Научная статья на тему 'Развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса'

Развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / PERSON / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE WORLD OF THE INDIVIDUAL / PERSONAL GROWTH / PERSONAL TRANSFORMATION / TRANSKOMMUNIKATIVE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Замарёхина И. В.

Рассматривается возможность развития транскоммуникативного потенциала посредством группового взаимодействия. Обсуждаются методологические подходы к исследованию коммуникативного мира личности. Показана динамика транскоммуникативных состояний в структуре личности при проживании ситуации социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article possibility of development of transcommunicative potential on means of group interaction is considered. Methodological approaches to research of the communicative world of the person are discussed. Dynamics of transcommunicative state in structure of the person is shown at residing of a situation of socially-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «Развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

И.В. Замарёхина (Чита)

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2006-2010 гг.» Г/К Ms 590.

Аннотация. Рассматривается возможность развития транскоммуникативного потенциала посредством группового взаимодействия. Обсуждаются методологические подходы к исследованию коммуникативного мира личности. Показана динамика транскоммуникативных состояний в структуре личности при проживании ситуации социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: личность; коммуникация; коммуникативный мир личности; личностный рост; трансформация личности; транскоммуникативный потенциал личности.

Транскоммуникативный потенциал личности в концепции транскоммуникации В.И. Кабрина определяется как сущность потенциала личностного роста, самоактуализации и самореализации личности. Эти факторы являются чрезвычайно важными в процессе становления жизненного пути человека в целом.

В контексте этого нами была определена возможность развития транскоммуникативного потенциала личности на примере студентов первого курса. Предметом изучения на данном этапе стало исследование особенностей коммуникативного мира личности студентов первого курса, проживающих ситуацию социально-психологической адаптации к новым транскоммуникативным, средовым условиям. Средством изучения стал «Метод моделирования коммуникативного мира личности» (ММКМ) В.И. Кабрина, с помощью которого мы выявили закономерные особенности, характеризующиеся особым коммуникативным состоянием - коммуникативным стрессом [1].

В результате контент-анализа нами были сформулированы основные проблемы, характеризующиеся проживанием стресс-коммуникативных состояний студентов первого курса:

1. Проблема адаптации к новому учебному заведению (вузу) и процессу учебы.

2. Проблема адаптации в новой учебной группе.

3. Проблема адаптации к общежитию и проживанию в новых бытовых условиях.

4. Проблемы общения с юношами, новые знакомства и т.д.

5. Проблемы, связанные с личной коммуникабельностью в процессе взаимодействия с новыми, не знакомыми людьми - как преподавателями, представителями административных структур, так и другими абитуриентами.

6. Проблемы, связанные с переживанием стресса по поводу оторванности от дома, семьи, привычной коммуникативной среды.

Таким образом, становится очевидным, что студенты первого курса переживают некий коммуникативный вакуум, на фоне которого и формируются коммуникативные стресс-состояния. Это проявляется в неспособ-

ности адаптироваться к изменившейся социально-психологической реальности. Формируются различные формы психической ригидности, происходит смещение уровня субъективного контроля с позиции балансирования между интернальностью и экстернальностью в пользу последнего, что может проявляться в конформном, уступчивом поведении, а это в свою очередь может являться причиной формирования девиантного, ад-диктивного, делинквентного поведения.

Далее, решая задачу трансформации (преобразования) стресс-коммуникативных состояний студентов, мы обратились к групповой форме проработки жизненных проблем (обозначенных нами выше студентов), используя при этом базовые терапевтические принципы и механизмы. Современные методологические подходы подчеркивают актуальность и эффективность использования групповых форм, применяемых в психологической практике. Основным инструментом психологического воздействия здесь выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы ее участников за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.

Мы полагаем, что в групповой работе более эффективно задействуется и раскрывается транскоммуникативный потенциал личности, а также оптимизируются базовые коммуникативные координаты, отвечающие за личностный рост. Уникальность такой формы работы заключается в том, что человек, который переживает транскоммуникативный кризис, находясь в динамике стресс-коммуникативных состояний, стремится уйти в себя, закрыться, эмоционально изолировать себя от внешней реальности. Поэтому новые формы транскоммуникативных состояний, переживаемые личностью в процессе групповой работы, способствуют расширению круга связей с внешним миром и приводят к позитивным изменениям на личностном уровне.

