Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аббасалиев Илькин Сахиб Оглы

Реализуемый евразийский проект МТК «Север-Юг», в успешном продвижении которого приобретает особую значимость российско-азербайджанское сотрудничество, имеет глобальное значение. В силу естественных условий геополитическое пространство двух стран играет важную роль в продвижении национальных интересов. Учитывая дружеские отношения двух стран, создание этого важного евразийского маршрута обрело устойчивый поступательный характер, чему способствуют обоюдная заинтересованность в интеграции транспортных систем, в целях повышения транзитного потенциала территорий, значительное совпадение геополитических интересов России и Азербайджана, а также высокий потенциал в инициации регионального сотрудничества. Отмечено, что, понимая трудности, с которыми столкнулась иранская сторона при формировании транспортной инфраструктуры МТК «Север-Юг» в связи с западными санкциями, Азербайджан и Россия активно включились в создание необходимых объектов на территории Ирана. В результате, первый грузовой состав из России прибыл в иранскую Астару в феврале 2018 года. При этом с введением в строй участка железной дороги Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) с разгрузочно-погрузочным терминалом он был передан Азербайджану в аренду на 25 лет. Уже в первый год эксплуатации по этому отрезку МТК «Север-Юг» было перевезено около 300 тыс. тонн груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аббасалиев Илькин Сахиб Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CASPIAN REGION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN-AZERBAIJANI PARTNERSHIP

The ongoing Eurasian project of the North-South ITC, in the successful promotion of which Russian-Azerbaijani cooperation is of particular importance, has global significance. Due to natural conditions, the geopolitical space of the two countries plays an important role in promoting national interests. Taking into account the friendly relations between the two countries, the creation of this important Eurasian route has acquired a steady progressive character, which is facilitated by mutual interest in the integration of transport systems in order to increase the transit potential of the territories, a significant coincidence of the geopolitical interests of Russia and Azerbaijan, as well as a high potential in initiating regional cooperation. It was noted that, realizing the difficulties faced by the Iranian side in the formation of the transport infrastructure of the North-South ITC in connection with Western sanctions, Azerbaijan and Russia were actively involved in the creation of the necessary facilities on the territory of Iran. As a result, the first freight train from Russia arrived in Iranian Astara in February 2018. At the same time, with the commissioning of the Astara (Azerbaijan) - Astara (Iran) section of the railway with a loading and unloading terminal, it was leased to Azerbaijan for 25 years. Already in the first year of operation, about 300 thousand tons of cargo were transported along this segment of the North-South ITC.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА»

2. Postanovlenie chrezvychajnogo s"ezda narodov Ingushetii // Serdalo. -1993. - 6 fevralya.

3. Hronika istorii ingushskogo naroda // Sost. Patiev Ya.S. - Mahachkala, 2007.

4. Ahmedov R. Ruslan Aushev: Ya gotov vernut'sya. // Severnyj Kavkaz. - 1993. - № 1.

5. Patiev YA.S. Respublika Ingushetiya: sobytiya i daty. - M., 2019.

6. Rossijskaya gazeta. - 1993. - 9 fevralya.

7. Obrashchenie k Prezidentu RF El'cinu B.N. i Predsedatelyu Verhovnogo Soveta RF Hasbulatovu R.I. // Serdalo. - 1993. - 14 yanvarya.

8. Sampiev I. Politicheskoe samoopredelenie ingushskogo naroda v postsovetskij period: istoricheskie, politicheskie i social'no-politicheskie faktory // Aktual'nye social'no-politicheskie i etnokul'turnye problemy Ingushetii. Sbornik nauchnyh statej. - Magas, 2007.

9. Shnirel'man V. Byt' alanami. Intellektualy i politika na Severnom Kavkaze. - M., 2006.

10. Krasnaya zvezda. - 1993. - 24 fevralya.

11. Politicheskoe zayavlenie Narodnogo soveta Ingushetii // Serdalo. - 1993. - 28 yanvarya.

12. Zayavlenie Predsedatelya Narodnogo soveta Ingushetii doktora yuridicheskih nauk B.M. Sejnaroeva // Serdalo. - 1993. - 11 yanvarya.

