Научная статья на тему 'Развитие центров инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения'

Развитие центров инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / BUSINESS-INCUBATOR / CENTER OF TECHNOLOGY TRANSFER / CENTER OF COLLECTIVE USE / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатасов Ж. Ф.

В статье рассмотрены три элемента инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения, раскрыто влияние указанных подразделений на инновационную среду, определены преимущества их создания в структуре вуза, сформулированы рекомендации по направлениям дальнейшего совершенствования их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of centers of innovative infrastructure in higher educational institutions (Russia, Ufa)

The article discusses three elements of the innovative infrastructure in a higher educational institution, describes their impact upon the innovative environment, distinguishes the advantages they created for the educational institution, and formulates recommendations for the further improvement of their functions

Текст научной работы на тему «Развитие центров инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения»

развитие центров инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения

Ж.Ф. Булатасов,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности

Уфимского государственного нефтяного технического университета

[email protected]

В статье рассмотрены три элемента инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения, раскрыто влияние указанных подразделений на инновационную среду, определены преимущества их создания в структуре вуза, сформулированы рекомендации по направлениям дальнейшего совершенствования их деятельности.

Ключевые слова: инфраструктура инновационного развития, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования, коммерциализация

УДК 378:005.591.6 ББК 65.05

Общепризнанно, что проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики, ухода от ее сырьевого характера, увеличения доли интеллектуальной продукции в добавленной стоимости, решаются только через развитие инновационной деятельности. Высшая школа с ее передовой наукой и образованием является неотъемлемой и приоритетной составляющей национальной инновационной системы. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза осуществляется через построение эффективной инновационной инфраструктуры, направленной на совершенствование образовательных программ и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности путем вывода на рынки наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры (в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 г. №219 «О государственной поддержке инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [1]) определен типовой перечень объектов инновационной инфраструктуры высших учебных заведений: бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга и др.

Наиболее часто встречающимися составляющими инновационной инфраструктуры высшей школы являются:

— бизнес-инкубатор;

— центр трансфера технологий;

— отдел лицензирования;

— центр коллективного пользования;

— научно-образовательные центры (связанные, как правило, с направлениями исследований: экология, информационные технологии, биотехнология и т.п.);

— иные научно-исследовательские центры, лаборатории;

— образовательный сектор;

— малые инновационные предприятия;

Остановимся подробно на трех структурах: бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования.

Бизнес-инкубатор вуза — это структурное подразделение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития инновационных идей и разработок. Его предназначение в том, чтобы минимизировать усилия предпринимателя на решение всех проблем, кроме производства продукции (услуги) и выхода на рынок.

Роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики страны и социальной сферы значительна, поскольку помогает решить целый ряд задач: рост числа малых предприятий,

повышение их жизнеспособности, рост числа рабочих мест, повышение инновационной активности бизнеса, диверсификация экономики регионов и др. Как свидетельствует мировая и российская статистика, в рыночных условиях выживают до 30% начинающих компаний, в то время как среди выпускников бизнес-инкубаторов доля их значительно выше — около 85%[2].

Бизнес-инкубаторы, созданные при университетах, иногда называют еще технологическими инкубаторами, поскольку они, как правило, ориентированы на развитие именно малых инновационных компаний, функционирующих в сфере наукоемкого высокотехнологичного бизнеса.

Резидентами бизнес-инкубаторов при вузах могут являться как проектные команды и отдельные предприниматели (так называемая прединкубационная стадия, когда есть идея, проект, но не оформлено юридическое лицо), так и малые инновационные предприятия (инкубационная стадия). Первым вуз имеет право предоставлять полный перечень бесплатных услуг, МИПы же обязаны оплачивать аренду помещений, но на льготных условиях.

