УДК 001(091); 378(091) ББК 72.3; 74.58
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СОВЕТСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
I К.В. Осколок
66
Аннотация. В условиях реформирования высшей школы Российской Федерации весьма актуальным является изучение исторического опыта деятельности советских вузов, в том числе университетов. Характерные особенности имели теория и методика обучения химии студентов в университетах Советской России. Основная цель данной статьи состоит в анализе процесса эволюции теоретических основ и методических приемов обучения студентов химических факультетов советских университетов. Автор рассматривает следующие проблемы: поиск новых теоретических подходов в организации высшего образования в первые годы Советской власти; деятельность органов управления образованием РСФСР и СССР по развитию теории и методики подготовки квалифицированных специалистов; снижение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава советских университетов в 1920-е гг. и его постепенное повышение в последующие годы; причины падения общеобразовательного уровня студентов в первые годы Советской власти; меры администрации и общественных организаций университетов по его повышению; распространение опыта лучших советских университетов по обучению студентов химии; особенности работы химических факультетов университетов с иностранными студентами. Статья содержит шесть разделов, которые соответствуют этапам эволюции советской высшей школы: 1917-1921, 1921-1932, 1932-1953, 1953-1964, 1964-1985, 1985-1991 гг. В заключении делается основной вывод о целесообразности использования лучших теоретических наработок и методических приемов обучения студентов химии, характерных для советской высшей школы, в современных российских вузах.
Ключевые слова: химические факультеты советских университетов, теория и методика обучения химии.
DEVELOPMENT OF THE THEORY AND METHODS OF CHEMISTRY TEACHING IN THE SOVIET UNIVERSITIES
■ K.V. Oskolok
Abstract. Within the reforming system of the higher school of Russian Federation, learning the historical experience of the Soviet higher education institutions, including universities, is of current importance. The theory and methods of teaching chemistry in the universities of Soviet Russia had special characteristics. The main objective of this article is to analyze the process of evolution of theoretical bases and methods of teaching students of chemical faculties of the Soviet universities. The author considers the following problems: search of new theoretical approaches in the organization of the higher education in the first years of the Soviet power; activity of the education governing bodies of RSFSR and the USSR on development of the theory and methods of training qualified specialists; decrease in a skill level of the faculty of the Soviet universities in the 1920th and its gradual increase in the following years; the reasons of falling of general education level of students in the first years of the Soviet power; measures of administration and public organizations of universities for its increase; sharing the experience of the best Soviet universities in teaching chemistry; features of work of chemical faculties of universities with foreign students The article contains six sections which correspond to stages of evolution of the Soviet high school: 1917-1921, 1921-1932, 1932-1953, 1953-1964, 1964-1985, 1985-1991. In the end the main conclusion about expediency of the use of the best theoretical practices and methods of teaching chemistry typical to the Soviet higher school in modern Russian higher education institutions is drawn.
Keywords: chemical faculties of the Soviet universities, theory and methods of training chemistry.
67
Введение
В истории отечественной высшей школы ее советский период (1917— 1991 гг.) был относительно непродолжительным, но весьма насыщенным и разнообразным. Советское партийно-государственное руководство уделяло высшей школе значительное внимание, понимая роль университетов, академий, институтов и других вузов в деле подготовки квалифицированных кадров для
народного хозяйства. На всех этапах становления и развития системы советской высшей школы особое внимание уделялось университетам, как центрам образования, науки и культуры, которые готовили элитные кадры специалистов. Для лучшего понимания процессов, происходивших в советской высшей школе, большое значение имеет научная периодизация ее истории. Автор статьи в изложении заявленной темы выделяет
шесть этапов эволюции советской высшей школы и университетского химического образования.
Переходный этап в истории российской высшей школы (1917-1921 гг.)
Исторический этап 1917 — начала 1920-х гг. характеризовался нестабильностью и упадком университетской системы, дезорганизацией образовательной деятельности. События революции 1917 г. и Гражданской войны нарушили нормальный ход учебного процесса, а также повлияли на состав профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента. Большая его часть поддержала советскую власть, а другая оказалась в стане противников. 6 августа 1918 г. части Чехословацкого корпуса взяли Казань и захватили золотой запас России [1, с. 427]. В сентябре 1918 г. группа преподавателей и студентов Казанского университета, включая химиков, ушла на восток страны с войсками белочехов. Пермский универ-__ ситет с декабря 1918 по июль 1919 г. 68 не работал. В июле 1919 г. в Перми не осталось сотрудников химического отделения в связи с эвакуацией университета в Томск вместе с белогвардейскими войсками. После восстановления советской власти в Перми и замены значительной части преподавателей занятия со студентами возобновились только в 1921 г.
В столичных университетах положение было лучше, о чем свидетельствуют воспоминания бывших студентов-химиков. Вот что рассказывал выдающийся советский химик, президент АН СССР, академик А.Н. Несмеянов о своей учебе в 1917—1922 гг. на естественном отде-
лении физико-математического факультета Московского университета: «Я в первое время охотно ходил на все лекции. Однако все более убеждался, что как ни интересны лекции, но толку от них мало; в одно ухо входит, в другое выходит. Работать же с учебниками по всем разнородным предметам одновременно было просто невозможно. Поэтому я сосредоточился на тех главных для меня предметах, которые и собирался сдать весной: общей химии, первой части физики, математике, кристаллографии. К счастью, предметная система не указывала порядка и сроков сдачи определенных предметов. Для перехода на следующий курс необходим был некоторый минимум, да и самый переход этот был в известной мере условен. Просто для окончания университета нужно было получить определенные для каждой специальности зачеты по практикумам и сдать определенные экзамены. Для студентов физико-математического факультета нормальный срок обучения был 4 года, в которые все это можно было успеть сделать» [2, с. 61].
С 1918 г. начинается кардинальное реформирование законодательной базы всей системы образования в Советской России на основе «пролетарского права», становление новой идеологии в деятельности учебных заведений. Одновременно предпринимаются первые шаги в области изменения структуры и специализаций высшей школы, оказавшие непосредственное влияние на становление советской системы университетского химического образования. Во главе этого сложного процесса стоял Народный комиссариат просвещения РСФСР, которым руководил А.В. Луначарский.
В 1918—1921 гг. советским правительством проводилась политика расширения сети высших учебных заведений, включая систему университетов. В тот период были открыты университеты в Нижнем Новгороде, Воронеже, Иркутске, Владивостоке, Смоленске, Екатеринбурге (Уральский университет), где действовали химические кафедры. Новые университеты, как правило, имели слабую учебную материально-техническую базу, но рассматривались в качестве интеллектуальной основы советской власти.