13. Kostoev B. Predannaya naciya. - M., 1995.

МАТИЕВА ВЕНЕРА МАГАМЕТГИРЕЕВНА - кандидат политических наук, старший лаборант кафедры истории, Ингушский государственный университет (tmt_77@list.ru).

MATIEVA, VENERA M. - Ph.D. in Political Science, Senior Laboratory Assistant, Department of History, Ingush State University.

УДК 94«72»(470+479.24):338.28:629 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-88-93

АББАСАЛИЕВ И.С.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Ключевые слова: российско-азербайджанское сотрудничество, международные транспортные коридоры, транспортная инфраструктура, международная интеграция, Каспийский регион, транзитный потенциал, транспортные перевозки.

Реализуемый евразийский проект МТК «Север-Юг», в успешном продвижении которого приобретает особую значимость российско-азербайджанское сотрудничество, имеет глобальное значение. В силу естественных условий геополитическое пространство двух стран играет важную роль в продвижении национальных интересов. Учитывая дружеские отношения двух стран, создание этого важного евразийского маршрута обрело устойчивый поступательный характер, чему способствуют обоюдная заинтересованность в интеграции транспортных систем, в целях повышения транзитного потенциала территорий, значительное совпадение геополитических интересов России и Азербайджана, а также высокий потенциал в инициации регионального сотрудничества. Отмечено, что, понимая трудности, с которыми столкнулась иранская сторона при формировании транспортной инфраструктуры МТК «Север-Юг» в связи с западными санкциями, Азербайджан и Россия активно включились в создание необходимых объектов на территории Ирана. В результате, первый грузовой состав из России прибыл в иранскую Астару в феврале 2018 года. При этом с введением в строй участка железной дороги Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) с разгрузочно-погрузочным терминалом он был передан Азербайджану в аренду на 25 лет. Уже в первый год эксплуатации по этому отрезку МТК «Север-Юг» было перевезено около 300 тыс. тонн груза.

ABBASALIEV, I.S.

DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CASPIAN REGION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN-AZERBAIJANI PARTNERSHIP

Key words: Russian-Azerbaijani relations, international transport corridors, transport infrastructure, international integration, Caspian region, transit potential, transportation.

The ongoing Eurasian project of the North-South ITC, in the successful promotion of which Russian-Azerbaijani cooperation is of particular importance, has global significance. Due to natural conditions, the geopolitical space of the two countries plays an important role in promoting national interests. Taking into account the friendly relations between the two countries, the creation of this important Eurasian route has acquired a steady progressive character, which is facilitated by mutual interest in the integration of transport systems in order to increase the transit potential of the territories, a significant coincidence of the geopolitical interests of Russia and Azerbaijan, as well as a high potential in initiating regional cooperation. It was noted that, realizing the difficulties faced by the Iranian side in the formation of the transport infrastructure of the North-South ITC in connection with Western sanctions, Azerbaijan and Russia were actively involved in the creation of the necessary facilities on the territory of Iran. As a result, the first freight train from Russia arrived in Iranian Astara in February 2018. At the same time, with the commissioning of the Astara (Azerbaijan) - Astara (Iran) section of the railway with a loading and unloading terminal, it was leased to Azerbaijan for 25 years. Already in the first year of operation, about 300 thousand tons of cargo were transported along this segment of the North-South ITC.

Важнейшим направлением расширения двустороннего сотрудничества России и Азербайджана является сфера транспортных коммуникаций, что обусловлено рядом причин. Во-первых, имея в виду длительный исторический период нахождения в одном государстве, обе страны имеют значительные и укрепляющиеся связи по линии развития производственных и сбыто-снабженческих цепочек. Во-вторых, и Россия, и Азербайджан заинтересованы в развитии транзитного потенциала своих территорий, во многом зависящего от интеграции их транспортных коммуникаций. В-третьих, общая повестка развития транспортного сотрудничества двух стран включает в себя важную составляющую взаимодействия стран Каспийского региона. В-четвертых, Азербайджан занимает важное геополитическое положение с точки зрения продвижения

национальных интересов России и обеспечения региональной безопасности, при этом геополитическое положение обеих стран рассматривается как важный ресурс развития.

