Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ICO / КРИПТОБИРЖА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ IT-ОТРАСЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CRYPTOCURRENCY / BLOCKCHAIN / CRYPTOEXCHANGE / LEGAL REGULATION OF THE IT INDUSTRY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толочко Ольга Николаевна

Статья посвящена сравнительно новой для отечественного права проблеме - правовому регулированию оборота криптовалюты и связанных с ним процессов и технологий: блокчейна, ICO, криптобирж и др. В Республике Беларусь принят документ, призванный урегулировать данную сферу отношений - Декрет Президента № 8 от 21.12.2017. Декрет, в числе прочего, легализовал обращение криптовалюты и ICO, хотя пока лишь при посредничестве резидентов Парка высоких технологий. Автор обращает внимание на возможные риски и полагает, что необходимы незамедлительные меры по их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY, LEGALIZATION OF CRYPTOCURRENCY AND THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The article is devoted to a relatively new problem for the domestic law - the legal regulation of the cryptocurrency circulation, as well as related processes and technologies: blockchain, ICO, crypto-exchange, etc. The Republic of Belarus adopted document that should regulate this sphere - Presidential Decree No. 8 of 21.12.2017. The Decree, among other things, legalized the circulation of the cryptocurrency and ICO, although so far only through the intermediation of residents of the High technology park. The author draws attention to possible risks and believes that immediate measures are needed to minimize them.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУН РОДНОГО ПР В

Толочко Ольга Николаевна

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления Белорусского государственного университета, o.tolochko@mail.ru

УДК 346.7

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена сравнительно новой для отечественного права проблеме — правовому регулированию оборота криптовалюты и связанных с ним процессов и технологий: блокчейна, ICO, криптобирж и др. В Республике Беларусь принят документ, призванный урегулировать данную сферу отношений — Декрет Президента № 8 от 21.12.2017. Декрет, в числе прочего, легализовал обращение криптовалюты и ICO, хотя пока лишь при посредничестве резидентов Парка высоких технологий. Автор обращает внимание на возможные риски и полагает, что необходимы незамедлительные меры по их минимизации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: криптовалюта; блокчейн; ICO; криптобиржа; правовое регулирование IT-отрасли; экономическая безопасность.

© Толочко О.Н., 2018

Р ЗВИТИЕ ЦИФРОВОМ ЭКОНОМИКИ, ЛЕГ ЛИЗ ЦИЯ КРИПТОВ ЛЮТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОП СНОСТИ ГОСУД РСТВ

Двадцать первого декабря 2017 г. был подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» [3]. Декрет направлен на развитие инновационной сферы и цифровой экономики и, как было заявлено на самом высоком уровне, на превращение страны в лидера ^-индустрии. Проект Декрета был подготовлен Парком высоких технологий, ведущими ^-компаниями в сотрудничестве с государственными органами и призван осуществить революционные изменения в правовом регулировании отрасли.

В 2017 г. в послании народу и парламенту Президент Республики Беларусь поставил задачу создать условия, при которых в стране будут развиваться искусствен-

ный интеллект, беспилотные автомобили, технологии блокчейн, цифровые валюты, «чтобы мировые лидеры в этих сферах открывали в Беларуси свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт с высокой добавленной стоимостью», и дал поручение подготовить масштабный нормативный правовой акт, «который определит в Беларуси наилучшие условия для работы компаний со всего мира» [8].

Принятый 21 декабря 2017 г. Декрет не только продлил и расширил льготы Парку высоких технологий и, соответственно, IT-компаниям, но и узаконил в Республике Беларусь цифровые валюты, блокчейн и ICO1. Пунктом 2 Декрета № 8 установлено, что «юридические лица вправе владеть токенами... через резидента Парка высоких технологий ... создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом; через операторов криптоплатформ, иных резидентов Парка высоких технологий ... приобретать, отчуждать токены... Физические лица вправе владеть токенами и . совершать следующие операции: майнинг, хранение токе-нов в виртуальных кошельках, обмен на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены». При этом майнинг, приобретение, отчуждение токенов, осуществляемые физическими лицами, не считаются предпринимательской деятельностью, а сами токены не подлежат декларированию [3].

Таким образом, как было заявлено, Беларусь стала «первой страной в мире, которая регулирует все отношения с использованием технологии блокчейн» и, в частности, криптовалютные торговые площадки, смарт-контракты, майнинг и другие способы применения блокчейна [1].

Вопросы, связанные с дальнейшим развитием IT-индустрии и включенные в сферу регулирования Декрета № 8, неоднородны и могут быть разделены как минимум на два разных направления. Во-первых, это меры по дальнейшему льготированию отрасли IT и Парка высоких технологий. Во-вторых, это законодательное введение в гражданский оборот цифровых

1 ICO — Initial Coin Offering — форма привлечения средств граждан в виде выпуска и продажи им новых криптовалют/токенов.

валют, блокчейна, ICO, криптобирж, майнинга и связанных технологий и процессов, которые в мире на текущий момент находятся в «серой зоне» правового регулирования.

