Научная статья на тему 'Развитие трудовых конфликтов в России в период экономического кризиса 2008-2009 гг'

Развитие трудовых конфликтов в России в период экономического кризиса 2008-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АКЦИЯ ПРОТЕСТА / КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ЗАБАСТОВКА / LABOUR CONFLICT / ECONOMIC CRISIS / PROTEST / CRISIS PERIOD / SOCIAL AND LABOUR RIGHTS / STRIKE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлова Ольга Михайловна

Анализируется информация о трудовых конфликтах в России в период кризиса 2008 и 2009 годов. Главным аспектом рассмотрения является анализ трудовых конфликтов в условиях экономического кризиса, начавшегося в сентябре 2008 года. Началом экономического кризиса считается период с сентября 2008 г. до апреля 2009 г. Докризисный период рассматривается с января по август 2008 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LABOUR CONFLICTS IN RUSSIA DURING THE ECONOMIC CRISIS OF 2008-20091

The author analyses the information on labour conflicts in Russia during the crisis period of 2008 and 2009. The main aspect of the study is the analysis of labor conflicts under the conditions of the economic crisis that began in September 2008. The onset of the economic crisis is the period from September 2008 until April 2009. The pre-crisis period is studied from January to August 2008.

Текст научной работы на тему «Развитие трудовых конфликтов в России в период экономического кризиса 2008-2009 гг»

Библиографический список

1. Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219.

2. Доклад о наркомании в России, 2008.

URL: http://www.rus-sky.com/publicist/articles/058.html (Дата обращения: 15.06.2010).

3. Здравоохранение в России, 2007. Стат. сб./Росстат. М., 2007. С. 102-103.

4. Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40, ст. 591.

5. Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

УДК 331.109: 338.124.4

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008-2009 ГГ.

О.М.Хохлова1

Иркутского государственного университета путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Анализируется информация о трудовых конфликтах в России в период кризиса 2008 и 2009 годов. Главным аспектом рассмотрения является анализ трудовых конфликтов в условиях экономического кризиса, начавшегося в сентябре 2008 года. Началом экономического кризиса считается период с сентября 2008 г. до апреля 2009 г. Докризисный период рассматривается с января по август 2008 года.

Ключевые слова: трудовой конфликт; экономический кризис; акция протеста; кризисный период; социально-трудовые права; забастовка.

DEVELOPMENT OF LABOUR CONFLICTS IN RUSSIA DURING THE ECONOMIC CRISIS OF 2008-2009. O.M. Hohlova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The author analyses the information on labour conflicts in Russia during the crisis period of 2008 and 2009. The main aspect of the study is the analysis of labor conflicts under the conditions of the economic crisis that began in September 2008. The onset of the economic crisis is the period from September 2008 until April 2009. The pre-crisis period is studied from January to August 2008.

Key words: labour conflict; economic crisis; protest; crisis period; social and labour rights; strike.

Трудовые конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает системный экономический кризис, причины которого разнообразны и оценить их довольно трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов.

Период экономического кризиса в России представляет большой интерес не только для экономистов и юристов, но и социологов. По мнению известного социолога А.И. Кравченко, «отечественная социология труда прошла в своем развитии четыре исторических этапа:

- дореволюционный с 60-х гг. 19 в. до 1917 г.;

- постреволюционный с 1917 по 1937 гг.;

- послевоенный с 1957 по 1992 гг.;

- современный с 1992 по сегодняшний день» [1, с.

76].

С началом экономического кризиса в конце 2008 г. определение трудовых конфликтов пришлось изменить, так как стали появляться новые формы, не фиксированные ранее. Стали встречаться акции протеста, в которых одновременно участвуют работники нескольких предприятий. С 2009 г. расширяется круг

регистрируемых акций, в него включаются акции протеста, в которых работники и профсоюзы объединяются с общественными и политическими организациями. Поэтому трудовые конфликты целесообразно рассматривать в широком понимании этого термина как групповые действия работников, направленные на защиту своих социально-трудовых прав в любой форме. Основной причиной такого расширенного понятия «трудового конфликта» является недостаточное информационное освещение возникшей ситуации. Источником информации являются данные СМИ и специализированных сайтов, посвященные социально-трудовой тематике. Сказывается здесь непрофессиональный подход многих журналистов и умышленное сокрытие средствами СМИ количества участников акции, взаимодействие их с работодателями, требования работников. Важность социологических исследований трудовых конфликтов предполагает фиксировать любые случаи, даже содержащие неполную информацию, соответственно здесь требуется максимально качественный и широкий подход к отбору случаев.

