Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
УДК 94(575.1) https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/45
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕМЕСЕЛ В БЕКСТВАХ ВОСТОЧНОЙ БУХАРЫ
©Турсунов Н. Н., канд. ист. наук, Термезский государственный университет,
г. Термез, Узбекистан ©Алламуратов Ш. А., Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан, [email protected]
DEVELOPMENT OF TRADE RELATIONS AND CRAFTS IN THE EASTERN BUKHARA PRINCIPALITIES
©Tursunov N., Ph.D., Termez State University, Termez, Uzbekistan
©Allamuratov Sh., Termez State University, Termez, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье описывается экономическое положение Бухарского эмирата, хозяйственная деятельность населения бекств Восточной Бухары, торговые отношения. В частности, приводятся сведения о развитии торговых отношений через водные пути, производстве ремесленных изделий и аспектах ремесел, связанных с экономической, естественно-географической средой. В статье анализируется расширение торговых отношений, которое привело к развитию ремесел.
Abstract. The article describes the economic situation of the Bukhara Emirate, the economic activity of the population of the principalities (provinces) of Eastern Bukhara, trade relations, especially the development of trade relations through waterways, the production of handicrafts and aspects of crafts related to the economic, natural-geographical environment. The article analyzes the expansion of trade relations that led to the development of crafts.
Ключевые слова: Бухарский эмират, торговые отношения, водные пути, товарно-денежные отношения, ремесла, кустарные товарищества.
Keywords: Bukhara Emirate, trade relations, waterways, commodity-money relations, crafts, handicraft partnerships.
Известно, что Бухарский эмират (1753-1920) был основан на монархической системе правления, а главой государства считался эмир. Бекствами (области) правили беки и они подчинялись эмиру. Бекства были разделены на амлаки (районы), а в состав амлаков входили несколько деревень. Жителями амлаков управляли амлакдары, назначаемые беком. А в деревнях им руководили аксакалы (старейшины) [1, с. 31]. В результате различных политических и экономических процессов, происходивших в Бухарском эмирате, иногда происходили изменения в административной структуре.
Население Бухарского эмирата обращало внимание на развитие торговли и торговало с соседними странами, такими как Кокандское и Хивинское ханства, Афганистан, Иран, Индия и Российская Империя [2, с. 171-176]. В Восточной Бухаре были 9 бекств, в вних проживали 470 000 человек [3, с. 9].
Одной из проблем, которая мучила этих бекств, была плохая не налаженное транспортное сообщение. Конечно, были сухопутные и водные пути, ведущие из бекств
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
Восточной Бухары к центру. Но эти дороги были проблемой как для эмирата, так и для царского правительства. Города Байсун, Дарбанд, Шерабад и Термез играли важную роль в торговых отношениях Сурханского оазиса с бекствами Западной Бухары. Самым удобным маршрутом в торговых отношениях соседних бекств Сурханского оазиса, бекств Западной Бухары, с Афганистаном и Индией считались дороги проходящие, через хребты Гиссарских гор. Важную роль сыграли четыре дороги, проходящие через Гиссарские хребты [4].
Водные пути сыграли важную роль в соединении территорий восточных бекств Бухары с западными территориями. Лодки перевозили по реке в основном сельскохозяйственные продукты, такие как зерно и хлопок [5, с. 247]. При благоприятных погодных условиях лодка, груженная от Сарая до Термеза (210 верст), плыла по течению за три дня, вверх против течению обычно за 12 дней, без груза за 8 дней [6, с. 90].
Российская империя стремилась по возможности пользоватся водными путями. Во-первых, грабежей на водных путях было меньше, чем на сухопутных. Во-вторых, транспортировка грузов по воде была относительно недорогой. Повыше указанным причинам Российская Империя уделяла водным путям серьезное внимание в первые годы после завоевания Средней Азии [7, с. 331].
Открытие Амударьинской флотилии имело важное значение и для Бухарского эмирата, и для Российского государства. Взаимное сближение бекств сыграло важную роль в развитии экономических отношений между ними. Флотилия создавала возможность царской России быстрее вывозить сырье из эмирата, больше продавать отечественные продукты, также полностью овладевать рынками Бухары [8, с. 70].
В этот период продажа изделий ручной работы в бекствах Восточной Бухары выполнялась ремесленниками, маклерами и торговцами на местных рынках. На городских рынках выделялись специальные раста для мастеров ремесленников, кустарей, ювелиров, кузнецов. Также ремесленники продавали изделия ручной работы в своих мастерских. Торговцы, которые имели письменное разрешение представителя правительства России в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве, могли открывать магазины на местных рынках [9]. Им давали разрешение, в котором имелись сведения об открытии магазина и о планировании продаважи в нем каких товаров. Товарообмен продукции проводился за наличный расчет или путем бартера определенного количества товаров.