В ряде университетов РСФСР было расширено преподавание химических наук. Например, в Томском университете, наряду с кафедрами общей и медицинской химии, действовавшими на медицинском факультете с конца XIX века, была создана кафедра органической химии, которой в 1918-1923 гг. заведовал профессор Я.И. Михайленко. В 1917 г. в Томском университете был открыт физико-математический факультет с химическим отделением и кафедрами аналитической, неорганической, органической, физической и технической химии. В Саратовском университете с 1922 г. на естественном отделении педагогического факультета действовали кафедра неорганической химии с лабораторией качественного анализа, кафедра органической химии с лабораторией количественного анализа и кафедра технической химии.
2 августа 1918 г. вышел декрет Совнаркома РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения», который объявлял о праве каждого желающего стать слушателем любого вуза бесплатно и без предоставления документов об образовании. Осенью 1918 г. в Московский университет
было подано около 3000 заявлений граждан о приеме на медицинский факультет, более 700 - на физико-математический и столько же - на естественный (в учебные программы этих факультетов входило изучение химических наук). Число абитуриентов значительно превышало количество вакансий. Согласно распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР от 24 октября 1918 г., среди тех, кто выдержал устные испытания по математике и физике, возможность поступления определялась по жребию, остальные зачислялись в кандидаты [3, оп. 1, д. 54, л. 2].
Однако реалии эпохи военного коммунизма перечеркнули энтузиазм молодежи, стремившейся к обучению в университете. Безработица и голод заставляли большинство студентов тратить значительную часть своего времени не на посещение занятий, а на добывание средств к существованию и налаживание быта. В аналогичной ситуации оказались профессора и преподаватели, месячного жалованья которых (4800 и 3600 рублей соответствен- __ но) по ценам 1920 г. хватало лишь на 69 два-три дня. В 1919-1920 гг. ушли из жизни многие представители российского университетского сообщества, ставшие жертвами голода, тифа, трагических переживаний. Многие работники университетов уезжали в провинцию, где жизнь была дешевле, и проще достать продовольствие. Часть университетской профессуры, в том числе, химиков, эмигрировала за границу. Серьезной проблемой университетов был острый дефицит топлива и газа, а в химических лабораториях - также оборудования и реактивов. В вузах отсутствовал доступ к новой иностранной научной литературе.
70
Тем не менее, интерес к перспективному высшему химическому образованию у российской молодежи в тот сложный период был очень высоким. В 1921 г. в Московском университете было создано химическое отделение физико-математического факультета, которое сразу приобрело широкую популярность среди молодежи. Уже в 1921 г. число принятых на новое отделение студентов превысило 400 человек. На физико-математическом факультете университета действовал химический студенческий кружок, деятельность которого в тот период заключалась в изучении научной литературы и подготовке рефератов. Здесь также проводились экскурсии на химические предприятия, мероприятия по пропаганде естественнонаучных знаний среди школьников и рабочей молодежи. В работе этого кружка принимали участие многие профессора и преподаватели химических кафедр [там же, оп. 1, д. 1079, л. 9об.].
Окончание периода военного коммунизма и переход к новой экономической политике привели советское партийно-государственное руководство к мысли о важности реформирования и укрепления высшей школы. Для восстановления народного хозяйства России нужны были квалифицированные специалисты, в том числе с университетским образованием.
Этап становления советской
высшей школы (1921-1932 гг.)
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 сентября 1921 г. было введено «Положение о вузах РСФСР». Этот документ сыграл положительную роль в становлении советской высшей школы; он создавал юридические предпосылки для решения
многих проблем. В 1920-1921 учебном году в советских вузах обучалось 206,6 тысяч человек, из них 93,8 тысяч - в университетах [4, с. 77]. Однако состояние материально-технической и финансовой базы высшей школы в этот период не соответствовало задачам подготовки квалифицированных специалистов, в том числе кадров химиков. В 1922 г. Правление 1-го Московского государственного университета (МГУ) сообщало председателю Моссовета Л.Б. Каменеву, что при постоянно растущем числе студентов «ряд учебных работ станет в ближайшем будущем вообще невыполнимым за отсутствием необходимых материалов и приборов» [3, оп. 1, д. 1070, л. 12]. В Московском университете многие помещения требовали ремонта.
Серьезную проблему представляли так называемые «пробки» - очереди на работу студентов и аспирантов в лабораториях, которые могли продолжаться год и более. По плану Государственного ученого совета (ГУС) Народного комиссариата просвещения РСФСР практикум по физической химии для студентов химических отделений составлял 20 синтезов, время его прохождения - 5 месяцев непрерывной работы. На заседании Правления 1-го МГУ и финансово-хозяйственной комиссии 9 июля 1925 г. профессор Я.Г. Пржеборовский сделал по данному вопросу доклад, в котором отмечал, что студенты старших курсов не могут в срок закончить практикум по органической и физической химии и специальные работы. При наличии 400 студентов-химиков старших курсов и при существовавшей на тот момент пропускной способности лабораторий примерный срок выполнения работ составлял не менее че-
тырех лет. В 1925—1926 учебном году 76 студентов-химиков, обучавшихся в Московском университете, вынуждены были искать места для прохождения практикума в лабораториях других столичных вузов, оплачивая практику за свой счет [там же, д. 998, л. 1, 4]. Рассматривались и варианты выезда студентов-химиков в другие города.
В этот период в соответствии с установками образовательной и промышленной политики правительства большевиков были скорректированы учебные планы и программы химических кафедр университетов. На совещании ректоров вузов РСФСР 3—5 июля 1923 г. был заслушан доклад председателя научно-технической секции ГУС Наркомпроса РСФСР О.Ю. Шмидта, представившего новые учебные планы по основным специальностям высшей школы, в том числе для химических факультетов. Их составители исходили из принципа приближения образования к потребностям народного хозяйства в практических специалистах. В результате из учебных планов вузов была «изгнана многопредметность» и сокращены сроки обучения до 3-3,5 лет за счет снижения уровня теоретической подготовки. Во всех вузах РСФСР был введен обязательный научный минимум по историческому материализму, а также по предметам «Капитализм и пролетарская революция» и «Политический строй и социальные задачи РСФСР». С осени 1922 г. преподавание этих предметов в университетах занимало четыре часа в неделю в течение одного триместра [5, с. 7-8]. Важно отметить, что университеты имели возможность составлять собственные учебные планы, не противоречащие планам ГУС.
