Научная статья на тему 'Развитие торговли в южном Зауралье (1861-1917 гг. )'

Развитие торговли в южном Зауралье (1861-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
767
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОЕ ЗАУРАЛЬЕ / SOUTHERN ZAURALYE / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ЯРМАРКИ / FAIRS / ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК / ALL-RUSSIAN MARKET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Владимир Анатольевич

В статье рассматривается процесс развития торговых отношений в эпоху становления капитализма в регионе. Показано значение ярмарочной торговли в экономике края и постепенный переход к магазинной торговле. Описаны основные направления торговых связей Южного Зауралья. Сделан вывод об интеграционном значении развивающихся торговых отношений в процессе сближения Приисетья и Притоболья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE DEVELOPMENT IN THE SOUTHERN ZAURALYE (1861-1917)

The article considers the development of trade relations during the time period of formation of capitalism in the region. It shows the meaning of fair trade in the regional economy and gradual transition to store trade. The article describes the main routes of commercial relations of the Southern Zauralye. The conclusion is made about the importance of integration of developing trade relations in the process of convergence of Priisetye and Pritobolye regions.

Текст научной работы на тему «Развитие торговли в южном Зауралье (1861-1917 гг. )»

шой группы работников на линиях. К тому же они были защищены от произвола самой казахской знати, которая в результате кризиса Младшего и Среднего жузов, а затем и ликвидации в них ханской власти стремилась упрочить свое положение за счет увеличения групп зависимого населения.

К началу XIX века в южных степях Среднего Притоболья кочевали роды аргынов (по р.Тобол), най-манов (по Тоболу, Абуге, Ую рядом с Усть-Уйской крепостью), увак-киреев (по Ую, Тогузаку, Ишиму, рядом со Звериноголовской и Пресногорьковской крепостями) Среднего жуза. Кроме того, роды байыулов (часть алчынов) и табынов (часть джетыру, т.е. семиродцев) Младшего жуза использовали земли по Тоболу в виде летовок [15, 70-73].

В целом, нападения казахов на русских практически прекращаются, и с 1820-х гг. можно говорить о преимущественно мирном сосуществовании большинства групп местного населения и постепенной интеграции казахских групп в состав Российской империи. В то же время периодические восстания в степях приводили к потенциальной возможности нападения казакующих казахов или тех, кто не получал преимуществ от проживания вблизи от укрепленных линий. Так, по данным И.Ф. Бабкова, казахские нападения на территорию Курганского округа Тобольской губернии окончательно прекратились лишь к 1890-м гг. [18, 137]. К этому времени значительное число местных казахов относилось именно к роду киреев 3.

Список литературы

1 Самигулов Г.Х. Тюрки Южного Зауралья в конце XVI -первой половине XVIII века: консолидация /разделение -к постановке вопроса // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: материалы международной конференции. Курган: Изд-во Курганского гос.университета, 2011. С.128.

2 Сабитов Ж.М. О взаимоотношениях Казахского ханства и Шибанидов //История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: материалы международной конференции. Курган: Изд-во Курганского гос.университета, 2011. С.68-70.

3 Этнокультурная история населения Сафакулевского района (с древнейших времен до начала XX века) / под ред. Д.Н. Маслюженко. Курган: Изд-во Курганского гос.универси-тета, 2012. С.25-35.

4 Тычинских З.А. Об этнических контактах сибирских татар и казахов в период средневековья //Научное творчество Л.Н. Гумилева и история народов Евразии: современные подходы и перспективы. VIII Международный Евразийский научный форум, посвященный 20-летию независимости Республики Казахстан. Астана, 2011.

С. 177-180.

5 Маслюженко Д.Н., Рябинина Е.А. Москва и Искер в 1569-1582 гг. в контексте международной политики // Тюрко-татарские государства. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани, 2012. Вып.4. С.216.

6 Миллер Г.Ф. История Сибири. М.: Вост.лит, 2005. Т.1 С.332.

7 Файзрахманов Г. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань: Фэн, 2002. С.145.

8 Зуев Ю, Кадырбаев А. Поход Ермака в Сибирь: тюркские мотивы в русской теме // Вестник Евразии. 2000. № 3 (10). С. 40.

