Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ'

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / сельский староста / публичная власть / финансовая поддержка / муниципальная служба / местное самоуправление / выборы / краевое законодательство.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Отузян Д. А.

В статье рассматриваются вопросы развития территориального общественного самоуправления на территории Ставропольского края. Анализируются особенности закрепления на уровне субъектов федерации института старосты сельского населённого пункта. Отмечается, что краевое законодательство закрепляет взаимодействие старосты с органами территориального общественного самоуправления. Сделан вывод о том, что институт старосты сельского населенного пункта имеет значимый потенциал становления в качестве посредника во взаимодействии населения и органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-50-54 NIION: 2018-0076-12/21-379 MOSURED: 77/27-023-2021-12-578

ОТУЗЯН Даниэль Амбарцумович,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Пятигорского государственного университета,

e-mail: otuzyan@mail.ru

Научный руководитель: ТХАБИСИМОВА Л.А.,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Пятигорского государственного университета,

е-mail: mail@law-books.ru

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития территориального общественного самоуправления на территории Ставропольского края. Анализируются особенности закрепления на уровне субъектов федерации института старосты сельского населённого пункта. Отмечается, что краевое законодательство закрепляет взаимодействие старосты с органами территориального общественного самоуправления. Сделан вывод о том, что институт старосты сельского населенного пункта имеет значимый потенциал становления в качестве посредника во взаимодействии населения и органов публичной власти.

Ключевые слова: муниципальное образование, сельский староста, публичная власть, финансовая поддержка, муниципальная служба, местное самоуправление, выборы, краевое законодательство.

DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS ONE OF THE WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL EDUCATION MANAGEMENT IN THE STAVROPOL TERRITORY

Annotation. This article deals with the development of territorial public self-government in the Stavropol Territory. The article analyzes the peculiarities of the institution of the headman of a rural locality at the level of the subjects of the Federation. It is noted that the regional legislation establishes the interaction of the headman with the bodies of territorial public self-government. It is concluded that the institution of the headman of a rural locality has a significant potential for becoming an intermediary in the interaction of the population and public authorities.

Key words: municipal formation, village headman, public authority, financial support, municipal service, local self-government, elections, regional legislation.

OTUZYAN Daniel Ambartsumovich,

Postgraduate Student, Department of Constitutional and Municipal Law, Law Institute, Pyatigorsk State University

Scientific adviser: TKHABISIMOVA L.A.,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Law Institute of Pyatigorsk State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Органы публичной власти отдельных субъектов Федерации всячески способствуют развитию территориального общественного самоуправления [5; 6].

Так, например, под патронажем Правительства Ставропольского края развивается территориальное общественное самоуправление на территории региона: «... практическая работа в направлении развития территориального общественного самоуправления строится на основании разработанной в аппарате Правительства Ставропольского края методологической базы, по вопросам создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления, которая представлена пошаговой инструкцией создания территориального общественного самоуправления, методическими рекомендациями по организации деятельности территориального общественного самоуправления, являющимися для органов местного самоуправления Ставропольского края и активистов территориального общественного самоуправления алгоритмом действий по осуществлению работы на местах» [7].

При этом, краевое Правительство взаимодействует со структурами территориального общественного самоуправления посредством специально созданных координирующих деятельность территориального общественного самоуправления организаций. Такую функцию в Ставропольском крае выполняют Координационный Совет территориального общественного самоуправления при Ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края», в который включены представители органов территориального общественного самоуправления от каждого городского округа, а также от одного из поселений муниципального района, где созданы структуры территориального общественного самоуправления.

В свою очередь, органы местного самоуправления взаимодействуют со структурами территориального общественного самоуправления и через вышеупомянутый Координационный Совет (созданный при координирующей структуре самих муниципальных образований), так и непосредственно оказывая методическую, организационную, материальную помощь структурам территориального общественного самоуправления.

При этом, структуры территориального общественного самоуправления участвуют в различных краевых и муниципальных программах, в том числе - в муниципальных программах поддержки местных инициатив, в государственной программе Ставропольского края «Формирование современной городской среды» и т.д. [7].