В академической юридической науке формы и методы правового регулирования данной сферы отношений пока не исследовались. Имеющиеся публикации исходят в основном от IT-специалистов или от практикующих юристов, консультирующих IT-компании (см., например: [5; 6]). Представители государственных органов, в частности, центральных банков различных государств, пока довольно сдержанны в комментариях. Большинство из них обращают внимание на риски, связанные с обращением криптовалют и сопутствующих технологий. Карл-Людвиг Тиле, член правления Центрального банка Германии, назвал биткоин объектом спекуляций с высокой волатильно-стью [10]. Председатель Банка Франции Франсуа Виллерой де Галхау заявил, что гражданам Франции рекомендуют «относиться к битко-ину с осторожностью, потому что за ним нет никаких институтов, гарантирующих его стабильность». Кроме того, де Галхау напомнил, что в мировой истории все случаи появления частной валюты закончились довольно плохо [11]. Центральный банк России выразил озабоченность по поводу связанных с цифровыми валютами потенциальных рисков, а его глава Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБР «не занимается легализацией финансовых пирамид». Также она подчеркнула, что Россия выступает против «частных денег, независимо от того, в какой форме они представлены — физической или виртуальной» [11]. В пресс-релизе Центрального банка Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. говорилось: «Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций ... так и в случае привлечения финансирования через ICO. Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения» [7].

Как мы уже знаем, Беларусь пошла по пути легализации криптовалют и сопутствующих технологий, однако пока лишь в рамках Парка высоких технологий.

Действующее законодательство о Парке высоких технологий и до Декрета № 8 осво-

бождало IT-компании — резидентов Парка от всех корпоративных налогов и таможенных пошлин, предусматривало льготы по подоходному налогу и взносам в Фонд социальной защиты населения. Теперь эти льготы не только продлены и расширены, но и введены новые — в области валютного контроля, бухгалтерского учета, инвестиций, налогообложения и др. Указанный подход привел к стремительному увеличению количества резидентов Парка высоких технологий — только в марте 2018 г. их количество выросло на четверть (до 238 компаний), большинство из вновь зарегистрированных (54 %) — предприятия с иностранными инвестициями.

Предоставление льгот для стимулирования IT-отрасли — предмет особого разговора. В масштабах страны льготы, предоставляемые одним субъектам, оплачиваются другими. Насколько макроэкономические результаты оправдывают предоставление беспрецедентных преференций, покажет время. Не касаясь льготирования IT-компаний, остановимся на вопросах ввода в гражданский оборот токенов, блокчейна, ICO и связанных с ними процессов и сервисов.

Критика инноваций, особенно связанных с техникой и технологиями — дело неблагодарное. Самое малое, что можно получить в ответ от оппонентов, это обвинения в некомпетентности и ретроградстве. Однако за технической стороной вопроса стоят социальные и экономические аспекты, которые необходимо оценивать, в том числе с правовых позиций.

В основании технологий блокчейна, ICO, криптобирж лежит идея криптовалюты, которая «добывается» «майнерами» в виде награды за выполнение компьютерами сложных математических задач. Задачи генерируются специальной программой. С течением времени эти задачи усложняются, т. е. «добыча» крип-товалюты все время затрудняется и в какой-то момент, как заявлено, прекратится. Крип-товалюта (биткоин, эфир, лайткоин, монеро и другие — в настоящее время их уже сотни) в принципе может обмениваться на обычные (фиатные) деньги, а также на товары и услуги — по согласию их продавца.

Как уже отмечалось, до настоящего времени вопрос правового регулирования обращения криптовалют и сопутствующих сервисов

в мире не решен. Однако в законодательстве некоторых государств они, так или иначе, упоминаются. Например, в отчете консалтинговой компании Axon Partners в качестве «лидера криптовалютной интеграции и одной из самых благоприятных и удобных юрисдикций для ведения криптовалютного бизнеса» указывается Великобритания, хотя «окончательная позиция правительства относительно правового регулирования деятельности, связанной с цифровыми деньгами, до сих пор не выработана» и «по сути, криптовалюта находится в серой зоне (правовом вакууме)» [9, с. 22]. В качестве благоприятной юрисдикции авторы называют Европейский Союз, где, однако, «на данном этапе ни один из регуляторов не принял каких-либо специальных правил», а также Канаду, США и др.

Вопрос о законодательном урегулировании обращения криптовалюты неоднократно поднимался в Российской Федерации (см., например: [2]), однако на данный момент этого нет.

Таким образом, мировая юридическая доктрина и практика пока не предлагают решений, хотя вопрос назрел уже довольно давно. Если криптовалюты и сопутствующие процессы существуют и используются, то их, без сомнения, следует регулировать.

Вместе с тем такое регулирование возможно с принципиально разных позиций.

Можно, во-первых, как в ряде стран, идти по пути запрета криптовалют и сопутствующих технологий как сферы, сопряженной с рисками финансовых пирамид, незаконных и непрозрачных транзакций и др. Такие намерения, в частности, обозначили Китай и Южная Корея, являющиеся мировыми майнинговыми центрами, а также Израиль, Центральный банк которого запретил торги компаниям, деятельность которых связана с криптовалютами и майнингом [4].

