Научная статья на тему 'Развитие ценностного воспитания на идеях христианского гуманизма в Англии (XV-XVI вв. )'

Развитие ценностного воспитания на идеях христианского гуманизма в Англии (XV-XVI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / VALUES EDUCATION / ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ / CHRISTIAN HUMANISM / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES OF EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ДЖ. КОЛЕТ / Э. РОТТЕРДАМСКИЙ / ERASMUS OF ROTTERDAM / Т. МОР / J. COLET / T. MORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкатнова Ирина Владимировна

В статье рассматривается формирование ценностного воспитания в период расцвета христианского гуманизма в Англии. Представлены концепции выдающихся гуманистов того времени таких, как Дж. Колет, Э. Роттердамский и Т. Мор, идеи которых внесли существенный вклад в развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUES EDUCATION ACCORDING TO CHRISTIAN HUMANISTIC TRADITIONS IN ENGLAND (XV-XVI CENTURES)

The aim of the article is to show the formation of values education in the heyday of Christian humanism in England. The author presents the concepts of outstanding humanists of that period such as J. Colet, Erasmus of Rotterdam and T. More, whose ideas had made significant contributions to the development of spiritual and moral upbringing of young generation.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностного воспитания на идеях христианского гуманизма в Англии (XV-XVI вв. )»

УДК 371(42)

Подкатнова Ирина Владимировна

аспирант кафедры педагогики ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», г. Коломна

a_avril@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИДЕЯХ ХРИСТИАНСКОГО ГУМАНИЗМА В АНГЛИИ (XV-XVI ВВ.)

В статье рассматривается формирование ценностного воспитания в период расцвета христианского гуманизма в Англии. Представлены концепции выдающихся гуманистов того времени таких, как Дж. Колет, Э. Роттердамский и Т. Мор, идеи которых внесли существенный вклад в развитие духовно -нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: ценностное воспитание, христианский гуманизм, ценности образования, духовно-нравственное развитие, Дж. Колет, Э. Роттердамский, Т. Мор.

Irina Podkatnova

post-graduate at Chair of Pedagogics Moscow State Regional Social Humanitarian Institute, Kolomna

a_avril@mail.ru

DEVELOPMENT OF VALUES EDUCATION ACCORDING TO CHRISTIAN HUMANISTIC TRADITIONS IN ENGLAND (XV-XVI CENTURES)

The aim of the article is to show the formation of values education in the heyday of Christian humanism in England. The author presents the concepts of outstanding humanists of that period such as J. Colet, Erasmus of Rotterdam and T. More, whose ideas had made significant contributions to the development of spiritual and moral upbringing of young generation.

Keywords: values education, Christian humanism, values of education, spiritual and moral development, J. Colet, Erasmus of Rotterdam, T. More.

89

В настоящее время воспитание духовно-нравственных, социальных и культурных ценностей у подрастающего поколения является важной задачей образовательного процесса в Англии. Однако ценностное воспитание завуалировано развивалось на протяжении многих веков, перед тем как оформиться в приоритетное направление образования. Его зарождение начинается с появления первых учебных заведений, которые стали открываться на базе христианских монастырей в Средние века. Ценностное воспитание в них осуществлялось через религиозное воспитание. Монашество определяло образец обучения, идеалом которого провозглашалось нравственное становление личности, предполагающее формирование «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями и поступками [1, с. 172-173]. Основными ценностями образования в этот период становятся монологичность и дидактичность, необходимые для машинального и бездумного заучивания религиозных писаний, а также авторитаризм и система наказаний, которые являлись неотъемлемыми атрибутами воспитания надлежащего христианского поведения у учащихся.

С XV века в Англии происходит смена ценностной парадигмы образования в связи с распространение христианского гуманизма, серьезно ударившего по традиционным церковным канонам. Если изначально образование предполагало постоянное обращение к Богу в надежде получить его благоволение на различные деяния, то с распространением гуманистических ценностей человек как личность и его духовно-нравственное развитие оказались в центре педагогических устремлений. В этот период начинают открываться первые грамматические школы, в основном для аристократии, обучающие античным языкам (греческому, латинскому) и литературе.