России, безусловно, важна позиция Азербайджана в выборе партнеров по развитию стратегических векторов как широтного направления транспортных коммуникаций «Восток-Запад», так и меридианного - «Север-Юг». Внешнеполитическая ориентация страны прямо связана с российскими национальными интересами. Каждый из указанных факторов, помимо практической целесообразности, обусловил участие Азербайджана в международном проекте МТК «Север-Юг», реализации которого Россией придается важное значение. В сентябре 2000 года в ходе II Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Россией, Индией и Ираном было подписано Соглашение о мультимодальном маршруте транспортировки пассажиров и грузов, протяженностью 7200 км от Санкт-Петербурга до порта Мумбай (Бомбей) для интеграции грузопотоков из Индии, Ирана, стран Персидского залива, через российскую территорию в Северную и Западную Европу [10].

К маю 2002 года все договаривающиеся стороны ратифицировали Соглашение, и было положено начало осуществления проекта. Предполагалось интегрировать намечаемые к реализации транспортные маршруты с международным транспортным коридором № 9 (Финляндия - Санкт-Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск), МТК № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург) и транспортной инфраструктурой Волго-Балтийской и Волго-Донской водных систем, портами Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала).

Вполне естественно, что в числе других стран - Белоруссии, Казахстана, Омана, Таджикистана, Армении, Сирии, Болгарии, Киргизии, Турции, Украины) - к соглашению присоединился и Азербайджан.

Учитывая обоюдную заинтересованность в скорейшем запуске МТК, Россия и Азербайджан на государственном уровне осуществили целый ряд мероприятий по адаптированию национальной транспортной инфраструктуры к реализации международного проекта. Значительная часть необходимых затрат и усилий пришлась на российскую сторону, на территорию которой приходится 33-53% от общей протяженности сухопутного маршрута коридора (Бусловская - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Кочетовка - Ртищево - Саратов -Волгоград - Астрахань - 2513 км). Еще одной задачей, которую предстояло решить России, стало расширение порта Оля до состояния, позволяющего осуществлять перевалку 8 млн. тонн грузов в год.

В мае 2004 г. в офисе ОАО «РЖД» (Москва) состоялась встреча делегаций железных дорог России, Ирана и Азербайджана, на которой обсуждались «принципы создания международного Консорциума по строительству и эксплуатации новой линии Казвин - Решт - Астара» [13]. В ходе встречи были обсуждены вопросы структуры будущего Консорциума. Совместные усилия были направлены на восстановление прерванного в 1990 году железнодорожного сообщения между Ираном и СССР, обеспечивавшего перевозки 3 млн. тонн груза в год. Предполагалось, что благодаря восстановлению железнодорожного сообщения по западному побережью Каспийского моря, по этому маршруту будет перемещаться, на первом этапе, 10 млн. тонн грузов в год, на втором - до 15 млн. тонн. Еще одна встреча с целью подготовки соглашения прошла в феврале 2005 года в Баку.

Соглашение о создании Международного консорциума по созданию железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара было подписано 2 мая 2005 года в Тегеране. Документ скрепили подписями руководители железных дорог Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран и Российской Федерации [5]. Подписанию Соглашения предшествовала работа трехсторонней группы экспертов, которая осуществила деятельность, связанную с адаптацией документа к национальному законодательству.

По мере имплементации проекта МТК «Север-Юг» расширялась его география. Осенью 2007 года Казахстан и Туркмения заявили о готовности к созданию маршрута по восточному побережью Каспия: Горган (ИРИ) - Этрек - Берекет (Туркменистан) - Узень (Казахстан). Его протяженность составила 677 км, из них по Казахстану - 137 км, Туркменистану - 470 км, Ирану - 70 км. К ноябрю 2011 г. казахстанский участок дороги был введен в эксплуатацию. В ходе реализации проекта МТК «Север-Юг» активизировались взаимные инвестиционные проекты

стран-участников. Так в 2010 году иранская корпорация «Хазар Си-Шиппинг Лайнз» приобрела контрольный пакет акций ОАО «Астраханский порт» и начала модернизацию его инфраструктуры [11].