Повышенное внимание ко всем формам проявления трудовой конфликтности объясняется также тем,

1Хохлова Ольга Михайловна, аспирант, старший преподаватель кафедры правоведения, тел.: (3952) 639197, 89246034399, e-mail: [email protected]

Hohlova Olga Mihailovna, postgraduate student, senior lecturer of the chair of Science of Law, tel.: (3952) 639197, 89246034399, e-mail: [email protected]

что трудовой конфликт как явление до сих пор является нестабильным и изменчивым. Это во многом связано с правовой законодательной ситуацией в стране, где фактическое проведение забастовок является запрещенным. Профсоюзы и работники вынуждены искать новые формы выражения протеста, чтобы исключить ответственность и возмещение ущерба от незаконной забастовки. За организацию митинга, лозунги пикетчиков, высказывания в ходе акции протеста возможны обвинения в экстремизме, что в последнее время приходится наблюдать достаточно часто.

Необходимо учитывать, что коллективный трудовой конфликт встречается как на макроуровне (страна, регион, отрасль хозяйства), так и на микроуровне (предприятие, цех, бригада и т.д.). На макроуровне разрешение конфликтов происходит путем его инсти-туционализации на основе сотрудничества сторон. Здесь заинтересованность в стабильности системы, а также действующее законодательство обеспечивают готовность предпринимательских организаций, правоохранительных органов и профсоюзов к гибкому регулированию возникающих конфликтов. Эти регулирующие институты, включая примирительные комиссии, должны уметь правильно реагировать на разнообразные формы проявления трудовых конфликтов.

К числу наиболее встречающихся форм трудовых конфликтов можно отнести: 1) критические выступления на собраниях трудового коллектива; 2) увольнение, порой и по «собственному желанию»; 3) забастовку (предупредительная, временная, бессрочная и др.); 4) массовые демонстрации и митинги; 5) саботаж (отказ от выполнения приказов администрации); 6) бунт, сопровождающийся порчей оборудования.

Механизм разрешения трудовых конфликтов не может действовать без учета выяснения причин забастовок, без изучения мотивов их поведения. Администрация предприятия (конфликт на микроуровне) часто пытается объявить ту или иную забастовку нелегальной, т.е. незаконной.

Прекращение работы как средство урегулирования коллективного трудового конфликта запрещено, если это создает угрозу жизни и здоровью людей на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского общественного транспорта, гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей, в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, на непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями.

Необходимо отметить еще одну особенность освещения трудовых конфликтов. В Интернете не сообщается о конфликтах, начатых работодателем. А ведь конфликт предполагает участие в столкновении всех участников взаимодействий. А.Г. Здравомыслов в своей работе «Социология конфликта», опубликованной в 1996 г., говорит о том, что на руководителе лежит важная задача разрешения конфликта. «Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе, связана с методами

управления ею. Ибо управление - не что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяют суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности» [2, с. 208].

Трудовой конфликт - очень сложное социальное явление, он имеет несколько фаз. Начальная фаза трудовых конфликтов практически никогда не бывает публичной. Здесь находит место противоречие между работником и работодателем, и именно действия работодателя формируют ответную реакцию работников. На этой начальной и скрытой фазе осуществляется целая серия взаимодействий, где возможно устранение всех противоречий, в обратном же случае противоречие перейдет в фазу инцидента, действия, направленного на защиту своих позиций. Чаще всего инициатором возникающих инцидентов являются работники и их представители - профсоюзы. Они совершают ответное наступление на действия работодателя. Однако не всегда можно выяснить, кто сделал «первый ход» в формировании конфликта.