Существенным вкладом в развитие территориального общественного самоуправления в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Ставропольском крае является государственная и муниципальная материальная и финансовая помощь. Нормативно-правовой основой финансовой поддержки территориального общественного самоуправления за счёт средств бюджетов различных уровней в Ставропольском крае выступает Закон Ставропольского края «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае» [2].

Необходимо отметить, что указанный нормативно-правовой акт не содержит специальных положений, посвященных законодательной регламентации финансовой поддержки территориального общественного самоуправления. Финансовая поддержка территориального общественного самоуправления осуществляется с опорой на положения, регламентирующие виды деятельности, и условие их поддержки - осуществление указанной деятельности социально-ориентированными некоммерческими организациями (ст. 8). Подробно регламентированы формы, условия и порядок предоставления финансовой поддержки (ст. 11) .

Рассмотрим особенности закрепления на уровне субъектов Федерации института старосты сельского населённого пункта, как института, чьим назначением выступает посредничество во взаимодействии населения с органами власти, прежде всего - с органами местного самоуправления. Начиная с 18 апреля 2018 г. ФЗ «Об общих принципах.» закрепляет полномочие представительных органов местного самоуправления по назначению старосты сельского населенного пункта (ч. 2 ст. 27.1 ФЗ «Об общих принципах.») [1]. Староста сельского населенного пункта назначается из числа жителей, имеющих активное избирательное право по представлению схода граждан (ч. 2 ст. 27.1 ФЗ «Об общих принципах.») с целью организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта, расположенного в поселении, городском округе или на межселенной территории (ч. 1 ст. 27.1 ФЗ «Об общих принципах.») [1].

В настоящее время этот институт активно внедряется на территории Ставропольского края. Итак, рассмотрим особенности реализации полномочий представительных органов местного самоуправления в сфере регламентации института старосты сельского населённого пункта и специфику взаимодействия представительных органов местного самоуправления со старостами «нового формата».

В ранее действовавших нормативно-правовых актах закреплялся статус старосты сельского населенного пункта в качестве муниципального служащего - уполномоченного представителя

главы муниципального образования в населенном пункте, наряду с управляющим.

В действующем, с момента принятия Закона Ставропольского края «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края» от 10 декабря 2018 г. № 99-кз [3], краевом законодательстве должность управляющего была сохранена, а нормы, закрепляющие институт сельского старосты были приведены в соответствие с положениями ст. 27.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наименование должности муниципальной службы «староста» было исключено из действующего краевого реестра муниципальных должностей.

Вновь принятый краевой закон не только конкретизировал отдельные полномочия, но установил, также, дополнительные гарантии деятельности старосты сельского населённого пункта: «... текст статьи 20.1 краевого закона практически дословно совпадает с текстом ст. 27.1 Федерального закона «Об общих принципах.», вплоть до пп. 4 п. 6. [1].

Далее, краевое законодательство закрепляет, что староста «взаимодействует с органами территориального общественного самоуправления» (пп. 5 п. 6 ст. 20.1), и наделяет старосту правом «присутствовать в порядке, установленном уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на заседаниях представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт» (пп. 6 п. 6 ст. 20.1)» [7, с. 237-253].

Дополнительные гарантии деятельности старосты сельского населённого пункта, закрепляемые краевым законом, следующие: «...староста должен быть обеспечен принятыми муниципальными органами и их должностными лицами документами, регламентирующими его деятельность (положением, должностными инструкциями и т.д. - то есть, закон устанавливает обязанность нормативного обеспечения деятельности старосты). Ему должны предоставляться нормативные акты и документы «поступающие в официальном порядке в указанные органы местного самоуправления», он должен быть обеспечен «иными информационными и справочными материалами» (пп. 1 п.7 ст. 20.1)» [8, с. 237-253].

