Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИКА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУД / НАУКА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальцев С.Н.

Автор рассматривает в статье вопросы духовного воспитания и развития граждан в современных условиях трансформации региона. Показано влияние религии на развитие общества, его духовности, цельности и формирования ценностных морально-этических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY MEANS OF SPIRITUAL EDUCATION

The author examines in the article the issues of spiritual education and development of citizens in modern conditions transformation of the region. Shows the influence of religion on the development of society, its spirituality, of wholeness and of formation of values and ethical norms.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 13.00.07

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Мальцев С.Н.. магистрант. ГОУ ВПОЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»

Автор расс матривает в статье вопросы духовного воспитания и развития граждан в современных условиях трансформации региона. Показано влияние религии на развитие общества, его духовности, цельности и формирования ценностных морально-этических норм.

Ключевые слова: воспитание, культура, духовность, развитие, общество, социальная работа, педагогика, труд, наука, трудовая деятельность. мотивация.

THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY MEANS OF SPIRITUAL EDUCATION

Maltsev S., magistrand. St'l HPE «Lugansk Stale University named after Vladimir Dal»

The author examines in the article the issues of spiritual education and development of citizens in modern conditions transformation of the region. Shows the influence of religion on the development of society, its spirituality, of wholeness and of formation of values and ethical norms.

Keywords: upbringing, culture, spirituality, development, society, social work, education work, science, work, motivation.

Актуальность. В современных политических условиях наблюдается отнюдь не духовной культуры, ее рост, желание быть ближе к чистому, светлому, божественному. Рождаясь вновь, наш регион Донбасса претерпел значительные моральные и материальные потери. Это не могло не остаться бесследным в душах людей. Духовенство. церковь, ее служители берут на себя ответственность за возрождение духовной культуры среди г раждан Луганской народной республики. Сейчас, как никогда, социальная работа нуждается в такой поддержке.

Способы оказания помощи нуждающемуся лицу могут быть различными. Затронем особенности формирования субъектности у социальных клиентов средствами духовного развития.

Когда речь идет о духовном развитии, подразумевается не только участие духовенства и религии, но и формирование ценностных основ мышления, основанного на моральных общественных нормах гражданского общества (доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность, патриотизм и т.д.). Религиозное воспитание играет в тгом важнейшую роль, поскольку Библия что основа морально-этических норм и субъектности современного общества. В этом смысле цели социального работника и духовенства совпадают. Церковь оказывает всяческую помощь и поддержку нуждающимся в ней. беря па себя ответственность за социальную реабилитацию, ресоциализаиию. духовное развитие, возвращение человека к нормальной жизни. Однако говорить о масштабном взаимодействии государственных служб социальной зашиты населения и церковью не приходится. Выход из этой ситуации видится в создании религиозных центров нового типа при христианских соборах для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Разработанность проблемы. Влияние религии на развитие общества, его духовности, цельности и формирования ценностных морально-этических норм волновало ученых, философов психологов и педагогов всегда. Определение духовности не однозначно, имеет как конкретный религиозный смысл, так и аллегорический в смысле близости человека к природе, единению, взаимопониманию, культуре общения и человеческим культурным ценностям вообще. Рассматривая духовность с разных точек зрения, ученые экспериментируют с его понятнйностью и применением в жизни общества, рассмотрении его воспитательных и нравственных аспектах.

Философы, понимая дух как единое религиозное явление, видят духовность во всем живом и в ценностном, в том числе и в морально-нравственной сущности человека, его душе. Видя в духовности свое человеческое предназначение. С. Франкл связал ее с идеальной целью, к которой надо стремиться на протяжении всей жизни.

С. Булгаков. Н.Федоров, В. Соловьев. Г1. Флоренский. А. Лосев и др. под пониманием духовности определяют культурно-ценностное наследие всего человечества, связывая его с наилучшими общечеловеческими ценностями.

В психологии философское понимание духовности нашло свое отражение в развитии морально-нравственных ценностей личности. при этом сторонники когнитивизма Д. Белл, Г. Спенсер, П. Гальперин. С. Каган, М. Мамардашвнли стараются найти методы, способные привить эти ценностные начала, использовать их в коррекции личности.