В рамках подготовительной работы в 2012 г. в Москве состоялась очередная встреча руководителей железных дорог России, Ирана и Азербайджана. Итогом встречи стало подписание Меморандума о взаимопонимании, которым предусматривался согласованный порядок технико-экономических изысканий и финансирования железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара (Иран) - Астара (Азербайджан) [12].

Проблемы, связанные с совершенствованием транспортных перевозок по МТК «Север-Юг», обсуждались на второй встрече министров транспорта прикаспийских государств в Астрахани 8 августа 2014 г., на Международной конференции высокого уровня «О роли транспорта и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества и устойчивого развития в Ашхабаде в сентябре 2014 г., на четвертом Каспийском саммите в Астрахани 29 сентября 2014 года. В астраханском Коммюнике министров транспорта прикаспийских государств, положения которого обсуждались на конференции и Саммите, содержалось намерение сотрудничать в создании железнодорожного сообщения вокруг Каспийского моря, упрощения процедур, связанных с предоставлением транспортных услуг, обеспечении безопасности транспортного сообщения и внедрении инновационных технологий на транспорте [8].

В ходе IV Каспийского саммита (сентябрь 2014 г.) в г. Астрахани главы государств региона приняли совместное заявление, в котором констатировалось в качестве ближайшей перспективы соединение основных каспийских портов, что «повысит конкурентоспособность экономик прикаспийских стран» [6].

В конце 2015 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение «Об ускорении работ на отрезке Международного транспортного коридора «Север-Юг» на территории своей страны. В его вступительной речи на заседании Кабинета министров по итогам социально-экономического развития Азербайджана в 2017 году было констатировано, что азербайджанская сторона выполнила свои обязательства, в части создания участка коридора на территории АР: была построена железнодорожная ветка от Астары (Азербайджан) до иранской границы протяженностью 8,3 км и завершено строительство моста через реку Астара-чай. Параллельно, с участием Азербайджана, на площади 35 га на иранской территории был сооружен разгрузочный терминал. Уже в марте 2017 года состоялось открытие железной дороги Астара (Азербайджан) -Астара (Иран) и терминала [9].

Первый грузовой состав из России прибыл в иранскую Астару 8 февраля 2018 года [14]. После введения в строй участка железной дороги Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) с разгрузочно-погрузочным терминалом этот участок пути (учитывая азербайджанские инвестиции в 60 млн. долларов) был передан Азербайджану в аренду на 25 лет [2]. За первый год эксплуатации по этому отрезку МТК «Север-Юг» было перевезено около 300 тыс. тонн груза.

Исходя из понимания трудностей, с которыми столкнулась иранская сторона при формировании транспортной инфраструктуры МТК «Север-Юг», в связи с западными санкциями, Азербайджан и Россия активно включились в создание необходимых объектов на территории Ирана.

На трехсторонней встрече на высшем уровне в Баку президентов России, Азербайджана и Ирана в августе 2016 г. И. Алиев оценил МТК «транснациональным проектом стратегического значения», отметил важность «трехстороннего формата сотрудничества». Реализация проекта, по мнению азербайджанского президента, служит «обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе». Президент Ирана Х. Роухани заявил, что все страны, участвующие в переговорах, столкнулись «лицом к лицу с рядом угроз в политической, экономической, культурной, социальной, технологической областях». При этом сотрудничество, в том числе в создании МТК «Север-Юг» будет способствовать преодолению препятствий на пути развития стран-участниц проекта. В этом же логическом посыле выступил В.В. Путин, констатировавший «готовность» Москвы, Баку и Тегерана «координировать подходы по широкому кругу региональных и глобальных вопросов», а также стремление этих стран «и далее наращивать многоплановое практическое сотрудничество в торгово-экономической сфере». Он также остановился на

необходимости «выстраивать более тесное взаимодействие». Как следствие, 9 августа 2016 г. главы трех государств подписали Декларацию, которая стала важным документом, выражающим консолидированную позицию стран подписантов.