Одной из центральных идей вузовской реформы 1920-х — начала 1930 гг. был переход на непрерывный учебный год в целях обеспечения ускоренной подготовки квалифицированных кадров, а также обеспечение непрерывной производственной практики, которая должна была составлять не менее 40-50% учебного времени. В советских вузах насаждался так называемый «бригад-но-лабораторный» (лабораторно-се-минарский) активный метод преподавания, а экзамены и зачеты были заменены коллективными отчетами студенческих бригад о проработке ими основных тем учебных занятий.
В этих условиях первостепенное значение приобретала самостоятельная работа студентов, включавшая элементы самообразования. «Химический факультет ставит задачу помочь студентам самостоятельно проработать и усвоить некоторые необходимые дисциплины; факультет берет на себя обязанность организовать самостоятельную активную работу студента, проверить степень усвоения, помогая отста- ... ющим и снабжая всем необходимым '' для учебы вплоть до учебников и руководств» [3, оп. 1, д. 1485, л. 6]. Проверка знаний студентов-химиков в соответствии с установками Наркомпроса РСФСР осуществлялась неформально — по ответам во время групповых занятий, на семинарах, в ходе бесед в лабораториях. Видный советский химик И.И. Лапкин, закончивший в 1928 г. химическое отделение физико-математического факультета Казанского университета по кафедре органической химии, вспоминал, что на экзаменах в эти годы не было билетов и не давалось время на подготовку к ответу [6, с. 83-84].
72
Эти методические новации воспринимались без энтузиазма преподавательскими коллективами химических факультетов и кафедр, большинство которых составляли работники с дореволюционным педагогическим стажем. На практике университеты стремились сохранить традиционные формы обучения и контроля уровня знаний студентов, в том числе курсовые и дипломные работы. Так, авторы Объяснительной записки к плану преподавания на химическом факультете МГУ (1930 г.) отмечали: «Весьма желательно, чтобы изучение специального материала и методов работы на четвертом курсе, чаще всего, выливалось бы в форме небольшой, практически важной и современной исследовательской работы в связи с текущими задачами данного производства». В то же время, в официальных документах химического факультета МГУ говорилось, что экзамен «не позволяет судить о знаниях экзаменуемого с той полнотой, как это может быть сделано методом лабораторно-семинарским». Отмечалось также, что провал студента на экзамене «в крайнем случае, указывает на неудовлетворительность подготовки, но не дает способа исправления далеко упущенного, кроме зубрения учебника» [3, д. 1485, л. 3, л. 7].
Химическим отделением физико-математического факультета МГУ в 1924 г. был подготовлен 21 выпускник по специальности «техническая химия», 63 - по специальности «физическая химия» и 9 - по специальности «химия». Из всего выпуска, только трое студентов сдали дипломные работы - одну по технической химии и две — по физической химии. Однако в мае 1928 г. Совет химического отделения и проблемной комиссии МГУ
утвердил темы уже 15 дипломных работ студентов-химиков.
Постепенное свертывание НЭПа и переход к разработке пятилетних планов развития народного хозяйства СССР внесли существенные изменения в жизнь высшей школы. Высокие темпы индустриализации, коллективизации и культурной революции требовали умножения числа специалистов с высшим образованием, их плановой подготовки.
Этап формирования системы высшей школы СССР (1932-1953 гг.)
Начало этому этапу положило Постановление Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Документ вернул советскую высшую школу на путь дальнейшего развития и совершенствования традиционной отечественной системы подготовки кадров квалифицированных специалистов. Был отменен бригадный метод обучения студентов; в вузах восстановили в правах лекции, семинары, лабораторные и практические занятия.
Представляет интерес методология построения учебного процесса и, соответственно, распределение задач и форм обучения по курсам химического факультета Московского университета в начале 1930-х гг. Прием на первый курс химического факультета осуществлялся в два потока — к 1 сентября и к 1 марта примерно по 240 человек, которые разделялись на две части по 120 человек, в свою очередь распределявшиеся на группы, исходя из уровня подготовленности абитуриентов. Учебно-научный стержень 1-го курса обучения составляли: общая и
неорганическая химия с элементами химической технологии неорганических веществ и приемов химического контроля технологического процесса. Программа 1-го курса включала общие вводные занятия для всех групп. Студенты знакомились с характером работы химических предприятий и простейшей химической аппаратурой.
На втором курсе обучения студенческий контингент химфака МГУ вновь переформировывался; теперь группы подбирались по признаку однородных циклов. На этом этапе обучения велась более углубленная лабораторная работа на примерах аналитической химии, а также осуществлялась предварительная ориентация по одному из двух направлений — неорганической химии (с большой физико-математической базой) и органической химии (с углублением в экспериментальную работу). Второкурсники готовились к практикуму по органической и физической химии, проходили производственную практику на заводах химической промышленности в цеховых, контрольных и общезаводских лабораториях.
Студенты третьего курса продолжал обучение по дифференцированным циклам, программы которых были организованы по зеркальному принципу. Группа неоргаников в первом семестре знакомилась с синтетическими работами органической химии, затем переходила к практикуму по физической химии; группа органиков начинала с практикума по физической химии. Во втором семестре студенты переходили к углубленному изучению синтетических методов органической химии. Такой подход давал на практике лучшие результаты и позволял «очень хорошо связать
специальные лаборатории 4-го курса с выходным практикумом 3-го курса» [3, д. 927, л. 3-4]. На этом этапе студенты окончательно фиксировали свою специальность; они должны были направляться на производственную практику в цеха и лаборатории соответствующих производств.
Четвертый курс обучения посвящался исключительно специальным предметам и занятиям в лабораториях. Построение учебных программ предполагалось не только по группам, но и с учетом персональных склонностей и возможностей каждого студента. Программа 4-го курса должна охватывать весь тот материал, который был усвоен студентами в процессе производственной практики, дополняться заданиями академических лабораторий и курсов.
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советской высшей химической школы: пострадала материально-техническая база учебных заведений, существенно сократилась численность преподавательского состава и студенчества. Во многих вузах СССР 1941-1942 уч. г. '3 был фактически сорван в связи с их эвакуацией в восточные регионы страны и обустройством на новых местах. В том учебном году некоторые химические вузы и факультеты не проводили выпуски специалистов.
