширение практики использования цифровых технологий. Цифровые технологии в современных условиях являются важным элементом в образовательном процессе. Дефектологи не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс массового и активного использования данных технологий в своей профессиональной деятельности. В статье анализируются понятия цифровых технологий, уровень осведомленности дефектологов в вопросах использования цифровых технологий, а также особенности использования цифровых технологий в их деятельности в современных условиях. Для того, чтобы заинтересовать детей с особыми образовательными потребностями, сделать их обучение осознанным, запоминающимся и интересным необходимы новые подходы, индивидуальные программы развития и применение новых цифровых технологий. Авторы выделяют возможности применения цифровых технологий в образовательном процессе дефектологами. Они рассматривают достоинства и недостатки применения цифровых технологий. В статье указываются программы, информационные системы, цифровые сервисы и инструменты в условиях дистанционного формата обучения для оценивания письменных и устных работ обучающихся. Авторами анализируются особенности цифровой компетентности дефектолога в настоящее время. В статье указываются риски применения цифровых технологий в современных условиях в коррекционно-развивающем процессе. Цифровые ресурсы и технологии в обучении призваны значительно повысить эффективность образовательного процесса. У них достаточно большой потенциал для того, чтобы помочь дефектологу создать более продуктивную атмосферу на занятиях, а также научить детей с особыми образовательными потребностями видеть красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность. Цифровые технологии, использующиеся при коррекции нарушений развития обучающихся, динамично развиваются. Современный учитель-дефектолог должен быть психологически готов к этим изменениям, постоянно развивать свои знания и умения по использованию цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна, Трунова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF A DEFECTOLOGIST IN MODERN CONDITIONS

In the context of the transition to the digital economy, the practice of using digital technologies is expanding in Russian inclusive education. Digital technologies in modern conditions are an important element in the educational process. Defectologists not only did not stand aside, but also actively engaged in the process of mass and active use of these technologies in their professional activities. The article analyzes the concepts of digital technologies, the level of awareness of defectologists in the use of digital technologies, as well as the features of the use of digital technologies in their activities in modern conditions. In order to interest children with special educational needs, to make their learning conscious, memorable and interesting, new approaches, individual development programs and the use of new digital technologies are needed. The authors highlight the possibilities of using digital technologies in the educational process by speech pathologists. They consider the advantages and disadvantages of using digital technologies. The article specifies programs, information systems, digital services and tools in the conditions of distance learning format for evaluating written and oral works of students. The authors analyze the features of the digital competence of the defectologist at the present time. The article indicates the risks of using digital technologies in modern conditions in the correctional and developmental process. Digital resources and technologies in teaching are designed to significantly increase the efficiency of the educational process. They have a great enough potential to help a defectologist create a more productive atmosphere in the classroom, as well as teach children with special educational needs to see the beauty of the world around them, to educate a citizen, a sought-after personality. Digital technologies used in the correction of developmental disorders of students are dynamically developing. A modern teacher-defectologist should be psychologically ready for these changes, constantly develop their knowledge and skills in the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

11. Татаринова, Н.М. Ошибки в русской речи туркменских студентов, вызванные межъязыковой интерференцией / Н.М. Татаринова // URL: https://rep.vsu.by/handle/123456789/26281 (дата обращения: 02.05.2020)

12. ФГОС (3++) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) // URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO0/o203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf

13. Nurullina, G.M. Culture-Studying Approach to the Formation of the Linguistic Knowledge of the Bilingual Students // ARPHA Proceedings 3: VI International Forum on Teacher Education. - Pp. 1861-1868

14. Volchkova, V.I. The Role of a Foreign Language in the Formation of a Student's Humane Personality / V.I. Volchkova // Open Education. - 2007. - No. 4. - pp. 78-84.

