Згратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
RU
Развитие субъектности студентов вуза, обучающихся по направлению «Психология», на основе формирования рефлексивных умений
Шорина А. В.1
1 Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Аннотация. Цель исследования - определение значения рефлексивной деятельности для становления субъектности и развития профессионального самосознания студентов, обучающихся по направлению «Психология». Содержательная часть статьи раскрывает значение рефлексивной деятельности в профессиональном становлении субъектности студентов, способствующей развитию самосознания, профессиональной позиции, самостоятельности. Конкретизируются сущностные характеристики субъектности обучающегося, приобретаемые в процессе рефлексивной деятельности. В отличие от других исследователей, автор делает акцент на специфике создания педагогических условий формирования рефлексивных умений в подготовке бакалавров психологии. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий формирования рефлексивных умений, направленных на то, чтобы обеспечить последовательное восхождение от стихийно-репродуктивного выполнения действий по рефлексии планирования своих рабочих процедур к произвольному регулированию своих профессиональных действий и далее к осознанному применению правил и норм профессиональной рефлексии, приемов творческой реализации способов самодиагностики и саморегуляции (рефлексивных умений) в профессиональной деятельности. Результатом работы являются выявленные педагогические условия формирования рефлексивных умений: диагностика (мониторинг) развития данных умений на основе критериев их сфор-мированности; имитационное моделирование в учебном процессе профессиональных задач-ситуаций, востребующих применение данных умений; поэтапное усложнение указанных ситуаций с целью обеспечения овладения студентами разнообразным опытом рефлексивных действий; последовательный переход от ситуаций-моделей к переносу рефлексивных действий в сферу реальной психологической практики.
Ключевые слова и фразы: рефлексивные умения; вуз; рефлексивная деятельность; субъектность; педагогические условия; профессиональное становление психолога; профессиональное самосознание.
EN
Forming Psychology Students' Subjectivity on the Basis of Reflective Skills
Shorina A. V.1
1 Saratov Socio-Economic Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Abstract. The research objective includes identifying the role of reflexive activity when forming psychology students' subjectivity and professional consciousness. The article reveals the role of reflexive activity in the formation of students' professional subjectivity as a component of their self-consciousness, professional self-esteem and autonomy. The essential features of students' subjectivity acquired in the process of reflexive activity are specified. Contrary to previous studies, the author focuses on revealing pedagogical conditions for reflective skills formation among future bachelors of psychology. Scientific originality of the study involves identifying pedagogical conditions for the formation of reflective skills required to proceed from spontaneous-reproductive performance of everyday professional tasks to conscious management of professional activity, and then to conscious application of professional reflection principles, creative self-realization techniques, self-diagnosis and self-regulation techniques (reflective skills). The conducted research allows identifying pedagogical conditions for reflective skills formation: criteria-based monitoring of the level of reflective skills development; imitational modelling of professional tasks-situations, which require reflective skills; stage-by-stage complication of educational tasks, so as to enrich students' reflexive experience; stage-by-stage transfer of reflective skills acquired in simulation training to the sphere of practical psychology.
Key words and phrases: reflective skills; higher school; reflexive activity; subjectivity; pedagogical conditions; psychologist's professional formation; professional self-consciousness.
Е-mail: 1 [email protected]
Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 24.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.25
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 3. С. 412-417 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 412-417
Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Введение
Для успешного выполнения профессиональных функций и становления субъектности будущим выпускникам вузов необходимы соответствующие знания и умения, среди которых особое значение приобретают рефлексивные умения. Можно отдельно рассматривать рефлексивные умения, связанные с самоанализом, самоконтролем, самоорганизацией своей профессиональной деятельности. Но эти умения можно и даже необходимо формировать уже на этапе подготовки бакалавров психологии в ходе самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учебной деятельности, что и обусловило актуальность данного исследования. В ходе исследования мы убедились, что становление профессиональной позиции, профессионального самосознания, личностного смысла на основе формирования рефлексивных умений требует создания особых педагогических условий и учета факторов организации образовательного процесса.
Поэтому задачами исследования являются:
- рассмотрение категориального аппарата по проблеме;
- изучение факторов, влияющих на процесс развития субъектности;
- определение структуры профессиональной деятельности и значения развития рефлексивных умений при формировании субъектности у будущих бакалавров психологии.
Методами исследования выступают теоретический анализ и синтез научных источников, изучение педагогического опыта преподавателей.