9 Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.:

3Устная консультация челябинского археолога С. Закирова на основе перевода надписей с могильных плит 1891, 1904 и 1912 гг., обнаруженных на старом казахском кладбище на южном (казахстанском) берегу р. Тобол напротив пос. Озерное Звериноголовского района Курганской области.

Издательская фирма «Восточная литературы» РАН, 2002. С.370.

10 Маслюженко Д.Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века: монография. Курган: Изд-во Курганского гос.университета, 2008. С.133.

11 Кабульдинов З.Е. Приграничные конфликты казахов с населением Западной Сибири // Научное творчество Л.Н. Гумилева и история народов Евразии: современные подходы и перспективы. VIII Международный Евразийский научный форум, посвященный 20-летию независимости Республики Казахстан. Астана, 2011. С.154-157.

12 Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака. М.: Вост.лит., 2012. С.83.

13 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1996. С.296-300.

14 Менщиков В.В. Русская колонизация Зауралья в XVI-XVIII вв.: общее и особенно в региональном развитии. Курган: Изд-во Курганского гос.университета, 2004. С.62.

15 Пузанов В.Д. Военно-административная система России в Южном Зауралье (конец XVI-начало XIX в.) // История Курганской области. Курган: Зауралье, 2002. Т.7. С. 57-201.

16 Басин В.Я. Казахстан в системе внешней политики России в первой половине XVIII в. // Казахстан в XV-XVIII вв. (Вопросы социально-политической истории). Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1969. С.50-145.

17 Трепавлов В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М.: Востлит, 2007. С.137-142.

18 Бабков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири. 1859-1875 гг. СПб., 1912. С.308.

19 Анисимова И.В. Политика России в решении «казахского вопроса» во второй половине XVIII века // Центральная Азия и Сибирь. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда: материалы конференции. Барнаул: АзБука, 2003. С.57-58.

20. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргаз-кайса-ков. Алматы, 1998. С.114.

В.А. Никитин

Курганский государственный университет

УДК 930

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ЮЖНОМ ЗАУРАЛЬЕ (1861-1917 ГГ.)

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития торговых отношений в эпоху становления капитализма в регионе. Показано значение ярмарочной торговли в экономике края и постепенный переход к магазинной торговле. Описаны основные направления торговых

связей Южного Зауралья. Сделан вывод об интеграционном значении развивающихся торговых отношений в процессе сближения Приисетья и Притоболья.

Ключевые слова: Южное Зауралье, торговля, ярмарки, всероссийский рынок.

V.A. Nikitin Kurgan State University

TRADE DEVELOPMENT IN THE SOUTHERN ZAURALYE (1861-1917)

Abstract

The article considers the development of trade relations during the time period of formation of capitalism in the region. It shows the meaning of fair trade in the regional economy and gradual transition to store trade. The article describes the main routes of commercial relations of the Southern Zauralye. The conclusion is made about the importance of integration of developing trade relations in the process of convergence of Priisetye and Pritobolye regions.

Index terms: Southern Zauralye, trade, fairs, All-Russian market.

В буржуазную эпоху развитие торговли все больше влияло на экономику Южного Зауралья, в период капитализма оно было связано с некоторыми особенностями его исторического развития и географического положения. С одной стороны, Южное Зауралье представляло одну из отдаленных окраин, расположенную вдали от центров экономической жизни страны и не связанную с ними до конца XIX в. железными дорогами. Это задерживало процесс включения Зауралья во всероссийский рынок и во внешнюю торговлю России. Зауралье, как и вся Сибирь, вырабатывало в себе черты экономической колонии. Южное Зауралье находилось в узловом пункте, на пересечении путей с Урала, Сибири и Киргизской степи, поэтому торговля играла в жизни края большую роль.

В 60-е гг. XIX в. торговые связи Зауралья определялись наличием сухопутных и водных путей на Ялуторовск, Ишим, Петропавловск, Челябу (ныне г. Челябинск) и Тюмень. Основными предметами вывоза являлись: хлеб, сало, масло, кожи, холст и др. Хлеб скупался купцами-посредниками в казенные провиантские магазины и для отправки на барках в г. Тобольск, центральные районы страны. Вывозили пшеницу, рожь, овес, ячмень и гречиху. При слабо развитой перерабатывающей промышленности сало частично использовалось на мыловаренных и салотопенных предприятиях, а в сыром виде вывозилось в Екатеринбург. Кожи по курганским ярмаркам скупались тюменскими купцами. Южное Зауралье из-за обилия пастбищ имело развитое скотоводство. Почти все купцы и многие зажиточные крестьяне занимались производством и сбытом продуктов скотоводства.