В 1940-1941 уч. г. в СССР действовало 30 университетов, имевших (за исключением Карело-Финского университета) химические факультеты [7, оп. 2, д. 648, л. 104 об.]. С началом военных действий часть из них (в Белоруссии, на Украине и Прибалтике) была закрыта, часть эвакуирована на восток страны. Фашистскими варварами были со-
жжены или взорваны корпуса химических факультетов Днепропетровского, Киевского и Воронежского университетов, из химических лабораторий Тартуского и Львовского университетов вывезено все имущество. Было разграблено оборудование лабораторий химического факультета Харьковского государственного университета. От авиационных бомбежек частично обрушилось здание Химического института Ленинградского университета, было повреждено или уничтожено оборудование его лабораторий.
Большинство университетов, особенно из западных регионов СССР, эвакуировались без учебного оборудования, литературы и необходимого имущества. Обеспечение учебного процесса ложилось на принимавшие их вузы, местные органы власти и общественные организации восточных районов Советского Союза. Самоотверженно работали сотрудники, студенты и преподаватели эвакуированных университетов. Воронежский университет переместился в город Елабугу (Татарская АССР), Киевский и Харьковский университеты были размещены в город Кзыл-Орда (Казахстан), Одесский университет - в город Байрам-Али (Туркмения). Белорусский университет действовал на территории дачного поселка в районе станции Сходня в Подмосковье.
На химических факультетах, так же, как и в других подразделениях эвакуированных университетов, существовала проблема планирования расписания занятий из-за того, что при сокращении общей численности студентов и преподавательского корпуса сохранялось прежнее количество учебных групп по специальностям. Чтобы добиться в условиях учебного
времени оптимальной эффективности учебного процесса студенческие группы объединялись в потоки, по некоторым дисциплинам составлялись общеуниверситетские расписания, были отменены летние каникулы. Ситуацию осложняла и острая нехватка учебных помещений. Так, студенты-химики Ленинградского университета, которых приютил Саратовский университет, занимались несколькими группами в одной комнате, занятия проходили в коридорах, на лестничных площадках.
Все химические факультеты и кафедры университетов в годы войны страдали от нехватки приборов, реактивов и лабораторного горючего, от перебоев в снабжении газом, электрической энергией и водой. Все это отрицательно сказывалось на темпах учебной и научно-исследовательской работы, а также вынуждало переносить часы лабораторной практики, заменяя их усиленными теоретическими занятиями. Так, физический практикум для студентов I курса химического факультета Ленинградского университета в 1942—1943 уч. г. был частично перенесен на следующий год; лабораторный практикум по неорганическому синтезу на IV курсе обучения — сокращен на несколько важных заданий, из-за отсутствия реактивов; неорганический синтез для III курса — перенесен на год, в виду отсутствия лабораторной базы [там же, оп. 1, д. 447, л. 2-3, 6-7].
20 августа 1943 г. Всесоюзный Комитет по делам высшей школы издал приказ «О мерах усиления самостоятельной работы студентов в 1943/44 учебном году». В документе были предусмотрены меры по усилению самостоятельной работы студентов. Предусмотреть равномерное распределение домашних заданий
в семестре и увязать их по трудоемкости с бюджетным временем студента, исходя из 20-25 часов внеаудиторной работы студента в неделю. Преподавательскому составу вузов вменялось в обязанность организовать в новом учебном году систематический контроль за работой студентов в течение семестра. Упражнения и домашние задания нужно было сопровождать обязательной проверкой теоретических знаний студента по пройденному разделу курса. Директорам (ректорам) вузов предоставлялось право, в случае невыполнения студентами по неуважительным причинам учебных обязательств и нарушения учебно-трудовой дисциплины, временно снимать их с дополнительного питания, выдаваемого сверх норм продовольственных карточек [8, с. 11].
В послевоенный восстановительный период советская высшая школа обрела новый вектор своего развития. Существенно изменился студенческий контингент за счет демобилизованных воинов. В 1940-1950-е гг. организация учебного процесса в вузах РСФСР приобрела единообразный характер. Занятия со студентами проводились в форме лекций, семинаров и лабораторной практики; проверка знаний включала зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. В 1950-х гг. значительное внимание уделялось привлечению студентов университетов к научной работе кафедр, которое осуществлялось, в том числе, на химических, биологических и других факультетах, учебный процесс которых был связан с изучением химии. Например, в начале 1950-х гг. студенты старших курсов химфака МГУ посещали научный семинар по электрохимии на одноименной кафедре профессора
А.Н. Фрумкина. В разные годы здесь слушалось от 4 до 12 студенческих докладов. Студенты участвовали по заданиям кафедры в экспериментальной научно-исследовательской работе [9, с. 24].
Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии, усиление позиций СССР в мире способствовали развитию советского государства и общества. Начавшаяся «холодная война» требовала существенного усиления оборонного потенциала Советского Союза, создания новейших средств уничтожения врага, в том числе оружия массового поражения. Перед советской университетской химией были поставлены сложные задачи по развитию ряда научных направлений и подготовке высококвалифицированных кадров.
Этап демократизации советской
высшей школы (1953-1964 гг.)
В середине 1950-х гг. в органах управления высшей школы СССР были проведены принципиальные кадровые изменения, существенно обновился ректорский корпус вузов, в том числе университетов. Повысилась роль ученых советов высших учебных 75 заведений и факультетов как органов коллективного руководства. Прошла реабилитация и освобождение из мест лишения свободы многих ученых и специалистов, часть которых была восстановлена на работу в вузы. Демократизация высшей школы способствовала ее развитию.
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В статье 32 Закона СССР записано было следующее: «Признать необходимым дальнейшее развитие университетско-
76
го образования, в частности значительно увеличить выпуск специалистов по новым разделам математических, биологических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значительно поднять роль университетов в решении важнейших проблем естественных и гуманитарных наук. Комплектование университетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в процессе обучения получали навыки работы по специальности, а специалисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт общественно полезного труда» [3, оп. 2, д. 318, л. 12].
В 1950-х гг. в университетском химическом образовании утвердилась роль кафедр как научно-методических подразделений, что создало благоприятные условия для повышения качества подготовки химиков-исследователей. Например, на кафедры химического цикла Университета дружбы народов (Москва) в период его создания и становления, возлагалось решение нескольких основных задач: 1) преподавание общих химических дисциплин (неорганической, аналитической, органической, физической и коллоидной химии) в форме теоретических курсов, семинарских занятий и лабораторных практикумов; 2) специализация студентов, обучающихся по специальности «химия»; 3) обязательное ведение научно-исследовательской работы с привлечением студентов, обучающихся по специальности «химия»; 4) подготовка аспирантов.
