Научная статья на тему 'Развитие цифровой экономики в России'

Развитие цифровой экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5522
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА (ЦЭ) / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫГОДЫ И РИСКИ / DIGITAL ECONOMY (DE) / DEVELOPMENT / STRATEGY / PUBLIC POLICY / BENEFITS AND RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горскина Людмила Степановна, Пропп Оксана Викторовна

Глобальный переход России на цифровую экономику неминуемо приведет к изменению многих секторов экономики. На новый уровень должны быть выведены образование, здравоохранение, производство. Внедрение более эффективных современных технологий позволит повысить производительность труда, качество жизни граждан, улучшить условия развития бизнеса, приведет к созданию новых отраслей и профессий, обеспечит независимость и конкурентоспособность страны. В статье представлены и проанализированы документы, разработанные и утвержденные Правительством РФ, направленные на развитие цифровой экономики в России. На основе данных Росстата проведен анализ степени цифровизации в экономической и социальной сферах. Выделены выгоды и риски, плюсы и минусы развития цифровой экономики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy development in Russia

Russia's global transition to a digital economy will inevitably lead to changes in many sectors of the economy. Education, healthcare and production should be brought to a new level. The introduction of more effective modern technologies will increase productivity, improve the quality of life of citizens, improve the conditions for business development, will lead to the creation of new industries and professions, will ensure the independence and competitiveness of the country. The article presents and analyzes the documents developed and approved by the government of the Russian Federation aimed at the development of the digital economy in Russia. Based on the data of Rosstat, the analysis of the degree of digitalization in the economic and social spheres is carried out. The benefits and risks, pros and cons of the digital economy in the country are highlighted.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровой экономики в России»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

развитие цифровой экономики в россии

Горскина Л.С. 1, Пропп О.В. 1

1 Омский государственный технический университет, Омск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Глобальный переход России на цифровую экономику неминуемо приведет к изменению многих секторов экономики. На новый уровень должны быть выведены образование, здравоохранение, производство. Внедрение более эффективных современных технологий позволит повысить производительность труда, качество жизни граждан, улучшить условия развития бизнеса, приведет к созданию новых отраслей и профессий, обеспечит независимость и конкурентоспособность страны. В статье представлены и проанализированы документы, разработанные и утвержденные Правительством РФ, направленные на развитие цифровой экономики в России. На основе данных Росстата проведен анализ степени цифро-визации в экономической и социальной сферах. Выделены выгоды и риски, плюсы и минусы развития цифровой экономики в стране.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика (ЦЭ), развитие, стратегия, государственная политика, выгоды и риски.

Digital economy development in Russia

Gorskina L.S. 1, Propp O.V. 1

1 Omsk State Technical University, Russia

введение

Считается, что термин «цифровая экономика» появился в 1995 году в результате интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, прежде всего интернета и мобильных коммуникаций. Канадский ученый Дон Тапскотт в своей книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» дает следующее определение цифровой экономики - это «экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий», и описывает признаки развитых стран, влияние информационных технологий на бизнес и т.д. [1] (ТарвкоЫ, 1999).

Понятие цифровой экономики Всемирный банк трактует как систему «экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [2].

Сегодня сложно представить жизнь современного человека без «умных устройств»: ноутбука, смартфона, в информационном мире все чаще стало встречаться словосочетание «цифровая экономика»,

появились новые термины, такие как цифровые технологии, искусственный интеллект, «умные города», роботизация и др. В России первые шаги по цифровизации экономики стали предприниматься в 2008 году при активном внедрении в регионах страны широкополосного интернета.

Все инновации стали основываться на цифровых технологиях и бизнес-моделях, поэтому первая половина 2017 года ознаменовалась как вступление России в эпоху развития цифровой экономики. Для выхода России на новый уровень цифровизации необходимо, чтобы отраслевая структура ВВП базировалась на деятельности в области информации. На сегодняшний день цифровой сектор в структуре экономике России составляет небольшой процент по сравнению с экономиками развитых стран. Так, в 2017 году его доля в экономике составляла 3% ВВП (рис. 1).

Согласно прогнозам, в 2021 году процент цифровой экономики в ВВП России может увеличится до 5,6%, преимущественно за счет процесса цифровизации отраслей [4].