Обычно весной все желающие отправлялись под Петропавловск, куда жители «киргизских» степей пригоняли гурты молодняка. Купленный скот летом перегонялся в Курганский округ, откармливался и осенью забивался, после чего мясо вывозилось на Урал и в северные районы Тобольской губернии как в свежемороженом, так и в соленом виде, что требовало большого количества соли, которую доставляли санным путем с юга и частично из Пермской губернии.

Товары извне в середине XIX века шли на удовлетворение только необходимых потребностей жи-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

телей Южного Зауралья. Привоз товаров был небольшим (годовой оборот не превышал 100 тысяч рублей серебром). Сбывались в основном металлические изделия из Екатеринбурга, «красные» товары, тонкие ткани, посуда, сахар. Большинство товаров привозилось с Ишимской и Ирбитской ярмарок. На ярмарки и торжки Южного Зауралья пригонялись в большом количестве «киргизские» лошади стоимостью от 6 до 200 руб. серебром за каждую.

При неразвитости путей сообщения и средств транспорта, отсутствии у крестьян на руках больших денежных средств главной формой торговли в нашем крае во второй половине Х1Х-начале XX века, как и в предшествующий период, оставалась ярмарка. Число ярмарок постоянно растет. В Курганском уезде в 1862 г. было 57 ярмарок, в 1896 г. их стало 117, а в 1912 г - уже 153. Местом проведения ярмарок были крупные торгово-перевалочные пункты: города (Курган, Шадринск, Далматов), село Крестовское, станица Звериноголовское и др. Ассортимент товаров, привозимых на ярмарки, не был особенно богат: это продукты земледелия (зерно, мука, овощи), скотоводства (скот, мясо, кожи), кустарной или фабричной промышленности. В г. Кургане действовало пять ярмарок: Рождественская (14-24 декабря; на ней продавали мясо и кожи), Алексеевская (5-18 марта; сбывались остатки мяса и кож, не проданных на предыдущей ярмарке), на Тихоновскую (10-17 июня) и Ивановскую (2430 июня) пригоняли на продажу табуны лошадей и, наконец, Дмитриевская (20-28 октября; была «овчинной» и «шубной»). Зная об этой специализации, окрестные крестьяне приезжали в г. Курган на те или иные ярмарки, чтобы купить необходимый им товар или продать продукты своего труда.

Зауральские ярмарки специализировались не только в зависимости от времени года. Так, ярмарки г. Кургана были известны продажей скота и мясопродуктов, Шадринска и Катайского - хлеба, Далматова - мяса, с. Крестовского - сырья для кустарной промышленности. Крупнейшей в Южном Зауралье была Ивановская ярмарка в с. Крестовском Шадринского уезда (иначе ее называли Крестовско-Ивановской ярмаркой). Сюда съезжались крупные оптовые купцы из Европейской России и Сибири, заключались оптовые сделки на десятки и сотни тысяч рублей, решались вопросы о поставке крупных партий товара в разные концы страны. Однако с проведением в 1891-1894 гг по территории нашего края Сибирской железнодорожной магистрали обороты этой ярмарки начали падать: с 19,3 миллиона рублей в 1882 г. до 2,6 миллиона рублей в 1911 г. и 400 тысяч рублей в 1915 г Торговцам и промышленникам стало куда более выгодным скупить товар где-нибудь на станционном складе Сибирской железной дороги, а затем отправить его в скором поезде в нужную точку, чем тащиться гужем в с. Крестовское и обратно.

