Научная статья на тему 'Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям'

Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-профессиональные ориентации / подготовка высококвалифицированных рабочих кадров / психотехнология / металлургический колледж / value-professional orientation / training of highly skilled workers / psychotechnology / metallurgical College

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брагина Юлия Владимировна

В статье представлены результаты опытно-поискового исследования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов металлургического колледжа, приобретающих рабочие специальности. Предложена психолого-педагогическая программа по развитию психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у данной группы молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Valuable Aluable Vocational Guidances of Youth Studying for Working Specialties

The article presents the results of experimental research of value-professional orientations of students of metallurgical College, acquiring working specialties. Proposed psycho-educational programme for the development of psychological characteristics, that contribute to the development of values and professional orientations of the youth group.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям

БРАГИНА

Юлия Владимировна,

менеджер по развитию персонала ООО ПКФ «Металлоба-за 3», соискатель РГППУ, Первоуральск(Свердловская область)

Аннотация

В статье представлены результаты опытно-поискового исследования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов металлургического колледжа, приобретающих рабочие специальности. Предложена психолого-педагогическая программа по развитию психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у данной группы молодежи

Ключевые слова:

ценностно-профессиональные ориентации, подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, психотехнология, металлургический колледж

□01 10.24411/2307-4264-2019-10201

В условиях глобализации, высоких темпов развития научно-технического прогресса, цифровой экономики усложнилось современное производство, появились инновационные технологии, что привело к острой потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, способных обеспечить экономический рост и конкурентоспособность страны. Между тем в ходе российских реформ последних десятилетий в социуме была утрачена ценность профессионального мастерства рабочего, ценность труда, отсутствие трудового воспитания [3]. В научных исследованиях зафиксирован низкий престиж рабочих профессий в массовом сознании современной молодежи [4].

Согласно ряду исследований, сегодня большинство молодых людей желают получать хороший доход, не имея при этом ни профессии, ни желания работать. Молодежь выбирает не востребованные экономикой профессии, а престижные для себя виды трудовой деятельности [3]. Ценности, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие цели их профессиональной деятельности [2].

В настоящее время в стране наблюдается колоссальный дефицит высококвалифицированных рабочих кадров (по данным на декабрь 2017 года, число высококвалифицированных рабочих кадров в России составило 5% от общего числа работающих, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 45-70% [5]). Эксперты сходятся во мнении, что для устранения дефицита квалифицированной рабочей силы необходимо повышать престиж рабочих профессий и социальной значимости рабочего в глазах молодого поколения — это задача государственной и общественной политики [4].

В связи с этим особый интерес представляет изучение развития ценностно-профессиональных ориентаций у студентов, обучающихся по рабочим специальностям в учреждениях профессионального образования.

Брагина Ю. В. Развитие ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа, обучающихся по рабочим специальностям // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 9-13.

10 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Автором статьи было проведено опытно-поисковое исследование ценностно-профессиональных ориентаций у студентов Первоураль-ского металлургического колледжа. Выборка составила 100 студентов в возрасте от 15 до 20 лет, обучающихся по специальностям «Обработка металлов давлением», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

На основании компонентов содержания ценностно-профессиональных ориентаций (ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, профессиональные ценности и самоотношение [1]) был выбран следующий диагностический инструментарий: «Ценностные ориентации» М. Рокича; ОТеЦ (опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина); тест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д. А. Леонтьевым; методика «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фанталовой, адаптированный А. А. Шаровым для измерения профессиональных ценностей; тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев).

В результате методом иерархического кластерного анализа была выявлена структура ценностно-профессиональных ориентаций молодежи на стадии профессиональной подготовки, состоящая из шести компонентов: профессиональная самореализация, осмысленность жизни, самодостаточность, основные терминальные ценности и смысложизнен-ные ориентации, индивидуалистические ценности, самоутверждение и нравственные ценности [1].

Полученные в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования данные были использованы для разработки психолого-педагогической программы по развитию ценностно-профессиональных ори-ентаций у студентов металлургического колледжа. Основой разработки программы послужила психологическая технология, которую можно определить как организованную и продуктивную деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированную на эффективное решение психологических задач с заранее определенным эффектом и представляющую собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения [6, с. 40].

Особое место в психологических технологиях занимает модель конструктивного изменения поведения Л. М. Митиной, базирующаяся на личностно-развивающем подходе. С опорой на данную модель была разработана психотехнология, представляющая собой совокупность психодиагностических методик, семинаров, тренинговых упражнений, групповых дискуссий, ролевых игр, медитаций-визуализаций, форсайт-сессий, направленных на развитие социально-психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у студентов, обучающихся по рабочим специальностям.

Используемые приемы и методы психологического воздействия организованы в систему в соответствии с алгоритмом, представленным в модели развития психологических характеристик личности, способству-

ющих развитию ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа (табл.). В таблице представлены следующие этапы: 1) диагностика исходного уровня развития психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у студентов колледжа; 2) создание положительной мотивации испытуемых к тренинговой работе на основе осознания острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ценностно-профессиональных ориентаций рабочей молодежи как одной из причин; 3) развитие психологических характеристик, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций: профессиональная самореализация, осмысленность жизни, самоутверждение и нравственные ценности, индивидуалистические ценности, самодостаточность, терминальные ценности и смысложиз-ненные ориентации.

На основе описанной модели разработана психолого-педагогическая программа для обучающихся, которая включает в себя восемь занятий по блокам: два занятия «Мир ценностей»; два занятия «В чем смысл моей жизни?»; одно занятие «Отношение к себе»; два занятия «Я как профессионал»; одно занятие для разработки форсайт- проекта, а также форсайт-сессию «Профессиональный сценарий высококвалифицированного рабочего». Каждый блок, кроме форсайта, начинается с диагностического этапа, затем следуют мотивационный и деятельностный этапы.