15. Volchkova, V.I. Use of Modern Information Technologies in Teaching Foreign Languages / V.I. Volchkova // Science and Sport: Current Trends. - 2018. - T. 19. - No. 2 (19). - pp. 69-73.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студентка института педагогики и психологии Трунова Анастасия Викторовна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация. В контексте перехода к цифровой экономике в российском инклюзивном образовании наблюдается расширение практики использования цифровых технологий. Цифровые технологии в современных условиях являются важным элементом в образовательном процессе. Дефектологи не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс массового и активного использования данных технологий в своей профессиональной деятельности. В статье анализируются понятия цифровых технологий, уровень осведомленности дефектологов в вопросах использования цифровых технологий, а также особенности использования цифровых технологий в их деятельности в современных условиях. Для того, чтобы заинтересовать детей с особыми образовательными потребностями, сделать их обучение осознанным, запоминающимся и интересным необходимы новые подходы, индивидуальные программы развития и применение новых цифровых технологий. Авторы выделяют возможности применения цифровых технологий в образовательном процессе дефектологами. Они рассматривают достоинства и недостатки применения цифровых технологий. В статье указываются программы, информационные системы, цифровые сервисы и инструменты в условиях дистанционного формата обучения для оценивания письменных и устных работ обучающихся. Авторами анализируются особенности цифровой компетентности дефектолога в настоящее время. В статье указываются риски применения цифровых технологий в современных условиях в коррекционно-развивающем процессе. Цифровые ресурсы и технологии в обучении призваны значительно повысить эффективность образовательного процесса. У них достаточно большой потенциал для того, чтобы помочь дефектологу создать более продуктивную атмосферу на занятиях, а также научить детей с особыми образовательными потребностями видеть красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность. Цифровые технологии, использующиеся при коррекции нарушений развития обучающихся, динамично развиваются. Современный учитель-дефектолог должен быть психологически готов к этим изменениям, постоянно развивать свои знания и умения по использованию цифровых технологий.

Ключевые слова: дефектолог, цифровая грамотность, цифровые технологии, цифровая компетентность, цифровизация, дефектология.

An^a^n. In the context of the transition to the digital economy, the practice of using digital technologies is expanding in Russian inclusive education. Digital technologies in modern conditions are an important element in the educational process. Defectologists not only did not stand aside, but also actively engaged in the process of mass and active use of these technologies in their professional activities. The article analyzes the concepts of digital technologies, the level of awareness of defectologists in the use of digital technologies, as well as the features of the use of digital technologies in their activities in modern conditions. In order to interest children with special educational needs, to make their learning conscious, memorable and interesting, new approaches, individual development programs and the use of new digital technologies are needed. The authors highlight the possibilities of using digital technologies in the educational process by speech pathologists. They consider the advantages and disadvantages of using digital technologies. The article specifies programs, information systems, digital services and tools in the conditions of distance learning format for evaluating written and oral works of students. The authors analyze the features of the digital competence of the defectologist at the present time. The article indicates the risks of using digital technologies in modern conditions in the correctional and developmental process. Digital resources and technologies in teaching are designed to significantly increase the efficiency of the educational process. They have a great enough potential to help a defectologist create a more productive atmosphere in the classroom, as well as teach children with special educational needs to see the beauty of the world around them, to educate a citizen, a sought-after personality. Digital technologies used in the correction of developmental disorders of students are dynamically developing. A modern teacher-defectologist should be psychologically ready for these changes, constantly develop their knowledge and skills in the use of digital technologies.

Key words: defectologist, digitalliteracy, digitaltechnologies, digitalcompetence, digitalization, defectology.

Введение. На современном этапе развития российского общества происходит переход к цифровой экономике, которая понимается не как отдельная отрасль, а как новый уклад жизни, основа нового уклада хозяйствования. В рамках Международной конференции Artificial Intelligence Journey (2020) В.В. Путин подчеркнул: «В наступающее десятилетие нам предстоит провести цифровую трансформацию всей страны, всей России, повсеместно внедрить технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных» [8, С. 291]. Среди ожидаемых результатов от использования новых технологий - повышение эффективности «различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [12]. Переход к цифровой экономике в России рассматривается как вопрос национальной безопасности и независимости нашей страны, как вопрос повышения конкурентоспособности отечественных компаний.

Важнейшим инструментом развития экономики России выступает образование. И новые задачи государства логически влекут за собой проникновение цифровых технологий в российское инклюзивное образование, ставя перед научной общественностью и педагогами-практиками новые задачи. К решению этих задач приступают и дефектологи образовательных организаций - специалисты, осуществляющие работу с обучающимися с ограниченными возможностями

здоровья по профилактике и коррекции нарушений в развитии, оказывающие помощь педагогам-предметникам, родителям по решению целей социализации таких обучающихся. Круг задач, обусловленных внедрением цифровых технологий в деятельность дефектологов, включает задачи психологической готовности к работе в условиях цифровизации инклюзивного образования и задачи развития педагогического мастерства с использованием новых цифровых технологий.