Из Шадринского уезда также вывозили в основном сельскохозяйственную продукцию. В 70-е гг XIX в. ежегодный вывоз сельскохозяйственной продукции из Шадринского уезда достигал 5,4 млн пудов, в том числе зерна - 4 млн пудов, муки - 400 тыс. пудов, семени льняного - 500 тыс. пудов и т.д. Также следует отметить известную Богоявленскую ярмарку в с. Катайском Шадринского уезда, но еще более известно было само село как обширный хлебный рынок. Здесь собиралось на еженедельных базарах, продолжавшихся два дня подряд, в четверг и пятницу, огромное количество хлеба. Сюда свозился хлеб из Камышловского и Челябинского уездов и отправлялся на крупчатые и мукомольные мельницы Екатеринбургского уезда. В

75

с. Катайском постоянно проживали скупщики хлеба -агенты екатеринбургских и заводских торговцев. В конце 70-х гг. XIX в. они закупали ежегодно до 2225000 пудов пшеницы, ярицы и овса. Кроме того, екатеринбургские, камышловские и заводские крестьяне вывозили хлеба до 350000 пудов. Непосредственно в Екатеринбург с катайских базаров камышловскими, шадринскими и челябинскими крестьянами доставлялось 200000 пудов. Таким образом, с. Катайское со своих базаров и ярмарок ежегодно отпускало до 2800000 пудов хлеба.

Другим немаловажным торговым центром Шадринского уезда являлся г. Далматов, где в то же время проходили Никольская ежегодная ярмарка (6 декабря) и 4 годовых торжка: Васильевский (1 января), два Никольских (5-20 мая и 1-14 декабря) и Успенский (15 августа), кроме этого проводились базары по субботам. Но наиболее значительной являлась Никольская ярмарка. Современники называли ее мясной, т.к. на нее привозилось мяса (говядина, баранина, свинина) от 300 до 800 тыс. пудов (в разные годы неодинаково), и только бычьих стягов доставлялось от 40 до 70 тыс. штук. Две трети мясного товара покупалось на северо-восточные горные заводы и золотые прииски Пермской губернии, в Екатеринбург, Кунгур и Пермь, а одна треть — в южную часть Пермской и золотые прииски Оренбургской губернии. Другие товары для торговли на этой ярмарке также являлись немаловажными: сала привозилось и продавалось до 40 тыс. пудов, коровьего масла - до 7,5 тыс. пудов, рыбы свежей, сухой и соленой - до 3000 пудов, кож сырых - до 15 тыс.штук, пригоняли около 1000 лошадей, много было зайчатины, овчин, кожаной и шерстяной обуви, саней, холста и мехов (горностаевых и хорьковых). В летнее время из Далматова в различные места вывозилось до 10 пуд. свежих огурцов. Достаточно крупной из сельских ярмарок была Екатерининская ярмарка в селе Маслянском (18-24 ноября). Известно, что в 1891 г. на нее было привезено товаров на 256300 руб. серебром.

Торговлю Южного Зауралья обслуживали как местные купцы, так и приезжие из Москвы, Екатеринбурга, Тобольска, Тюмени, Петропавловска, Перми, других городов. Большая часть торжков и ярмарок посещалась одними и теми же купцами. Местная мелочная торговля обслуживалась мелкими лавочками, чаще всего крестьянами, которые содержали при своем дворе мелочную лавку с минимальным ассортиментом товаров. В каждой волости таких лавок насчитывалось в среднем около 7.

Шадринский уезд являлся крупным торговым перевалочным центром. Меньшая часть товаров поступала для удовлетворения нужд местных жителей, большая - для отправки в Европейскую Россию и на Урал. На первом месте в торговле стоял хлеб, его доставлялось свыше 13 млн пудов, т.е. больше половины всех товаров по весу, затем шло сало и мясо. В 90-е гг. XIX в. в самом Шадринске продолжали существовать следующие ярмарки: Афанасьевская (13-18 января), Петровская (20 июня-1 июля) и Михайловская (1-8 ноября). На Афанасьевскую и Михайловскую обычно привозили сырые кожи, масло скоромное, конопляное и льняное семя и масло, мясо, лес и лесные изделия, щетину, волос, пух, перо, рыбу во всех видах, мед, кедровые орехи, хлеб в различных видах и др. На Петровскую ярмарку кроме вышеназванных товаров привозили холст, лошадей, в небольшом количестве кудель и семя. Как видно, различия в ассортименте товаров на всех трех ярмарках были незначительными.