Согласно нижеприведенной информации, по темпам развития цифровой экономики в мире Россия в настоящее время входит в группу «перспективные страны» (рис. 2)

Государственная политика в области развития цифровой экономики

В РФ разработана стратегия развития цифровой экономики, направленная на создание благоприятных условий для развития институтов цифровой экономики и обеспечения быстрого роста национальной экономики за счет изменения структуры и

ABSTRACT:_

Russia's global transition to a digital economy will inevitably lead to changes in many sectors of the economy. Education, healthcare and production should be brought to a new level. The introduction of more effective modern technologies will increase productivity improve the quality of life of citizens, improve the conditions for business development, will lead to the creation of new industries and professions, will ensure the independence and competitiveness of the country. The article presents and analyzes the documents developed and approved by the government of the Russian Federation aimed at the development of the digital economy in Russia. Based on the data of Rosstat, the analysis of the degree of digitalization in the economic and social spheres is carried out. The benefits and risks, pros and cons of the digital economy in the country are highlighted.

KEYWORDS: digital economy (DE), development, strategy public policy benefits and risks.

JEL classification: o31, o32, o33 Received: 20.04.2019 / published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorskina L.S. ( [uda_68680mai[.ru)

CITATION:_

Gorskina L.S., Propp O.V. (2019) Razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii [Digital economy development in Russia]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (2). - 275-286. doi: 10.18334/vinec.9.2.40778

Россия 3

Италия

Польша

Норвегия

Канада

Дания

Франция 5,7

Германия

Эстония

Япония

Чехия

Великобритания

Венгрия

США 4

Финляндия 8,3

Швеция 8,6

Корея 12

0 2 4 6 8 10 12 14

%

Рисунок 1. Доля цифрового сектора в ВВП,% Источник: [3]

политики управления национальными экономическими активами. Особое внимание уделяется образованию, здравоохранению, профессиональной, научной и технической деятельности.

Не случайно в 2017 году был утвержден Приказ Росстата от 30.08.2017 № 563 (ред. от 06.08.2018) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (с изм. и доп., вступ. в силу с отчета за январь - март 2019 года) [6]. Малые предприятия должны подавать сведения о тех-нологичекких инновациях, в т.ч. об объемах инновационных товаров, работ, услуг, о затратах: на технологичкские инновации, о патентовании объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом; образовательные учреждения о материально-технической базе, в т.ч. об электронных ресурсах.

Постановлением РФ № 1640 от 26.12.2017 утверждена государственная программа РФ «Развитие образования» сроком реализации с 2018 по 2025 г., в структуре кото-

ОБ АВТОРАХ:_

Горскина Людмила Степановна, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами», кандидат экономических наук ( [uda_68680mai1.ru)

Пропп Оксана Викторовна, старший преподаватель кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами» (ovpropp0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горскина Л.С., Пропп О.В. Развитие цифровой экономики в России // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 2. - С. 275-286. doi: 10.18334^пес.9.2.40778

Перспективные страны: Китай, Кения, Россия, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Колумбия, Чили,

Замедляющие темпы роста страны: Южная

Проблемные Мексика страны:

Страны-лидеры:

Сингапур,

Корея, Австралия,

Канада, США, Германия,

ЮАР, Перу,

Египет, Греция, Пакистан

Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония, Израиль

Скандинавские страны

Рисунок 2. Развитие цифровых экономик в мире Источник: [5]

рой мы видим такие федеральные проекты, как «Цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики» и др. Реализация данной программы возможна благодаря ежегодному росту финансирования в среднем на 496, в 22025 году по сравнению с 2019 годом почти ни 28% (20)19 год - 30)83,8 млрд руб., 20)25 год - 3943,1 млрд

Этим же постановлением утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения», в структуре которой одним из федеральных проектов является «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Ежегодный рост финансирования реализации даннсий программы такжи составляет в среднем 4%, а в 2025 году по сравнению с 2019 годом почти на 24% (20)19 год - 3875^ млрд руб., 2025 год - 4893,2 млрд руб.) [8 ].

Мы видим, что вопросы развития цифровой экономики в РФ весьма актуальны не только в практическом и тиоретическомаспекте, но и на уровне государственного управления (табл. 1).

В конце январ я 2019 года в открытом доступе (на сайте, созданн ом к проведению межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего 23-26 января 2019 года под Пермью) появились паспорт национальной программы «Цифровая экономика» и паспорта всех шести федеральных проектов по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, входящих в состав нацпрограммы [16]:

• Цифровая экономика РФ;

• Нормативное регулирование цифровой среды;

• Информационная безопасность;

руб.) [7].