Такие города, как Бухара, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Денау являлись основными центрами ремесел. Созданные местными ремеслинниками различные продукции для удовлетворения потребностей повседневной жизни, сырья, художественные изделия ручной работы, изготовленные квалифицированными мастерами и товары произведенные жителями близлежащих сел, обменивались в соседних государствах.
Представители этой отрасли производили не только текстиль, медь, керамику, ювелирные изделия, шелк и шелковые ткани и многие другие изделия кустарного промысла, доводя свои продукции до степени произведений искусства, они удовлетворяли спрос населения на изделия ручной работы и вывозили их и на внешние рынки [10, с. 174].
О городских рынках рассказал венгерский путешественных, посетивший Бухарский эмират в XIX веке А.Вамбери: «... в глазах чужестранцев рынки с разнообразием в нем народов, одежды и обычаев создает завораживающую, ослепляющую глаз картину» [11, с. 36]. По мнению исследователя А. Г. Азамовой, рынки позднесредневековых городов специализировались на продаже определенных видов товаров [12, с. 40].
По словам Б. Х. Кармишевой, в ХХ веке в селах Сина и Вахшивор бекства Денау, Газарак и Хуфор Гиссарского бекства, Пассурхи Байсунского бекства выращивали более 20
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
сортов винограда. Местное население, проживающее в этих деревнях, с полуоседлыми узбеками животноводами и на ближайших рынках, обменивали виноград и пшеницу на такие продукты, как шерсть, мясо и сушеный сыр [13, с. 119].
В восточной Бухаре были деревни с отдельными сортами фруктов, которые даже вывозили на крупные рынки в далекие города. Например, дашнабадский гранат был посажен на больших площадях [13, с. 121].
В городах были организованы сообщество ремесленников, такие сообщество существовали в десятках гузарах Самарканда, Бухары, Шахрисабза, Китаба и Карши [14, с. 116]. В таких гузарах в основном жили отдельные ремесленники, занимавшиеся тем или иным видом ремесел, а их мастерские располагались во дворах, где они жили [15, с. 172].
Кроме того, существовали сообщество ремесленников с отдельным магазином и мастерской на рынке или рядом с прилавками. Значит, в развитии торговли наблюдается специализация сообщества ремесленников и нахождение городов ближе к торговым точкам. Иногда производств продукции ремесел зависело также от естественно-географических и политических процессов. Ремесленное дело получил широкое распространение в основном в крупных городах, а также в крупных деревнях. Во всех отраслях ремесла имели собственные профессиональные сообщества, которые возглавляли аксакалы и контролировался весь производственный процесс. Вербовка подмастерьев, учеников-подручников была редким явлением, и секреты ремесла, в основном, передавался от отца к сыну.
Из-за большого количества горных районов в восточных бекствах Бухары и в результате требования в защите бекств возрасла потребность в производстве оружия. В результате в оружейных мастерских производились мечи, копья, щиты, ножи, различного вида большие и маленкие оружия и мелкие предметы. Использовались имеющиеся железные и угольные руды в Юрчинском, Байсунском, Шерабадском бекствах. В Байсунском бекстве имелось 25 рудоплавильных печей, в которых работали 50 человек [16, с. 56]. Простые кузнечные орудия труда изготовляли тяжелым трудом, а ввоз качественных оружейных и кузнечных изделий, гвоздей, иглы, начали вытеснять изделия местных мастеров [17, с. 62].
Особенно с 80-х годов XIX века - начала XX века, в результате строительства железных дорог в Туркестане, то есть на территориях среднеазиатских ханств, открылся широкий доступ на местные рынки для российских товаров. Многие местные ремесленные мастерские оказались в сложной экономической ситуации.
В то время как оседлое население, то есть чигатайцы, такчы (горцы) занимались различными отраслями ремесла, такими как: кузнечное дело, столярное дело, текстиль, шитье, гончарное дело, мельничное дело, маслобойное ремесло, ткачество, вышивка, вышивание тюбетеек, изготовление обуви, выделка кожи, а полуоседлое население кунгираты, джузы, мангиты, сарайцы в основном занималось ковроделием и подготовкой необходимого инвентаря для юрты [17, с. 61-62].
Оседлое население города с полуоседлыми людьми, живущими в пригородах, проводили товарообмен, наряду с большим количеством изделий кустарного промысла, животными как овцы, козы, крупный рогатый скот, а также необходимым сырьем для текстильной и кожевенной промышленности - шерстью, кожей и различными продукциями ковроделия. Кроме того, сельское население, которые занимались земледелием, обменивали выращенные различные бахчевые продукты, и овощи, в виде товара, на изделия кустарного промысла [18].