Профессорско-преподавательский коллектив Университета дружбы на-
родов (УДН) вел учебную работу с представителями различных стран и народов, многие из которых не только испытывали трудности при обучении на русском языке, но и имели недостаточную общеобразовательную подготовку (нередко на уровне 8 класса советской средней школы). Успеваемость советских студентов УДН, в целом, была выше, чем у контингента иностранных учащихся. Это обстоятельство определило задачу создания адаптированных учебных программ и курсов, в том числе по химии, и разработки дополнительных мер по обеспечению качества образования.
Так, на методических совещаниях кафедры органической химии УДН (1961 г.) обсуждалась программа тематических занятий, включавшая общие понятия о строении веществ и их химических и физических свойствах, о простых и сложных веществах, химических соединениях. Сотрудниками кафедры неорганической химии УДН были разработаны: краткий курс для подготовительного факультета; программы и лекции по общей химии; лабораторные работы по физико-химическому анализу. Уже в начальный период деятельности химических кафедр сложилась традиция привлечения студентов к научно-исследовательской работе, проведению коллоквиумов, подготовке научных публикаций [там же, д. 305, л. 19, 89]. На химических кафедрах университета были организованы студенческие научные кружки.
Интерес иностранных студентов к химическим наукам реализовывался, помимо основных форм занятий, в химических кружках, организованных на кафедрах химического цикла с учетом практических потребностей уча-
щихся. Так, студенты из Аргентины, Бразилии, Индонезии, Индии, ряда африканских государств предпочитали специализироваться в области химии редких и цветных металлов, в соответствии с характером добывающей промышленности своих стран. Для многих студентов и аспирантов УДН представляли интерес сельскохозяйственные науки, включая агрохимию, поэтому в 1960-е гг. на соответствующей кафедре специализировалось более 20 человек [3, д. 891, л. 37]. Студенты, специализировавшиеся в области химии, посещали передовые химические предприятия Москвы и Подмосковья (Дорогомиловский химкомбинат, химзавод «Акрихим»), где знакомились с технологиями и организацией производства, деятельностью заводских химических лабораторий.
В 1960-х гг. в учебном процессе на химических факультетах университетов была усилена роль производственной практики студентов. Например, обучение будущих химиков-исследователей в МГУ продолжалось 5 лет и 4 месяца. В общей сложности блок общеобразовательных дисциплин (общественные науки, иностранный язык, физическая культура) занимал 19,4% учебного времени, общеобразовательные предметы для химиков - 18,8%, цикл специальных дисциплин — 61,8%. За все время учебы студенты университета должны были сдать 31 экзамен и 42 зачета [10, с. 12].
После 3,5 лет учебы параллельно с занятиями начиналась производственная практика в НИИ и на предприятиях, занимавшая в общей сложности 40 недель. Студенты химфака МГУ направлялись для стажировки в НИИ электровакуумного стекла, НИИ пластмасс, НИИ черной метал-
лургии, Институт редких металлов, Государственный институт азотной промышленности, на Московский электролитный завод, Московский завод антибиотиков. На практике студенты приобретали знания об организации химических производств, получали представления о проведении рационализаторской работы, участвовали в разработке исследовательской тематики предприятий. 11-й семестр обучения студентов отводился на подготовку дипломных работ.
Пересмотр концепции развернутого строительства коммунизма в СССР и переход к развитому социализму благотворно повлияли на высшую школу, дали ей новый импульс развития с учетом отечественного и мирового опыта. В советском партийно-государственном руководстве возобладали политика и практика мирного сосуществования двух социальных систем при достижении военно-стратегического паритета. В этих условиях ставка делалась на развитие образования и науки, как гарантов национальной безопасности.
Этап бурного развития системы высшей школы СССР (1964-1985 гг.)
Экономические реформы, начавшиеся в Советском Союзе во второй половине 1960-х гг., требовали качественно новых специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Период с 1965 по 1974 г. ознаменовался дальнейшим интенсивным развитием университетской системы в СССР. За эти годы было открыто 20 университетов в различных регионах РСФСР и пять — в союзных республиках: Гомельский (Белоруссия), Донецкий, Симферопольский (Украина), Карагандинский (Казахстан) и Нукусский
77
(Узбекистан). В том числе были восстановлены в университетском статусе реорганизованные в довоенный период Самарский (Куйбышевский), Ярославский, Кубанский университеты. В этих университетах работали химические факультеты, учебно-материальная база которых существенно укреплялась.
Процесс организации новых университетов, формирования корпуса профессорско-преподавательских кадров и учебных подразделений, становления учебной и научно-исследовательской работы имел ряд общих черт. В большинстве из них изначально или вскоре после открытия действовали химические, химико-биологические и естественные факультеты, для которых подготовка химиков-исследователей была главным или одним из профильных направлений. Многие из вновь создававшихся университетов были организованы на базе педагогических или технологических институтов, в которых уже имелся определенный опыт преподавания химических дисциплин.
78 В 1970-х гг. развитие учебно-методической работы химических факультетов определялось задачами обновления теоретического содержания университетского курса химии в условиях нараставшего объема химических знаний. Научно-педагогическим сообществом университетской химии осуществлялась разработка новых, более эффективных подходов к обучению будущих химиков-исследователей. Во второй половине 1970-х гг. тема совершенствования методологии и методики университетского химического образования активно обсуждалось в сообществе советской высшей школы. Одним из ключевых аспектов данной
проблемы являлся вопрос о соотношении фундаментальных и специальных дисциплин в образовательных программах по химии [11, с. 56].
В ряде случаев химические факультеты университетов проявляли принципиальность в отстаивании своих позиций по учебно-методическим вопросам. Так, дискуссия развернулась в Уральском университете (г. Свердловск) в связи с утверждением без согласования с заведующими кафедрами учебного плана 1974 г., в котором были сокращены курсы органической химии, общей химической технологии, коллоидной химии и химии высокомолекулярных соединений: лекционная часть до 36, а лабораторная — до 32 часов. Методическая комиссия и Ученый совет химического факультета воспользовались своим правом изменить число часов и последовательность преподаваемых дисциплин; они разработали объединенный курс аналитической химии и физико-химических методов анализа с большим практикумом для второкурсников. Предусматривалось увеличенное количество часов на изучение коллоидной химии и химии высокомолекулярных соединений. Курс теоретической физики был разделен на две части: квантовая механика читалась в составе квантовой химии, а статика и термодинамика — отдельными курсами.