Изложение основного материала статьи. Цифровые технологии (от лат. Digital technology ) сегодня рассматриваются как технологии со своим программным обеспечением, которые созданы с помощью вычислительной техники. Они связаны с вычислениями, которые требуют высоких скоростей, и преобразованием данных. Они лучше подходят для хранения и передачи больших массивов информации.

Многие исследователи отмечают, что цифровизация инклюзивного образования неизбежна. Она способствует развитию цифровой грамотности населения страны. Но с другой стороны, обращают внимание Шапиро Н.А., Романькова А.П., Гайченя А.А., цифровизация образования грозит новыми рисками и проблемами такими, как киберугрозы, кибер-мошенничество, «цифровое рабство», «цифровой разрыв» [1, С. 593].

Козарева О.А. отмечает, что «цифровая инновация» помогает готовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов к овладению компетенциями, которые позволят им в дальнейшем интегрироваться в общество. Но в то же время существуют когнитивные барьеры (при восприятии учебного материала посредством цифровых технологий); контент-барьеры (язык рабочего устройства или программного обеспечения не совпадает с родным языком учащегося); дидактические (учащиеся не готовы обучаться с использованием цифровых технологий, а у преподавателя отсутствуют навыки фасилитации в инклюзивном образовании); финансовые (затраты на новейшие технологии и программное обеспечение) [10, С. 264].

Ахметова Д.З. и Челнокова Т.А. обращают внимание на возможность ухудшения здоровья ребенка, возникновения аддиктивных нарушений, проблем коммуникации и социальной адаптации, снижении уровня знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с использованием новых технологий [11, С. 143]. Они также отмечают несовершенство современного информационного поля, что затрудняет осуществление поиска и использования качественной информации детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках цифрового инклюзивного обучения.

Вопросам использования цифровых технологий в инклюзивном образовании посвящены сегодня многочисленные психолого-педагогические исследования, основными направлениями которых являются понятие и особенности цифровых технологий в образовании (Г.А. Абумова, Т.П. Гордиенко, В.А, Кудинов, Е.И. Ярославлева); сущность процессов цифровой трансформации образования (О.Б. Акимова, А.С. Вавилова, Я.В. Корякина, В.С. Москалюк, Е.А. Цветкова); специфика использования цифровых технологий в инклюзивном образовании (Г.И. Аксенова, А.А. Воронова, Н.Н. Дементьева, Л.Т. Зембатова, Ч.М. Миркаримова, Е.В. Руденко, Ф.Р. Хайбуллаева).

Цифровые технологии постоянно усовершенствуются, а цифровая жизнь стремительно развивается. Благодаря спектру возможностей, которые открывают нам цифровые технологии, можно сказать, что они стали основой образования 21 века. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что дефектологи сталкиваются с проблемами взаимодействия детей и подростков с ОВЗ и интернет-среды [1, 2, 4]. Для эффективной работы в современных условиях требуется формирования медиграмотности у самого дефектолога и обучающихся [3, 5, 7]. Цифровые технологии служат развитию личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [13].

Успех трансформации образовательного процесса во многом зависит от того, насколько зримы ее результаты. Вовлеченность учащихся, например, зависит от того, в какой мере преподаватели и сотрудники сами вовлечены в этот процесс [9, С. 13]. На современном этапе развития общества от дефектолога требуется высокий уровень компьютерной грамотности.

Для анализа современного состояния использования цифровых технологий дефектологами нами было проведено исследование, в котором приняли участие 90 дефектологов из разных муниципалитетов Оренбургской области.

С помощью анкетирования мы выяснили представление респондентов о цифровой трансформации образования. Педагоги-дефектологи считают, что цифровая трансформация образования включает в себя непрерывное профессиональное развитие педагогов (64%), новые высокорезультативные педагогические практики, которые опираются на использование цифровых технологий (76%), новые цифровые инструменты, информационные источники и сервисы (73%), организационные и инфраструктурные условия (36%). Важно отметить, что создание цифровой образовательной среды включает в себя персонализацию, с помощью которой образовывается более гибкий образовательный процесс. Благодаря такой разной подаче информации в новом формате педагогам-дефектологам также, как и детям с ограниченными возможностями здоровья, приходится осваивать и адаптатироваться к высокой скорости цифровизации образования.