У бизнес-инкубаторов, находящихся в структуре высшего учебного заведения, есть преимущества перед теми, которые создаются в форме отдельного юридического лица. Во-первых, крупные вузы, как правило, обладают достаточными свободными площадями для осуществления процесса инкубирования малого бизнеса (по мнению экспертов, для успешной деятельности бизнес-инкубатор должен обладать не менее 1500 кв.м. помещений). Во-вторых, на ранней стадии деятельности, когда бизнес-инкубатор еще не имеет достаточно доходов для покрытия расходов, вуз имеет возможность субсидировать его деятельность. В-третьих, университет (институт) может на безвозмездной основе оказывать поддержку в форме предоставления секретарских, юридических, бухгалтерских, консалтинговых, образовательных услуг по вопросам ведения бизнеса, обеспечения доступа к материальным ресурсам (связь, оргтехника, иное необходимое оборудование и др.).

Вопрос источников финансирования играет важную роль в деятельности бизнес-инкубатора. Ими могут являться:

— гранты и иное целевое финансирование государства;

— выполнение научно-исследовательских работ и оказание научно-технических услуг, консалтинг;

— благотворительные пожертвования физических лиц и организаций;

— платежи за аренду и услуги от резидентов;

Бизнес-инкубатор должен также являться центром обучения и повышения квалификации. Для этого необходима разработка специального курса (или даже курсов) по предпринимательству, особенно малому инновационному.

Он является не только теоретическим, но и практическим, поскольку авторы образовательной программы могут использовать положительный опыт уже выпустившихся из бизнес-инкубатора предприятий. Образовательная программа должна охватывать теорию и практику управления бизнесом, правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности, рынок инвестиций, особенно венчурных, привлечение средств венчурных фондов и бизнес-ангелов, составление бизнес-плана, формирование и анализ финансовой отчетности и др. Наиболее успешные инновационные образовательные технологии, которые прошли апробацию в инкубаторе, должны быть внедрены в учебный процесс.

Бизнес-инкубаторы должны активнее проводить выставки, встречи, конференции и семинары с предприятиями бизнес-сообщества, на которых резиденты бизнес-инкубаторов могли бы продемонстрировать свои достижения и наиболее перспективные проекты, а также приглашать успешных предпринимателей для проведения мастер-классов, конкурсов бизнес-проектов.

Для полноценной работы и наиболее полного использования всех преимуществ данной формы организации необходима выработка рекомендаций по расширению деятельности бизнес-инкубаторов. Мировой тенденцией является привлечение в бизнес-инкубатор не только компаний, которые планируют выход на рынок, но и уже устоявшихся организаций. Бизнес-партнерам предлагается развивать свою инновационную деятельность на территории университета и при содействии специалистов вуза. Подобное взаимодействие позволяет значительно повысить эффективность инновационной деятельности через интеграцию научного потенциала вуза и предприятия и решение вопроса финансирования. Такая компания обладает опытом в ведении бизнеса, налаженными связями, ей проще привлечь средства на осуществление инновационной деятельности.

Как и любая структура организации, бизнес-инкубатор должен показывать эффективность своей деятельности. Это возможно через определение перечня критериев, по которым будет проводиться оценка. Среди наиболее комплексно отражающих успешность деятельности бизнес-инкубатора можно выделить: общее число резидентов (количество компаний, пребывающих в бизнес-инкубаторе; число фирм-выпускников, просуществовавших не менее 1 года; процент покрытия собственных расходов за счет доходов; средняя стоимость 1 рабочего места (то есть объем затрат на обеспечение функционирования 1 рабочего места); объем привлеченных средств из внешних источников.

Одним из идеальных вариантов развития бизнес-инкубатора считается переход на самофинансирование или самоокупаемость. В этом случае у вуза появляются выгоды не только через содействие коммерциализации РИД, создание новых рабочих мест для выпускников и улучшение предпринимательской среды, но и дополнительные отчисления в централизованный фонд, что позволит направлять эти средства на выполнение НИОКР, итогом которых могут стать передовые разработки, пригодные для коммерциализации.