С развитием христианского гуманизма в Англии тесно связано имя английского священника и педагога Джона Колета (1467-1519), который собрал

вокруг себя выдающихся гуманистов того времени: Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Его действия были направлены на повсеместное внедрение в образовательный процесс греческого языка, который мог приблизить религию к подлинным источникам морали — Евангелие и Новому Завету. Являясь деканом грамматической школы Св. Павла, Дж. Колет запомнился своим современникам как ярый борец с злоупотреблениями клириков (чтецов текстов Священного Писания и молитв — И.В.) и смелого проповедника гуманистических идей образования. Его школа стала первым английским учебным заведением, в котором преподавали греческий и читали творения христианских авторов на латыни. При этом Дж. Колет придавал большое значение образованию, нравственности и духовности самих учителей, рассматривая их в качестве носителей знаний и ценностей. В уставе школы Св. Павла, как пишут исследователи Филип и Дэвид Шафф, существовало следующее представление об идеальном учителе: «Он должен быть праведным и уважаемым человеком, обладающим большой и подтвержденной ученостью». Наряду с обучением благочестивой литературе, он должен был «внушать восприимчивым умам учеников святую нравственность и учить их не только грамматике, но и добродетели» [5, с. 411-412].

Однако идеи христианского гуманизма не получили бы свое распространение в Англии, если бы не визиты крупнейшего голландского ученого, филолога, богослова и педагога Эразма Роттердамского (1469-1536) и его дружба с английскими представителями этого движения. Во время своего первого пребывания в Лондоне молодой ученый знакомится с Дж. Колетом и Т. Мором, перенимая богословские воззрения первого из них. Э. Роттердамский смог соединить в себе широкое знание греческого и латинского языков, наблюдательность, остроумие и свойственное Дж. Колету единство искреннего благочестия и стремления к разумной религии, оставив значительный след в становлении гуманистических английских ценностей [2, с. 434]. Так, первопечатное издание Нового завета на греческом языке с его латинским

переводом и обширными, написанными ученым комментариями, взбудоражили чопорное английское католичество. Главной задачей этого писания стало смещение деградирующих идеалов церкви и догматичных учений богословов и возвращение к самому Иисусу Христу и его истинным проповедям [2, с. 447]. Э. Роттердамский обличал похоть и греховность монахов, их гордость и невежество, а также бессмысленность и пустоту религиозных обрядов, обратив Библию против процветающей схоластики.

Рассматривая процесс обучения в школах, мыслитель был солидарен со своим другом Дж. Колетом, признавая необходимость изучения античных традиций. Более того, важно опираться на врожденные способности учеников, поддерживая их интерес и активность, не обременяя догматичными излияниями. Что касается распространенной в эпоху Средневековья системы наказания, Э. Роттердамский высказывался за ее несостоятельность и отсутствие в ней какой-либо педагогической пользы, советуя обращаться к разуму ребенка: «...Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!» [3] Таким образом, выявляя пороки общества, мыслитель воспевает истинные ценности христианского гуманизма: обращение к Богу как основателю мира, а не церкви; воспитание нравственности и моральности индивида на основе его чувственной и разумной природной активности.

Английский юрист, философ и писатель-гуманист, Томас Мор (1478-1535), равным образом, сделал достаточно много не только для возрождения религиозных идеалов своей страны, но и представил социалистические ценности государства. Являясь истинно верующим человеком, при получении титула лорд-канцлера Англии он поклялся, что «прежде всего будет верен Богу, а после Бога — королю» [5, с. 414]. Этот лозунг он пронес до конца дней, обличая вместе с Дж. Колетом и Э. Роттердамским злоупотребления аристократии и духовенства.

В своем самом известном произведении «Утопия» философ вскрывает недостатки английского образования и на примере идеального государства настаивает на интеллектуальном и ценностном развитии подрастающего

поколения. Т. Мор уверен, что каждым человеком в обществе движет разум, поэтому важно вооружить человеческий ум знанием. Если в Англии половина населения не умела читать, то в «Утопии» все дети получали хорошее образование в независимости от сословной принадлежности и пола. Равноправие между мужчинами и женщинами в получении образования есть обязательный аспект развития общества, так как «природа одинаково благоволит ко всем» [4].

Главной целью учебных учреждений в идеальном государстве является развитие духовности и нравственности каждого ребенка, определяя его индивидуальные и общественные стороны, проявляющиеся в отзывчивости, честности, добродетельности, а также в любви к труду, учебе, семье, стране и миру в целом. Как видим, хорошее образование, полученное в детстве, есть ценность, которая способствует реализации духовного и интеллектуального потенциала учащегося, ориентируя его на дальнейшую жизнь на благо обществу.

