УДК 338.4 О.В. Еременко
РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ТЪ осточная Сибирь и Дальний
■М-М Восток обладают большим промышленным потенциалом и играют важную роль в экономике России. В них проживает около 16,2 млн. человек (более 11 % населения России). Существенное развитие здесь получили цветная металлургия (30 % общероссийского производства), лесобумажная (17 % общероссийского производства), машиностроение, в т. ч. оборонное и транспортное, нефтеперерабатывающая, пищевая, золото- и алмазодобывающая промышленность.
Восточная Сибирь и Дальний Восток обеспечивают соответственно 6,6 % и 6,0 % валового внутреннего продукта России.
Восточные регионы России располагают мощным энергетическим потенциалом, включающим в себя многочисленные источники первичной энергии, а также современные отрасли энергетики, такие, как угольная, нефтеперерабатывающая, газодобывающая, гидроэнергетика, электро- и теплоэнергетика. Регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока обладают уникальными по объемам запасами энергетических ресурсов - энергетических и коксующихся углей, нефти и природного газа.
Россия располагает 30 % мировых запасов угля. Прогнозные ресурсы угля оцениваются в 4,5 трлн т, балансовые запасы (категории А+В+СО1) - в более чем 200 млрд т [1]. В Восточной Сибири
и на Дальнем Востоке географически расположено 44 % балансовых запасов угля России, из которых 3/4 благоприятны для освоения. В настоящее время вовлечено в разработку 10,6 млрд. т балансовых запасов.
Как отмечают в [2], ориентация на преимущественное развитие в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке угольной промышленности привела к тому, что в этих регионах сформировался крайне нерациональный баланс котельно-печного топлива.
Так, если в европейских регионах России высококачественные виды топлива (природный газ, мазут) составляют основу топливоснабжения электростанций и котельных, то баланс котельнопечного топлива Восточной Сибири и Дальнего Востока является преимущественно угольным.
В результате этого во многих городах и промышленных центрах Восточной Сибири и Дальнего Востока сложилась тяжелая экологическая обстановка. Поэтому одним из приоритетных направлений дальнейшего развития крупных экономических центров этих регионов является газификация части потребителей (потребности восточных регионов в природном газе - 17-22 млрд м3 в 2010-2015 гг.). Это необходимо учитывать при прогнозировании угольной промышленности [2]. Однако при этом уголь будет составлять основу топливоснабжения на большей части террито-
рии рассматриваемых регионов и, в первую очередь, для наиболее удаленных и изолированных потребителей.
В Восточной Сибири природный газ традиционно добывается на севере Красноярского края - в Норильском промышленном узле (в последние годы ежегодно около 5 млрд м3).
На Дальнем Востоке добыча газа осуществляется в незначительных количествах в Республике Саха (Якутия) и на севере Сахалинской области (суммарная ежегодная добыча в пос-ледние годы составляет 3,0-3,2 млрд м3). В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке промышленная добыча нефти ведется только на севере Сахалинской области, где в последнее время ежегодно добывается 1,41,5 млн т.
Восточная Сибирь и Дальний Восток являются весьма крупными потенциальными потребителями нефтепродуктов. Так, только созданные мощности по переработке сырой (в основном западносибирской) нефти четырех НПЗ в регионе (Ачинский, Ангарский, Хабаровский и Комсомольский-на-Амуре) составляют 40 млн т в год.
Источником надежного удовлетворения потребностей восточных регионов в углеводородном сырье и продуктах его переработки могут стать ресурсы углеводородов Сибирской платформы, находящейся в пределах большей части Красноярского края, Иркутской области и западной части Республики Саха (Якутия) и Сахалинского шельфа. По имеющимся оценкам, потенциальные ресурсы углеводородного сырья очень высоки: начальные извлекаемые запасы на Сибирской платформе оцениваются в настоящее время по природному газу в 3640 млрд м3 и по нефти - в 1303 млн т. По Сахалинскому шельфу - соответственно в 824 млрд м3 и 264 млн т.