Нередко в педагогике, психологии и философских трудах виднейших отечественных ученых (М. Бахтин, Д. Лихачев. К). Лотман,

В. Федотова) встречается понятие духовности как ценностное значение человеческой личности. Психологи-классики (Л. Выготский. Л. Божовнч. А. Леонтьев. С. Рубинштейн) не разделяют проблемы развития и становления личности от се духовного развития. I |ред-ставнтелн современной отечественной психологической науки К. Абульханова-Славская, Б. Братусь, А. Брушлинский. Ф. Василюк, В. Гостев, Д. Леонтьев. В. Зинченко. В. Шадрпков, В. Пономаренко и др. в своих исследованиях тоже не оставляют проблему духовности без внимания.

Цель: Обозначить и определить значимость и ценность духовного развития личности в решении проблем формирования субъектности у клиентов социальной работы.

Изложение основного материала. Семья, религия, культура, образование. СМИ могут формировать субъектность личности, они и есть основа духовного развития, поскольку нельзя исключить духовность не из одного из вышеперечисленных институтов общества. В решении этих задач нельзя исключать методы социальной работы с клиентом, формы интерактивного взаимодействия по формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, творчества, бережного отношения к природе. Все эти задачи стоят перед социальным работником в развитии субъектности средствами духовного воспитания.

Остановимся на некоторых из них подробнее. К примеру, религиозные учения и проповеди как основа жизненной позиции ведут к расширению кругозора и концентрации человека на самостоятельно формирующихся границах позитивного и негативного восприятия мира, некий «кодекс чести», при этом, не перекладывая на социум ответственность за происходящее с ним в жизни (проблемы и т.п.). В Конституции ЛНР. РФ говорится о том. что каждый человек имеет право на вероисповедание, кроме того не стоит забывать о том. что он вправе выбирать веру и конфессии, а возможно, и атеистическую позицию (Статья 28 Конституции РФ). При этом социальный работник координирует работу всех специалистов, создавая команду единомышленников в формировании субъектности клиента.

Труд, творчество, наука в реальности отличаются от религиозного учения, хотя имеют в арсенале те же средства духовного развития. Труд - формирует гражданскую позицию, подразумевая внутреннее развитие, укрепляя характер человека, стремление к самосовершенствованию, невольно нацеливая на это и клиента, что подразумевает и религиозное воспитание. Творчество развивает, расширяет кругозор, мышление и позволяет чувствовать прекрасное деталь духовного развития.

Однако есть конкретные проблемы в развитии духовности, особенно среди молодежи. СМИ имеют как позитивную, так и деструктивную позицию, оказывающую влияние на развитие субъектной позиции молодежи. Квалифицированный социальный работник, несущий ответственность за духовное развитие клиента, учитывает и другие проблемы, такие как отсутствие изоляции от негативно влияющих СМИ и социума.

Нравственность современного общества, особенно некоторые молодежные тенденции во всем мире, в том числе ЛНР н РФ, морально неустойчивы, а во многом и деградируют. Пропаганда наркотиков, аморального поведения, криминала, безнаказанность в поступках без духовно-этического образования ведет к разложению современного общества уже в настоящем и закладывает основы будущего.

INNOVATIVE ECONOMY №2 2016 I 47

Задачи духовного развития - охватить все сферы жизнедеятель-ности каждого человека, независимо от уровня его заинтересован-ности п масштаба проблем. Имея конкретную концепцию развития духовного в социальном клиенте можно обозначить следующие задачи [2|:

• обозначить харакгер современного национального воспитательного идеала;

• определить задачи для духовно-нравственного развития клиента:

• составить систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа ЛИР и РФ;

• организовать основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Однако наиболее существенную и важную роль в решении социально-психологических проблем клиента являются духовные методики, практики и техники. Немаловажную роль играет индивидуальная молитва или медитация, релаксация, душевно-физическое успокоение, способствующее сосредоточению клиента на личных внутренних и внешних проблемах. Клиент социального работника обращает не только внимание на них. но и видит проблемы с другой, умиротворенной и сосредоточенной на разрешении позиции. Также ути техники духовного развития способны вывести клиента из депрессии и чувства замкнутости, отчаяния, дают веру, надежду и даже силу на разрешение неблагоприятных ситуаций, сложившихся вокруг. Цель социального работника подтолкнуть человека к этому, не навязывая и не убеждая, а мотивируя в необходимости любой, более приемлемой из вышеуказанных техник.