В свою очередь, азербайджанская сторона согласилась выделить кредиты Ирану на строительство участка железной дороги Астара (Иран) - Решт. Во время визита Президента ИРИ в Баку в октябре 2017 года было подписано соглашение о выделении на эти цели 500 млн. долларов [1]. В ноябре 2020 года посол Ирана в Москве заявил о том, что завершение строительства участка железной дороги Астара-Решт является «экономическим императивом» его страны [4].

Церемония открытия железнодорожного сообщения Казвин-Решт (205 км), в ходе строительства которого было построено 53 туннеля протяженностью 22 км, самый протяженный в Иране мост (1430 метров), состоялась 6 марта 2019 года. В торжественном мероприятии приняли участие Президент ИРИ Хасан Роухани, представители Ирака, Пакистана, Афганистана, Армении, Индии, Украины, Беларуси, России, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Казахстана, Киргизии и Сирии. Такое широкое представительство делегаций свидетельствовало о практическом потенциале МТК «Север-Юг» в развитии региональной интеграции.

Сложности в строительстве иранского участка МТК «Север-Юг» и западные санкции обусловили необходимость диверсификации его транспортных маршрутов. С 2018 года начались переговоры России с Индией о строительстве транспортного пути через территорию Туркмении. Эта тема обсуждалась во время встречи Президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Нарендры Моди в г. Дели 4-5 октября 2018 года [16].

Проект соединения транспортным коридором территории России с Индией стал возможен благодаря реализации совместных планов Индии, Ирана и Афганистана по созданию сообщения через иранский порт Чабахар.

Торжественная церемония открытия транспортного коридора Афганистан-Иран-Индия состоялась 24 февраля 2019 года в Кабуле. В мероприятии приняли участие президент Афганистана Ашраф Гани, послы Индии и Ирана. В ходе проведения церемонии в Индию было отправлено 570 тонн грузов (200 тонн зерна и 370 тонн талька).

Свою лепту в развитие МТК «Север-Юг» вносят другие страны-участницы. В связи с ограничением грузопотока через территорию Туркменистана ввиду пандемии Соу1ё-19, в Казахстане активно разрабатываются транзитные направления прямого морского сообщения с Ираном. Рассматривается возможность паромного сообщения Актау (Казахстан) - Каспиан (Иран)

[7].

Меры по дальнейшему развитию транзитного потока через порт Чабахар предпринимают Индия и Иран. В марте 2021 года в порт Шахид-Бехешти в Чабахаре прибыл второй комплект груза из Индии, включающий 100-тонный береговой кран (стоимостью 7,5 млн. долларов США). Министр иностранных дел Индии Субраманиям Джайншанкар, выступая на «Дне Чабахара», в рамках Морского саммита Индии, проходившего в режиме видеоконференции 2-4 марта 2021 г., заявил о том, что Индия предложила включить порт Чабахар в состав МТК «Север-Юг». Также глава внешнеполитического ведомства Индии отметил, что его страна приветствует «заинтересованность Узбекистана и Афганистана в присоединении к многостороннему коридорному проекту. Создание Восточного коридора МТК через Афганистан максимально увеличит его потенциал» [15].

Уже на первом этапе реализации МТК «Север-Юг», в полной мере, проявился конструктивный потенциал этого маршрута. В создание коридора включились, помимо подписантов учредительного соглашения (Индии, Ирана и России), Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Оман, Таджикистан, Армения, Сирия, Болгария, Кыргызстан, Турция и Украина, что позволило, в дальнейшем, значительно диверсифицировать направления транспортной инфраструктуры, первоначально планировавшийся маршрут дополняя ответвлениями. В конечном итоге, создание МТК «Север-Юг» приобрело характер региональной системы коммуникаций.