Со временем бизнес-инкубатор может образовать иную структуру — технопарк. Данное обстоятельство связано с потребностью малых предприятий в производственных мощностях после «выпуска» из бизнес-инкубатора. Кроме того, наличие отлаженных связей, пользование определенными услугами также оказывают влияние на желание компаний оставаться при инкубаторе. Однако льготные условия, на которых они раньше арендовали помещения и потребляли услуги, для них прекращают существовать.

Центр трансфера технологий (ЦТТ) вуза — структурное подразделение, призванное содействовать инновацион-

ной деятельности, создавать условия для взаимодействия с предприятиями, обеспечивать трансфер результатов интеллектуальной деятельности.

Необходимость центров трансфера технологий связана с тем, что ученые, являющиеся авторами инновационных разработок, в большинстве своем не обладают навыками ведения бизнеса и коммерциализации технологий.

Поэтому основными задачами центра трансфера технологий являются:

— поиск и оценка коммерчески перспективных технологий, их маркетинг, защита объектов интеллектуальной собственности;

— формирование стратегии коммерциализации и трансфера технологий;

— установление связей с бизнес-сообществом, привлечение исследовательских контрактов и грантов;

— формирование баз данных научных разработок, которые могут быть востребованы рынком;

— консалтинг и обучение в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

— участие в создании хозяйственных обществ;

— представление разработок и изобретений на научнотехнических мероприятиях российского и мирового масштабов, приглашение на них венчурных инвесторов.

Схему работы центра трансфера технологий можно описать следующим образом:

— проведение оценки востребованности результата интеллектуальной деятельности на рынке, поиск потенциальных инвесторов и покупателей;

— оформление заявки на патент, получение патента;

— трансфер технологий через создание малого инновационного предприятия.

Центры трансфера технологий целесообразно создавать на базе крупных образовательных центров, имеющих значительные научные разработки, поскольку у таких вузов есть достаточные производственные площади, профессиональные кадры и финансы. Возможно создание ЦТТ на базе крупнейшего отраслевого университета, в то время как другие вузы могли бы стать его клиентами, либо иметь в своей структуре представительства центра.

Деятельность центра трансфера технологий должна охватывать всю инновационную цепочку, начиная от идеи и заканчивая созданием МИП с перспективами роста.

Проблема существования центров трансфера технологий вне вузов связана в том числе с финансированием до выхода на самоокупаемость. Опыт США и европейских стран показывает, что достижение ЦТТ этапа прибыльности может занять от 7 до 10 лет, поэтому в течение этого периода университеты, при которых созданы центры, финансируют их деятельность из собственных резервов. Предприятия не готовы инвестировать в ЦТТ на начальной стадии из-за высокого риска и вкладывают средства лишь когда появится реальная перспектива бизнеса. Со стороны государства поддержка оказывается краткосрочной, а институты бизнес-ангелов и венчурного финансирования еще не достаточно развиты в России.

Вместе с тем, деятельность вузовских центров трансфера технологий направлена не столько на получение прибыли, сколько на осуществление самого процесса создания малых инновационных предприятий, высококвалифицированных рабочих мест, сохранения и развития интеллектуального потенциала университета.

Центрам трансфера технологий необходимо обратить внимание на поиск возможностей для бизнеса, предшествующий самому проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в России в настоящее время, как правило, наоборот). Это позволяет избежать риска значительных затрат на проведение исследований,

лишь немногие из которых будут пригодны для коммерциализации.

Приоритетом у вузовских центров трансфера технологий должно быть продвижение разработок университета, а не оказание услуг сторонним организациям в области консалтинга, патентования и др.

Для центров трансфера технологий можно выделить следующие показатели эффективности функционирования:

— количество инновационных проектов, получивших поддержку;

— число заявок на патенты, поданных от имени университета/число полученных патентов;

— показатели взаимодействия с другими ЦТТ, бизнес-инкубаторами, инновационными центрами;

— количество привлеченных предприятий;

— объем привлеченного финансирования из всех источников;

— количество созданных компаний;

— количество компаний, просуществовавших свыше 3 лет и имеющих положительную историю по балансу;

— количество созданных рабочих мест.