Психоэмоциональное состояние клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, часто изменяется и одними релаксациями и мотивациями не помочь, тогда и необходим постоянный труд, укрепляющий субъектность человека, обличающий бездействие и упущение проблем на самотек. В ЛИР и РФ законодательно приветствуется труд среди социальных клиентов. В зависимости от физиологического состояния клиента важно давать и постепенно увеличивать нагрузку в трудовой деятельности до нормальною уровня, учитывая все факторы, обусловленные конкретными проблемами в жизнедеятельности нуждающегося в этом лица. Для детей это учеба и другие развивающие мероприятия (спорт, музыка, литература, живопись. медицинские и прочие развивающие процедуры, посильная помощь взрослым). Для взрослых, способных к труду людей. - это посильная трудовая деятельность I работа, спорт, хобби, занятия домашними делами и забота об окружающих).

Понятие «субъект» (субъектность) - в своем исходном метафизнко-онтологическом значении - тесно сопряжено с христианским догматом о сущностном (товарном) бытнн [1|. Сопряженность особенно явно приживается в истории философской мысли. Наиболее полный и глубокий философский анализ субьектности представил М. Хайдсггер. дав ему такое определение «субъект, subjec! (uní) этот латинский перевод и истолкование греческого ило-KcipEvov как sub (под) и jacio (класть основание) - означает буквально «положенное-под-основу» (Хайдеггер. 1993. с. 118).

В античной философии дефиниция «субъект» имела, в основном. значение подлежащего как потаенного. Потаенная основа виделась во всем сущем, во всех вещах - слова «субъект» и «сушь» использовались как синонимы. Христианская мысль дала четкий ответ на вопрос о том. что лежит в основе сущего. I (рнчем ответ этот, как замечает М. Хайдеггер, давался «с позиции, принципиально возвышающейся над случайным человеческим мнением и блужданием». а именно: «Бытие сущего заключается в его сотворенностн Богом, всякое сущее есть сотворенное сущее» (Хайдеггер. 1993, с. 113). Метаморфоза понятия «субъект» произошла в философии Нового времени. - как следствие ее секуляризации. Понятие утратило свойство всеобщности и стало мыслиться как единичное и исключительное. Таким единственным и исключительным субъектом стал человек. Антропоцентрическая установка привела к смещению метафизике- онтологического ракурса философии на гносеологический. По словам М. Хайдеггера, сущее лишилось своего бытия и стало предметом познания, противостоящим познающему его субъекту (Хайдеггер. 1993, с. 177-192). Возвращение онтологического статуса понятию «субъект», равно как и поворот философской мысли к христианскому учению, начался с работ И. Г. Фихте. Идеи Фихте нашли свою преемственность в философии Ф. Шеллинга, а затем и Г. В.-Ф. Гегеля. На христианских основаниях

стояла не только немецкая классическая философия XIX весь экзистенционализм, и русская зарубежная философия Итак, исходное метафизико-онтологнческое значение субъект как «положенного-под-основу» является непосред сопряженным с христианским догматом о тварном бытии. ( на этот догмат, к истокам которою восходит целый ряд течений философской мысли, мы определяем субъект как начало или иначе потаенно-подответную сущность. Су" - характеристика субъектного бытия [3].

Развитие субъектности - это систематическая плш та. в основе которой должны лежать глубокие идеи и нам идеалы.

Центр духовного развития при церковных службах - нов ма социальной работы. В наш весьма прагматичный век по духовности не придет само, его нужно воспитывать, при развивать. Именно в таких центрах, созданных спецналъ молодежи должны быть разработаны дифференцированные граммы, направленные на воспитание осознания у молодых своей роли и причастности к возрождению духовного начала жизненных ориентиров с противоположным существующим копиям и извращенным ценностям, вектором.

Создание центров духовного развития при поддержке славного духовенства Лугапшины позволит разработать и в государственную программу духовного развития, при молодежь к вере, духовным ценностям, морали, тем самку вивая их субъектность. Работу таких центров, на наш должен возглавить крепкий союз между педагогами, соци-работниками и служителями церкви. Целью такой работы стать пропаганда здорового образа жизни, духовное очи оздоровление нации.

Литература:

1. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.. 199"

2. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. X" // Время и бытие. М„ 1993.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-ираветвенного и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк А. Кондаков, В. А. Тншков. М. : Просвещение, 2009. - 29 с

4. К вопросу об «андеграунде» Т. 11. Войтснко (Калуга) 11 гия человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравствен новление человека в современном российском обществе. П индивидуальности в трудах отечественных психологов (Мат Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной летию со дня рождения С Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2С Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. П. Воловиком. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. - 4;; .

48 INNOVATIVE ECONOMY | №2 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.