Педагоги-дефектологи уверены, что использование цифровых технологий в повседневной практике улучшает преподавательскую деятельность (95,6%). Учитель-дефектолог становится для ребенка навигатором в мир цифровых технологий, которые могут сделать занятие интересным, повысить мотивацию детей к обучению, а также успеваемость учащихся (83,3%). Респонденты отмечают, что использование цифровых технологий позволяет экономить время на объяснение нового материала и его закрепление (61,1%).

Респонденты признают, что освоение новых технологий требует достаточно много времени (96,7%), но, несмотря на это, необходимо прикладывать усилия для освоения новых технологий (97,8%). Они демонстрируют достаточно высокий уровень понимания необходимости самосовершенствования. Для самообразования наши респонденты используют сайты: Инфоурок, Maam.ru, Учи.ру, национального научно-практического центра коррекционной педагогики, а также курсы переподготовки, курсы повышения квалификации.

При использовании цифровых технологии для организации онлайн-обучения респонденты отмечают, что нужно обратить внимание на наглядность и организацию коммуникации. Сегодня для организации коррекционно-развивающего процесса педагоги-дефектологи используют интерактивные презентации и плакаты, Quizlet, Enguiz, Kahoot, интерактивные доски, видеомонтаж, аудиомонтаж для создания собственных авторских аудио и видеоматерилов, интеллектуальные обучающие системы. При организации коммуникации на онлайн-занятиях необходимо учитывать, что исключается невербальная составляющая общения, расширяется пространство использования специальных слов и значков для обозначения эмоций, иногда возможно сокрытие своих эмоций. Кроме этого, возникает риск «клиповости» коммуникации, имеющей место быть в связи с тем, что не сразу можно ответить, что происходит нерегулярный обмен реплик.

В системе дистанционного обучения три компонента являются наиболее важными: связь, способ передачи информации и получение обратного ответа. Именно с помощью этих трех компонентов осуществляется организация учебного процесса с использованием различных цифровых технологий. Это в свою очередь стимулирует обучающихся и педагогов (в т.ч. дефектологов) к овладению цифровыми компетенциями.

Проверка и оценивание результатов обучения, особенно в инклюзивном образовании, является важным элементов учебно-воспитательного процесса. Мы выяснили, какие сервисы и инструменты используют наши респонденты в условиях

дистанционного формата обучения для оценивания устных опросов: сервисы для проведения видеоконференций и вебинаров - 87,8%, сервисы для организации онлайн-обучения - 9%, системы проведения видеоконференций - 24,4%.

Также нам стало известно, какие программы, информационные системы и цифровые сервисы, а также инструменты используют наши респонденты в условиях дистанционного формата обучения для оценивания письменных работ: Dropbox -8,8%, Облако Mail.ru - 30%, Яндекс.Диск - 70%, электронная почта - 82,2%, документы Google - 39%.

Педагоги-дефектологи также отмечают некоторые трудности использования программ в практике для организации коррекционно-развивающего процесса. К таким трудностям респонденты отнесли: низкую скорость интернета, нехватку техники в образовательных учреждениях, недостаточный функционал программ, с некоторыми детьми, в силу их особенностей развития, не всегда можно заниматься дистанционно, также отмечают нехватку специалистов.

Мы выяснили, какие программы не используются педагогами-дефектологами в образовательном процессе. К таким программам респонденты отнесли: искусственный интеллект (4,4%), средства для создания виртуальной реальности (5,6%), виртуальные лаборатории (5,6%), интерактивные доски (14,4%), интернет вещей (14,4%). Ни один из опрошенных не отметил, что использует средства создания дополнительной реальности, робототехнику. С помощью получения базовых знаний и навыков в научно-технической сфере ребенок с ограниченными возможностями здоровья, особенно в дошкольном возрасте, сможет адаптироваться в современном мире в будущем. Например, роботехника поможет ребенку пройти путь от простого к сложному, он сможет поучаствовать сначала в стадии разработки проекта, а затем, получить готовый результат при финальной сборке всех деталей модели. Использование современных цифровых технологий в инклюзивном образовании поможет преодолеть преграды, которые связанны с сенсорными, двигательными, поведенческими нарушениями. Но на сегодняшний день пока эти технологии не вошли в широкий оборот.