Ректор Московского университета академик АН СССР Р.В. Хохлов, выступая на учебно-методическом семинаре университета в мае 1977 г., отметил, что химический факультет всегда был в авангарде совершенствования учебного процесса [12, с. 7-8]. В учебном плане 1976 г. химфака МГУ на изучение профилирующих дисци-
плин (фундаментальные химические науки) выделялось до 65% учебного времени и 10% — на традиционные химические спецкурсы. Остальное время распределялось между общеобразовательными и общенаучными дисциплинами физико-математического цикла. При этом образовательная политика факультета предполагала расширение спектра спецкурсов. Если в 1976 г. профессора и преподаватели химфака Московского университета вели 140 спецкурсов, то в 1979 г. их стало уже 180 [13, с. 115].
В университетах страны в конце 1970-х — начале 1980-х гг. осуществлялся поиск новых методов подготовки химиков-исследователей. Например, в 1979 г. химический факультет Воронежского университета (ВГУ) получил разрешение Минвуза РСФСР на создание и апробацию собственного экспериментального учебного плана. Согласно документу, на фундаментальную подготовку по химии отводилось 3,5 года, затем полтора года (8-10 семестры) посвящались углубленной работе по специализации студентов и подготовке ими дипломов на кафедрах, в отраслевых и проблемных лабораториях НИИ химии ВГУ и других научно-исследовательских учреждениях.
Химфаком ВГУ была внедрена новая форма научно-исследовательской работы студентов в виде проблемных групп «Градиент», «Сплав», «Редоксит», «Мембрана», деятельность которых осуществлялась под руководством опытных преподавателей, с участием научных сотрудников и аспирантов кафедр химфака. В 1982 г. было опубликовано 25 научных статей, подготовленных при участии студентов, работавших в проблемных груп-
пах, а также внедрено 5 рационализаторских предложений. 55 студенческих работ было включено в отчеты по хозяйственным договорам и по бюджетным направлениям научно-исследовательской работы факультета. По материалам работы групп было сделано 25 докладов на республиканских научных конференциях, выполнено 80 дипломных работ [14, с. 67].
В первой половине 1980-х гг. учебно-методические проблемы обучения химиков являлись предметом внимания со стороны педагогических коллективов университетов. Наряду с сохранением традиционных форм учебной и воспитательной работы со студентами (прежде всего, схемы «учитель — ученик», опиравшейся на научный и личный авторитет профессоров и преподавателей и совместную исследовательскую деятельность) от химических факультетов и кафедр требовалось внедрение новых педагогических технологий. По проблемам совершенствования методики университетского химического образования было проведено несколько научных конференций и семинаров с участием представителей Московского, Ленинградского, Киевского, Белорусского, Иркутского и других университетов страны.
Стержнем данного направления в советской педагогике высшей школы 1980-х гг. являлась идея фундаментальности университетского химического образования. В журнальной статье И.В. Березина и А.В. Левашова, посвященной роли фундаментальных дисциплин в подготовке специалистов химического профиля, подчеркивалось, что потребность страны в квалифицированных химиках с «классической» университетской подготовкой
79
в условиях научно-техническои революции возрастает. Сущность университетского подхода к химическому образованию авторы видели в оптимальном сочетании фундаментальной подготовки со специализированными курсами. «В основе специализированного обучения лежит также фундаментальная подготовка, сфокусированная кругом проблем данного конкретного направления химической науки, — говорилось в статье. — В отличие от общих фундаментальных курсов, спецкурсы представляют собой наиболее гибкие каналы, через которые в учебный процесс поступает самая свежая научная информация» [15, с. 145].
По мнению профессора А.А Та-гер, следовало усиливать и фундаментальную часть подготовки химиков-технологов, и химико-технологический компонент университетского химического образования таким образом, чтобы два сектора подготовки квалифицированных химиков не противопоставлялись, а обогащали друг друга [16, с. 148]. Она убедительно доказывала, что в химико-технологическом 80 образовании также возможно реализовать оптимальное соотношение теории и практики. Для всех направлений высшего химического образования она считала необходимым проводить более глубокое изучение математики и вычислительной техники, физики и ее специальных разделов.
Чрезмерные траты на развитие советского военно-промышленного комплекса, непомерно большие обязательства перед союзниками снизили расходы на образование и науку. Застойные явления в экономике, грубые ошибки во внутренней и внешней политике привели партийно-государственное руководство СССР к мысли о
целесообразности коренной перестройки советского общества и демократизации социальной жизни. В этот период советская высшая школа поверглась серьезной внутренней трансформации.
Этап перестройки системы высшей школы СССР (1985-1991 гг.)
Новое партийно-государственное руководство начало проводить спонтанную перестройку политической, экономической и социальной структуры советского общества, которая закончилась развалом государства. Вместе с тем, ректорский корпус и научно-педагогическая общественность советской высшей школы делали все возможное для ее дальнейшего развития.
Политика Министерства высшего и среднего специального образования СССР была направлена на более широкое вовлечение республиканских и региональных университетов в решение задачи обновления отечественной высшей школы. Фундаментализация образования стала одной из центральных тем на Всесоюзных научно-методических совещаниях по высшему химическому университетскому образованию в Кишиневе (сентябрь 1985 г.) и в Алма-Ате (октябрь 1988 г.). В 1990 г. во Львове состоялся очередной форум представителей университетской химии на тему «Соотношение фундаментальной и специальной подготовки специалистов-химиков в университетах страны», организованный при участии Совета по химии УМО университетов СССР.
В 1960-х — 1980-х гг. научно-педагогические коллективы химических факультетов университетов работали над различными проблемами методологии химии и химического образования. Считалось, что развитие советской
науки было возможно исключительно в рамках марксистско-ленинской методологии. Поэтому в значительной части публикаций по методологии химии «определялась правильная идейная ориентация подходов к химическим явлениям и перспективам развития химической науки» [17, с. 197].
В рамках советской методологии науки решались существенные теоретические вопросы развития химии. Так, участниками методологического семинара химического факультета МГУ, действовавшего с 1960 г., разрабатывались темы: теория химического строения, теория химических реакций, теория резонансов в органической химии, актуальные проблемы химического образования. На этом семинаре состоялись научные доклады: академика АН СССР В.А. Каргина «Преподавание учения о полимерах в высшей школе» (1968 г.), профессора В.П. Спиридонова «Особенности преподавания химических дисциплин в США» (1976 г.), профессора В.И. Кузнецова «Эволюция предмета и учебной дисциплины общей химии» (1986 г.) и других ученых-химиков.