Данный перечень не является исчерпывающим и оценку можно произвести по дополнительным критериям: объем оказанных услуг новаторам (в часах или количестве человек); количество обученных сотрудников/студентов университета основам коммерциализации и трансфера технологий; объем выполненных НИОКР; число выигранных грантов; количество международных договоров и др.

Возможно, наиболее перспективным способом коммерциализации вузовских идей и разработок была бы следующая последовательность:

— появление коммерчески выгодного результата интеллектуальной деятельности (ученые, аспиранты, студенты);

— правовая охрана результата интеллектуальной деятельности, создание компании (центр трансфера технологий);

— функционирование компании на льготных условиях (бизнес-инкубатор);

— функционирование компании во внешней среде.

Прохождение данных этапов позволило бы в наибольшей степени нивелировать риски, возникающие в процессе трансфера технологий в экономику страны.

В общем виде центр коллективного пользования (ЦКП) вуза можно представить как научно-организационную структуру, имеющую в своем распоряжении дорогостоящее уникальное оборудование, высококвалифицированные кадры, проводящую исследования на высоком уровне и оказывающую услуги не только сотрудникам и обучающимся вуза, но и внешним пользователям.

Основными направлениями развития ЦКП должны быть:

— расширение деятельности по оказанию услуг коллективного пользования;

— совершенствование материально-технической базы;

— совершенствование механизмов взаимодействия с государственными научными центрами, бизнес-структурами;

— развитие и укрепление кадрового потенциала;

— развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности;

— разработка курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки высококвалифицированных специалистов для работы с новейшим оборудованием;

— развитие информационных ресурсов: сайт, электронная библиотека и база данных, рекламная кампания.

К показателям эффективности ЦКП можно отнести: объем выполненных НИОКР (млн руб.), объем оказанных услуг внешним пользователям (млн руб.), производительность ЦКП (объем оказанных услуг в млн руб./число штатных сотрудников), фондовооруженность (балансовая стоимость оборудования, млн руб./число штатных сотрудников), фондоотдача (объем оказанных услуг, млн руб./балансовая стоимость оборудования, млн руб.), коэффициент загрузки оборудования и др.

Основными источниками финансирования деятельности центров коллективного пользования являются: средства вуза, средства коммерческих предприятий, федеральные целевые программы.

Развитие вузами ЦКП позволяет привлечь государственное финансирование, например, в виде грантов в форме субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» объемом до 100 млн руб. в год. Перечень допустимых расходов весьма широк и охватывает всю структуру расходов на содержание ЦКП: фонд оплаты труда персонала; материалы; оборудование; командировки; накладные расходы. Участие в данной программе позволит вузам существенно нарастить материальную базу для исследований и, как следствие, повысить возможность получения результатов интеллектуальной деятельности, пригодных для использования в учебном процессе и коммерциализации. Не исключается возможность появления иных федеральных программ.

Указанные выше структуры являются сервисными подразделениями при осуществлении инновационной деятельности в вузах. Они призваны повысить ее эффективность через оказание профессиональных услуг новаторам, позволяющих последним полностью сосредоточиться на реализации инновационной идеи. А это в свою очередь является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности не только высших учебных заведений, но и экономики России в целом.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // URL: http: //www. rg.ru/2010/04/16/gospodderzhka-dok.html. Дата обращения: 15 июля 2013 г.

2. Нефедьев В.В., Привалов В.И. Проблемы развития отечественных бизнес-инкубаторов // Вопросы региональной экономики. — 2010. — №5. — С. 3-9.

3. Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий — в российскую практику // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — №1. — С. 206-213.

4. Бедный А.Б., Колесников Д.С., Куфтырев И.Г., Марков К.А., Рыхтик М.И. Организация инновационной деятельности в университетах США: Сб. информ.-аналитич. матер. — Н.Новгород: Изд-во ННГУ. — 2011. — 96 с.

5. Теребова С.В., Волкова Л.А. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — №1. — С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.