По мнению респондентов, цифровые технологии сегодня - это будущее. Они помогают спасать жизни людей, диагностировать заболевания и увеличивать продолжительность жизни. Цифровые технологии являются помощниками во всех сферах жизни. Цифровые технологии открывают новые возможности для безграничного доступа к большому объему информации. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни, это массовое вовлечение людей в Интернет-пространство, переход на дистанционный режим.

Для того, чтобы это было будущим, которое открывает новые возможности у специалистов разных областей (в т.ч. дефектологов), должна сформироваться цифровая компетентность. Дефектолог должен в своей образовательной деятельности уверенно, эффективно, критично и безопасно применять цифровые технологии. По мнению респондентов, цифровая компетентность дефектолога, представляет собой знание и умение использовать цифровые ресурсы, технологии. Она позволяет решать психолого-педагогические проблемы социализации личности ребенка в условиях нормативного и нарушенного развития. Также к цифровой компетентности педагога-дефектолога можно отнести готовность и способность использовать цифровые ресурсы в образовательном процессе как инструмент для осуществления контроля и улучшения обучения, профилактики и коррекции нарушений развития.

Выводы. Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что все цифровые технологии, которые указали респонденты, позволяют достаточно успешно решать профессиональные задачи. Перечень технологий свидетельствует о постепенном планомерном вхождении в профессиональную деятельность дефектологов цифровых технологий. Технологии быстро распространяются и постоянно обновляются. Благодаря этому открываются неограниченные возможности к цифровым инструментам, сервисам, материалам. Педагог-дефектолог должен быть готов следовать в ногу со временем на протяжении жизни, должен быть готов к совершенствованию.

Таким образом, благодаря появлению и распространению цифровых технологий педагоги-дефектологи могут быстро находить нужную информацию, обрабатывать ее и использовать в коррекционно-развивающем процессе. Цифровые технологии представляют значительный интерес как эффективное средство мотивации учения и повышения качества образования, как средство коррекции.

Литература:

1. Ахметова, Д.З. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения [Электронный ресурс] / Д.З. Ахметова, Т.С. Артюхина, М.Р. Бикбаева, И.А. Сахнова, М.А. Сучков, Э.А. Зайцева // Высшее образование в России. -2019. - Т. 29. - № 2. - С. 141-150. - Режим доступа: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-141-150.

2. Воронова, А.А. Информационные технологии как средство общения лиц с ОВЗ [Электронный ресурс] / А.А. Воронова, О.И. Яровая, К.К.Кравец // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по психологии, педагогике, дефектологии (г.Оренбург, 15 февраля 2018 года) / Электронный текст дан дан. (2, 7 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. -1 эл.оп.диск (CD-R).

3. Воронова, А.А. Изучение готовности будущих дефектологов использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А.А. Воронова, А.В. Трунова // Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии . Изд-во МЦИТО, 2021. - С. 290-299. Режим доступа: 10.52376/978-5-907419-39-1.

4. Воронова, А.А. Особенности использования цифровых технологий в практике инклюзивного образования [Электронный ресурс] // А.А. Воронова, А.В. Трунова / Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: стратегии, практики и перспективы. Сборник трудов Международной научно-практической конференции (16-17 марта 2022 г., г. Оренбург) / Электрон. текст. дан. (3,7 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - С. 21-26.

5. Воронова, А.А. Особенности коммуникации слабослышащих подрост ков в сети Интернет / А.А. Воронова, О.И. Яровая // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч., Ч.2 Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2018. - С. 198-206.

6. Воронова, А.А. Особенности формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник трудов Международного научно-практического семинара. - Киров, 2020. - С. 33-37.

7. Воронова, А.А. Подростки с умственной отсталостью в интернет-про странстве: риски и пути их преодоления / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч., Ч.2 Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2018. - С. 191-197.

8. Воронова, А.А. Современное состояние инклюзивной медиасреды (на примере сайтов образовательных организаций Оренбургской области) / А.А. Воронова, В.Ю. Будилова, М.А. Царева // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч., Ч.2 Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2018. - С. 182-190.