Теоретическая база исследования. Одним из важнейших направлений исследования проблемы подготовки компетентных бакалавров в вузе является развитие субъектности, выступающей определяющим фактором в их профессиональном становлении. Отметим тот факт, что в работах ведущих педагогов и психологов (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Е. Н. Волкова, В. А. Петровский, В. В. Сериков и др.) прослеживается общность подходов к определению субъектности как свойства личности, которое играет ключевую роль в профессиональном самоопределении специалиста.
Практическая значимость. В ходе исследования мы убедились, что становление профессиональной позиции, профессионального самосознания, личностного смысла на основе формирования рефлексивных умений требует создания особых педагогических условий и учета факторов организации образовательного процесса.
Основная часть
Субъектность, как показано в исследованиях названных учёных, связана не только с освоением новых способов получения знаний и умений, способностью преобразовывать собственную деятельность, но и с изменением качеств личности.
Ряд исследователей, трактуя сущность субъектности, придерживаются позиции К. А. Абульхановой-Славской, понимая под ней «жизненно-практическое и осознанное состояние личности, когда она способна определить зависящее от нее пространство жизни и деятельности, способна соразмерить свои усилия с масштабами этого пространства» [1, с. 27].
При этом личность как субъект деятельности, подчёркивает А. Г. Асмолов, «преобразует предметную действительность, в том числе и саму себя, вступая в активное отношение со своим опытом, своими потенциальными мотивами, своим характером, способностями и продуктами деятельности» [3, с. 88].
Проявление субъектности В. В. Сериков видит в самостоятельности, рефлексии, т.е. «самоизменении субъекта, самооценивании, эмоциональности, творческом подходе к решению проблем, добавлением в предметно-познавательную деятельность интеллектуального и эмоционального наполнения деятельности, способов самореализации» [18].
Выпускнику вуза, по утверждению А. А. Вербицкого и М. Д. Ильязовой, необходимо быть подготовленным к выполнению конкретных профессиональных функций, со своим предметным содержанием, требованиями и условиями, в которых она осуществляется [6]. Помимо этого, специалисты должны владеть не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, «но и технологиями оптимального решения проблем, способностью ориентироваться в меняющихся условиях, умениями прогнозировать конкретные перспективы дальнейшего развития возникающих ситуаций, осуществлять превенцию негативных последствий в нестандартных событиях и испытывать постоянную потребность в самообразовании и духовном совершенствовании» [5, с. 21].
Подготовка бакалавров психологии имеет свою специфику в силу особенностей избранной профессии, объектами которой являются проявления психических явлений в деятельности, в межличностных взаимодействиях на уровне личности и группы. Специфика профессии «психолог» состоит в ее субъект-субъектной направленности, безусловном уважении достоинства и неприкосновенности человека, его права на самоопределение, помощи в обретении гармонии личности и выявлении необходимых ресурсов для преодоления внутренних и внешних конфликтов, заботе о психологическом здоровье клиента и др.
В соответствии с требованиями ФГОС, где внимание уделяется формированию личностных показателей (самоопределению, самооцениванию, самосознанию), бакалавр психологии должен обладать набором как общекультурных, так и профессиональных компетенций, среди которых особо выделяются способности:
- к выявлению специфики психического функционирования конкретной личности с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим группам (ПК-4);
- к психодиагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мо-тивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5) [24].
Таким образом, на государственном уровне признается актуальность формирования рефлексивных умений при профессиональном становлении бакалавров психологии. Важнейшими условиями формирования профессиональных компетенций являются становление субъектности личности студента и развитие рефлексивной деятельности, что находит отражение в ФГОС.
Для психолога как субъекта профессиональной деятельности личность выступает главным инструментом его профессиональной деятельности. При оценке труда психолога к объективным характеристикам относятся профессиональные знания и умения, а к субъективным - личностные особенности, в частности рефлексивные умения, а также смыслы, отношения, установки и ценностные ориентации. Любая профессиональная деятельность представляет собой процесс, состоящий из определенной последовательности этапов.
Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, выделим в профессиональной деятельности психолога три важных, с нашей точки зрения, звена. В рамках мотивационно-ориентировочного звена психологом формулируются цели и задачи. На данном этапе осуществляются такие профессиональные функции, как диагностическая, планирование, организаторская. На этапе исполнительского звена подбираются необходимые психологические средства для осуществления реализации коммуникативной, побудительной, формирующей функций. Содержанием контрольно-оценочного звена является оценка собственных действий: исполнение аналитической, оценочной, координационной, коррекционной функций. Эффективности профессиональной деятельности соответствует успешная реализация всех компонентов. Для выполнения такого большого числа функций психологу необходим не только весомый уровень специальных знаний в области психологии, но и владение соответствующими умениями.
В нашем исследовании мы предположили, что наличие развитых рефлексивных умений является тем стержнем становления субъектности и профессиональной подготовки бакалавров психологии, который позволит качественно и эффективно выполнять профессиональные функции.
По классификации Р. В. Овчаровой к профессиональным умениям психолога относятся: коммуникативные, гностические, организаторские, проектировочные, конструктивные, оценочные, рефлексивные [14, с. 43].
Рефлексивные умения психолога выступают инструментом его профессиональной деятельности, т.к. «участвуют» в решении таких психолого-диагностических задач, как диагностика и коррекция самооценки, анализ отношения субъекта к деятельности, осознание подопечным собственных способностей и др.
Особая роль в подготовке будущих психологов и становлении их субъектности отводится рефлексивной деятельности. Результаты многолетних исследований [9; 14; 20; 22] доказывают, что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности рефлексивных умений, так как они буквально пронизывают все профессиональные этапы его деятельности. По справедливому мнению М. В. Клементьевой, «рефлексия задаёт исследовательскую позицию по отношению к жизни другого субъекта (клиента) с целью критического анализа, осмысления и оценки её эффективности для развития другого субъекта. И от того, насколько она развита у психолога, будет зависеть его профессионализм» [9, с. 96].
Ученые Т. А. Колышева и И. А. Пецина полагают, что «именно рефлексия призвана обеспечить поиск и решение ситуаций творческой коммуникации, а также возможность привлечь будущих специалистов к самонаблюдению за собственными реакциями и действиями, к оценке и выбору альтернативных подходов для осуществления своей профессиональной деятельности, ее коррекции и перестройки, к самоанализу и ориентации на развитие» [10]. Т. Ф. Ушева подчеркивает, что «рефлексивное сопровождение студентов "выводит" их на новый уровень осознанности образовательных ресурсов» [22].
Значимым показателем подготовленности психолога выступает его профессиональная позиция, не позволяющая ему разрешать проблемы клиента на бытовом уровне, а, напротив, руководствоваться научными подходами и методами психодиагностики. Следовательно, необходимым элементом становления субъект-ности обучающегося и готовности психолога грамотно применять эти методы диагностики являются сформированные рефлексивные умения.
В нашем исследовании мы считаем ключевыми следующие рефлексивные умения: аналитические, проективные и прогностические. Функции аналитических умений заключаются в развитии профессионального сознания, критическом осознании оснований и средств выполнения деятельности, контролировании и повышении эффективности деятельности в дальнейшем. Функциями проективных умений являются: моделирование собственной деятельности для разрешения ситуаций и коррекция деятельности, побуждающая к её изменению. К функциям прогностических умений относятся: организация продуктивного межличностного общения; осмысленность действий и общения; мотивация, определяющая направленность на достижение необходимого результата в совместной деятельности.
Общность мнений учёных также прослеживается относительно связи субъектности и деятельности преобразования. Важной функцией субъектности является целеобразование, связанное с возникновением идей и активности личности. По мнению психологов, активное вхождение в трудовой процесс способствует изменению личности, формируя опыт и способности выхода за свои собственные пределы. «Высшей формой развитой субъективности является рефлексия, - пишет В. И. Слободчиков, - именно она обеспечивает человеку возможность практического отношения к себе, ко всей своей жизни; превратить свою жизнедеятельность и в целом,
и в разных ее аспектах в предмет практического преобразования, в первую очередь практического и только во вторую очередь мыслительного. Именно рефлексивное сознание и целеориентированная деятельность позволяют человеку действительно встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности» [19, с. 104].
Рассматривая человека как субъекта деятельности, А. К. Маркова, В. В. Сериков и другие считают, что его нужно изучать как субъекта постижения и образования индивидуальной стратегии профессионально-творческого саморазвития, исходя из особенностей профессиональной деятельности [12; 18].