Таблица 1

Государственная политика по развитию в стране цифровой экономики

основные положения

01.12.2016 Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Президент предложил запустить «масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения так называемой цифровой экономики». Реализация данной программы по развитию ЦЭ должна основываться на научных, исследовательских и инженерных достижениях российских компаний и центров. Это обеспечит национальную безопасность и технологическую независимость граждан России [9].

01.12.2016 Указ президента РФ № 642 «О стратегии научно-технологического развития РФ» В Указе определены: стратегия и возможности, перспективы и приоритеты научно-технологического развития РФ с целью обеспечения независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Выделены основные направления развития: кадры и человеческий капитал; инфраструктура и среда; управление и инвестиции; сотрудничество и интеграция. Уделено внимание необходимости сокращения времени между получением новых знаний и созданием новых технологий, стирания отраслевых границ в исследованиях, увеличения объемов научно-технической информации и новым способам работы с ней и др. [10].

июнь 2017 Петербургский Международный экономический форум В.В. Путин на пленарном заседании отметил, что необходимо наращивать кадровые, интеллектуальные и технологические преимущества в области цифровой экономики, следует сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. Компаниям, которые занимаются разработками и компетенциями в сфере цифровых технологий, государство будет оказывать поддержку. Говорилось о повышении всеобщей цифровой грамотности. Образовательным учреждениям необходимо готовить специалистов в сфере цифровой экономики [11].

28.07.2017 Распоряжение № 1632-р Программа «Цифровая экономика РФ» Суть программы в том, что в России должны быть созданы условия для развития общества знаний, повышения качества жизни и благосостояния граждан. Для россиян необходимо повышать доступность и качество государственных услуг, создавать условия для повышения информированности и цифровой грамотности. Благодаря цифровиза-ции обеспечить рост доступности и качества товаров и услуг [12].

09.05.2017 Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 года» Определены цели, задачи и меры по реализации политики в области использования информационно-коммуникационных технологий. Цель - создание благоприятных условий для формирования в России общества знаний за счет цифровых преобразований. Приоритетами заявлены: формирование информационного пространства; создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне [13].

07.09.2018 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года» Для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году необходимо: - не менее чем в три раза увеличить внутренние затраты на развитие цифровой экономики (по сравнению с 2017 г.); - создать безопасную и устойчивую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

Окончание табл. 1

основные положения

- органам государственной власти, местного самоуправления и организациями предпочтительно использовать отечественное программное обеспечение; - создать систему правового регулирования цифровой экономики; - создать конкурентоспособную инфраструктуру передачи, обработки и хранения данных; - обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в сфере цифровой экономики; - обеспечить информационную безопасность; - создать сквозные цифровые технологии; - внедрить цифровые технологии и платформенные решения в сферах государственного управления и приоритетных отраслях экономики и социальной сферы (образование, здравоохранение и др.); - обеспечить финансирование проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений и др. Планы по развитию цифровой экономики следует реализовывать совместно с государствами - членами Евразийского экономического союза [14].

20.02.2019 Послание президента РВ В.В. Путина Федеральному собранию Президент указал на необходимость роста производительности труда за счет внедрения более эффективных современных технологий. Вывести на новый уровень образование (к концу 2022 года необходимо предоставить всем школам России доступ к высокоскоростному интернету). Рассматривался вопрос о запуске национальной программы в области искусственного интеллекта [15].

Источник: составлено авторами

• Информационная инфраструктура;

• Цифровые технологии;

• Кадры для цифровой экономики;

• Цифровое государственное управление.

На реализацию национальной программы «Цифровая экономика» в 2019-2021 гг. выделено 403 млрд руб., из которых 108 млрд руб. должны быть потрачены в 2019 г., в 2020 г. - 123 млрд руб., а в 2021 г. около 172 млрд руб. [17].

В то же время, анализируя данные Росстата по некоторым показателям информационных и коммуникационных технологий, можно сделать вывод, что количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, с 2010 года по 2016 год росло, а в 2017 и 2018 уменьшилось в среднем на 2,8%. Кроме того, после 2015 года наблюдается снижение финансирования науки из средств федерального бюджета и инновационная активность организаций (табл. 2).

В связи с этим Правительству необходимо принять меры по увеличению расходов, что приведет к повышению инновационной активности организаций.