Также, староста наделён правом на первоочередной приём муниципальными органами и их должностными лицами муниципалитета, где расположен сельский населённый пункт (пп. 2 п. 7 ст. 20.1), а гарантийный механизм деятельности ста-

росты, финансируемый из средств муниципального бюджета (п. 8 ст. 20.1), включает:

- материально-техническое и организационное обеспечение (пп. 3 п. 7 ст. 20.1);

- предоставление служебного помещения, оргтехники и средств связи (пп. 4 п. 7 ст. 20.1);

- возмещение расходов на использование личного транспорта (пп. 5 п. 7 ст. 20.1).

Сделать определённые выводы и представить себе основные направления взаимодействия населения с органами и должностными лица государственной власти и местного самоуправления посредством института старосты сельского населённого пункта можно на основе следующей информации: «.начальники территориальных отделов в их лице обретут активных помощников в решении ежедневных будничных, но таких важных для селян вопросов, как: работы по благоустройству поселка, общественный контроль за уборкой и вывозом мусора, участие в организации по выпасу скота с личных подворий, содержание придомовых территорий, проведение субботников и озеленения, устранение порывов в сфере коммуникаций, пропаганда недопущения стихийных свалок, обустройство кладбищ и памятных мест на территории села, профилактика пожаров, и многое другое [...] работа старосты будет строиться в тесном взаимодействии, как с администрацией округа, так и с участковыми уполномоченными полиции по вопросам соблюдения жителями общественного порядка, также старосты помогут в обеспечении своевременного внесения населением налогов, коммунальных и арендных платежей, проведение разъяснительной работы среди односельчан по положениям законов, правовых актов, касающихся жизнедеятельности жителей села, будут доводить различную официальную информацию либо объявления» [6].

В настоящее время в Ставропольском крае взаимодействие представителей местных сообществ и публичной органов власти муниципалитетов и субъекта федерации, предполагает всё более активное вовлечение старост сельских населенных пунктов, что можно оценивать и как положительную тенденцию развития представительной демократии и тенденцию демократизации властных институтов.

Примером указанного взаимодействия, может служить реализуется программа «Малое село», которая реализуется в Ипатовском городском округе с 2019 г., включающая сельские населенные пункты, с населением как менее ста человек (всего таких 9), так и от 100 до 750 человек (всего таких населенных пунктов 24)[4].

Программа предусматривает создание фондов сельских старост в населенных пунктах чис-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

ленностью населения до 100 человек, средства которых будут направленны на благоустройство и предполагает завершение работ к 2024 г.

Муниципальная программа предусматривает взаимодействие нескольких уровней публичной власти: органы государственной власти Ставропольского края участвуют в программе путём софинансирования, обеспечивают обсуждение и методическую помощь, одновременно программа является «пилотным проектом» для руководства Ставропольского края с целью получения опыта для продолжения программной работы «по созданию комфортной сельской среды и сохранению сельских населенных пунктов с малочисленным населением» [9].

Таким образом, институт старосты сельского населенного пункта имеет значимый потенциал становления в качестве посредника во взаимодействии населения и органов публичной власти, прежде всего - местного самоуправления, и, следовательно - повышения эффективности властных институтов и усиления доверия населения к ним.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/ (дата обращения: 02.12.2021).

[2] Закон Ставропольского края от 10 октября 2013 г. № 80-кз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs. cntd.ru/document/460190401 (дата обращения: 02.12.2021).

[3] Закон Ставропольского края от 10 декабря 2018 г. № 99-кз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края» [Электронный ресурс]. - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2600201812140002 (дата обращения: 02.12.2021).

[4] Муниципальная программа «Малое село Ипатовского городского округа Ставропольского края». Утверждена постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 25 декабря 2018 г. № 1675 // [Электронный ресурс]. - URL: http://ipatovo.org/userfiles/ file/2019/yanvar/post_1675_1_.rar (дата обращения: 02.12.2021).

[5] Выступление председателя Думы Ипатовского городского округа И.В. Литвинова // Дума Ипатовского городского округа Ставропольского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

края. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ipatovo.org/page.php?id=17498&print=page (дата обращения: 02.12.2021).