Заместитель председателя Конституционного Суда РФ С.П.Маврин в своей статье «Процесс точной настройки норм трудового права нужно продолжать» указывает сильные и слабые стороны норм трудового законодательства в России. «Основные недочеты современного трудового права, - отмечает автор, - связаны с сохранением преимущественно внедоговорной модели правового регулирования социально-трудовых отношений». В связи с этим в профессиональной сфере правоведов, занимающихся проблематикой трудового права, достаточно широко распространено мнение, что наш законодатель должен сужать сферу внедоговорного регулирования труда и, соответственно, расширять область его договорного применения. Стратегической целью нашего законодателя должно быть достижение оптимального баланса в реализации социально-экономических интересов всех участников этих отношений - работников, работодателей и государства. Считаем, что в сегодняшних условиях этот баланс достижим не только за счет расширения договорной свободы сторон трудовых отношений, но и посредством совершенствования механизмов защиты трудовых прав работников и усиления государственного надзора и контроля за соблюдением требований норм трудового права. Это, конечно, нормы, защищающие работников от необоснованных увольнений, препятствующие их чрезмерной эксплуатации и гарантирующие им реализацию ряда социально-трудовых прав. «Вот у этого права действительно есть свои сильные стороны. Но не стоит забывать, что с точки зрения интересов работодателя, особенно функционирующего в сфере бизнеса, эта сильная сторона трудового права рассматривается как его существенный недостаток, выливающийся в излишние обреме-

нения для данного вида бизнеса» [3, с. 8]. Учитывая сказанное, нашему законодателю, вероятно, не всегда следует стремиться к наращиванию у российского трудового права именно таких сильных сторон, как поддержка работника. В ряде случаев более целесообразным является поиск иной модели правового регулирования, основанной на компромиссном подходе к учету интересов обеих сторон трудовых отношений.

Примирить стороны на договорно-согласительном принципе могут примирительные комиссии и трудовой арбитраж. Решение арбитража обязательно для сторон конфликта, если они заранее об этом договорились. Арбитраж вправе внести представление в суде в отношении должностных лиц, виновных в возникновении конфликта. Вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы обязаны рассмотреть это представление, принять меры и проинформировать трудовой коллектив. Эффективным является и привлечение авторитетного человека (посредника), на которого возлагается миссия примирить стороны.

Участники конфликта должны иметь возможность обращения в суд. Невыполнение решения суда администрацией предприятия или его владельцем влечет за собой юридическую ответственность конкретных лиц, а трудовым коллективом - признание забастовки незаконной.

В настоящее время в России не существует реальной статистики трудовых конфликтов. Возникает необходимость создания базы данных по трудовым конфликтам для анализа существующей ситуации в стране. Федеральная служба государственной статистики приводит неубедительные данные, противоречащие фактическим. В 2007 г. в России зафиксировано всего 7 забастовок, в 2008 - 4 забастовки. В то же время, в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев полной или частичной остановки работы, т.е. в 12 раз больше. Причиной данных расхождений является то, что органы государственной статистики регистрируют только трудовые конфликты, протекающие в форме коллективного трудового спора, т.е. соответствующие закону. Организация коллективного трудового спора -сложный и запутанный процесс, подразумевающий неоднократные согласования, арбитраж, признание региональными властями соответствия процедуры спора требованиям закона. В этом и кроется причина того, что реальные забастовки проходят в разрез с законодательством и не учитываются статистическими органами.

Количество трудовых конфликтов в кризисный период выросло в абсолютном выражении и в среднем за месяц. До кризиса в месяц в среднем фиксировалось почти 7 акций, после кризиса общее число конфликтов увеличилось в 2,1 раза. На 88% увеличилось число акций протеста с полной или частичной остановкой работы. Это подтверждает постулат Ральфа Дарендорфа о тотальности социальных изменений. Изменения в российском обществе иллюстрирует его высказывание: «Жить - значит меняться» [4, с. 394].

А.К. Зайцев указывает, что «конфликт в современных организациях протекает не в некоем безвоздушном пространстве. Да и сама социальная органи-

зация несет на себе закономерные черты общества, тысячами переходов связана с другими социальными организациями. Деятельность предприятия не есть полностью самостоятельный, автономный по отношению к обществу процесс, а лишь одно из проявлений развития общества как социально целостного образования, элементами которого служат отдельные социальные организации. Социальные ситуации являются условиями окружающей среды, которые интенсифицируют, смягчают или канализируют выражения конфликта» [5, с. 74]. Поэтому крайне важно представить социальный конфликт на отдельном предприятии как составную часть коренных черт общественной системы.

