Научная статья на тему 'Развитие темы социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе XIX - начала XX веков'

Развитие темы социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / БОГАТСТВО / БЕДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова Руфина Ринатовна

В статье рассматривается тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе XIX начала XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие темы социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе XIX - начала XX веков»

Русский народ настолько поэтичен и музыкален, что любые многолюдные праздничные и бытовые мероприятия всегда сопровождают песнями: дома -застольными, в полях - благодарственными. Приведу примеры некоторых из них с сохранением правописания того времени:

«Ты девица-красавица, дородница, безприданница, Возьмут тебя без приданого, без ворона коня стоялова, Без гусака без чубарова, без девицы без ключницы И без бабы без приспешницы».

Перед читателем свадебная песня, которую напевали во время подготовки к «смотринам» в простых крестьянских семьях.

Другой пример демонстрирует бытовые отношения: «Ты кубышка моя, ты, кубышка муравленая, Ты, кубышка из Курска шла, пехтерь пирогов несла, Еще курицу жареную, требуху перепареную...»

Обратимся к Толковому словарю В. И. Даля для определения значения слова «пехтерь»: Пехтерь, пехтерь м.: «кошель, в который набивают сено» (Курск) [2, с. 877].

Можно заключить, что песня сочинена курянами, поскольку слово «пехтерь» употреблялось исключительно в Курской губернии (на этот факт указывает и В. И. Даль).

Таким образом, проанализировав статью Е. Авдеевой-Полевой, можно сказать, что ее работа представляет собой не только публицистическую, но и художественную ценность, сообщая читателю об особенностях жизни курского народа в его историческом развитии, совершенствовании творческих сил и способностей, соблюдении моральных норм и аспектов, установленных предками.

«Воспоминания о Курске» Е. Полевой - это историческая многосюжетная картина жизни курян во всей полноте обрядов, традиций, православного и бытового уклада; это литературное полотно, сотканное из настроений, знаний, наблюдений и опыта всероссийской писательницы.

Литература

1. Авдеева А. Е. Записки о старомъ и новомъ русскомъ быте. С-П: Типография Штаба военно-учебных заведений, 1842. 156 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998. 11465 с.

Развитие темы социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе

XIX - начала XX веков Шарипова Р. Р.

Шарипова Руфина Ринатовна / Sharipova Rufina Rinatovna - аспирант, кафедра башкирской литературы, фольклора и культуры, факультет башкирской филологии и журналистики, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирской литературе XIX - начала XX веков.

Ключевые слова: деньги, материальные ценности, духовные ценности, богатство, бедность.

В XIX - XX веках башкирская литература претерпевает изменения, обновляется. Зарождаются суфизм, просветительское движение. Многие произведения этого периода имеют религиозно-мистическое направление. Тема богатства и бедности тоже часто оценивается с точки зрения религиозных учений, осуждаются муллы, чиновники, богачи, которым присущи такие черты, как жадность, стремление к обогащению, двуличие, потакание низменным страстям. Их призывают быть благочестивыми, милосердными, помогать бедным. В творчестве просветителей Г. Усмана, Т. Ялсыгула, А. Каргалы, М. Кутуша, Ш. Заки, Х. Салихова есть мотивы социального неравенства и несправедливости, жестокости, разоблачаются жажда богатства и власти. Они связывают эти явления с отсутствием знаний и благочестивости. В произведении «Таржема-и хаджи Абельманих аль-бистави ас-Сагиди» Абельманих Каргалы пишет о том, каким злом является богатство. Это зло он воплощает в образе Капуса, обогатившегося на продаже зерен арбуза и вообразившего себя богом вселенной. Также примечательны образы Шамсуна и Далилы. Через них автор показывает, что общество, ориентированное на деньги, является гнилым и грязным. Он приходит к выводу о том, что погоня за мирскими благами - это источник всех несчастий и бед на земле. Он мечтает об идеальном государстве и идеальном правителе, призывает не обманываться на богатства, быть разумным в своих желаниях и довольствоваться тем, что есть, не надеяться на большее.

Один из выдающихся просветителей XIX века Ризаитдин Фахретдинов считает, что дальнейшее развитие общества возможно с помощью получения знаний, обучения какой-то профессии, освоения новой техники. По его мнению, коренное изменение общества зависит не от социально-экономических и политических условий, а от воспитания личности. На первый план он ставит вопросы воспитания и духа. Для того чтобы достичь желаемого, надо быть честным, образованным и воспитанным, считает он. «Совместную деятельность просвещенных мулл и «милосердных» богатых, использующих свое богатство для того, чтобы привлечь людей к просвещению и образованию, автор видит единственным путем примирения всех противоречий и неравенств» [1, с. 361]. Это показано на примере Салих бая и Габбас муллы в повести «Асма».

В творчестве Мухаметсалима Уметбаева также прослеживается просветительские мотивы. Однако он не связывает нищенское существование народа только с необразованностью. У него много произведений, раскрывающих политику власть имущих, которые нещадно грабят народ, лишают его земель, хотя он открыто не говорит об этом. В басне «Ремень и Лыко» он противопоставляет пользующийся почетом и уважением Ремень, украшенный золотом и серебром, и Лыко, у которого ничего нет, тем самым затрагивая вопросы социального неравенства и противоречия классов.

Начало XX века характеризуется развитием промышленности и проникновением в общество капиталистических отношений и становлением национальной башкирской буржуазии. В это время начинают появляться произведения, которые пишут о достойном труде крестьян и рабочих, показывается их богатый духовный мир и изображаются классовые противоречия между бедными и богатыми людьми.

М. Гафури одним из первых выводит главным героем башкирской литературы бедного человека («Жизнь, прошедшая в нищете» (1904), «Бедняки, или Соседка» (1907) и т.д.) Особенность отображения героев в том, что он не обвиняет какого-то конкретного богача или жадного муллу. Он раскрывает противоречия между богатыми и бедными на более глубоком уровне, показывая все общество, разделенное на богачей и бедняков. Он изображает жестокость и безжалостность, бесчеловечность богатых и с любовью пишет о таких качествах бедных, как трудолюбие, нравственная чистота, отзывчивость.

Опубликованная в 1910 году повесть З. Уммати «Отцам - назидание, молодым -урок» описывает разрушение феодально-патриархальных устоев и становление национальной буржуазии. Показано это через конфликт богатого купца Ульмаскула и его сына Биктагира, представителя буржуазии, стремящегося отойти от законов старого феодального уклада и жить по-новому. Однако, в этом произведении

47

ситуация оценивается с узко прагматичных позиций, хотя повесть примечательна тем, что там говорится о том, что нужно и важно получать образование.

Просветители видят причину пороков, социального неравенства, богатства одних и бедности других в необразованности людей и отсутствии воспитания и знаний о том, как на самом деле должен быть устроен мир, для того, чтобы все люди были счастливы. Поэтому они ставят своей целью распространение знаний и занимаются просветительской деятельностью, пишут назидания и произведения дидактического характера. А Мажит Гафури в начале ХХ века впервые вводит в башкирскую литературу образ измученного и порабощенного обстоятельствами бедняка. Он в своих произведениях осуждает царизм и буржуев, которые не позволяют бедному человеку свободно вдохнуть.

Литература

1. История башкирской литературы. Том 2. Уфа: Китап, 1990. 582 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.