Научная статья на тему 'Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям'

Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
Поделиться
Ключевые слова
ценностно-профессиональные ориентации / подготовка высококвалифицированных рабочих кадров / психотехнология / металлургический колледж / value-professional orientation / training of highly skilled workers / psychotechnology / metallurgical College

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брагина Юлия Владимировна

В статье представлены результаты опытно-поискового исследования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов металлургического колледжа, приобретающих рабочие специальности. Предложена психолого-педагогическая программа по развитию психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у данной группы молодежи

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Брагина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of the Valuable Aluable Vocational Guidances of Youth Studying for Working Specialties

The article presents the results of experimental research of value-professional orientations of students of metallurgical College, acquiring working specialties. Proposed psycho-educational programme for the development of psychological characteristics, that contribute to the development of values and professional orientations of the youth group.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям

БРАГИНА

Юлия Владимировна,

менеджер по развитию персонала ООО ПКФ «Металлоба-за 3», соискатель РГППУ, Первоуральск(Свердловская область)

Аннотация

В статье представлены результаты опытно-поискового исследования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов металлургического колледжа, приобретающих рабочие специальности. Предложена психолого-педагогическая программа по развитию психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у данной группы молодежи

Ключевые слова:

ценностно-профессиональные ориентации, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, психотехнология, металлургический колледж

□01 10.24411/2307-4264-2019-10201

В условиях глобализации, высоких темпов развития научно-технического прогресса, цифровой экономики усложнилось современное производство, появились инновационные технологии, что привело к острой потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, способных обеспечить экономический рост и конкурентоспособность страны. Между тем в ходе российских реформ последних десятилетий в социуме была утрачена ценность профессионального мастерства рабочего, ценность труда, отсутствие трудового воспитания [3]. В научных исследованиях зафиксирован низкий престиж рабочих профессий в массовом сознании современной молодежи [4].

Согласно ряду исследований, сегодня большинство молодых людей желают получать хороший доход, не имея при этом ни профессии, ни желания работать. Молодежь выбирает не востребованные экономикой профессии, а престижные для себя виды трудовой деятельности [3]. Ценности, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие цели их профессиональной деятельности [2].

В настоящее время в стране наблюдается колоссальный дефицит высококвалифицированных рабочих кадров (по данным на декабрь 2017 года, число высококвалифицированных рабочих кадров в России составило 5% от общего числа работающих, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 45-70% [5]). Эксперты сходятся во мнении, что для устранения дефицита квалифицированной рабочей силы необходимо повышать престиж рабочих профессий и социальной значимости рабочего в глазах молодого поколения — это задача государственной и общественной политики [4].

В связи с этим особый интерес представляет изучение развития ценностно-профессиональных ориентаций у студентов, обучающихся по рабочим специальностям в учреждениях профессионального образования.

Брагина Ю. В. Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 9-13.

10 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Автором статьи было проведено опытно-поисковое исследование ценностно-профессиональных ориентаций у студентов Первоураль-ского металлургического колледжа. Выборка составила 100 студентов в возрасте от 15 до 20 лет, обучающихся по специальностям «Обработка металлов давлением», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

На основании компонентов содержания ценностно-профессиональных ориентаций (ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, профессиональные ценности и самоотношение [1]) был выбран следующий диагностический инструментарий: «Ценностные ориентации» М. Рокича; ОТеЦ (опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина); тест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д. А. Леонтьевым; методика «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фанталовой, адаптированный А. А. Шаровым для измерения профессиональных ценностей; тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев).

В результате методом иерархического кластерного анализа была выявлена структура ценностно-профессиональных ориентаций молодежи на стадии профессиональной подготовки, состоящая из шести компонентов: профессиональная самореализация, осмысленность жизни, самодостаточность, основные терминальные ценности и смысложизнен-ные ориентации, индивидуалистические ценности, самоутверждение и нравственные ценности [1].

Полученные в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования данные были использованы для разработки психолого-педагогической программы по развитию ценностно-профессиональных ори-ентаций у студентов металлургического колледжа. Основой разработки программы послужила психологическая технология, которую можно определить как организованную и продуктивную деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированную на эффективное решение психологических задач с заранее определенным эффектом и представляющую собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения [6, с. 40].

Особое место в психологических технологиях занимает модель конструктивного изменения поведения Л. М. Митиной, базирующаяся на личностно-развивающем подходе. С опорой на данную модель была разработана психотехнология, представляющая собой совокупность психодиагностических методик, семинаров, тренинговых упражнений, групповых дискуссий, ролевых игр, медитаций-визуализаций, форсайт-сессий, направленных на развитие социально-психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у студентов, обучающихся по рабочим специальностям.

Используемые приемы и методы психологического воздействия организованы в систему в соответствии с алгоритмом, представленным в модели развития психологических характеристик личности, способству-

ющих развитию ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа (табл.). В таблице представлены следующие этапы: 1) диагностика исходного уровня развития психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа; 2) создание положительной мотивации испытуемых к тренинговой работе на основе осознания острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ценностно-профессиональных ориентаций рабочей молодежи как одной из причин; 3) развитие психологических характеристик, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций: профессиональная самореализация, осмысленность жизни, самоутверждение и нравственные ценности, индивидуалистические ценности, самодостаточность, терминальные ценности и смысложиз-ненные ориентации.