С постройкой Сибирской железной дороги ша-

дринская торговля начинает слабеть. Сложилась торговая специализация Курганского уезда. Северные его районы ориентировались на Ялуторовск, Тюмень (из Мендерской волости вывозилось в Тюмень до 25 тыс. пудов хлеба, из Ялуторовской ввозился строевой лес). Южные волости сбывали хлеб в Челябинский уезд (Нижне-Алабугская волость ежегодно продавала в Челябинск до 50 тыс. пудов хлеба и часть в Акмолинскую область, получая из Челябинска строевой лес, а из Акмолинской области дрова). С вводом в строй железной дороги Южное Зауралье укрепило связь со всероссийским и мировым рынками. Ярмарки и торж-ки потеряли прежнее значение, и хотя их число росло, обороты крупнейших ярмарок неуклонно падали.

Кроме ярмарок, зауральский житель мог купить товар на ежедневных или еженедельных базарах, которых все больше и больше появляется в селах и городах. В г. Кургане в 1894 г. было всего 18 магазинов, а в 1909 г. одних мануфактурных - 32. В г. Шадринске в 1890 г торговало 182 лавки, а в Шадринском уезде еще 403.

В 1911 г. в г. Кургане была открыта товарная биржа. Эта форма торговли, рожденная в недрах капитализма, хотя и являлась показателем уровня развития товарного рынка, однако существенного влияния на него не оказывала. В отдельных местностях, особенно удаленных от железных дорог, существовали местные цены, резко скачущие и не регулируемые мировым рынком.

В нашем крае причудливо сочетались самые низшие формы торговли - простая мена товара на товар, особенно на границе с Киргизской степью, и новейшие, появившиеся в связи с зарождением в крае капиталистических отношений. К последним относятся коммивояжеры, распространявшие среди заинтересованных лиц прейскуранты и рекламную продукцию своих фирм, торговые агенты, объезжавшие деревни и села с целью заключения контрактов, и т.д.

Особенностью зауральской торговли было значительное число торговых посредников, через руки которых товар попадал от непосредственного производителя к потребителю.

Все это имеет свое объяснение в общей экономической неразвитости нашего края. Огромные расстояния при слабом развитии дорожной сети, нестабильность спроса, отсутствие дешевого кредита и свободных денежных средств у основных производителей - крестьян, незнакомство сельского населения с существующими рыночными ценами, то есть в конечном счете неразвитость товарно-денежных отношений, и делали фигуру скупщика или перекупщика непременным элементом в цепочке движения товаров. В Тобольской губернии более четверти всех крестьян были вынуждены постоянно пользоваться услугами скупщиков. Разъездные и ярмарочные скупщики знали цены, существовавшие в той или иной местности, обладали необходимыми капиталами и складскими помещениями, что позволяло выжидать выгодный момент для скупки или продажи товара. Доходы скупщиков, наживавшихся на обмене дешевых продуктов сельского хозяйства на завышенную по цене продукцию фабрично-заводской промышленности, достигали 135-500%. Перевозка товаров была дорогим, да и рискованным делом. Времени от вложения денег в товар до его продажи и получения прибыли проходило много. Потому-то и росло число торговых партнеров, что отражалось на цене товара.

Местные торговцы оставались монополистами в сельской местности и широко пользовались преимуществами своего положения. Например, купец Салазкин в голодном 1911 г. пообещал доставить крестьянам ряда селений Рурганскоко уезра сено по 30 копеек ка пуд и

взял вперед деньги, ссуженные крестьянам правительством в виде помощи. Однако сено было доставлено лишь через три месяца и продано по 80 копеек за пуд. При этом торговец заработал не только на разнице цен, но и на бесплатном кредите. Только держа местных крестьян в ростовщической кабале, торговцы могли расплачиваться с ними за сданные сельскохозяйственные продукты залежалыми промышленными товарами или даже «расписочками» вместо денег, обвешивать и обсчитывать покупателей.

Рука об руку с грабительской торговлей существовало ростовщичество. «Жестокая нужда в средствах и малое количество местных капиталов чрезвычайно повышают цену капиталов и порождают так называемое кулачество, т.е. своего рода промысел местных богатеев, дающих деньги в кредит за 30-50, а то и более годовых процентов». Эти негативные явления были не столько следствием развития капитализма, сколько показателями его недостаточного развития. Развитие капитализма в Зауралье, появление промышленной торговой конкуренции повлекли за собой развитие торговой системы. Она включала в себя товарные склады, комиссионерные конторы, артельные (кооперативные) лавки и т.д. Цены в этих новых, прогрессивных формах торговли были значительно ниже, чем у лавочников и скупщиков, что заставляло последних понижать свои безмерно вздутые цены. С этой экономической конкуренцией торговцы боролись всеми доступными им способами: давали товар в долг крестьянам по пониженным ценам, вели агитацию против конкурента, пытались встать во главе артельной лавки и рассорить артельщиков. И хотя иногда им это удавалось, прогрессивные формы торговли медленно, но верно пробивали себе дорогу. Если в 1911 г. в Курганском уезде было 29 артельных лавок, то в 1915 г. - уже 95.