В настоящее время удельный вес Восточной Сибири и Дальнего Востока в общероссийском потреблении электроэнергии составляет около 20 %, в потреблении тепловой энергии - почти 15 %, а в потреблении котельно-печного топлива - около 9 %.
Современное состояние топливноэнергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока характеризуется наличием большой доли физически и морально устаревшего оборудования. В электроэнергетике износ основных производственных фондов составляет в более 50 %. Аналогичная положение имеет место в угольной отрасли и нефтеперерабатывающей промышленности, в которой основные мощности введены на Дальнем Востоке еще в конце 1930-х годов, а в Восточной Сибири -в 1950-1960 гг. Обновление основных производственных фондов ведется явно в недостаточном объеме. В результате происходит деградация энергетического потенциала рассматриваемых регионов и соответственно увеличиваются трудности в обеспечении их потребностей как в топливе, так и энергии.
Основной причиной такого положения отраслей топливно-энергети-ческого комплекса является нехватка инвестиционных ресурсов. Наиболее сильно инвестиционный кризис проявил себя в базовой топливной отрасли региона -угольной промышленности. Уголь является традиционным топливом в Восточной Сибири и Дальнем Востоке: доля его в структуре потребления котельнопечного топлива велика и составляет по Восточной Сибири более 67 % и около 53 % - на Дальнем Востоке.
Уголь является основным видом топлива для действующих электростанций и котельных, коммунально-бытового сектора и отраслей промышленности (металлургия, промышленность строи-
тельных материалов и др.). Наиболее значительная доля угля в топливообес-печении тепловых электростанций: в Восточной Сибири она составляет свыше 70 %, а на Дальнем Востоке - 62 %. В связи с этим в регионе сложился довольно устойчивый рынок как местных, так и привозных энергетических углей.
По данным [3] суммарная потребность в инвестициях для реализации Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока за период до 2020 г. составляет--30,6 млрд долл. США.
Основная часть этих инвестиций (более 50 %) потребуется для разработки и обустройства месторождений (15,1 млрд. долл. США). Для строительства магистральных газопроводов необходимы 12,7 млрд. долл. США.
В Восточной Сибири для реализации Программы освоения газовых ресурсов до 2020 г. потребуется 15,5 млрд. долл. США.
На Дальнем Востоке по Программе освоения газовых ресурсов до 2020 г. предполагается освоить инвестиции в размере 15,1 млрд долл. США.
Сводная оценка эффективности Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока выполнена при расчетных стоимостях
1. Малышев Ю.Н. Современное состояние угольной промышленности России и пути выхода из кризиса. «Уголь», № 3, 1995.
2. Мисерва О.А., Щадов М.И. Угольноэнергетический баланс Восточной Сибири и
реализации 1000 куб. м газа, 1 т нефти и продукции газоперерабатывающих заводов российским потребителям [3].
Оценка эффективности Программы характеризуется следующими результатами: выручка от реализации газа, нефти и продуктов переработки в период до 2020 гг. составляет 74,9 млрд. долл. США, а балансовая прибыль -44,3 млрд долл. США; налоги в бюджеты всех уровней от реализации Программы составят 30,3 млрд долл. США, в том числе: налог на добычу - 6,1 млрд долл. США; налог на прибыль - 10,7 млрд долл. США; акциз - 13,5 млрд долл. США.
Перечисленные налоги распределяются в бюджеты всех уровней следующим образом:
• в Федеральный бюджет -21,1 млрд долл. США (или 69,5 %);
• в региональные бюджеты -8,1 млрд долл. США (или 26,6 %);
• в местные бюджеты -1,1 млрд долл. США (или 3,9 %).
Чистая прибыль к распределению, накопленная в период до 2020 гг., после отчисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, составит 33,6 млрд долл. США.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дальнего Востока. - М.: Издательство МГГУ, 2003.
3. Оценка рынка газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Полный текст программы «Газпрома». 2003.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------
Еременко О.В. - докторант, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.