Диагностический этап выполняет функцию мониторинга развития психологических характеристик, способствующих развитию ценностно-профессиональных ориентаций у молодежи. Предусмотрена диагностика ценностно-профессиональных ориентаций в начале программы и на заключительном занятии — с целью оценки эффективности семинара-тренинга как для его организаторов, так и для каждого участника.

Мотивационный этап выполняет функцию формирования положительной мотивации, необходимой для достижения поставленной цели — развития психологических характеристик, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций. Процессуально данный этап представлен в виде ряда последовательных шагов. Прежде всего обучающимся необходимо осознать проблему острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ценностно-профессиональных ориентаций у рабочей молодежи как одной из причин. В результате осознания проблемы создаются условия для возникновения мотивации развития психологических характеристик: профессиональной самореализации, осмысленности жизни, самоутверждения и нравственных ценностей, индивидуалистических ценностей, самодостаточности, терминальных ценностей и смысложизненных ориентаций. Задачи мотивационного этапа реализуются в ходе тематической дискуссии. Исходной информацией, необходимой для проведения дискуссии, служат материалы диагностики, которая проводится в начале каждого тематического занятия.

Деятельностный (развивающий) этап выполняет функцию развития психологических характеристик личности, способствующих формированию ценностно-профессиональных ориентаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

12 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Структурно-функциональная модель развития ценностно-профессиональных ориентаций (ЦПО) у студентов колледжа

ЦЕЛЬ: развитие психологических характеристик, способствующих формированию ЦПО у студентов колледжа

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Диагностический инструментарий Функция

- ОтеЦ (автор И. Г. Сенин); - «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); - СЖО (авторы: Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д. А. Леонтьева); - «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фонталовой в адаптации А. А. Шарова; -ОСО (авторы: В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) Мониторинг развития компонентов структуры ЦПО студентов колледжа: профессиональная самореализация; осмысленность жизни; самодостаточность; основные терминальные ценности и смысложизненные ориентации; индивидуалистические ценности; самоутверждение и нравственные ценности

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Содержание Методы Функция

- осознание проблемы острого дефицита высококвалифицированных рабочих кадров в стране из-за неразвитой системы ЦПО молодых рабочих;

- мотивация развития психологических характеристик, способствующих развитию ЦПО

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (РАЗВИВАЮЩИЙ) ЭТАП

Содержание Методы Функция

Формирование комфортной атмосферы группы, изменение состояния участников группы, повышение чувствительности в восприятии окружающего мира

Развитие навыков профессиональной самореализации; повышение осмысленности жизни; повышение и развитие навыков самоутверждения; развитие нравственных ценностей; развитие индивидуалистических ценностей;

повышение самодостаточности; развитие основных терминальных ценностей;

развитие смысложизненных ориентаций

Рефлексивно-оценочный компонент:

- использование методик психодиагностики: ОтеЦ (автор И. Г. Сенин), «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), СЖО (авторы: Дж. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева), ОСО (авторы: В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), «Уровень соотношения „Ценности" и „Доступности"» Е. М. Фонталовой в адаптации А. А. Шарова;

- рефлексия (обсуждение и сравнение первоначальных результатов психодиагностики и тех, которые зафиксированы после прохождения курса семинара-тренинга)

Продолжительность программы — 72 часа Программа проводится психологом образовательного учреждения

Тематическая Формирование положительной

мотивации, определение ожидаемых

д " результатов деятельности

Психогимнастика

Когнитивный компонент:

- развитие психологических характеристик, способствующих развитию ЦПО; Тренинговые упражнения Медитации-визуализации

Деловые учебные

- закрепление навыков возможного применения четко сформулированных ЦПО (целей, мотивов, желаний, намерений, ценностей и т. д.) в построении будущего профессионального пути высококвалифицированного рабочего игры Форсайт-проект «Моя будущая профессиональная стратегия» Форсайт-сессия «Профессиональный сценарий высококвалифицированного рабочего»

Оценка эффективности мероприятий воздействия психотехнологии

Тематическая Подведение итогов семинара-дискуссия тренинга

Результат:

развитые психологические характеристики, способствующие развитию ЦПО у студентов колледжа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Теоретической основой деятельностного этапа программы является технология тренинговой работы, сложившаяся в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс) и работах отечественных психологов (С. И. Макшанов, Л. А. Петровская). Также в программе применяется технология форсайта, приобретшая в последнее время широкую популярность в различных сферах деятельности, в том числе в педагогике и психологии. Направление данного метода получило название «молодежный форсайт», главной целью которого является комплексное исследование проблем школьников и студентов (А. Ф. Присяжная, А. В. Соколов, Н. В. Шелюбская, Н. А. Федорова).

Внедрение данной психолого-педагогической программы в образовательный процесс металлургического колледжа может способствовать развитию у студентов ценностно-профессиональных ориентаций, а также выявить перспективные направления в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Литература

1. Брагина Ю. В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 6. — С. 125-131.

2. Гузич М. Э. Развитие ценностных профессиональных ориентаций студентов // Северный регион: наука, образование, культура. — 2016. — № 1. — С. 34-39.

3. Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д. и др. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография. — М.: ЦСП и М, 2015. — 232 с.

4. Кязимов К. Г. Поэтапное формирование профессиональной компетентности у молодых специалистов как условие их эффективной занятости // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 12. — С. 9-14.

5. Ткаченко Е. В. Состояние и перспективы подготовки рабочих кадров // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 12. — С. 4-8.

6. Узлов Н. Д. Психотехнология: к проблеме определения понятия // Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». — 2011. — Вып. 1(5). — С. 32-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.