Говоря о религии в «Утопии», христианство только проникало в государство, поэтому религиозными центрами становились семьи, в которых исповедовались его главе. Любопытно, что Т. Мор первый указал на важную ценность государства — религиозную терпимость: «ни одного человека не карают за его веру» [5, с. 416]. Таким образом, философ стремился подчеркнуть единство людей в обществе: не смотря на веру, сословную принадлежность и интересы, все люди равны и имеют одинаковые права в своем государстве, а значит, должны проявлять уважение и почтительность друг к другу.

Из вышесказанного следует, что в XV-XVI вв. в Великобритании меняются ценностные ориентиры образования:

1) интеллектуальное развитие и духовно-нравственное воспитание каждого ученика становится высшей ценностью образования;

2) на место церкви перемещается сам Бог, выступающий в качестве истинного ценного объекта поклонения;

3) происходит вскрытие ценностей социалистического общества: равноправие граждан, всеобщее образование, мультиконфессиональность и др.

Несомненно, гуманистические ценности и идеалы эпохи Возрождения в Англии повлияли на развитие основ ценностного воспитания. Тем не менее, они не могли быть реализованы в полной мере, так как общество, раздираемое противоречиями, не было готово к таким кардинальным переменам. Нововведения в образовательном процессе и стремление к духовно-нравственному, интеллектуальному, физическому и социальному становлению личности школьника сводились к частичному знакомству с античной литературой, изучению грамматических основ греческого и латинского языков, так как большинство педагогов грамматических школ при церквях не были компетентны в вопросах ценностного воспитания и не понимали, что от них требуется.

Литература

1. Беспалова, О.И. Становление педагогических традиций школьного образования Англии: Аксиологический прогноз [Текст] / О.И. Беспалова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 9. — С. 172-175.

2. Грин, Дж. Р. Британия. История английского народа [Текст]: в 2-х т. / Дж. Т. Грин; ред. Е.В. Малашевич, А.П. Костелецкая. — Мн.: МФЦП, 2007. — 720 с.- Т.1. — Серия «Народы Земли».

3. Кон, И.С. Мальчишество как социокультурный проект: Мальчишество в Новое время [Текст] / И. С. Кон // Мальчик — отец мужчины. — Время, 2010. — (Мр://цтатаг.1Мг.те/Ьг/?Ь=111988&р=15).

4. Мор, Т. О путешествиях утопийцев [Текст] / Т. Мор // Утопия — (Ь11р://шшш.е-геаё1п^.с1иЬ/сЬар1ег.рЬр/39781/8/Мог - Utopiya.html).

5. Шафф, Ф., Шафф, Д. История христианской церкви. Средневековое христианство от Бонифация VIII в. до протестантской реформации 1294-1517 гг. по Р.Х. [Текст] / Ф. Шафф, Д. Шафф; пер. Рыбаковой О.А. — Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2009. — 528 с. — Т. VI.

References

1. Bespalova, O.I. Stanovlenie pedagogicheskih tradicij shkol'nogo obrazovanija Anglii: Aksiologicheskij prognoz [Tekst] / O.I. Bespalova // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2008. — № 9. — S. 172-175. (in Russian)

2. Grin, Dzh. R. Britanija. Istorija anglijskogo naroda [Tekst]: v 2-h t. / Dzh. T. Grin; red. E.V. Malashevich, A.P. Kosteleckaja. — Mn.: MFCP, 2007. — 720 s.-T.1. — Serija «Narody Zemli». (in Russian)

3. Kon, I.S. Mal'chishestvo kak sociokul'turnyj proekt: Mal'chishestvo v Novoe vremja [Tekst] / I. S. Kon // Mal'chik — otec muzhchiny. — Vremja, 2010. — (http://www.litmir.me/br/?b=111988&p=15). (in Russian)

4. Mor, T. O puteshestvijah utopijcev [Tekst] / T. Mor // Utopija — (http: //www.e-reading.club/chapter.php/39781/8/Mor_-_Utopiya.html). (in Russian)

5. Shaff, F., Shaff, D. Istorija hristianskoj cerkvi. Srednevekovoe hristianstvo ot Bonifacija VIII v. do protestantskoj reformacii 1294-1517 gg. po R.H. [Tekst] / F. Shaff, D. Shaff; per. Rybakovoj O.A. — Sankt-Peterburg: «Biblija dlja vseh», 2009. — 528 s. — T. VI. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.