Т. А. Ольховая и Н. А. Гаврилова утверждают, что субъектность проявляется отношением человека к себе как сознательному и активному преобразователю, творцу как своей жизни, так и общества в целом [15].
Являясь субъектом деятельности, человек определяет свою траекторию профессионально-творческого саморазвития, что выражается в способности принимать, трансформировать и использовать информацию для нахождения необходимых средств выполнения задач. Поэтому обучающиеся должны получать опыт активного учения [21, с. 295], который, по мнению А. А. Вербицкого и М. Д. Ильязовой, дает возможность «достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении» [6, с. 3].
Специфика личности, утверждает А. Г. Асмолов, проявляется в её активности. Учёный делает вывод о том, что быть личностью означает проявлять активную жизненную позицию, уметь совершать выбор и оценивать итоги принятых решений, постоянно работать над собой и другими [3, с. 17].
По мнению В. В. Серикова, недостаточная реализация личности приводит к ее отчуждению, поэтому ее характеристиками является мотивирующая, избирающая, смыслообразующая, самопрограммирующаяся, оценивающая, рефлексирующая субстанция, обеспечивающая развитие «Я» - концепции, самостоятельность, целеобразование и т.д. [18].
В контексте проводимого исследования нам близка позиция Н. К. Сергеева, выделившего следующие критерии субъектности: осознание потребности в рефлексии, «уяснении и выработке ее целей и смыслов»; самостоятельное разрешение вопросов собственного образования [17].
Первичное осознание потребности в рефлексии студентами по направлению подготовки «Психология» происходит уже на первых занятиях изучения дисциплин профессионального цикла, когда студенты выполняют задания по анализу конкретных ситуаций.
На начальном этапе формирования рефлексивных умений они опираются на житейский опыт, выполняют задания на репродуктивном уровне. Затем, когда они получают специальные знания, когда перечень развитых рефлексивных умений становится более широким, они испытывают потребность в рефлексии не только своего опыта, но и потребность в рефлексии коллективного опыта.
Наиболее удачными, на наш взгляд, для этого являются занятия по анализу конкретных профессионально ориентированных ситуаций, а перспективными методами - активные методы обучения. Для нас потенциал перечисленных инновационных занятий очевиден, так как они способствуют развитию у студентов не только навыков критически осмысливать информацию, получаемую в готовом виде, но и самостоятельно исследовать то или иное явление или объект. Рефлексивные умения, сформированные таким образом, имеют личностное значение и отличаются большей степенью полноты.
Следовательно, качественные изменения деятельности, в том числе и образовательной по подготовке профессионалов, влияют на развитие личности обучающегося, а сформированность рефлексивных умений детерминирует высокую степень развития субъектности.
Особое значение в формировании названных умений приобретает отношение личности к рефлексивной деятельности, уяснение её личностного смысла, который, согласно «Краткому психологическому словарю» (2010), определяется как осознаваемая значимость для неё как субъекта деятельности тех и иных объектов и явлений действительности, определяемых их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта.
Отношение студента к рефлексивной деятельности наиболее полно формируется на третьем и четвертом курсах, когда они сталкиваются с профессиональной деятельностью лицом к лицу. Организация практики требует мастерства педагога: подбора средств, учета особенностей, формы отчётности, организации взаимопомощи, смены ролей, рецензирования работ - все это способствует формированию позитивного отношения личности к рефлексивной деятельности.
Рефлексивная деятельность формирует субъектную позицию студентов, которая рассматривается как система избирательных отношений человека к какому-то объекту, процессу, явлению, что влияет на его самопознание, самоопределение, способствуя преодолению затруднений, возникающих в ходе учебно-познавательной, а затем и в профессиональной деятельности.
Субъектную позицию личности психологи определяют как активную, целенаправленную и результативную, которая проявляется не только в настоящем, но и в перспективе её развития и имеет двусторонний характер. Позиция объективна, если она обусловлена бытием общества, если же она образуется в личностном опыте в результате его осознанного выбора, позиция становится субъективной.
Понятие «позиция» в разных научных источниках трактуется достаточно широко. В «Новейшем психологическом словаре» (2006) «позиция» определяется как развивающееся образование, зрелость которого отличается относительной устойчивостью. Профессиональное развитие обучающихся должно опираться на позитивное отношение их к будущей профессии, что будет способствовать принятию субъектной позиции и осознанию профессиональных мотивов.