Города Бухарского эмирата отличались производством продукции отдельных изделий ремесла. Например, гончарное дело было развито в Шерабаде, потому что Шерабадская
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
глина лучше подходила для гончарного дела. Тандыры, хумы и кувшины шерабадских гончаров славились своей прочностью и изяществом [19, с. 315].
Своеобразное место в обработке изделий из железа и кожи занимал город Байсун, а в производстве ювелирных изделий — город Денау. Судны и лодки разных размеров строились местными - судостроителями в Чарджоу, Бурдалике, Наразиме, Керки, Келифе, Шерабаде, Кабадиане, Каршинском бекствах Эмирата [20, с. 424].
Особое место во внешнеторговых отношениях занимали караван-сараи. В этих караван-сараях были чайханы, общежития, здания для лошадей и верблюдов, отдельные склады для хранения грузов, а также постройки для кормов [21].
Хотя изделия, произведенные местными ремесленниками в ханствах Средней Азии, обеспечивали потребности внутреннего и внешних рынков, но условия жизни мастеров были в тяжелом положении. Причиной этого было отсутствие финансовой и практической поддержки для развития ремесел в эмирате.
Выводы. Словом, в конце XIX и начале XX веков рост населения в городах, укрепление товарно-денежных отношений, привели к развитию торговли. Укрепление торговых связей Бухарского эмирата, в частности, Восточных бекств с Российской империей и другими зарубежными странами, повлияло на производство местных ремесленных изделий и стимулировало интеграцию бекств в мировой рынок.
Растущий спрос населения на изделия кустарного промысла привел в гегионах к специализации в различных отрраслаях. В Восточной Бухаре в конце XIX и начале XX веков продукции местных ремесленных объединений, хотя и былы произведены простым способом могли выдержать, конкуренцию по крайней мере частично, готовый промышленным продукциям, импортируемых из России. Ремесленные объединения, существующие в регионе, имели свои обычаи и обряды, которые с формировались веками.
Список литературы:
1. Турсунов Н. Н. Трансформационные процессы в материальной культуре населения Южного Узбекистана. Ташкент, 2019.
2. Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843.
3. Искандаров Б. И. Из истории Бухарского эмирата (Восточная Бухара и Западный Памир в конце XIX века.). М., 1958.
4. Кабулов Э. А. Место долины Сурхан в торговых сношениях России с восточными странами // Universum: общественные науки. 2015. №1-2. С. 1-1.
5. Allamuratov Sh. A. The role of the Amudarya waterway and the Surkhan oasis crossings in trade relations of the Emirate of Bukhara // Electronic journal of Actual problems of modern science, education and training. October, 2020. P. 241-251.
6. Бенцелевич Н. А. Водные пути Туркестана. СПб., 1914.
7. Кабулов Э. А. Хозяйство Сурханского оазиса. Ташкент, 2012.
8. Allamuratov Sh. A. The role of the Amudarya fleet in the economic life of the Emirate of Bukhara at the end of the 19th century-the beginning of the 20th century // Утмишга назар журнали. 2019. Т. 21. №2. P. 65-71. http://dx.doi.org/10.26739/2181-9599-2019-21-10
9. Национальный архив Узбекистана, Ф. И-3, Оп.. 1. Д. 557. С. 3, 8, 15, 18, 21.
10. Обломуродов Н., Хазраткулов А., Толипов Ф., Турсунов Н. История Узбекистана. Ташкент, 2011.
11. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. СПб., 1865.
12. Азамова Г. А. Позднее средневековье: ремесла и торговля в городах Средней Азии. Ташкент, 2000.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
13. Кармышева Б. Х. О торговле в Восточных бекствах Бухарского ханства в начале ХХ в. в связи с хозяйственной специализацией (по этнографическом данным) // Товарно-денежные отношения на ближнем и среднем Востоке в эпоху средневековья. М.: Наука, 1979. C. 114-133.
14. Сухарева О. А. К истории городов Бухарского ханства (Историко - этнографические очерки). Ташкент, 1960.
15. Древний Кеш - События из истории Шахрисабза. Ташкент, 1998.
16. Массон М. Е. К истории черной металлургии Узбекистана. Ташкент, 1947.
17. Турсунов Н. Н. Жанубий Сурхон вохдси этнографияси. Ташкент, 2015.
18. Полевые записи, 2020. Шерабадский, Денау, Байсунский районы Сурхандарьинской области; Каршинский, Касанский, Шахрисабзский районы Кашкадарьинской области.