Южное Зауралье располагалось в узловом пункте, где встречались товары из Сибири и с Востока с товарами из Европейской России. Из-за Урала в регион ввозились прежде всего продукты фабрично-заводского производства: мануфактурные, бакалейные и галантерейные товары, сельскохозяйственные машины и т.д. Значительная часть бакалейных товаров (главным образом чай) поступала на ярмарки и в городские магазины с Востока. Главными предметами зауральского вывоза были продукты питания: мука, масло и т.д., сельскохозяйственное сырье для обрабатывающей промышленности Европейской России (зерно, кожи и т.д.), домашний скот. Три важнейших вывозных продукта - хлеб, масло и мясо - имели разные рынки сбыта и поступали на них разными путями, чаще всего совпадавшими с линиями железных дорог. Хлеб, преимущественно пшеница, вследствие введения в 1893 г челябинской тарифной формулы, значительно удорожившей стоимость ввозимого в Европейскую Россию (на 25-30%) зерна, поступал преимущественно по северной ветке на уральские заводы в Пермь, Екатеринбург, Кунгур, в Приуралье (Вятка) и к портам: балтийским (Санкт-Петербург, Рига, Ревель, Виндава, Новый Порт) и северным (Котлас, Архангельск), а также за границу. Потребность североевропейского рынка в зауральском хлебе была столь велика, что даже после отмены с 1 августа 1913 года Челябинского перелома подавляющее большинство хлебных грузов шло по северной ветке. Незначительное количество хлеба поступало по южной ветке в Москву, Ревель и Ростов-на-Дону.

На восток вывозилось главным образом не зерно, а мука (пшеничная); главными рынками сбыта были города, расположенные по линии Сибирской железной

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

дороги. Поток этот был незначителен. Масло также шло преимущественно по северной ветке в столицы и балтийские порты для вывоза за границу. Курган и прочие станции участка Сибирской железной дороги, расположенные от Мишкино до Петропавловска, служили перевалочными пунктами, куда доставлялось масло из более восточных районов Сибири. Живой скот, мясо (исключительно в зимнее время) и другие продукты животноводства, поступавшие в значительном количестве из киргизских степей, Ишимского уезда, также доставлялись главным образом на рынки Европейской России: в Приуралье (Казань), в столицы и в балтийские порты; в то же время живой скот вывозили в достаточно больших количествах на восток; в южные районы Западной и Восточной Сибири.

В конце XIX-начале XX в. два основных и крупнейших историко-культурных и административных района Южного Зауралья - Шадринский и Курганский уезды - начинают взаимно притягиваться друг к другу крепкими торгово-экономическими связями. Проведение через Курганский уезд Сибирской железнодорожной магистрали оживило его хозяйственную жизнь и способствовало бурному развитию скотоводства, на переработке продуктов которого стал специализироваться Курганский уезд. С другой стороны, в Шадринском уезде вплоть до 1913 г. не было иных транспортных артерий, кроме гужевых дорог. Эта часть Южного Зауралья более тяготела к производству хлеба и хлебопродуктов, поступавших на уральские заводы, а также на станцию Мишкино Сибирской железной дороги. Эта начавшаяся специализация районов и была экономическим стимулом для зарождения хозяйственного единства нашего края, которая много позднее воплотилась в создание единого территориально-административного образования - Курганской области.

С.Г. Федоров

Курганский государственный университет

УДК 908 (392.27)

ОБЫЧНОЕ ПРАВО, САМОСУД И КОНОКРАДСТВО В РОССИЙСКОЙ И СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье представлены нормы обычного права и самосуда по отношению к конокрадам в российской и сибирской деревнях во второй половине XIX века. Рассмотрены принципиальные различия ах примене-

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.