Применительно к нашим исследованиям можно утверждать, что субъектная позиция студентов определяет внутреннюю структуру организации учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Р. М. Гаранина «к индикаторам наличия субъектной позиции относит рефлексивность, психологическую адаптивность и мобильность» [7]. Анализ перечисленных суждений позволяет определить субъектную позицию обучающегося как систему отношений к себе, другим, обществу, профессии, проявляющихся в общении и поведении.
Современные исследователи считают, что сформированная профессиональная субъектная позиция есть показатель успешного становления личности в профессии и залог ее творческой самостоятельности и самореализации.
По мнению Б. Г. Ананьева, субъектная позиция личности представляет собой особую систему отношений, установок, мотивов, целей и ценностей [2]. В. Н. Мясищев под субъектной позицией личности понимает доминирующие интегративные избирательные отношения человека в существенном для него вопросе [13]. Несколько отличную точку зрения высказывает А. Н. Леонтьев, считающий, что позиция является результатом, предпосылкой и условием развития сознания личности. Вместе с тем А. Н. Леонтьев говорит о позиции личности как процессе самостоятельной деятельности, которая придаёт ему чёткую направленность [11].
Исследование субъектности в её развитии означает изучение человека в динамике его содержательных отношений. Важнейшей характеристикой субъектной позиции является её осознанность.
Развитие субъектности студентов связано с профессиональным самосознанием личности, которое по-разному трактуется учёными. Так, Б. Д. Парыгин полагает, что оно проявляется в осознании человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [16], В. Н. Мясищев считает, что это и есть осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности [13].
Значимым фактором развития субъектности студентов является личностный смысл деятельности. В процессе решения конкретных практических задач, с точки зрения А. К. Марковой, социальные и познавательные мотивы обогащаются личностным смыслом, что превращает их в смыслообразующие [12]. Личностная значимость выполняемой деятельности порождает новые мотивы.
Личностный смысл деятельности, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой определяющий фактор формирования профессиональных интересов [11]. Э. Ф. Зеер утверждает, что деятельность мотивирует человека в той степени, в какой она обретает для него личностную значимость, смысл [8].
Постижение смысла влияет на изменение характера деятельности и определяет видение её перспектив, что детерминирует качественное решение стоящих производственных задач. Касаясь вопросов профессиональной подготовки будущих специалистов, мы солидаризируемся с мнением Т. А. Колышевой и И. А. Пециной о том, что осознание личностного смысла «содействует положительному отношению к обучению, приумножению и обогащению опыта» [10].
Заключение
Обращение к исследованиям Б. Г. Ананьева, О. С. Анисимова, А. В. Брушлинского, В. В. Давыдова, Э. Ф. Зеера, Е. И. Исаева, Т. Ю. Колошиной, Ю. И. Лобанова, А. К. Осницкого, Т. В. Разиной, Н. Л. Росиной, И. И. Ревякиной, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, А. А. Тюкова, Г. П. Щедровицкого и др. позволило выявить условия формирования рефлексивных умений как структурных элементов профессиональной компетентности. К таковым объективным и субъективным условиям отнесены: мотивационная готовность к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности; знание своих профессиональных функций и представление о способах успешной саморегуляции в процессе профессиональной деятельности; умение «выйти за рамки» профессиональной ситуации и выполнить интроспективные действия; использовать опыт саморегуляции, полученный в других непрофессиональных сферах (опора на общую культуру студента); создание творческих ситуаций, в которых приходится варьировать способами решения профессиональных задач; делегирование способов контроля самим студентам; использование групповых форм обучения, позволяющих студенту увидеть свою деятельность «глазами других»; абстрагирование (выделение) студентами способов рефлексии как самостоятельных универсальных действий («рефлексия над рефлексией»).
При создании педагогических условий формирования рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии должна учитываться специфика профессиональной деятельности психолога, которая, в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС, заключается в решении профессиональных задач в различных сферах общественной жизни, объектами которой являются «психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия» [24].
В качестве доминирующих средств формирования рефлексивных умений будут выступать последовательно усложняющиеся учебные ситуации, предполагающие имитационное моделирование профессиональных действий, востребующих применение рефлексивных умений.