[6] Из стенограммы заседания комитета Думы Ставропольского края по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению в декабре 2018 г. Выступление председателя Думы Ипатовского городского округа И.В. Литвинова // Дума Ипатовского городского округа Ставропольского края. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipatovo.org/page. php?id=17498&print=page (дата обращения: 02.12.2021).

[7] Материалы круглого стола «Об актуальных вопросах развития территориального общественного самоуправления в Ставропольском крае», организованном комитетом Думы Ставропольского края по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению. - Ставрополь, 16 мая 2019 г.

[8] Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А., Цапко М.И. Тенденции правового регулирования муниципальной демократии в российской федерации. - М.: Юрилитинформ, 2020. - С. 237-253.

[9] Программа «Малое село» в Ипатовском округе получила поддержку главы региона Владимира Владимирова. В качестве пилотного проекта она послужит примером для других муниципальных образований и позволит реализовать посыл губернатора «дойти до каждого» [Электронный ресурс]. - URL: http://pobeda26.ru/novosti/ obshhestvo/inicziativyi-zhitelej-malyix-poselenij-podderzhat-na-stavropole (дата обращения: 02.12.2021).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrash-cheniya: 02.12.2021).

[2] Zakon Stavropol'skogo kraya ot 10 oktyabrya 2013 g. № 80-kz «O gosudarstvennoj podder-zhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij v Stavropol'skom krae» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/460190401 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[3] Zakon Stavropol'skogo kraya ot 10 dekabrya 2018 g. № 99-kz «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Stavropol'skogo kraya» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/2600201812140002 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[4] Municipal'naya programma «Maloe selo Ipa-tovskogo gorodskogo okruga Stavropol'skogo kraya». Utverzhdena postanovleniem administracii Ipa-

tovskogo gorodskogo окгида Stavropol'skogo кгауа ot 25 dekabrya 2018 д. № 1675 // [Е^МгоппУ resurs]. - URL: http://ipatovo.org/userfiles/file/2019/ yanvar/post_1675_1_.rar (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[5] Vystuplenie predsedatelya Dumy 1ра-tovskogo gorodskogo okruga I.V. Litvinova // Duma Ipatovskogo gorodskogo okruga Stavropol'skogo kraya. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.ipa-tovo.org/page.php?id=17498&print=page (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[6] ^ stenogrammy zasedaniya ^т^а Dumy Stavropol'skogo kraya po zakonodatel'stvu, gosu-darstvennomu stroitel'stvu i mestnomu samouprav-leniyu V dekabre 2018 д. Vystuplenie predsedatelya Dumy Ipatovskogo gorodskogo okruga I.V. Litvinova // Duma Ipatovskogo gorodskogo okruga Stav-ropol'skogo kraya. [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.ipatovo.org/page.php?id=17498&print=page (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[7] Materialy kruglogo stola «ОЬ aktual'nyh voprosah razvitiya territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya V Stavropol'skom ^ае», organ-izovannom komitetom Dumy Stavropol'skogo kraya po zakonodatel'stvu, gosudarstvennomu stroitel'stvu i mestnomu samoupravleniyu. - Stavropol', 16 maya 2019 д.

[8] Nudnenko L.A., Thabisimova L.A., Capko М.1. Tendencii pravovogo regulirovaniya municipal'noj demokratii V rossijskoj federacii. - М.: YUrilitinform, 2020. - S. 237-253.

[9] Programma «Ма1ое selo» V Ipatovskom okruge poluchila podderzhku glavy regiona Vladimira Vladimirova. V kachestve pilotnogo proekta опа posluzhit primerom dlya drugih municipal'nyh оЬга-zovanij i pozvolit realizovat' posyl gubernatora «dojti do kazhdogo» [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// pobeda26.ru/novosti/obshhestvo/imczia-tivyi-zhitelej-malyix-poselenij-podderzhat-na-stavro-pole (data obrashcheniya: 02.12.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.