Необходимо рассматривать и другую характеристику конфликтов - отраслевой аспект. В условиях кризиса число отраслей, где возникали трудовые конфликты, изменилось незначительно. В докризисный период трудовые конфликты были зафиксированы в 17 отраслях, а во время кризиса - в 19, из общего количества - 38 отраслей. Транспорт и машиностроение являются лидерами, их доля более 40% от общего числа акций. До начала кризисного периода (сентябрь 2008 г.) лидерами по числу акций были транспортники, в условиях кризиса доля акций этой отрасли уменьшилась. Доля акций машиностроения значительно увеличилась (до 26%). Здесь речь идет об относительных показателях. В абсолютном выражении число акций в машиностроении увеличилось с 9 до 27. В кризисные месяцы на долю машиностроения приходилось 25% всех конфликтов, на долю транспорта -19, 1% [6, с. 7].

Причина трудового конфликта характеризует само противоречие, возникающее между работником и работодателем. В СМИ сообщениях о трудовых конфликтах не всегда полно отражаются причины. Работники в условиях стихийных акций выдвигают нечеткие требования, что позволяет внешним наблюдателям самим формулировать причины выступлений и мотивы его инициаторов. Доступная информация, тем не менее, позволяет судить о причинах возникновения конфликта, проведения акции. Таким образом можно получить представление о самых «горячих» проблемах в сфере трудовых отношений.

Одной из главных причин большинства трудовых конфликтов в кризисный период является невыплата заработной платы. Каждый второй конфликт до кризиса был связан с этой проблемой, во время кризиса невыплата заработной платы стала причиной более 65 % выступлений работников. Тревогу вызывает доля этой причины и ее стабильный рост. Интересным является факт значительного снижения количества конфликтов, связанных с низкой зарплатой. Это дает право сделать вывод о том, что центр тяжести борьбы работников за свою зарплату сместился с ее уровня на ее сохранение.

Следующая причина, заслуживающая пристального внимания, - увольнение и сокращение работников. В докризисный период эта причина встречалась довольно редко (3%), а в условиях кризиса она становится второй по значимости, хотя и значительно отры-

вается от причины-лидера. В кризисные месяцы практически каждый пятый конфликт разгорался по этой причине.

Невысокий рост конфликтов наблюдается по причине несогласия с политикой администрации в области организации и реорганизации производства. Основной же эта причина не являлась никогда.

В конце ноября 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев отметил, что в России профсоюзные организации, тем более в кризис, нуждаются в дополнительной поддержке государства. Это заявление он сделал на встрече с председателем профсоюзной организации «Соцпроф» С. Вострецовым и его заместителем В. Полудняковым. В беседе с Д. Медведевым профсоюзные лидеры отметили, что приоритетной задачей для профсоюзов является борьба не столько за повышение заработной платы, сколько за сохранение мест. Президент подчеркнул, что «диалог между профсоюзами и работодателями - это требование времени и необходимо оно, в том числе, для «совершенствования трудового законодательства» [7, с. 4].

В общественном мнении трудовой конфликт, как правило, ассоциируется с понятием «забастовка», т.е. остановка работы по инициативе работников в знак протеста и с целью защиты своих социально-трудовых прав. Однако далеко не все трудовые конфликты протекают в формах, связанных с остановкой работы, да и этих форм существует несколько. Две из них имеют законный характер - забастовка как конечная форма коллективного трудового спора и остановка работы «по заявлению», т.е. отказ от работы из-за невыплаты зарплаты более двух недель с письменным уведомлением администрации (об отказе от работы по этой причине). Кроме легитимных форм, на практике существуют и такие, как полная или частичная остановка работы, голодовка, захват предприятия. К акциям, не связанным с остановкой работы, относятся всевозможные митинги, протесты, а также коллективные трудовые споры без проведения забастовки. В докризисный период преобладали акции с остановкой работы - 62% от всего числа, а в условиях кризиса доля таких акций снизилась до 55%. Рост числа таких акций усилился в последние наблюдаемые месяцы. Это является следствием двух причин: 1) в протестах участвуют уволенные работники закрытых предприятий, останавливать работу им просто негде; 2) работники выносят конфликт за пределы действующих предприятий, так как не могут урегулировать его внутри предприятия.