Таким образом, субъектность проявляется в активной жизненной позиции личности, органично исходящей из внутренней детерминации и характеризующейся внешними проявлениями. Конкретизировано представление о функциях рефлексивных умений в профессиональной деятельности психолога и их роли в процессе подготовки будущих бакалавров психологии к решению задач, связанных с самоорганизацией своей профессиональной деятельности и выполнением специфических действий по анализу психических свойств и состояний клиентов, характеристик психических процессов и различных видов деятельности индивидов и групп, положительных факторов и рисков развития личности на разных возрастных этапах.
Выявлены педагогические условия формирования рефлексивных умений, среди которых - учет логики овладения студентами способами профессиональной рефлексии, проведение критериальной диагностики и мониторинга развития данных умений; создание в учебном процессе ситуаций, востребующих осознанное и профессионально корректное применение данных умений; поэтапное усложнение указанных ситуаций с целью обеспечения овладения студентами разнообразным опытом рефлексивных действий; педагогическое сопровождение переноса рефлексивных действий из учебных ситуаций в сферу реальной психологической практики.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в подготовке бакалавров психологии особое значение приобретает рефлексивная деятельность, обусловливающая развитие субъектности. Преобразующий характер рефлексивной деятельности обеспечивает успешное формирование профессиональной компетентности студентов благодаря тому, что предметное содержание получает качественно новый личностный смысл и содействует приобретению личностного опыта. Учебный процесс становится сферой личностного опыта. На аналитическом этапе результаты исследования подтвердили влияние рефлексивной деятельности на развитие субъектности у будущих бакалавров психологии, характеризующейся сформированностью профессионального самосознания, профессиональной позиции и самостоятельностью. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической и научной деятельности для разработки методического обеспечения профессиональной подготовки компетентных специалистов.
В формирующей части эксперимента мы убедились, что наличие развитых рефлексивных умений является стержнем становления субъектности и профессиональной подготовки бакалавров психологии, который позволяет качественно и эффективно выполнять профессиональные функции.
Список источников
1. Абульханова-Славская К. А. Субъект - символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе: сб. статей. М.: ИПРАН, 1995. С. 12-28.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
3. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование. М. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 768 с.
4. Балабай С. В. Ноосферная концепция образования // Наука и общество. 2019. № 2 (34). С. 110-114.
5. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 12-24.
6. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
7. Гаранина Р. М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/didakticheskie-printsipy-protsessa-formirovaniya-subektnoy-pozitsii-studentov (дата обращения: 08.04.2020).
8. Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тезисы докладов II Науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2002. Ч. 2. С. 23-25.
9. Клементьева М. В. Амплификация биографической рефлексии студентов-психологов // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 96-102.
10. Колышева Т. А., Пецина И. А. Формирование творческих компетенций будущего педагога-музыканта: рефлексивный аспект [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-tvorcheskih-kompetentsiy-buduschego-pedagoga-muzykanta-refleksivnyy-aspekt (дата обращения: 08.04.2020).
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Изд-е 2-е. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 278 с.
13. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142-155.
14. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Академия, 2008. 448 с.
15. Ольховая Т. А., Гаврилова Н. А. Субъектность как основа становления гражданской позиции студентов университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=24437 (дата обращения: 20.05.2020).
16. Парыгин Б. Д. Социальная психология: истоки и перспективы. СПб.: СПбГУП, 2010. 532 с.
17. Сергеев Н. К. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования: к диалектике традиций и инноваций [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/teoretiko-metodologicheskie-problemy-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-k-dialektike-traditsiy-i-innovatsiy (дата обращения: 07.04.2020).
18. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы [Электронный ресурс]: монография. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17pedagogika/314827-1-v-serikov-lichnostno-orientirovannoe-obrazovanie-poisk-novoy-paradigmi-monografiya-moskva-1998-e-wedenie-glava.php (дата обращения: 20.05.2020).
19. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 100-108.
20. Стеценко И. А. Рефлексивная среда вуза: теория и практика проектирования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/reflective-environment-pedagogical-university-theoretical-foundations-of-design (дата обращения: 07.04.2020).
21. Тельтевская Н. В., Шорина А. В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 292-300.
22. Ушева Т. Ф. Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-aspekty-refleksivnogo-soprovozhdeniya-studentov (дата обращения: 08.04.2020).
23. Ушева Т. Ф. Формирование ответственности студента как умения кооперативной рефлексии // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска. Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2016. С. 78-81.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 37.03.01 Психология [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946. URL: http://fgosvo.ru/news/7/477 (дата обращения: 13.02.2020).