На основе описанной модели разработана психолого-педагогическая программа для обучающихся, которая включает в себя восемь занятий по блокам: два занятия «Мир ценностей»; два занятия «В чем смысл моей жизни?»; одно занятие «Отношение к себе»; два занятия «Я как профессионал»; одно занятие для разработки форсайт- проекта, а также форсайт-сессию «Профессиональный сценарий высококвалифицированного рабочего». Каждый блок, кроме форсайта, начинается с диагностического этапа, затем следуют мотивационный и деятельностный этапы.

Диагностический этап выполняет функцию мониторинга развития психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у молодежи. Предусмотрена диагностика ценностно-профессиональных ориентаций в начале программы и на заключительном занятии — с целью оценки эффективности семинара-тренинга как для его организаторов, так и для каждого участника.

Мотивационный этап выполняет функцию формирования положительной мотивации, необходимой для достижения поставленной цели — развития психологических характеристик, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций. Процессуально данный этап представлен в виде ряда последовательных шагов. Прежде всего обучающимся необходимо осознать проблему острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ценностно-профессиональных ориентаций у рабочей молодежи как одной из причин. В результате осознания проблемы создаются условия для возникновения мотивации развития психологических характеристик: профессиональной самореализации, осмысленности жизни, самоутверждения и нравственных ценностей, индивидуалистических ценностей, самодостаточности, терминальных ценностей и смысложизненных ориентаций. Задачи мотивационного этапа реализуются в ходе тематической дискуссии. Исходной информацией, необходимой для проведения дискуссии, служат материалы диагностики, которая проводится в начале каждого тематического занятия.

Деятельностный (развивающий) этап выполняет функцию развития психологических характеристик личности, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

12 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурно-функциональная модель развития ценностно-профессиональных ориентаций (ЦПО) у студентов колледжа

ЦЕЛЬ: развитие психологических характеристик, способствующих формированию ЦПО у студентов колледжа

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Диагностический инструментарий Функция

- ОтеЦ (автор И. Г. Сенин); - «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); - СЖО (авторы: Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д. А. Леонтьева); - «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фонталовой в адаптации А. А. Шарова; -ОСО (авторы: В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) Мониторинг развития компонентов структуры ЦПО студентов колледжа: профессиональная самореализация; осмысленность жизни; самодостаточность; основные терминальные ценности и смысложизненные ориентации; индивидуалистические ценности; самоутверждение и нравственные ценности

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Содержание Методы Функция

- осознание проблемы острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ЦПО молодых рабочих;

- мотивация развития психологических характеристик, способствующих развитию ЦПО

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (РАЗВИВАЮЩИЙ) ЭТАП

Содержание Методы Функция

Формирование комфортной атмосферы группы, изменение состояния участников группы, повышение чувствительности в восприятии окружающего мира

Развитие навыков профессиональной самореализации; повышение осмысленности жизни; повышение и развитие навыков самоутверждения; развитие нравственных ценностей; развитие индивидуалистических ценностей;

повышение самодостаточности; развитие основных терминальных ценностей;

развитие смысложизненных ориентаций

Рефлексивно-оценочный компонент:

- использование методик психодиагностики: ОтеЦ (автор И. Г. Сенин), «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), СЖО (авторы: Дж. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева), ОСО (авторы: В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фонталовой в адаптации А. А. Шарова;

- рефлексия (обсуждение и сравнение первоначальных результатов психодиагностики и тех, которые зафиксированы после прохождения курса семинара-тренинга)

Продолжительность программы — 72 часа Программа проводится психологом образовательного учреждения

Тематическая Формирование положительной

мотивации, определение ожидаемых

д " результатов деятельности

Психогимнастика

Когнитивный компонент:

- развитие психологических характеристик, способствующих развитию ЦПО; Тренинговые упражнения Медитации-визуализации

Деловые учебные

- закрепление навыков возможного применения четко сформулированных ЦПО (целей, мотивов, желаний, намерений, ценностей и т. д.) в построении будущего профессионального пути высококвалифицированного рабочего игры Форсайт-проект «Моя будущая профессиональная стратегия» Форсайт-сессия «Профессиональный сценарий высококвалифицированного рабочего»

Оценка эффективности мероприятий воздействия психотехнологии

Тематическая Подведение итогов семинара-дискуссия тренинга

Результат:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитые психологические характеристики, способствующие развитию ЦПО у студентов колледжа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Теоретической основой деятельностного этапа программы является технология тренинговой работы, сложившаяся в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс) и работах отечественных психологов (С. И. Макшанов, Л. А. Петровская). Также в программе применяется технология форсайта, приобретшая в последнее время широкую популярность в различных сферах деятельности, в том числе в педагогике и психологии. Направление данного метода получило название «молодежный форсайт», главной целью которого является комплексное исследование проблем школьников и студентов (А. Ф. Присяжная, А. В. Соколов, Н. В. Шелюбская, Н. А. Федорова).

Внедрение данной психолого-педагогической программы в образовательный процесс металлургического колледжа может способствовать развитию у студентов ценностно-профессиональных ориентаций, а также выявить перспективные направления в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Литература

1. Брагина Ю. В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 6. — С. 125-131.

2. Гузич М. Э. Развитие ценностных профессиональных ориентаций студентов // Северный регион: наука, образование, культура. — 2016. — № 1. — С. 34-39.

3. Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д. и др. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография. — М.: ЦСП и М, 2015. — 232 с.

4. Кязимов К. Г. Поэтапное формирование профессиональной компетентности у молодых специалистов как условие их эффективной занятости // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 12. — С. 9-14.

5. Ткаченко Е. В. Состояние и перспективы подготовки рабочих кадров // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 12. — С. 4-8.

6. Узлов Н. Д. Психотехнология: к проблеме определения понятия // Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». — 2011. — Вып. 1(5). — С. 32-42.