Важно отметить, что функционирование МТК «Север-Юг» и его ответвлений, уже в настоящее время, продуцирует трансрегиональный вектор сотрудничества. Наращивается потенциал «сопряжения» транспортной инфраструктуры Прикаспийского региона и китайской

инициативы «Один пояс - один путь», с инфраструктурными направлениями, обеспечивающими транспортное сообщение стран Северной Африки и т.д.

Безусловно, активная поддержка проекта МТК «Север-Юг» странами региона основывается, во-первых, на их историко-культурной общности и, во-вторых, на основе багажа сложившихся политических, культурных и экономических связей, в-третьих, на взаимосвязанности национальных интересов, обусловленных стремлением к стабильности и безопасности в регионе. Продвижению в транспортном сотрудничестве способствовал международный диалог о правовом статусе Каспийского моря, итогом которого стало подписание «Конценции». Завершенность формирования правового режима внутреннего моря позволила, во-первых, предотвратить риски, связанные с вмешательством внешних сил в дела региона, во-вторых, снять спорные и нерешенные проблемы в отношениях между прикаспийскими странами и, в-третьих, значительно активизировать дальнейшее сотрудничество, в том числе в транспортной сфере.

Сотрудничество стран Прикаспийского региона, в том числе в организации евразийских транспортных коридоров, испытывает деструктивное влияние внешних сил, значительно осложняющее консолидацию стран региона. Вместе с тем, интеграция в сфере транспортных коммуникаций является важнейшим механизмом преодоления нестабильности и достижения устойчивого режима международной безопасности.

Литература и источники

1. Азербайджан и Иран договорились о финансировании строительства железной дороги Решт-Астара // https://www.trend.az/ business/economy/2813526.html (дата обращения: 20.06.2021 г.).

2. Азербайджан инвестирует $ 60 млн. в железнодорожную станцию в Иране /ИА REGNUM. // https://regnum.ru/news/2395750.html (дата обращения: 17.07.2021 г.).

3. Азербайджан увеличит пропускную способность грузового терминала в Астаре / Trend // https://www.trend.az/business/economy/3028665.html (дата обращения: 17.07.2021 г.).

4. В Иране открылась железная дорога Казвин-Решт // http://casp-geo.ru/v-irane-otkrylas-zheleznaya-doroga-kazvun-resht/ (дата обращения: 12.07.2021 г.).

5. В Тегеране подписано Соглашение о создании Международного Консорциума по строительству железнодорожной линии Казвин-Решт-Астара // https://www.finam.ru/analysis/newsitem12F5A/ (дата обращения: 11.06.2021 г.).

6. Заявления глав государств-участников IV Каспийского саммита для прессы / Официальный сайт Президента России // //https://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46689 (дата обращения: 15.07.2021 г.).

7. Казахстан расширяет возможности коридора «Север-Юг» // http://casp-geo.ru/kazahstan-rasshiryaet-vozmozhnosti-koridora-sever-yug/ (дата обращения: 5.08.2021 г.).

8. Коммюнике Второй встречи министров транспорта прикаспийских государств (г. Астрахань. 8 августа 2014 г.) // https://minprom.astrob.ru/mptpr.astrobl.ru/kommyunike_08.08.dock. (дата обращения: 15.07.2021 г.).

9. Международный транспортный коридор «Север-Юг» // Азербайджанские железные дороги // https://ady.az/ru/read/index/5/43 (дата обращения: 13.07.2021 г.).

10. Международный транспортный коридор «Север-Юг»// Министерство иностранных дел Российской Федерации // www.mid.ru (дата обращения: 15.08.2021 г.).

11. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: история и перспективы // http://cosp-geo.ru/mezhdunarodnyi-transportnyi-koridor-sever-yug-istiriya-i-perspektivy (дата обращения: 16.06.2021 г.).

12. МИД России. Международный транспортный коридор «Север-Юг» // https://www.mid.ru/foreign_policy/ economic_diplomacy/ism_communication/-/asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/2510952 (дата обращения: 5.07.2021 г.).

