Научная статья на тему 'Развитие теоретических представлений о функциях государства'

Развитие теоретических представлений о функциях государства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
827
179
Поделиться
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / STATE''S FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Грунис Евгений Игоревич

В данной статье рассматриваются различные представления о функциях государства, их целей и задач. Приводится ряд взглядов и определений функций государства.

The development of theoretical viewsabout states functions

In this article v arious representations about functions of the state, their purposes and problems are considered. A number of sights and definitions of functions of the state are resulted

Текст научной работы на тему «Развитие теоретических представлений о функциях государства»

Грунис Евгений Игоревич

аспирант кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета (тел.: 88652354446)

Развитие теоретических представлений о функциях государства

В данной статье рассматриваются различные представления о функциях государства, их целей и задач. Приводится ряд взглядов и определений функций государства. Ключевые слова: функция, государство, общество, функции государства.

E.I. Grunis, Aspirant of Financial, business and informational law's Department of Stavropol state University; tel.: 88652354446. The development of theoretical viewsabout states functions

In this article various representations about functions of the state, their purposes and problems are considered. A number of sights and definitions of functions of the state are resulted. Key words: function, the state, society, state's functions.

На всем историческом пути раз-Щ вития человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа, граждан должно представлять собой высший закон для государства. Однако на практике государство и общество далеко не всегда достигало таких высоких идеалов и обычно останавливалось на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, находящихся у власти. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения. Важнейшая роль, которую государство играет в обществе, являясь единственной организацией, призванной представлять общие интересы населения, заключается в его социальном назначении.

Социальное назначение государства проявляется и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функционирование государства не стихийно, оно имеет целенаправ-

ленный характер. Через осуществление функций государство реализует свою способность воздействовать на общественные отношения с целью решения различных задач, как сугубо классовых, так и общесоциальных. Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы [4, с. 99].

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно - и его различные функции. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная функция, освоение космоса и т.д.

Специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве орудия политической власти придает им общеобязательный характер. В силу этого функции государства характеризуются относительным постоянством. Причем в рамках одной и той же функции могут решаться разные социально-политические задачи.

Каждая функция государства должна рассмат-

38

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2012 № 3 (40)

риваться как элемент единой системы функций, вне такой системы понятие функции не имеет реального смысла. В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельности. Подобную точку зрения высказывает и И.С. Самощенко. Он считает, что функции государства - это его социальное назначение внутри и вне страны [8, а 21].

Функция государства не является устойчивым явлением, она подвержена политическим, внешнеполитическим влияниям, видоизменяя закрепленные и устоявшиеся функции того или иного государства. В зависимости от конкретных исторических условий функции изменялись, выделялись и преобразовывались в самостоятельные значения.

Широкое признание имеет определение функций государства как направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития [1, с. 190-191].

Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации защиты "общего блага", "всеобщего благоденствия", "охраны справедливости". В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования господствующих классов [2, а 9]. Г. Кельзен в своих работах пишет, что при рассмотрении деятельности государства как "чисто юридического феномена", сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями. Государство, есть не что иное, как корпорация. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций" [9, а 81].

Что касается отечественных представлений, то в 60-е годы прошлого века в советской юридической науке получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности [3, а 9-10].

С.А.Комаров рассматривает функции государства в логической связи "цель-задачи-функции" и на этом основании дает следующее их определение: "Функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением" [5, а 72]. Данное определение логически выстроено и заслуживает внимания.

Обобщая функции различных государственных систем мира можно выделить наиболее распространенную функцию государства, которая прослеживается на протяжении всей истории существования и эволюционирования государств - социальная функция.

Вопросы, связанные с регулированием помощи нуждающимся и малоимущим, долгое время оставались в сфере морали, их законодательное закрепление в государственно организованном обществе было достаточно редким. Примером могут служить предписания Законов Ману об установлении опеки для женщин, бедных, лишившихся семьи, бездетных больных, а также закрепление в них обязанностей кшатриев и вайшья раздавать милостыню.

Э. Ренан отмечает, что в эпоху Римской империи общественная помощь возникла лишь при императорах Нерве и Трояке, а наибольшего расцвета достигла при Марке Аврелии [7, а 45]. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что лишь во II веке нашей эры миру стал известен принцип, который заключался в организации опеки по отношению к бедным и рабам.

Вместе с тем, несмотря на прогрессивные идеи в обществе, вплоть до конца XIX в. государство, даже осуществляя социальные функции, не ставило своей целью защиту тех, кто попадал в тяжелую ситуацию. Тем более не ставилась задача содействия в достижении всеми достойной жизни в обществе того времени. Отдельные меры социальной помощи государства своим адресатом имели благополучную часть общества, поскольку именно ее ограждали от опасностей. Данный вывод позволяет разделить позицию А.И. Мазилова, полагающего, что первый этап в развитии социальной защищенности личности в истории общественной мысли ознаменован "защитой личности сквозь призму защиты общества, выживания его как единого целого" [6, с. 53].

Постепенное развитие принципов демократии привело к появлению понимания государства в качестве посреднического института, который от имени и посредством взносов всего населения

39

поддерживает жизнеспособность наиболее уязвимой его части [10, с. 15].

Следует отметить, что в настоящее время идея о государстве в котором главная функция является социальной (социальное государство) оттачивается до совершенства, все еще стоит вопрос о степени социальной роли государства. Каждое государство решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке, конечно, учитывая при этом исторический опыт, свои внутренние условия: политико-правовой режим, уровень экономического развития, разницу в доходах между различными слоями общества, настроения в обществе, а также в зависимости от поставленных государством целей в его развитии. Ярким примером важности правильного и своевременного регулирования функций государства в области социальной политики являются последние события в США, Франции, Испании и ряде других европейских стран. Забастовки различных социальных слоев населения есть нечто иное, как социальный конфликт, вынуждающий государство менять, как внутреннею, так и внешнюю политику, влияя тем самым на функции государства.

1. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

2. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение. 1996. № 3.

3. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

4. Клименко А.В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2000.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001.

6. Мазилов А.И. Основные типы систем социальной защиты личности. М., 1994.

7. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль, 1991.

8. Самощенко И. С. О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. М, 1978.

9. Теория государства и права: курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

10. Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2010. № 11.

1. Baytin M.I. Essence and main functions of socialist state. Saratov, 1979.

2. Demichev D.A. Function of Chernobyl's catastrophe overcoming in system of state's functions //Pravovedenie. 1996. № 3.

3. Denisov A.I. Essence and forms of the state. Moscow, 1960.

4. Klimenko A. V., Rumynina V. V. Theory of state and law. Moscow, 2000.

5. Komarov S.A. General theory of state and law. Saint Petersburg, 2001.

6. Mazilov A.I. Main types of person's social defense. Moscow, 1994.

7. Renan E. Marcus Aurelius and the end of Antique world. Yaroslavl, 1991.

8. Samoshchenko I.S. On scientific unity of problems of general theory of law and labor law. Moscow, 1978.

9. Theory of state and law: course of lectures / Edited by M.N. Marchenko. Moscow, 1998.

10. Shaposhnikov S.P. Social state in Russia: historical-theoretical aspect//History of State and Law. 2010. № 11.

_40

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2012 № 3 (40)