В 1988 г. в серии «История и методология естественных наук» вышел сборник статей химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, посвященный актуальным философским проблемам химии. В статьях Ю.А. Зо-лотова, Ю.Д. Третьякова, П.М. Зоркого, В.М. Петухова, Л.М. Ковбы, И.А. Семи-охина, Г.Б. Сергеева, В.И. Кузнецова, А.П. Руденко рассматривались: эволюция фундаментальных понятий и понятийного аппарата химии; принципиальные проблемы связей химии с физикой и биологией; развития нефтехимии, кристаллохимии, структурной гомологии; вопросы химии экстремаль-
ных состояний и другие теоретические аспекты химической науки.
Предметом обсуждения университетского химического сообщества стали содержание и методика преподавания по отдельным образовательным направлениям. Изучая зарубежный опыт, некоторые отечественные специалисты ставили вопрос о целесообразности сохранения кафедр как структурных подразделений химических факультетов университетов. Во многих университетах США и Западной Европы вместо кафедр создаются временные научные группы во главе с профессорами. В российских университетах кафедры были и остаются основными учебно-научными центрами подготовки квалифицированных специалистов. По свидетельству академика Ю.А. Золотова, заведующего кафедрой аналитической химии МГУ имени М.В. Ломоносова, «В России, как и в некоторых других, прежде всего европейских, странах, сохранились жесткие элементы вузовской структуры, и кафедра является основой этой структуры». Далее Юрий Александрович отмечает, что его кафедра является 81 самой большой по числу сотрудников, особенно научных, по занимаемой площади, по широте тематике исследований. «Кафедра неплохо оснащена аналитической техникой. Много молодых сотрудников. Большое число студентов химического факультета выбирает кафедру для специализации по аналитической химии» [18, с. 132-133].
В период перестройки научно-педагогические коллективы университетов связывали перспективы развития университетского образования с созданием эффективных моделей интеграции учебного и научно-исследовательского процессов. Так, в монографии
1990 г., посвященной Уральскому университету, говорилось: «Стратегически нам нужно продолжить линию на фундаментальное университетское образование с узкой специализацией выпускников курсов на филиалах кафедр в институтах УрО АН СССР, на предприятиях, в школах, в других учреждениях науки и культуры. Только так сегодня можно разрешить диалектическое противоречие между усилением как фундаментальной, так и специальной подготовки выпускников университета» [19, с. 13].
Еще в начале 1980-х гг. специалистами кафедры методики преподавания химии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена выдвигалось предложение о создании в Ленинграде Общественной академии по проблемам непрерывного химического образования. Существенное значение для развития университетского химического образования имело создание в конце 1980-х гг. Учебно-методического объединения (УМО) по химии. Деканы химических факультетов классиче-82 ских университетов составили Пленум УМО. В процессе преобразования ряда ведущих отраслевых вузов в технологические университеты, они также входили в состав УМО, что способствовало формированию общей стратегии развития высшего химического образования с учетом современной специфики профессиональной деятельности химиков различных специализаций.
Возглавляющий Учебно-методическое объединение по химии с 1992 г. академик РАН В.В. Лунин, характеризовал создание УМО как одно из самых значительных решений в деятельности последнего Министерства высшего образования СССР. Деятельность УМО
по химии охватывает такие важные задачи, как модернизация учебных программ и курсов по дисциплинам химического цикла, разработка учебной и учебно-методической литературы, внедрение новых образовательных технологий в обучение будущих химиков, открытие новых специализаций по химическим наукам. Более 20 лет работает УМО по химии, превратившись за это время в естественный научно-методический центр университетской науки и образования. Его деятельность прямо влияет на повышение качества подготовки бакалавров, специалистов и магистров по различным направлениям химии в университетах России.
Наиболее ярко это проявляется в деятельности химического факультета Московского университета. В настоящее время на факультете работают свыше 1800 сотрудников (из них около 200 докторов и 800 кандидатов наук), в том числе свыше 300 профессоров и преподавателей. На химфаке МГУ успешно развиваются новые научные школыИ.П. Белецкой,А.А. Богданова, С.М. Аваевой, С.Д. Варфоломеева, Н.С. Зефирова, Ю.А. Золотова, В.А. Кабанова, А.Л. Бучаченко, В.В. Лунина, Ю.Д. Третьякова и др. Важным направлением деятельности факультета является участие сотрудников в научной работе по конкурентным проектам: Российского фонда фундаментальных исследований, Европейского научного фонда (программы ИНТАС и КОПЕРНИКУС), Немецкого научного общества, Немецкого института экологической химии (Мюнхен) и др. [20, с. 256, 258].
Заключение
В системе университетского химического образования Советской
России на протяжении всего исторического периода велись теоретические разработки и апробация различных методов и форм подготовки квалифицированных специалистов. Университетская химия часто ощущала слабое финансирование и недостаточное внимание к ней со стороны государственного аппарата. В то же время ведущими центрами советской университетской химии был создан комплекс учебной и научно-методической литературы, разработаны учебные программы и курсы, лабораторные практикумы, основной массив которых не утратил значения до настоящего времени. В соответствии с растущим объемом научной информации и развитием технологий модернизировались содержание и структура университетского химического образования, формировались новые образовательные направления. Научно-методический потенциал и патриотизм большинства профессоров, преподавателей и сотрудников химических факультетов советских университетов позволили достичь высокого уровня подготовки специалистов и научных исследований. Все это подготовило необходимые условия для развития университетской химии в современной России.
список источников
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Революция и Гражданская война в России: 1917-1923 гг.: Энциклопедия. В 4 т. [Текст]. - М.: ТЕРРА, 2008. - Т. 4. - 560 с.
2. Ильченко, Е.В. Академик А.Н. Несмеянов - ректор Московского университета и президент Академии наук СССР [Текст] / Е.В. Ильченко, В.И. Ильченко. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 440 с.
3. Центральный государственный архив Москвы (ЦГАМ). Ф. 1609. Оп. 1, 2.
4. Бейпин, А.Е. Кадры специалистов СССР, их формирование и рост [Текст] / А.Е. Бейлин. - М.: ЦУНХУ Госплана СССР, 1935. - 420 с.
5. Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Народного Комиссариата Просвещения РСФСР [Текст]. - 1922. -№ 1. - С. 7-8.
6. Александр Ерминингельдович Арбузов: очерки, воспоминания, материалы [Текст]. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. Р-8080. - Оп. 1, 2.