13. Принципы создания международного консорциума по строительству и эксплуатации новой линии Казвин-Решт-Астара будут определены на встрече глав железнодорожных ведомств России, Ирана и Азербайджана // https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?accessible=true&in=10774 (дата обращения: 16.06.2021 г.).

14. Тестовый поезд пущен из Азербайджана в Иран по железной дороге / ТАСС // http://tass.ru/ekonomika/4942072 (дата обращения: 14.07.2021 г.)

15. Maritime India Summit 2021 // www.maritimeindiasummit.in (дата обращения: 7.05.2021 г.).

16. The Economic Times: Россия обсудит с Индией проект транспортного коридора через Туркменистан, информационное агентство МЕДИА-ТУРКМЕН-28.09.2018 г. // http://orient.tm/ru/2018/09/28/16183.html (дата обращения: 17.06.2021 г.).

References and Sources

1. Azerbajdzhan i Iran dogovorilis' o finansirovanii stroitel'stva zheleznoj dorogi Resht-Astara // https://www.trend.az/business/economy/2813526.html (data obrashcheniya: 20.06.2021 g.).

2. Azerbajdzhan investiruet $ 60 mln. v zheleznodorozhnuyu stanciyu v Irane /IA REGNUM. // https://regnum.ru/news/2395750.html (data obrashcheniya: 17.07.2021 g.).

3. Azerbajdzhan uvelichit propusknuyu sposobnost' gruzovogo terminala v Astare / Trend // https://www.trend.az/business/economy/3028665.html (data obrashcheniya: 17.07.2021 g.).

4. V Irane otkrylas' zheleznaya doroga Kazvin-Resht // http://casp-geo.ru/v-irane-otkrylas-zheleznaya-doroga-kazvun-resht/ (data obrashcheniya: 12.07.2021 g.).

5. V Tegerane podpisano Soglashenie o sozdanii Mezhdunarodnogo Konsorciuma po stroitel'stvu zheleznodorozhnoj linii Kazvin-Resht-Astara // https://www.finam.ru/analysis/newsitem12F5A/ (data obrashcheniya: 11.06.2021 g.).

6. Zayavleniya glav gosudarstv-uchastnikov IV Kaspijskogo sammita dlya pressy / Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii // //https://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46689 (data obrashcheniya: 15.07.2021 g.).

7. Kazahstan rasshiryaet vozmozhnosti koridora «Sever-YUg» // http://casp-geo.ru/kazahstan-rasshiryaet-vozmozhnosti-koridora-sever-yug/ (data obrashcheniya: 5.08.2021 g.).

8. Kommyunike Vtoroj vstrechi ministrov transporta prikaspijskih gosudarstv (g. Astrahan'. 8 avgusta 2014 g.) // https://minprom.astrob.ru/mptpr.astrobl.ru/kommyunike_08.08.dock. (data obrashcheniya: 15.07.2021 g.).

9. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-YUg» // Azerbajdzhanskie zheleznye dorogi // https://ady.az/ru/read/index/5/43 (data obrashcheniya: 13.07.2021 g.).

10. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-Yug»// Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii // www.mid.ru (data obrashcheniya: 15.08.2021 g.).

11. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-Yug»: istoriya i perspektivy // http://cosp-geo.ru/mezhdunarodnyi-transportnyi-koridor-sever-yug-istiriya-i-perspektivy (data obrashcheniya: 16.06.2021 g.).

12. MID Rossii. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-YUg» // https://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/-/asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/2510952 (data obrashcheniya: 5.07.2021 g.).

13. Principy sozdaniya mezhdunarodnogo konsorciuma po stroitel'stvu i ekspluatacii novoj linii Kazvin-Resht-Astara budut opredeleny na vstreche glav zheleznodorozhnyh vedomstv Rossii, Irana i Azerbajdzhana // https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?accessible=true&in=10774 (data obrashcheniya: 16.06.2021 g.).