9. Воронова, А.А. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm.

10. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 7-19. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25919196.

11. Козарева, О.А. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании / О.А. Козарева // Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» . - Кемерово, 2021. - С. 263-266.

12. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71670570.

13. Voronova, A. Student's media literacy training as a factor of personality development in the inclusive education / A. Voronova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference "Personality in Norm and in Pathology" (PNP 2021). - 2021. - № 107. - Р. 153-160.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант, старший преподаватель Гаах Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье речь идет о системе оценивания самостоятельной работы студентов, как о ведущей на сегодняшний день формы образовательно процесса. Оценивание самостоятельной работы рассматривается как один из важных этапов контроля, претерпевающий изменения вместе со всей меняющейся системой образования.

Автор считает, что рейтинговая система является актуальной и позволяет преодолеть такие недостатки традиционной системы оценивания как необъективность и несоответствие принципам контроля. Но рейтинговая система, несмотря на множество методических разработок имеет ряд недостатков. Такие обстоятельства как: принятие во внимание личных характеристик обучающихся; формирование оценки студентов с различными уровнями первоначальной подготовки; принять в расчет внеплановые непредвиденные ситуации, которые могут существенно повлиять на результаты обучения, не могут быть учтены.

Автором предприняты попытки проанализировать возможные варианты оптимизации системы оценки самостоятельной работы студентов, дополнив ее необходимыми, на его взгляд, оценочными показателями, которые позволят реализовать личностный подход в обучении.

Такими показателями являются: четкое время выполнения; неординарность и творческий подход при решении задания; объём использованных источников; уровень активности в групповой работе; дополнительно выполненные задания.

В свою очередь, преобразования системы оценивания не могут не коснуться структуры самих заданий. Для актуализации подготовки заданий предполагается разделить их по трем направлениям: теоретический, практико-ориентированный и проектно-конструктированный. В статье предлагаются рекомендации общие и отдельно по разделенным направлениям.

Особо отмечается специфика проектно-конструктированного направления: многовариативность и нестандартность решений. Такой подход позволит студентам не только проявить себя, но и выстроить партнерские отношения с преподавателем.

Указывается необходимость отражение результатов работы в индивидуальных картах студентов по предложенным критериям. Такой метод контроля и оценки позволяет не только зафиксировать знания и умения студента, а в первую очередь информировать и студента в том числе о том, где существуют пробелы и чему еще нужно научить.

Ключевые слова: оценка, самостоятельная работа, рейтинговая система, инновационные задания, ситуационные задачи.

Annоtation. The article deals with the system of evaluation of independent work of students, as the leading form of the educational process today. Assessment of independent work is considered as one of the important stages of control, undergoing changes along with the entire changing education system.

The author believes that the rating system is relevant and allows to overcome such shortcomings of the traditional rating system as bias and inconsistency with the principles of control. But the rating system, despite the many methodological developments, has a number of shortcomings. Circumstances such as: taking into account the personal characteristics of students; formation of assessment of students with different levels of initial training; take into account unplanned unforeseen situations that can significantly affect learning outcomes cannot be taken into account.

The author made attempts to analyze possible options for optimizing the system for evaluating students' independent work, supplementing it with the necessary, in his opinion, evaluation indicators that will allow implementing a personal approach to learning.

Such indicators are: clear execution time; eccentricity and creativity in solving the task; the volume of sources used; level of activity in group work; additional assignments.

In turn, the transformation of the assessment system cannot but affect the structure of the tasks themselves. To update the preparation of tasks, it is supposed to divide them into three areas: theoretical, practice-oriented and project-designed. The article offers recommendations in general and separately in separate areas.

The specificity of the project-designed direction is especially noted: the multivariance and non-standard solutions. This approach will allow students not only to express themselves, but also to build partnerships with the teacher.

The necessity of reflecting the results of work in individual cards of students according to the proposed criteria is indicated. This method of control and evaluation allows not only to fix the knowledge and skills of the student, but first of all to inform the student, including where there are gaps and what else needs to be taught.

Key words: assessment, independent work, rating system, innovative tasks, situational tasks.

Введение. Возросшие темпы развития общества и экономики, использование интеллектуального труда как капитала, привело к новым требованиям при подготовке специалистов. Формирование творческой и саморазвивающейся личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.