Не исключено, что уже со следующего года работодатели смогут улаживать трудовые конфликты без вмешательства суда. Европейское общество взялось помочь России ввести процедуры досудебного урегулирования трудовых споров (медиация). Речь идет о программе «Улучшение доступа к Правосудию в Российской Федерации», которая проходит в России под эгидой Евросоюза, Государственно-правового управления Президента РФ и Торгово-промышленной палаты РФ. Соглашение о реализации программы ее участники заключили в декабре 2008 года. «Первый этап программы будет проходить до мая 2011г. в четырех

регионах. «Пилотниками» выбраны Чувашия, Татарстан, Самарская и Рязанская области. Если программа оправдает себя в этих субъектах РФ, следующий ее этап запустят и в других регионах» [8, с. 4].

Тематика трудовых конфликтов имеет крайне важное значение в социально-экономической жизни общества. Трудовые конфликты часто осуществляют роль детонатора социально-политических изменений, что позволяет нам сделать выводы о состоянии социально-трудовых конфликтов в современной России:

1. Рост уровня конфликтности выражается в том, что происходит увеличение числа конфликтов, особенно в условиях кризиса. Конфликты становятся многоактными, и на каждом этапе выбираются различные формы выражения протеста между работником и работодателем.

2. Меняется и отраслевое, и территориальное распространение трудовых конфликтов в условиях кризиса. В разных регионах страны количество конфликтов в период кризиса выровнялось. По отраслям несколько иная картина - выделяются отрасли-лидеры по числу конфликтов. До кризиса - это транспортники, после кризиса - машиностроители.

3. Главной причиной трудовых конфликтов была и остается невыплата заработной платы. Распространенность этой причины свидетельствует о неспособности российского законодательства и всей системы регулирования трудовых отношений решить эту проблему. Закономерным выглядит увеличение числа конфликтов в связи с проблемой занятости, увольнений и сокращений, а также недовольства политикой администрации.

4. Трудовые конфликты получают распространение за пределами предприятий - это главная тенденция, выявленная после анализа форм, в которых протекают трудовые конфликты в условиях кризиса. Увеличилось количество форм выражения протеста. Часто предпочтение отдается стихийным или общегражданским акциям. Это веский аргумент в пользу того, что закон не всегда пригоден для разрешения трудовых споров.

5. Увеличилась активность профсоюзов, особенно возникающих спонтанно. Нарушение прав работников не позволяет профсоюзам остаться в стороне, иначе произойдет потеря авторитета профсоюзов.

В целом, полученные данные исследования дают основания утверждать, что ситуация с трудовыми конфликтами развивается скорее как стихийная. Небольшая доля законных акций, нарастание количества демонстративных акций во многом напоминают логику развития трудовых конфликтов в 1990-х годах. Тогда выдвижение требований перерастало в забастовки, забастовки как остановка работы превращались в демонстративные забастовки, порой содержащие элемент агрессии.

Ситуация опять развивается по подобному сценарию, напоминающему начало 90-х годов. За последнее десятилетие принято новое трудовое, гражданское и налоговое законодательство, но качество взаимодействия в сфере трудовых отношений изменилось незначительно. Остается надеяться, что волна кон-

фликтности не приобретет угрожающих масштабов. Становится ясно, почему конфликтность нарастает и в каких формах проявляется. Но дальнейшая эскалация способна привести к более серьезным социальным и

экономическим последствиям, тем более, что действенных инструментов разрешения трудовых конфликтов, в общем-то, нет.

Библиографический список

1. Кравченко А.И. История отечественной социологии. М.: Академический Проект, 2005. 624 с.

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996. 317 с.

3. Маврин С.П. Процесс точной настройки норм трудового права нужно продолжать // Трудовые споры. 2010. № 1. С. 6-10.

4. Социология / Ю.Г.Волков [и др.]. М.: Гайдарики, 2000. 474 с.

5. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001. 464 с.

6. Информационный обзор ведущих специалистов социально-экономических программ ЦСТП. П.В.Бизюков [и др.] / Ь|Пр:/Лтт«^шЬргауа.ш/тЬех.рЬф?^=1671 (Дата обращения: 28.08.2010).

7. Президент России предлагает развить диалог между профсоюзами и работодателями // Трудовые споры. 2009. № 12. С. 7.

8. Судебные разбирательства по трудовым конфликтам заменит медиация // Трудовые споры. 2009. № 7. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.