Таблица 2

динамика показателей научных исследований и разработок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018*

Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки в РФ, всего (шт.) 3492 3682 3566 3605 3604 4175 4032 3944 3952

Финансирование науки из средств федерального бюджета, в% к ВВП 0,51 0,52 0,52 0,58 0,55 0,53 0,47

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, в% к ВВП 1,13 1,01 1,03 1,03 1,07 1,1 1,1 1,01 1,01

Инновационная активность организаций, в том числе научные исследования и разработки - 29,8 30,1 31 33,3 32,2 30,7

Источник: Раздел № 21 «Информационные и коммуникационные технологии»; *сайт Росстат - Оперативная информация «Сведения о выполнении научных исследований и разработок за январь-декабрь 2018 г.» [18, 19]

выгоды и риски цифровой экономики

В 2016 году Всемирный банк опубликовал доклад о состоянии цифровой экономики «Цифровые дивиденды», в котором отметил выгоды и риски ее развития (табл. 3).

Таблица 3

выгоды и риски развития цифровой экономики

выгоды риски

Рост производительности труда Кибербезопасность

Повышение конкурентоспособности Массовая безработица

Преодоление бедности и социального неравенства Разрыв в уровне благосостояния между гражданами и бизнесами внутри страны и между странами вследствие неравенства в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам

Создание новых рабочих мест

Снижение издержек производства

Источник: по данным Всемирного банка [20]

Кроме того, дополнительные плюсы и минусы развития цифровой экономики представлены в таблице 4.

Несмотря на все плюсы и минусы, развитие цифровой экономики, так или иначе, влияет на все секторы экономической и социальной сфер: производство, образование, здравоохранение, транспорт, финансовые услуги, строительство, торговля и т.д.

Например, по данным Росстата «Мониторинг развития информационного общества в РФ», на 2017 год наблюдается довольно высокий процент пользования интернетом в здравоохранении, в образовании, в домашних хозяйствах и в бизнесе в связи с низкими ценами на интернет и мобильную связь в России (рис. 3).

Таблица 4

плюсы и минусы развития цифровой экономики

плюсы минусы

Развитие коммуникационных связей Влияние СМИ на большое количество людей

Свобода доступа к информации В большом количестве информации трудно выбрать качественные данные и достоверную информацию

Оперативность получения и передачи информации

Доступность дистанционного образования Для молидежи реальная жизнь становится виртуальной

Доступн ость общении чер ез интерн ет Об щение в интернете замвияет .личное общение

Расширение онлайн-услуг Воититает сложность для мтогих людей старшего поколения

Развитие цифровых платежных систем Частная жизит многих людий и оргитизаций становится общедоступной, что может привести к негативным последствиям

Стираются граноцы между иегионами Не оказавшись в «цифре», организация пене-стает быть гибкой, эффективной, конкурентоспособной

Источник: составлено авторами

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Доля образовательных учреждений, имеющих вебсайт в Интернете (высшее проф. образование)

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету

Доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет

Доля организаций, имеющих Интернет (электронный год бизнес)

Рисунок 3. Внедрение цифровизации в экономическую и социальную сферу

ИИсточник: [21]

В докладе Huawei и Oxford Economics «Измерение реального воздействия цифровой экономики», опубликованном 5 сентября 2017 года, представлено, какой может быть получен эффект от цифровизации (табл. 5).

Таблица 5

полученный эффект от цифровизации

каналы

полученный эффект

Внутренние каналы: практическое обучение в отделах

Компании могут значительно увеличить первоначальную прибыль от инвестиций в технологии, если они узнают, каким образом их лучше осуществлять в разных подразделениях

Горизонтальные каналы: конкурентные последствия внутри отрасли

Процесс, посредством которого инновации одной компании копируются другими, что приводит к повышению производительности в более широком масштабе, в контексте всей отрасли

Вертикальные каналы: эффекты в цепочке поставщиков в различных отраслях

Процесс, с помощью которого можно добиться увеличения производительности при доставке цифровых товаров и услуг по цепочке поставок от первичного изготовителя до конечного потребителя

Источник: [22]

результаты исследования

1) Отмечено, что современная конкурентоспособная экономика не возможна без цифровых преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества.

2) Рассмотрена и проанализирована государственная политика в области развития цифровой экономики в России.

3) Представлен анализ данных Росстата по внедрению цифровизации в экономическую и социальную сферу.

4) Сформулированы плюсы и минусы развития цифровой экономики в России.