14. Testovyj poezd pushchen iz Azerbajdzhana v Iran po zheleznoj doroge / TASS // http://tass.ru/ekonomika/4942072 (data obrashcheniya: 14.07.2021

g.)

15. Maritime India Summit 2021 // www.maritimeindiasummit.in (data obrashcheniya: 7.05.2021 g.).

16. The Economic Times: Rossiya obsudit s Indiej proekt transportnogo koridora cherez Turkmenistan, informacionnoe agentstvo MEDIA-TURKMEN-28.09.2018 g. // http://orient.tm/ru/2018/09/28/16183.html (data obrashcheniya: 17.06.2021 g.).

АББАСАЛИЕВ ИЛЬКИН САХИБ ОГЛЫ - аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ (ilkin.abbasaliyev@yahoo.com).

ABBASALIEV ILKIN SAHIB OGLU - Postgraduate student, Diplomatic Academy Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (ilkin.abbasaliyev@yahoo.com).

УДК 9(51):355.47«2001/2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-93-99

ШУКУРОВ Ш.З. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ВОЕННОГО КУРСА США И НАТО НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА

(2001-2021 гг.)

Ключевые слова: Центрально-азиатский регион (ЦАР), Афганистан, Соединенные Штаты Америки, Россия, Китай, Североатлантический Альянс (НАТО), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, региональная безопасность.

В статье рассматривается военная политика Соединенных Штатов и их партнеров по НАТО в центрально-азиатском регионе в период проведения операции «Несокрушимая свобода» (2001-2021 гг.) в Афганистане и степень ее влияния на безопасность государств Центральной Азии. Особое внимание уделяется выявлению подходов США к «демократизации» региона. Анализируются потенциальные угрозы, связанные с дестабилизацией ситуации в Афганистане и затрагивающие суверенитет и интересы стран Центральной Азии и Российской Федерации. Автор показал, что соперничество между Россией и Китаем, с одной стороны, и США - с другой, вело к тому, что меры по поддержанию безопасности в Центральной Азии понималось ими по-разному. Россия и Китай были озабочены, во-первых, многолетним присутствием вблизи своих границ контингентов США и НАТО, а во-вторых, действиями подпольных террористических организаций и групп. Для Североатлантического альянса безопасность государств региона имела второстепенное значение. Первостепенным же являлось стремление США продемонстрировать Китаю, Ирану и России свое мировое лидерство.

SHUKUROV, Sh.Z.

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE MILITARY COURSE OF THE USA AND NATO FOR THE SECURITY OF THE STATES OF THE CENTRAL ASIAN REGION (2001-2021)

Key words: Central Asian Region (CAR), Afghanistan, United States of America (USA), Russia, China, North Atlantic Alliance (NATO), Collective Security Treaty Organization (CSTO), Shanghai Cooperation Organization (SCO), terrorism, religious extremism, drug trafficking, regional security.

The scientific article considers the military policy of the United States and its NATO partners in the Central Asian region during Operation Enduring Freedom (2001-2021) in Afghanistan and the degree of its impact on the security of the Central Asian states. Special attention is paid to the identification of US approaches to the "democratization" of the region. The potential threats associated with the destabilization of the situation in Afghanistan and affecting the sovereignty and interests of the Central Asian countries and the Russian Federation are analyzed. The author showed that the rivalry between Russia and China, on the one hand, and the United States, on the other, led to the fact that they understood the measures to maintain security in Central Asia in different ways. Russia and China were concerned, firstly, by the long-term presence of US and NATO contingents near their borders, and secondly, by the activities of underground terrorist organizations and groups. For the North Atlantic Alliance, the security of the states of the region was of secondary importance. Paramount, however, was the desire of the United States to demonstrate its world leadership to China, Iran and Russia.

Конец ХХ в. был ознаменован геополитическими изменениями исторического масштаба. С прекращением существования мировой социалистической системы во главе с СССР правительство США приступило к реализации концепции однополярного мира [1]. К примеру, в докладе по оборонному планированию США в марте 1992 г. говорилось: «Наша главная цель -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.