Второй подход состоит в том, чтобы считать криптовалюты средством платежа (деньгами), блокчейновые транзакции — гражданским оборотом, а ICO — способом инвестирования (по аналогии с IPO)2. Принятый Декрет № 8 в принципе базируется на данной позиции, хотя в Приложении 1 «Перечень используемых терминов и их определений» криптовалюта деньгами напрямую не называется, а определена

2 IPO — Initial Public Offering — первая публичная продажа акций предприятия (акционерного общества).

как «биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена» [3].

Третий подход заключается в том, чтобы по умолчанию допускать криптовалюты в гражданский оборот без определения для него каких-либо особых правовых условий. Этот подход на данный момент принят государствами, в которых криптовалюта и блокчейн, по выражению авторов доклада Axon Partners, остаются в «серой зоне». Такое решение, по сути, состоит в констатации того, что токены не являются ни деньгами, ни товаром, ни ценностями, и обращаются в зависимости от спроса и предложения на них.

Однако правовой гражданский оборот должен обеспечиваться механизмами защиты от мошенничества и других противоправных действий. Именно поэтому в ряде государств вводятся административные и правовые регуляции для криптобирж, ICO и т. д. В настоящее время обращение криптовалют имеет признаки финансовой пирамиды. Есть значительные риски также в ICO. Приобретатели токенов не получают корпоративных прав, в отличие от приобретателей акций при IPO. По сути, они вкладывают деньги в обещание реципиента оказывать услуги или продавать товары за то-кены в будущем, если финансируемый проект будет осуществлен. Наконец, на крипто-валютные транзакции в полной мере должно распространяться законодательство о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, запреты на финансирование террористической деятельности, наемничества и т. п.

Защита от системных рисков и обеспечение экономической безопасности государства — первоочередная задача, которая, как представляется, должна быть решена безотлагательно. В противном случае предполагаемые выгоды от развития IT-сектора могут быть нивелированы недооцененными рисками.

Литература

1. Беларусь начала продвижение IT страны на внешний мир [Электронный ресурс] // Новости TUT.BY. 28.11.2017. URL: https://news.tut.by/economics/570671. html (дата обращения: 10.05.2018).

2. В Госдуме обсудили вопросы правового регулирования криптовалюты [Электронный ресурс] // GetCoinToday. 20.12.2016. URL: http://getcoin.today/v-gos-dume-obsudili-kriptovalutu (дата обращения: 10.05.2018).

3. Декрет Президента Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» [Электронный ресурс] // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/ru/ official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 10.05.2018).

4. Китай собирается запретить майнинг, Корея вводит ограничения на биткоин, а Microsoft и Visa отказываются от криптовалют [Электронный ресурс] // USA.one. 08.01.2018. URL: https://usa.one/2018/01/bitkoin-ne-priznayut-kitaj-i-koreya-a-microsoft-i-visa-otkazyva-yutsya-ot-kriptovalyut (дата обращения: 10.05.2018).

5. Ковалёв П.В., Берёза А.Н. Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют») // Молодой ученый. 2017. № 8. С. 235-237.

6. Никитин К. Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют [Электронный ресурс] // Vegas Lex. URL: https://www.vegaslex.ru/analyt-ics/publications/legislative_innovations_in_the_legal_regu-lation_of_cryptocurrency (дата обращения: 10.05.2018).

7. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют): Информация Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 4 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/press/ PR/?file=04092017_183512if2017-09-04T 18_31_05.htm (дата обращения: 10.05.2018).

8. Послание белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ ezhegodnoe-poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsional-nomu-sobraniju-16059 (дата обращения: 10.05.2018).

9. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса. Отчет Axon Partners и криптовалютной консалтинговой компании ForkLog Research [Электронный ресурс] // Axon Рartners. URL: http://axon.partners/wp-content/up-loads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regula-tion.pdf (дата обращения: 10.05.2018).

10. Bundesbank warnt vor Internet-Währung Bitcoin // Welt. 07.05.2017. URL: https://www.welt.de/finanzen/ar-ticle164309456/Bundesbank-warnt-vor-Internet-Waehrung-Bitcoin.html (date of access: 10.05.2018).

11. What the World's Central Banks Are Saying About Bit-coin // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2017-12-15/what-the-world-s-central-banks-are-saying-about-cryptocurrencies (date of access: 10.05.2018).

THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY, LEGALIZATION OF CRYPTOCURRENCY AND THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Tolochko Olga N.,

Professor of the Department of Public Administration, Doctor of Science (Law), Associate Professor, Belarussian State University

ANNOTATION. The article is devoted to a relatively new problem for the domestic law - the legal regulation of the cryp-tocurrency circulation, as well as related processes and technologies: blockchain, ICO, crypto-exchange, etc. The Republic of Belarus adopted document that should regulate this sphere — Presidential Decree No. 8 of 21.12.2017. The Decree, among other things, legalized the circulation of the cryptocurrency and ICO, although so far only through the intermediation of residents of the High technology park. The author draws attention to possible risks and believes that immediate measures are needed to minimize them.

KEYWORDS: cryptocurrency; blockchain; ICO; crypto-exchange; legal regulation of the IT industry; economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.