заключение

Несмотря на все выгоды и преимущества развития цифровой экономики, следует отметить, что при этом, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, большинство российских компаний не готово к цифровой экономике. В 2017 году индекс готовности к переходу к цифровым технологиям из 100 возможных составил 36 п.п.. Во многом переход к цифровым технологиям затрудняется в связи с тем, что значительная часть сотрудников не подготовлена к переходу на цифровые технологии, также следует отметить недостаточную развитость каналов хранения и передачи информации и слабые возможности интернета для развития бизнеса [23].

Таким образом, роль правительства в развитии цифровой экономики в России в направлении на рост цифровой экономической активности всех участников экономической и социальной сфер для реализации стратегии достижения эффективной цифровой экосистемы, что, несомненно, приведет к повышению конкурентоспособности экономики, хозяйствующих субъектов и граждан.

ИСТОЧНИКИ:

1. Тапскотт Дон Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого

интеллекта. - Киев: ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. - 403 с.

2. Сулейманов М.Д. Цифровая экономика: взгляд в будущее. [Электронный ресурс].

URL: https://www.rosnou.ru/pub/0002019/News/February/ni/010219/010219.pdf ( дата обращения: 21.04.2019 ).

3. Россия: от цифровизации к цифровой экономике. [Электронный ресурс]. URL:http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf( дата обращения: 30.03.2019 ).

4. Цифровая экономика может занять 5,6% в ВВП России к 2021 г. [Электронный ре-

сурс]. URL: https://1prime.ru/Financial_market/20171017/828022967.htm ( дата обращения: 12.04.2019 ).

5. Singapore, UK, NewZealand, and UA Eamong World's Stand Ou Digital Economies.

[Электронный ресурс]. URL: https://newsroom.mastercard.com/press-releases/ singapore-uk-new-zealand-and-uae-among-worlds-stand-out-digital-economies/ ( дата обращения: 15.04.2019 ).

6. Приказ Росстата от 30.08.2017 № 563 (ред. от 06.08.2018) «Об утверждении стати-

стического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (с изм. и доп., вступ. в силу с отчета за январь - март 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_256203/ ( дата обращения: 12.04.2019 ).

7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об ут-

верждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образо-

вания» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ ( дата обращения: 21.04.2019 ).

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

[Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/ info ( дата обращения: 21.04.2019 ).

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ ( дата обращения: 30.03.2019 ).

10. Указ президента РФ О стратегии научно-технического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uZiATIOJiq5tZsJgqcZLY9Y yL8PWTXQb.pd ( дата обращения: 30.03.2019 ).

11. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 ( дата обращения: 30.03.2019 ).

12. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1632-r-ot28072017-h3055278/ ( дата обращения: 30.03.2019 ).

13. Указ 203. [Электронный ресурс]. URL: https://zlonov.ru/kii ( дата обращения: 30.03.2019 ).

14. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdravrussia.ru/ vlast/prezident/?nnew=7388 ( дата обращения: 10.04.2019 ).

15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_318543/ ( дата обращения: 12.04.2019 ).

16. Национальная программа Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php ( дата обращения: 30.03.2019 ).

17. Финансирование национального проекта Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php ( дата обращения: 30.03.2019 ).

18. Россия в цифрах. 2018. / Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 522 c.

19. Россия в цифрах. / Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 511 c.

20. Всемирный Банк «Перспективы получения цифровых дивидендов в Евразийском Экономическом Союзе». [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2016/10/Navas-Sabater-J._WB-Digital-Dividends-for-EAEU-Digital-Agenda. pdf ( дата обращения: 21.04.2019 ).

21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ ( дата обращения: 10.04.2019 ).

22. Измерение реального воздействия цифровой экономики. [Электронный ре-

сурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/digital-spillover/?utm_ source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=general_rsya&utm_content ( дата обращения: 15.04.2019 ).

23. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Цифровая экономика 2024. [Электронный ресурс]. URL: ac.gov.ru ( дата обращения: 10.04.2019 ).

REFERENCES:

Singapore, UK, NewZealand, and UA Eamong World's Stand Ou Digital Economies. Retrieved April 15, 2019, from https://newsroom.mastercard.com/press-releases/ singapore-uk-new-zealand-and-uae-among-worlds-stand-out-digital-economies/ Tapskott Don (1999). Elektronno-tsifrovoe obschestvo: Plyusy i minusy epokhi setevogo intellekta [Digital society: the Pros and cons of the era of network intelligence] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.