8. Бюллетень Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР [Текст]. - 1943. - № 9. - С. 3-4.
9. Вестник высшей школы [Текст]. - 1959. -№ 1. - С. 12.
10. Химический факультет [Текст] / Ред.: Ю.В. Филиппов (отв. ред.) и др. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 178 с.
11. Совершенствование учебного процесса в университете с учетом отечественного и зарубежного опыта. Материалы первой сессии научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ. Москва, 24-25 февраля 1975 года [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 103 с.
12. Материалы учебно-методического семинара МГУ (Красновидово, 4-6 мая 1977 г.) [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 169 с.
13. Московский университет. 1979-1980. Учебный процесс (естественные факультеты): Каталог-справочник [Текст] / Ред.: В.И. Тро-пин и др. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 557 с.
14. Химический факультет Воронежского государственного университета (1933-2008) [Текст] / Под ред. Ю.П. Афиногенова. - 2-е изд. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. - 352 с.
15. Березин, И.В. Роль фундаментальных дисциплин в подготовке специалистов химического профиля [Текст] / И.В. Березин, А.В. Левашов // Журнал Всесоюзного Химического общества имени Д.И. Менделеева. - 1981. - Т. XXVI. - № 2. - С. 145.
16. Тагер, А.А. Роль фундаментальной науки в подготовке современного инженера-технолога и роль инженерных наук в подготовке специалиста универсального профиля [Текст] / А.А. Тагер // Журнал Всесоюзно-
83
]ЕК
го Химического общества имени Д.И. Менделеева. - 1981. - Т. XXVI. - № 2. - С. 148.
17. Руденко, А.П. О деятельности методологического семинара химического факультета МГУ за период 1960-1988 гг. [Текст] / А.П. Руденко, И.С. Сухушина // История и методология естественных наук. - М., 1988. - Вып. XXXV. Философские проблемы химии. -211 с.
18. Золотое, Ю.А. Химический анализ для всех, всех, всех [Текст] / Ю.А. Золотов. -М.: ГЕОС, 2012. - 232 с.
19. Уральскому университету - 70 лет. [Текст] / Под ред. М.Е. Главацкого и В.Е. Третьякова. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. - 224 с.
20. Зайцева (Баум), Е.А. Химическому факультету МГУ 85 лет [Текст] / Е.А. Зайцева (Баум), В.В. Лунин // Вестник Московского университета. Сер. 2. Химия. - 2014. - Т. 55. - № 5.
REFERENCES
1. Alexander Erminingeldovich Arbuzov: ocherki, vospominaniia, materially, Moscow, 1980, 334 p. (in Russian)
2. Beilin A.E., Kadry spetsialistov SSSR, ih formirovanie i rost, Moscow, 1935, 420 p. (in Russian)
3. Berezin I.V., Levashov A.V, Rol fundamental-nykh distsiplin v podgotovke spetsialistov khi-micheskogo profilia, Zhurnal Vsesoiuznogo Khimicheskogo obshchestva imeni D.I. Mende-
84 leeva, 1981, T. XXVI, No. 2. (in Russian)
4. Biulleten ofitsialnykh rasporiazhenii i soob-shchenii NKP RSFSR, 1922, No. 1, pp. 7-8. (in Russian)
5. Biulleten Vsesoiuznogo Komiteta po delam vysshei shkoly pri SNK SSSR, 1943, No. 9, pp. 3-4. (in Russian)
6. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federat-sii, F. R-8080. Op. 1, 2. (in Russian)
7. Ilchenko E.V., Ilchenko V.I., Akademik A.N. Nesmeianov - rektor Moskovskogo univer-siteta i prezident Akademii nauk SSSR, Moscow, 2013, 440 p. (in Russian)
8. Khimicheskii fakultet Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. (1933-2008), Vo-ronezh, 2008, 352 p. (in Russian)
9. Khimicheskii fakultet, Moscow, 1977, 178 p. (in Russian)
10. Materialy uchebno-metodicheskogo seminara MGU (Krasnovidovo, 4-6 maia 1977 g.), Moscow, 1978, 169 p. (in Russian)
11. Moskovskiy universitet. 1979-1980. Uchebnyi protsess (estestvennye fakultety): Katalog-spra-vochnik, Moscow, 1979, 557 p. (in Russian)
12. Revoliutsiia i Grazhdanskaia voina v Rossii: 1917-1923 gg.: Entsiclopediya, V 4 t, Moscow, 2008, T. 4, 560 p. (in Russian)
13. Rudenko A.P., Sukhushina I.S., O deiatelnosti metodologicheskogo seminara khimichesko-go fakulteta MGU za period 1960-1988 gg., in: Istoriia i metodologiia estestvennykh nauk, Vyp. XXXV. Filosofskie problemy khimii, Moscow, 1988, 211 p. (in Russian)
14. Sovershenstvovanie uchebnogo protsessa v universitete s uchetom oteche-stvennogo i zarubezhnogo opyta. Materialy pervoi sessii nauchno-metodicheskoi konferentsii profes-sorsko-prepodavatelskogo sostava i aspiran-tov MGU. Moskva, 24-25 fevralia 1975 goda, Moscow, 1975, 103 p. (in Russian)
15. Tager A.A., Rol fundamentalnoi nauki v podgo-tovke sovremennogo inzhenera-tekhnologa i rol inzhenernykh nauk v podgotovke spetsialista universalnogo profilia, Zhurnal Vsesoiuznogo Himicheskogo obshchestva imeni D.I. Mende-leeva, 1981, T. XXVI, No. 2. (in Russian)
16. Tsentralnyi gosudarstvennyi arkhiv Moskvy, F. 1609, Op. 1, 2. (in Russian)
17. Uralskomu universitetu - 70 let, Sverdlovsk, 1990, 224 p. (in Russian)
18. Vestnik vysshei shkoly, 1959, No. 1 (in Russian)
19. Zaitseva (Baum) E.A., Lunin V.V., Khimi-cheskomu fakultetu MGU 85 let, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 2. Khimiia, 2014, T. 55, No. 5, pp. 256, 258. (in Russian)
20. Zolotov Iu.A., Khimicheskii analiz dlia vsekh, vsekh, vsekh, Moscow, 2012, 232 p. (in Russian)
Осколок Кирилл Владимирович, кандидат химических наук, доцент, кафедра аналитической химии, химический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected] Oskolok K.V., PhD in Chemistry, Associate Professor, Chemistry, Analytical Chemistry Department, Chemistry Faculty, Lomonosov Moscow State University, [email protected]