Для обеспечения процесса трансформации коммуникативного мира личности студентов первого курса мы взяли за основу модель группы само- и взаимопомощи и назвали ее группой «жизненного опыта». Эффективность работы данного вида групп подтверждается мировой практикой в сфере оказания психологической помощи.

84

Генетическая психология (психология развития)

Данная форма групповой работы ориентирована на людей, которых объединяет общий симптом, опыт переживания похожих жизненных событий или проблемных ситуаций. Группы само- и взаимопомощи являются достаточно распространенным методом в организации психологической помощи людям, переживающим разного рода психологические трудности, в том числе проблемы, связанные с адаптацией.

Ряд исследователей (Пяткова О.А., 2007; Лебидинс-кая С.В., 2009 и др.) показывают, что существует положительная динамика в трансформации транскоммуникативных состояний личности посредством проведения групповых форм работы в виде разного рода тренингов. В данных работах говорится, что в процессе группового тренинга вследствие развития транскоммуникативного потенциала личности происходит и развитие процессов самоактуализации и самореализации, а также личностного роста [2, 3].

Группа «жизненного опыта» - это система групповой само- и взаимопомощи студентам первого курса, базирующаяся на принципах группового психотерапевтического процесса. В основе этой группы находится коммуникация, во время которой в группе снимаются защиты, субъект, видя себе подобных и не чувствуя осуждения со стороны других членов группы, не стремится выглядеть лучше чем есть на самом деле. Вследствие этого происходит значительное снижение защит, стремление к самораскрытию, чему сопутствуют особые эффекты катарсиса и инсайта.

В процессе работы в группе «жизненного опыта» происходит изменение отношения к собственным проблемам и трудностям. Идентификация с членами группы позволяет расширить собственную картину мира. Расширяются поведенческие паттерны, которые могут быть полезны в реальной жизни.

Непосредственной целью группы «жизненного опыта» является развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса.

Участниками групповой работы стали 20 студентов педагогического профиля, обучающихся по очной форме на первом курсе в Забайкальском государственном

гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского. Все студенты данной группы - девушки в возрасте 17-18 лет.

С помощью «Метода моделирования коммуникативного мира» мы выявили количественные и качественные показатели коммуникативного стресса, коммуникативного транса, стресс-трансформации, транс-стрессформации по отношению к партнерам по общению и темам, наполняющим жизнь личности. Динамика изменений и выявления значимых различий определялась нами с помощью критерия Вилкоксона. Для получения достоверных результатов эффективности проделанной работы нами была использована контрольная группа.

Анализ динамики транскоммуникативных состояний студентов первого курса в процессе групповой работы позволил выделить следующие тенденции и выводы:

1. До проведения групповой работы у участников группы наиболее выраженными в сфере проблем были негативные переживания. Негативные переживания больше выражены по интересам, чем по партнерам. После проведения групповой работы наиболее выраженными стали позитивные переживания. Средние значения, демонстрирующие изменения позитивных переживаний в сфере интересов, многократно превышают средние значения изменений негативных переживаний в сфере интересов.

2. До проведения групповой работы у участников группы «жизненного опыта» наиболее выраженным было состояние коммуникативного стресса. Коммуникативный стресс по интересам больше выражен, чем по партнерам. После проведения групповой работы в коммуникативных мирах участников группы преобладало состояние коммуникативного транса. Средние значения стресс-трансформации значительно превышают средние значения транс-стресс-формации.

3. До проведения групповой работы у участников группы «жизненного опыта» среди факторов транскоммуникативного потенциала преобладал показатель центрации. После проведения групповой работы детерминирующим фактором, определяющим транскоммуникативный потенциал личности, стал показатель открытости.

Литература

1. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005.

348 с.

2. Лебединская С.В. Тренинг метафоричности как условие самореализации личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2009. 22 с.

3. Пяткова О.А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге: Автореф. дис. ... канд. пси-

хол. наук. Томск, 2007. 22 с.

DEVELOPMENT OF TRANSCOMMUNICATIVE POTENTIAL OF THE PERSON OF FIRST-YEAR STUDENTS Zamarehina I.V. (Chita)

Summary. In article possibility of development of transcommunicative potential on means of group interaction is considered. Methodological approaches to research of the communicative world of the person are discussed. Dynamics of transcommunicative state in structure of the person is shown at residing of a situation of socially-psychological adaptation.

Key words: person; communication, communicative world of the individual; personal growth; personal transformation; transkommunikative potential of the individual.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.