19. Турсунов Н. Н., Алламуратов Ш. А. Этническая история горцев южного Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №6. С. 312-317. https://doi .org/10.33619/2414-2948/55/41
20. Алламуратов Ш. А. История амударьинского судостроения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №10. С. 422-429. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/38
21. Воронина В. Л. Материалы по народной архитектуре Кашкадарьинской области Узбекской ССР // Среднеазиатский этнографический сборник. Ч. II. М., 1959. С. 299-351.
References:
1. Tursunov, N. N. (2019). Transformatsionnye protsessy v material'noi kul'ture naseleniya Yuzhnogo Uzbekistana. Tashkent.
2. Khanykov, N. V. (1843). Opisanie Bukharskogo khanstva. St. Petersburg. (in Russian).
3. Iskandarov, B. I. (1958). Iz istorii Bukharskogo emirata (Vostochnaya Bukhara i Zapadnyi Pamir v kontse XIX veka.). Moscow. (in Russian).
4. Kabulov, E. A. (2015). Mesto doliny Surkhan v torgovykh snosheniyakh Rossii s vostochnymi stranami. Universum: obshchestvennye nauki, (1-2). 1-1. (in Russian).
5. Allamuratov, Sh. A. (2020). The role of the Amudarya waterway and the Surkhan oasis crossings in trade relations of the Emirate of Bukhara. Electronic journal of Actual problems of modern science, education and training, October, 241-251. (in Russian).
6. Bentselevich, N. A. (1914). Vodnye puti Turkestana. St. Petersburg. (in Russian).
7. Kabulov, E. A. (2012). Khozyaistvo Surkhanskogo oazisa. Tashkent.
8. Allamuratov, Sh. A. (2019). The role of the Amudarya fleet in the economic life of the Emirate of Bukhara at the end of the 19th century-the beginning of the 20th century. Ytmishga nazar zhurnali, 21(2). 65-71. http://dx.doi.org/10.26739/2181-9599-2019-21-10
9. Natsional'nyi arkhiv Uzbekistana, F. I-3, Op.. 1. D. 557. S. 3, 8, 15, 18, 21.
10. Oblomurodov, N., Khazratkulov, A., Tolipov, F., & Tursunov, N. (2011). Istoriya Uzbekistana. Tashkent.
11. Vamberi, A. (1865). Puteshestvie po Srednei Azii. St. Petersburg. (in Russian).
12. Azamova, G. A. (2000). Pozdnee srednevekov'e: remesla i torgovlya v gorodakh Srednei Azii. Tashkent.
13. Karmysheva, B. Kh. (1979). O torgovle v Vostochnykh bekstvakh Bukharskogo khanstva v nachale KhKh v. v svyazi s khozyaistvennoi spetsializatsiei (po etnograficheskom dannym). In Tovarno-denezhnye otnosheniya na blizhnem i srednem Vostoke v epokhu srednevekov'ya, Moscow. 114-133. (in Russian).
14. Sukhareva, O. A. (1960). K istorii gorodov Bukharskogo khanstva (Istoriko -etnograficheskie ocherki). Tashkent.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №3. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
15. Drevnii Kesh - Sobytiya iz istorii Shakhrisabza (1998). Tashkent.
16. Masson, M. E. (1947). K istorii chernoi metallurgii Uzbekistana. Tashkent.
17. Tursunov, N. N. (2015). Zhanubii Surkhon vox,asi etnografiyasi. Tashkent.
18. Polevye zapisi, (2020). Sherabadskii, Denau, Baisunskii raiony Surkhandar'inskoi oblasti; Karshinskii, Kasanskii, Shakhrisabzskii raiony Kashkadar'inskoi oblasti. (in Russian).
19. Tursunov, N., & Allamuratov, Sh. (2020). Ethnic History of the Highlanders of Southern Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 312-317. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/55/41
20. Allamuratov, Sh. (2020). History of Amu Darya Shipbuilding. Bulletin of Science and Practice, 6(10), 422-429. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/38
21. Voronina, V. L. (1959). Materialy po narodnoi arkhitekture Kashkadar'inskoi oblasti Uzbekskoi SSR. Sredneaziatskii etnograficheskii sbornik, II. Moscow. 299-351. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 07.02.2021 г.
Принята к публикации 12.02.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Турсунов Н. Н., Алламуратов Ш. А. Развитие торговых отношений и ремесел в бекствах Восточной Бухары // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 348-353. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/45
Cite as (APA):
Tursunov, N., & Allamuratov, Sh. (2021). Development of Trade Relations and Crafts in the Eastern Bukhara Principalities. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 348-353. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/45
£1 ® |
caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)